Научная статья на тему 'Оценка исполнения республиканского бюджета и эффективности выполнения государственных программ Республики Дагестан'

Оценка исполнения республиканского бюджета и эффективности выполнения государственных программ Республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
915
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / BUDGET / СТРУКТУРА ДОХОДОВ / REVENUE STRUCTURE / КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ / CLASSIFICATION OF EXPENDITURE / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / GOVERNMENT PROGRAMS / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FUNDING / ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ / TARGET INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гираев Везирхан Камалиевич

Статья посвящена анализу исполнения доходов и расходов республиканского бюджета и оценке эффективности выполнения государственных программ Республики Дагестан. Представлена структура бюджетных доходов по источникам формирования, направлениям расходования, выявлены тенденции развития бюджетного процесса в Республике Дагестан. Подробно проанализированы государственные программы, практика их утверждения и финансирования, обозначены проблемы их реализации и сформулированы предложения по достижению целевых индикаторов, с учетом вариативности их финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EXECUTION OF THE REPUBLICAN BUDGET AND EFFECTIVE IMPLEMENTATION OF GOVERNMENT PROGRAMS THE REPUBLIC OF DAGESTAN

This article analyzes the performance of revenues and expenditures of the republican budget and evaluation of the implementation of state programs of the Republic of Dagestan. The structure of budgetary revenues by source of formation, ways of spending, revealed trends in the development of the budget process in the Republic of Dagestan. Analyzed in detail the state of the program, the practice of their approval and funding are identified implementation problems and proposals for achieving target indicators, taking into account the variability of their financing.

Текст научной работы на тему «Оценка исполнения республиканского бюджета и эффективности выполнения государственных программ Республики Дагестан»

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

УДК 336.14 БКК 67.401

Гираев В. К. — к.э.н., старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Управления. Экономики, политики и социологии Дагестанского государственного университета народного хозяйства

Girayv V.K. — Ph.D.Sci., senior fellow at the Research Institute of Management. Economics, politics and sociology of Dagestan State University of the economy

ОЦЕНКА ИСПОЛНЕНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

EVALUATION OF THE EXECUTION OF THE REPUBLICAN BUDGET AND EFFECTIVE IMPLEMENTATION OF GOVERNMENT PROGRAMS THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Статья посвящена анализу исполнения доходов и расходов республиканского бюджета и оценке эффективности выполнения государственных программ Республики Дагестан. Представлена структура бюджетных доходов по источникам формирования, направлениям расходования, выявлены тенденции развития бюджетного процесса в Республике Дагестан. Подробно проанализированы государственные программы, практика их утверждения и финансирования, обозначены проблемы их реализации и сформулированы предложения по достижению целевых индикаторов, с учетом вариативности их финансирования.

Ключевые слова: бюджет, структура доходов, классификация расходов, государственные программы, финансирование, целевые индикаторы.

This article analyzes the performance of revenues and expenditures of the republican budget and evaluation of the implementation of state programs of the Republic of Dagestan. The structure of budgetary revenues by source of formation, ways of spending, revealed trends in the development of the budget process in the Republic of Dagestan. Analyzed in detail the state of the program, the practice of their approval and funding are identified implementation problems and proposals for achieving target indicators, taking into account the variability of their financing.

Keywords: budget, revenue structure, classification of expenditure, government programs, funding, target indicators.

Бюджет в экономической жизни Республики Дагестан (далее - РД) играет важнейшую роль в силу ограниченности собственных источников развития. Он выступает не только источником финансирования социальных программ, но и является, по сути, главным институтом обеспечения экономического развития и стимулирования инвестиционной деятельности. Хроническая дотационность бюджета актуализирует иссле-

дование бюджетных процессов, практику формирования доходов и направлений расходования, в том числе и финансирование государственных программ, включенных в бюджетное законодательство.

Исполнение доходной части республиканского бюджета РД Бюджет Республики Дагестан был принят Народным Собранием РД 20 декабря 2014 г. и утвержден Законом РД от 30 декабря 2014 г. №110 «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». В процессе исполнения в него было внесено девять изменений [1], уточняющих его основные параметры.

Окончательные характеристики республиканского бюджета РД на 2014 г. характеризуются следующими данными:

Таблица 1

Основные параметры республиканского бюджета Республики Дагестан на 2014 год. /тыс. рублей/_

№ п/п Показатели Уточненные назначения

1 Общий объем доходов: в т.ч. 89 656 786,6

-налоговые и неналоговые доходы 25 525 370,5

-межбюджетные трансферты из федерального бюджета 64 131 416,1

2 Общий объем расходов 92 286 160,0

3 Верхний предел государственного внутреннего долга РД, в т.ч. -государственные гарантии РД 16 516 058,7 3 817 700,0

4 Предельный объем на обслуживание государственного внутреннего долга РД 378 318,5

5 Дефицит республиканского бюджета РД 2 629 373,4

[Источник: Закон РД «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»].

Как видно из данных таблицы 1, налоговые и неналоговые доходы составили 28,5%, а доля межбюджетных трансфертов - 71,5%, что свидетельствует о сохраняющейся высокой дотационности и зависимости бюджета республики от трансфертов федерального бюджета.

При этом в последней редакции вышеуказанного закона первоначальные доходы были увеличены на 6825607,8 тыс. рублей, в том числе: за счет увеличения объемов трансфертов - на 7479619,7 тыс. рублей и за счет корректировки в сторону уменьшения налоговых и неналоговых доходов на сумму 654011,9 тыс. рублей.

По данным годового отчета об исполнении республиканского бюджета РД доходы республиканского бюджета РД в 2014 г. фактически составили 84167084,9 тыс. рублей или 92,8% от утвержденных (уточненных) назначений (90685335,5 тыс. рублей), в том числе:

- налоговые и неналоговые доходы - 20413848,4 тыс. рублей или 80%, в том числе налоговые доходы - 19765624,6 тыс. рублей (88,6%) и неналоговые доходы - 648 223,8 тыс. рублей (19,9%);

- межбюджетные трансферты из федерального бюджета -63753236,6 тыс. рублей или 97,8%.

Рассмотрим динамику доходов бюджета РД по источникам формирования. Эти данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Структура и динамика поступления доходов в республиканский бюджет РД по источникам формирования за 2013- 2014 гг. /тыс. рублей/

Наименование показателя 2013 год Отчет за 2014 год Отклонение (2014 год к 2013 году)

поступило уд. вес поступило уд. вес %

Доходы, всего, в т.ч. 79 579 343,0 100,0 84 167 084,9 100,0 4 587 741,9 105,8

Налоговые и неналоговые доходы 19 284 668,3 24,2 20 413 848,4 24,3 1 129 180,1 105,9

Безвозмездные поступления 60 294 674,7 75,8 63 753 236,6 75,7 3 458 561,9 105,7

Безвозмездные поступления от других бюджетов, всего, в т.ч. 60 399 890,2 99,5 (100) 63 011 023,1 98,1 (100) 2 611 132,9 104,3

дотации 46 093 539,3 76,3 47 165 708,8 74,9 1 072 169,5 102,3

субсидии 10 496 638,7 17,4 6 038 462,7 9,6 -4 458 176,0 57,5

субвенции 2 739 169,1 4,5 6 182 985,8 9,8 3 443 816,7 225,7

иные межбюджетные трансферты 1070543,1 1,8 3623865,9 5,8 2553322,8 338,5

Безвозмездные поступления от государственных организаций 155912,4 0,3 452366,6 0,7 296454,2 290,1

Доходы от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет 146796,8 0,2 774382,1 1,2 627585,3 527,5

Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет -407924,7 -484535,3 -76610,6 118,8

[Источник: Минфин РД].

Как видно из данных таблицы 2, в 2014 году по сравнению с 2013 годом доходы республиканского бюджета РД увеличились на 4587741,9 тыс. рублей или на 5,8 %, в том числе:

- межбюджетные трансферты из федерального бюджета (безвозмездные поступления) - на 3458651,9 тыс. рублей или на 5,7%;

- налоговые и неналоговые доходы - на 1129180,1 тыс. рублей или

5,9%.

В общем объеме безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ дотации составили 74,9% (47165708,8 тыс. рублей), субсидии - 9,6% (6038462,7 тыс. рублей), субвенции - 9,8%

(6182985,8 тыс. рублей), иные межбюджетные трансферты - 5,8% (3623865,9 тыс. рублей). За анализируемый период дотации увеличились на 2,3% или 1072169,5 тыс. рублей, субсидии уменьшились на 42,5% или на 4458176,0 тыс. рублей, а субвенции увеличились в 2,25 раза (на 3443816,7 тыс. рублей).

В структуре доходов республиканского бюджета РД доля налоговых и неналоговых доходов увеличилась незначительно и составила 24,3% против 24,2% в 2013 году. Структура и динамика налоговых и неналоговых доходов представлена ниже (см. таблицу 3).

Таблица 3

Поступление налоговых и неналоговых доходов в республиканский

бюджет РД за 2013-2014 гг. /тыс. рублей/

Наименование Отчет за 2013 год 2014 год Отчет за 2014 год к Отчету за 2013 год Отчет за 2014 год к плану на 2014 год

Утверждено Отчет гр4/гр2 , % гр4-гр2, (+;-) гр4/гр 3, % гр4-гр3, (+;-)

1 2 3 4 5 6 7 8

Налоговые и неналоговые доходы, всего 1928466 8,3 25525370,4 20413848, 3 105,9 1129180, 0 80,0 -5111522,1

Налоговые доходы 1867823 4,3 22274694,4 19765624, 5 105,8 1087390, 2 88,7 -2509069,9

Налог на прибыль организаций 3048355 ,0 4004266,0 2950783,4 96,8 -97571,6 73,7 -1053482,6

Налог на доходы физических лиц 6595921 ,5 8500118,0 8076890,0 122,5 1480968, 5 95,0 -423228,0

Акцизы на алкогольную продукцию 1624053 ,0 2079491,4 1781717,2 109,7 157664,2 85,7 -297774,2

Акцизы на ГСМ 4217370 ,4 3912423,0 3351069,8 79,5 -866300,6 85,7 -561353,2

Единый налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения (УСН) 543188, 1 606415,0 583343,5 107,4 40155,4 96,2 -23071,5

Налог на имущество организаций 2473043 ,1 2901300,0 2811198,8 113,7 338155,7 96,9 -90101,2

Транспортный налог 143719, 5 242601,0 170296,2 118,5 26576,7 70,2 -72304,8

Налог на игорный бизнес 2 030,4 3265,5 160,8 1235,1 3265,5

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (НДПИ) 18959,0 20088,0 18921,0 99,8 -38,0 94,2 -1167,0

Наименование Отчет 2014 год Отчет за 2014 год Отчет за 2014 год

за 2013 к Отчету за 2013 к плану на 2014 год

год год

Утверждено Отчет гр4/гр2 , % гр4-гр2, (+;-) гр4/гр 3, % гр4-гр3, (+;-)

1 2 3 4 5 6 7 8

Государственная 1863,0 1792,0 7540,3 404,7 5677,3 420,8 5748,3

пошлина

Задолженность и

перерасчеты по

отмененным

налогам, сборам 9731,3 6200,0 10598,8 108,9 867,5 170,9 4398,8

и иным обяза-

тельным плате-

жам

Неналоговые 606434, 3250676,0 648223,8 106,9 41789,8 19,9 -2602452,2

доходы 0

[Источник: Минфин РД].

Поступления налоговых и неналоговых доходов за 2014 год увеличились на 1129180,1 тыс. рублей или 5,9%. Однако поступления по трем налогам за истекший год уменьшились на 963910,2 тыс. рублей (по налогу на прибыль организаций - на 97571,6 тыс. рублей; акцизам на ГСМ - на 866300,6 тыс. рублей; налогу на добычу полезных ископаемых - на 38,0 тыс. рублей).

Выполнение утвержденных заданий по поступлению налоговых и неналоговых доходов за 2014 год составило 80%, то есть от запланированных 25525370,4 тыс. рублей фактически поступило 20 413 848,3 тыс. рублей.

Утвержденные назначения на 2014 год не выполнены по большинству налоговых и неналоговых доходов, в результате чего в доход республиканского бюджета РД недопоступило 5111522,1 тыс. рублей или 20% от утвержденных назначений, в том числе по:

- налогу на прибыль организаций - на 2509069,9 тыс. рублей или 26,3%;

- налогу на доходы физических лиц - на 423228,0 тыс. рублей или

5%;

- акцизам на алкогольную продукцию - на 297774,2 тыс. рублей или 14,3%;

- акцизам на ГСМ - на 866300,6 тыс. рублей или 14,3%;

- УСН - на 23071,5 тыс. рублей или 3,8%;

- налогу на имущество организаций - на 90101,2 тыс. рублей или

3,1%;

- транспортному налогу - на 72304,8 тыс. рублей или 5,8%;

- налогу добычу полезных ископаемых - на 38,0 тыс. рублей или 5,8%;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- неналоговым доходам - на 2 602 452,2 тыс. рублей или 80,1%.

Основными причинами невыполнения установленных заданий по

налоговым доходам являются:

1. По налогу на прибыль организаций:

- сокращение поступлений налога на прибыль организаций, входящих в консолидированную группу налогоплательщиков (ОАО «Мегафон» - на 96,6 млн. рублей);

- снижение поступлений по ОАО «Русгидро» по сравнению с 2013 годом на 301,2 млн. рублей;

- произведенные возвраты по налогу на прибыль - 194,2 млн. рублей;

- представление отдельными налогоплательщиками уточненных деклараций к уменьшению налога на прибыль - на 302,3 млн. рублей (ОАО «Газпром» - 176,0 млн. рублей, ОАО АК «Транснефть» - 56,5 млн. рублей, ЗАО «Мегафон - Интернэшнл» - 54,1 млн. рублей, филиал ОАО «МТС» в РД - 15,7 млн. рублей).

2. По налогу на доходы физических лиц: уменьшение налоговой базы в связи с реорганизацией учреждений правоохранительной системы и сокращения численного состава в бюджетной сфере (учреждения МВД, УФСИН, учреждения образования и здравоохранения и т.д.); сокращение количества банков; снижение объемов выполненных работ, сокращение численности официально занятого населения, прекращение выплат физическим лицам по договорам займа и др.

3. По акцизам на алкогольную продукцию:

- уменьшение объемов производства и реализации шампанского и коньяка (ОАО «Дербентский завод игристых вин», ООО «Дербентский винно-коньячный комбинат», ГУП «Кизлярский коньячный завод», ЗАО ВКЗ «Избербашский» и ООО «Каспийвинпром» в целом на 419,3 тыс. декалитров);

- истечение сроков действия лицензий предприятий на производство алкогольной продукции (ООО «Дербент-Прогресс» и ООО «Кристалл-Каспий»);

- недозагруженность производственных мощностей (по производству водки - 8,3%, коньяка - 53,0%, шампанского - 34,7%, вина - 31,8% и спирта этилового - 0%);

- отсутствие рынка сбыта произведенной алкогольной продукции, вследствие низкого качества выпускаемой продукции, малого потребления и завозом алкогольной продукции с других регионов.

Отметим и тот факт, что значительная часть от начисленной суммы налогов не поступает в бюджет.

Так, за 2014 год недопоступило в бюджет:

- по налогу на прибыль - 788295,6 тыс. рублей или 78,9% от начисленной суммы (начислено - 3739079,0 тыс. рублей, фактически уплачено 2950783,4 тыс. рублей);

- по транспортному налогу - 334999,0 тыс. рублей или 66,3% от начисленной суммы (начислено - 505295,0 тыс. рублей, фактически уплачено - 170296,2 тыс. рублей);

- по УСН - 30052,0 тыс. рублей или 5% от начисленной суммы (начислено 614137,0 тыс. рублей, уплачено 584085,0 тыс. рублей).

В структуре налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета РД доля налоговых доходов составляет 96,8% против 96,9% в 2013 году.

Бюджетные назначения по налоговым доходам выполнены на 88,7%. Основными бюджетообразующими источниками республиканского бюджета являются:

- налог на прибыль организаций - 14,9% (2950783,4 тыс. рублей);

- налог на доходы физических лиц - 40,9% (8076890,0 тыс. рублей);

- акцизы - 26% (5 132 787,0 тыс. рублей);

- налог на имущество организаций - 14,2% (2811198,8 тыс. рублей).

Удельный вес неналоговых доходов в общем объеме налоговых и

неналоговых доходов составил 3,2% против 3,1% в 2013 году.

Поступления неналоговых доходов в республиканский бюджет РД за 2014 год составили 648223,8 тыс. рублей, что на 6,8% или 41489,7 тыс. рублей больше уровня 2013 года. При этом утвержденные бюджетные задания на 2014 год выполнены на 19,9% (план - 3250676,0 тыс. рублей, факт 648223,8 тыс. рублей).

Анализ исполнения доходной части республиканского бюджета РД администраторами доходов показывает, что главным администратором основного объема доходов республиканского бюджета РД (6383373,5 тыс. рублей или 75,7%) является Минфин РД, а основного объема налоговых доходов (16 398 953,5 тыс. рублей или 19,5%) - УФНС России по

РД.

Исполнение расходной части республиканского бюджета РД

Законом РД «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (с учетом внесенных изменений) общий объем расходов на 2014 год утвержден в сумме 92286160,0 тыс. рублей, что на 5410586,3 тыс. рублей или 6,2% больше первоначально утвержденных назначений (86875573,7 тыс. рублей).

Общий объем расходов, утвержденный уточненной сводной бюджетной росписью на 2014 год, составил 91954021,9 тыс. рублей, что на 332138,1 тыс. рублей меньше объема расходов, утвержденного законом о бюджете.

Исполнение расходов республиканского бюджета РД по разделам и подразделам классификации расходов за 2014 год приведено в таблице 4.

В 2014 году при утвержденных (уточненных) назначениях в сумме 91954021,9 тыс. рублей расходы главных распорядителей и получателей бюджетных средств были профинансированы в общей сумме 85704710,5 тыс. рублей или на 93,2%.

Общий объем не исполненных расходных обязательств (недофинансирование) за 2014 год составил 6249311,4 тыс. рублей, в том числе по разделам:

- «Общегосударственные вопросы» - 369699,3 тыс. рублей;

- «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - 9531,1 тыс. рублей;

- «Национальная экономика» - 2958341,0 тыс. рублей;

- «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 808 470,1 тыс. рублей;

- «Охрана окружающей среды» - 587,6 тыс. рублей;

- «Образование» - 294039,7 тыс. рублей;

- «Культура и кинематография» - 127903,3 тыс. рублей.

- «Здравоохранение» - 571246,0 тыс. рублей;

- «Социальная политика» - 246435,1 тыс. рублей;

- «Средства массовой информации» - 30025,1 тыс. рублей;

- «Обслуживание государственного и муниципального долга» -164 297,0 тыс. рублей;

- «Межбюджетные трансферты» - 668736,1 тыс. рублей.

Таблица 4

Показатели исполнения расходов республиканского бюджета РД за 2014 г. по укрупненным разделам функциональной классификации

/тыс. рублей/

Наименование расходов Утверждено (уточнено) Фактически профинансировано Недофи-нансирова-но (гр.4-гр.3) Исполнено за 2014 год Неисполненные назначения (гр.6-гр.4) В % к объему финансирования

1 3 4 5 6 7 8

Расходы, всего 91954021,9 85704710,5 6249311,4 8487203 7,8 832672,7 99,0

Общегосударственные вопросы 3450238,7 3080539,4 369699,3 3042743 ,0 37796,4 98,8

Национальная оборона 53538,0 53538,0 0,0 53 538,0 0,0 100

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 656245,7 646714,6 9531,1 643571, 5 3143,1 99,5

Национальная экономика 12253896,5 9295555,5 2958341,0 8788257 ,2 507298,3 94,5

ЖКХ 4803604,4 3995134,3 808470,1 3759154 235979,9 94,1

Наименование расходов Утверждено (уточнено) Фактически профинансировано Недофи-нансирова-но (гр.4-гр.3) Исполнено за 2014 год Неисполненные назначения (гр.6-гр.4) В % к объему финансирования

1 3 4 5 6 7 8

,4

Охрана окружающей среды 129245,1 128657,5 587,6 128476, 1 181,4 99,8

Образование 28211011,2 27916971,5 294039,7 2788501 2,2 31959,3 99,9

Культура и кинематография 1325770,5 1197867,2 127903,3 1197074 ,8 792,4 99,9

Здравоохранение 15848525,3 15277279,3 571246,0 1526558 9,0 11690,3 99,9

Социальная политика 14470213,1 14223778,0 246435,1 1422162 0,5 2157,5 99,9

Физкультура и спорт 1464430,7 1464430,7 0,0 1464416 ,6 14,1 100,0

СМИ 434466,0 404440,9 30025,1 404366, 2 74,7 99,9

Обслуживание государственного и муниципального долга 335318,6 171021,6 164297,0 171021, 6 0,0 100,0

Межбюджетные трансферты 8517 518,1 7848782,0 668736,1 7847196 ,6 1585,4 99,9

[Источник: Минфин РД].

Кассовые расходы за 2014 г. составили 84872037,8 тыс. рублей или 99% к объему профинансированных расходов. Не исполнены бюджетные назначения в сумме 832672,7 тыс. рублей.

Наибольший удельный вес в структуре расходов республиканского бюджета РД в 2014 году составили расходы по разделам «Образование» (32,8%), «Здравоохранение» (18%), «Социальная политика» (16,8%), «Национальная экономика» (10,4%), «Межбюджетные трансферты» (9,2%), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (4,4%), «Общегосударственные вопросы (3,6%), «Физическая культура и спорт» (1,7%), «Культура и кинематография» (1,4%).

Исполнение республиканского бюджета РД в разрезе классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) представлено в следующей таблице.

Таблица 5

Показатели исполнения расходов республиканского бюджета РД за 2014 г. по разделам секторов государственного управления _/тыс. рублей/_

Наименование Утверждено Исполнено Отклоне- % ис- Доля в об-

на 2014 год ния (+,-) полнения щем объеме

Оплата труда и начисления на

выплаты по оплате труда 5526959,9 5512278,9 -14681,0 99,7 6,5

-1774140,1

Оплата работ, услуг 6269519,3 4495379,2 71,7 5,3

Обслуживание государствен- 335318,6 171021,6 -164297,0 51,0 0,0

ного долга

Безвозмездные перечисления 13072565,5 12226 210,7 -846354,8 93,5 14,4

организациям

Безвозмездные перечисления 44649617,9 43142183,0 -1507434,9 96,6 50,8

бюджетам

Социальное обеспечение 10440393,2 10315023,1 -125370,1 98,8 12,2

Прочие расходы 1175543,5 918097,8 -257445,7 78,1 1,1

Увеличение стоимости основ- 9148647,4 7018736,8 -2129910,6 76,7 8,3

ных средств

Увеличение стоимости мате- 1065851,2 803501,2 -262350,0 75,4 0,9

риальных запасов

Увеличение стоимости акций 269605,5 269605,5 0,0 100 0,3

и иных форм участия в капи-

тале

Всего 91954021,9 84872037,8 7081984,1 92,3 100,0

[Источник: Минфин РД].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно из таблицы 5, наибольшую долю в экономической структуре расходов республиканского бюджета РД за 2014 год составили расходы на безвозмездные перечисления бюджетам - 50,8%, на безвозмездные перечисления организациям - 14,4%, на социальное обеспечение - 12,2%, на увеличение стоимости основных средств - 8,3%, на оплату труда с начислениями - 6,5%, на оплату работ, услуг - 5,3%.

Согласно годовому отчету за 2014 год на балансе исполнения республиканского бюджета РД значатся остатки неиспользованных бюджетных средств в общей сумме 1412593,5 тыс. рублей, а также средств ФОМС - 1106794,0 тыс. рублей.

Исполнение расходов в разрезе главных распорядителей в соответствии с ведомственной структурой расходов республиканского бюджета РД за 2014 год приведено в таблице 6.

Таблица 6

Ведомственная структура расходов республиканского бюджета РД в разрезе главных распорядителей за 2014 г. /тыс. руб/_

Наименование Уточнен- Фактиче- Недофинан- Кассовое Неиспол-

ные назна- ски про- сировано исполнение ненные

чения финансировано (гр.4-гр.3) за 2014 год назначения (гр.6-гр4)

1 2 3 4 5 6

Аппарат Народного Собра- 176890,2 176890,2 0,0 176678,2 -212,0

ния РД

Конституционный суд РД 28547,0 27786,8 -760,2 27636,6 -150,2

Счетная палата РД 100208,0 100 208,0 0,0 100 208,0 0,0

Министерство промышленности, транспорта и энерге- 1287501,9 708811,6 -578690,3 703296,0 -5515,6

тики РД

Министерство печати и ин- 455727,8 425422,7 -30305,1 425035,8 -386,9

формации РД

Министерство связи и теле- 444091,2 192296,2 -251795,0 192286,0 -10,2

коммуникаций РД

Министерство природных ресурсов и экологии РД 344432,0 343844,5 -587,5 343663,0 -181,5

Комитет по лесному хозяй- 167543,3 167068,7 -474,6 166970,9 -97,8

ству РД

Министерство здравоохра- 5474958,3 4800831,7 -674126,6 4792261,6 -8570,1

нения РД

Комитет по туризму РД 151119,9 85989,7 -65130,2 85989,7 0,0

Министерство культуры РД 1510358,1 1383370,4 -126987,7 1383298,1 -72,3

Министерство образования и 5110476,8 4866650,4 -243826,4 4853207,5 -13442,9

науки

Комитет по ветеринарии РД 687192,6 687192,7 0,1 687183,9 -8,8

Министерство сельского хо- 2989456,6 2872229,6 -117227,0 2867188,4 -5041,2

зяйства и продовольствия РД

Министерство по делам мо- 22747,0 19747,0 -3000,0 11409,0 -8338,0

лодежи РД

Министерство строитель-

ства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства 4700525,9 3885296,0 -815229,9 3807278,9 -78017,1

РД

Государственная жилищная 36223,8 34955,8 -1268,0 34944,5 -11,3

инспекция РД

Министерство по нацио- 246910,2 228555,6 -18354,6 218653,4 -9902,2

нальной политике РД

Комитет по свободе совести,

взаимодействию с религиозными организациями РД 27057,0 25657,7 -1399,3 25547,0 -110,7

Министерство экономики и 1816202,3 1812642,1 -3560,2 1208758,2 -603883,9

территориального развития РД

Министерство труда и соци- 12498253,0 12328787,8 -169465,2 12325719,9 -3067,9

ального развития РД

Министерство по управлению государственным иму- 372220,7 371627,4 -593,3 369508,9 -2118,5

ществом РД

Министерство по физиче- 1439875,1 1439875,1

Наименование Уточнен- Фактиче- Недофинан- Кассовое Неиспол-

ные назна- ски про- сировано исполнение ненные

чения финансировано (гр.4-гр.3) за 2014 год назначения (гр.6-гр4)

1 2 3 4 5 6

ской культуре и спорту РД 0,0 1439861,0 -14,1

Уполномоченный по правам 13741,0 13741,0 0,0 13726,1 -14,9

человека в РД

Республиканская служба по тарифам РД 28816,6 28816,6 0,0 28816,6 0,0

Агентство по энергетике РД 101384,0 101334,0 -50,0 99543,6 -1790,4

Избирательная комиссия РД 97339,8 97310,1 -29,7 97293,9 -16,2

Управление Судебного де-

партамента при Верховном Суде Российской Федерации 269304,6 268177,0 -1127,6 268162,8 -14,2

в РД

Администрация Главы и 1217372,5 1177849,9 -39522,6 1153885,7 -23964,2

Правительства РД

Министерство финансов РД 44594846,5 43084182,8 -1510663,7 43083944,4 -238,4

Агентство по транспорту и 4629882,7 3270679,8 -1359202,9 3268843,0 -1836,8

дорожному хозяйству РД

Комитет по виноградарству и регулированию алкоголь- 3120,6 3120,6 0,0 3120,6 0,0

ного рынка РД

Государственная инспекция

РД по надзору за техническим состоянием самоход- 20387,0 19904,5 -482,5 19904,9 0,4

ных машин и других видов

техники

Министерство юстиции РД 111912,5 98643,0 -13269,5 96797,7 -1845,3

Уполномоченный по защите

прав предпринимателей в РД 12178,1 11656,3 -521,8 11641,5 -14,8

Министерство промышленности, торговли и инвести- 692677,7 471017,7 -221660,0 407656,1 -63361,6

ций РД

Служба государственного финансового контроля РД 47034,0 47034,0 0,0 46615,0 -419,0

Комитет по государственным закупкам РД 25505,5 25505,5 0,0 25501,4 -4,1

Итого 91954021,9 85704710,5 -6249311,4 84872037,8 -832672,7

[Источник: Минфин РД~

Анализ финансирования и реализации государственных программ РД в 2014 году В соответствии с Законом РД от 30 декабря 2013 года №110 «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» на реализацию 51 государственной программы РД с учетом уточнений были предусмотрены средства в сумме 13231900,7 тыс. рублей.

Две государственные программы финансировались и реализовыва-лись без их включения в соответствующий перечень («Развитие территориальных автомобильных дорог общего пользования РД на период

2010-2015 годов и до 2020 года» и «Государственная поддержка казачьих обществ в РД на 2014-2017 годы»)).

Фактически было профинансировано 49 государственных программ РД на общую сумму 10691218,0 тыс. рублей или 81,5% от утвержденных (уточненных) назначений. При этом 23 государственные программы РД профинансированы в размере 100% от уточненных бюджетных назначений, 10 государственных программ РД профинансированы менее 50 %.

Таблица 7

Сведения о бюджетных ассигнованиях и об объемах фактического финансирования утвержденных государственных программ РД на 2014г.

№ Наименование Утвер- По бюд- Фактиче- Откло-

ждено жетной ское фи- нение

(уточне- росписи, нансиро- (гр.5-

но) уточненной на 31 декабря 2014 года вание гр3)

1 2 3 4 5 6

1 Государственная программа РД «Развитие

малого и среднего предпринимательства в РД на 2014-2016 годы» 378872,6 98572,3 82778,0 -15794,2

2 Государственная программа РД «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику РД на 2014-2016 годы» 139603,3 139603,3 102900,7 -36702,6

3 Государственная программа РД «О противодействии коррупции в РД на 2014-2016 годы» 900,0 900,0 900,0 0,0

4 Государственная программа РД «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставле-

ния государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункцио- 135502,0 135502,0 36492,2 -99009,8

нальных центров предоставления государ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ственных и муниципальных услуг в РД в 2011-2014 годах»

5 Государственная программа РД «Развитие электронного правительства РД до 2014 года» 37770,0 37770,0 15600,0 -22170,0

6 Государственная программа РД «Информационное противодействие идеологии

экстремизма и терроризма в РД на 2014- 11136,3 11136,3 11136,3 0,0

2016 годы»

7 Государственная программа РД «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в РД на 2014-2017 годы» 6788,0 6788,0 6788,0 0,0

8 Государственная программа РД «Защита

населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопас- 54389,2 54389,2 45646,0 -8743,2

ности и безопасности людей на водных

объектах в РД на 2014-2018 годы»

№ Наименование Утвер- По бюд- Фактиче- Откло-

ждено жетной ское фи- нение

(уточне- росписи, нансиро- (гр.5-

но) уточненной на 31 декабря 2014 года вание гр3)

1 2 3 4 5 6

9 Государственная программа РД «Развитие

народных художественных промыслов на 2014-2016 годы» 39618,6 22790,0 0,0 -22790,0

10 Государственная программа РД «Модернизация промышленности РД на 2014-2018 годы» 43350,0 43350,0 0,0 -43350,0

11 Государственная программа РД «Доступная среда» на 2013-2015 годы 70478,4 70478,4 70478,4 0,0

12 Государственная программа РД «Содействие занятости населения» 61462,4 61462,4 61462,4 0,0

13 Государственная программа РД «Социальная поддержка граждан» 4942425,5 4918668,3 4918668,3 0,0

14 Государственная программа РД «Развитие

сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сы- 800210,8 800910,8 768746,8 -32164,0

рья и продовольствия на 2014-2020 годы»

15 Государственная программа РД «Взаимо-

действие с религиозными организациями в РД и их государственная поддержка на 2014-2016 годы» 8400,0 8400,0 8400,0 0,0

16 Государственная программа РД «Управление имуществом РД на 2014-2016 годы» 20526,0 20526,0 20526,0 0,0

17 Государственная программа РД «Развитие национальных отношений в РД на 20142015 годы» 2900,0 2900,0 1450,0 -1450,0

18 Государственная программа РД «Повышение безопасности дорожного движения в 2014-2020 годах» 80670,8 80670,8 15244,0 -65426,8

19 Государственная программа РД «Модернизация здравоохранения РД на 2011-2016 годы» 58252,4 107421,5 49169,1 -58252,4

20 Государственная программа РД «Улучшение условий и охраны труда в РД на 20142020 годы» 500,0 500,0 500,0 0,0

21 Государственная программа РД «Реализация молодежной политики в РД на 20142015 годы» 381015,7 381015,7 376273,0 -4742,7

22 Государственная программа РД «Развитие жилищного строительства в РД на 20142015 годы» 125000,0 125000,0 125000,0 0,0

23 Государственная программа РД «Развитие

территориальных автомобильных дорог общего пользования РД на период 2010- 4213138,7 4377749,7 3075380,8 1302368, 9

2015 годов и до 2020 года»

24 Государственная программа РД «Развитие здравоохранения в РД на 2014-2020 годы» 415154,6 415154,6 138557,8 276596,8

25 Государственная программа РД «Развитие физической культуры и спорта в РД на 84646,8 84646,8 84646,8 0,0

№ Наименование Утвер- По бюд- Фактиче- Откло-

ждено жетной ское фи- нение

(уточне- росписи, нансиро- (гр.5-

но) уточненной на 31 декабря 2014 года вание гр3)

1 2 3 4 5 6

2014-2020 годы»

26 Государственная программа РД «Развитие водохозяйственного комплекса РД в 20122020 годах» 75144,0 74931,4 74931,4 0,0

27 Государственная программа РД «Развитие лесного хозяйства РД на 2013-2020 годы» 25868,5 25868,5 25427,6 -440,9

28 Государственная программа РД «Ком-

плексное внедрение и использование спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС в РД на 2012-2014 годы» 34500,0 34500,0 0,0 -34500,0

29 Государственная программа РД «Чистая вода» на 2014-2017 годы» 34550,9 34550,9 34550,9 0,0

30 Государственная программа РД «Обеспечение жильем молодых семей в РД на 2011-2015 годы» 75000,0 75000,0 75000,0 0,0

31 Государственная программа РД «Повыше-

ние сейсмоустойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспе- 23655,0 23655,0 23655,0 0,0

чения РД на 2014-2018 годы»

32 Государственная программа РД «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот,

детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, 143793,0 143793,0 143793,0 0,0

оставшихся без попечения родителей» на

2013-2020 годы

33 Государственная программа РД «Совер-

шенствование автоматизированной системы управления бюджетным процессом в РД на 2014-2016 годы» 77050,0 85200,0 85200,0 0,0

34 Государственная программа РД «Реализа-

ция Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации 7853,0 7853,0 2355,9 -5497,1

на период до 2025 года» на 2013-2015 годы

35 Государственная программа РД «Формирование и развитие гражданского общества в РД на 2014-2017 годы» 1905,0 1905,0 1845,0 -60,0

36 Государственная программа РД «Развитие

государственной гражданской службы РД и муниципальной службы в РД на 20142016 годы» 5724,5 5724,5 3214,8 -2509,7

37 Государственная программа РД «Повышение правовой культуры населения РД (2014-2016 годы)» 1 435,5 1435,5 1435,5 0,0

38 Государственная программа РД «Государственная поддержка казачьих обществ в РД на 2014-2017 годы» 1473,0 1473,0 320,0 -1153,0

№ Наименование Утвер- По бюд- Фактиче- Откло-

ждено жетной ское фи- нение

(уточне- росписи, нансиро- (гр.5-

но) уточненной на 31 декабря 2014 года вание гр3)

1 2 3 4 5 6

39 Государственная программа РД «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в РД на 2014-2020 годы» 300000,0 300000,0 0,0 300000,0

40 Государственная программа РД «Развитие туристско-рекреационного комплекса в РД на 2014-2018 годы» 59131,8 59131,8 6500,0 -52631,8

41 Государственная программа РД «Под-

держка проживающего и возвращающегося в Республику Дагестан русского населения на 2014-2017 годы» 10000,0 10000,0 10000,0 0,0

42 Государственная программа РД «Монито-

ринг и охрана окружающей среды в РД на 2013-2018 годы» 3533,6 4135,5 4135,5 0,0

43 Государственная программа РД «Развитие культуры в РД» на 2014-2018 годы 28000,0 28000,0 27000,0 -1000,0

44 Государственная программа РД «Развитие образования и науки в РД на 2011-2015 годы» 99800,0 92740,0 55040,0 -37700,0

45 Государственная программа РД «Одаренные дети» на 2014-2016 годы 216,0 216,0 216,0 0,0

46 Государственная программа РД «Подго-

товка дагестанских спортсменов к XXXI Олимпийским летним и XV Паралимпий-ским летним играм 2016 года в г. Рио-де- 98123,1 98123,1 98123,1 0,0

Жанейро (Бразилия), XXIII Сурдлимпий-

ским летним играм 2017 года»

47 Государственная программа РД «Ком-

плексная система управления отходами и вторичными материальными ресурсами в РД на 2012-2016 годы» 1200,0 0,0 0,0 0,0

48 Государственная программа РД «Здоровье пожилых людей в РД на 2014-2015 годы» 1629,6 1629,6 1629,6 0,0

49 Государственная программа РД «Русский язык» на 2014-2017 годы 5602,0 5602,0 100,0 -5502,0

ВСЕГО 13231900, 7 13121774,0 10691218, 0 2430556, 0

(Источник: Минфин РД)

Все принятые государственные программы РД в соответствии с требованиями ст. 179 Бюджетного кодекса РФ следовало привести соответствие с Законом РД о республиканском бюджете РД на 2014 год.

Однако проведенный анализ показал, что из 49 государственных программ РД объемы финансирования, утвержденные в их паспортах, были приведены в соответствие только по 6 государственным программам РД:

- «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в РД в 2011-2014 годах» (Постановление Правительства РД от 14 августа 2014 года №369);

- «Развитие электронного правительства РД до 2014 года» (Постановление Правительства РД от 21 августа 2014 года №376);

- «Модернизация промышленности Республики Дагестан на 20142018 годы» (Постановление Правительства РД от 5 сентября 2014 года №411);

- «Управление имуществом Республики Дагестан на 2014-2016 годы» (Постановление Правительства РД от 31 октября 2014 года №526);

- «Развитие национальных отношений в Республики Дагестан на 2014-2015 годы» (Постановление Правительства РД от 20 мая 2014 года №227).

- «Комплексное внедрение и использование спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС в Республики Дагестан на 2012-2014 годы» (Постановление Правительства РД от 28 ноября 2014 года №585).

Анализ реализации государственных программ РД в 2014 году показал, что недостаточное финансирование, а также отсутствие увязки планируемых объемов финансирования с конкретными достижимыми показателями приводит к распылению бюджетных средств, их нецелевому использованию, что приводит к невыполнению целевых индикаторов. Так, не достигнуты целевые индикаторы по следующим государственным программам РД:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- «Развитие туристско-рекреационного комплекса в Республике Дагестан на 2013-2017 годы» - из 18 утвержденных показателей не выполнены 16;

- «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Дагестан» - из 9 утвержденных показателей не выполнены 6;

- «Чистая вода» - из 12 утвержденных показателей не выполнены 5;

- «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Дагестан» - из 45 утвержденных показателей не выполнены 38;

- Государственная программа «Взаимодействие с религиозными организациями в Республике Дагестан и государственная поддержка 20122015 годы» - из 28 целевых индикаторов не выполнены 7;

- Государственная программа РД «Развитие культуры в Республике Дагестан на 2013-2017 годы» - из 16 утвержденных индикаторов не выполнены 10.

Утвержденные целевые индикаторы не выполнены и по ряду других государственных программ РД.

По результатам анализа реализации государственных программ РД необходимо:

- обеспечить актуализацию состава целей, задач, мероприятий и целевых показателей, их соответствие объемам и источникам финансирования, включая и иные источники с учетом результатов оценки рисков недостижения утвержденных целевых индикаторов (показателей);

- определить должностных лиц, ответственных за реализацию государственных программ РД, подпрограмм, их показателей и мероприятий;

- обеспечить принятие своевременных мер, направленных на приведение объемов финансирования в соответствие с расходами, утвержденными в республиканском бюджете РД на очередной финансовый год, а также показателей (целевых индикаторов).

Предложения

По результатам проведенного анализа можно сформулировать комплекс предложений и рекомендаций по повышению эффективности бюджетного процесса и реализации государственных программ.

Главный недостаток действующих и проектируемых программ заключается в том, что ни одна из них не предусматривает альтернативных вариантов расходования финансовых ресурсов в зависимости от фактически складывающегося их объема финансирования.

Ответственные за эти программы и проекты не задают себе и не решают вопросы о том, как скажем, изменятся структура и набор целевых индикаторов, коль программа будет профинансирована на 90,80, 50 и менее процентов. Понятно, что в каких - то исключительных ситуациях придется прибегать к простому пропорциональному сокращению всех расходов по программе или проекту, но в большинстве случаев потребуется более сложный пересмотр комплекса мероприятий. Такого рода очевидные вариации могут и должны предусматриваться и анализироваться еще на стадии разработки программ и проектов. Пока же мы наблюдаем консервацию ряда программ и проектов с простым объяснением о прекращении финансирования. Считаем, что в складывающихся условиях снижения доходов бюджетной системы Российской Федерации, следует жестко прекратить практику распыления бюджетных средств, зачастую имеющую цель их освоения с многочисленными финансовыми нарушениями.

Для этого можно предложить создание общественно - экспертных советов по контролю за реализацией каждой программы и инвестиционного проекта с обнародованием результатов такого контроля.

В ближайшей перспективе для повышения качества организации бюджетного процесса в РД и эффективности использования бюджетных средств необходимо принятие жестких мер по сокращению дефицита и оптимизации долговой нагрузки республиканского бюджета РД.

Для увеличения поступления налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета РД необходимо обеспечить взаимодействие налоговых органов, органов исполнительной власти РД и местного самоуправления при проведении мероприятий, направленных на увеличение налогооблагаемой базы.

В части государственных программ следует сконцентрировать финансовые ресурсы на программах с высокой степенью готовности, провести инвентаризацию объектов-долгостроев и объемов незавершенного строительства, строящихся в рамках программных мероприятий в целях определения социально-значимых объектов и их первоочередного финансирования.

Важнейшей проблемой, требующей законодательного решения, является принятие мер по своевременному утверждению и приведению объемов бюджетных ассигнований на финансирование программных мероприятий в соответствие Закону РД о республиканском бюджете РД на очередной финансовый год и плановый период. При этом, актуализировать состав целей, задач, мероприятий и целевых показателей, их соответствие объемам и источникам финансирования, с учетом результатов оценки рисков их недостижения.

Список литературы:

1. Власов С.А. Исследование устойчивости государственных финансов России в краткосрочном и долгосрочном периодах / С. Власов, Е. Дерюгина, Ю. Власова // Вопросы экономики. 2013. №3. С. 33-48.

2. Законы РД о внесении изменений в Закон РД от 30 декабря 2013 года №110 «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»: от 2 февраля 2014 года №1, от 6 марта 2014 года №16, от 7 апреля 2014 года №19, от 12 мая 2014 года №35, от 10 июня 2014 года №46, от 4 июля 2014 года №65, от 13 октября 2014 года №75, от 3 декабря 2014 году №87 и от 30 декабря 2014 года №95.

3. О бюджетной политике в 2014-2016 гг.: Бюджетное Послание Президента Российской Федерации [от 13.06.2013] [Электронный ресурс]. -Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147552.

4. Официальный сайт Министерства финансов Республики Дагестан http://minfin.e-dag.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.