УДК 336 АИГУБОВ САИДАРХАН ЗАНКУЕВИЧ
к.ф.-м.н., доцент, заведующий кафедрой «Социальные и информационные технологии» ФГБОУ ВО Дагестанский государственный университет»,
e-mail: [email protected]
МАГОМЕДТАГИРОВ МУРАД МУСАЕВИЧ
к.э.н., доцент кафедры «Социальные и информационные технологии» ФГБОУ ВО Дагестанский государственный университет»,
e-mail: [email protected]
DOI: 10.26726/1812-7096-2018-11-367-375 АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА Г. МАХАЧКАЛЫ ЗА 2017 ГОД
Аннотация. Предмет и цель работы. Цель работы — определение роли и места отдельных доходных источников в бюджете муниципального образования. Метод и методология проведения работы. Исследованы отчетные данные об исполнении бюджета, выявлена динамика изменения поступлений по отдельным видам налоговых и неналоговых платежей, выявлены причины и тенденции снижения показателей по доходным источникам, оценена эффективность различных мероприятий по мобилизации доходного потенциала муниципального образования. Результаты работы. На основе выявленной динамики налоговых поступлений и недоимки выявлен наиболее стабильный и предсказуемый источник доходов местного бюджета — налог на доходы физических лиц. Область применения результатов. Полученные результаты могут быть использованы при принятии управленческих решений в сфере бюджетного планирования. Исполнение назначений по налоговым и неналоговым доходам за 2017 год составило 2295 млн. рублей, что составляет 98% плановых заданий, в том числе по налоговым доходам 1 859,5 млн. рублей (97 % плана) и неналоговым доходам 435,5млн. рублей или (105% плана). В целом по республике поступление налоговых и неналоговых доходов за 2017 год составило 33,0 млрд. рублей, из которых 17 994,9 млн. рублей собрано на территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала». Выводы. Анализ исполнения бюджета города показывает снижение показателей поступления НДФЛ, что говорит о негативных процессах в экономике города, а также наличие крупной задолженности по имущественным налогам, вызванной низкой налоговой дисциплиной горожан. Однако несмотря на тенденцию к снижению, именно налог на доходы физических лиц является наиболее стабильным и предсказуемым источником доходов местного бюджета. Несмотря на непрекращающуюся дискуссию о необходимом составе доходных источников муниципальных образований определено, что наиболее стабильным является налог на доходы физических лиц, а поступления от имущественных налогов напрямую зависят от проводимых мероприятий по мобилизации соответствующих доходов, агитационной работы, налоговой дисциплины.
Ключевые слова: собственные доходы, бюджет муниципального образования, межбюджетные трансферты, риски неисполнения, доходная часть бюджета.
A YGUBOV SA YDARHAN ZANKOUEVICH
K. F.-associate Professor, head of the Department " Social and information technologies" CHAIR AT the Dagestan state University»,
e-mail: [email protected]
MAGOMEDTAGIROVMURAD MUSAEVICH
Ph. D., associate Professor of " Social and information technologies" CHAIR AT the Dagestan state University»,
e-mail: [email protected]
ANALYSIS OF EXECUTION OF THE INCOME SIDE OF THE BUDGET OF THE CITY OF MAKHACHKALA IN 2017
Abstract. This manuscript discusses a complex implementation of different innovations in agriculture with the help of creating multi-layered growing structures. Different ways of forming such structures are listed, as well as are technologies possible for implementation. The effectiveness of this method of agriculture and its benefit for the environment are substantiated. Keywords: a multi-layered growing structure, technical progress, energy effectiveness, environment, agriculture, innovations.
Введение. В условиях существующей финансовой нестабильности бюджетная политика Махачкалы направлена на гарантирование экономической устойчивости и продолжительной сбалансированности бюджета Махачкалы. Имеющийся объем долговой нагрузки обязывает городские власти обеспечить организацию и проведение непрерывной работы, направленной на пополнение доходов бюджета Махачкалы, путем взаимодействия с налоговыми органами, государственной инспекцией труда, Службой судебных приставов, внебюджетными фондами и бизнес сообществом. Важное значение несет работа по увеличению эффективности межбюджетных отношений с республиканским бюджетом Республики Дагестан. В данной связи усиливается роль решения вопросов мониторинга исполнения плана поступлений в бюджет и разработки актуальных мер для решения возникших проблем.
Методы исследования. Бюджетный процесс в муниципальном образовании городской округ «город Махачкала» осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом РФ, Уставом муниципального образования, Положением о бюджетном процессе в МО ГО «город Махачкала», утвержденным решением Махачкалинского городского собрания от 30 июня 2016 г. № 10-2.
Положением определены правовые основы бюджетного устройства и бюджетного процесса, перечень участников бюджетного процесса, установлены их бюджетные полномочия по разработке, внесению, принятию и исполнению городского бюджета, а также проверки его исполнения.
Решением Собрания депутатов городского округа «город Махачкала» от 27 декабря 2016 г. № 13-3 «Об утверждении бюджета городского округа «город Махачкала» на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» был утвержден бюджет г.Махачкалы на 2017 год со следующими показателями [2]:
- Доходы - 6 696,1млн. рублей.
- Расходы - 6 929,2 млн. рублей.
Дефицит в размере 233,2млн. рублей.
В дальнейшем сессиями Махачкалинского городского собрания в бюджет вносились уточнения с учетом средств, поступавших из вышестоящих бюджетов в виде субвенций, субсидий и по взаимным расчетам.
Уточненный бюджет за 2017 год в редакции Решения Собрания депутатов №21-1 от 27.12.2017г. составил:
- Доходы - 7 152,7 млн. рублей.
- Расходы - 7 454,3 млн. рублей.
- Дефицит - 301,6 млн. рублей.
Исполнение бюджета по доходам составило 7 106,9 млн. руб. или 99,4%,на расходы направлено 7 276,1 млн. рублей или 97,6%. Дефицит по итогам года составил 169,2 млн. рублей.
Изменения основных параметров бюджета в течение 2017 года характеризуются следующими показателями:
Расхождение сумм, утвержденных Решением о местном бюджете и Отчетом об исполнении бюджета г.Махачкалы за 2017 год в сумме 3 066,5 тыс. рублей, объясняется внесением изменений в Закон о Республиканском бюджете Республики Дагестан и Сводную бюджетную роспись Республиканского бюджета в части межбюджетных трансфертов, в том числе:
Таблица 1
Основные параметры бюджета г.Махачкалы на 2017 г.
(тыс. рублей)
Наименование показателя Решения Собрания депутатов г.Махачкалы «Об бюджете городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» на 2017 год»
от 27.12.16 №13-3 от 27.12.17 №21-1 По итогам года на 01.01.2017 (план) Отклонение отчетных данных от первоначального плана
Доходы 6 696 073,8 7 152 741,1 7 149 674,5 453 600,7
В том числе Безвозмездные поступления 4 364 412,8 4 818 211,7 4 815 145,1 450 732,3
Расходы 6 929 227,9 7 454 311,9 7 451 245,3 522 017,4
Дефицит - 233 154,1 - 301 570,8 - 301 570,8 -68 416,7
- 4 531,7 тыс. рублей - Уменьшение суммы субвенций на Питание 1-4 классов согласно закону РД №99 от 21.12.2017.
- 1 465,2 тыс. рублей - Увеличение суммы субвенций на отлов безнадзорных животных согласно закону РД №99 от 21.12.2017.
Указанные изменения допускаются статьей 217 БК РФ и отражены в доходной и расходной частях отчета.
Основные показатели бюджета городских округов г.Махачкалы сложились следующим образом:
Доходы - 7 149 674,5 тыс. рублей.
Расходы - 7 451 245,3 тыс. рублей.
Дефицит - 301 570,8 тыс. рублей.
В целях осуществления исполнение бюджета разрабатываются кассовый план и сводная бюджетная роспись. Согласно статье 217.1 Бюджетного кодекса порядок составления и ведения кассового плана утвержден приказом Финансового управления от 15 сентября 2010 г. № 126.
Направление главным распорядителям бюджетных средств ассигнований и лимитов бюджетных обязательств осуществляется в соответствии с утвержденным Порядком при организации исполнения бюджета МО ГО г. Махачкала по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета МО ГО г. Махачкала и передачи их при реорганизации главных распорядителей бюджетных средств на уровне г. Махачкала, утвержденного приказом Финансового управления Администрации города от 30 декабря 2010 г. № 164.
Результаты. Исполнение местного бюджета по доходам в 2017 году составило 7 106 943,6 тыс. рублей или 99,4% бюджетных назначений.
Объем поступлений доходов в местный бюджет в 2017 году по сравнению с уровнем 2016 года увеличился на 387 865,4 тыс. рублей или 105,8%. При этом объем поступлений налоговых и неналоговых доходов увеличился на 323 342,4 тыс. рублей или 107,2%.
Данные об исполнении бюджета по доходам представлены в таблице.
Исполнение назначений по налоговым и неналоговым доходам за 2017 год составило 2 295 млн. рублей, что составляет 98% плановых заданий, в том числе по налоговым доходам 1 85,5 млн. рублей (97 % плана) и неналоговым доходам 435,5 млн. рублей или (105% плана).
В целом по республике поступление налоговых и неналоговых доходов за 2017 год составило 33,0 млрд. рублей, из которых 17 994,9 млн. рублей собрано на территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала, в том числе:
- 6 505,9 млн. рублей - МРИ по крупнейшим налогоплательщикам по РД
- 3 112,6 млн. рублей ИФНС по Ленинскому р-ну г.Махачкалы
- 5 610,8 млн. рублей - ИФНС по Советскому р-ну г.Махачкалы
- 2 765,5 млн. рублей - ИФНС по Кировскому р-ну г.Махачкалы
На основании отчетных данных нами был проведен сравнительный анализ выполнения плана налоговых и неналоговых доходов бюджета.
Таблица 2
Исполнение бюджета г.Махачкалы на 2017 г. по доходам
(млн. рублей)
Наименование показателя За 2016 год исполнено За 2017 год
исполнено план исполнено к уровню 2016 г. (+,-) к уровню 2016г. (%) % исп. Доля в структуре
Налоговые и неналоговые доходы, всего, в т.ч. 2230,5 2334,5 2295 64,5 102,9 98,3 33,2
Налоговые доходы 1831,7 1919,6 1859,5 27,8 101,5 96,9 27,2
Неналоговые доходы 398,8 414,9 435,5 36,7 109,2 105 6,0
Безвозмездные поступления, всего, в т.ч. 4488,6 4815,1 4811,9 323,3 107,2 99,9 66,0
субсидии 1796,5 1973,6 1973,6 177,1 109,0 100 23,2
субвенции 2729,9 2834,5 2833 103,1 103,8 99,9 40,2
иные поступления 2 7,1 7,1 5,1 349,5 100 0,03
возврат остатков субсидий -39,8 0 -1,8 38
Итого доходов 6719,1 7149,7 7106,9 387,9 105,8 99,4 100,0
Таблица 3
Сравнительный анализ выполнения плана налоговых и неналоговых доходов бюджета г. Махачкалы на 01.01.2018 г. (собственногородской)
в тыс. руб.
Наименование налога КБК 2016 2017 отклонения по факту 2017 и 2016 гг
План Факт исполнение План Факт исполнение % (+;-)
% (+;-) % (+;-)
1 2 3 4 4 5 6 7 8 9 10 11
Налоговые доходы 2037 1831,7 90 -205,3 1919,6 1859, 5 97 -60,1 102 27,8
НДФЛ 10102 848,3 793,2 94 -55,1 870,5 805,4 93 -65,2 102 12,2
Упрощенная система налогообложения 10501 312,3 305 98 -7,4 333,3 337,3 101 4 111 32,4
Единый налог на вмененный доход 10502 248,4 223,6 90 -24,8 181,9 188 103 6,1 84 -35,6
Сельскохозяйственный налог 10503 1,9 1 56 -0,8 1,5 0,5 34 -1 51 -0,5
Налог взымаемый в связи с применением патентной системы 10504 2 3,9 196 1,9 3,1 5,2 170 2,1 132 1,3
Акциз ГСМ 103 28,6 36,9 129 8,3 23,2 24,9 107 1,7 68 -12
Налог на имущество физ. лиц 10601 20,7 20,9 101 0,2 21,5 22 102 0,5 105 1,1
Земельный налог 10606 517,6 396,4 77 -121,2 428 441,8 103 13,8 111 45,4
Государственная пошлина 108 57,2 50,8 89 -6,4 56,6 34,4 61 -22,2 68 -16,4
Задолж. по отмененным налогам и сборам 109 0 0 0 0 0 0 0 0 115 0
Неналоговые доходы 391,1 398,8 102 7,7 414,9 435,5 105 20,6 109 36,7
ИТОГО ДОХОДЫ: 2428,1 2230,5 92 -197,6 2334,5 2295 98 -39,5 103 64,5
Город Махачкала является городским округом с внутригородским делением, включающим 3 внутригородских района, следовательно, необходимо проанализировать данные не только собственно городского, но и консолидированного бюджета.
Таблица 4
Консолидированные доходы городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»
(млн. руб).
Наименование налога 2016 2017 отклонения по факту 2017 и 2016 г.
План Факт отклонения План Факт отклонения % (+;-)
% (+;-) % (+;-)
1 3 4 4 5 6 7 8 9 10 11
Налоговые доходы 2132,1 1909,2 90 -223 2139 2084,8 97 -54,2 109 175,6
НДФЛ 848,3 793,2 94 -55,1 870,5 805,4 93 -65,2 102 12,2
Упрощенная систем налогообложения 340 330,9 97 -9,1 392,2 397 101 4,8 120 66,1
Единый налог на вмененный доход 264,8 237,4 90 -27,4 214 221,1 103 7,2 93 -16,3
Сельскохозяйственный налог 1,9 1 56 -0,8 1,5 0,5 34 -1 51 -0,5
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы 2 3,9 196 1,9 3,1 5,2 170 2,2 133 1,3
Акциз ГСМ 28,6 36,9 129 8,3 23,2 24,9 107 1,7 68 -12
Налог на имущество физ. лиц 33,2 33,7 101 0,4 42,9 43,9 102 1 130 10,3
Земельный налог 556,1 421,3 76 -134,8 535 552,2 103 17,2 131 130,9
Государственная пошлина 57,2 50,8 89 -6,4 56,6 34,4 61 -22,2 68 -16,4
Задолж. по отмененным налогам и сборам 0 0 0 0 0 0 0 0 115 0
Неналоговые доходы 395,8 400,3 101 4,5 421,4 444,2 105 22,7 111 43,8
ИТОГО ДОХОДЫ: 2527,9 2309,5 91 -218,4 2560,4 2528,9 99 -31,5 110 219,4
Структура налоговых и неналоговых доходов представлена следующим образом:НДФЛ-35,1% (805,5млн.руб.); ЕНВД-8,19% (187,9млн.руб.), Земельный налог-19,3% (441,8 млн.руб.); УСН-14,7% (337,3млн.руб.) и неналоговые доходы-19% (435,4млн.руб.).
По состоянию на 01.01.2018 г., по данным информационного массива о суммах задолженности в консолидированный бюджет муниципального образования города Махачкалы, сумма задолженности составила 1 218 013 тыс. рублей, на 01.01.2017 года данная сумма составляла 1 001 914 тыс. рублей. За год общая сумма задолженности увеличилась на 216 099 тыс. рублей, в том числе:.
По неналоговым доходам на 01.01.2018 год при плане 419,9 млн. рублей поступило 435,5 млн. рублей, что составляет 105 % от плановых назначений. За аналогичный период 2016 года в бюджет города поступило 398,8 млн. рублей, прирост составил 36,7 млн. рублей или 9%. Несмотря на общее выполнение плана по неналоговым доходам, отдельным администраторам доходов не удалось обеспечить выполнение плановых назначений за 2017 год в полном объеме.
В рамках мероприятий по «обелению» экономики в 2017 году актуализированы и вовлечены в налогооблагаемый оборот 11230 земельных участков, 20 898 объектов капитального строительства, поставлены на налоговый учет 2156 предпринимателей, легализованы и оформлены трудовые отношения с работодателями на 16 211 человек.
Таблица 5
Задолженность по налоговым платежам в бюджет г.Махачкалы.
(тыс. руб.)
Вид налога Задолженность на 01.01.2017г. Задолженность на 01.01.2018г.
НДФЛ 59689 45927
УСН 84509 92835
Налог на имущество физических лиц 272490 258448
Налог на землю 509396 733357
ЕНВД 52629 58754
ЕСХН 265 1241
Патентный налог 34 3470
Прочие 18044 18496
Штрафы 4853 5485
ИТОГО: 1001914 1218013
В результате запуска Махачкалинского нефтеперерабатывающего завода, получившего лицензию Ростехнадзора 30.11.2017г., республика получит до 500 новых рабочих мест и до 500,0 млн. рублей налоговых отчислений в бюджеты разных уровней.
Вместе с тем следует отметить, что с 1.01.2018 года приостановлена работа ЗАО «Каспий-1», являющегося одним из крупнейших предприятий, занимающихся переработкой нефти. При обеспечении рабочими местами 223 человек поступления в бюджеты всех уровней на протяжении ряда лет составляли более 1 млрд. рублей (1 009,0 млн рублей в 2013 году, 1 543 млн рублей в 2014 году). ЗАО «Каспий-1» - лауреат общегородского конкурса «Лучший налогоплательщик 2014 года», проводимого Собранием депутатов городского округа «город Махачкала». Органам власти следует принять все возможные меры для возобновления работы предприятия.
Информация о поступлении в бюджет доходов в 2017 году в разрезе администраторов доходов приведена в таблице.
Таблица 6
Исполнение бюджета г.Махачкалы за 2017 год по доходам в разрезе администраторов доходов
в рублях
№ КБК Администраторы План на 2017г. Факт за 2017г. отклон на 01.01.18
(%) (+;-)
1 001 Администрация г. Махачкалы 18000 117193 21556,9 122636,8 120 105 3556,9 5443,8
Управление торговли, потребительского рынка и услуг г.Махачкала
2 010 КУИ 11000 3615,7 33 -7384,3
3 011 Управление по делам наружной рекламы 0 539,9 0 539,9
4 014 МКУ "УЖКХ" г.Махачкалы" 172931 196461,5 114 23530,5
5 017 Управление образования 13581 12388,8 91 -1192,2
6 018 Управление культуры 639,9 1176,2 184 536,3
7 027 Махачкалапродукт 10697,3 6447,5 60 -4249,8
8 048 Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РД 1405,3 1395,9 99 -9,4
9 050 Министерство природных ресурсов и экологии РД 30000 20373,1 68 -9626,9
10 051 Управление по земельным ресурсам 252,1 0 0 -252,1
Продолжение таблицы 6
№ КБК Администраторы План на 2017г. Факт за 2017г. отклон на 01.01.18
(%)
11 060 Управление Фед. службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по РД 10230,4 7843,5 77 -2387
12 076 Западно-Каспийское террит-е управление Федерального агенства по рыболовству 1339 1317,9 98 -21,1
13 081 Федеральная служба по ветеринарному и санит. надзору 90,2 109,3 121 19,1
14 092 Министерство финансов 3471,6 5673,1 163 2201,5
15 096 Управление Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций по РД 289,6 1566,5 541 1276,9
16 106 Федеральная служба по надзору в сфере транспорта 0 66,7 0 66,7
17 112 Управление Архитектуры и градостроительства 1705,1 2029,2 119 324,2
18 132 Мин. строительства и ЖКХ по РД 742 133,3 18 -608,7
19 133 Государственная жилищная инспекция 5606,1 8874,5 158 3268,4
20 141 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей 129,9 448,2 345 318,3
22 157 Территор-й орган Федеральной службы гос. статистики по РД 1046,9 669,2 64 -377,7
23 160 Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка 170,5 1113,5 653 943
24 161 Федеральная антимонопольная служба 37,1 0 0 -37,1
25 172 Федеральное агенство по техническому регулированию и метрологии. - нет в приложении 29,6 1,3 4 -28,3
26 177 МЧС 6685 4122,5 62 -2562,5
27 188 Министерство внутренних дел РФ 13,1 0 0 -13,1
28 189 ФСБ РФ 1922,1 0 0 -1922,1
29 200 Финансовое управление 0 3 0 3
30 320 1921,2 5606,9 292 3685,7
31 321 Управление Федеральной службы гос-ой регистрации, кадастра и картографии по РД (Росреестр) 57,3 0 0 -57,3
32 322 Упр. Фед службы судебных приставов по РД 74,6 0 0 -74,6
33 415 Генеральная прокуратура РФ 3665,6 3953,1 108 287,6
34 498 Средне-Кавказское Управление Федер. службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Фед. служба по экологическому, технологическому и атомному надзору) 3 42,9 1407 39,9
35 318/934 Министерство юстиции 0 0 0 0
36 49 Управление промышленности транспортной связи и дорожного хозяйства 23221,6 24943,4 107 1721,8
37 100 Федеральное казначейство 1896379 1834578 97 -61800,8
38 182 ИФНС 0 5331,2 0 0
прочие штрафы 2334529 2295019 0 -39510
18000 21556,9 120 3556,9
В структуре доходов местного бюджета доля безвозмездных поступлений составила 67,7 %.
Согласно отчету об исполнении местного бюджета на 1 января 2018 года безвозмездные поступления составили 4 813 679,96 тыс. рублей или 99,9 % бюджетных назначений, в том
числе субсидии - 1 973 573,37 тыс. рублей или субвенции - 2 833 027,99 тыс. рублей и межбюджетные трансферты - 7 078,60 тыс. рублей.
Информация об объёме и видах межбюджетных трансфертов, поступивших в бюджет муниципального образования из республиканского бюджета в 2017 году, приведена в таблице.
Таблица 7
Поступление межбюджетных трансфертов в бюджет г.Махачкалы в 2017 г.
(млн. рублей
Наименование Исполнено за 2016г. Остаток на 01.01.17 Поступило в 2017 Исполнено с учёт.остатка Исполнено (%) Остаток на 01.01.17
Субсидии (межбюджетные субсидии) 1826,59 116,99 1973,57 2075,28 94,70 15,29
Субвенции 2743,44 0,00 2833,03 2830,25 100,00 2,78
Иные межбюджетные трансферты 2,57 0,00 7,08 6,86 100,00 0,22
Итого 4572,60 116,99 4813,68 4912,38 98,00 18,29
Основную долю в структуре безвозмездных поступлений составили субвенции - 39,6 %, субсидии - 27,6 %, иные межбюджетные трансферты - 0,1 %.
Субсидии при плане 1973573,4 т.р. поступило 1973573,4 тыс.руб., освоено 2075276,3 тыс.руб.(с учетом 116990,8 тыс.руб. остатков на 01.01.17г.)
Субвенции при плане 2834493,1 т.р. поступило 2833027,9 т.р., освоено 2830248,4 т.р. Иные межбюджетные трансферты при плане/поступлении 7078,6 т.р., освоено 6857,5 т.р. Выводы. Анализ исполнения бюджета города показывает снижение показателей поступления НДФЛ, что говорит о негативных процессах в экономике города, а также наличие крупной задолженности по имущественным налогам, вызванной низкой налоговой дисциплиной горожан. Однако несмотря на тенденцию к снижению, именно налог на доходы физических лиц является наиболее стабильным и предсказуемым источником доходов местного бюджета.
Литература
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
2. Решение Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "ород Махачкала" от 26.04.2018 N 24-3 Об утверждении отчета об исполнении бюджета городского округа с внутригородским делением "ородМахачкалаЪа 2017 год"
3. Решение Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "ород Махачкала" от 30.06.2016 N 10-2 Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городском округе с внутригородским делением "ород Махачкала"
4. Решение Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "ород Махачкала" от 27.12.2016 N13-3 (ред. от 27.12.2017) О бюджете городского округа с внутригородским делением "ородМахачкалаЪа 2017год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
5. Абдулаева З.З. Организационно-экономический механизм обеспечения экономической безопасности региона (на примере Республики Дагестан)// З.З. Абдулаева//Национальные приоритеты и безопасность. -2011. - Т.7._ № 34(127). -С.42-50.
6. Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. - М., 2006.
7. Годин А. М., Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная система РФ. - М.: Дашков и К., 2006.
8. Грицюн Т.В. Налогово-бюджетная политика как инструмент макроэкономического регулирования. // Финансы и кредит. 2004. № 132
9. Кашина Н. Сбалансированность бюджетной обеспеченности региона. // Экономист. 2005. № 4
10. Лугуева А.С., Абидов М.Г. Инвестиции как один из важнейших факторов развития экономики РФ Экономика и предпринимательство. 2016. № 11-4 (76). С. 89-92.
11. Лугуева А.С., Маммаева Д.С., Абидов М.Г. Инвестиционные риски и инвестиционный климат в экономике РФ. Экономика и предпринимательство. 2017. № 10-1 (87). С. 168-173
12. Малкина М.Ю. Вклад различных источников в межрегиональное неравенство доходов населения России //Регион: экономика и социология. - 2017. - N 4. - С. 126-150
13. Финансы: Учебное пособие / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2005.
14. Цапиева О.К., Абдуллаева З.З., Казибекова Н.А. Приоритеты социальной государственной политики региона в условиях перехода к устойчивому развитию. Вопросы структуризации экономики.
2008. № 2. С. 188-194.
15. Экономическая политика: анализ и альтернатива: сборник докладов / под ред. Л.К. Злотникова, В.М. Шлындикова - Мн.: Бестпринт, 2005.
16. Экономическая теория: Бродская Т.Г.: Учеб.пособие. -М.: РИОР, 2008.
17. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы / Под редакцией А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича: Учебник для вузов. - СПб: Издательство «Питер», 2004.
18. Samuel Brown and William Gale. Tax reform for growth, equity, and revenue. // Urban -Bookings Tax Policy Center. November 30, 2012. P. 5-12.
19. Valente P. Enhanced Cross-border Cooperation against Aggressive Tax Behaviours. An Outlook on International Tax Initiatives / P. Valente / The 5th European Conference on Tax Advisers Professional Affairs.-London, 7 Dec. 2012.
20. WiktorijaRosholjuk. Die rolle von berechnungsinformationenimmanagementsystemeinerunternehmung in der marktwirtschaft / WiktorijaRosholjuk, PawloDentschuk: The international Scientific and Practical Congress of Economists and Lawyers, [«EVERETHING IN NAME OF SCIENSE»], january 30, 2015.: professional scientific publication - Zurich (Switzerland), 2015. - Vol-2. - P. 114-117.
References:
1. The budget code of the Russian Federation.
2. The decision Of meeting of deputies of the city district with intracity division the city ofMakhachkala"of 26.04.2018 N 24-3 about the approval of the report on execution of the budget of the city district with intracity division'the city of Makhachkala "for 2017"
3. The decision Of meeting of deputies of the city district with intracity division city of Makhachkala"of 30.06.2016 N 10-2 about the statement of regulations On budget process in the city district with intracity division"city of Makhachkala"
4. Decision Of meeting of deputies of the city district with intracity division city of Makhachkala"of 27.12.2016 N 13-3 (ed. of 27.12.2017) on the budget of the city district with intracity division"city of Makhachkala 'for 2017 and the planning period of 2018 and 2019"
5. Abdulaeva Z. Z. Organizational and economic mechanism of ensuring economic security of the region (on the example of the Republic of Dagestan).// Abdulaeva Z. Z.// National priorities and security. -2011. -Vol. 7._ No. 34 (127). - P. 42-50.
6. Geiger, Linwood T. Macroeconomic theory and economies in transition. - M. 2006,.
7. Godin A. M., And Podporina. Budget and budget system of the Russian Federation. - M.: Dashkov and K. 2006,.
8. T Gritzun.B. Fiscal policy as an instrument of macroeconomic regulation. // Finance and credit. 2004. No. 132
9. Kashin N. The balance of the budget provision in the region. // Economist. 2005. No. 4
10. Lugueva S., M Abidov.D. investment As one of the most important factors in the development of the Russian economy, the Economy and entrepreneurship. 2016. No. 11-4 (76). P. 89-92.
11. Lugueva A. S., Mamaeva D. S., Abidov M.D. Investment risks and investment climate in the Russian economy. Economics and entrepreneurship. 2017. No. 10-1 (87). P. 168-173
12. Malkina M. Y. the Contribution of different sources of interregional income inequality of the population of Russia //Region: Economics and sociology. - 2017. - N 4. - P. 126-150
13. Finance: textbook /A. M. Kovaleva, N. P. Barannikova, V. D. Bogachev and others; Under the editorship of Professor A. M. Kovaleva. - Moscow: Finance and statistics 2005,.
14. Tsapieva O. K., Abdullayeva Z. Z., Kazibekova N. Ah. Priorities of the state social policy of the region in the transition to sustainable development. Issues of economic structuring. 2008. No. 2. P. 188-194.
15. Economic policy: analysis and alternative: collection of reports / edited by L. K. Zlotnikov, V. M. Shlyndikova-Mn.: Bestprint, 2005.
16. Economic theory: Brodskaya T. G.: Proc.benefit. - Moscow: RIOR, 2008.
17. Economic theory. Problems, logical schemes, methodical materials / edited by A. I. Dobrynin, L. S. Tarasevich. - St. Petersburg: Publishing House Peter"2004.
18. Samuel brown and William Gale. Tax reform for capital and income growth. // City Center Of Tax Policy. November 30, 2012. P. 5-12.
19. Valente P. strengthening cross-border cooperation in the fight against aggressive tax behavior. View on international tax initiatives / P. Valente / 5 th European conference on professional issues of tax consultants. - London, December 7. 2012.
20. WiktorijaRosholjuk. Die Rolle von berechnungsinformationenimmanagementsystemeinerunternehmung in Der marktwirtschaft / WiktorijaRosholjuk, PawloDentschuk: international scientific and practical Congress of economists and jurists, [all in the name of science], January 30, 2015.: professional scientific publication - Zurich (Switzerland), 2015. - Vol-2. - P. 114-117.