_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 330
Буланкова Людмила Васильевна
студент 4 курса инженерно-экономического института, Брянского Государственного
инженерно-технологического Университета,
г.Брянск, РФ E-mail: [email protected] Юрченко Юлия Федоровна студент 4 курса инженерно-экономического института, Брянского Государственного
инженерно-технологического Университета
г.Брянск, Россия E-mail: [email protected]
ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
В статье проводится оценка инвестиционной привлекательности Брянской области в сравнении с субъектами ЦФО с помощью таких показателей, как: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.
Ключевые слова
Инвестиционная привлекательность. Инвестиционный потенциал. Инвестиционный риск.
Брянская область — субъект Российской Федерации, который расположен в Центральной России к юго-западу от Москвы, на расстоянии около 379 км, на границе с Украиной и Белоруссией. Областной центр — город Брянск. Брянская область является одним из индустриальных регионов ЦФО РФ с высоким финансовым потенциалом. Промышленную продукцию региона производят более 900 компаний. Основной отраслью региона является машиностроение, на ее долю приходится третья часть всей продукции [1].
Исходя из рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ за 2015 г. (составитель рейтинга «Эксперт РА»), можно сделать вывод, что Брянская область имеет пониженный потенциал и умеренный риск
[4].
Оценить инвестиционную привлекательность региона возможно с помощью таких показателей, как инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. Инвестиционный потенциал показывает уровень возможности вложения денежных средств в активы долгосрочного пользования для получения прибыли. Факторами оценки потенциала области являются:
1) ресурсно-сырьевой, который отражает средневзвешенную обеспеченность запасами природных ресурсов (68%);
2) производственный, отражающий суммарный результат хозяйственной деятельности региона (54%). Лидерами области являются следующие районы: Стародубский, Унечский, Трубчевский, Погарский;
3) трудовой, показывающий обеспеченность предприятий сельского хозяйства трудовыми ресурсами. По данному фактору лидируют Почепский, Стародубский, Комаричский районы;
4) инфраструктурный, который характеризует экономико-географическое положение региона и уровень его инфраструктуры (10%). Карачевский, Севский, Брасовский, Клинцовский районы занимают лидирующие позиции по данному фактору;
5) институциональный показывает уровень развития главных институтов рыночной экономики (29%);
6) инновационный отражает степень внедрения достижений в инновационной сфере (50%) [3]. Таким образом, Брянская область в 2015 г. заняла 43 место в рейтинге инвестиционного потенциала из
85 субъектов РФ. Для региона характерен повышенный ресурсно-сырьевой (68%) и производственный (54%) потенциалы и пониженный инфраструктурный (10 %). По сравнению с 2014 г. Брянская область не изменила свои позиции в рейтинге инвестиционного потенциала. Доля области в общероссийском потенциале в 2015 г. составляет 0,741 %, в то время как доля Москвы составляет 13,873%.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
На рисунке 1 представим сравнительный анализ инвестиционного потенциала Брянской области с несколькими другими субъектами в ЦФО.
Московская Орловская Брянская Калужская Курская область область область область область
Рисунок 1 - Инвестиционный потенциал регионов в 2015 г. [4]
Риск в инвестиционной сфере отражает вероятность возникновения незапланированных финансовых потерь в условиях неопределенности инвестирования. Классифицировать данный риск можно по разным признакам.
В зависимости от сферы вложения, выделяют следующие инвестиционные риски:
1) экономический - обусловлен неопределенностью факторов, которые влияют на экономическую сторону инвестиционной деятельности страны, экономического субъекта при осуществлении инвестиционного проекта (72% - доля риска в Брянской области) [2];
2) политический - зависит от факторов, влияющих на политическую составляющую, например, выборы, ограничение инвестиционной деятельности органами власти, обострение взаимоотношений стран (доля данного риска в Брянской области - 63%);
3) социальный - неопределенность, воздействующая на социальный компонент инвестиционной деятельность, например, напряженность в социальной сфере, забастовки и др. (их доля - 66%);
4) экологический - неопределенность, затрагивающая экологическую обстановку в стране и влияющая на деятельность инвестиционных проектов, например, ухудшение состояния окружающей среды, высокий показатель радиационного загрязнения, катастрофы в области экологии и др. (доля по Брянской области - 84%);
5) законодательно-правовой - неопределенность при реализации инвестиционного проекта в связи с изменениями законодательства, неполнотой и противоречивостью законодательно-правовой базы и др. (доля данного риска по Брянской области составляет 30%) [3].
Таким образом, Брянская область в 2015 г. заняла 38 место в рейтинге инвестиционного риска из 85 субъектов РФ, т.е повысила свой ранг на 15 позиций по сравнению с 2014 г.
На рисунке 2 представим сравнение инвестиционного риска Брянской области с некоторыми другими регионами ЦФО.
60 50 40 30 20 10 0
51 место
9 место
38 место
20 место
5 место
Московская Орловская Брянская Калужская Курская область область область область область
Рисунок 2 - Инвестиционные риски регионов в 2015 г. [4]
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х
Для Брянской области наименее опасным инвестиционным риском является законодательно-правовой риск (30%), а наиболее - экологический (84%) и экономический (72%). Это обусловлено тем, что большая часть Брянской области подверглась радиоактивному загрязнению в результате аварии на ЧАЭС и в связи с экономическим кризисом в стране.
Исходя из проведенного анализа показателей инвестиционного потенциала и инвестиционного риска, можно сделать вывод, что Брянский, Почепский и Дятьковский районы являются наиболее привлекательными для инвестирования.
Таким образом, для достижения стабильного экономического роста Брянской области необходимо проводить постоянную работу в области активизации инвестиционной деятельности, которая включает стимулирующее законодательство, систему сопровождения финансовых средств, а также мероприятия по преодолению административных барьеров на пути реализации инвестиционных проектов и программ, что в итоге повысит инвестиционную привлекательность региона. Список использованной литературы:
1. Лысенко, А.Н. Оценка результативности инвестиционной деятельности Брянской области / А.Н. Лысенко, Т.И. Себекина // Экономика и предпринимательство. Москва, 2016. - № 2 ч.2 (67-2)
2. Никитина, Т.И. Направления повышения эффективности управления инновационно-инвестиционной политикой в Брянской области / Т.И. Никитина // Управление инновациями в финансово-экономической системе: теория и практика. Коллективная монография. - Брянск: РИО БГИТА, 2009. - С. 114-134
3. Брянская область и инвестиции. URL: http://www.puteshestvie32.ru/content/investicii (дата обращения 02.04.2016).
4. «Эксперт РА». URL: http://raexpert.ru/ratings/regions/2015/ (дата обращения 02.04.2016)
© Буланкова Л.В., Юрченко Ю.Ф, 2016
УДК 316
Даутова Танзиля Ахтямовна
канд. соц. наук, доцент ИУБП БашГУ,
г.Уфа, РФ E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ)
Аннотация
В статье проведен анализ развития негосударственных профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования, реализующих программы подготовки специалистов среднего звена.
Ключевые слова
программы подготовки специалистов среднего звена, негосударственные профессиональные образовательные организации, группа специальностей, уровень остепененности.
Негосударственные профессиональные образовательные организации среднего профессионального образования (далее - СПО) в Российской Федерации давно стали неотъемлемой частью отечественной системы образования. Согласно новому закону «Об образовании в Российской Федерации» в рамках СПО стало два вида образовательных программ: программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и программы подготовки специалистов среднего звена. В данной статье рассматриваются негосударственные профессиональные образовательные организации (далее - ПОО), реализующие программы подготовки специалистов среднего звена. В 2013-2014 учебном году в стране функционировало 2703 профессиональные