ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ В РЕГИОНЕ
АЛИЕВ И.И.
ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Аннотация. В статье анализируется инновационный потенциал Республики Дагестан с точки зрения возможности осуществления инновационных преобразований в регионе и формирования региональной инновационной системы. На основе методики, применяемой рейтинговым агентством «Эксперт РА», производится оценка и сравнение инновационного потенциала Республики Дагестан с регионами Северо -Кавказского федерального округа.
Ключевые слова: инновации, региональная инновационная система, инновационное развитие, инновационный потенциал, Республика Дагестан, Северо-Кавказский федеральный округ.
ALIEV II.
EVALUATION OF THE INNOVATIVE POTENTIAL OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN
Abstract. the article analyzes the innovative potential of the Republic of Dagestan from the point of view of the possibility of performing innovative transformations in the region and forming a regional innovative system. Based on the method used by the rating agency "Expert RA', an evaluation and comparison of the innovative potential of the Republic of Dagestan with the regions of the North Caucasian Federal District are performed.
Keywords: innovations, regional innovation system, innovative development, innovative potential, the Republic of Dagestan, North Caucasian Federal District.
Применение достижений научно-технического прогресса играет важнейшую роль в повышении конкурентоспособности региональных экономик. Процесс инновационной трансформации экономики подразумевает формирование эффективной системы управления инновационной деятельностью, а также продуктивных механизмов создания, распространения и применения инноваций.
Формирование региональных инновационных систем способствует ускорению процесса инновационной переориентации экономик регионов. Региональная инновационная система (РИС) представляет собой совокупность взаимодействующих социальных институтов и организаций региона, осуществляющих превращение научных знаний в новые виды конкурентоспособной продукции и услуг в целях обеспечения социально-экономического роста.
При формировании региональной инновационной системы неизбежно встаёт вопрос наличия у региона соответствующих условий и необходимого уровня инновационного развития. Оценку возможности формировании в регионе инновационной системы можно производить путём анализа ключевых статистических показателей инновационного развития территории, в числе которых: показатели научного, кадрового, образовательного, промышленного потенциала, инфраструктурные возможности региона, а также показатели его социально-экономического развития.
При оценке уровня инновационного развития территории необходимо в первую очередь проанализировать социально-экономическое состояние региона. Республика Дагестан на протяжении уже достаточно долгого периода находится в числе высокодотационных регионов России и характеризуется низким уровнем социально-экономического развития. Тем не менее по итогам 2012 г. экономическая ситуация в республике характеризовалась ростом темпов ряда основных социально-экономических показателей. Прирост темпов инвестиций в основной капитал, строительство, ввод жилых домов, оборот розничной торговли, среднемесячная заработная плата, налоговые доходы бюджета, реальные располагаемые доходы населения превысили значения 2011 г.
Алиев И.И.
ОЦЕНКА ШШОБЛШОШЮГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
По данным Минэкономики Республики Дагестан, объем валового регионального продукта в 2012 г. увеличился на 4,5% и составил 363,8 млрд руб. Однако по объему ВРП на душу населения отставание от среднероссийского показателя составляет 2,8 раз. По этому показателю республика занимает 74 место среди субъектов Российской Федерации (и 3 место в СКФО).
Индикаторы состояния научно-исследовательской и образовательной сферы являются ключевыми показателями уровня инновационного развития региона. В настоящее время в образовательной сфере ситуация обстоит следующим образом.
В Республике Дагестан на 01.01.2014 г. действуют 6 государственных вузов, 32 филиала государственных вуза, 10 негосударственных вузов, 8 филиалов негосударственных. Численность студентов в последние годы находится приблизительно на одном и том же уровне и на конец 2012 г. составляла 65 тыс. человек. В республике 17 организаций, ведущих подготовку аспирантов. В 2011 году численность аспирантов составила 1034 человек; выпуск из аспирантуры — 223 чел., из них с защитой диссертации — 51 чел. [2].
Состояние научной сферы в Республике Дагестан в целом схоже с ситуацией во множестве других регионов страны. Количество организаций, выполняющих научные исследования и разработки, недостаточно, а производимый ими объем инновационной продукции крайне мал для активного инновационного развития экономики. Общее число организаций, выполняющих научные исследования и разработки в Республике Дагестан, в сравнении с другими регионами СКФО представлено в табл. 1, составленной автором по данным Росстата [2].
Таблица 1
Сравнительный анализ численности организации, ведущих исследования и разработки по регионам СКФО
Регион Годы
2007 2008 2009 2010 2011
Российская Федерация 3957 3666 3536 3492 3682
Северо-Кавказский федеральный округ 97 95 95 92 105
Республика Дагестан 31 31 30 29 29
Республика Ингушетия 4 4 4 4 4
Кабардино-Балкарская Республика 15 14 14 14 14
Карачаево-Черкесская Республика 5 5 5 6 5
Республика Северная Осетия - Алания 14 14 15 15 17
Чеченская Республика 6 6 6 8 8
Ставропольский край 22 21 21 16 28
Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в 2011 г. составила 1628 человек. Наблюдается негативная тенденция сокращения занятости в данной сфере. Из общего количества работников, занятых в научных, конструкторских и технических учреждениях, число исследователей с учеными степенями в 2011 г. составило 590 человек (из них 184 доктора наук и 406 кандидатов наук) [2].
Общие результаты научной деятельности характеризуется показателями изобретательской активности, в числе которых количество поданных заявок на изобретения и количество созданных технологий.
В 2011 г. в Республике Дагестан было создано 8 передовых производственных технологий (в целом по СКФО — 12). Объем поданных патентных заявок предприятиями и изобретателями республики составил 740 заявок (в целом по СКФО — 1343), на которые было выдано 80 патентов (в целом по СКФО — 516).
Внутренние затраты на научные исследования и разработки в Республике Дагестан в 2011 г. составили 773 млн руб. [2]. В последние годы наблюдается стабильная положительная тенденция увеличения финансирования. Однако по объёмам затрат Дагестан значительно уступает инновационно активным регионам страны: Республике Татарстан и Томской области — в
10 раз, Новосибирской и Свердловской — в 20 раз.
К числу ключевых участников инновационного процесса относятся промышленные предприятия и организации, занятые в сфере услуг. Это связано с тем, что на промышленных предприятиях происходит преобразование научных разработок в готовый продукт, и именно промышленность является главным потребителем создаваемых технологических инноваций.
В настоящее время промышленность Республики Дагестан находится в неудовлетворительном состоянии, множество промышленных предприятий республики простаивают. По данным Министерства экономики Республики Дагестан, по итогам 2012 г. доля промышленного производства в структуре валового регионального продукта составляла всего 6,6% (при среднем значении по РФ — 33,8%, по СКФО — 14 %), а темпы промышленного производства в республике за 2012 г. отставали от уровня 2011 г. (100,4% против 105,4%). Объем отгруженных товаров собственного производства в целом составил 40,9 млрд руб., а в расчете на одного жителя — около 14 тыс. руб. (в то время как в среднем по России этот показатель составляет 432 тыс. руб.).
К ключевым проблемам промышленности республики следует отнести устаревание основных фондов, отсутствие диверсифицированности всей номенклатуры производимой продукции, оторванность производства от науки, слабую конструкторскую базу промышленных предприятий.
Последние годы характеризуются стабильным уменьшением числа предприятий, осуществляющих инновационные исследования и разработки. По данным Федеральной службы государственной статистики, доля организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных предприятий и учреждений науки Республики Дагестан ежегодно снижается и в 2011 г. составляла 1% (в 2010г. — 3.8%, в 2009 г. — 5.8%). Похожая картина складывается и в других регионах СКФО. Эти цифры значительно уступают показателям инновационно активных регионов России.
Объём произведенных инновационных товаров, работ и услуг в 2011 г. составил 108,5 млн руб. Количество инновационной продукции в процентах от общего объема произведённой продукции составило 0,3% (в целом по СКФО — 9,1%) [2]. Данные показатели значительно ухудшились по сравнению с показателями 2010 г.
Общие затраты на технологические инновации по Республике Дагестан ежегодно снижаются и в 2011 г. составляли 32,9 млн руб. (в 2010 г. — 52,2, в 2009 г. — 51,3) [2]. По этому показателю республика находится на последнем месте среди регионов СКФО.
Несмотря на то что промышленность республики уже долгие годы находится в неудовлетворительном состоянии, руководство республики в настоящее время предпринимает шаги по преодолению сложившейся ситуации. Осуществляется реализация крупных инвестиционных проектов по созданию на территории республики производств листового стекла, стеклотары, текстильных производств, серной и азотной кислот, минеральных удобрений, цемента и ряда других строительных материалов.
Состояние инфраструктурных возможностей региона играет важнейшую роль в оперативности и эффективности прохождения инновационных процессов на его территории. В настоящее время инновационная инфраструктура Республики Дагестан фактически находится в зачаточном состоянии — в общей сложности в регионе функционируют всего 4 бизнес-инкубатора, 3 технопарка и 1 центр трансферта технологий.
Анализ статистических показателей инновационного развития региона даёт лишь общую картину сложившихся предпосылок для осуществления инновационных преобразований и формирования инновационной системы Республики Дагестан, в то время как более точную и полную характеристику может дать комплексный анализ инновационного развития территории, основанный на оценке инновационного потенциала региона.
Успешное формирование региональной инновационной системы региона возможно при наличии на его территории определённых условий и социально-экономических предпосылок. Всесторонний анализ инновационного развития региона обеспечивает обоснованность планируемых и предпринимаемых мер, направленных на построение региональной инновационной системы. Комплексным показателем, характеризующим способность региона к развитию на основе инноваций, является инновационный потенциал.
Алиев И.И.
ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Существует множество трактовок категории «инновационный потенциал». Наиболее полным нам представляется определение инновационного потенциала, предложенное С. А. Агар-ковым, согласно которому инновационный потенциал представляет собой совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, информационные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности [1].
К числу этих ресурсов можно отнести: научно-исследовательскую базу, производственные мощности, квалифицированные кадры, финансовые средства для проведения разработок, информационные ресурсы, рынки сбыта инновационной продукции, а также текущее состояние нормативно-правовой, социальной сферы.
Инновационный потенциал является комплексным показателем способности региона к осуществлению и развитию инновационной деятельности. Уровень инновационного потенциала является ключевой характеристикой, играющей важную роль в процессе формирования региональной инновационной системы и инновационного развития региона. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос разработки методических рекомендаций, касающихся оценки инновационного потенциала региона.
На сегодняшний момент не существует единой методики оценки инновационного потенциала региона — разнятся как методологические подходы, так и показатели, на основе которых производится оценка. Не определены как конкретные минимальные значения инновационного потенциала, которые позволили бы судить о целесообразности формирования РИС в отдельном взятом регионе, так и предельные значения, на основе которых можно было бы уверенно утверждать об эффективном функционировании РИС. Это является определённой проблемой, особенно учитывая тот факт, что регионы России значительно различаются по уровню социально-экономического развития и условиям для осуществления инновационных преобразований.
В экономической литературе предлагаются различные методологические подходы к оценке инновационного потенциала региона с точки зрения его способности формировать инновационно активную экономику. В большинстве случаев для оценки инновационного потенциала региона предлагается анализировать показатели основных составляющих инновационного потенциала — инвестиционного, научного, промышленного, кадрового, институционального и других потенциалов.
В отечественной практике накоплен достаточный опыт создания методик оценки инновационного потенциала. Среди работ, посвящённых данной теме, следует отметить методики Т. В. Погодиной, П. А. Ореховского, В. К. Заусаева, С. П. Быстрицкого и Н. Ю. Криворучко, Т. Н. Даниловой и В. А. Грищенко, Э. П. Амосёнок и В. А. Бажанова, В.Г. Садкова, Е.А. Монастырного.
Существующие методики оценки инновационного потенциала можно разделить на несколько групп:
— структурно-ресурсные (методики, создаваемые на основе анализа научно-технических финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсов, имеющихся в распоряжении региона);
— интегральные (методики, направленные на получение интегральных показателей инновационного развития территории);
— экспертные (методики, создаваемые на основе опроса и анкетирования экспертов и представителей различных отраслей).
Наиболее применимым в рамках данного анализа нам представляется экспертный метод оценки инновационного потенциала, поскольку в нём, помимо общедоступных статистических данных, учитываются оценки и прогнозы представителей экспертного сообщества.
Предлагается использовать метод оценки инновационного потенциала регионов, приводимый в материалах ежегодных исследований национального рейтингового агентства «Эксперт РА» (г. Москва), являющегося лидером в области рейтингования в России. Суть данного ежегодного рейтинга состоит в определении рангов регионов по инвестиционной привлекательности. Основными информационными источниками для составления рейтинга являются данные Росстата, Минфина России, Министерства экономического развития и торговли РФ, ЦБ РФ,
Министерства РФ по налогам и сборам, Министерства природных ресурсов РФ, правовой базы данных «Консультант Плюс-Регионы», базы данных рейтингового агентства «Эксперт РА».
Инвестиционная привлекательность в рейтинге оценивается по 2 параметрам: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Суммарный потенциал состоит из 9 частных: трудового, финансового, производственного, потребительского, институционального, инфраструктурного, природно-ресурсного, туристического и инновационного. Интегральный риск — из 6 частных рисков: финансового, социального, управленческого, экономического, экологического и криминального. Вклад каждого частного риска или потенциала в итоговый индикатор оценивается на основе ежегодного анкетирования представителей экспертного, инвестиционного и банковского сообществ. Метод «Эксперт РА» по оценке инновационного потенциала региона основан на оценке уровня развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе.
Уровень развития науки оценивается по кадровой, организационной, информационной, а также материально-технической составляющей. Оценка результативности внедрения достижений научно-технического прогресса основывается на анализе показателей инновационной активности и результатов научно-исследовательской и изобретательской деятельности в регионе (промежуточных и итоговых).
По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» [3], в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России по уровню инновационного потенциала Республика Дагестан в 2012 г. занимает 46 место (ранг). Доля в общероссийском потенциале составила 0,97%.
Данная методика оценки инновационного потенциала предполагает выбор регионов для проведения сравнения. В нашем случае выбран Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО), включающий в своём составе 7 регионов, различающихся уровнем социально-экономического развития, кадровым, научным и промышленным потенциалом (рис.).
Республика Дагестан ^^ Республика Ингушетия Д Кабардино-Балкарская Республика
X Карачаево-Черкесская Республика ж Республика Северная Осетия Алания • Чеченская республика
Ставропольский край
Динамика инновационного ранга регионов СКФО по методике рейтингового агентства «Эксперт РА»
Как можно отметить из представленной выше схемы, большинство регионов СКФО в 2012 г. улучшили свои показатели инновационного ранга, при этом наибольший рывок совершила Республика Дагестан, улучшившая своё положение на 24 позиции.
Полученные данные [3] дают нам возможность распределить исследованные регионы на несколько групп, характеризующихся различным уровнем инновационного потенциала (табл. 2).
Алиев И.И.
ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОЩЩИЛЛА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Таблица 2
Классификация регионов СКФО по уровню инновационного потенциала
№ Регионы СКФО Обобщающий показатель инновационного ранга Уровень инновационного потенциала
1 Первая группа Регионы с высоким уровнем инновационного потенциала отсутствуют. 1-25 Высокий
2 Вторая группа Республика Дагестан, Ставропольский край 25-50 Средний
3 Третья группа Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия -Алания 50-75 Ниже среднего
4 Четвертая группа Республика Ингушетия, Чеченская Республика 75-100 Низкий
Подобная классификация регионов по группам позволяет сформировать представления об успешности проводимых инновационных преобразований и мероприятий по формированию РИС. Как можно отметить из представленной табл. 2, большинство регионов СКФО относятся к третьей и четвертой группе.
Формирование РИС в регионах, входящих в четвертую группу и характеризующихся низким уровнем инновационного потенциала, по нашему мнению маловероятно, в первую очередь потому, что количество организаций, ведущих исследования и разработки, в них крайне мало (менее 10 единиц). В отношении регионов третьей группы с уровнем обобщающего показателя в пределах 50-75 также встает вопрос о возможности формирования эффективной региональной инновационной системы.
В то же время вероятность успешного формирования РИС в регионах второй группы, характеризующихся средним уровнем инновационного потенциала, достаточно высока. По нашему мнению, в данном случае наиболее успешными могут оказаться мероприятия по формированию не полнофункциональных РИС (с широким спектром специализированных подсистем), а РИС, включающих в себя только ключевые подсистемы (подсистемы создания, распространения и применения инноваций), выполняющие основополагающие функции.
Дальнейшее развитие РИС регионов этой группы (в т. ч. и Республики Дагестан) может быть обеспечено при условии сохранения имеющегося научного потенциала, активизации научно-технического сотрудничества с другими регионами страны, а также обширного применения инновационных разработок в широком количестве отраслей.
Подводя итоги анализа статистических показателей инновационного развития и оценки инновационного потенциала Республики Дагестан, необходимо выделить присутствующие тенденции в инновационной сфере. В регионе уже достаточно долгое время наблюдается негативная тенденция сокращения численности научных работников. В затратах предприятий на инновации преобладают расходы на приобретение оборудования, в то время как организационные и технологические инновации применяются в недостаточных объёмах. Присутствуют трудности с распространением инновационных разработок — недостаточно предприятий и организаций, где их можно внедрять.
Однако наряду с этим в последние годы стабильно увеличивается доля финансирования НИОКР, растут показатели инновационной активности, начинает набирать обороты процесс формирования инновационной инфраструктуры республики.
Проанализировав имеющиеся данные инновационной активности и оценив показатели инновационного потенциала, взятые из открытых источников, мы можем сделать вывод о том, что в Республике Дагестан присутствуют необходимые предпосылки и достаточный уровень инновационного потенциала для формирования региональной инновационной системы.
Литература
1. Агарков, С. А. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика : учеб. пособие /С.А.Агарков, Е.С.Кузнецова, М.О.Грязнова. — М. : Изд-во «Академия естествознания», 2011.
2. Российский статистический ежегодник. — М., 2013.
3. Сайт рейтингового агентства «Эксперт РА». — URL : http://www.raexpert.ru/database/regions/ dagestan/paramgroupid/120/.
References
1. Agarkov S.A. Innovative Management and State Innovative Policy: textbook / S.A.Agarkov, E.S.Kuznetsova, M.O.Gryaznova - M., Publishing: Natural Science Academy, 2011. - 143 p.
2. Russian Statistical yearly periodical - M., 2013.
3. Website of the rating agency "Expert RA" [an electronic resource]. - Retrieved from: http:// www.raexpert.ru/database/regions/dagestan/paramgroup_id/120/ , free access.