УДК 373.2
М.А. Воробьева
В статье представлен опыт работы дошколь- № 18 «Золушка» Верхнеуфалейского городско-ной образовательной организации - победите- го округа (МБДОУ «ДС М> 18 «Золушка») ля муниципального конкурса на лучшую разработана и успешно реализуется Програм-программу ранней профориентации дошколь- ма работы по ранней профориентации дошников. Авторами подробно описываются цель кольников «Кем быть? Выбираем интересную и задачи программы работы по ранней профо- профессию!» [4]. Работа по данной программе риентации дошкольников, психологические не противоречит требованиям Федеральных особенности детей данного возраста и диаг- государственных образовательных стандартов ностические способы выявления знаний дошкольного образования (ФГОС ДО) и ребенка о профессиях. Описаны ключевые ведется с учетом принципа интеграции пяти аспекты создания соответствующей развиваю- образовательных областей [6]. щей предметно-пространственной среды и Цель Программы - обобщение знаний о организации работы совместно с социальными профессиях в процессе совместной и самосто-партнерами, которые позволяют «погрузить» ятельной деятельности детей через «погруже-ребенка в реальные практические ситуации, ние» в реальные практические ситуации, предоставляя ему возможность использовать Задачи Программы:
свои силы в доступных видах деятельности. В формирование элементарных иредставле-
заключении описывается значение опыта ний у детей дошкольного возраста о професси-
участия в муниципальных оценочных проце- ях взрослых;
дурах для развития внутренней системы развивать эмоционально-положительное
оценки качества образования, отношение человека к труду;
формировать представления о необходи-
Ключевые слова: ранняя пр о фор иен т ац ия мости трудовой деятельности в жизни людей;
программа профориентационной развивать познавательную активность,
работы, электронные образовательные интерес к профессиям взрослых; ресурсы, социальное партнерство, внутрен- формировать обобщенные представления о няя система оценки качества образования. структуре трудового процесса, понимание
взаимосвязи между компонентами трудовой
Важнейшей задачей образовательно- деятельности; воспитательной работы в дошкольной образо- воспитывать бережное отношение к труду
вательной организации является социализация взрослых и результатам их труда; детей дошкольного возраста. Социализация формировать у детей желание научиться
детей осуществляется не только как знако- выполнять трудовые действия представителей
мство с окружающим миром, получение разных профессий.
навыков общения, но и как знакомство стар- Приложением к Программе является
ших дошкольников с жизнью современного разработанная нами «Рабочая тетрадь для
общества. Профориентация является непре- детей 5-6 лет «Ребенок в мире профессий»,
рывным процессом и осуществляется целенап- Формирование содержания работы по
равленно fia всех возрастных этапах. В вопро- ранней профориентации детей осуществляет-
сах преемственности по профориентации ся на основе диагностического адаптированно-
детский сад является первоначальным звеном го для старшего дошкольного возраста профо-
в единой непрерывной системе образования. риентационного опросника Е.И. Климова [2],
В Муниципальном бюджетном дошкольном который позволяет выявить типологические
образовательном учреждении «Детский сад особенности личности ребенка и на основе
30
№2(7) 2019
этих данных определить профессиональное агроном, космонавт и другие), поэтому мы
предпочтение выбора ребенка, широко используем виртуальные экскурсии.
Для младших и средних дошкольников для Нами проведена большая работа по созданию
диагностики выявления знаний ребенка о банка электронных образовательных ресурсов
профессиях используется опросник Л. В.Ку- по ранней профориентации детей, в которую
цакова [1]. По результатам проведенных входят: презентации, познавательные фильмы,
исследований стало возможным определить виртуальные экскурсии, развивающие
задачи и выбрать наиболее оптимальные мультфильмы, электронные книги и т.д. Для
формы работы с детьми различного возраста. того, чтобы работа в данном направлении была
Для организации работы по ранней профо- системной и непрерывной, мы использовали
риентации детей, прежде всего, мы обратили методический и практический инструмента-
внимание на создание соответствующей рий Федерального образовательного проекта
развивающей предметно-пространственной «Навигатум» [3].
среды, которая не только способствует озна- Работа по ранней профориентации осуще-комлению детей с профессиями взрослых, но и ствляется через совместную деятельность помогает «примерить» на себя роль человека педагога с детьми и самостоятельную деятель-разных профессий и способствует погруже- ность детей, которая проходит через познаванию ребенка в выбранную профессию. В тельную, продуктивную и игровую деятель-каждой группе созданы уголки профориента- ность.
ции, которые обеспечивают методическое и Мир профессий в обществе - сложная,
информационное сопровождение Программы, динамичная система, поэтому профориентаци-
Они содержат дидактические игры, наглядные онная работа в МБДОУ «ДС № 18 «Золушка»
пособия и художественную литературу по теме проводится в новом формате, с подключением
ознакомления с трудом взрослых, различные социальных партнеров: родители воспитании-
картотеки загадок, пословиц, стихов, речевых ков, МОУ СОШ № 1, Городской краеведческий
игр, лексических тем по ознакомлению с музей, Детская библиотека им. П. Бажова,
профессиями. РЖД, Городской Дворец культуры, Муници-
Социализация дошкольника проводится в пальный театр «Вымысел», МЧС и полиция,
большей степени через игру как ведущий для Детская поликлиника, образовательные
детей данного возраста вид деятельности, организации дополнительного образования и
Поэтому особое внимание педагоги уделяют другие. Так, например, нами разработан и
созданию максимально комфортных условий реализуется план совместной работы с соци-
для игровой деятельности, обогащению альными партнерами, который включает в себя
оборудования и наглядного материала для формы работы по ознакомлению с людьми
сюжетно-ролевых игр профессионально- различных профессий (экскурсии, беседы,
ориентированной направленности, Через встречи с интересными людьми и т.д.). По
игровую деятельность педагоги обращают итогам проведенных мероприятий составля-
внимание на ознакомление детей с многообра- ются тематические альбомы, оформляются
зием рабочих профессий, а также знакомят фотоотчеты, выставки рисунков и творческих
детей с профессиями, которые будут актуаль- работ.
ны в недалеком будущем, профессиями, В работе по профориентации детей мы
связанными с научно-техническим прогрес- учитываем региональный компонент — знако-
сом, сохранением окружающей среды, турис- мим детей с людьми интересных профессий,
тическим бизнесом, социальной сферой, прославивших наш город. Например, дети
Основная сложность работы по ознакомле- узнали, что космонавт Марк Серов и певица
нию детей с профессиями заключается в том, Светлана Лазарева родились и выросли в
что значительная часть труда взрослых недос- нашем городе.
тупна для непосредственного наблюдения за В перспективе мы ставим перед собой
ней (хирург, металлург, летчик, кондитер, задачу популяризации технических профес-Научно-методическое обеспечение оценки качества образования 31
Работа по ранней профориентации в условиях дошкольной образовательной организации
сий, расширение экономических знаний детей, их дальнейшее «погружение» в профессии через практическую деятельность в рамках дополнительного образования, участие в муниципальных и региональных конкурсах по вопросам профориентации детей.
На наш взгляд, выбранное для работы дошкольной образовательной организации направление может позволить достичь качества образования, совершенствуя содержание и реализацию образовательной программы МБДОУ «ДС № 18 «Золушка». Проделанная работа уже имеет свой результат - победу в муниципальном конкурсе на лучшую программу ранней профориентации дошкольников. Положительная оценка Программы на муниципальном уровне, в том числе, определила перед нашей организацией задачу в разработке новых и совершенствовании уже имеющихся внутренних оценочных процедур, позволяющих определить качество содержания реализуемых программ, условия их реализации и результаты их освоения [5].
Таким образом, совершенствование процедур и механизмов внутренней системы оценки качества образования на данном этапе развития МБДОУ «ДС № 18 «Золушка» является одним из актуальных направлений в работе и позволит в дальнейшем улучшить качество образования ввиду учёта образовательных потребностей воспитанников.
Список литературы
1. В мире профессий: метод, пособие. -URL: Ь11р://оленёнокямал.рф/кЬаИк>уа/\ур-content/uploads/2016/ОЗ/МБДОУ-ДС-ОЛЕНЁ НОК-МУРАВЛЕНКО-Методическая-разработ ка-Вмире-профессий.рёГ (дата обращения: 27.08.2019)
2. Дифференциально - диагностический опросник Е.А. Климова - URL: https ://proforientatsia.ru/test/ddo-klimov/ (дата обращения: 27.08.2019)
3. Навигатум: образовательный и научно-исследовательский проект [сайт] — URL: https://navigatum.ru/preschoolers.html - Загл. с экрана
4. Программа организации работы по ранней профориетации детей дошкольного
возраста. - URL: https://infourok.ru/programma-
raboti-po-ranney-proforientacii-detey-doshkolno go-vozrasta-3426503.html (дата обращения: 01.09.2019)
5. Солодкова, Е.А. Нормативно-правовые аспекты содержания и организации внутренней системы оценки качества дошкольного образования / Е.А. Солодкова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования.-2016,-№ 1 (1).-С. 20-24.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утверждён приказом М-ва образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155. -URL: https ://pravobraz.m/federalnyj -gosudarst vennyj-obrazo'vatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazQvaniya/] (дата обращения 29.08.2019)
References
1. Y mire professiy: metod. posobie. - URL: h 11 p : / / о 1 e n y o n o k y a m a 1. r f/ k h a 1 i t о v a / w p -content/upîoads/2016/03/MBDOU-DS-OLENY ONOK-MURAVLENKO-Metodicheskaya-razrabotka-Vmire-professiy.pdf (data obrashcheniya: 27.08.2019)
2. Differentsial'no - diagnosticheskiy oprosnik E.A. Klimova - URL: http s ://proforientatsia. ru/te st/ddo - kl imo v/ (data obrashcheniya: 27.08.2019)
3. Navigatum: obrazovatel'nyy i nauchno-issiedovatel'skiy proekt [sayt] - URL: https://navigatum.ru/preschoolers.htmi - Zagl. s ekrana
4. Programma organizatsii raboty po ranney proforietatsii detey doshkol'nogo vozrasta. - URL: https://infourok.ru/programma-raboti-po-ranney-proforientacii-detey-doshkolnogo-vozrasta-
3426503.html (data obrashcheniya: 01.09.2019)
5. Solodkova, E.A. Normativno-pravovye aspekty soderzhaniya i organizatsii vnutrenney sistemy otsenki kachestva doshkoFnogo obrazovaniya / E.A. Solodkova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. "2016.- № 1(1).- S. 20-24.
6. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya : utverzhdyon prikazom M-va obrazovaniya i nauki RF ot 17 oktyabrya 2013 goda № 1155. - URL:
32
№ 2 (7) 2019
https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-- Челябинская обл., г. obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazova niya/] (data obrashcheniya 29.08.2019)
Vorobyeva M.A. - Governor
Municipal «The
Воробьева Марина Анатольевна - заведу- Клпйещ;< ющий МБДОУ «Детский сад № 18 «Золушка»,
Научно-методическое обеспечение оценки качества образования
33