УДК 339.371.5
АНАЛИЗ РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ
ТОВАРАМИ
Дыганова Р.Р., КИ (ф-л) РЭУ им. Г.В. Плеханова, ассистент, [email protected]
В статье проводится анализ количественных и качественных показателей конкурентоспособности предприятий электронной торговли.
Ключевые слова: электронная торговля, конкурентоспособность, анализ рынка.
Электронная торговля потребительскими товарами - это динамично развивающаяся отрасль во всем мире. Благодаря активному распространению широкополосного доступа к сети Интернет перед компаниями сектора розничной торговли открываются совершенно новые рынки. Тем не менее рынок электронной торговли потребительскими товарами в России является слаборазвитым по сравнению с западноевропейским или североамериканским. Это обуславливается значением показателя объема реализации потребительских товаров на рынке электронной коммерции в общем объеме розничной торговли, который по итогам 2013 года составил 2%. Соответственно в США и Великобритании данный показатель составляет более 10%, а в Китае, Франции, Германии около 5% (рис.1).
Рис.1. Объем электронной торговли потребительскими товарами в общем объеме розничной торговли в разных странах [ 1]
125
По данным исследования аналитического агентства Data Insight за последние три года рынок электронной торговли потребительскими товарами вырос почти в 2 раза и по итогам 2013 года его общий объем достиг 520 млрд руб., превысив на 28% показатель 2012 года (405 млрд. руб.). Средний темп роста рынка составляет 30% и по прогнозам аналитиков указанной компании такая динамика сохранится в ближайшие 3 года. Аналитики компании Data Insight утверждают, что такая положительная динамика сохраняется в основном благодаря изменениям валютных курсов, а не ростом численности уникальных покупателей и увеличением объема продаж. Схематично изобразить состояние и тенденции развития российского рынка электронной торговли потребительскими товарами можно следующим образом (рис.2):
1166
897
690 1
520 1
405 320 1
200 0 ■ ■■■■■■ 2010 год2011 год 2012 год2013 год2014 год2015 год2016 год
Рис.2. Объемы реализации рынка электронной торговли потребительскими товарами,
млрд руб [2]
Структуру товарных групп интернет магазинов можно классифицировать по различным направлениям, таким как средняя стоимость заказа, средний объем реализации, среднее количество уникальных посетителей и т.д. Значение этих показателей отражает эффективность деятельности и конкурентоспособность не только самой товарной группы, но и интернет-магазинов, входящих в ее
126
состав. Приведем результаты анализа основных показателей эффективности деятельности интернет-сегментов по товарным группам.
Средняя стоимость заказа на российском рынке электронной торговли потребительскими товарами в 2013 году составила менее 2800 рублей. Причем в зависимости от сегмента эта сумма варьируется от 550 до 8700 рублей (табл. 1).
Таблица 1. Средняя стоимость заказа по товарным группам на рынке электронной коммерции
Средняя cтoимocть
№ Тoвapнaя ^упта oднoи токупки (выпoлнeннoгo зaкaзa),
Товары и оборудование для дома (мебель, предметы
1 интерьера, хозяйственные товары, бытовая химия, посуда)и сада 8700
2 Одежда и обувь 3750
3 Спортивные товары 2500
4 Бытовая техника и электроника 2300
5 Товары для детей 2300
6 Товары по уходу, косметика, парфюмерия 1700
7 Смешанный ассортимент 1000
8 Книги 550
Представленное выше распределение стоимостей заказов между товарными группами свидетельствует о пропорциональном распределении себестоимости между категориями товаров, входящих в соответствующие группы. Например, средняя стоимость предметов интерьера и мебели будет выше средней стоимости книг не только на рынке электронной коммерции, но и в обычных розничных магазинах [3].
Среднее количество уникальных посетителей по товарной группе и средний объем реализации потребительских товаров являются количественными показателями эффективности деятель-
127
ности электронной торговли потребительскими товарами. Уникальный посетитель - это потенциальный покупатель, который посетил сайт продавца в течение определенного времени. Чаще всего за такой период принимается один день. При повторном заходе этого потенциального покупателя на сайт продавца в течение этого дня посещение не будет учитываться в качестве уникального. Значительное количество уникальных посетителей является одним из главных показателей эффективности деятельности предприятия электронной торговли и оказывает существенное влияние на гудвилл компании при её реализации.
Далее представим средний объем реализации и среднее количество посетителей по товарным группам на основании данных, представленных аналитическим агентством Data Insight по 30 крупнейшим интернет-магазинам, реализующим потребительские товары (табл. 2).
Таблица 2. Анализ количественных показателей эффективности деятельности интернет-магазинов
№ п/п Товарная группа Средний объем выручки, млн руб Средний количество уникальных посетителей, тыс. человек
1 Авто-товары 11600 4516
2 Одежда и обувь 7390 3764
3 Бытовая техника и электроника 6137,5 3214
4 Смешанный ассортимент 5176,4 2700
5 Товары и оборудование для дома (мебель, предметы интерьера, хозяйственные товары, бытовая химия, посуда)и сада 2880 1950
Исходя из таблицы 2 видно лидирующее положение товарной категории авто-товары по объемам реализации, однако такие показатели у данной товарной группы были получены не благодаря
128
привлечению новой клиентуры, а за счет более высокого значения средней стоимости товаров. Наиболее универсальными категориями среди представленных товарных групп являются одежда и обувь и бытовая техника и электроника, которые нацелены не только на расширение своей деятельности за счет роста средней цены реализации, но и в результате привлечения новой клиентской базы.
Оценивая уровень конкурентоспособности на предприятиях электронной торговли необходимо отметить, что данная оценка может проводиться как по количественным, так и по качественным показателям. Среди количественных выделяют прибыль от реализации, выручки и т.д., среди качественных географию поставок, способы оплаты, способы доставки. Далее проанализируем соотношение количественных и качественных показателей пяти наиболее крупных по объемам реализации интернет-магазинов на основании данных рейтинга за 2013 год. В данном рейтинге принимали участие как товарное производство, так и сфера услуг (табл. 3) .
Таблица 3. Экономическая характеристика интернет-магазинов
Наимено- Катего- Сред Ско- Удоб- Удоб- Спо- Спо- Итого-
вание рия няя рость ство ство собы собы вый
магазина вы- за- выбо- оформ- до- опла- индекс
ручка груз- ра ления став- ты юзаби-
за ки това- заказа ки заказа лити
ме- сайта, ра заказа
сяц, с сред-
млн. ний
руб балл
Rgd.ru Авиа-
ж/д би- 4400 0,1 0,5 0,5 - 0,2 0,5
леты
Aeroflot.ru Авиа-
ж/д би- 3750 0,2 0,6 0,5 - 0,2 0,5
леты
Ulmart.ru БТиЭ 3308 0,4 0,8 0,8 1 0,6 0,7
Citilink.ru БТиЭ 2307 0,3 0,9 1 1 0,8 0,8
Existe.ru Автозап- 2280 0,1 0,3 0,5 0,7 0,8 0,5
части
129
Исходя из таблицы можно сделать вывод о том, что несмотря на наибольшие значения абсолютного показателя выручки интернет-магазинов Rgd.ru и Aeroflot.ru по качественным показателям лидируют магазины Ulmart.ru и Citilink.ru, поскольку предлагают наибольшее количество способов оплаты, доставки товаров и другие удобства совершения покупок на сайте продавца. В результате этого итоговый индекс юзабилити (ссылка отражающий удобство использования программного обеспечения сайта) достиг наибольших значений, среди представленных магазинов, где значение показателя составляет 0,7 и 0,8 балла соответственно [ 4].
Paccмaтривaя вoпрoc o6 урoвнe кoнцeнтрaции м инocтрaн-ньге рынкax элeктрoннoй кoммeрции, в кaчecтвe примeрa мoжнo привecти CШA, гдe нa 10 крупнeйшиx элeктрoнныx мaгaзинoв приxoдитcя 52% oт oбщeгo oбъeмa рынкa элeктрoннoй тoргoвли, из кoтoрыx 25% приxoдитcя нa дoлю крупнeйшeгo интeрнeт-мeгaмaркeтa мирa Amazon.com. Для cрaвнeния в Poccии нa 10 крупнeйшиx интeрнeт-мaгaзинoв приxoдитcя тoлькo 18% oбщeгo oбъeмa рынкa элeктрoннoй кoммeрции, из кoтoрыx крупнeйший среди интернет-магазинов по реализации потребительских товаров в физическом сегменте пo oбъeмaм выручки мaгaзин Ulmart.ru зaнимaeт лишь 3%. Это cвидeтeльcтвуeт o нaличии низ^й кoнцeнтрaции рынкa в Poccии и обратной ситуации для рынка электронной коммерции CŒA. Схематично это можно изобразить следующим образом (ри^ 3 и 4).
Ж 18 18 ■ 10
M
m крупнейших
82 i интернет-
w магазинов
Pnc 3 Cтруктурa ринга элeктрoннoй кoммeрции нo урoвню кoнцeнтрaции в PoccHH
130
_, 10 крупнейших интернет-магазинов
_ остальные интернет магазины
Рис. 4. Структура рынка электронной коммерции по уровню концентрации в США
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
• Рынок электронной торговли потребительскими товарами привлекает иностранных инвесторов для вложения своих средств с целью развития этого рынка. Однако, в ближайшее время предполагается увеличение доли существующих интернет-магазинов в результате процессов слияний и поглощений.
• Наличие на рынке электронной коммерции представителей естественных монополий, таких как Rgd.ru и АегоАо^ш, реализующих свою деятельность как традиционным способом, так и с использованием интернет-ресурсов предполагает их присутствие на верхних строчках рейтинга по объемам реализации за счет постоянного повышения цен и изменения валютных курсов. В тоже время возможности естественных монополий позволяют пренебрегать качеством оказываемых услуг, таких как скорость загрузки сайта, удобство выбора товара, удобство оформления заказа и т.д. при приобретении товаров с использованием интернет-ресурсов.
• Проникновение на рынок электронной коммерции мультиб-рендов, достигших глобальных размеров в традиционной торговле за счет заполнения определенной рыночной ниши, увеличивают концентрацию рынка электронной коммерции по сравнению с чисто электронными магазинами.
131
Источники
1. http://web.snauka.ru/issues/2013/10/26760
2. http://www.datainsight.ru/sites/default/files/DataInsight_Virin-Ovchinnikov_Rif-2014_ecommerce.pdf
3. http://my.enter.ru/community/press/blog/2014/06/23/топ-30-интернет-ритейлеров-россии-по-онлайн-выручке-в-2013-году
4. http://oborot.ru/article/686/24
Information
Dyganova R.R.
ANALYSIS OF THE MARKET OF ELECTRONIC TRADING
The analysis of quantitative and quality indicators of competitiveness in the market of electronic trading is provided in article.
Keywords: electronic trading, competitivenes, analysis of the market.
Дата поступления 05.03.2015.
132