вес которых в 2014 г. составил 91,8 % общего количества денежных знаков.
Банк России проводит большую работу по выявлению фальшивых денежных знаков, и в 2014 г. была проведена информационная компания, посвященная признакам платежеспособности и правилам обмена банкнот. Следует согласиться и с мнениями экспертов, что немаловажную роль в повышении эффективности мероприятий по профилактике и борьбе с фальшивомонетничеством является консолидация усилий Банка России и МВД России [5].
Список литературы
1. Алексеева Н.В., Владимирова И.Ю., Лисицына И.В. Банковское дело: учебник. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010. 408 с.
2. Владимирова И.Ю. Организация деятельности банка: учебник. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2011.С. 52-53.
3. Годовой отчет Банка России за 2014 г. 253 с.
4. Лисицына И.В., Алексеева Н.В. Конкуренция в банковской сфере: тенденции и последствия // Вестник Российского университета кооперации. 2013. № 4 (14). С. 31-34.
5. Лисицына И.В. Управление кредитным риском коммерческого банка // Вестник Российского университета кооперации. 2013. № 1 (11). С. 47-50.
6. Официальный сайт Банка России. URL: http://www. cbr.ru.
7. Юров А.В. Состояние наличного денежного обращения в России на современном этапе // Деньги и кредит. 2015. № 4. С. 3-6.
ЛИСИЦЫНА Ирина Вадимовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
ЛЕБЕДИНЦЕВА Татьяна Михайловна - кандидат экономических наук, доцент, преподаватель кафедры экономики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
LISITSYNA, Irina Vadimovna - Candidate of Economics Sciences, Associate Professor of the Department of Finance, Credit and Statistics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
LEBEDINTSEVA, Tatyana Mikhaelovna - Candidate of Economics Sciences, Associate Professor, Teacher of the Department of Economy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 338.2
ОЦЕНКА ИНДИКАТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
И.В. Лисицына, Т.М. Лебединцева
Изучены основные показатели - индикаторы, отражающие уровень экономической безопасности страны, факторы, на нее влияющие, а также возможности страны по преодолению внутренних угроз ее развитию. Приведены методика оценки экономической безопасности и основные показатели состояния экономики Российской Федерации за 2008-2014 гг.
Ключевые слова: экономическая безопасность; индикаторы; внутренние угрозы; внешние угрозы; торговый баланс; внешний долг; профицит бюджета; дефицит бюджета.
I.V. Lisitsyna, T.M. Lebedintseva. PERFORMANCE EVALUATION OF ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA
Priority performance evaluation which show the level of the economic security of country, factors of external and inside threats, which threaten to Russia and opportunities to overcome threats are considered. Estimation procedure of economic security and main figures of economy of Russian Federation on 20112014 are shown.
Keywords: economic security; detector; inside threats; external threats; balance of trade; external debt; surplus of the budget; budget deficit.
Экономическая безопасность государства является основным условием для осуществления его самостоятельной финансово-экономической политики с учетом национальных интересов. Она является одной из основных опор поддержания суверенитета страны и подразумевает такое состояние национальной экономики, которое обеспечивает защиту интересов государства, устойчивость к внутреннему и внешнему давлению и угрозам, возможности и способность к развитию, а также защищенность жизненно важных интересов людей, общества и государства в целом.
Одно из наиболее полных определений экономической безопасности сформулировал С.Ю. Глазьев: «Безопасность экономическая -состояние экономики и производительных сил общества с точки зрения возможности самостоятельного обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны, поддержания необходимого уровня национальной безопасности государства, а также должного уровня конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобальной конкуренции» [2, с. 12].
В качестве первоочередных задач экономической безопасности можно выделить такие как обеспечение пропорционального и непрерывного экономического роста, сдерживание инфляции и безработицы, обеспечение эффективной структуры экономики, сокращение дефицита бюджета и государственного долга, обеспечение социальной защиты и повышения качества жизни населения, поддержание устойчивости национальной валюты и т.п.
В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. Среди основных причин возникновения внешних угроз экономической безопасности можно выделить следующие:
- ускоряющееся развитие процесса транснационализации экономических связей, глобализация мирового хозяйства;
- постоянное увеличение массы капиталов, крайняя подвижность которых создает напряженную обстановку, высокая степень концентрации финансовых ресурсов как на уровне государств, так и на глобальном уровне;
- постоянно растущая независимость транснациональных корпораций и банков, располагающих значительной финансовой властью, и их влияние на хозяйственные процессы отдельных стран;
- многообразие финансовых инструментов и высокая степень их динамизма;
- усиление конкуренции и трений между государствами в экономической, промышленной и других сферах;
- чрезмерная зависимость национальных экономик от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающая их финансовые системы очень уязвимыми;
- нарастание неустойчивости мировой финансовой системы, возникновение кризисных тенденций и неспособность современных финансовых институтов (международных в том числе) эффективно их контролировать.
Наряду с внешними факторами, отрицательно влияющими на уровень экономической безопасности страны, нельзя не отметить и внутренние негативные факторы, способствующие ослаблению экономической безопасности:
- экономическая зависимость от импорта;
- отрицательное сальдо внешнеторгового баланса;
- рост внешней задолженности государства;
- неконтролируемый отток валютных ресурсов за границу;
- растущий дефицит федерального бюджета страны и др.
Из всего множества показателей, оценивающих уровень угроз экономической безопасности, следует выделить те, которые отражают наиболее чувствительные точки в развитии экономики. Эти показатели используются в качестве пороговых значений экономической безопасности и характеризуют пороговые значения, игнорирование которых будет препятствовать адекватному развитию экономики и социальной сферы и провоцировать негативные тенденции в областях производства и уровня жизни населения.
Наиболее широкое распространение, в том числе и в официальных документах, получили показатели экономической безопасности, подготовленные С. Глазьевым (табл. 1).
В рамках одной статьи остановимся на нескольких показателях, характеризующих уровень экономической безопасности России за несколько последних лет.
По данным Центрального банка РФ на протяжении последних лет в Российской Федерации наблюдается стабильное положительное сальдо торгового баланса (табл. 2).
Основная доля экспорта Российской Федерации приходится на страны дальнего зарубежья, его основу составляют топливно-энергетические товары (уголь каменный, нефтепродукты: бензин автомобильный, керосин, дизельное топливо и др.), удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил в январе-августе 2014 г. 75,1% (в январе-августе 2013 г. - 74,8%). Доля экспорта продукции химической промышленности в январе-августе 2014 г. составила 4,9 % (в январе-августе 2013 г. - 5,2%); машин и оборудования
Таблица 1
Показатели экономической безопасности
Показатели Пороговые значения
1. Объем валового внутреннего продукта 75%
2. Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности 70%
3. Доля в промышленном производстве машиностроения 20%
4. Объемы инвестиций в % к ВВП 25%
5. Расходы на научные исследования в % к ВВП 2%
6. Доля новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции машиностроения 6%
7. Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума 7%
8. Продолжительность жизни населения 70 лет
9. Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных групп и 10% самых низкодоходных групп 8 раз
10. Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения) 5 тысяч
11. Уровень безработицы по методологии МОТ, % 7%
12. Уровень инфляции за год, % 20%
13. Объем внутреннего долга в % к ВВП за сопоставимый период времени 20%
14. Текущая потребность в обслуживании и погашении внутреннего долга в % к налоговым поступлениям бюджета 25%
15. Объем внешнего долга в % к ВВП 25%
16. Доля внешних заимствований в покрытии дефицита бюджета 30%
17. Дефицит бюджета в % к ВВП 5%
18. Объем иностранной валюты по отношению к рублевой массе в национальной валюте 10%
19. Объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей 25%
20. Денежная масса (М2) в % к ВВП 50%
21. Доля импорта во внутреннем потреблении, всего 30%
21.1. в том числе продовольствия 25%
22. Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму 1,5
Таблица 2
Внешняя торговля Российской Федерации товарами (по данным Банка России, в млн долл. США) за 2008-2014 гг. [8]
Экспорт товаров (ФОБ) Импорт товаров (ФОБ) Сальдо торгового баланса
в том числе: в том числе:
- ¡2 £ 5 ст до со странами дальнего зарубежья - ¡2 уа вд то - 3 £ 5 ст до со странами дальнего зарубежья - ¡2 уа вд то о г е н ль
Период всего в % к соответ щему периоду предыдущего 1 в % к соответ щему периоду предыдущего г всего в % к соответ щему периоду предыдущего г в % к соответ щему периоду предыдущего г всего со странами да зарубежья
2008 466298 134,6 397662 134,9 288673 129,4 253834 130,7 177625 143827
2009 297155 63,7 252005 63,4 183924 63,7 162666 64,1 113231 89339
2010 392674 132,1 333635 132,4 245680 133,6 213237 131,1 146995 120398
2011 515409 131,3 436727 130,9 318555 129,7 273841 128,4 196854 162885
2012 527434 102,3 443778 101,6 335771 105,4 288406 105,3 191663 155371
2013 523275 99,2 445151 100,3 341337 101,7 295022 102,3 181939 150128
2014 497763 95,1 428929 96,4 308026 90,2 271978 92,2 189737 156951
за тот же период - 3,0% (в январе-августе 2013 г. - 3,4%); продовольственных товаров и сырья для их производства - 2,9% (в январе-
августе 2013 г. - 2,2%); лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий - 2,0% (в январе-августе 2013 г. - 1,8%) (рис. 1) [10].
2% 2,90%^ 1
12,10%
Топливно-энергетические товары
Продукция химической промышленности
Машины и оборудование
■ Продовольственные товары
■ Лесоматериалы и целлюлозно-бумажные изделия
■ Прочие
Рис. 1. Структура экспорта Российской Федерации в разрезе товарных групп за январь-август 2014 г.
Машины м оборудование
13,70%
50,70%
16,60%
Продукция химической промышленности
Продовольственные товары и сырье
Металлы и изделия из них
Прочие
Рис. 2. Структура импорта Российской Федерации в разрезе товарных групп за январь-август 2014 г.
Импорт России в 2014 г. составил 308 млрд долл. США и по сравнению с 2013 г. снизился на 9,8 %. В общем объеме импорта на долю стран дальнего зарубежья в 2014 г. приходилось 88,3%, на долю стран СНГ - 11,7%. В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья большую его часть занимали машины и оборудование: в январе-августе 2014 г она осталась на прежнем уровне 2013 г. и составила 50,7%. Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта за тот же период 2014 г. составил 16,6% (в январе-августе 2013 г. - 16,7%); импорт продовольственных товаров и сырья для их производства - 13,4% (в январе-августе 2013 г. - 13,0%); импорт металлов и изделий из них - 5,6% (в январе-августе 2013 г. - 5,9%) (рис. 2) [10].
По данным сайта Центрального банка Российской Федерации, внешний государственный долг страны за период с 01.01.2014 г. по
01.04.2015 г. сократился с 728864 млн долл. до 555862 млн долл., или на 23,7 %. При этом внешний долг России в % к ВВП составляет 14,02 % в 2014 г. и в 17,92 % ВВП в 2015 г., что является одним из самых низких показателей в мире (табл. 3). Для сравнения на графике приведены данные государственных внешних долгов в % к ВВП по странам Евросоюза, Северной Америки и Японии (рис. 3).
Начиная с 2012 г. бюджет Российской Федерации является дефицитным, основными причинами появления дефицита бюджета и его роста (хоть и незначительного) является мировой финансовый кризис со всеми вытекающими последствиями и имеющая место зависимость российской экономики от цен на нефть.
Отметим, что дефицит бюджета рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов - это допустимый
Таблица 3
Государственный внешний долг Российской Федерации в % к ВВП за 2008-2015 гг. [9]
Годы
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
8,5 7,9 11,0 11,04 11,71 12,66 14,02 17,92
Рис. 3. Сравнительная информация по объему государственного долга в % к ВВП стран Западной Европы,
Японии, США и России за 2014 г.
Таблица 4
Данные по исполнению федерального бюджета Российской Федерации за 2011-2014 гг.
Период Доходы федерального бюджета, млрд.руб. Расходы федерального бюджета, млрд.руб. Профицит/Дефицит бюджета, млрд. руб. % дефицита бюджета к ВВП
2011 11367,7 10925,6 442,0 -
2012 12853,7 12890,7 -37,1 0,06
2013 13 019,9 13342,9 -234,9 0,35
2014 14 496 14 824 -327 0,46
дефицит, но если он более 20% суммы доходов - это критический дефицит [6]. По статистическим данным, приведенным в табл. 4, дефицит федерального бюджета РФ в 2012-2014 гг. составляет менее 0,5 % ВВП, т.е. его можно интерпретировать как временный.
Проблема оттока валютных ресурсов за границу и отсутствие контроля за движением этих средств является еще одним индикатором роста угрозы экономической безопасности страны. Некоторые шаги по нивелированию этой проблемы были предприняты принятием Федерального закона от 08.06.2015 г. №№ 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В числе прочих целей принятие данного Закона позволит в условиях санкций обеспечить вливание в экономику России значительного объема долгосрочных инвестиций, будет способствовать улучшению экономической ситуации и позволит сохранить и приумножить экономический потенциал России.
В условиях мирового финансового кризиса вопросы экономической безопасности России
еще более обостряются, практика показывает, что некоторые угрозы могут длительное время не проявляться в открытой форме, что не должно ослабевать внимание к решению конкретных проблем, которые в виде сигналов поступают от индикаторов экономической безопасности. Перерастание угроз в кризис происходит из-за неэффективности управленческих решений и увеличения в связи с этим числа угроз.
Список литературы
1. Алексеева Н.В., Владимирова И.Ю., Лисицына И.В. Банковское дело: учебник. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010.
2. Глазьев С.Ю. Основы обеспечения экономической безопасности страны - альтернативный реформационный ресурс // Рос. экон. журнал. 1997. № 1. С. 3-16.
3. Лебединцева Т.М. Современное состояние сферы розничной торговли России: проблемы и перспективы развития // Экономика, финансы и менеджмент: проблемы и перспективы развития: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2013. С. 121-124.
4. Лисицына И.В., Алексеева Н.В. Конкурен-
ция в банковской сфере: тенденции и последствия // Вестник Российского университета кооперации. 2013. № 4 (14). С. 31-34.
5. Лисицына И.В. Управление кредитным риском коммерческого банка // Вестник Российского университетакооперации. 2013. № 1 (11). С. 47-50.
6. Седина А.О. Дефицит бюджета РФ и способы его преодоления // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (Москва, апр. 2011). Т. I. М.: РИОР, 2011.С. 157-159.
7. Федораев С.В. К вопросу об определении понятия «экономическая безопасность страны» как научного термина // Вестник С.-Петерб. унта ГПС МЧС России: научный электронный журнал. URL: http://vestnik.igps.ru/wp-content/up-loads/V2/15.pdf.
8. Официальный сайт Банка России. URL: http://www. cbr.ru.
9. Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: http:// www.minfin.ru.
10. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: http:// www.customs.ru.
ЛИСИЦЫНА Ирина Вадимовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
ЛЕБЕДИНЦЕВА Татьяна Михайловна - кандидат экономических наук, доцент, преподаватель кафедры экономики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
LISITSYNA, Irina Vadimovna - Candidate of Economics Sciences, Associate Professor of the Department of Finance, Credit and Statistics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
LEBEDINTSEVA, Tatyana Mikhaelovna - Candidate of Economics Sciences, Associate Professor, Teacher of the Department of Economy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 657.1
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Л.Ю. Малинина, О.В. Антонова, О.И. Князева
Посвящено исследованию учетной политики организации, ее структуры и влияния методических решений на формирование финансовых результатов коммерческих организаций.
Ключевые слова: учетная политика; методика ведения бухгалтерского и налогового учета; финансовый результат; финансовое положение организации; балансовая прибыль; анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности.
L.Yu. Malinina, O.V. Antonova, O.I. KnyazevH. ACCOUNTING POLICY AND ITS IMPACT ON FINANCIAL RESULTS
The article investigates the accounting policies of the organization, its structure and the impact of methodological decisions on forming of financial results of commercial organizations.
Keywords: accounting policy; methods of conducting accounting and tax accounting; financial result; financial position of the organization; book profit; the analysis of the accounting (financial) statements.
В настоящее время можно наблюдать разумное сочетание государственного регулирования и самостоятельности коммерческих организаций в постановке бухгалтерского учета. На основании общеустановленных правил бухгалтерского учета каждый экономический субъект самостоятельно разрабатывает учетную политику.
По сути, учетная политика является важным рычагом эффективного управления коммерческой организацией. С ее помощью можно максимально воздействовать на финансовые результаты деятельности, повышать показатели ликвидности и, как следствие, привлекательность для потенциальных инвесторов. Самостоятельный подход в выборе учетной