24 (375) - 2014
Инвестиционная деятельность
УДК 336.717
ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
КЛАСТЕРОВ
Т.В. ПОГОДИНА,
доктор экономических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой инвестиций и инноваций по учебно-методической работе E-mail: [email protected] Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Т.В. ЗАДОРОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и корпоративного управления E-mail: [email protected] Чебоксарский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Рассмотрена методика оценки инвестиционного потенциала кластеров, осуществлена оценка инновационной активности организаций в Приволжском федеральном округе. Проанализирован инвестиционный потенциал машиностроительного, электротехнического и химического кластеров Чувашской Республики за 2011-2012 гг.
Ключевые слова: кластер, инвестиционный потенциал, инновационная активность, регион
Инвестиционная политика, ориентированная на инновационный путь развития, является важнейшим инструментом повышения конкурентоспособности экономики региона, роста благосостояния населения. Инвестиционная политика нацелена на повышение инвестиционной привлекательности региона и стимулирование притока ресурсов в ре-
гион. Одним из ее механизмов является создание территориальных кластеров.
Формирование территориальных кластеров осуществляется с учетом их инвестиционного потенциала, который представляет собой агрегированный показатель, отражающий объективные предпосылки для эффективного вложения инвестиций, зависящие от наличия сфер и объектов инвестирования.
Если рассматривать отдельные аспекты кластера, то оценку его инвестиционного потенциала можно проводить по следующим направлениям:
- уровень инновационности;
- производственная деятельность;
- развитие малых предприятий;
- экспортные возможности;
- финансовый потенциал.
Оценка инвестиционного потенциала, основанная на коэффициентном анализе кластеров, включает несколько этапов.
Этап I. Обоснование и расчет системы показателей, по которым оценивается инвестиционный потенциал кластера.
Этап II. Определение частных индексов по каждому показателю, отражающих соотношение между фактическим значением показателя кластера
и значением по региону в целом: /= ^,
К
где К - значение /-го показателя инвестиционного потенциала кластера;
Кр - региональное значение /-го показателя инвестиционного потенциала. Этап III. Расчет интегрального показателя инвестиционного потенциала на основе частных индексов
11,
^инт
/=1
т
где т - число показателей, используемых для оценки инвестиционного потенциала кластера; Г - частный индекс, рассчитанный по каждому показателю инвестиционного потенциала. Этап IV. Распределение кластеров на основе интегрального показателя.
Если интегральный показатель больше единицы, то кластер характеризуется высоким инвестиционным потенциалом. Чем больше значение интегрального показателя, тем выше инвестиционный потенциал.
Достоинством данной методики на основе коэффициентного анализа является возможность проведения комплексной оценки с использованием широко круга показателей, характеризующих различные аспекты инвестиционного потенциала кластера.
Рассмотрим оценку инвестиционного потенциала формирующихся кластеров в Чувашской Республике. В регионе принята республиканская комплексная программа инновационного развития промышленности1. Одной из задач программы
1 О республиканской комплексной программе инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010-2015 годы и на период до 2020 года: постановление Кабинета министров Чувашской Республики от 29.05.2009 года № 178.
является выявление и стимулирование развития территориально-производственных кластеров и поддержка кластерных инициатив, направленных на достижение результативной кооперации организаций в рамках кластеров.
Оценка инвестиционного потенциала машиностроительного, электротехнического и химического кластеров была произведена на основе следующих показателей [3]:
- количество малых предприятий (включая микропредприятия), ед.;
- объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (в фактически действовавших ценах), млн руб.;
- рентабельность активов предприятий, %;
- удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность, в числе организаций соответствующего вида деятельности, %;
- экспорт, млн долл.
Результаты оценки инвестиционного потенциала кластеров представлены в табл. 1.
Электротехнический кластер характеризуется наиболее высоким уровнем инвестиционного потенциала за счет инновационного и финансового потенциалов. Однако кластер ориентирован на внутренний спрос, что связано с невысокой конкурентоспособностью продукции по качественным показателям на мировом рынке.
Машиностроительный кластер, включающий в себя кластер по производству машин и оборудования и кластер по производству транспортных средств, занимает вторую позицию в рейтинге. Он обладает высоким экспортным потенциалом по сравнению с другими кластерами. В структуре машиностроительного кластера наибольшее развитие получило производство машин и оборудования. Крупнейшими центрами машиностроения являются Чебоксары (производство электрооборудования, машин и оборудования, транспортных средств), Алатырь (производство электрооборудования), Канаш и Шумерля (производство транспортных средств).
Меньшим инвестиционным потенциалом характеризуется химический кластер. Его конкурентное преимущество обеспечивается высокими экспортными возможностями и инновационным потенциалом. Для химического производства Чувашской Республики характерна высокая концентрация. На долю трех предприятий - ОАО «Химпром», ОАО «Вурнарский завод смесевых препаратов», филиал
Таблица 1
Оценка инвестиционного потенциала кластеров Чувашской Республики в 2011-2012 гг.
Машиностроительный Электротехнический Химический
Показатель кластер кластер кластер
2011 2012 2011 2012 2011 2012
Индекс количества малых предприятий 0,013 0,013 0,013 0,012 0,002 0,002
Индекс объема отгруженных товаров собс- 0,270 0,293 0,202 0,192 0,111 0,101
твенного производства, выполненных работ и услуг собственными силами
Индекс рентабельности активов 0,643 0,968 4,786 4,484 0,500 0,548
Индекс удельного веса организаций, осущест- 2,395 3,043 3,053 2,943 1,882 2,990
вляющих инновационную деятельность
Индекс экспортных возможностей 0,306 0,504 0,059 0,041 0,523 0,402
Интегральный показатель инвестиционного 0,725 0,964 1,622 1,534 0,604 0,809
потенциала
ЗАО «Фирма «Август» - приходится более 85% химического производства республики. В территориальном разрезе около 70% отгруженной химической продукции приходится на Новочебоксарск и 23% -на Вурнарский район, которые являются центрами формирования кластера. При этом уровень развития малых предприятий кластера невысокий.
В Приволжском федеральном округе кластерный подход к региональному управлению внедряется практически во всех регионах. Наиболее перспективными и сформированными являются химические и автомобилестроительные кластеры.
В создании конкурентного преимущества кластера большое значение имеют научные знания, образование - и как факторы развития производства, и как факторы формирования инвестиционного потенциала кластера. Поэтому в современных условиях существует объективная потребность в инновационной составляющей привлекаемых инвестиций.
Определяющим показателем формирования инвестиционного потенциала становится уровень инновационной активности в регионе, рассчитываемый как отношение числа организаций, осуществлявших технологические, организационные или маркетинговые инновации, к общему числу обследованных за определенный период времени организаций.
Для изучения уровня инновационной активности регионов Приволжского федерального округа были использованы данные статистического сборника Росстата. По уровню инновационной активности регионы Приволжского федерального округа характеризуются значительной вариацией (35,6%), поэтому целесообразно применить метод группировок для выявления однородных групп ре-
гионов. В результате группировки были образованы четыре группы [4-6].
В первую группу (7,1-11,3%) вошли регионы с низким уровнем инновационной активности - Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Кировская, Пензенская, Саратовская и Ульяновская области.
Во второй группе (11,3-15,5%) со средним уровнем инновационной активности Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Чувашская Республика, Удмуртская и Самарская области.
К третьей группе (15,5-19,7%) с высоким уровнем инновационной активности относятся Нижегородская (16,4%) и Оренбургская (15,5%) области.
К четвертой группе (19,7-23,9%) с очень высоким уровнем инновационной активности принадлежит лишь один регион - Пермский край, который опережает остальные субъекты Приволжского федерального округа (23,8%).
По каждой группе были рассчитаны следующие показатели:
- среднее число организаций, выполнявших научные исследования и разработки;
- средняя численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками;
- средние внутренние затраты на научные исследования и разработки;
- среднее число выданных патентов;
- среднее число созданных передовых производственных технологий;
- средние затраты на технологические инновации;
- средний объем отгруженных инновационных товаров, работ, услуг.
Результаты расчета представлены в табл. 2. Анализируя уровень инновационной активности регионов Приволжского федерального ок-
Таблица 2
Группировка регионов Приволжского федерального округа по инновационной активности
Группа регионов Уровень инновационной активности, % Количество регионов в группе Ресурсный потенциал Финансирование инновационной деятельности Результативность инновационной деятельности
Среднее число инновационно активных организаций Средняя численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, чел. Средние внутренние затраты на научные исследования и разработки, млн руб. Средние затраты на технологические инновации, млн руб. Среднее число выданных патентов Среднее число созданных передовых производственных технологий Средний объем отгруженной инновационной продукции, млн руб.
I 7,1-11,3 6 23 3 666 1 649,7 1 534,7 269 6 10 000,4
II 11,3-15,5 5 48 7 285 4 298,9 8 085,7 596 10 61 480,8
III 15,5-19,7 2 56 21 239 13 454,6 11 617,7 377 31 27 622,0
IV 19,7-23,9 1 49 9 785 6 899,8 10 653,5 612 15 50 590,7
руга, можно отметить, что его среднее значение составляет 12,2%, медианное значение - 12,6%, т.е. половина регионов характеризуется инновационной активностью выше среднего уровня в округе. В то же время часть регионов (6, или 43%) относится к группе с низкой инновационной активностью.
Представленные материалы показывают прямую зависимость между количеством инновационно активных организаций и численностью персонала, занятого научными исследованиями и разработками; внутренними затратами на научные исследования и разработки; затратами на технологические инновации; количеством созданных передовых производственных технологий. Снижение числа выданных патентов и объема инновационной продукции в третьей группе связано с неоднородностью регионов, образующих эту группу, по показателям ресурсного потенциала, финансирования инновационной деятельности и ее результативности. Несмотря на высокую долю инновационно активных организаций, Оренбургская область существенно отстает по остальным показателям от других регионов Приволжского федерального округа. Следовательно, высокая доля инновационно активных организаций не всегда свидетельствует о сильном инновационном развитии региона, и наоборот.
Определенные несовершенства существуют в сфере статистической отчетности предприятий по инновациям в силу сложности самого понятия и незначительного периода проведения статис-
тических наблюдений по этой тематике в России [1, с. 59]. Показатели объема отгруженной инновационной продукции, затрат на технологические инновации формируются по данным обследования инновационно активных организаций на основе статистической отчетности. Основными проблемами при этом являются неправильная оценка объемов инновационной деятельности предприятиями при заполнении статистической отчетности и неполный охват организаций, осуществляющих инновационную деятельность. Первая проблема обусловлена отсутствием отдельного учета выпуска инновационной продукции на многих предприятиях, а также непониманием менеджментом сущности понятия «инновации». Вторая причина связана с ограниченным кругом организаций, представляющих отчетность по инновационной деятельности. В частности, обследуются организации, относящиеся к промышленному производству, связи, информационно-вычислительному обслуживанию, торговле и сфере услуг, а также осуществляющие научные исследования и разработки. Не охвачена деятельность предприятий строительства, сельского хозяйства, а также индивидуальных предпринимателей. Кроме того, существует низкая заинтересованность предприятий в заполнении форм статистической отчетности по инновациям, вследствие чего в органы статистики представляется нулевая отчетность. Это приводит к занижению данных об объемах производства инновационной продукции и затратах на технологические инновации в регионе.
Источник: Министерство экономического развития РФ. http://www.economy.gov.ru/.
Таблица 3
Инновационные территориальные кластеры Приволжского федерального округа,
поддерживаемые государством
Кластер Специализация Субъект РФ
Нижегородский индустриальный инновационный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии Нефтегазопереработка и нефтегазохимия, автомобилестроение Нижегородская область
Саровский инновационный кластер Ядерные технологии, суперкомпьютерные технологии, лазерные технологии Нижегородская область
Инновационный территориальный кластер ракетного двигателестроения «Технополис «Новый Звездный» Производство летательных и комических аппаратов, двигателестроение, новые материалы Пермский край
Нефтехимический территориальный кластер Нефтегазопереработка и нефтегазохимия Республика Башкортостан
Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением Приборо стро ение Республика Мордовия
Камский инновационный территориально-производственный кластер Нефтегазопереработка и нефтегазохимия, автомобилестроение Республика Татарстан
Инновационный территориальный аэрокосмический кластер Производство летательных и космических аппаратов Самарская область
Консорциум «Научно-образовательный-производственный кластер «Ульяновск-Авиа» Производство летательных и космических аппаратов, новые материалы Ульяновская область
Ядерно-инновационный кластер Димитров-града Ядерные технологии, радиационные технологии, новые материалы Ульяновская область
Чувашская Республика относится к группе регионов со средней инновационной активностью, но по многим показателям, характеризующим инновационную деятельность, отстает от средних значений в Приволжском федеральном округе.
Из общего числа регионов в группу с наиболее высокой активностью входит Пермский край, который является лидером по количеству выданных патентов, характеризуется высокими объемами отгруженной инновационной продукции и затрат на технологические инновации. Специфика инновационной деятельности в регионе предполагает значительную роль государственной поддержки при формировании региональной инновационной системы. В регионе принят закон «Об инновационной деятельности в Пермском крае»2, разработана инновационная стратегия на период с 2007 по 2020 г. Законом определяется государственная поддержка инновационной деятельности, в том числе путем предоставления средств для патентования в России и за рубежом изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, технологий, созданных за счет средств краевого бюджета. Средства выделяются на конкурсной основе. Объем поддержки инно-
2 Об инновационной деятельности в Пермском крае: закон Пермского края от 11.06.2008 № 238-ПК.
вационно ориентированного проекта составляет 75 тыс. руб. на финансирование расходов, связанных с патентованием.
В настоящее время большая часть инструментов стимулирования инвестиций в инновационные разработки создана на федеральном уровне. Необходим эффективный инструмент, позволяющий запустить инновационный механизм в регионах. Одним из таких инструментов является создание инновационных кластеров. Работа по поддержке инновационных кластеров проводится достаточно давно. В 2008 г. Министерством экономического развития РФ были разработаны методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Федерации. В 2012 г. утвержден перечень инновационных территориальных кластеров, определены направления их поддержки. В Приволжском федеральном округе поддержаны девять инновационных кластеров (табл. 3).
Отбор кластеров осуществлялся Министерством экономического развития РФ на основе программы развития инновационного территориального кластера в регионе. Программа утверждалась руководителем организации-координатора и согласовывалась с руководителями субъекта Федерации и муниципального образования, на территории
которых расположен инновационный территориальный кластер. Требования к содержанию программы включают:
- описание кластера и факторов, определяющих его текущее положение в экономике;
- развитие сектора исследований и разработок;
- развитие системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров;
- развитие производственного потенциала;
- развитие инфраструктуры кластера;
- организационное развитие кластера;
- предложения по совершенствованию государственного регулирования в сфере деятельности кластера.
Критериями отбора кластеров явились показатели, характеризующие их текущий и перспективный уровни развития [2]:
- показатели текущего уровня научно-технологического и образовательного потенциалов кластера;
- показатели текущего уровня производственного потенциала кластера;
- показатели текущего уровня качества жизни и развития транспортной, энергетической, инженерной, жилищной и социальной инфраструктур;
- показатели, характеризующие перспективы развития научно-технологического и образовательного потенциалов кластера;
- показатели, характеризующие перспективы развития производственного потенциала кластера;
- показатели, характеризующие улучшение качества жизни и перспективы развития транспортной, энергетической, инженерной, жилищной и социальной инфраструктур [6]. По итогам экспертизы были отобраны программы 25 территориальных кластеров. С учетом их инновационного и производственного потенциалов сформированы две группы. В первую группу включены кластеры, развитие которых предполагается поддержать через предоставление субсидий региональному бюджету из федерального бюджета. В Приволжском федеральном округе это Саровский инновационный кластер, кластер «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением», Камский инновационный территориально-производственный кластер Республики Татарстан, инновационный территориальный
аэрокосмический кластер Самарской области, ядерно-инновационный кластер Димитровограда Ульяновской области.
Предусмотрено выделение средств в общем объеме до 5 млрд руб. ежегодно в течение 5 лет, начиная с 2013 г. Кроме того, предполагается включение мероприятий программ развития кластеров в состав федеральных целевых программ и государственных программ Российской Федерации. Для создания у предприятий-участников стимулов к осуществлению инноваций им будут предоставлены налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, налогу на имущество организаций, по уплате страховых взносов в социальные фонды.
Во вторую группу были включены территориальные кластеры, программы развития которых требуют дальнейшей доработки, в связи с чем на первом этапе не предполагается поддержка реализации программ за счет предоставления межбюджетных субсидий.
К реализации программ развития территориальных кластеров привлечены государственные институты развития (ГК «Внешэкономбанк», ОАО «АИЖК», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «РОС-НАНО», Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий). В деятельности пилотных кластеров планируется участие крупных компаний с государственной долей, выполняющих программы инновационного развития.
Чувашская Республика участвовала в конкурсном отборе приоритетных инновационных кластеров с программой развития электротехнического кластера, однако в утвержденный перечень не вошла. Результаты конкурса свидетельствуют о том, что государство поддерживает кластеры, обладающие наибольшим инвестиционным потенциалом и находящиеся в наиболее высокой степени сформи-рованности, которые прошли определенный путь организационного развития. Чувашская Республика пока не имеет кластеров, в полной мере соответствующих этим требованиям, поэтому вопрос стимулирования формирующихся в регионе кластеров остается одним из актуальных.
Список литературы
1. Бортник И.М., Сенченя Г.И., Михеева Н.Н., Здунов А.А., Кадочников П.А., Сорокина А.В. Система оценки и мониторинга инновационного раз-
вития регионов России // Инновации. 2012. № 9. С.48-60.
2. Министерство экономического развития РФ. http://www.economy.gov.ru/.
3. Погодина Т.В. Экономический анализ и оценка инновационной активности и конкурентоспособности регионов Приволжского федерального округа // Региональная экономика: теория и практика. 2005. № 4. С. 34-39.
4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике. http://chuvash.gks.ru.
5. Федеральная служба государственной статистики. http://gks.ru.
6. Шигильчева С.А., Задорова Т.В., Шигиль-чев М.А. Инновационная система Чувашской Республики: теория и практика управления: монография. Чебоксары: Новое время, 2012. 152 с.
Investing
EVALUATION OF CLUSTERS' INVESTMENT POTENTIAL
Tat'iana V. POGODINA, Tat'iana V. ZADOROVA
Abstract
The authors consider a technique of estimation of clusters' investment potential, and they assess innovation activities of organizations in the Volga Federal District. The article contains the analysis of investment potential of the engineering, electrical and chemical clusters of the Chuvash Republic in 2011-2012.
Keywords: cluster, investment, potential, innovation, activity, region
References
1. Bortnik I.M., Senchenia G.I., Mikheeva N.N., Zdunov A.A., Kadochnikov P.A., Sorokina A.V. Sistema otsenki i monitoringa innovatsionnogo razvitiia regionov Rossii [A system of estimation and monitoring of innovation development of the regions of Russia]. Innovatsii - Innovation, 2012, no. 9, pp. 48-60.
2. Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Available at: http://www.economy.gov. ru/. (In Russ.)
3. Pogodina T.V. Ekonomicheskii analiz i otsenka innovatsionnoi aktivnosti i konkurentosposobnosti regionov Privolzhskogo federal'nogo okruga [An economic analysis and estimation of innovation activity and competitive ability of the regions of the Volga
Federal District]. Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika - Regional economy: theory and practice, 2005, no. 4, pp. 34-39.
4. Territorial body of Federal State Statistics Service in the Chuvash Republic. Available at: http://chu-vash.gks.ru. (In Russ.)
5. Federal State of Statistics Service of the Russian Federation. Available at: http://gks.ru. (In Russ.)
6. Shigil'cheva S.A., Zadorova T.V., Shigil'chev M.A. Innovatsionnaia sistema Chuvashskoi Respubliki: teoriia i praktika upravleniia [The innovation system of the Chuvash Republic: theory and practice]. Cheboksary, Novoe vremia Publ., 2012, 152 p.
Tat'iana V. POGODINA
Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation [email protected]
Tat'iana V. ZADOROVA
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Cheboksary Branch), Cheboksary, Chuvash Republic, Russian Federation [email protected]