УДК 377
Фролов Станислав Юрьевич
аспирант кафедры маркетинга и муниципального управления Тюменского государственного нефтегазового университета
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ
Frolov Stanislav Yuryevich PhD student,
Marketing and Municipal Management Department,
Tyumen State Oil and Gas University
ASSESSMENT OF THE EDUCATION QUALITY AS VIEWED BY STUDENTS
Аннотация:
Показателем обеспечения качества подготовки специалистов является степень удовлетворенности студентов различными аспектами процесса обучения в вузе, которая влияет на развитие мотивационных процессов. В статье представлены результаты исследования степени удовлетворенности обучением студентов технических и социально-экономических направлений технических вузов, выявлена зависимость данного показателя от курса обучения, направления подготовки. Согласно результатам исследования, наиболее серьезное беспокойство у студентов вызывают вопросы трудоустройства по специальности - как во время обучения, так и после получения диплома.
Ключевые слова:
качество образования, образовательные услуги, удовлетворенность, мотивационные процессы, трудоустройство, направление подготовки, студенты.
Summary:
Satisfaction of higher school students with various aspects of the learning process is a factor of the quality of professionals' training, since it influences their mo-tivation. The article presents the results of the survey concerned with the satisfaction with education that involved the technical higher school students majoring in technical and socio-economic sciences. The author reveals the dependence of the satisfaction degree from the year of study, training areas. According to the research results, the students feel anxious about employment within their speciality - both during the training and after the graduation.
Keywords:
quality of education, educational services, satisfaction, motivational processes, employment, training area, students.
В условиях глобализации потребность в постоянном обновлении профессиональных знаний, востребованных современным рынком труда, осуществление непрерывного образования, соответствие качества предоставляемого образования мировым стандартам являются определяющими требованиями для развития регионального вуза (М.Л. Белоножко, О.М. Барбаков, С.Ю. Фролов [1], Н.А. Голиков [2]). Одним из показателей деятельности вуза в области обеспечения качества подготовки специалистов является степень удовлетворенности студентов различными аспектами процесса обучения в вузе [3; 4].
Исследование удовлетворенности студентов технических и социально-экономических направлений подготовки, проведенное в 2014 г., осуществлялось на базе региональных технических университетов - ТюмГНГУ, УГНТУ и УГТУ, расположенных в трех субъектах РФ - Тюменской области, Республике Башкортостан и Республике Коми. В исследовании приняли участие более 1000 студентов 1-5-х курсов.
Для выявления уровня удовлетворенности студентов различными аспектами образовательного процесса автором был использован анкетный опрос, цель которого заключалась в выявлении социокультурного портрета студенчества и степени удовлетворенности обучением в университете.
Отношение к обучению прежде всего определяется тем, какие потребности студента удовлетворяются в учебном процессе. При этом под удовлетворенностью обучением понимается эмоциональное содержание учебной деятельности, являющееся необходимым условием образования. Удовлетворение обучением рассматривается как комплексная оценка, основанная на удовлетворении потребностей посредством учебной деятельности. При этом мы акцентируем внимание на определяющей роли удовлетворенности потребностей в развитии мотивационных процессов. Удовлетворенность рассматривается как показатель результативности обучения и, как правило, повышает мотивацию обучения в будущем.
Большинство студентов вполне удовлетворены своей студенческой жизнью. Так, полностью удовлетворены 37,4 % и в большей степени склоняются к этому мнению 36,9 % опрошенных студентов ТюмГНГУ; в УГНТУ и УГТУ большинство студентов «скорее удовлетворены» своей студенческой жизнью: в УГНТУ - 48,5 %; в УГТУ - 56,3 %, при этом полностью удовлетворены
- S1 -
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 4)
26,7 и 22,1 % респондентов соответственно. Доля респондентов, совсем не удовлетворенных своей студенческой жизнью, оказалась не более 4 % в каждом из вузов.
Как выяснилось, от 80 до 100 % студентов первого курса «полностью удовлетворены» или «скорее удовлетворены». При этом при подавляющей доле таковых респондентов на каждом из курсов в каждом вузе меньшее число, выразивших мнение об удовлетворенности, характерно для обучающихся 2-го курса. По мнению автора, это связано с трудностями адаптационного периода обучения в вузе, которые пока еще преодолели не все вчерашние первокурсники и не в полной мере испытали сегодняшние первокурсники.
Среди респондентов, выразивших мнение о неудовлетворенности своей студенческой жизнью, оказались студенты 2-го курса УГТУ (29,6 %) и студенты 3-го курса УГНТУ (20,8 %). При этом отмечена следующая тенденция: к 3-4-му курсу, как правило, студенты все чаще признают себя удовлетворенными полностью или почти (в ТюмГНГУ - в среднем 77,8 %, в УГНТУ - в среднем 76,5 %, в УГТУ - 85,2 %). К выпускному курсу их доля несколько снижается (в среднем 76,1, 73,9 и 80 % соответственно), что, по мнению автора, может быть объяснено сомнениями и переживаниям студентов в связи с предстоящей процедурой государственной итоговой аттестации и трудоустройством.
Подавляющее большинство студентов технических направлений подготовки удовлетворены своей студенческой жизнью. Так, в частности, в УГНТУ полностью удовлетворены или скорее удовлетворены 78,2 % будущих инженеров, в ТюмГНГУ - 81,2 %, в УГТУ - 84 %. Среди студентов, обучающихся на социально-экономических направлениях подготовки, подавляющее большинство респондентов также выразили удовлетворенность студенческой жизнью, однако доля неудовлетворенных или сомневающихся иногда достигает и даже превышает четверть от числа опрошенных - в УГНТУ - 21,8 %, в УГТУ - 28 % и в ТюмГНГУ - 24,9 %. По нашему мнению, данная тенденция может быть связана с тем, что вузы являются техническими по профилю, а это, как правило, определяет уклад и требования, предъявляемые к контингенту, что не всегда коррелирует с ожиданиями обучающихся, ориентированных на социально-экономические направления подготовки.
Большинство респондентов считают, что учиться в выбранных ими вузах престижно. Так, практически единогласно данное мнение разделяют студенты УГНТУ (91,1 %), в ТюмГНГУ таковых 64,7 %, в УГТУ - 57,1 %.
Отвечая на вопрос о том, почему именно этот вуз стал для респондентов наиболее предпочтительным, значительная часть студентов отметила, что они хотели бы посвятить себя работе в профильной для вуза отрасли. Среди приоритетных также были выделены следующие обоснования: в ТюмГНГУ и УГНТУ дают хорошее образование - так считают 25,5 и 17,6 % респондентов соответственно, при этом 11,1 % студентов ТюмГНГУ и 17,5 % студентов УГТУ выбрали вуз ввиду того, что он ближе других расположен к дому.
Анализ распределения мнений студентов по обоснованию выбора вуза в зависимости от направления подготовки свидетельствует о том, что перечень мотивов выбора вуза практически не зависит от направлений подготовки респондентов, при этом полученные данные свидетельствуют о наличии профессионального самоопределения у подавляющего большинства студентов при выборе вуза и, как следствие, удовлетворенности студенческой жизнью, о соответствии ожиданий студентов гарантиям, предоставляемым вузом. В частности, студенты, которые полностью удовлетворены своей студенческой жизнью, обосновывают свой выбор тем, что именно в этом вузе дают хорошее образование (в УГНТУ - 33,8 %, в ТюмГНГУ - 36,2 %, в УГТУ - 28,6 %), а также возможностью трудоустройства после окончания вуза в профильной области (в УГНТУ -46,2 %, в ТюмГНГУ - 35,9 %, в УГТУ - 36,5 %). Так, в УГТУ среди респондентов, которые совсем не удовлетворены или в большей степени склоняются к этому, подавляющее большинство респондентов (41,3 и 24,2 % соответственно) не рассматривали в качестве мотива при выборе вуза желание связать свою будущую деятельность с работой в профильной по направлению подготовки отрасли, то есть у данной категории респондентов отсутствует мотивация к учебе в вузе, что и объясняет полную или частичную неудовлетворенность студенческой жизнью, а выбор вуза был обоснован прежде всего его удобным месторасположением. В ТюмГНГУ данная категория респондентов составляет 31 и 29,6 % соответственно. В УГНТУ также присутствует категория респондентов, не удовлетворенных студенческой жизнью полностью или частично ввиду отсутствия мотивации к обучению, подавляющее большинство которых в качестве мотива выбора вуза руководствовались хорошими отзывами - 32,4 и 22,2 % респондентов соответственно.
Значение ценности образования в последние годы выросло. Современные студенты считают образование в сочетании с целеустремленностью, упорством и трудолюбием необходимыми составляющими жизненного успеха. Безусловно, найдутся и те, у кого будет несколько иная точка зрения, тем не менее интерес к учебе в рассматриваемых вузах проявляет основная масса студентов - не менее 83 % в ТюмГНГУ, 75,3 % в УГНТУ, 78,8 % в УГТУ.
Анализ степени заинтересованности студентов учебой в вузе в разрезе курсов обучения показал, что наиболее явно выраженный интерес к учебе выявлен у студентов 1-го и 4-го курсов. В УГТУ с большим энтузиазмом к учебе относятся 45,5 % первокурсников и 46,7 % студентов 4-го курса; в УГНТУ - 50 и 58,8 %, в ТюмГНГУ - 47,8 и 52,8 % соответственно. На 2-м и 3-м курсах молодые люди чаще всего задумываются о содержании обучения, начинают искать сферы дополнительного образования или иного вида занятости (внеучебная, научная, общественная деятельность), поэтому их интерес к учебе отходит на второй план, но все же не перестает быть важным. Эта тенденция не характерна для студентов УГНТУ, которые, независимо от курса подготовки, считают учебу в вузе приоритетной. Около 20 % студентов 5-го курса в каждом вузе отмечают полное или частичное отсутствие интереса к учебе, что объясняется тем, что часть из них уже работает и основные усилия направляет на применение полученных в вузе знаний, умений и навыков на практике, а остальные всерьез озадачены поиском места работы.
По мнению автора, весьма важен тот факт, что большинство респондентов указали, что являются субъектами управления и их мнение учитывается при принятии управленческих решений в вузе. По оценке 70 % респондентов, их мнение чаще всего учитывается при организации в вузе досуговых мероприятий и при проведении студенческих научных конференций, конкурсов. 67,7 % студентов ТюмГНГУ убеждены в том, что их мнение является ценным при организации воспитательной работы в вузе, в УГНТУ так считают 60,4 % респондентов, в УГТУ - 57,1 %.
Оценить социальное самочувствие студентов позволяет информация о том, чем они обеспокоены больше всего в настоящий период времени. При этом необходимо отметить, что в целом набор и иерархия проблем студентов во многом оказались традиционными. Среди основных проблем, которые волнуют студентов каждого вуза, - высокие цены в студенческих столовых и буфетах (в ТюмГНГУ - 24,9 %, в УГНТУ - 16 %, в УГТУ - 16,8 %), возможность подработки во внеучебное время (от 15,3 до 24,5 %), трудоустройство во время обучения в вузе (от 13,9 % в УГНТУ до 28,1 % в ТюмГНГУ), трудоустройство по специальности (в УГНТУ - 17,2 %, в УГТУ -19,1 %, в ТюмГНГУ - 21,5 %). Особенно на общем фоне выделяется проблема отсутствия условий для проведения досуга у студентов ТюмГНГУ (18,6 %), тогда как в других вузах на эту проблему указали около 4 % респондентов. Реже всего в качестве проблем студенты указывали распространение наркотиков в вузе и общежитиях (не более 1,4 %). Организацией учебного процесса и работой администрации вуза студенты оказались в основном удовлетворены.
Таким образом, можно констатировать высокий уровень удовлетворенности студентов созданными в вузах условиями, обеспечивающими реализацию образовательного процесса.
Анализ ранжирования видов студенческих проблем в зависимости от курса обучения выявил, что независимо от региона и вуза практически все студенты испытывают сложности с трудоустройством - будь то периодическая подработка, временная работа или работа после окончания обучения - 20 % студентов 4-го курса и 60 % студентов 5-го курса УГТУ волнует данная проблема; в УГНТУ - 27,9 % первокурсников и 47,7 % студентов 4-го курса озадачены тем же; в ТюмГНГУ озадачены улучшением своего материального положения и / или будущим трудоустройством 32,2 % первокурсников и 46,7 % студентов 4-го курса.
Таким образом, в числе основных проблем, волнующих студентов в Тюмени, Уфе и Ухте, являются вопросы, связанные с организацией быта, возможностью трудоустройства во время обучения и после получения диплома.
В целом же можно констатировать, что студенты позитивно относятся к обучению в своих вузах, их ожидания в основном оправданы, иными словами, в вузах сформирована модель поведения студентов, ориентированная на качество образования. Как отмечает Н.А. Голиков [5], создание комфортной предметно-развивающей образовательной среды вуза с мощной лабораторной базой, установление истинно социально-партнерских отношений, наращивание профессиональной идентичности способствуют формированию высококвалифицированного специалиста, востребованного на рынке труда. Как показало исследование, указанные выше вузы вполне соответствуют этим критериям.
Ссылки:
1. Белоножко М.Л., Барбаков О.М., Фролов С.Ю. Качество подготовки выпускников университета для нефтегазового комплекса России // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 984.
2. Феноменология образования: от проблем к решениям / А.Г. Бермус, Н.А. Голиков, С.Ф. Касаткин, Н.Н. Малярчук, Н.М. Полетаева, Л.М. Федоряк ; под ред. Л.М. Федоряк. СПб., 2011.
3. Плотников Л.Д., Чикова О.М. Конвергенция личностных свойств студентов и рейтинговой оценки знаний в вузе педагогической направленности // Теория и практика общественного развития. 2014. № 15. С. 59-62.
4. Чикова О.М. Психологическая готовность к учебной деятельности студента-бакалавра вуза педагогической направленности // Теория и практика общественного развития. 2014. № 18. С. 202-204.
5. Голиков Н.А. Социальные эффекты образования: реалии, прогнозы, перспективы // Теория и практика общественного развития. 2012. № 11. С. 73-79.