ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 37:005.342
М. Д. Матюшкина
ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Инновационный потенциал образовательного учреждения - это его ресурсы, необходимые и достаточные для внедрения нововведений, обеспечивающих повышение качества образования. Автором разработан опросный инструментарий для оценки инновационного потенциала школы. Он включает оценку ценностно-моти-вационного, когнитивно-интеллектуального потенциалов педагогического коллектива, а также коммуникативно-информационных и организационно-технологических условий в школе. Инструментарий прошел апробацию путем опроса 332 педагогов из различных школ Санкт-Петербурга. Инновационный потенциал каждой школы отнесен к одному из четырех уровней (от низкого до достаточно высокого). Опросник может быть использован для оценки готовности школ к инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновационный потенциал образовательного учреждения, инновации в образовании, готовность педагогов к инновационной деятельности.
Современное образовательное учреждение (ОУ), например школа или детский сад, стремится повысить свою конкурентоспособность путем инновационной деятельности. Однако не все ОУ в равной степени готовы сегодня к инновационной деятельности. Поэтому представляется актуальным предложить коллективу ОУ доступный инструмент измерения своего инновационного потенциала, чтобы коллектив мог оценить свое положение относительно других учреждений, увидеть свои сильные и слабые стороны в отношении возможностей инновационной деятельности, заранее взвесить риски, связанные с участием в различных конкурсных процедурах.
Мы понимаем под инновационной деятельностью ОУ, в соответствии с определением, данным Н. Ф. Ильиной [1, с. 53], целенаправленное введение новшеств (нововведений) в педагогическую систему с целью повышения качества образования. В то же время понятие потенциала трактуем как совокупность факторов, имеющихся в наличии, которые могут быть использованы и приведены в действие для достижения определенной цели, результата. Потенциал может быть явным и скрытым, используемым или неиспользуемым. Отсюда инновационный потенциал образовательного учреждения - это ресурсы, необходимые и достаточные для внедрения в педагогическую систему нововведений, обеспечивающих повышение качества образования.
Оценка инновационного потенциала ОУ связана с разработкой и обоснованием соответствующей измерительной шкалы. На первом этапе необходимо выделить критерии и признаки инновационного потенциала ОУ. Для их определения использовали имеющиеся собственные разработки [2], а также материалы из области менеджмента, посвященные инновационному потенциалу предприятия [3] и
наиболее значимые педагогические работы, касающиеся инновационного потенциала школы, педагогического коллектива [4-10].
Исследования инновационного потенциала организации (не обязательно образовательной) предлагают следующий набор его признаков: интеллектуальный потенциал коллектива, критичность; креативность, готовность к риску, желание что-то менять; готовность к повышению интенсивности труда, работе вне зоны комфорта; профессионализм коллектива; наличие определенных профессионалов в команде (научный руководитель инновационных проектов, консультант); маркетинговый опыт; сплоченность коллектива (значительной части), интенсивность коммуникаций; готовность к взаимообучению; лидерство руководства; положительный опыт исследовательской, проектной деятельности; правильный выбор направления поиска (адекватный материальной, кадровой базе); информационная культура коллектива; собственно финансовая, материально-техническая, методическая, информационная база учреждения.
Все авторы сходятся во мнении, что инновационный потенциал организации в первую очередь определяется инновационным потенциалом коллектива. В работе Н. Н. Кузьмичевой [6] понятие инновационного потенциала педагогического коллектива соотносится со следующими понятиями: способностью создавать и воспринимать новшества, а также своевременным отказом от устаревшего, педагогически нецелесообразного. Автор выделяет следующие блоки признаков инновационного потенциала педагогического коллектива:
- восприимчивость педагогов к новому;
- информационная готовность педагогического коллектива;
- мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств;
Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2015. 8 (161)
- преодоление антиинновационных барьеров, препятствующих освоению инноваций;
- способность педагогов к самообразованию;
- уровень компьютерной грамотности педагогов;
- уровень новаторства учителей в школьном коллективе.
Система показателей инновационного потенциала должна включать в себя также уровень творческой активности педагогов и развитость их коммуникативных связей. Важным признаком является собственно квалификационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств, которая зависит от доли педагогов, имеющих высокие квалификационные категории, а также и от доли педагогов, так или иначе вовлеченных в проектно-исследовательскую деятельность, имеющих опыт данной деятельности.
Наиболее значимой с точки зрения различных авторов для инновационного потенциала педагогического коллектива является его мотивационная готовность к освоению новшеств, которая проявляется в таких показателях, как:
- осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить;
- высокий уровень профессиональных притязаний, потребность в достижении высоких результатов;
- потребность в контактах с интересными, творческими людьми;
- желание создать хорошую, эффективную школу для детей;
- потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины, лидерстве, поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей, самовыражении, самосовершенствовании;
- ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе;
- желание проверить на практике полученные знания о новшествах;
- потребность в риске, преодолении рутины;
- материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д.;
- стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.
Заметим, что была выдвинута следующая гипотеза: чем сильнее у учителей преобладают мотивы, связанные с возможностью самореализации личности, тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива. Мы посчитали необходимым включить в диагностический инструментарий показатели для проверки данной гипотезы.
Интересен подход, связанный с оценкой антиинновационных барьеров, препятствующих освоению инноваций. Предположительно они могут быть связаны с такими факторами, как: убеждение, что эффективно учить можно и по-старому; плохое
здоровье, другие личные причины; большая учебная нагрузка; недостаточный опыт работы; отсутствие материальных стимулов; чувство страха перед отрицательными результатами; отсутствие помощи; разногласия, конфликты в коллективе.
Как утверждает в своей монографии С. В. Сидоров, «важнейшим условием успешности инноваций является наличие в школе инновационной среды - определенной системы морально-психологических отношений, подкрепленной комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы» [8, с. 23]. При этом к признакам инновационной среды относятся: способность педагогов к творчеству, наличие в коллективе партнерских и дружеских отношений, хорошая обратная связь (с учащимися, семьями, социумом), а также интегративные характеристики высокоразвитого коллектива (общность ценностных ориентаций, интересов, целевых установок и т. п.). Существование инновационной среды во многом определяется развитием у педагогов школы способности к коллективной творческой деятельности.
В психолого-педагогической литературе выделяются следующие характерные признаки коллективной творческой деятельности:
- единые мотивы, целевые установки;
- совместная деятельность;
- общий объект деятельности;
- гармоничные межличностные отношения на основе деловых отношений.
Обобщая литературные данные, С. В. Сидоров выделяет ряд условий успешности инноваций в школе:
- упорядочение деятельности, направленной на разработку, экспертизу и внедрение инноваций, в рамках осуществляемого в школе единого инновационного процесса;
- управление инновационным процессом, обеспечивающим развитие школы;
- повышение профессиональной компетентности педагогов;
- создание в школе атмосферы творчества, поддержка коллективных и индивидуальных инициатив в выдвижении новых идей, разработке и внедрении инноваций;
- гуманизация отношений в образовательном процессе [8, с. 24].
В исследовании инновационного потенциала педагогов А. С. Мищенко опирается на различия двух групп их профессиональных качеств: нормативно-трудовые и творчески-инновационные качества [4]. При этом инновационный потенциал педагога связывается с особым типом личности: «современной», «творческой», «инновационной». Инновация требует от личности развития определенной сово-
купности ее черт, среди которых можно выделить ее потребность в переменах, умение уйти от власти традиций, определяя точки развития и адекватные им социальные механизмы, наличие «творческо-сти» как личностного качества и творческого (креативного) мышления, способность находить идеи и использовать возможности их оптимальной реализации, системный, прогностический подход к отбору и организации нововведений, способность ориентироваться в состоянии неопределенности и определять допустимую степень риска, готовность к преодолению постоянно возникающих препятствий, развитая способность к рефлексии, самоанализу. На эмпирическом уровне инновационного потенциала педагогов, по мысли авторов монографии [5], можно зафиксировать при помощи особой системы интегральных показателей: наличие у педагога творческих навыков и умений; творческая целевая позиция в труде; творческий жизненный настрой, стремление развить у себя творческие навыки; профессионально-личностное самоопределение и желание эстетически и художественно развиваться. В ходе экспериментального анализа совокупности характеристик инновационного потенциала для педагогов профессиональных лицеев и колледжей были выявлены наиболее существенные характеристики инновационного потенциала, в числе которых были следующие навыки и стремления: умение мыслить парадоксально; отсутствие боязни всего нового; стремление педагогов к саморазвитию; эстетическая и художественная подготовка преподавателей. Последняя позиция показалась интересной, но требующей независимой проверки.
В результате осмысления изложенных выше подходов разработали анкетный инструментарий для опроса педагогического коллектива ОУ, содержащий пять следующих разделов.
Первый раздел фиксирует признаки, отражающие ценностно-мотивационный и эмоционально-волевой аспект инновационного потенциала (отвечая на данные вопросы, каждый педагог дает самооценку своим мотивационным, ценностным и волевым характеристикам); по средним значениям для ОУ сможем судить о данном аспекте инновационного потенциала ОУ.
Второй раздел определяет признаки, отражающие когнитивно-интеллектуальный аспект инновационного потенциала (в этом разделе каждый педагог также оценивает себя, свои знания и умения в области инновационной и экспериментальной деятельности).
Третий раздел утверждает признаки, отражающие коммуникативно-информационный аспект инновационного потенциала (здесь каждый педагог оценивает информационные службы, систему коммуникаций, сложившуюся в конкретном ОУ).
Четвертый раздел устанавливает признаки, отражающие организационно-технологический аспект инновационного потенциала (здесь каждый педагог оценивает организацию инновационной деятельности, материально-техническое оснащение его ОУ).
Каждый из четырех разделов включает по 8 признаков-вопросов, измеряемых в полярных 10-балльных шкалах. Такой подход позволяет:
а) достаточно тонко оценивать каждый признак;
б) экспериментально сравнивать значимость (весомость) различных вопросов в блоке; в) считать суммарные индексы по каждому блоку (в каждом блоке сумма колеблется в одинаковых пределах от 8 до 80); г) оценивать инновационный потенциал ОУ общей суммой (в пределах от 32 до 320), установить пороговые значения для определения недостаточного, среднего и оптимального уровня инновационного потенциала ОУ.
Для возможности проведения экспериментальной проверки инструментария и его оптимизации в анкету включен пятый раздел, в котором собраны минимальные биографические данные респондентов (возраст, пол, стаж, должность), а также характеристика реального положения ОУ (не включено в инновационную деятельность либо является экспериментальной площадкой того или иного уровня). Инструментарий прошел первичную апробацию в 2014 г., которая заключалась в опросе 332 педагогов из 11 образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Приведем кратко ее результаты.
Наиболее высоко учителя оценивают ценност-но-мотивационный и эмоционально-волевой аспект инновационного потенциала, причем собственно потребность в новизне, эмоциональное принятие инноваций оценивается ниже, чем стремление создать хорошую, эффективную школу, а также потребность в общении с интересными людьми, в творческой активности (табл. 1).
Из табл. 1 видим, что мотивы самореализации достаточно высоки, но сегодня они тесно связаны с необходимой материальной составляющей.
Блок когнитивно-интеллектуального аспекта инновационного потенциала получил самую низкую суммарную оценку. То есть свои знания, умения, способности к инновационной, исследовательской деятельности учителя в целом оценивают не очень высоко. Внутри блока наиболее высока самооценка учителями общей интенсивности своей самообразовательной деятельности, слежения за новинками литературы, а также своих возможностей в области художественно-эстетического творчества; наиболее низкие оценки получили уровень своих знаний в области методов и организации исследовательской, опытно-экспериментальной работы, широта науч-
Вестник ТГПУ (ТБРББulletin). 2015. 8 (161)
но-методических связей и собственно опыт участия в опытно-экспериментальной работе (табл. 2).
Таблица 1
Рейтинг позиций первого блока «Ценностно-мотивационный и эмоционально-волевой аспект инновационного потенциала»
На среднем уровне учителями оценен коммуникативно-информационный аспект инновационного потенциала, при этом в данном блоке наиболее велик разброс оценок разных позиций. Так, регулярность мероприятий (семинары, педсоветы и т. п.), посвященных новому в педагогической практике, оценивается высоко; также достаточно высоко оценивается и использование ИКТ для организации учебной и внеучебной деятельности в школе, в то же время ответы респондентов свидетельствуют:
- о низкой эффективности сотрудничества ОУ с другими школами и организациями по вопросам педагогических инноваций;
- низком уровне коммуникаций между педагогами ОУ по обмену опытом, в том числе в области педагогических новшеств, а также недостаточном уровне использования ИКТ для создания эффективных коммуникаций, редком опыте создания рабочих групп по решению какой-либо профессиональной проблемы или созданию чего-либо нового (табл. 3).
Таблица 3
Рейтинг позиций третьего блока «Коммуникативно-информационный аспект инновационного потенциала»
Вопросы первого блока опросника Средний балл
Насколько для Вас важно стремление
создать хорошую, эффективную школу 9,0
Оцените свою потребность в совместной
командной работе с интересными, творче-
скими людьми 8,6
Насколько для Вас важно, чтобы участие в
опытно-экспериментальной работе матери-
ально поощрялось 8,4
Оцените свою потребность в творческом
самовыражении 7,9
Оцените свою потребность в новизне,
обновлении, смене обстановки, преодолении
рутины 7,9
Насколько для Вас важно стремление к
повышению своего статуса, общественному
признанию 7,8
Насколько Вы согласны с тем, что для
эффективной школы необходимо ее участие
в инновационнои деятельности 7,6
Ваше эмоциональное отношение к иннова-
ционной деятельности в школе 7,4
Суммарная средняя оценка блока 64,6
Вопросы второго блока опросника Средний балл
Оцените интенсивность своей самообразовательной деятельности 7,7
Насколько Вы следите за передовым педагогическим опытом в своей области деятельности, новинками педагогической литературы 6,9
Оцените свои возможности в области художественно-эстетического творчества 6,9
Оцените уровень своих знаний в области инновационных технологий, используемых в образовательном процессе 6,6
Оцените уровень своих знаний в области методов и организации исследовательской, опытно-экспериментальной работы 6,5
Оцените степень сформированности Ваших собственных идей по совершенствованию учебно-воспитательного процесса 6,4
Оцените широту своих научно-методических связей 6,1
Оцените свой опыт участия в опытно-экспериментальной работе 5,9
Суммарная средняя оценка блока 53
Вопросы третьего блока опросника Средний балл
Насколько регулярно проводятся в Вашем ОУ мероприятия (семинары, педсоветы и т. п.), посвященные новому в педагогической практике 8,0
Оцените уровень использования ИКТ для организации учебной и внеучебной деятельности в Вашей школе 7,7
Оцените такой аспект социально-психологического климата в Вашем коллективе, как готовность к кооперации (взаимообучению, взаимопомощи) 7,6
Оцените степень общности мировоззренческих взглядов, образовательных целей и задач в Вашем педагогическом коллективе 7,2
Оцените эффективность сотрудничества Вашего ОУ с другими школами и организациями по вопросам педагогических инноваций 7,2
Оцените, как часто создаются в Вашем ОУ временные рабочие группы по решению какой-либо профессиональной проблемы или созданию чего-либо нового 7,1
Насколько широко используются в вашей школе ИКТ и интернет-сервисы для коммуникации всех участников образовательного процесса, обмена информацией, мнениями, идеями 7,0
Насколько существующая система коммуникации между педагогами в Вашем ОУ способствует обмену опытом, в том числе в области педагогических новшеств 6,9
Суммарная средняя оценка блока 58,7
Таблица 2
Рейтинг позиций второго блока «Когнитивно-интеллектуальный аспект инновационного потенциала»
Организационно-технологический аспект инновационного потенциала школ оценен в целом низко, хотя внутри блока учителя наиболее высоко оценивают стремление руководства школы поддерживать в ОУ создание (освоение) нового, а также вовлечение педагогов в систему внутришкольного повышения квалификации. Сформированность стратегии инновационной деятельности в ОУ оценивается низко, как и научный потенциал для обеспечения инновационной деятельности. Наиболее низко оцениваются вовлечение родителей в решение внутришкольных проблем ОУ, а также уровень образовательной мотивации школьников (табл. 4).
Таблица 4
Рейтинг позиций четвертого блока «Организационно-технологический аспект инновационного потенциала»
На основании данных пятого блока анкеты были выделены три группы ОУ: 1) не являющиеся экспериментальными площадками; 2) экспериментальные площадки районного уровня; 3) экспериментальные площадки городского уровня или выше. Затем были построены распределения общих сумм для данных трех групп ОУ В результате получена картина, демонстрирующая существующую (хотя и не очень большую) корреляцию между уровнем реальной инновационной деятельности в ОУ и суммой набранных баллов. В результате проведенной предварительной апробации анкетного инструментария получены следующие пороговые значения для оценки инновационного потенциала ОУ по общей сумме (С), набранной по всем четырем блокам признаков (табл. 5).
Таблица 5
Пороговые значения для оценки инновационного
Вопросы четвертого блока опросника Средний балл
Оцените, насколько в целом поддерживается в Вашем ОУ создание (освоение) нового 7,6
Оцените интенсивность вовлечения педагогов Вашего ОУ в систему внутришкольного повышения квалификации 7,6
Насколько сложилась в Вашем ОУ команда профессионалов, обладающих научным потенциалом для обеспечения инновационной деятельности 7,3
Оцените, насколько систематически поощряются в Вашем ОУ в финансовом плане участие в инновационной деятельности, новые предложения, усовершенствования и др. 7,1
Оцените сформированность стратегии инновационной деятельности в Вашем ОУ 7,1
Оцените качество материально-технических условий в Вашем ОУ 6,9
Оцените уровень образовательной мотивации школьников Вашего ОУ 6,2
Оцените активность родителей в решении внутришкольных проблем Вашего ОУ 5,7
Суммарная средняя оценка блока 55,5
потенциала
Значение общей суммы баллов для ОУ Уровень инновационного потенциала ОУ
С < 150 Низкий
150 < С < 200 Недостаточный для успешной инновационной деятельности в качестве городской или федеральной экспериментальной площадки
200 < С < 250 Средний
С > 250 Достаточно высокий для успешной инновационной деятельности ОУ
Заметим, что общую сумму баллов для характеристики инновационного потенциала ОУ необходимо определять как среднее арифметическое сумм, полученных при анкетировании всех членов педагогического коллектива ОУ. Такой метод позволит при всей субъективности мнений отдельных педагогов в целом получить достаточно честную комплексную оценку инновационного потенциала образовательного учреждения.
Список литературы
1. Ильина Н. Ф. Развитие инновационного потенциала образовательного учреждения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 5 (83). С. 53-56.
2. Матюшкина М. Д., Сметанин С. Д., Лебедева Л. Ю. Современный понятийный аппарат инноватики для анализа образовательной деятельности школ Санкт-Петербурга // Академический вестник. 2013. Вып. 3 (22). С. 21-28.
3. Беляева Е. С. Совершенствование управления инновационной деятельностью промышленного предприятия на основе оценки инновационного потенциала: дис. ... канд. эконом. наук. Рубцовск, 2007. 165 с.
4. Виноградов В. Н., Захаревич Н. Б., Матина Г. О. Инновации петербургской школы: сб. материалов конкурса инновационных продуктов. СПб.: СПб АППО, 2011. 90 с.
5. Мищенко А. С., Набиуллин Л. Г. Инновационный потенциал педагогов как фактор развития смыслового содержания их деятельности. СПб.: Учреждение РАО ИПО, 2011. 125 с.
6. Кузьмичева Н. Н. Инновационный потенциал педагогического коллектива в учреждении дополнительного образования // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/articles/632739/ (дата обращения 04.02. 2015).
7. Ларина В. П. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности общеобразовательных учреждений как средство развития региональной системы образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Самара, 2008. 40 с.
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 8 (161)
8. Сидоров С. В. Инновации в сельской школе: теория и практика управления: монография. Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2006. 266 с.
9. Строкова Т. И. Мониторинг педагогических нововведений // Директор школы. 2006. № 6. С. 34.
10. Тодосийчук А. В. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании. М.: ОРГСЕРВИС-2000, 2005. 125 с.
Матюшкина М. Д., доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой. Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования.
Ул. Ломоносова, 11, Санкт-Петербург, Россия, 191002. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 09.02.2015.
M. D. Matyushkina
ESTIMATION OF INNOVATIVE POTENTIAL OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Innovative potential of educational institution is its resources necessary and sufficient for the implementation of innovations that enhance the quality of education. The author developed a questionnaire tool for estimation of innovative potential of the school. It includes an assessment of value-motivational, cognitive and intellectual capacities of the teaching staff, as well as information and communication-organizational and technological conditions in the school. The questionnaire tool has been tested through a survey of 332 teachers from various schools in St. Petersburg. The innovative potential of each school is assigned to one of 4 levels (from low to very high). The questionnaire can be used to assess the readiness of schools for innovation.
Key words: innovative potential of educational institutions, innovations in education, -willingness of teachers to innovative activity.
References
1. Il'yina N. F. Razvitiye innovatsionnogo potentsiala obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [Development of innovative potential of educational institutions]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2009, vol. 5, pp. 53-56 (in Russian).
2. Matyushkina M. D., Smetanin S. D., Lebedeva L. Yu. Sovremennyy ponytiynyy apparat innovatiki dlya analiza obrazovatel'noy deyatel'nosti shkol Sankt-Peterburga [Modern conceptual apparatus of innovatics for the analysis of the educational activities of the schools of St. Petersburg]. Akademicheskiy vestnik - Academic Bulletin, 2013, no. 3 (22), pp. 21-28 (in Russian).
3. Belyaeva E. S. Sovershenstvovaniye upravleniya innovatsionnoy deyatel'nost'yu promyshlennogo predpriyatiya na osnove otsenki innovatsionnogo potentsiala: dis. kand. econom. nauk [Improving management of innovative activity of industrial enterprises on the basis of an estimation of innovative potential. Thesis cand. of econ. sci.]. Rubtsovsk, 2007. 165 p. (in Russian).
4. Vinogradov V. N., Zakharevich N. B., Matina G. O. Innovatsii peterburgskoy shkoly: sbornik materialov konkursa innovatsionnykh produktov [Innovations of St. Petersburg school: compilation of the results of the competition of innovative products]. St. Petersburg, SPb APPO Publ., 2011. 90 p. (in Russian).
5. Mishchenko A. S., Nabiullin L. G. Innovatsionnyy potentsial pedagogov kak faktor razvitiya smyslovogo soderzhaniya ikh deyatel'nosti: monografiya [Innovative potential of teachers as a factor of development of the semantic content of their activity: monograph]. St. Petersburg, Uchrezhdeniye RAO IPO Publ., 2011. 125 p. (in Russian).
6. Kuz'micheva N. N. Innovatsionnyy potentsial pedagogicheskogo kollektiva v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya [Innovative potential of the teaching staff in the institutions for additional education]. Festival' pedagogicheskikh idey "Otkrytyy urok" [Festival of Pedagogical Ideas «Open Lesson»]. URL: http://festival.1september.ru/articles/632739/ (accessed 04.02.2015). (in Russian).
7. Larina V. P. Nauchno-metodicheskoye soprovozhdeniye innovatsionnoy deyatel'nosti obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy kak sredstvo razvitiya regional'noy sistemy obrazovaniya: avtoref. dis. dokt. ped. nauk [Scientific and methodological support of innovative activity of educational institutions as a means of developing regional system of education. Abstract of thesis doct. of ped. sci.]. Samara, 2008. 40 p. (in Russian).
8. Sidorov S. V. Innovatsii v sel'skoy shkole: teoriya i praktika upravleniya: monografiya [Innovations in rural schools: theory and practice of management: monograph]. Shadrinsk, Izd-vo PO "Iset'" Publ., 2006. 266 p. (in Russian).
9. Strokova T. I. Monitoring pedagogicheskikh novovvedeniy [Monitoring of Educational Innovation]. Direktor shkoly - School Principal, 2006, no. 6, p. 34 (in Russian).
10. Todosiychuk A. V. Teoretiko-metodologicheskiye problemy razvitiya innovatsionnykh protsessov v obrazovanii [Theoretical and methodological problems of development of innovative processes in education]. Moscow, ORGSERVIS-2000 Publ., 2005. 125 p. (in Russian).
Matyushkina M. D.
St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education.
Ul. Lomonosova, 11, St. Petersburg, Russia, 191002. E-mail: [email protected]