Научная статья на тему 'Формирование информационной компетентности будущего учителя'

Формирование информационной компетентности будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION COMPETENCE / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATION CULTURE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCES / THE HIGHEST EDUCATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хужамкулов Азиз Пиримкулович

В данной статье рассматриваются вопросы формирования профессиональной компетентности будущих учителей в условиях информатизации общества. При этом анализируются понятия информационной компетенции, приводятся этапы формирования профессиональной информационной компетентности будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хужамкулов Азиз Пиримкулович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной компетентности будущего учителя»

5. Novikova Ju. B., Stepichev P. A. Didakticheskie igry na urokah anglijskogo jazyka // Sociosfera № 4, 2015. S. 114-116.

6. Stepichev P. A. Pedagogika udivlenija: novaja paradigma obrazovanija v XXI veke // Paradigmata poznani, 2015. № 4.

Formation of information competence of future teacher Hujamkulov A.

Формирование информационной компетентности будущего учителя

Хужамкулов А. П.

Хужамкулов Азиз Пиримкулович /Hujamkulov Aziz — преподаватель, кафедра общей педагогики,

Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы формирования профессиональной компетентности будущих учителей в условиях информатизации общества. При этом анализируются понятия информационной компетенции, приводятся этапы формирования профессиональной информационной компетентности будущих учителей.

Abstract: in this article considered questions of formation of professional competence of future teachers in the conditions of informatization of society. At the same time concepts of information competence are analyzed, stages of formation of professional information competence of future teachers are given.

Ключевые слова: высшее образование, информационная компетентность, информационная культура, профессиональные компетенции.

Keywords: the highest educations, information competence, information culture, professional competences.

Современные глобальные тенденции и переход к информационному обществу предъявляют новые, более высокие требования и к системе образования. Педагог XXI века должен не только обладать необходимым для профессиональной деятельности объёмом знаний, но и уметь ими творчески пользоваться в учебной деятельности: определять цели познавательной деятельности; находить оптимальные способы реализации поставленных целей; использовать разнообразные информационные источники; искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты; организовывать свою деятельность; сотрудничать с обучаемыми.

Для успешной подготовки будущего учителя необходимо формирование еще в процессе его подготовки определенных компетенций, которые затем в результате практической деятельности и накопления педагогического опыта будут совершенствоваться и достигать соответствующего уровня. Одной из них является информационная компетенция.

Процесс формирования информационной компетентности студента осуществляется в условиях интерактивных форм обучения, в том числе и во внеучебной деятельности, что, в свою очередь, способствует развитию и саморазвитию студента, готового на практике реализовывать современные информационные технологии обучения, осуществлять творческие проекты во всех сферах своей профессиональной деятельности в будущем, повышать свою информационную компетентность в рамках профессиональных задач.

Надо заметить, что на данный момент нет достаточно четких, устоявшихся определений понятий «информационная культура» и «информационная компетентность». Развитие современного постиндустриального общества постоянно вносит всё новые коррективы в понимание информационной составляющей жизни человека и его взаимоотношений с окружающим миром.

Понятие «информационная культура» характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Роль этого аспекта в информационном обществе постоянно возрастает; и сегодня совокупность информационных потоков вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знания законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках.

Анализ исследовательских подходов к раскрытию содержания понятия «информационная компетентность» показал, что нельзя рассматривать информационную компетентность как набор строго определенных качественных характеристик, поскольку для различных специальностей он варьируется в ходе профессиональной подготовки и профессиональной деятельности по содержанию и объему специальных знаний [3, с. 67].

Раскрывая суть понятия «информационная компетентность студентов», А. А. Мукашева включает в него способность личности применять специальные знания и умения в области компьютерных и информационных технологий для решения профессиональных задач, профессионального саморазвития и самосовершенствовании [1, с. 29]. Под информационной компетентностью специалиста будем понимать его знания, умения и навыки по сбору, хранению и обработке информации, а также все необходимые для этого индивидуально-личностные качества.

Как видим, понятие информационной компетентности является многокомпонентным и включает в себя целый ряд требований к подготовке будущего учителя.

Выделим следующие основные этапы формирования информационной компетентности будущих учителей:

I. Этап формирования ключевой компетентности:

■ понимание значения информатизации образования;

■ использование универсальных программных средств реализации технологий;

■ создание текстовых и графических документов, простые информационные системы;

■ понимание сущности и значения педагогической информации;

■ использование компьютера как педагогического технического средства;

■ понимание характера педагогической деятельности в условиях информационного общества;

■ поиск информации с помощью электронных ресурсов.

II. Этап формирования базовой компетентности:

■ знание новых педагогических технологий, их особенностей в условиях применения ИКТ;

■ знание общих способов конструирования целей, содержания, методов и форм педагогического процесса в условиях информатизации образования;

■ использование ИКТ в обучении;

■ формирование представления о рабочем месте учителя безопасности жизнедеятельности;

■ создание и использование аудиовизуальной учебной информации.

III. Этап формирования специальной компетентности:

■ представление педагогической информации с помощью средств ИКТ;

■ умение планировать и решать профессиональные задачи средствами ИКТ;

■ упорядочивание, систематизация и структурирование педагогических данных, используя средства ИКТ;

■ анализ информационных моделей педагогических систем и интерпретация полученных результатов;

■ предвиденье последствий применения средств ИКТ в деятельности учителя безопасности жизнедеятельности;

■ готовность осваивать и применять новые средства ИКТ [2, с. 128].

Формирования информационной компетентности будущего учителя отражает содержательную характеристику профессиональной подготовки и включает: компоненты (когнитивный, ценностно-мотивационный, технико-технологический, коммуникативный, рефлексивный); критерии (проявление интереса в овладении информационными технологиями, направленность на поиск и освоение социокультурной и педагогически значимой информации, выбор адекватного способа представления информации, выбор оптимального стиля общения, креативность, адекватную самооценку значимости своего участия в совместной работе, эмпатию, коррекцию собственного поведения); уровневые показатели сформированности информационной компетентности (первоначальный, репродуктивный, эвристический, творческий).

Литература

1. Мукашева А. А. Формирование компьютерно-информационной компетентности студентов вуза в процессе профессиональной подготовки: автореф. дисс. к.п.н.: 13.00.08 / А. А. Мукашева; Челяб. гос. ун-т Челябинск, 2009.

2. Удалое С. Р. Методические основы подготовки педагогов к использованию средств информации и информационных технологий в профессиональной деятельности // http://port.kspu.ru/ivt/magazine // Сибирский электронный образовательный журнал «Современное образование», 2005.

3. Шамсутдинова Т. М.Формирование профессиональных компетенций студентов в контексте информатизации высшего образования // Открытое образование, 2013. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.