УДК 373.2
Представлена процедура оценки развиваю- условиям, к психолого-педагогическим, к щей предметно-пространственной среды для материально-техническим, к кадровым и реализации основной образовательной про- непосредственно предъявляются требования к граммы дошкольного образования. Сформули- развивающей предметно-пространственной
основные проблемы организации
развивающей предметно-пространственной Одним из главных показателей качества
среды в группе. Раскрыты ключевые составля- дошкольного образования является развиваю-
ющие проведения смотра-конкурса «Лучшая щая предметно--пространственная среда,
развивающая среда в группе»: от определения созданная в соответствии с требованиями
целей, этапов, отбора критериев и показателей федерального государственного образователь-
до разработки единых управленческих реше- ного стандарта дошкольного образования
ний по результатам. Определены направления (ФГОС ДО), обеспечивающая творческую
работы по решению проблем с проектирован!!- деятельность каждого ребенка, позволяющая
ем предметно-пространственной среды в дошкольнику проявить собственную актив-
дошкольной организации. ность и наиболее полно реализовать себя.
Процедура оценки предметно-
Ключевые слова: качество условий реали- пространственной развивающей среды при
займы основной образовательной программы реализации основной образовательной иро-
дошколъного образования, развивающая граммы дошкольного образования является
предметно -пространственная среда, смотр- одной из частей процессуального компонента
конкурс, показатели качества дошкольного внутренней системы оценки качества образо-
образования. вания (ВСОКО) МКДОУ № 8 г. Сим и подразумевает мониторинг качества создания развива-
Современная ситуация развития системы ющей предметно-пространственной среды с
образования Российской Федерации характе- фиксацией баллов.
ризуется актуализацией проблем и задач Мониторинг качества организации развива-
дошкольного образования. Дошкольный ющей предметно-пространственной среды
возраст рассматривается как фундаменталь- проводится не только с помощью наблюдения,
ный период целенаправленного развития но и через смотр-конкурс «Лучшая развиваю-
базовых качеств личности. щая среда в группе» и является одним из
Организация современного педагошческо- основных средств мониторинга в нашей
го процесса в образовательных организациях, организации. Данный конкурс в МКДОУ №8 г.
реализующих образовательную программу Сим проводился первый раз, но показал свою
дошкольного образования, требует от педаш- значимость и эффективность, поэтому в
гических коллективов создания соответствую- дальнейшем планируется проведение его
щих условий. ежегодно.
Система оценки качества условий реализа- Целями данного конкурса являются:
ции основной образовательной программы 1. выявление состояния развивающей
дошкольного образования Муниципального предметно-пространственной среды в группах
казенного дошкольного образовательного и составления плана её оптимизации в соотве-
учреждения «Детский сад комбинированного тствиисФГОС ДО;
вида № 8» города Сим Ашинского района 2. повышение профессионального уровня
Челябинской области (МКДОУ № 8 г. Сим) педагогов путём внедрения в практику работы
включает в себя: требования к финансовым новых методов и приемов, педагогических
Г.Г. Тимофеева
технологий; эмоциональное благополучие детей во взаимо-
3. сохранение и укрепление физического действии с предметно-пространственным
и психического здоровья воспитанников. окружением; возможность самовыражения
Конкурс организуется в соответствии с детей,
положением о смотре-конкурсе «Лучшая 2. Трансформируемость пространства
развивающая среда в группе», которое утвер- предполагает возможность изменений пред-
ждается приказом по образовательной органи- метно-пространственной среды в зависимости
зации. от образовательной ситуации, в том числе от
Проведение конкурса предусматривает два меняющихся интересов и возможностей детей
этапа: (мебель лёгкая, невысокая, соответствует
1 этап: Посещение и оценка членами жюри росту, возрасту дошкольника, расставлена не развивающей предметно-пространственной по периметру группы; наличие полифункцио-среды групп. нальных ширм, перегородок и т.д.; наличие
2 этап: Презентация развивающей предмет- переносных магнитных досок). но-пространственной среды своей возрастной 3. Полифункциональность материалов группы. предполагает: возможность разнообразного
Для учёта всех критериев развивающей использования различных составляющих
предметно-пространственной среды группы предметной среды-детской мебели; полифун-
используются специализированные карты, в кциональных (не обладающих жестко закреп-
основу разработок которых положены принци- ленным способом употребления) предметов,
пы дошкольного образования и принципы наличия природных материалов, пригодных
построения развивающей предметно- для использования в разных видах детской
пространственной среды в соответствии с активности, предметов-заместителей.
ФГОС ДО. С помощью карт эксперт отмечает 4. Вариативность среды предполагает
наличие или отсутствие показателя. наличие в группе различных пространств т.е.
Процедура оценки развивающей предмет- центров по пяти основным образовательным
но-пространственной среды для реализации областям, места уединения и т.д., а также
основной образовательной программы дош- разнообразных материалов, игр, игрушек и
кольного образования в нашем учреждении оборудования, обеспечивающих свободный
осуществляется на основе следующих показа- выбор детей; периодическую сменяемость
телей: игрового материала, появление новых предме-
1. Насыщенность среды должна соотве- тов, стимулирующих игровую, двигательную,
тствовать возрастным возможностям детей и познавательную и исследовательскую актив-
отражать содержание основной образователь- ностъ детей.
ной программы. Образовательное простра- 5. Доступность среды предполагает для
нство должно быть оснащено средствами воспитанников соотношение масштаба «рост-
обучения и воспитания, т.е. дидактическим глаз-рука», в том числе и соответствующего
материалом, в том числе расходным игровым, оборудования для детей с ограниченными
спортивным, техническим, оздоровительным возможностями здоровья и детей-инвалидов;
оборудованием и инвентарем. Организация свободный доступ воспитанников разной
образовательного пространства и разнообра- категорий здоровья, к играм, игрушкам,
зие материалов, оборудования и инвентаря материалам, пособиям, обеспечивающим все
должны обеспечивать: игровую, познаватель- основные виды детской активности; предъяв-
ную, исследовательскую и творческую актив- ление требований к исправности и сохраннос-
ность всех воспитанников, проведение зкспе- ти материалов и оборудования,
риментирования с доступными детям материа- 6. Безопасность предметно-
лами (с песком и водой); двигательную акгив- пространственной среды предполагает соотве-
ность, развитие крупной и мелкой моторики, тствие всех ее элементов требованиям по
участие в подвижных играх и соревнованиях; обеспечению надежности и безопасности их
тммммммммммммммммммммммммммммм^^
Научно-методическое обеспечение оценки качества образования 35
Оценка качества организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду посредством смотра-конкурса «Лучшая развивающая среда в группе»
использования. При оценке физической безопасности детей, прежде всего, отмечается отсутствие острых углов, выступающих острых элементов, закрепление игровых жестких модулей и т.д., имеющиеся в пространстве игры, игрушки, пособия должны быть исправны и сохранны; оценивая психологическую составную предметно-пространственной среды группы особое внимание уделяется её цветовому решению (должно быть всё выдержано в спокойных пастельных тонах), отмечается использование элементов домашней обстановки - это наличие озеленения, штор, мягких ковровых покрытий.
7. Эстетика среды: единство стиля в оформлении группы, аккуратное оформление развивающего материала, творческий подход к оформлению продуктов детской деятельности в интерьере группы и хранении.
8. Комфортность среды: создание домашнего уюта, мотивационное оформление группы, обеспечение эмоционального благополучия, поддержка индивидуальности и инициативы детей, создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми.
В ходе проведения конкурса оцениваются созданные в групповых помещениях условия, выявляются лучшие практики, а также затруднения педагогов с целью дальнейшего методического сопровождения в данном направлении. По итогам смотра-конкурса формируется информационная справка, в которой даётся анализ результатов конкурса и приводятся варианты решений выявленные проблемы.
Так, проведённый в прошлом учебном году конкурс позволил выявить основные проблемы организации развивающей предметно-пространственной среды:
среда чаще всего статична, дети не принимают участие в её проектировании и изменении;
оснащение центров носит выставочный характер, мало используются продукты детской и совместной деятельности взрослого и ребенка;
нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся предметов, не продуманность
цветового решения группы.
В результате, были приняты следующие управленческие решения:
1. провести взаимопосещение групп педагогами детского сада, с целью обмена опытом по результатам лучшей среды;
2. включить в годовой план работы методические мероприятия, направленные на повышение результативности профессиональных качеств личности и компетентности педагога, инновационной мотивации при проектировании предметной среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
3. разработать методические рекомендации, содержащие алгоритм моделирования и преобразования развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада, с целью оказания практической помощи педагогам по организации предметно-развивающей среды так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, чтобы предметно-развивающая среда представляла интерес для каждого воспитанника, подвигала его к действиям, исследованиям.
Таким образом, смотр-конкурс является вариативной процедурой оценки качества условий реализации образовательной программы, который позволяет получить объективную информацию о функционировании и развитии системы образования в дошкольной образовательной организации, и помогает решить задачу по обеспечению качества образования в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования.
Список литературы
1. Баглей О.В. Конкурс на создание лучшей развивающей среды / О.В. Баглей // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - № 1.
2. Береснева З.И. Организация образовательного пространства и развивающей среды в ДОУ/ З.И. Береснева // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2006. -№2,
3. Дыбина О.В. Моделирование развива-
Г.Г. Тимофеева
ющей предметно-пространственной среды в детском саду: метод, пособие / О. В. Дыбина, JI.A. Пенькова, Н.П Рахманова; иод ред. О.В. Дыбиной. -М.: ТЦ Сфера, 2015.- 128 с.
4. Колунтаева Л. И. Организация предметной среды детского сада / Л.И. Колунтаева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 5.
5. Яковлева Г.В. Внутренняя система оценки качества образования в ДОУ как условие реализации ФГОС дошкольного образования / Г.В. Яковлева // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование: сетевой науч.-метод, журнал - 2015. - № - 4.- с.98-108. - URL: www.apkpro.ru/doc/4 vipusk/12%20 Яковлевой %2098.pdf- (дата обращения: 29.08.2019).
References
1. Bagley O.V. Konkurs na sozdanie luchshey razvivayushchey sredy / O.V. Bagley // Vospitatel' doshkornogo obrazovaternogo uchrezhdeniya. - 2015. - № 1.
2. Beresneva Z.I. Organizatsiya obrazovaternogo prostranstva i razvivayushchey sredy v DOU/ Z.L Beresneva // Upravlenie doshkol'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniem. -2006.-№2.
3. Dybina O.V. Modelirovanie razvivayushchey predrnetno-prostranstvennoy
sredy v detskom sadu: metod. posobie / O.V.Dybina, L.A. Pen'kova, N.P Rahmanova; pod red. O.V. Dybinoy. - M.: TTS S fera, 2015. -
128 s.
4. Koluntaeva L.L Organizatsiya predmetnoy sredy cletskogo sada/ L.I. Koluntaeva /7 Vospitatel' doshkoFnogo obrazovaternogo uchrezhdeniya. - 2009. - № 5.
5. Yakovleva G.V. Vnutrennyaya sistema otsenki kachestva obrazovaniya v DOU kak uslovie realizatsii FGOS doshkol'nogo obrazovaniya / G.V. Yakovleva // Sovremennoe dopolnitel'noe professional'noe pedagogicheskoe obrazovanie: setevoy nauch.-metod. zhurnal -2015. - № - 4.- s. 98-108. - URL: www.apkpro.ru/doc/4 vipusk/12%20YAkovlevo y%2098.pdf- (data obrashcheniya: 29.08.2019).
Сведения об авторе Тимофеева Галина Геннадьевна - заведующий муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 8», Челябинская обл., Ашинский район, г. Сим
Information about author Timofeeva G.G. - Governor of Municipal State-Owned Pre-School Educational Institution «The Kindergarten of the Combined Type № 8», Sim ofAshinskiy District of Chelyabinsk Region
Научно-методическое обеспечение оценки качества образования
37