жетных средств и недофинансирование исследований в перспективных областях науки;
• ослабление кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями;
• недостаточный уровень развития малого инновационного предпринимательства;
• низкая эффективность инновационных предприятий;
• наличие низкого спроса со стороны реального сектора экономики на перспективные с точки зрения их коммерческого применения результаты научно-технической деятельности;
• недостаточная привлекательность научных организаций и инновационно-активных предприятий как объекта инвестиций и кредитования.
Вышеперечисленные проблемы в инновационном развитии экономики России влекут за собой недостаточную инновационную активность значительной части предприятий реального сектора экономики. Дисбаланс в развитии и отсутствие экономического взаимодействия между отдельными элементами инновационной инфраструктуры приводит к недостаточной эффективности механизмов трансфера знаний и новых технологий на внутренний и мировой рынки. Результатом перечисленных проблем является низкая
капитализация научных организаций и инновационно-активных предприятий как объекта инвестиций и кредитования.
Литература:
1. Гончаренко Л.П. Менеджмент инвестиций и инноваций: учебник, - М.: КНОРУС, 2009
2. Гончаренко Л.П., Арутюнов Ю.А. Инновационная политика: учебник, - М.: КНОРУС, 2009
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р
4. Федеральный закон Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»»
5. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006г. №1)
6. «ЭКСПЕРТ» - ИННОВАЦИИ. Сборник аналитических материалов, 2011
7. Инновационная активность крупного бизнеса в России. Механизмы, барьеры, перспективы. Рпсеи^егИошеСоорегБ, РЭШ, РВК, Российская корпорация нанотехнологий. Москва, 2010
ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Мазур И.А., аспирант кафедры «Менеджмента инвестиций и инноваций» ФГБОУ ВПО «РЭУ имени Г.В. Плеханова
В статье рассматривается современное состояние инновационной сферы России, отражены проблемы ее функционирования. Определены задачи создания прогрессивной инновационной инфраструктуры в целях успешной реализации инновационных проектов и как следствие повышение инновационной активности организаций пищевой промышленности на основе имеющегося инновационного потенциала.
Ключевые слова: инновационная активность, пищевая промышленность, инновационная деятельность, промышленное производство, инновационный процесс, инновационный потенциал.
EVALUATION OF INNOVATIVE POTENTIAL TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF INNOVATION ACTIVITIES OF THE FOOD INDUSTRY
Mazur I., The post-graduate student, Management of Investments and Innovations chair, FGBOU VPO Plekhanov Russian Academy of Economics
The article gives the depiction of current conditions of innovation sphere of Russia, beat off the problems of it functioning. A number of goals set in order to create a progressive innovation infrastructure for successful realization of innovation projects and as a consequence escalation of innovation diligence offood industry organizations on a base of innovation potential.
Keywords: innovation diligence, food industry, innovation activity, industrial production, innovation process, innovation potential.
Процесс экономических и политических преобразований, происходящих в нашей стране, привел к необходимости существенных изменений в деятельности хозяйствующих субъектов. Меняются прежние организационные структуры, интересы, а с ними и механизмы поведения, методы принятия решений. Происходящие изменения оказались настолько серьезными, что далеко не все хозяйственные образования» смогли выбрать верный путь, адекватное общественной динамике направление развития.
Радикальные реформы обернулись спадом во многих сферах национальной экономики, в том числе и в сфере инноваций. А ведь именно нововведения в рыночных условиях хозяйствования являются основной движущей силой экономического роста. Поэтому в современной ситуации требуется повышенное внимание к управлению инновационной деятельностью, обеспечивающей эффективное развитие производства.
С переходом на новые условия хозяйствования предполагалось, что рынок решит проблему инновационной активности. Однако инновационные процессы не обладают автоматизмом действия, они нуждаются как в макрорегулировании, так и в микрорегулировании.
Современное состояние инновационной сферы России свидетельствует о серьезных проблемах в ее функционировании:
• достаточно высокий научно-технический потенциал России в период экономических реформ оказался на грани распада;
• в основе инвестиционного и инновационного кризиса на-
ходятся дефицит финансовых ресурсов и низкая инвестиционная активность в сфере предпринимательской деятельности;
• основные направления инновационной политики зачастую не отвечают современным требованиям рыночной экономики1.
Таким образом, актуальность и безотлагательность перевода российской экономики на инновационный путь развития сегодня очевидны как никогда ранее. Сложная структура процесса создания новшества, нетрадиционные формы его организации требуют существенной реконструкции и совершенствования действующей системы управления этим процессом. Они должны осуществляться комплексно: сверху вниз, реализуя общие принципы и требования применительно к единой централизованной системе управления, и снизу вверх, используя особенности общих принципов и требований к конкретному процессу, увязывая при этом показатели и методы оценки, планирования и стимулирования в единую действенную систему.
В целях успешной реализации инновационных продуктов необходимо, создание прогрессивной инновационной инфраструктуры, которая должна обеспечивать:
• формирование портфеля инвестиционных, в первую очередь инновационных, предложений по выбранным критериям и приоритетным направлениям;
• профессиональную коммерциализацию новшеств и адаптацию инноваций к конкретным потребителям, маркетинг инноваций, послепродажное обслуживание и инвестиционно-финансовое обеспечение;
■ эффективное товародвижение инновационной продукции, ее рекламу;
■ широкое привлечение свободных средств юридических и физических лиц для инвестирования развития производства отечественной конкурентной продукции на основе использования инноваций и создания благоприятных условий для инвесторов (разработать комплексы мер, побуждающих потенциальных инвесторов к финансированию инновационной деятельности на каждой стадии инновационного процесса);
■ квалифицированную юридическую помощь предприятиям на внутреннем и внешнем рынках в эффективном продвижении инновационных товаров и высоких технологий;
■ оказание консалтинговых услуг по всем направлениям инновационной
■ деятельности промышленных предприятий, включая и проведение мониторинга товарных рынков;
■ предоставление полного спектра посреднических услуг;
■ развитие малого и среднего бизнеса;
■ создание системы подготовки и переподготовки менеджеров, специалистов по финансам, маркетингу, инвестиционной деятельности.
До сих пор отсутствуют четкие государственные концепции развития инновационного предпринимательства, недостаточно проработаны стратегии государственной инновационной и структурной политики. В связи с этим необходима активизация государственной инновационной политики, которая предполагала бы осуществление комплекса мер по таким направлениям, как создание нормативно-правовой базы, финансово-экономическое, организационное и инфраструктурное обеспечение инновационного развития.
Государственный протекционизм по отношению к науке, технологическим и иным инновациям, инновационному предпринимательству и другим субъектам инновационной деятельности должен стать нормой и обязательным компонентом проводимой в регионах социально-экономической политики, включая финансовоинвестиционную, кредитную, налоговую, амортизационную, лизинговую.
Интенсификация инновационной деятельности является важнейшим фактором модернизации экономики региона, становления, развития и укрепления новой экономики во всех сферах жизни. Интерес к анализу инновационных процессов в экономике диктуется значением технологического развития как фактора конкурентоспособности отдельных организаций, региона и страны в целом. Очевидно, что эффективность использования научно-технических достижений определяется не только уровнем научных исследований и разработок, но и совокупностью соответствующих технических, производственных, организационных, маркетинговых, финансовых операций, составляющих инновационный процесс и являющихся его неотъемлемыми элементами.
Для разработки направлений совершенствования инновационной политики организаций в целях повышения эффективности их функционирования необходима оценка инновационной активно с-ти предприятий и выявление проблемных аспектов в их деятельности. Результаты исследования дадут возможность сформулировать перечень задач, требующих решения, определить направления активизации инновационной деятельности и выявить пути повышения эффективности функционирования предприятий.
К основным видам инновационной деятельности, нуждающихся в постоянном мониторинге, можно отнести:
■ научные исследования и разработки;
■ приобретение овеществленных технологий;
■ приобретение неовеществленных технологий со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау и др.;
■ приобретение программных средств, связанных с осуществлением инноваций;
■ производственное проектирование, необходимое для создания концепции, разработки, производства и маркетинга новых продуктов, процессов, услуг;
■ обучение, подготовка и переподготовка персонала, обусловленная внедрением технологических инноваций;
■ разработка маркетинговых продуктов.
Несмотря на важность инновационной деятельности для успешной работы предприятий в условиях рыночной экономики области, заметного её оживления в последние годы не наблюдалось. Динамика инновационной активности организаций пищевой промышленности за последние шесть лет отражена на рисунке 1.
>х
2005 2006 2007 2008 2009 2010
годы
■ предприятия пищевой отрасли и предприятия других отраслей
Непременным условием стабильного подъема экономики является качественное обновление производственной сферы и, в первую очередь, организаций промышленного производства приоритетное развитие которых в области инновационной деятельности обеспечивает техническое перевооружение и модернизацию организаций всех видов экономической деятельности. Только быстрое и эффективное внедрение в производство высоких, наукоемких технологий, позволяющих непрерывно повышать конкурентоспособность выпускаемой продукции, позволит сделать необходимый рывок в экономике, обеспечить стабильно высокий рост валового национального продукта.
Из таблицы видно, что общую картину инновационных процессов по существу определяют организации трех видов экономической деятельности, среди которых пищевые предприятия занимают наибольший удельный вес (35,6 % от общего количества организаций).
Федеральная служба государственной статистики, оценивая инновационную активность организаций, использует три основные характеристики:
■ наличие завершенных инноваций;
■ степень участия организации в разработке инноваций;
■ наличие в организации специализированных подразделений, выполняющих исследования и разработки.
Согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики в течение последних трех лет 13 пищевых предприятий имели в наличии готовые инновации, из них 61,5% были разработаны самими организациями, а 38,5% - совместно с другими организациями.
Проведенный мониторинг деятельности организаций пищевой промышленности показал, что основными целями инновационной деятельности предприятий являются:
■ расширение ассортимента продукции, видов услуг;
■ улучшение качества продукции;
■ сохранение и расширение традиционных рынков сбыта;
■ обеспечение соответствия современным правилам и стан-
дартам;
■ создание новых рынков сбыта;
■ рост производственных мощностей;
■ замена снятой с производства устаревшей продукции;
■ повышение гибкости производства и внутреннего коммерческого процесса;
■ сокращение затрат на производство;
■ снижение загрязнения окружающей среды.
Исследование показало, что наиболее инновационно-активными среди организаций пищевых отраслей являются средние предприятия (таблица 2.2).
Низкий уровень инновационной активности малых предприятий обусловлен такими факторами, как недостаток денежных средств, высокий риск и т.д. Крупные предприятия, занимающие устойчивое положение на рынке, не хотят уделять достаточное внимание инновационной деятельности.
Самым распространенным видом инновационной деятельности пищевых предприятий в 2008-2011 гг. являлось приобретение машин, оборудования и прочих основных фондов, связанных с внедрением технологических инноваций. Этим видом деятельности занималось более 50% инновационно-активных организаций. Это, впрочем, вполне оправдано самой природой инновационных процессов, требующих, как правило, обновления производственного аппарата, Исследования и разработка новых продуктов и новых производственных процессов также играли значительную роль среди прочих видов инновационной деятельности, их осуществляли около трети инновационно-активных предприятий. Производствен-
Таблица 1. Распределение инновационно-активных организаций по видам экономической
деятельности в 2010 году.2
Отрасли промышленности Число организаций Структура %
1 2 3
Производство пищевых продуктов 15 35,6
Текстильное и швейное производство 2 4,8
Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность 1 2,4
Химическое производство 3 7,2
Производство резиновых и пластмассовых изделий 1 2,4
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 2 4,8
Производство машин и оборудования б 14,2
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 7 16,6
Производство транспортных средств и оборудования 2 4,8
Прочие производства 2 4,8
Производство прочих материалов и веществ, не включенных в другие группировки обрабатывающих производств 1 2,4
Итого обрабатывающие производства 42 100
Таблица 2. Распределение пищевых предприятий по среднесписочной численности работников основной деятельности.
Год Число организаций, занимающихся инновационной деятельностью в том числе со среднесписочной численностью работников, человек
до 99 100-199 200-499 500-999 1000-4999
1 2 3 4 5 6 7
2005 15 - 5 6 2 2
2006 15 2 3 6 2 2
2007 10 1 2 6 1 -
2009 18 2 4 7 3 2
2010 15 2 3 7 2 1
ным проектированием и приобретением новых технологий занимались 25% организаций. Незначительное внимание в инновационной деятельности предприятий пищевой промышленности уделялось таким видам, как маркетинговые исследования и приобретение программных средств, прав на патенты, лицензии.3
Настоящие приоритеты инновационной деятельности во многом обусловлены слабой внешней конкурентоспособностью отечественных товаров. Организации в значительной мере ориентированы сейчас на диверсификацию производства, внедрение импортозамещающей продукции в целях наиболее полного и скорого удовлетворения внутреннего спроса. Борьба за новые и традиционные рынки сбыта заставляет их совершенствовать выпускаемую про-
1 Басов, А. И. Инновации - главное направление инвестиционного процесса [Текст] / А. И. Басов // Финансы и кредит. - 2006. - № 5. -С.28-35.
2 Модернизация российской экономики: структурный потенциал / Отв. ред. -Н.И. Иванова, науч. рук. - Ю.В. Куренков. - М.: ИМЭМО РАН, 2010. - 228 с.
3 Гончаренко Л.П. Менеджмент инвестиций и инноваций : учебник, -М.: КНОРУС, 2009.
дукцию, обновлять ее номенклатуру. В связи с этим основные акценты инновационной деятельности смещены в сторону организации выпуска новой или усовершенствованной продукции, т.е. на продуктовые инновации (таблица 3)
Однако ориентация только на продуктовые инновации ограничивает развитие предприятий в будущем. В современных условиях необходимо не только обновлять выпускаемую продукцию, но и совершенствовать технологию се производства, стремясь снизить затратоемкость, энергоемкость и материалоемкость выпускаемой продукции, Именно поэтому в последние годы важнейшим направлением инновационной деятельности становится внедрение процессных инноваций.
Таблица 3. Затраты пищевых предприятий на технологические инновации
Год Затраты на инновации
продуктовые процессные Итого
тыс.р. % тыс.р, % тыс.р. %
1 2 3 4 5 6 Г 7
2007 94962,3 98,69 1260,0 1,31 96222,3 100,00
2008 135545,5 70,02 58032,3 29,98 193577,8 100,00
2009 57737,0 83,10 11738,0 16,90 69475,0 100,00
2010 88840,7 37,03 151043,0 62,97 239883,7 100,00
Таблица 4. Структура затрат на технологические инновации по видам деятельности4
Вид инновационной деятельности Затраты на технологические инноваций, тыс.р. Структура затрат, %
1. Приобретение машин и оборудования 164320,3 68,5
3. Исследования и разработки 47257,1 19,7
4. Производственное проектирование 22789,0 9,5
5. Приобретение программных средств и маркетинговые исследования 959,5 0,4
6. Обучение и подготовка персонала 1199,4 0,5
7. Прочие 3358,4 1.4
Итого 239883,7 100,0
В таблице 4 представлена структура затрат предприятий на технологические инновации по видам деятельности.
Совокупные затраты на технологические инновации на предприятиях пищевой промышленности составили в 2010 году 239,9 млн.р. Это в 3,5 раза выше, чем в 2009 году. В целом для структуры затрат характерны резкие диспропорции между отдельными видами инновационной деятельности. Наибольшая доля инновационных затрат направлена на приобретение машин, оборудования, установок и прочих основных фондов, необходимых при внедрении нововведений (68,5 % от общей суммы затрат). На исследования и разработки затрачено около 20 процентов средств, на производственное проектирование - 9,5 %. В то же время инновационно-активные предприятия не уделяли необходимого внимания приобретению программных средств, обучению и подготовке персонала и маркетинговым исследованиям, на которые в совокупности приходилось менее одного процента затрат на инновации.
Для характеристики процессов в сфере инновационной деятельности представляется целесообразным проводить оценку эффективности затрат на инновационную деятельность, показывающую выход инновационной продукции с рубля затрат на инновационную деятельность (их продуктивность). В целом по организациям промышленного производства значение параметра эффективности
таково: в 2010 году на рубль затрат на инновационную деятельность приходилось 3,7 рубля отгруженной продукции собственного производства, оказанных работ и услуг собственными силами (в 2009 году - 6,2 рубля). Таким образом, мониторинг результатов инновационной деятельности свидетельствует о снижении ее эффективности.
В 2010 г. доля инновационной продукции, то есть продукции, подвергавшейся в течение последних трех лет разного рода технологическим изменениям, составила лишь 19,7 % от объема отгруженной продукции инновационно-активных предприятий, что составляет незначительную величину на фоне общей производственной деятельности организаций пищевой промышленности области.
Для предприятий, имеющих возможность заниматься инновационной деятельностью, необходимым является создание собственных подразделений по проведению научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ. Однако сложное финансовое положение промышленных организаций, недостаток собственных средств на инновационное развитие приводит к тому, что для реализации инновационных проектов предприятия вынуждены кооперироваться с организациями и научными подразделениями.
В современных условиях для большинства предприятий Рос-
Таблица 5 - Затраты на технологические инновации в 2010 году по источникам финансирования5
Источники финансирования Затраты на технологические инновации, тыс.р. Структура затрат, %
Собственные средства организаций 1367889,4 78,9
Средства федерального бюджета 31962,5 1,6
Средства бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов 500 0,1
Иностранные инвестиции 253608 14,6
Прочие источники 79903,9 4,6
Итого 1733862,9 100
сийской федерации наиболее сложной проблемой является проблема финансирования инновационных проектов. Основным источником финансирования инновационной деятельности по-прежнему остаются собственные средства предприятий, что отражено в таблице
5.
Для формирования собственной инновационной политики, подготовки решений, связанных с разработкой и внедрением инноваций, предприятиям важно сделать правильную оценку значимости различных источников информации об инновациях.6 Из совокупности обследованных инновационно-активных предприятий основными источниками информации были названы следующие7 8:
■ выставки, ярмарки и другие общедоступные источники информации;
■ источники внутри организации или группы организаций (результаты маркетинговых и других исследований и разработок);
■ запросы потребителей продукции;
■ сообщения от научных организаций отраслевого профиля.
В категории неиспользуемых источников информации об инновациях чаще других назывались научные организации академического профиля и вузы, а также внешние коммерческие источники - консалтинговые и информационные фирмы.
Как показали исследования, проведенные в разделе 1.3 основными факторами, препятствующими развитию инновационных процессов в организациях, являются:
1. Экономические:
■ недостаток собственных денежных средств;
■ недостаток финансовой поддержки со стороны государства;
■ высокая стоимость нововведений;
■ низкий платежеспособный спрос на новые продукты;
■ высокий экономический риск;
■ длительные сроки окупаемости нововведений;
2. Производственные:
■ низкий инновационный потенциал организации;
■ недостаток квалифицированного персонала;
■ недостаток информации о новых технологиях и рынках сбыта;
3. Прочие причины:
■ отсутствие необходимости в нововведениях;
■ ненадежная защищенность инноваций от копирования;
■ неразвитость рынка технологий.
Таким образом, современное состояние инновационной сферы на предприятиях свидетельствует о наличие проблем в ее функционировании. Сложное финансовое положение организаций, недостаток финансовой поддержки со стороны государства, высокая стоимость нововведений, высокий экономический риск и другие причины сдерживают инновационную активность организаций. Хотя повышение эффективности производства неразрывно связано с внедрением новых прогрессивных технологий, совершенствованием имеющихся техпроцессов, обновлением выпускаемой продукции, повышением ее конкурентоспособности.
Решение данных проблем позволит модернизировать экономику области и придать ей прочную научно-техническую основу. А разработка и внедрение в практику проведения промышленной политики действенных модельных инструментов, позволяющих осуществить выбор наиболее целесообразных приоритетов, будет являться заметным вкладом в совершенствование инструментария и механизма принятия решений в области инновационной политики, обеспечит повышение се результативности и позитивного влияния на ускорение роста и конкурентоспособности организаций.
Особенности эффективной инновационной деятельности в пищевом производстве России очень тесно связаны со спецификой самих пищевых предприятий. Пищевая отрасль — высокотехнологичное производство. По историческим причинам большинство пищевых предприятий представляют собой масштабные производства полного цикла, выполняющие множество технологических операций. Они изначально были предназначены для производства огромных партий изделий. Долгое время в пищевой промышленности существовал диктат производителя, что зачастую негативно
отражалось на качестве и ассортименте продукции и влекло за собой неразвитость системы сбыта продукции. Предприятия не были приспособлены к работе в рыночных условиях, в том числе и с точки зрения управления предприятием в данных условиях.
Проектирование и производство пищевых продуктов в настоящее время ведется с достаточно глубоким всесторонним анализом запросов потребителя. Для него характерны особенности, оказывающие существенное влияние на проведение инновационной деятельности.
Выделим следующие особенности проведения эффективной инновационной деятельности пищевой промышленности в регионе:
■ наличие высокого спроса на продукцию пищевого производства на региональном рынке, вызванного ростом доходов населения.
■ возможность привлечения квалифицированной и дешевой рабочей силы в границах региона.
■ использование передовой технологии, основанной на росте потребительского спроса населения на продукцию.
■ формирование тесных связей и взаимная координация деятельности с предприятиями, изготавливающими технологическое оборудование и разрабатывающими технологические процессы для производства продукции.
■ организация взаимосвязи функциональных подразделений, осуществляющих производственно-техническую, финансово-экономическую, инвестиционную, инновационную деятельность в период освоения новых изделий.
■ развитие маркетинговой деятельности по исследованию динамики потребительского рынка пищевого производства как внутри региона, так и за его пределами.
■ создание специальных экологически чистых материалов для производства и упаковки пищевых продуктов.
■ улучшение системы контроля качества и сертификации сырья и материалов для производства пищевой продукции.
■ проведение организационных и технических инноваций, направленных на снижение потерь от брака.
Инновационная деятельность на предприятиях и особенно предприятиях пищевой промышленности, должна быть не единичным актом внедрения какого-либо новшества, а стратегически ориентированной системой мероприятий по разработке, внедрению, освоению и анализу эффективности инноваций.
Инновационный процесс предполагает разработку и освоение новых или значительное изменение существующего производственного процесса или их совокупность. Инновационный процесс может также представлять собой новые или усовершенствованные методы производства, включающие применение нового, более современного производственного оборудования, новых методов организации путем технологического обмена.
На предприятиях пищевой промышленности можно выделить следующие направления инновационной деятельности.
■ Технологические инновации. К ним можно отнести применение ресурсосберегающих технологий, совершенствование технологических процессов с целью сокращения времени производственного цикла без потери качества продукции и другое.
■ Ассортиментные инновации. Сюда можно отнести исследование и разработка новых экологически безопасных продуктов питания, повышение качества продукции, создание продукции повышенной биологической ценности, внедрение стабилизаторов цвето-, вкусо-, аромато-, и структурообразования выпускаемой продукции и качественной красочной упаковки и т.д.
■ К маркетинговым инновациям можно отнести исследование рынков сбыта и поиск новых потребителей, поиск и создание информации о возможной конкурентной среде, поиски партнеров по внедрению и финансированию инновационного проекта.
■ Инновационная инфраструктура, которая включает организации, фирмы, объединения, охватывающие весь цикл осуществления инновационной деятельности от генерации новых научно -технических идей до выпуска и реализации наукоемкой продукции.
4 Индикаторы инновационной деятельности: 2007. // Статистический сборник. - М.: ГУ - ВШЭ, 2007
5 Индикаторы инновационной деятельности: 2007. // Статистический сборник. - М.: ГУ - ВШЭ, 2007
6 Инновационная деятельность организаций в 2009 году [Текст]: стат. бюллетень ком. гос. стат., 2010.- 34 с. - ISBN И-ДЕОР-06.
7 Инновационная деятельность организаций в 2007 году [Текст]: стат. бюллетень ком. гос. стат., 2007.- 34 с. - ISBN И-ДЕОР-06.
8 Инновационная деятельность организаций в 2008 году [Текст]: стат. бюллетень ком. гос. стат., 2009.- 34 с. - ISBN И-ДЕОР-06.