9 (360) - 2014
Анализ конкурентоспособности
УДК 339.137.2; 339.56
оценка конкурентоспособности российской креативной экономики
в международном контексте*
Д. В. ДИДЕНКО,
кандидат исторических наук, аналитик первой категории E-mail: [email protected] Государственная корпорация «Банкразвития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»
На основе концепции креативной экономики и данных международной внешнеторговой статистики оцениваются сравнительный уровень и тенденции конкурентоспособности российской интеллекту-алоемкой экономики, преимущественно в секторе товаров.
Ключевые слова: креативная экономика, интеллектуальное производство, творческие и культурные отрасли, интеллектуалоемкие товары, конкурентоспособность, внешняя торговля.
Введение
Современное общество многие социологи и экономисты определяют как постиндустриальное, информационное, общество знаний. Бурное развитие производства и обмена интеллектуальными продуктами является одной из его наиболее широко отмечаемых характеристик. Именно в сфере ин-теллектуалоемкого производства нематериальных и материальных благ формируется и наиболее интенсивно используется человеческий капитал общества. В экономически развитых странах помимо повышения доли нематериальных благ проявляется
* Все приводимые в статье оценки и суждения являются личным мнением автора и могут не совпадать с позицией Внешэкономбанка.
тенденция к усилению ценностно ориентированной культурной составляющей потребления высококачественных материальных благ. Кроме того, в последние десятилетия стремительное снижение издержек на перемещение товаров и информации приводит к преодолению пространственно-географических барьеров.
В сложившемся понимании социально-экономический процесс глобализации определяется как совокупность тенденций к интернационализации хозяйственного, политического, культурного и других аспектов жизни национально-государственных макроструктур на том историческом этапе, когда эти тенденции приобрели всемирный охват, в результате чего мировое сообщество превращается в целостную социально-экономическую систему, а национальные социумы оказываются составными элементами единого всемирного хозяйственного организма [4, с. 155-156].
Следствием социально-экономической глобализации становится усиление конкуренции между субъектами мировой экономики разного уровня. Согласно популярному в современной экономической литературе определению М. Портера, конкурентоспособность - это свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами,
услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений [6, с. 578].
До недавнего времени в экономической литературе отсутствовала четкая формулировка понятия конкурентоспособности страны или национальной экономики. Ее можно определить как способность страны соответствовать требованиям современной мировой экономики или ее способность поставлять на мировой рынок товары и услуги по ценам их возможной реализации [5, с. 19]. При этом конкурентные преимущества отрасли национальной экономики, как и страны в целом, не сводимы к конкурентоспособности отдельных фирм, поскольку они определяются также качеством национальной конкурентной среды, в формировании которой велика роль государства и социальных институтов [3, с. 12].
В этом контексте основная цель авторского исследования - измерить интенсивность данных процессов и определить их тенденции с точки зрения перспектив развития внешнеторгового потенциала интеллектуалоемких отраслей российской креативной экономики.
Статистический инструментарий внешней торговли продукцией творческих отраслей
Наиболее длительный опыт в разработке статистического инструментария измерения международной торговли творческими товарами имеет ЮНЕСКО. Эта организация предпочитает более узкий подход, фокусируясь на потребительских товарах культурного назначения, которые являются носителями и отражением идей, символов и образа жизни людей [2, с. 420].
Первые доклады ЮНЕСКО по этой теме [13, 14] не содержали данных по СССР и большинству бывших социалистических стран. Данные по России (и только с 1996 г.) впервые появились в докладе созданного в 1999 г. Института статистики ЮНЕСКО
[15]1. Последний доклад, опубликованный в 2005 г.
[16], существенно пересмотрел методологические подходы к определению товаров культурного назначения. Наиболее важный аспект пересмотра заключался в разделении указанной категории на основную (core) группу, в которой наиболее весомую стоимостную оценку имеет собственно культурный
1 Отдельные данные из этого доклада приводились в переведенной на русский язык публикации ЮНЕСКО [1, с. 346-353].
контент, и сопутствующую (related), включающую преимущественно технические средства и носители культурно значимой информации. В связи с этим при анализе интеллектуалоемкости и конкурентоспособности более адекватные результаты дает межстрановое сопоставление показателей экспорта/ импорта товаров основной группы. Предполагается, что ценообразование культурных продуктов определяется ценностью их содержания, а стоимость их физически осязаемого компонента незначительна и условно постоянна как в экспортной, так и в импортной составляющих.
К основным товарам культурного назначения ЮНЕСКО относит товары наследия (коллекции или фрагменты коллекций; предметы, произведенные более 100 лет назад), книги (в том числе брошюры, листовки, детские картинки и книги для рисования или раскрашивания), газеты и периодические издания, другие печатные материалы (ноты, карты и атласы, открытки, иллюстрации), произведения звукозаписи (диски, магнитные ленты и пр.), предметы изобразительного искусства (живопись, скульптура и пр.), аудиовизуальную продукцию (видеоигры, фото, кинофильмы2). К сопутствующим товарам культурного назначения относятся товары, способствующие созданию и распространению культурной информации: техническое оборудование (музыкальные инструменты, видео-, фото-, фонографическая, радио- и телеаппаратура), вспомогательные материалы (бумага, краски) и прочие физические носители информации [2, с. 390, 420; 16, с. 15].
Это разделение было принято за основу Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), которая в своем первом тематическом докладе, подготовленном при содействии Программы развития ООН (ПРООН), трансформировала понятие «отрасли культуры» в понятие «креативные индустрии», расширив его за счет интеллектуалоемких отраслей, производящих товары и услуги технологического (а не только культурно-ценностного) назначения [11].
В ходе дискуссий ученых3 и совместных усилий международных организаций (ВОИС, ВТО, ПРО-ОН, ЮНЕСКО, ЮНКТАД) именно ЮНКТАД не только наиболее емко и консенсусно сформулирова-
2 За исключением художественных фильмов, производство и прокат которых относятся к сектору услуг
3 Наибольшую популярность приобрела вышедшая первым изданием в 2001 г. книга Дж. Хокинса [8], в которой достаточно широко определяется состав отраслей креативной экономики: от искусства до науки и технологий.
ла концепцию креативной экономики [12, с. 3-32], но и внедрила ее, разработав представительную базу данных по международной торговле соответствующими интеллектуалоемкими товарами, покрывающую 10 лет (с 2002 г.) [17]. При том, что базовые концепты и отраслевая структура не претерпели принципиальных изменений, их статистическое содержание изменилось очень заметно. В связи с этим данные, содержавшиеся в докладе ЮНКТАД 2008 г., не сопоставимы с данными из актуальной базы, поддерживаемой этой организацией.
Агрегированная статистика ЮНЕСКО и ЮНК-ТАД является производной от данных таможенных органов, которые фиксируют трансграничное перемещение товаров в соответствии с их стоимостью, отражаемой в таможенных декларациях. Статистические данные 160 национальных таможенных органов, охватывающих более 90 % мировой торговли, формируют статистическую базу данных ООН The United Nations Commodity Trade Statistics Database (UN Comtrade) [10]. Свои ряды данных ЮНКТАД конструирует на основе выборки и переклассификации рядов по 211 товарным позициям из указанной базы данных UN Comtrade с использованием классификации, принятой в рамках Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС, вариант 2002 г.) [18]. Данные публикуются в текущих ценах в долларах США.
При этом следует иметь в виду, что приводимые в стоимостном выражении данные ЮНЕСКО и ЮНКТАД не полностью покрывают фактические межстрановые потоки творческой продукции. Значительная часть обмена в этой сфере происходит в натуральной форме или в той или иной степени субсидируется. Таким образом, здесь имеет место межстрановая конкуренция, активными субъектами которой выступают национальные правительства и некоммерческие организации в силу заинтересованности в распространении своего интеллектуального и культурного влияния за рубежом. Аналогичные методы продвижения своей продукции на рынок (бесплатные акции, перекрестное субсидирование) используют и коммерческие хозяйствующие субъекты, в том числе в сфере креативной экономики. Таким образом, соотношения анализируемых данных отражают достигнутые совокупные результаты взаимодействия субъектов конкурентной борьбы в сфере творческой продукции на национальном уровне.
В качестве важного показателя, аппроксимирующего интеллектуалоемкость национальной экономики, рассматривается доля продукции твор-
ческих (креативных) отраслей во внешнеторговом обороте страны. При этом имеется в виду, что хотя концепт «креативная экономика» покрывает значительную часть отраслей, в продукции и услугах которых велика доля интеллектуального капитала, конечная продукция ряда важных отраслей выпадает из соответствующих статистических данных по внешней торговле, например компоненты ядерных реакторов или космических аппаратов. В то же время компьютеры в качестве средств хранения и обработки информации относятся к креативным товарам сопутствующей группы.
Для оценки внешней конкурентоспособности автором применялись следующие широко используемые относительные показатели:
- коэффициент покрытия импорта экспортом4;
- коэффициент чистого экспорта5;
- коэффициент выявленных сравнительных преимуществ (индекс Балашша)6.
В данном случае их значения интерпретируются как реализованные во внешней торговле конкурентные преимущества национального производства творческого контента [3, с. 249]. В то же время использование указанных коэффициентов для цели исследования методологически корректно, до тех пор пока они относятся к относительно массовой, а не эксклюзивной продукции, например к книгам или картинам, которые продаются в магазинах, а не на аукционах. То есть не к той уникальной продукции, у которой ценность второго и каждого последующего экземпляра заметно ниже, чем предыдущего. В этом отношении следует с осторожностью подходить к интерпретации результатов расчетов, по крайней мере по тем позициям, для которых характерны сравнительно низкие абсолютные объемы внешней торговли.
Характеристики внешнеторговой активности российских творческих отраслей
По данным ЮНКТАД, в последнее время Российская Федерация не входит в число 10 наиболее
4 Отношение экспорта к импорту (в стоимостном выражении) по определенной товарной категории [16, с. 26].
5 Отношение разности стоимости экспорта и импорта к их сумме [3, с. 249].
6 Отношение доли страны в мировом экспорте по отдельной товарной категории к ее доле в совокупном мировом экспорте [9, с. 99-123].
крупных экспортеров среди развивающихся экономик как в целом по творческим товарам и услугам, так и по их отдельным укрупненным группам [12, с. 132-162]. В то же время по величине отрицательного сальдо внешней торговли творческими товарами Россия заняла 10-е место среди стран мира, а ее соседями в данной категории стали преимущественно экономически развитые страны [12, с. 134]. Из этого можно сделать предположение, что основная внешнеторговая активность российских креативных индустрий сосредоточена в товарном сегменте, где импорт преобладает над экспортом.
Творческие товары. Из данных ЮНКТАД [17] следует, что доля товарной продукции основных творческих отраслей в российском внешнеторговом обороте в 2011 г. составляла 1 против 2,4 % в общемировом. Тем не менее за 2002-2011 гг. доля России в мировой торговле товарами данной группы заметно возросла (с 0,5 до 0,9 %) в связи с опережающим по отношению к остальному миру ростом объемов их импорта. По отношению оборота
Участие России в мировой торговле т
внешней торговли творческими товарами основной группы к ВВП положение России хуже среднемирового, при отсутствии значительных изменений за рассматриваемый период.
По творческим товарам сопутствующей группы, как и по основной, наблюдается заметное отставание России от общемировых показателей и по их доле во внешней торговле, и по отношению ее объема к ВВП. Однако в данной группе относительные показатели России скорее демонстрируют колебания, чем определенно выраженную нисходящую тенденцию, как в случае с творческими товарами основной группы. Исключением, как и в основной группе, является доля России в мировой торговле товарами сопутствующей группы, которая за рассматриваемый период возросла с 0,3 до 1 % в связи с опережающим по отношению к остальному миру ростом объемов не только импорта, но и экспорта (табл. 1).
Тем не менее при том, что доля России в мировой торговле всеми товарами с 2002 г. по 2011 г. возросла с 1,3 до 2,3 % (преимущественно за счет
Таблица 1
рческими товарами в 2002-2011 гг., %
Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
По основным творческим товарам
Оборот российской вне- 1 980,5 2 387,8 2 916,6 3 221,2 3 942,1 5 363,1 7 037,2 5 466,5 6 986,5 8 036,0
шней торговли, млн долл.
Доля России в мировой 0,5 0,5 0,5 0,5 0,6 0,7 0,8 0,8 0,9 0,9
торговле
Доля в российской вне- 1,2 1,1 1,0 0,9 0,8 0,9 0,9 1,1 1,1 1,0
шней торговле
Доля в мировой внешней 3,2 3,1 2,9 2,8 2,6 2,7 2,6 2,8 2,5 2,4
торговле
Отношение оборота рос- 0,6 0,6 0,5 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,5 0,4
сийской внешней торговли к ВВП
Отношение оборота ми- 1,2 1,2 1,3 1,3 1,3 1,4 1,4 1,2 1,2 1,2
ровой внешней торговли к ВВП
По сопутствующим тво рческим товарам
Оборот российской вне- 2 541,7 2 841,6 4 310,3 6 739,5 10 835,8 13 926,0 15 396,7 9 780,6 14 846,1 17 033,6
шней торговли, млн долл.
Доля России в мировой 0,3 0,3 0,4 0,5 0,8 1,0 1,0 0,8 1,0 1,0
торговле
Доля в российской вне- 1,5 1,3 1,5 1,8 2,3 2,4 2,0 2,0 2,3 2,0
шней торговле
Доля в мировой внешней 5,9 5,9 6,1 6,1 5,8 5,1 4,5 4,8 4,8 4,6
торговле
Отношение оборота рос- 0,7 0,7 0,7 0,9 1,1 1,1 0,9 0,8 1,0 0,9
сийской внешней торговли к ВВП
Отношение оборота ми- 2,3 2,4 2,7 2,8 2,8 2,6 2,4 2,1 2,3 2,4
ровой внешней торговли к ВВП
экспорта энергоносителей и импорта промышленных товаров массового производства), пока можно говорить о невысокой степени ее интегрированнос-ти в отношения международного обмена творческими товарами.
Рассмотрим подробнее, за счет каких направлений внешней торговли (экспорта или импорта) достигаются эти показатели, что вплотную подводит к оценкам конкурентоспособности российской креативной экономики.
Коэффициенты чистого экспорта основной группы творческих товаров в течение рассматриваемого периода не только находились в отрицательной области, но и демонстрировали тенденцию к снижению (рис. 1). Коэффициенты сравнительных преимуществ всегда находились ниже порогового значения (равного единице) и также демонстрировали нисходящую тенденцию. То есть конкурентоспособность России в основной группе творческих товаров сравнительно низкая и имеет тенденцию к ухудшению.
В сопутствующей группе российских творческих товаров - положение, в целом близкое к основной группе, но динамика индикаторов конкурентоспособности в последние годы обозначила тенденцию к улучшению. Это может быть, в частности, связано с позитивным эффектом деваль-вационных воздействий (ослабление курса рубля
по отношению к основным мировым валютам в 2009 г.), который не наблюдался в основной группе творческих товаров (рис. 2).
В большинстве творческих отраслей коэффициенты чистого экспорта, рассчитанные по данным ЮНКТАД [17], также имеют отрицательные значения (табл. 2), а коэффициенты выявленных сравнительных преимуществ, рассчитанные по данным того же источника, находятся значительно ниже порогового уровня, равного единице (табл. 3). Наиболее низкая конкурентоспособность характерна для таких отраслей, как произведения ремесел и традиционной культуры, дизайна, изобразительного искусства.
Отдельными отраслями, в которых отечественное интеллектуалоемкое производство демонстрирует определенно выраженные признаки конкурентоспособности, являются аудиовизуальная продукция (кинофильмы - по коэффициенту чистого экспорта, но не сравнительных преимуществ), а также печатная издательская продукция (за счет газет, но уже не книг).
По значимости для российской внешней торговли наибольший вклад в показатели конкурентоспособности вносят следующие товарные позиции: дизайн (предметы интерьера и все больше игрушки), печатная издательская продукция (газеты и все меньше книги). Эти две укрупненные товарные
0,8 0,6 0,4 0,2
-0,2 ■!
-0,4 --0,6
-0,8 -I
2011
- Коэффициент выявленных сравнительных преимуществ А Коэффициент покрытия импорта экспортом
- Коэффициент чистого экспорта
Источник: расчеты автора по [17].
Рис. 1. Показатели конкурентоспособности российских творческих товаров (основная группа) в 2002-2011 гг.
0
—■— Коэффициент выявленных сравнительных преимуществ А Коэффициент покрытия импорта экспортом —♦— Коэффициент чистого экспорта
Источник: расчеты автора по [17].
Рис. 2. Показатели конкурентоспособности российских творческих товаров (сопутствующая группа)
в 2002-2011 гг.
Таблица 2
Коэффициенты чистого экспорта отдельных российских
„ *
творческих товаров основной группы
Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Все основные креативные -0,17 -0,29 -0,26 -0,23 -0,30 -0,45 -0,51 -0,51 -0,64 -0,65
товары
Произведения ремесел -0,92 -0,93 -0,91 -0,84 -0,95 -0,95 -0,97 -0,96 -0,97 -0,97
Аудиовизуальная продукция -0,03 -0,16 0,27 0,08 0,57 0,82 -0,42 -0,73 0,49 0,20
Дизайн -0,70 -0,70 -0,68 -0,67 -0,72 -0,77 -0,84 -0,84 -0,91 -0,92
Новые медиа -0,82 -0,70 -0,53 -0,41 -0,31 -0,37 -0,15 -0,36 -0,45 -0,43
Исполнительские искусства 0,53 -0,09 0,33 -0,03 -0,04 - - - - -
Печатная издательская 0,36 0,28 0,26 0,29 0,26 0,08 0,02 0,10 0,14 0,15
продукция
Изобразительное искусство -0,10 -0,66 -0,48 -0,03 -0,08 -0,35 -0,69 -0,74 -0,78 -0,80
* Жирным шрифтом выделены значения категорий, которые показывают сравнительно высокую конкурентоспособность.
Таблица 3
Коэффициенты выявленных сравнительных преимуществ отдельных российских
*
творческих товаров основной группы*
Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Все основные креативные 0,25 0,21 0,21 0,18 0,17 0,16 0,15 0,16 0,12 0,11
товары
Произведения ремесел 0,01 0,01 0,01 0,02 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01
Аудиовизуальная продукция 0,10 0,08 0,24 0,09 0,10 0,85 0,38 0,18 0,25 0,10
Дизайн 0,06 0,06 0,06 0,05 0,05 0,06 0,04 0,04 0,03 0,02
Новые медиа 0,03 0,08 0,14 0,09 0,11 0,10 0,18 0,10 0,11 0,13
Исполнительские искусства 0,52 0,11 0,25 0,07 0,09 - - - - -
Печатная издательская 1,30 1,08 1,05 0,95 0,91 0,84 0,78 1,00 0,88 0,82
продукция
Изобразительное искусство 0,11 0,07 0,08 0,17 0,14 0,11 0,04 0,06 0,02 0,02
* Жирным шрифтом выделены значения категорий, которые показывают сравнительно высокую конкурентоспособность.
Таблица 4
Показатели конкурентоспособности российских интеллектуальных услуг
Показатель 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Основные интеллектуальные услуги
Коэффициент покрытия 0,65 0,76 1,25 1,18 1,38 1,22 1,06 1,02 1,03 1,04 1,09
импорта экспортом
Коэффициент чистого экспорта -0,21 -0,14 0,11 0,08 0,16 0,10 0,03 0,01 0,01 0,02 0,04
Коэффициент выявленных 2,49 2,58 3,58 3,34 3,68 2,69 2,96 2,96 3,41 3,43 3,72
сравнительных преимуществ
Сопутствующие интеллектуальные услуги
Коэффициент покрытия импорта 0,21 0,31 0,30 0,34 0,33 0,36 0,40 0,35 0,32 0,29 0,31
экспортом
Коэффициент чистого экспорта -0,65 -0,53 -0,54 -0,49 -0,51 -0,47 -0,43 -0,48 -0,51 -0,56 -0,53
Коэффициент выявленных 0,19 0,23 0,24 0,25 0,29 0,32 0,41 0,43 0,41 0,43 0,49
сравнительных преимуществ
позиции в 2011 г. покрывали соответственно 63,29 и 21,82 % оборота российской внешней торговли основной группой творческих товаров.
Интеллектуальные услуги. Точность статистического учета творческих товаров значительно выше, чем интеллектуальных услуг. Это вызвано прежде всего выработкой на протяжении значительного исторического периода детализированной классификации товаров, а также доминированием трансграничной формы межстрановых товарных потоков, которая достаточно полно отражается в данных таможенной статистики, в то время как межстрановое предоставление услуг осуществляется различными способами. Таким образом, используемая в настоящее время информационная база (детализированный платежный баланс) лишь частично покрывает разнообразные методы поставки и потребления услуг. Соответственно, оценки реализованной конкурентоспособности российских интеллектуальных услуг, сделанные на основе данных ЮКТАД [17], во многом являются предварительными, а их интерпретация может подлежать последующему уточнению.
В данном секторе отраслевые коэффициенты чистого экспорта также имеют отрицательные значения, но не такие низкие, как в секторе креативных товаров. Кроме того, в отличие от сектора креативных товаров, конкурентоспособность отечественных интеллектуальных услуг имеет тенденцию к повышению: по основным из них7 коэффициенты
7 Услуги в области научных исследований и разработок; реклама, маркетинг, изучение общественного мнения; услуги в области архитектуры, инженерные услуги, услуги в технических областях; услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха.
чистого экспорта с 2003 г. перешли в область положительных значений, а по сопутствующим8 - снизили модули отрицательных значений (табл. 4).
По основной группе интеллектуальных услуг Россия явно показывает наличие сравнительных преимуществ. Кроме того, и в основной, и в сопутствующей группах интеллектуальных услуг еще до кризиса 2008-2010 гг. сформировалась тенденция к повышению данного показателя.
Книжная продукция. Переход к рассмотрению отдельных категорий, по которым были выявлены признаки повышенной конкурентоспособности, позволяет определить ее дальнейшую динамику.
Показательным примером того, как утрачиваются отраслевые конкурентные позиции в международной торговле, является российская отрасль книжной продукции (рис. 3), по которой имеются наиболее длинные ряды оценок конкурентоспосб-ности, рассчитанных на основе в целом сопоставимых данных Института статистики ЮНЕСКО [15, 16] и ЮНКТАД [17].
Так, несмотря на не самые высокие объемы экспорта (8-е место, 13 % от занявших 1-е место США), в 1998 г. Россия занимала 6-е место среди чистых экспортеров книжной продукции с коэффициентом покрытия импорта экспортом, равным 2,59. В 2002 г. покрытие импорта экспортом составило 2,3 раза, а РФ незначительно ухудшила свои позиции (до 13-го места, 12,5 % от объема экспорта занявших 1-е место США) [16, с. 77]. В 2005 г. российский книжный экспорт и импорт сравнялись, а с 2006 г. РФ стала
8 Роялти и лицензионные платежи, компьютерные и информационные услуги.
9 Расчет на основе [15, с. 14, 16].
1996
1997
1998
2007
2008
2009
2010
2003 2004 2005 2006 ] Экспорт, млн долл. (левая шкала) |:::::::::::1 Импорт, млн долл. (левая шкала)
I Доля в мировой внешней торговле, % (правая шкала) —е^ Коэффициент покрытия импорта экспортом (правая шкала) Коэффициент чистого экспорта (правая шкала)
Рис. 3. Показатели конкурентоспособности российского книгоиздания в 1996-2011 гг
2011
3,5 3
2,5 + 2 1,5 1
0,5 0
-0,5
чистым импортером книжной продукции. Следует отметить, что вплоть до финансово-экономического кризиса 2007-2010 гг. мировой рынок печатной книжной продукции расширялся, несмотря на конкуренцию со стороны изданий на электронных носителях в результате цифровой революции. А Россия снижала на нем свое присутствие.
Аудиовизуальная продукция. В то же время относительно хорошие конкурентные позиции российских производителей наблюдаются в звукозаписывающей отрасли. В стоимостном выражении доля произведений национальных исполнителей в 2002 г. оценивалась примерно в 60 % внутреннего рынка [16, с. 39]. По данному показателю Россия уступала США, Индии, Японии, Бразилии, но заметно опережала любую из европейских стран выборки ЮНЕСКО и примерно соответствовала уровню Франции, наиболее культурно независимой из них10. В США, активно экспортирующих свою музыкальную культуру, данный показатель составлял около 93 % [16, с. 39]. В натуральном выражении в 1998 г. рыночная доля российских исполнителей
составляла 68 % репертуара музыкальных записей, к 2006 г. она повысилась до 70 % (против 93 % в США) [2, с. 385-386].
Относительная конкурентоспособность российских производителей художественной кинопродукции (20 % от количества новых выпусков в прокат)11 в начале 2000-х гг. оценивалась значительно ниже, чем, например, французских (40 % - наивысший показатель среди европейских стран выборки ЮНЕСКО) [16, с. 47]. Тем не менее российский показатель был выше, чем у большинства европейских стран, где доля американских фильмов в телевизионном прокате составляла более 50 % и в половине из которых доля национальных кинопроизводителей не превышала 10 %, несмотря на защитные меры со стороны их правительств12. Также доля импортных фильмов в российском прокате немного сократилась (с 64 % в 1994-1998 гг. [1, с. 305] до 60 % в 2006 г. [2, с. 145]). Таким образом, с точки зрения междуна-
10 Примечательно, что именно представители Франции наиболее активно лоббировали исключение товаров с высокой долей культурного содержания из объектов регулирования в рамках ВТО.
11 Данный вид деятельности рассматривается в международной статистике как экспорт/импорт услуг, а не товаров, так как связан с лицензионными платежами за право публичного использования кинопродукции. При оценке количественных показателей ЮНЕСКО использовало данные специализированных маркетинговых исследований.
12 Следует отметить, что в 1/3 стран мира национальное кинопроизводство отсутствует [16, с. 47].
родных сопоставлений отечественная кинопродукция занимает в России относительно благоприятное место и, вероятно, обладает потенциалом укрепления конкурентоспособности.
Заключение
Представленные показатели конкурентоспособности российского интеллектуалоемкого производства в секторе творческих товаров в целом демонстрируют сравнительно низкий уровень и наличие негативных тенденций к снижению. Для данного сектора также характерна невысокая степень интегрированности в отношения международного обмена. Также приведенные данные показывают, что субъекты отечественной экономики более склонны предъявлять спрос на импорт творческих товаров, чем производить их на экспорт. В то же время можно предполагать, что значительный по сравнению с развивающимися (а в отдельных областях и с развитыми) странами накопленный объем человеческого капитала обеспечивает сохранение значимого с мировой точки зрения потенциала конкурентоспособности российской креативной экономики.
Это предположение подтверждается следующими свидетельствами:
- возрастание доли России в мировой торговле творческими товарами основной группы;
- сравнительно хорошие показатели конкурентоспособности по отдельным творческим товарам основной группы (аудиовизуальная и печатная издательская продукция);
- обозначившаяся в последние годы тенденция к улучшению показателей конкурентоспособности в секторе товаров сопутствующей группы;
- признаки повышенной интеллектуалоемкости и конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке услуг по сравнению с товарным рынком, которые требуют дополнительного статистического подтверждения. Сравнительно конкурентоспособный сектор интеллектуальных услуг может стать предпосылкой и существенным фактором постиндустриального развития страны.
Для развития отмеченного потенциала конкурентоспособности отечественной креативной экономики важна готовность российского креативного класса [7] к конкуренции на глобальных рынках, от чего зависит способность творческих отраслей
национальной экономики занять свою нишу на мировом рынке.
В международной практике выработаны институты и инструменты непосредственной поддержки экспорта интеллектуалоемкой продукции со стороны национальных правительств, которые Россия постепенно начинает осваивать. К их числу относятся государственные институты развития и агентства по страхованию рисков экспортеров, основными клиентами которых являются крупные производители. Для них, как и для средних и мелких экспортеров культурно значимого контента, важным является улучшение восприятия России со стороны мировой общественности, популяризация достижений отечественной культуры, особенно в странах СНГ и азиатских странах с крупными и перспективными рынками, но обладающих самостоятельной и сильной культурной традицией (Индия, Китай, Япония).
Состоявшееся в 2012 г. присоединение России к ВТО позволяет использовать возможности институтов и механизмов данной организации для защиты российских производителей продукции с высокой степенью переработки, к которой относятся креативные товары и интеллектуальные услуги.
По мнению автора, при выработке экономической политики в отношении развития интеллектуа-лоемких отраслей было бы ошибочной стратегией выбирать импортозамещение, успешно работающее на рынке низкотехнологичных товаров. При значительном расстоянии отечественного производства от мировой технологической границы это привело бы к снижению качественного уровня потребляемых благ и при неизменном экспорте - к снижению общей ин-теллектуалоемкости российской внешней торговли.
Скорее следует развивать интеграцию в мирохозяйственные связи конкурентоспособных субъектов отечественного интеллектуалоемкого производства в направлении опережающего повышения объема их экспорта по сравнению с импортом. В этом отношении важна идентификация перспективных сегментов. Помимо основных интеллектуальных услуг исследование позволило выявить среди них аудиовизуальную продукцию. В этот контекст вписываются предпринимаемые усилия по государственной поддержке отечественного кинематографа.
В то же время вряд ли следует делать акцент на попытках восстановления прежних позиций в сегменте печатной продукции, где с переходом на цифровые технологии абсолютные объемы снижа-
ются, а массовость уступает элитарности. Больше шансов просматривается на улучшение положения в сфере дизайна, который также является достаточно крупной позицией в российском импорте креативных товаров.
В условиях слабого развития инновационных отраслей и приоритетности задач догоняющего развития российской экономики задача скорее может состоять в сокращении отставания экспорта творческих товаров от их импорта, чем в переходе к чистому экспорту. Особенно важен разворот негативного тренда к снижению конкурентоспособности в сегменте творческих товаров основной группы, аналогично тому, как это происходит в сегменте товаров сопутствующей группы. В свою очередь по мере приближения к мировой технологической границе будут созданы условия для расширения перечня товарных позиций, по которым Россия может в перспективе стать чистым экспортером.
Приведенные оценки основаны на том уровне статистического измерения креативной экономики в сфере внешней торговли, который к настоящему времени достигнут в международной практике. Дальнейшее совершенствование статистического инструментария и соответствующей практики, вероятно, позволят уточнить сделанные выводы.
Список литературы
1. Всемирный доклад по культуре 2000+. Культурное многообразие: конфликт и плюрализм: пер. с англ. М.: Магистр-Пресс, 2002.
2. Инвестирование в культурное разнообразие и диалог между культурами: Всемирный доклад ЮНЕСКО. Paris: UNESCO, 2010.
3. Конкурентоспособность России в глобальной экономике: под ред. А. А. Дынкина, Ю. В. Ку-ренкова. М.: Международные отношения, 2003.
4. Мир на рубеже тысячелетий (прогноз развития мировой экономики до 2015 г.): под ред. В. А. Мартынова и А. А. Дынкина. М.: Новый век, 2001.
5. Модернизация и конкурентоспособность российской экономики: под ред. И. Р. Курнышевой и И. А. Погосова; науч. ред. С. Н. Сильвестров. СПб: Алетейя, 2010.
6. ПортерМ. Э. Конкуренция: пер. с англ. М.: Вильямс, 2010.
7. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее: пер. с англ. М.: Классика-XXI, 2007.
8. Хокинс Дж. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги: пер. с англ. М.: Классика-XXI, 2011.
9. Вalassa B. Trade Liberalization and «Revealed» Comparative Advantage // The Manchester School. 1965. Vol. 33. № 2. Р. 99-123.
10. Commodity Trade Statistics Division of the United Nations. URL: http://comtrade. un. org/db.
11. Creative Economy Report 2008. The Challenge of Assessing the Creative Economy: towards Informed Policy-making. New York - Geneva: UNCTAD -UNDP, 2008.
12. Creative Economy Report 2010. Creative Economy - A Feasible Development Option. New York -Geneva: UNCTAD - UNDP, 2010.
13. International Flows of Selected Cultural Goods, Statistical reports and studies. Vol. 28. Paris: UNESCO, 1986.
14. International Flows of Selected Cultural Goods 1970-1987, Prepared by Razavi-Tavakoli F. in cooperation with the Section of Statistics on Culture and Communication Division of Statistics / Statistical reports and studies. Vol. 32. Paris: UNESCO, 1992.
15. International flows of selected cultural goods 1980-1998, Prepared by Phillip Ramsdale. Paris: UNESCO Institute for Statistics, 2000.
16. International Flows of Selected Cultural Goods and Services, 1994-2003. Defining and capturing the flows of global cultural trade. Montreal: UNESCO Institute for Statistics, 2005.
17. United Nations Conference on Trade and Development - UNCTAD, Statistics on creative products. URL: http://unctad. org/en/Pages/DITC/ CreativeEconomy/Statistics-on-world-trade-in-creative-products. aspx.
18. World Customs Organization, HS Nomenclature 2002 Edition. URL: http://www. wcoomd. org/en/topics/ nomenclature/instrument-and-tools/hs_nomenclature_ older_edition/hs_nomenclature_table_2002.aspx.
Auaxw KpHKypenmocnocofrHocmu
9 (360) - 2014
Analysis of competitive ability
ASSESSMENT OF THE RUSSIAN CREATIVE-ECONOMY COMPETITIVE ABILITY
IN THE INTERNATIONAL CONTEXT
Dmitrii V. DIDENKO
Abstract
The article deals with the assessment of the Russian intellectual-production comparative level and trends of competitiveness, mainly concerning the merchandise sector. The concept of creative economy and the data of the world merchandise trade are the basis for the assessment. The author arrives at the conclusion that the Russian economic agents have the tendency to import products of the creative industries, rather than to export them.
Keywords: creative economy, knowledge production, creative and cultural industries, smart goods, competitiveness, foreign trade
References
1. Vsemirnyi dokladpo kul 'ture 2000+. Kul 'turnoe mnogoobrazie: konflikt i pliuralizm [The World Culture Report 2000+. Cultural diversity: conflict and pluralism]. Moscow, Magistr-Press Publ., 2002. (In Russ.)
2. UNESCO World Report: Investing in cultural diversity and intercultural dialogue. Paris, UNESCO, 2010.
3. Konkurentosposobnost' Rossii v global'noi ekonomike [Competitiveness of Russia in the global economy]. Edited by Dynkin A. A., Kurenkov Iu. V. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniia Publ., 2003.
4. Mir na rubezhe tysiacheletii (prognoz razvitiia mirovoi ekonomiki do 2015 g.) [The world at the turn of the millenniums (outlook for the global economy development till 2015)]. Edited by Martynov V. A., Dynkin A. A. Moscow, Novyi vek Publ., 2001.
5. Modernizatsiia i konkurentosposobnost' ros-siiskoi ekonomiki [Modernization and competitiveness of the Russian economy]. Edited by Kurnyshova I. R., Pogosov I. A., Sil'vestrov S. N., Saint Petersburg, Aleteiia Publ., 2010.
6. Porter M. E. Konkurentsiia [On competition]. Moscow, Williams Publ., 2010. (In Russ.)
7. Florida R. Kreativnyi klass: liudi, kotorye meniaiut budushchee [The Rise of the Creative Class: And How It's Transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life]. Moscow, Klassika-XXI Publ., 2007. (In Russ.)
8. Howkins J. Kreativnaia ekonomika. Kak prevratit' idei v den'gi [The Creative Economy: How People Make Money from Ideas]. Moscow, Klassika-XXI Publ., 2011. (In Russ.)
9. Balassa B. Trade Liberalization and Revealed Comparative Advantage. Manchester School of Economic and Social Studies Publ., 1965, vol. 33, no. 2, pp.99-123.
10. Commodity Trade Statistics Division of the United Nations. Available at: http://comtrade. un. org/db.
11. Creative Economy Report 2008. The Challenge of Assessing the Creative Economy: towards Informed Policy-making. New York - Geneva, UNCTAD - UNDP, 2008.
12. Creative Economy Report 2010. Creative Economy: A Feasible Development Option. New York - Geneva, UNCTAD - UNDP, 2010.
13. International Flows of Selected Cultural Goods.
Statistical reports and studies, vol. 28. Paris, UNESCO, 1986.
14. International Flows of Selected Cultural Goods 1970-1987. Prepared by Razavi-Tavakoli F. in cooperation with the Section of Statistics on Culture and Communication Division of Statistics. Statistical reports and studies, vol. 32, Paris, UNESCO, 1992.
15. International Flows of Selected Cultural Goods 1980-1998. Prepared by Phillip Ramsdale. Paris, UNESCO Institute for Statistics, 2000.
16. International Flows of Selected Cultural Goods and Services, 1994-2003. Defining and capturing the flows of global cultural trade. Montreal, UNESCO Institute for Statistics, 2005.
17. United Nations Conference on Trade and Development - UNCTAD. Statistics on creative products. Available at: http://unctad. org/en/Pages/DITC/Crea-tiveEconomy/Statistics-on-world-trade-in-creative-prod-ucts. aspx.
18. World Customs Organization, HS Nomenclature 2002 Edition. Available at: http://www. wcoomd. org/en/ topics/nomenclature/instrument-and-tools/hs_nomencla-ture_older_edition/hs_nomenclature_table_2002.aspx.
Dmitrii V. DIDENKO
PhD of Historical Sciences, Analyst of First Category, State Corporation «Bank for Development and Foreign Economic Affairs (Vneshekonombank)», Moscow, Russian Federation [email protected]