Научная статья на тему 'Работа по ранней профориентации в условиях дошкольной образовательной организации'

Работа по ранней профориентации в условиях дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ / ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева М. А.

В статье представлен опыт работы дошкольной образовательной организации победителя муниципального конкурса на лучшую программу ранней профориентации дошкольников. Авторами подробно описываются цель и задачи программы работы по ранней профориентации дошкольников, психологические особенности детей данного возраста и диагностические способы выявления знаний ребенка о профессиях. Описаны ключевые аспекты создания соответствующей развивающей предметно-пространственной среды и организации работы совместно с социальными партнерами, которые позволяют «погрузить» ребенка в реальные практические ситуации, предоставляя ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. В заключении описывается значение опыта участия в муниципальных оценочных процедурах для развития внутренней системы оценки качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьева М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа по ранней профориентации в условиях дошкольной образовательной организации»

УДК 373.2

М.А. Воробьева

В статье представлен опыт работы дошколь- № 18 «Золушка» Верхнеуфалейского городско-ной образовательной организации - победите- го округа (МБДОУ «ДС М> 18 «Золушка») ля муниципального конкурса на лучшую разработана и успешно реализуется Програм-программу ранней профориентации дошколь- ма работы по ранней профориентации дошников. Авторами подробно описываются цель кольников «Кем быть? Выбираем интересную и задачи программы работы по ранней профо- профессию!» [4]. Работа по данной программе риентации дошкольников, психологические не противоречит требованиям Федеральных особенности детей данного возраста и диаг- государственных образовательных стандартов ностические способы выявления знаний дошкольного образования (ФГОС ДО) и ребенка о профессиях. Описаны ключевые ведется с учетом принципа интеграции пяти аспекты создания соответствующей развиваю- образовательных областей [6]. щей предметно-пространственной среды и Цель Программы - обобщение знаний о организации работы совместно с социальными профессиях в процессе совместной и самосто-партнерами, которые позволяют «погрузить» ятельной деятельности детей через «погруже-ребенка в реальные практические ситуации, ние» в реальные практические ситуации, предоставляя ему возможность использовать Задачи Программы:

свои силы в доступных видах деятельности. В формирование элементарных иредставле-

заключении описывается значение опыта ний у детей дошкольного возраста о професси-

участия в муниципальных оценочных проце- ях взрослых;

дурах для развития внутренней системы развивать эмоционально-положительное

оценки качества образования, отношение человека к труду;

формировать представления о необходи-

Ключевые слова: ранняя пр о фор иен т ац ия мости трудовой деятельности в жизни людей;

программа профориентационной развивать познавательную активность,

работы, электронные образовательные интерес к профессиям взрослых; ресурсы, социальное партнерство, внутрен- формировать обобщенные представления о няя система оценки качества образования. структуре трудового процесса, понимание

взаимосвязи между компонентами трудовой

Важнейшей задачей образовательно- деятельности; воспитательной работы в дошкольной образо- воспитывать бережное отношение к труду

вательной организации является социализация взрослых и результатам их труда; детей дошкольного возраста. Социализация формировать у детей желание научиться

детей осуществляется не только как знако- выполнять трудовые действия представителей

мство с окружающим миром, получение разных профессий.

навыков общения, но и как знакомство стар- Приложением к Программе является

ших дошкольников с жизнью современного разработанная нами «Рабочая тетрадь для

общества. Профориентация является непре- детей 5-6 лет «Ребенок в мире профессий»,

рывным процессом и осуществляется целенап- Формирование содержания работы по

равленно fia всех возрастных этапах. В вопро- ранней профориентации детей осуществляет-

сах преемственности по профориентации ся на основе диагностического адаптированно-

детский сад является первоначальным звеном го для старшего дошкольного возраста профо-

в единой непрерывной системе образования. риентационного опросника Е.И. Климова [2],

В Муниципальном бюджетном дошкольном который позволяет выявить типологические

образовательном учреждении «Детский сад особенности личности ребенка и на основе

30

№2(7) 2019

этих данных определить профессиональное агроном, космонавт и другие), поэтому мы

предпочтение выбора ребенка, широко используем виртуальные экскурсии.

Для младших и средних дошкольников для Нами проведена большая работа по созданию

диагностики выявления знаний ребенка о банка электронных образовательных ресурсов

профессиях используется опросник Л. В.Ку- по ранней профориентации детей, в которую

цакова [1]. По результатам проведенных входят: презентации, познавательные фильмы,

исследований стало возможным определить виртуальные экскурсии, развивающие

задачи и выбрать наиболее оптимальные мультфильмы, электронные книги и т.д. Для

формы работы с детьми различного возраста. того, чтобы работа в данном направлении была

Для организации работы по ранней профо- системной и непрерывной, мы использовали

риентации детей, прежде всего, мы обратили методический и практический инструмента-

внимание на создание соответствующей рий Федерального образовательного проекта

развивающей предметно-пространственной «Навигатум» [3].

среды, которая не только способствует озна- Работа по ранней профориентации осуще-комлению детей с профессиями взрослых, но и ствляется через совместную деятельность помогает «примерить» на себя роль человека педагога с детьми и самостоятельную деятель-разных профессий и способствует погруже- ность детей, которая проходит через познаванию ребенка в выбранную профессию. В тельную, продуктивную и игровую деятель-каждой группе созданы уголки профориента- ность.

ции, которые обеспечивают методическое и Мир профессий в обществе - сложная,

информационное сопровождение Программы, динамичная система, поэтому профориентаци-

Они содержат дидактические игры, наглядные онная работа в МБДОУ «ДС № 18 «Золушка»

пособия и художественную литературу по теме проводится в новом формате, с подключением

ознакомления с трудом взрослых, различные социальных партнеров: родители воспитании-

картотеки загадок, пословиц, стихов, речевых ков, МОУ СОШ № 1, Городской краеведческий

игр, лексических тем по ознакомлению с музей, Детская библиотека им. П. Бажова,

профессиями. РЖД, Городской Дворец культуры, Муници-

Социализация дошкольника проводится в пальный театр «Вымысел», МЧС и полиция,

большей степени через игру как ведущий для Детская поликлиника, образовательные

детей данного возраста вид деятельности, организации дополнительного образования и

Поэтому особое внимание педагоги уделяют другие. Так, например, нами разработан и

созданию максимально комфортных условий реализуется план совместной работы с соци-

для игровой деятельности, обогащению альными партнерами, который включает в себя

оборудования и наглядного материала для формы работы по ознакомлению с людьми

сюжетно-ролевых игр профессионально- различных профессий (экскурсии, беседы,

ориентированной направленности, Через встречи с интересными людьми и т.д.). По

игровую деятельность педагоги обращают итогам проведенных мероприятий составля-

внимание на ознакомление детей с многообра- ются тематические альбомы, оформляются

зием рабочих профессий, а также знакомят фотоотчеты, выставки рисунков и творческих

детей с профессиями, которые будут актуаль- работ.

ны в недалеком будущем, профессиями, В работе по профориентации детей мы

связанными с научно-техническим прогрес- учитываем региональный компонент — знако-

сом, сохранением окружающей среды, турис- мим детей с людьми интересных профессий,

тическим бизнесом, социальной сферой, прославивших наш город. Например, дети

Основная сложность работы по ознакомле- узнали, что космонавт Марк Серов и певица

нию детей с профессиями заключается в том, Светлана Лазарева родились и выросли в

что значительная часть труда взрослых недос- нашем городе.

тупна для непосредственного наблюдения за В перспективе мы ставим перед собой

ней (хирург, металлург, летчик, кондитер, задачу популяризации технических профес-Научно-методическое обеспечение оценки качества образования 31

Работа по ранней профориентации в условиях дошкольной образовательной организации

сий, расширение экономических знаний детей, их дальнейшее «погружение» в профессии через практическую деятельность в рамках дополнительного образования, участие в муниципальных и региональных конкурсах по вопросам профориентации детей.

На наш взгляд, выбранное для работы дошкольной образовательной организации направление может позволить достичь качества образования, совершенствуя содержание и реализацию образовательной программы МБДОУ «ДС № 18 «Золушка». Проделанная работа уже имеет свой результат - победу в муниципальном конкурсе на лучшую программу ранней профориентации дошкольников. Положительная оценка Программы на муниципальном уровне, в том числе, определила перед нашей организацией задачу в разработке новых и совершенствовании уже имеющихся внутренних оценочных процедур, позволяющих определить качество содержания реализуемых программ, условия их реализации и результаты их освоения [5].

Таким образом, совершенствование процедур и механизмов внутренней системы оценки качества образования на данном этапе развития МБДОУ «ДС № 18 «Золушка» является одним из актуальных направлений в работе и позволит в дальнейшем улучшить качество образования ввиду учёта образовательных потребностей воспитанников.

Список литературы

1. В мире профессий: метод, пособие. -URL: Ь11р://оленёнокямал.рф/кЬаИк>уа/\ур-content/uploads/2016/ОЗ/МБДОУ-ДС-ОЛЕНЁ НОК-МУРАВЛЕНКО-Методическая-разработ ка-Вмире-профессий.рёГ (дата обращения: 27.08.2019)

2. Дифференциально - диагностический опросник Е.А. Климова - URL: https ://proforientatsia.ru/test/ddo-klimov/ (дата обращения: 27.08.2019)

3. Навигатум: образовательный и научно-исследовательский проект [сайт] — URL: https://navigatum.ru/preschoolers.html - Загл. с экрана

4. Программа организации работы по ранней профориетации детей дошкольного

возраста. - URL: https://infourok.ru/programma-

raboti-po-ranney-proforientacii-detey-doshkolno go-vozrasta-3426503.html (дата обращения: 01.09.2019)

5. Солодкова, Е.А. Нормативно-правовые аспекты содержания и организации внутренней системы оценки качества дошкольного образования / Е.А. Солодкова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования.-2016,-№ 1 (1).-С. 20-24.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утверждён приказом М-ва образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155. -URL: https ://pravobraz.m/federalnyj -gosudarst vennyj-obrazo'vatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazQvaniya/] (дата обращения 29.08.2019)

References

1. Y mire professiy: metod. posobie. - URL: h 11 p : / / о 1 e n y o n o k y a m a 1. r f/ k h a 1 i t о v a / w p -content/upîoads/2016/03/MBDOU-DS-OLENY ONOK-MURAVLENKO-Metodicheskaya-razrabotka-Vmire-professiy.pdf (data obrashcheniya: 27.08.2019)

2. Differentsial'no - diagnosticheskiy oprosnik E.A. Klimova - URL: http s ://proforientatsia. ru/te st/ddo - kl imo v/ (data obrashcheniya: 27.08.2019)

3. Navigatum: obrazovatel'nyy i nauchno-issiedovatel'skiy proekt [sayt] - URL: https://navigatum.ru/preschoolers.htmi - Zagl. s ekrana

4. Programma organizatsii raboty po ranney proforietatsii detey doshkol'nogo vozrasta. - URL: https://infourok.ru/programma-raboti-po-ranney-proforientacii-detey-doshkolnogo-vozrasta-

3426503.html (data obrashcheniya: 01.09.2019)

5. Solodkova, E.A. Normativno-pravovye aspekty soderzhaniya i organizatsii vnutrenney sistemy otsenki kachestva doshkoFnogo obrazovaniya / E.A. Solodkova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. "2016.- № 1(1).- S. 20-24.

6. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya : utverzhdyon prikazom M-va obrazovaniya i nauki RF ot 17 oktyabrya 2013 goda № 1155. - URL:

32

№ 2 (7) 2019

https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-- Челябинская обл., г. obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazova niya/] (data obrashcheniya 29.08.2019)

Vorobyeva M.A. - Governor

Municipal «The

Воробьева Марина Анатольевна - заведу- Клпйещ;< ющий МБДОУ «Детский сад № 18 «Золушка»,

Научно-методическое обеспечение оценки качества образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.