ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2009. № 4. С. 91-99.
© Н.Н. Саяпина, 2009 УДК 378.1
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА
QUALITY RATING OF UNIVERSITY ACADEMIC ACTIVITY
Н.Н. Саяпина N.N. Sayapina
Омский государственный институт сервиса
В современных условиях конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг определяется качеством предоставления образовательных услуг и экономической эффективностью деятельности. Повышение качества образовательных услуг вуза является проблемой актуальной, социально и экономически значимой. В статье обосновывается возможная система формирования конкурентоспособности вуза через оценку качества образовательного процесса вуза.
The article presents a prospective way to make a university competitive by means of the quality rating its academic activity. As currently educational services of high quality and effective economic activity enable universities to keep their positions at the educational market, higher quality of academic activity seems to be an urgent problem both economically and socially.
Ключевые слова: образование, конкурентоспособность, качество, эффективность.
Key words: education, competitiveness, quality, effectiveness.
С переходом российской экономики на рыночные отношения все субъекты хозяйственной деятельности, в том числе и сферы образования, оказались в принципиально новых условиях функционирования. Специфика и природа высшего профессионального образования определяют сложность его включения во вновь формируемые хозяйственные отношения. Обусловлено это тем, что оно реализует не только функцию воспроизводства высококвалифицированных, профессиональных кадров, но и другие: социальной мобильности, наращивания интеллектуального потенциала общества, распространение наиболее социально значимых культурных норм, сохранения, приумножения и преемственности между поколениями лучших социальных ценностей и др.
Высокая социальная значимость рынка образовательных услуг для общества делает этот рынок социально-ориентированным, где механизмы конкуренции играют подчиненную роль по сравнению с механизмами государственного регулирования.
Функционирование системы высшего профессионального образования в России тесно сопряжено и во многом определяется темпами и уровнем реформирования экономики и становлением рыночных отношений. Рост доли невещественных, интеллектуально-творческих,
духовных составляющих дает основу для более конкретного анализа и изучения рынка образовательных услуг.
Возрастающая конкуренция на рынке образовательных услуг ориентирует высшие учебные заведения строить управление, основанное на рациональном использовании экономических и интеллектуальных ресурсов. Задачей вузов является не только предоставление населению качественных образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования, но и их эффективная организация.
Будучи ориентированными на решение социальных задач и получив целый ряд экономических свобод, не все образовательные учреждения смогли успешно приспособиться к новым рыночным условиям. В связи с этим актуален научный анализ процессов развития рыночных отношений в системе образования России и формирования модели управления и оценки конкурентоспособности учебных заведений высшего профессионального образования. Сегодня на первый план стали выходить проблемы управления конкурентоспособностью самих производителей и оказываемыми ими услугами путем адаптации к рыночным изменениям и формирования соответствующей стратегии поведения на рынке.
Теоретическое и практическое исследование аспектов деятельности вуза позволило сделать заключение, что конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг определяется двумя составляющими: во-первых, качеством предоставления образовательной услуги; во-вторых, экономической эффективностью деятельности (при одинаковом качестве услуг выше конкурентоспособность того вуза, где данное качество достигается и поддерживается с меньшими затратами ресурсов).
Иными словами, для получения действительно качественного образования должно быть обеспечено качество требований, качество условий, качество образовательных процессов и качество результатов деятельности вуза.
Говоря о качестве высшего образования, чаще имеют в виду качество результатов образовательной деятельности вуза, а все остальное рассматривается как необходимые условия получения этих результатов. При этом в зависимости от конечного потребителя результатом образовательной деятельности вуза можно считать предоставляемые образовательные услуги, если потребителем является личность, или выпускаемых специалистов, если потребителем является работодатель, государство. Перечисленные стороны заинтересованы в качестве высшего образования, но конечные цели у них разные, хотя и взаимосвязанные.
Главной идеей современного развития теории и практики управления качеством образования является отказ от традиционного подхода, при котором управление образовательным процессом осуществлялось по оценкам конечного результата. Современный подход ориентирован на создание системы управления качеством образования, предусматривающей регулирование процесса на основании его оценки по специально выделенным критериям для всех компонентов самого процесса, а также факторов, оказывающих влияние на конечный результат [3; 8; 10].
Содержание нормативных документов, регламентирующих деятельность вузов, и анализ литературы в области качества образования показывают множественность научных подходов, различную глубину проработок критериальных показателей, в связи с этим при решении задачи выявления критериев, определяющих состояние качества образования, целесообразно проанализировать многообразие подходов к исследованиям и их основания.
Первая группа исследователей в своей трактовке качества образования ориентирована на соответствие ожиданиям и потребностям
личности и общества (А.И. Барановский, Т.И. Елисеева) [1; 6]. При этом качество образования определяется по совокупности показателей результативности и состояния процесса образования (содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническая база, кадровый состав и пр.).
Вторая группа опирается на сформированный уровень знаний, умений, навыков и социально значимые качества личности (Л.А. Сан-кин, Е.П. Тонконогая) [8]. Параметрами качества образования выступают социально-педагогические характеристики (цели, технологии, условия, личностное развитие).
Третья группа акцентирует внимание на соответствии совокупности свойств образовательного процесса и его результата требованиям стандарта, социальным нормам общества, личности (Н.А. Селезнева, А.И. Су-бетто) [12].
Четвертая группа рассматривает в качестве критериев соответствие результата целям образования, спрогнозированным на зону потенциального развития личности (А. Жигадло, А. Пузиков, Ж.А. Шуткина,) [7; 14]. Качество образования рассматривается как совокупность характеристик образованности выпускника.
Пятая группа выделяет способность образовательного учреждения удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности (Г.И. Мальцева, Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын) [3; 7; 15]. Качество образования здесь рассматривается как свойство, обусловливающее способность образовательного учреждения удовлетворять запросы потребителей разных уровней.
Таким образом, рассматривая «качество образования», следует выделять различные уровни:
■ позиции субъектов образовательного процесса с учетом иерархии социально значимых характеристик, параметров;
■ позиции самого образовательного учреждения (производителя образовательных услуг), предоставляющего комплекс услуг, адекватных требованиям государственного образовательного стандарта, запросам личности и общества (потребителей) с учетом прогноза его деятельности в будущем.
Анализ подходов к определению «качества образования» позволяет выявить основания их систематизации (таблица 1) [5, с. 6]. Можно заметить, что при рассмотрении качества образования как категории следует выделять его узкое и широкое понимание [4, с. 49].
В узком смысле качество образования «рассматривается как категория, характери-
зующая результат образовательного процесса, отражающего:
• уровень общетеоретических знаний, практических умений и навыков выпускников;
• уровень интеллектуального развития, нравственных качеств личности;
• особенности ценностных ориентаций, определяющих мировоззрение;
• активность и ответственное творческое отношение к действительности, проявляющееся в деятельности» [4, с. 51].
В широком смысле качество образования рассматривается как социально-педагогический процесс и как совокупность характеристик этого процесса.
Таблица 1
Различные подходы к определению качества образования
Подход Основание
Интуитивно-эмпирический Опыт и интуиция человека
Формально -отчетный Уровень успеваемости обучаемых (процент успевающих на «4» и «5»)
Психологический Уровень развития познавательных процессов и степень проявления психических новообразований личности
Педагогический Уровень воспитанности и обученности
Процессуальный Оценка состояния образовательного процесса
Результирующий Оценка результата педагогической деятельности образовательного учреждения
Комплексный Внешняя экспертиза (материальная база, кадровый состав, программы, формы и методы работы и др.)
Многопараметрический Оценка деятельности образовательных учреждений на основе внутрисистемных параметров
Методологический Соотношение результата с операционально заданными целями
Интегрированный Введение категорий, носящих интегрированный характер (компетентность, грамотность, образованность)
Личностно-ориентированный Личностное развитие обучаемого
Социальный Степень удовлетворенности индивидуального и общественного потребителя
Квалиметрический Измерение показателей по параметрам
При всем разнообразии приведенных определений качества образования и подходов его оценки в каждом из них присутствует одно общее положение: качество образования и его составные элементы сравниваются с определенными базовыми установками, нормами, стандартами, которые служат своеобразными эталонами [13, с. 260].
Таким образом, для получения действительно качественного образования должно быть обеспечено качество требований и качество условий или ресурсов. При соблюдении этих двух аспектов качества важную роль играет качество образовательных процессов (научная и учебная деятельность, образовательные технологии и т. д.), непосредственно обеспечивающих подготовку специалистов. И наконец, еще одним элементом качества образования является качество результатов деятельности вуза (текущие и итоговые результаты обучения студентов, характеристики карьерного роста выпускников и т. д.).
Обобщая и проводя систематизацию совокупности показателей деятельности вуза, можно представить несколько групп критериев показателей качества: профессорско-преподава-
тельский состав, учебно-методическое обеспечение, материально-техническая база, интеллектуальный потенциал, студенты, выпускники.
Качество, основанное на соответствии стандартам, для вуза является «внешним». Требования к выпускникам вузов и критерии их оценки содержатся в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ГОС ВПО). Каждое учебное заведение, основываясь на ГОС ВПО, в рамках своих академических свобод самостоятельно может вводить критерии, оценочные средства и создавать методики оценки по дисциплинам и по государственной итоговой аттестации, формируя тем самым внутреннюю систему оценки качества. Совершенно очевидно, что внешняя и внутренняя системы оценки качества взаимосвязаны.
«Качество высшего образования рассматривается как интегральная характеристика образовательной деятельности вуза, охватывающая ее функции и результаты» [5, с. 5]. На уровне вуза основными стратегическими целями в этой области являются:
■ обеспечение и повышение качества образования выпускников, адекватного современ-
ному уровню науки, технологии, экономики и международным требованиям к специалистам;
■ подготовка конкурентоспособных специалистов широкого спектра с учетом национально-региональных потребностей;
■ воспитание разносторонне развитых молодых людей с гражданско-профессиональ-ной позицией;
■ повышение престижа вуза и его роли в региональном образовательном пространстве;
■ вовлечение всего коллектива, включая студентов, в процесс непрерывного повышения уровня качества образования;
■ создание системы содействия выпускникам вуза в трудоустройстве;
■ совершенствование и развитие системы управления качеством на основе учета мнений студентов, сотрудников вуза, родителей, выпускников и работодателей;
■ сотрудничество с работодателями по вопросам качества подготовки специалистов, участие их в государственной аттестации выпускников.
По сути, это совокупность организационных мероприятий, необходимых для осуществления политики в области качества с помощью таких средств, как планирование качест-
ва, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества. Соответственно, для реализации этой политики необходимо решить три взаимосвязанных задачи:
• формирование эталона качества;
• сравнение достигнутого уровня подготовки с эталоном (непосредственно оценка качества);
• выработка управляющих воздействий с целью минимизации обнаруженных отклонений.
Качество оказываемых вузом образовательных услуг, а значит, и конкурентоспособность, характеризуется степенью удовлетворенности потребителя по сравнению с аналогичными образовательными учреждениями. Понятия эффективности функционирования, конкурентоспособности, результативности вуза и качества образовательных услуг тесно взаимосвязаны. Они порождают причинно-следственные связи объектов (внутренняя цепь) и их характеристик (внешняя цепь) (см. рис.) [13, с. 261]. Таким образом, в условиях усиливающейся конкуренции между вузами на современном этапе приоритетной задачей является определение механизма управления конкурентоспособностью через управление качеством образования и экономической эффективностью.
Рис. Причинно-следственная связь объектов исследования и их характеристик
Эффективность работы вуза зависит от ряда факторов. Применительно к аспектам управления можно выделить следующие:
1) качество целеполагания, т. е. соответствие планируемых целей требованиям внешней среды и возможностям вуза;
2) адекватность выбранных стратегий поставленным целям;
3) сила и направленность мотиваций, побуждающих сотрудников вуза к достижению целей;
4) объем и качество вовлекаемых в процесс оказания образовательных услуг ресурсов [14, с. 109].
Три первых фактора характеризуют стратегический аспект эффективности управления, а последний - тактический.
Стратегический и тактический аспекты формируют два различных по природе источника конкурентоспособности предприятия: рыночное позиционирование и текущую эффективность.
Сущность рыночного позиционирования заключается в создании уникальной и выгодной позиции, основанной на осуществлении видов деятельности по созданию, поддержанию и расширению рынков сбыта, отличных от видов деятельности конкурентов. Текущая эффективность, напротив, означает выполнение схожих видов деятельности и оказания услуг лучше, чем это делают конкуренты с точки зрения экономического эффекта.
Можно утверждать, что текущая эффективность обеспечивает получение прибыли в процессе функционирования, а рыночное позиционирование - саму возможность этого процесса. Каждый из указанных источников конкурентоспособности в отдельности есть необходимое, но недостаточное условие обеспечения конкурентоспособности предприятия. Устойчивая конкурентоспособность хозяйствующего субъекта может быть достигнута только тогда, когда она базируется на обоих источниках конкурентоспособности.
При этом стратегическая деятельность должна быть ориентирована на развитие потенциала вуза, а тактическая - на организацию подразделений вуза по развитию потенциала. Помимо этого подразделения должны работать над эффективным применением нового инструментария в конкретных ситуациях.
Развивая идею о диалектическом единстве эффективности и конкурентоспособности предприятия, автор полагает, что конкурентоспособность можно рассматривать с двух позиций: как потенциал предприятия (конкурентоспособность менеджмента) и как преимущество предприятия по сравнению с конкурентами (конкурентоспособность деятельности).
Таким образом, оптимизация управления качеством образования и экономической эффективностью должны рассматриваться как составные части организации деятельности вуза.
Задачи, стоящие перед теорией управления качеством образовательного процесса в вузе, состоят в том, чтобы, глубоко исследуя процессы управления, выявить объективные закономерности, разобраться в механизме управления, определить причинно-следственные связи, влияющие на конечный результат функционирования и развития вуза.
Следует подчеркнуть, что множество показателей качества образовательного процесса является лишь индикатором его функционирования и развития и само по себе не определяет содержание и направление управляющих воздействий. «Определяющим при выработке, принятии и реализации управленческих реше-
ний является информация о числовых значениях показателей качества и степени их влияния на интегральное качество образовательного процесса» [3, с. 253]. Данное обстоятельство обусловливает необходимость проведения измерений и оценки качества образовательного процесса.
Основой разработки методики оценки качества образовательного процесса вуза послужили разработки ученых Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена [3].
В соответствии с их рекомендациями в рамках данного исследования рассмотрение образовательного процесса основывается на представлении этого процесса как системы, функционирование которой описывается квалимет-рическими и экономическими моделями. Особенностью является то, что в контексте данного исследования квалиметрия используется для экономической оценки как качества всего образовательного процесса в целом, так и качества выполнения основных подпроцессов, а именно обучения и воспитания, которые формируют конкурентоспособность учебного заведения и его выпускников.
Определение числовых базовых значений показателей уровня качества образования, необходимых для обоснования путей развития учебного процесса в многоуровневом образовательном комплексе, осуществляется методами квалиметрии.
В настоящее время методы квалиметрии развиты недостаточно при экономических исследованиях образовательных процессов, что сдерживает их применение не только для управления качеством образования, но и при использовании результатов управления качеством для повышения конкурентоспособности учебных заведений и их комплексов.
Использование квалиметрического подхода при оценке качества образовательного процесса позволяет решить методическую проблему стандартизации исследований и размерностей представления исследуемых показателей, заключающуюся в том, что экономические показатели образовательного процесса выражаются в стоимостных единицах, а квалиметри-ческие показатели, характеризующие качество образовательного процесса, обычно выражаются в безразмерном виде.
В рамках предлагаемой методики оценки качества образовательного процесса вуза
1) представлена система показателей аналитической оценки качества образовательного процесса;
2) определена последовательность проведения оценки качества образовательного процесса и уровня его конкурентоспособности;
3) даны рекомендации по формулированию (принятию) окончательного решения.
Для практического применения редуктив-но-конструкторской модели разработана сис-
тема показателей аналитической оценки качества (таблица 2). Система показателей оценки качества образовательного процесса позволяет оценить качество соответствия образовательного процесса вуза требованиям государственного образовательного стандарта.
Таблица 2
Показатели качества образовательного процесса
Показатели Расчетная формула
Оценка соответствия содержания подготовки и образовательных программ требованиям ГОС ВПО
1. Показатель соответствия специальности ГОС ВПО (к) к ИО Ии ’ где N0 - количество дисциплин в соответствии с учебным планом; ^ - количество преподаваемых дисциплин, предусмотренных ГОС ВПО
2. Показатель соответствия учебной нагрузки ГОС ВПО (И) , Нз п = , Нгос где Нз - нагрузка, запланированная в рабочем учебном плане; Нгос - нагрузка, предусмотренная ГОС ВПО по данной специальности
Оценка условий осуществления образовательного процесса
3. Показатель обеспеченности студентов учебниками, учебными пособиями и учебно-методическими материалами по отдельной учебной дисциплине (Поб уч) Побуч = НуЧ, и где Нуч - имеющееся количество учебников, учебных пособий и учебно-методических материалов по отдельной дисциплине; П - количество обучаемых по /-той дисциплине
4. Показатель обеспеченности студентов учебниками, учебными пособиями и учебно-методическими материалами в целом по учебному процессу (Поб общ) Ио ^ Побуч Поб общ = — Ии
5. Показатель материально-технического обеспечения практических и лабораторных занятий по отдельной дисциплине (Пмт) ^ Нмт Пмт = , и где Нмт - имеющееся количество компьютеров и другого оборудования для проведения практических занятий по отдельной учебной дисциплине
6. Показатель материально-технического обеспечения практических и лабораторных занятий в целом по учебному процессу (Пмт общ) Иоо ^ Пмт Пмт общ = — Ии
7. Показатель квалификации преподавателей (Пк) Пк = ПуС , Побщ где Пус - количество преподавателей, имеющих ученое звание, ученую степень или высшую квалификационную категорию; Побщ - количество преподавателей в вузе
8. Показатель методической и научной активности преподавателей (Пна) Пна = —, Пп где Пл - методические материалы, публикации, печатные листы; Пп - общее число преподавателей
Окончание табл. 2
Показатели Расчетная формула
9. Показатель закрепления знаний (Пзак) Пзак = Тпр , Тлек где Тпр - количество часов практических и лабораторных занятий; Тлек - количество лекционных занятий
Оценка состава контингента
10. Показатель пропуска занятий студентами (Ппр) Nо X N Ті Ппр = — , п где М - количество студентов, пропустивших занятия; Ті - количество учебных занятий, пропущенных і-тьім студентом; п - количество обучающихся студентов
11. Показатель дисциплинированности (Пдис) _. Прост Пдис = — , п где Прост - число проступков
12. Показатель успеваемости (Пу) Пу = , п где пУ - число студентов, успешно окончивших курс (получивших оценки «отлично», «хорошо»)
13. Показатель среднего балла оценок обучения (Пср б) 5пО + 4пХ + 3пУ + 2пН Псрб = 0 Х У Н, п где п0, пХ, пУ пН - число студентов, получивших оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»
14. Показатель качества успеваемости (Пкач) п0 + пХ + пУ Пкач = 0 Х У п
15. Показатель социальной активности (Пса) Пса = , п где пА - число студентов, участвовавших в общественных мероприятиях
Научная цель систематизации показателей - стандартизация использования квалимет-рических и экономических показателей для создания реальной модели конкурентоспособности: количественная оценка качественных результатов экономики вуза становится основой управленческих решений после ее трансформации в стоимостной (денежный) эквивалент согласно формулам систем показателей.
Система показателей разбита на три группы: 1) оценка соответствия содержания подготовки и образовательных программ требованиям ГОС ВПО; 2) оценка условий осуществления образовательного процесса; 3) оценка состава контингента.
Показатели качества образовательного процесса, характеризующие степень соответ-
ствия содержания образовательного процесса требованиям ГОС ВПО, а также нормативным документам учебного заведения, определяют экономические, социальные и производственные составляющие директивно заданных показателей образовательного процесса. В своей совокупности показатели описывают влияние организации и экономики образовательного процесса на его качество.
Эти показатели характеризуют систему представления образовательных услуг учебным заведением, а также то, в какой мере студенты используют возможности существующего образовательного процесса.
Рассмотренную систему оценки качества образовательного процесса можно использовать при оценке и формировании конкуренто-
способности вуза. При анализе квалиметриче-ских показателей можно установить степень выполнения студентами и преподавателями требований, предъявляемых нормативными документами к образовательному процессу, а также оценить качество сложившейся системы предоставления образовательных услуг для реализации мотиваций участников образовательного процесса.
Процесс оценки уровня конкурентоспособности качества образовательного процесса можно представить в виде следующих этапов:
1) расчет единичных показателей качества образовательного процесса (см. таблицу 2) производится на основании фактических данных деятельности вуза;
2) расчет комплексного показателя качества образовательного процесса. Комплексный показатель отражает уровень конкурентоспособности образовательного процесса вуза.
Для расчета комплексного показателя конкурентоспособности качества образовательного процесса (КСПоп ) рекомендуется применить широко распространенный метод «представления комплексного показателя конкурентоспособности организации и продукции суммой вида» [2, с. 74-77]:
Кспоп =|к>
где К - единичные показатели (коэффициенты) конкурентоспособности организации (продукции).
Применительно к вузу единичные показатели (коэффициенты) нами не всегда обозначаются как К., однако общего подхода это I
не меняет;
3) расчет эталонных значений единичных показателей качества образовательного процесса.
Для показателей групп «Оценка соответствия содержания подготовки и образовательных программ требованиям ГОС ВПО» и «Оценка условий осуществления образовательного процесса» в качестве эталонных значений могут выступать нормативные значения, установленные требованиями ГОС ВПО. Для показателей группы «Оценка состава контингента» рекомендуется рассчитать максимальные значения показателей, отражающих высокий уровень интеллектуальной активности и социальной дисциплины студентов;
4) расчет эталонного комплексного показателя качества образовательного процесса. Основу формулы расчета комплексного
показателя качества образовательного процесса составляют эталонные значения единичных показателей;
5) сопоставление комплексного фактического и эталонного показателей качества образовательного процесса.
Сравнивая значения единичных фактических показателей с эталонными значениями, можно выявить сильные и слабые аспекты процесса оказания образовательных услуг. При этом показатели групп «Оценка соответствия содержания подготовки и образовательных программ требованиям ГОС ВПО» и «Оценка условий осуществления образовательного процесса» дают информацию о внутренних ресурсах вуза.
Сопоставление комплексного фактического и эталонного показателей дает представление об уровне соответствия конкурентоспособности образовательного процесса эталонным требованиям.
В конечном итоге система показателей качества образовательного процесса может использоваться как для оценки самого процесса, так и качества подготовки выпускников учебного заведения.
Возможность определения проблемных направлений деятельности, количественная оценка качества образовательного процесса при помощи представленной системы показателей позволят формировать систему мероприятий по управлению конкурентоспособностью вуза.
1. Барановский А.И. Пути повышения конкурентоспособности образовательных услуг: монография. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. -126 с.
2. Баумгартен Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - № 4. - С. 72-85.
3. Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Тра-пицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 358 с.
4. Воротилов В.И., Шапоренкова Г.С. Анализ основных подходов к определению качества образования // Высшее образование в России. - 2006. - № 11. - С. 49-52.
5. Давыдова Л.Н. Различные подходы к определению качества образования // Качество. Инновации. Образование. - 2005. - № 2. - С. 5-7.
6. Елисеева Т., Батурин В. Качество образования: методологические основания дискуссии // Высшее образование в России. - 2005. -№ 11. - С. 115-120.
7. Жигадло А., Пузиков В. Качество подготовки и трудоустройство молодых специалистов: социологический аспект // Высшее образование в России. - 2007. - № 10. - С. 109112.
8. Санкин Л.А., Тонконогая Е.П. Управление качеством образования в гуманитарном вузе // Известия РАО. - 2002. - № 2.
9. Светуньков С.Г. Прогнозирование экономической конъюнктуры в маркетинговых исследованиях. - СПб., 1997. - С. 264.
10. Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования: лекция-доклад / Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов Моск. гос. инта стали и сплавов (технол. ун-та). - М., 2002.
11. Синько В.И. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия // Стандарты и качество. - 2000. - № 4. - С. 54-59.
12. Субетто А.И. Система управления качеством в вузе (модель) / под науч. ред Н.А. Селезневой, А.И. Субетто; Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. - М., 2002.
13. Калачинский А.В. и др. Управление современным университетом. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. - 323 с.
14. Чаплина А., Войцеховская И. Конкурентоспособность как интегральный показатель эффективности предприятия // Проблемы теории и практики управления - 2006. - № 3. -С.108-113.
15. Шуткина Ж.А. Особенности формирования конкурентоспособности специалистов в контексте повышения качества профессионального образования // Вопросы статистики. - 2007.- № 3. - С. 80-81.