УДК- 338.4
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Л.С. Митюченко, А.С. Шалатонова
В статье рассмотрена инновационная деятельность как необходимый признак развития промышленного предприятия. Изучены затраты предприятий пищевой промышленности на осуществление инновационной деятельности. Освещены основные государственные программы в области инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновации, управление инновационной деятельностью, инновационная политика,
технологические инновации, государственное регулирование.
Современное промышленное предприятие независимо от состояния экономики, в которой ему приходится функционировать, должно развиваться. Развитие предприятия заключается как в наращивании его производственного потенциала за счет расширения действующего производства, так и во внедрении новых технологий, производственных участков и линий, а также целых производств.
Рыночные условия развития экономики постоянно выдвигают требования не только количественных, но и качественных преобразований. Эти преобразования можно осуществить, используя самую передовую технику, технологию, непрерывно развивая научно-исследовательскую базу в целях обеспечения высокого качества нововведений. Поэтому в современных условиях важнейшим элементом развития любого предприятия является инновационная деятельность.
Инновационная деятельность - сфера разработки и практического освоения социальных, технических, технологических и организационно-экономических нововведений, которая включает не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования рынка сбыта товаров, их потребительских свойств, а так же новый подход к организации информационных, консалтинговых, социальных и других видов услуг [1, с. 132].
Склонность к нововведениям и способность управлять ими - необходимый признак развития промышленного предприятия. Во-первых, инновации являются технологиями воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта, научно-технических результатов, способствуя интеллектуализации трудовой деятельности, повышению ее наукоёмкое™. Во-вторых, с помощью грамотного управления инновациями расширяется кругпроизводимых товаров и услуг, улучшается их качество, что способствует росту потребностей каждого человека и общества в целом по удовлетворению этих потребностей.В-третьих, управление инновациями дает возможность вовлекать в производство новые производительные силы, производить товары и услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии.
Перед научным сообществом ставится задача разработки инновационной продукции и технологий, отвечающим мировым стандартам. Соответствующие разработки в большей степени ведутся по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации. К таким направлениям относятся: безопасность и противодействие терроризму; живые системы; индустрия наносистем и материалы; информационно - телекоммуникационные системы; перспективные вооружения, военная и специальная техника; рациональное природопользование; транспортные, авиационные и космические системы; энергетика и энергосбережение.
Этот перечень приоритетных направлений, по которым ведутся передовые разработки, охватывает далеко не все отрасли промышленности, обеспечивающие экономическую безопасность страны. Одной из таких отраслей является пищевая промышленность, от развития которой зависит продовольственная независимость и безопасность России.
Инновационная деятельность на предприятиях промышленности должна быть не единичным актом внедрения какого-либо новшества, а стратегически ориентированной системой мероприятий по разработке, внедрению, освоению и анализу эффективности инноваций.
На предприятиях пищевой промышленности можно выделить следующие направления инновационной деятельности.
Технологические инновации. К ним можно отнести применение ресурсосберегающих технологий, совершенствование технологических процессов с целью сокращения времени производственного цикла без потери качества продукции и другое.В 2009 году 407 предприятий пищевой промышленности осуществляли технологические инновации, что на 5,2% больше, чем в 2008 году (таблица 1).
Таблица 1
Затраты предприятий пищевой промышленности Российской Федерации на технологические инновации [2]
2008 г. 2009 г.
Число организаций, осуществляющих технологические инновации 387 407
Затраты натехнологические инновации, всего (млн. руб.) 9221,9 11058,7
В том числе по видам инновационной деятельности (млн. руб.): исследования и разработки 373,0 546,9
приобретение машин и оборудования 7764,4 7157,1
приобретение новых технологий 65,5 236,6
из них приобретение прав на патенты, лицензий 57,3 23,9
приобретение программных средств 128,0 82,8
производственное проектирование 168,4 1835
обучение персонала 105,5 28,5
маркетинговые исследования 239,3 256,2
прочие затраты 377,9 561,8
Значительно увеличились и затраты предприятий на исследования и разработки (46,6%), приобретение новых технологий (в 3 раза), производственное проектирование (в 11 раз), маркетинговые исследования (7%). К сожалению снизились затраты предприятий пищевой промышленности на приобретение машин и оборудования (7,8%), приобретение прав на патенты (58,3%), приобретение программных средств (35,3%), обучение персонала (73%).
Организационные инновации. К ним можно отнести исследование и разработку новых экологически безопасных продуктов питания, повышение качества продукции, создание продукции повышенной биологической ценности, внедрение стабилизаторов цвето-, вкусо-, аромато-, и структурообразования выпускаемой продукции и качественной красочной упаковки и т.д.
По итогам 2009 года 36,6% предприятий пищевой промышленности из общего числа организаций имевших организационные инновации смогли реализовать новую или значительно измененную корпоративную стратегию; 58,9 % организаций занимались внедрением современных методов управления на основе информационных технологий; 44,4 % -внедрили новые или значительно измененные организационные структуры; 31,5 % - внедряли нововведения в использовании сменного режима рабочего времени; 82,4% организаций применили современные системы контроля качества, сертификации товаров, 61,3% - реализация мер по развитию персонала.
Всего 4,8% организаций имеют специализированныеподразделения по проведению научных исследований и разработок[2, с. 629].
К маркетинговым инновациям можно отнести исследование рынков сбыта и поиск новых потребителей, поиск и создание информации о возможной конкурентной среде, поиски партнеров по внедрению и финансированию инновационного проекта, внедрение значительных изменений в дизайн товаров и услуг, реализация новых маркетинговых стратегий, использование новых приемов по продвижению товаров. Затраты на маркетинговые инновации предприятиями пищевой промышленности в 2009 году составили 239,3 мил рублей [2, с. 626].
На развитие инновационных процессов на предприятии оказывают влияние экономические, технологические, социальные, правовые и другие факторы. Одним из факторов, определяющих инновационную активность предприятий, является государственная поддержка инновационной деятельности. Реализация инновационной политики государства будет способствовать все более прогрессирующему техническому, технологическому, организационному и экономическому обновлению отраслей пищевой промышленности и повышению их эффективности.
Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике утверждена стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Целью реализации Стратегии является формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста.
Основным ожидаемым результатом является: создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке. Создание эффективной инновационной системы, встроенной в глобальную инновационную систему, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным предпринимательским сектором и соответствующей по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран.
Институтом экономических стратегий (ИНЭС) во исполнение «Основ политики инновационного развития предприятий» разработан проект стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2030 г [3, с. 190].
Согласно этому проекту предполагается до 2030 г. сконцентрировать ресурсы на следующих направлениях системы инновационно- технологических приоритетов:
- международные фундаментальные исследования и долгосрочные прогнозы (формирование новой научной парадигмы, фундаментальные основы шестого технологического уклада и постиндустриального технологического способа производства, долгосрочные прогнозы социально-
экономического, научно-технического, инновационного и экологического развития мира и России);
- биотехнология и биомедицина (создание новых поколений лекарственных препаратов и пищевых добавок, сельскохозяйственных растений и животных и т.д.);
- новейшие нанотехнологические и информационныетехнологии и системы;
- энергосберегающие технологии и возобновляемые энергоресурсы;
- принципиально новые материалы;
- системы машин и технологий новых поколений;
- новые поколения авиакосмическихтехнологий, средствтранспорта и связи.
Это лишь немногие направления, предложенные для реализации государственной политики в области развития инновационной системы. Они являются необходимыми, и от претворения их в жизнь, напрямую зависит дальнейшее научно-техническое и инновационное развитие нашей страны.
В заключение следует отметить, что целью государственной политики в области развития инновационной системы должно стать формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов РФ: повышении качества жизни населения;достижение экономического роста; развитие фундаментальной науки, образования, культуры; обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства.
In article innovative activity as a necessary sign of progress of the industrial enterprise is considered. Expenses of the enterprises of the food-processing industry for realization of innovative activity are studied. The basic state programs in the field of innovative activity are shined.
The keywords: innovations, management of innovative activity, the innovative policy, technological innovations, state regulation.
Списоклитературы
1. Российский статистический ежегодник. 2010. Стат. Сб. /Росстат. М, 2010 -847 с.
2. Теория управления: Социально-технологический подход. Энциклопедический словарь / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев - 3-е издание, перераб. и доп. М.: Муниципальный мир, 2004. 672 с.
3. Поздняков В.А. Экономика отрасли. / В.А. Поздняков, С.В. Казаков М.: ИНФРА-М, 2008. 309 с.
Об авторах
Митюченко Л.С. -кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.
Шалатонова А.С. - ассистент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.