Научная статья на тему 'Оценка качества организации развивающей предметнопространственной среды в детском саду посредством смотра-конкурса «Лучшая развивающая среда в группе»'

Оценка качества организации развивающей предметнопространственной среды в детском саду посредством смотра-конкурса «Лучшая развивающая среда в группе» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
809
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНОПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / СМОТР-КОНКУРС / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева Е. Г.

Представлена процедура оценки развивающей предметно-пространственной среды для реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Сформулированы основные проблемы организации развивающей предметно-пространственной среды в группе. Раскрыты ключевые составляющие проведения смотра-конкурса «Лучшая развивающая среда в группе»: от определения целей, этапов, отбора критериев и показателей до разработки единых управленческих решений по результатам. Определены направления работы по решению проблем с проектированием предметно-пространственной среды в дошкольной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка качества организации развивающей предметнопространственной среды в детском саду посредством смотра-конкурса «Лучшая развивающая среда в группе»»

УДК 373.2

Представлена процедура оценки развиваю- условиям, к психолого-педагогическим, к щей предметно-пространственной среды для материально-техническим, к кадровым и реализации основной образовательной про- непосредственно предъявляются требования к граммы дошкольного образования. Сформули- развивающей предметно-пространственной

основные проблемы организации

развивающей предметно-пространственной Одним из главных показателей качества

среды в группе. Раскрыты ключевые составля- дошкольного образования является развиваю-

ющие проведения смотра-конкурса «Лучшая щая предметно--пространственная среда,

развивающая среда в группе»: от определения созданная в соответствии с требованиями

целей, этапов, отбора критериев и показателей федерального государственного образователь-

до разработки единых управленческих реше- ного стандарта дошкольного образования

ний по результатам. Определены направления (ФГОС ДО), обеспечивающая творческую

работы по решению проблем с проектирован!!- деятельность каждого ребенка, позволяющая

ем предметно-пространственной среды в дошкольнику проявить собственную актив-

дошкольной организации. ность и наиболее полно реализовать себя.

Процедура оценки предметно-

Ключевые слова: качество условий реали- пространственной развивающей среды при

займы основной образовательной программы реализации основной образовательной иро-

дошколъного образования, развивающая граммы дошкольного образования является

предметно -пространственная среда, смотр- одной из частей процессуального компонента

конкурс, показатели качества дошкольного внутренней системы оценки качества образо-

образования. вания (ВСОКО) МКДОУ № 8 г. Сим и подразумевает мониторинг качества создания развива-

Современная ситуация развития системы ющей предметно-пространственной среды с

образования Российской Федерации характе- фиксацией баллов.

ризуется актуализацией проблем и задач Мониторинг качества организации развива-

дошкольного образования. Дошкольный ющей предметно-пространственной среды

возраст рассматривается как фундаменталь- проводится не только с помощью наблюдения,

ный период целенаправленного развития но и через смотр-конкурс «Лучшая развиваю-

базовых качеств личности. щая среда в группе» и является одним из

Организация современного педагошческо- основных средств мониторинга в нашей

го процесса в образовательных организациях, организации. Данный конкурс в МКДОУ №8 г.

реализующих образовательную программу Сим проводился первый раз, но показал свою

дошкольного образования, требует от педаш- значимость и эффективность, поэтому в

гических коллективов создания соответствую- дальнейшем планируется проведение его

щих условий. ежегодно.

Система оценки качества условий реализа- Целями данного конкурса являются:

ции основной образовательной программы 1. выявление состояния развивающей

дошкольного образования Муниципального предметно-пространственной среды в группах

казенного дошкольного образовательного и составления плана её оптимизации в соотве-

учреждения «Детский сад комбинированного тствиисФГОС ДО;

вида № 8» города Сим Ашинского района 2. повышение профессионального уровня

Челябинской области (МКДОУ № 8 г. Сим) педагогов путём внедрения в практику работы

включает в себя: требования к финансовым новых методов и приемов, педагогических

Г.Г. Тимофеева

технологий; эмоциональное благополучие детей во взаимо-

3. сохранение и укрепление физического действии с предметно-пространственным

и психического здоровья воспитанников. окружением; возможность самовыражения

Конкурс организуется в соответствии с детей,

положением о смотре-конкурсе «Лучшая 2. Трансформируемость пространства

развивающая среда в группе», которое утвер- предполагает возможность изменений пред-

ждается приказом по образовательной органи- метно-пространственной среды в зависимости

зации. от образовательной ситуации, в том числе от

Проведение конкурса предусматривает два меняющихся интересов и возможностей детей

этапа: (мебель лёгкая, невысокая, соответствует

1 этап: Посещение и оценка членами жюри росту, возрасту дошкольника, расставлена не развивающей предметно-пространственной по периметру группы; наличие полифункцио-среды групп. нальных ширм, перегородок и т.д.; наличие

2 этап: Презентация развивающей предмет- переносных магнитных досок). но-пространственной среды своей возрастной 3. Полифункциональность материалов группы. предполагает: возможность разнообразного

Для учёта всех критериев развивающей использования различных составляющих

предметно-пространственной среды группы предметной среды-детской мебели; полифун-

используются специализированные карты, в кциональных (не обладающих жестко закреп-

основу разработок которых положены принци- ленным способом употребления) предметов,

пы дошкольного образования и принципы наличия природных материалов, пригодных

построения развивающей предметно- для использования в разных видах детской

пространственной среды в соответствии с активности, предметов-заместителей.

ФГОС ДО. С помощью карт эксперт отмечает 4. Вариативность среды предполагает

наличие или отсутствие показателя. наличие в группе различных пространств т.е.

Процедура оценки развивающей предмет- центров по пяти основным образовательным

но-пространственной среды для реализации областям, места уединения и т.д., а также

основной образовательной программы дош- разнообразных материалов, игр, игрушек и

кольного образования в нашем учреждении оборудования, обеспечивающих свободный

осуществляется на основе следующих показа- выбор детей; периодическую сменяемость

телей: игрового материала, появление новых предме-

1. Насыщенность среды должна соотве- тов, стимулирующих игровую, двигательную,

тствовать возрастным возможностям детей и познавательную и исследовательскую актив-

отражать содержание основной образователь- ностъ детей.

ной программы. Образовательное простра- 5. Доступность среды предполагает для

нство должно быть оснащено средствами воспитанников соотношение масштаба «рост-

обучения и воспитания, т.е. дидактическим глаз-рука», в том числе и соответствующего

материалом, в том числе расходным игровым, оборудования для детей с ограниченными

спортивным, техническим, оздоровительным возможностями здоровья и детей-инвалидов;

оборудованием и инвентарем. Организация свободный доступ воспитанников разной

образовательного пространства и разнообра- категорий здоровья, к играм, игрушкам,

зие материалов, оборудования и инвентаря материалам, пособиям, обеспечивающим все

должны обеспечивать: игровую, познаватель- основные виды детской активности; предъяв-

ную, исследовательскую и творческую актив- ление требований к исправности и сохраннос-

ность всех воспитанников, проведение зкспе- ти материалов и оборудования,

риментирования с доступными детям материа- 6. Безопасность предметно-

лами (с песком и водой); двигательную акгив- пространственной среды предполагает соотве-

ность, развитие крупной и мелкой моторики, тствие всех ее элементов требованиям по

участие в подвижных играх и соревнованиях; обеспечению надежности и безопасности их

тммммммммммммммммммммммммммммм^^

Научно-методическое обеспечение оценки качества образования 35

Оценка качества организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду посредством смотра-конкурса «Лучшая развивающая среда в группе»

использования. При оценке физической безопасности детей, прежде всего, отмечается отсутствие острых углов, выступающих острых элементов, закрепление игровых жестких модулей и т.д., имеющиеся в пространстве игры, игрушки, пособия должны быть исправны и сохранны; оценивая психологическую составную предметно-пространственной среды группы особое внимание уделяется её цветовому решению (должно быть всё выдержано в спокойных пастельных тонах), отмечается использование элементов домашней обстановки - это наличие озеленения, штор, мягких ковровых покрытий.

7. Эстетика среды: единство стиля в оформлении группы, аккуратное оформление развивающего материала, творческий подход к оформлению продуктов детской деятельности в интерьере группы и хранении.

8. Комфортность среды: создание домашнего уюта, мотивационное оформление группы, обеспечение эмоционального благополучия, поддержка индивидуальности и инициативы детей, создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми.

В ходе проведения конкурса оцениваются созданные в групповых помещениях условия, выявляются лучшие практики, а также затруднения педагогов с целью дальнейшего методического сопровождения в данном направлении. По итогам смотра-конкурса формируется информационная справка, в которой даётся анализ результатов конкурса и приводятся варианты решений выявленные проблемы.

Так, проведённый в прошлом учебном году конкурс позволил выявить основные проблемы организации развивающей предметно-пространственной среды:

среда чаще всего статична, дети не принимают участие в её проектировании и изменении;

оснащение центров носит выставочный характер, мало используются продукты детской и совместной деятельности взрослого и ребенка;

нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся предметов, не продуманность

цветового решения группы.

В результате, были приняты следующие управленческие решения:

1. провести взаимопосещение групп педагогами детского сада, с целью обмена опытом по результатам лучшей среды;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. включить в годовой план работы методические мероприятия, направленные на повышение результативности профессиональных качеств личности и компетентности педагога, инновационной мотивации при проектировании предметной среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

3. разработать методические рекомендации, содержащие алгоритм моделирования и преобразования развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада, с целью оказания практической помощи педагогам по организации предметно-развивающей среды так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, чтобы предметно-развивающая среда представляла интерес для каждого воспитанника, подвигала его к действиям, исследованиям.

Таким образом, смотр-конкурс является вариативной процедурой оценки качества условий реализации образовательной программы, который позволяет получить объективную информацию о функционировании и развитии системы образования в дошкольной образовательной организации, и помогает решить задачу по обеспечению качества образования в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования.

Список литературы

1. Баглей О.В. Конкурс на создание лучшей развивающей среды / О.В. Баглей // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - № 1.

2. Береснева З.И. Организация образовательного пространства и развивающей среды в ДОУ/ З.И. Береснева // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2006. -№2,

3. Дыбина О.В. Моделирование развива-

Г.Г. Тимофеева

ющей предметно-пространственной среды в детском саду: метод, пособие / О. В. Дыбина, JI.A. Пенькова, Н.П Рахманова; иод ред. О.В. Дыбиной. -М.: ТЦ Сфера, 2015.- 128 с.

4. Колунтаева Л. И. Организация предметной среды детского сада / Л.И. Колунтаева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 5.

5. Яковлева Г.В. Внутренняя система оценки качества образования в ДОУ как условие реализации ФГОС дошкольного образования / Г.В. Яковлева // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование: сетевой науч.-метод, журнал - 2015. - № - 4.- с.98-108. - URL: www.apkpro.ru/doc/4 vipusk/12%20 Яковлевой %2098.pdf- (дата обращения: 29.08.2019).

References

1. Bagley O.V. Konkurs na sozdanie luchshey razvivayushchey sredy / O.V. Bagley // Vospitatel' doshkornogo obrazovaternogo uchrezhdeniya. - 2015. - № 1.

2. Beresneva Z.I. Organizatsiya obrazovaternogo prostranstva i razvivayushchey sredy v DOU/ Z.L Beresneva // Upravlenie doshkol'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniem. -2006.-№2.

3. Dybina O.V. Modelirovanie razvivayushchey predrnetno-prostranstvennoy

sredy v detskom sadu: metod. posobie / O.V.Dybina, L.A. Pen'kova, N.P Rahmanova; pod red. O.V. Dybinoy. - M.: TTS S fera, 2015. -

128 s.

4. Koluntaeva L.L Organizatsiya predmetnoy sredy cletskogo sada/ L.I. Koluntaeva /7 Vospitatel' doshkoFnogo obrazovaternogo uchrezhdeniya. - 2009. - № 5.

5. Yakovleva G.V. Vnutrennyaya sistema otsenki kachestva obrazovaniya v DOU kak uslovie realizatsii FGOS doshkol'nogo obrazovaniya / G.V. Yakovleva // Sovremennoe dopolnitel'noe professional'noe pedagogicheskoe obrazovanie: setevoy nauch.-metod. zhurnal -2015. - № - 4.- s. 98-108. - URL: www.apkpro.ru/doc/4 vipusk/12%20YAkovlevo y%2098.pdf- (data obrashcheniya: 29.08.2019).

Сведения об авторе Тимофеева Галина Геннадьевна - заведующий муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 8», Челябинская обл., Ашинский район, г. Сим

Information about author Timofeeva G.G. - Governor of Municipal State-Owned Pre-School Educational Institution «The Kindergarten of the Combined Type № 8», Sim ofAshinskiy District of Chelyabinsk Region

Научно-методическое обеспечение оценки качества образования

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.