УДК 338.23, 330.87 ГИРАЕВ ВЕЗИРХАН КАМАЛИЕВИЧ
к.э.н., доцент кафедры «Экономическая безопасность, налоги и бизнес-информатика» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет»; старший научный сотрудник НИИ «Управление, экономики, политики и социологии» ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства»,
e-mail: [email protected]
ХАДЖАЛ ОВА ХАДИЖА Т МАГОМЕДОВНА
д.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований» ДНЦ РАН; профессор кафедры «Управление проектами и программами» ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства»,
e-mail: [email protected]
ОЦЕНКА И СПОСОБЫ УКРЕПЛЕНИЯ ПЛАТЕЖНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Аннотация. Статья направлена на выявление проблем в секторе жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан и разработку рекомендаций по совершенствованию платежной дисциплины для поставляемых и потребляемых ресурсов. В рамках данной цели исследования проведен анализ финансового состояния отрасли и организаций системы жилищно-коммунального хозяйства. Определены основные проблемы функционирования жилищно-коммунальной отрасли. В их числе: нарастание дефицита коммунальной инфраструктуры, ухудшение финансового состояния отрасли, ухудшение технического состояния объектов инженерной инфраструктуры. Основными мероприятиями по улучшению дисциплины платежей за услуги ЖКХ видятся: введение административных штрафов, ограничения в режиме потребления ресурсов, неустойки. Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, население, ресурсоснабжающие организации, виды задолженности, причины задолженности, меры по снижению задолженности, Республика Дагестан.
GIRAEV VEZIRKHAN KAMALIEVICH
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of "Economic Security, Taxes and Business Computer Science" of FSBEI of HE "Dagestan State Technical University";
Senior Research Associate of "Administration, Economics, Politics and Sociology" Research Institute of SAEI of HE "Dagestan State University of Economics",
e-mail: [email protected]
KHADJALOVA KHADIJATMAGOMEDOVNA
Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Leading Research Associate of FSBIS "Institute of Social-Economic Research" of DSC of RAS, Professor of the Department of "Management of Projects and Programs" of SAEI of HE "Dagestan State University of Economics",
e-mail: [email protected]
EVALUATION AND WAYS OF STRENGTHENING OF PAYMENT DISCIPLINE OF CONSUMERS OF UTILITY SERVICES IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN
Abstract. The manuscript is directed towards finding problems in the housing and utilities sector of the Republic of Dagestan and development of recommendations on the improvement of payment discipline for the supplied and consumed resources. Within the scope of this goal of the study we have completed an analysis of the financial state of the industry and organizations of the system of the housing and utilities sector. We have defined the main problems of functioning of the housing and utilities industry including the following: an increase in the deficit of municipal infrastructure, worsening of the financial state of the industry, worsening of the technical state of facilities of the engineering infrastructure. The main measures to improve the discipline of pay-
ments for utilities of the housing and utilities sector are determined to be the following: an introduction of administrative fines, limitations in the mode of consuming the resource, damages. Keywords: the housing and utilities sector, the population, resource providing organizations, types of indebtedness, reasons for indebtedness, measures to reduce the indebtedness, the Republic of Dagestan.
Введение. В настоящее время серьезной актуальной проблемой в сфере ЖКХ является сокращение задолженностей населения по жилищно-коммунальному хозяйству. Изменения в законодательстве России способствовали тому, что оплата жилья и коммунальных услуг стала строго регулироваться суммой, установленной в размере, предусматривающем компенсацию расходов на содержание и ремонт жилья, что привело к увеличению доли выплат населением за жилищно-коммунальные услуги. Эти условия не соответствуют возможностям бюджета населения, в результате чего не обеспечивается стабильная платежеспособность населения за предоставленные услуги.
В этой связи целью данного исследования является диагностика проблем в секторе жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан и разработка рекомендаций по совершенствованию платежной дисциплины для поставляемых и потребляемых ресурсов.
Анализ финансового состояния отрасли и организаций ЖКХ. Проводимые в последние десятилетия структурные преобразования во всех сферах экономики обусловили необходимость рыночной трансформации важнейшей жизнеобеспечивающей отрасли - жилищно-коммунального хозяйства. Сложившееся в 90-е годы XX века положение в отрасли, оцениваемое в большинстве регионов как критическое, во многом объясняется несоответствием методов ее деятельности требованиям рыночной экономики.
Таблица 1
Динамика показателей ВРП и ресурсоснабжающей отрасли (производство и распределение электроэнергии, газа и воды) в Республике Дагестан за 2014-2016 годы
Показатели Годы
2014 2015 2016
ВРП, млн руб. 528131,3 559673,1 611131,1
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды, млн руб. 14168,0 13549,4 17526,9
Доля отрасли в структуре ВРП, % 2,7 2,4 2,8
Объем ресурсов в расчете на душу населения, руб. 4737,8 4492,9 5761,8
Справочно: Производство электроэнергии, млн кВт/ч 4073,3 4251,7 6157,5
Источник: [17].
Основными проблемами функционирования жилищно-коммунальной отрасли являются:
1. Нарастание дефицита коммунальной инфраструктуры. В основе дисбаланса лежит растущий разрыв между спросом и предложением инфраструктурных услуг. Следствием хаотичной застройки городов Республики Дагестан является увеличение спроса, особенно г. Махачкалы, когда построенные объекты подключаются к изношенным сетям, не рассчитанным на возрастающие нагрузки. Это характерно для всей инфраструктуры ЖКХ: электроснабжение, газ, вода, дороги, санитарное состояние, зеленые насаждения и т. д. Вместе с тем уровень обеспеченности населения и бизнеса мощностями и услугами коммунальной инфраструктуры (предложение) не в полной мере отвечает требованиям текущего этапа развития региона.
2. Ухудшение финансового состояния отрасли. Несмотря на рост тарифов, отрасль, по сути, фактически является банкротом, поскольку свыше 85 % убытков (по сальдированному финансовому результату в экономике) формируется в отрасли ЖКХ.
Таблица 2
Сальдированный финансовый результат (прибыль-убыток) организаций и структура задолженности по отрасли (производство и распределение электроэнергии, газа и воды) в Республике Дагестан за 2014-2016 годы
Показатели Годы
2014 2015 2016
Сальдо финансового результата (прибыль-убыток), млн руб. -7509,0 -9938,0 -9302,0
в том числе: по разделу Е -6621,0 -8107,0 -7934,0
Дебиторская задолженность (раздел Е), млн руб. 10988,9 10883,5 9880,3
Кредиторская задолженность (раздел Е), млн руб. 35065,2 43647,3 49202,3
Таблица 3
Финансовый результат, основные показатели финансово-хозяйственной деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства за 2014-2016 годы в Республике Дагестан, млн руб.
Организации, оказывающие жилищно-коммунальные услуги Всего -ЖКУ
Показатели Годы жилищные водопроводно-канализационного хозяйства теплоснабжения электро-снабжения газоснабжения по утилизации (захороне нию) ТБО прочие
водоснабжение водоот-ведение сетевым газом сжиженным газом
Общая сумма доходов от реализации услуг всем потребителям, 2014 808,4 868,2 279,3 1601,6 2982,9 14087,3 994,8 1,6 65,5 21689,7
2015 775,4 871,1 294,9 1634,0 3657,5 13246,4 20,0 1,7 73,3 20574,3
2016 817,2 868,0 303,2 1813,6 4644,9 15827,3 77,2 60,4 425,6 24837,4
из них: от населения 2014 692,3 629,5 155,3 1148,8 2151,6 7657,4 994,8 0,4 2,0 13432,1
2015 670,5 639,4 162,1 1262,7 2604,5 8087,5 20,0 0,3 12,8 13459,7
2016 726,8 630,2 166,8 1334,4 3536,2 7689,5 77,2 32,3 5,1 14198,5
от бюджетофинан-сируемых организации 2014 88,0 120,8 92,5 411,4 831,3 305,6 - 1,2 35,3 1886,1
2015 44,4 113,9 98,6 337,6 821,1 249,7 - 1,3 19,9 1686,5
2016 49,3 117,9 102,7 416,5 858,8 303,5 - 26,6 21,3 1896,6
Общая сумма расходов по реализации услуг - всего 2014 674,1 967,6 354,8 2012,1 2991,1 21258,8 824,7 1,4 72,6 29157,4
2015 659,6 997,4 342,3 2042,4 3663,3 21400,9 7,6 1,7 148,6 29263,9
2016 704,8 989,5 379,9 2230,7 8110,9 25866,1 77,9 58,0 65,1 38482,9
Финансовые результаты деятельности организаций ЖКХ 2014 134,2 -99,4 -75,6 -410,5 -8,1 -7171,4 170,1 0,2 -7,1 -7467,6
2015 115,8 -126,3 -47,4 -408,4 -5,8 -8154,5 12,4 - -75,3 -8689,6
2016 112,4 -121,5 -76,7 -417,1 -3466,0 10038,8 -0,7 2,4 360,5 -13645,5
Согласно табл. 2, дебиторская задолженность за анализируемый период времени снизилась на 0,9 %, тогда как кредиторская задолженность возросла в 1,4 раза. При этом превышение кредиторской задолженности над дебиторской составило: в 2014 году - 24076,3 млн руб., а в 2016-м - 39322,0 млн руб. (рост в 1,6 раза). В 2017 году произошли значительные изменения в структуре дебиторской задолженности: с 9 % до 21 % выросла доля просроченной задолженности. Другими словами, взыскание этих сумм практически нереально.
Финансовые результаты деятельности организаций ЖКХ, в которые передаются ресурсы для доставки потребителям, представлены ниже (табл. 3).
За период 2014-2016 годов суммарные доходы организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги (техобслуживание, вода, тепло, электроэнергия, газ, мусор и пр.), уве-
личились в 1,14 раза (на 14,5 %) - с 21689,7 млн руб. до 24837,4 млн руб. Общая сумма расходов по реализации указанных услуг организаций ЖКХ за указанный период увеличилась в 1,3 раза, а убытки возросли в 1,8 раза. Наглядно прослеживается тенденция опережающего роста расходов и убытков по сравнению с общей суммой доходов. Все это происходит на фоне снижения дебиторской задолженности и роста кредиторской задолженности ресурсоснабжающих организаций.
В структуре источников формирования доходов организаций ЖКХ доля населения за анализируемый период снизилась с 61,9 % в 2014 году до 57,2 % в 2016-м, а бюджетных организаций - с 8,7 % до 7,6 %, соответственно.
Проведенный экспресс-анализ свидетельствует о наступлении неминуемого банкротства организаций ЖКХ с отягчающими социальными, техническими и экологическими последствиями.
Для выявления уровня платежной активности населения Республики Дагестан в 2017 году проведено социологическое исследование1, согласно которому можно заключить, что платежная дисциплина населения за оплату жилищно-коммунальных услуг находится на довольно высоком уровне. Так, уровень оплаты электроэнергии населением колеблется в диапазоне 8590 %, что примерно соответствует среднему уровню по всем потребителям, но заметно превышает показатель по бюджетным организациям. При этом в срок коммунальные платежи (1-2 раза в месяц) оплачивают 63,9 % опрошенного населения, 10,8 % населения - с 3-месячным отставанием, около 8 % - задерживают плату до полугода, а еще 5,9 % - оплачивают счета за коммунальные услуги только после применения к ним тех или иных ограничительных мер (табл. 4).
Таблица 4
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как часто Вы оплачиваете за услуги ЖКХ»? (в %)
Варианты ответов %
Раз в месяц 45,1
Два раза в месяц 18,8
Раз в квартал 10,8
Раз в полгода 7,0
Раз в год 1,6
Оплачиваю по мере возможностей 7,4
Оплачиваю после применения ограничительных мер 5,9
Затрудняюсь ответить 2,4
В числе основных причин неплатежей респондентами указаны низкие доходы (35,9 %), высокие тарифы ЖКХ (34,3 %), а также наличие определенных финансовых трудностей (18,2 %), низкое качество услуг (12,8 %), отсутствие сервиса - 10,5 % (рис. 1).
Немаловажной причиной являются и высокие доходы определенной части населения. Доля затрат на коммунальные услуги в их бюджете незначительна, и они попросту забывают сделать платеж (их доля составляет около 8 % опрошенного населения). При накоплении значительной суммы ее перекрывают единовременно, иногда авансом.
При оплате коммунальных услуг потребители часто руководствуются принципом «оплачивать последний или вообще не платить». В сознании значительной части потребителей - отдельных лиц (особенно мигрантов из районов в города) - существует стереотип, согласно которому вода, газ и энергия являются общим достоянием, поэтому они не являются коммерческим продуктом, за который вы должны платить. Психологически такой человек не желает платить за коммунальные услуги.
1 Социологическое исследование «Оценка платежной дисциплины населения Республики Дагестан» было проведено НИИ УЭПС ДГУНХ (г. Махачкала) в январе 2017 года. Выборка - 150 человек. Метод опроса - онлайн.
■ А)6ывзю о п па тете ■ Отсутствие сервиса ■ Высокие тарифы
■ Флн^ниоаые трудности ■ Низкие доходы семьи
Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Каковы причины неплатежей»? (в %).
Что касается неплательщиков - юридических лиц, то накопленные долги часто не воспринимаются как таковые до момента судебного разбирательства. Попытки взыскания долга обычно приводят к возврату небольшой части долга, а оставшаяся часть либо списывается как задолженность с просроченными сроками исковой давности, либо остается на балансе организаций как убыток, отражаемый из года в год в финансовой отчетности [12].
Серьезной причиной неплатежей является несовершенная система учета потребляемых ресурсов. Реализация программ для покрытия отдельных счетчиков холодной воды оставляет желать лучшего. В жилых зданиях и квартирах с централизованным водоснабжением покрытие счетчиков составляет менее 50 %. Низкое оборудование счетчиков не способствует рациональному отношению населения к питьевой воде, особенно летом, когда оно используется в больших объемах для бытовых нужд. В последнее время умножились усилия по поощрению установки счетчиков. В то же время невозможно решить проблему экономии ресурсов путем установки счетчиков только потому, что основные потери происходят в сетях: даже если все абоненты устанавливают счетчики, поставщики услуг будут только повышать тарифы, чтобы компенсировать потери ресурсов без ремонта / замены инфраструктуры. Это означает только факт увеличения расходов, но не дает гарантии от чрезвычайных ситуаций.
Существует большая дифференциация по собираемости платежей за коммунальные услуги среди населения по различным районам и городам республики. Причиной этому служат как объективные причины (например, разница в уровне доходов населения), так и причины, вызванные неэффективной работой контрольных служб организаций ЖКХ и ресурсоснабжающих организаций. Достаточно часто контролеры указанных организаций предлагают потребителям «серые» схемы по уменьшению платежей по показаниям приборов учета путем их «прокрутки», замены пломб и приборов учета и т. д. Именно эту схему поддержали 8 % респондентов, которые указали в качестве причины неплатежей вариант - возможность договориться2.
Вследствие такой неправомерной деятельности контролеров возникает ситуация, когда ресурс (электроэнергия, газ, вода и т. д.) поставлен, услуга оказана, но конечный потребитель ресурса или услуги установить не представляется возможным, так как показания приборов учета соответствуют размеру платежа.
Вследствие такой модели хозяйствования, глубоко укоренившейся в деятельности ресурсос-набжающих организаций и организаций ЖКХ, долги республики перед головными организациями растут, население (по показаниям приборов учета) и предприятия долгов не имеют, но общая неоплаченная задолженность растет. Далее наступает самый интересный момент: ресурсо-снабжающие организации и организации ЖКХ, дабы показать конкретных неплательщиков, приписывают или «вешают» эти долги на лицевые счета населения. Наличие таких «сверхсумм» отмечено у 66,9 % респондентов, принявших участие в социологическом обследовании. При этом, если у 60 % из числа, имеющих приписки в счетах, такое имело место лишь несколько раз, то у остальных 40 % подобное явление носит регулярный характер3. Особо настойчивые добиваются отмены этих «воздушных» начислений, которые тут же «вешаются»
2 «Оценка платежной дисциплины населения Республики Дагестан» // НИИ УЭПС ДГУНХ. - Махачкала. - 2017.
3 «Оценка платежной дисциплины населения Республики Дагестан» // НИИ УЭПС ДГУНХ. - Махачкала. - 2017.
на любого другого. А руководству республики и гарантирующим поставщикам докладывают о значительной задолженности населения, работа по взысканию которой якобы обернется конфликтами и усилением социальной напряженности. Вот в такой легенде и формируются долги за коммунальные услуги и «зависшие» платежи, впоследствии приводящие к опережающему росту убытков.
3. Ухудшение технического состояния объектов инженерной инфраструктуры. Исчерпали свои возможности и требуют значительных инвестиций для восстановления износа и модернизации созданные еще на основе технологий XX века централизованные коммуникации. Износ объектов централизованных систем водоснабжения в г. Махачкале составляет 48 %, а физический износ объектов централизованных систем водоснабжения - 89 % [8]. По данным ОАО «Махачкалаводоканал», требуется заменить свыше 80 км водопроводных сетей [8].
Для комплексного исправления ситуации в городском округе г. Махачкала в 2017 году была принята «Инвестиционная программа ОАО "Махачкалаводоканал"» по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными стандартами СанПиН 2.1.4.107401 «Вода питьевая» на 2018-2022 годы», согласованная с Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Дагестан. Как следует из паспорта программы, ее цель - выполнение мероприятий, направленных на приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Предусмотренный объем финансирования инвестиционной программы на 2018-2022 годы составляет 445207,471 тыс. руб. [8].
Только в секторе водоснабжения и водоотведения на приведение изношенных фондов до нормативного состояния требуется около 450,0 млн руб. В то же время в течение 20102015 годов объем инвестиций в коммунальный сектор в целом по республике снизился с 2,1 % до 0,5 % ВРП. Изношенность коммунальной инфраструктуры усиливает потери ресурсов [8]. Самый простой способ - сделать коммунальные системы ресурсо- и энергосберегающими, т. е. приблизить производство коммунальных услуг к потребителям. Решая данную задачу, автономные источники коммунальных услуг будут становиться все более востребованными.
Таким образом, Республика Дагестан «переросла» модель ЖКХ, созданную в первой половине XX века применительно к условиям централизованной экономики и дешевых энергоносителей. Новая архитектура ЖКХ должна стимулировать диверсификацию финансовых источников расширения мощностей, а также внедрение технологий, кардинально снижающих ресурсные потери и себестоимость услуг.
Мероприятия по улучшению дисциплины платежей за жилищно-коммунальные услуги. Российским законодательством предусмотрены различные методы для увеличения платежной дисциплины потребителей. На уровне Республики Дагестан применяются различные способы стимулирования повышения платежной дисциплины - от предупреждения до полного отключения поставляемого ресурса.
По мнению участников проведенного авторами обследования, повышению платежной активности населения за услуги ЖКХ будет способствовать прозрачность начисления платежей, отключение ряда коммунальных услуг, а также занесение данных об имеющемся долге в кредитную историю.
Правовыми методами воздействия в данном направлении являются [17]:
1. Введение административных штрафов. Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях, за несанкционированное подключение к электрическим сетям, а также за несанкционированное использование электроэнергии административный штраф для граждан составляет 3,0-4,0 тыс. руб.; административных лиц - 6,0-8,0 тыс. руб.; а юридических лиц -60-80 тыс. руб.
2. Ограничение режима потребления ресурсов. Постановлением Правительства РФ от 2012 года регулируются правила ограничения потребления электроэнергии [14]. В документе указывается положение о частичном или полном ограничении режима потребления электроэнергии для различных групп потребителей.
3. Неустойка. Законодательством РФ определяется ряд потребителей (Жилищный кодекс -население, Гражданский кодекс - промышленные предприятия, бюджетные организации и т. д.), которые в случае несвоевременной и /или неполной оплаты ресурсов и услуги обязаны выплатить кредитору (поставщику) штраф, объем которого рассчитывается с использованием
коэффициента 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующего на момент оплаты. Сумма штрафа формируется из неоплаченных сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления даты оплаты платежа в день фактического платежа включительно. Согласно данному документу, а также размеру ставки рефинансирования ЦБ (7,75 % - с 18 декабря 2017 года), общая сумма процентов составляет 9,43 % годовых (1/300 х 7,75 %) х 365 = 9,43 %).
1ш»шчп1нг ряда «омм)Ч1лы<ыхуглу| Ш ЩЧЙГЯПМГ ПГн*Й, штрлфсч
■ Я {уд
V Н"«'«"!' ЩшЦКФШШЛ« ир№)1ну« ПК торт
■ и Ани
Рис. 2. Варианты решения проблемы неплатежей по мнению участников исследования.
Меры по стимулированию повышения платежной дисциплины также включают [3]:
- формирование графиков реструктуризации задолженности, заключение соглашений о погашении задолженности в рассрочку;
- «черный список» должников, рейтинги потребителей ресурсов (надежные и ненадежные плательщики);
- временное ограничение выезда за границу по решению суда (для населения);
- право заключать прямой договор с организациями, предоставляющими ресурсы.
Таблица 5
Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Республика Дагестан
Годы
2014 2015 2016
Число семей, получавших субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на конец отчетного периода - всего, ед. 79919 45094 12971
- в % от общего числа семей 11,5 6,5 1,9
Сумма субсидий, начисленная населению на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, тыс. руб. 1066215,8 89917,7 196034,1
Сумма субсидий, выплаченная населению в денежной форме (через банковские счета в банках, организации связи или иным способом), тыс. руб. 667286,4 89917,7 196034,1
Среднемесячный размер начисленных субсидий на семью, в рублях 1078 472 1009
Сумма субсидий, возмещенная населению на оплату жилого помещения и коммунальных услуг 670339,1 89917,7 196036,7
- всего, тыс. руб.
- в % от начисленных субсидий 62,9 34,3 166,4
Источник: [17].
Данный способ постепенно теряет свое значение, поскольку размер субсидии незначителен и не окупает средств, потраченных на его предоставление. Так, если в 2015 году число семей, получавших субсидии составляло 67201, то в 2017 году (период январь-сентябрь) их доля сократилась почти в 2 раза и составила 12971 семей. При этом в 2015 году среднемесячный размер начисленных субсидий составлял 2516 руб., а за январь-сентябрь 2017 года его величина составила 1009 руб. То есть институт субсидий по оплате коммунальных услуг в перспективе постепенно самоликвидируется, в том числе и за счет ежегодного усложнения сбора необходимых документов и уменьшения бюджетного финансирования указанных расходов.
Задержки по оплате можно частично устранить с помощью системы скидок за аванс. Если сейчас задолженность по оплате выступает кредитом, который предприятие предоставляет населению, а пеня - процентами за этот кредит, то справедливо и обратное: если платеж поступает авансом, то скидка должна быть тем выше, чем больше срок аванса по платежу. В реализации данного направления целесообразно предложить следующую схему: оплата авансом за два месяца - предоставление 2 % скидки; за три месяца - 2,5 %, за четыре - 3 %, аванс в шесть месяцев - скидка 5 % от суммы.
Кроме того, на взгляд авторов, стимулирование сознательных абонентов является важной мерой: своевременная оплата в течение одного года должна давать право на скидку в размере 5 %, трех лет - 10 %; шести лет - 12 %; восьми лет - 15 %. Кроме того, сумма, внесенная авансом, не должна подлежать перерасчету в случае повышения тарифа. В таких условиях инвестировать денежные средства в ЖКХ будет также выгодно, как хранить их в сберегательном банке, а организации ЖКХ получат необходимые деньги авансом.
Практическое применение отмеченных выше мероприятий будет способствовать увеличению платежной активности населения, как следствие, снижению задолженности за предоставленные населению услуги ЖКХ. Ответной же реакцией ресурсоснабжающих организаций может стать своевременное оказание услуг, расширение информационного поля по работе с потребителями услуг, разработка политики финансово-экономической работы с должниками и повышение качества предоставляемых коммунальных услуг. Отмеченные направления вместе должны улучшить ситуацию с оплатой населением услуг ЖКХ.
Литература
1. Бучко В. С. Системы коммунальной инфраструктуры жилищного сектора. Екатеринбург: Изн-тэкономики УрО РАН, 2009. - 249 с.
2. Дранцова К. В. Коммунальные и эксплуатационные платежи как текущие платежи в деле о банкротстве // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2016. - № 1-2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/kommunalnye-i-ekspluatatsionnye -platezhi-kak-tekuschie-platezhi-v-dele-o-bankrotstve (дата обращения: 14.06.2018), свободный. - Загл. с экрана.
3. Дятел Е. П., Подылина Э. Ф., Голомолзи-на Н. В., Силин Я. П. Экономическая природа жилищно-коммунальных услуг / Известия Уральского государственного экономического университета. - 2011. -Т. 34. - № 2. - С. 67-76.
4. Елисеев В. Н., Ермишина А. В. Факторы и перспективы модернизации коммунальной экономики России // Terra Economicus. - 2011. - Т. 9. - № 3-2. - С. 43-47.
5. Захарова Е. В. Потребительские свойства и качество жилищно-коммунальных услуг // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2010. - № 2. - С. 159-163.
6. Захарова Е. В. Роль жилищно-коммунальных услуг в решении социальных проблем общества // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2009. - № 3 (39). - С. 107-111.
7. Иванов А. Р. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ): проблемы и пути их решения // Бизнес в законе. - 2011. - № 6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zhilischno-kommunalnoe-hozyaystvo-zhkh-problemy-i-puti-ih-resheniya (дата обращения: 14.06.2018), свободный. -Загл. с экрана.
8. Инвестиционная программа ОАО «Махачкалаводоканал» по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями СанПиН 2.1.4.107401 «Вода питьевая» на 20182022 годы. - 171 с.
9. Качура О. В. Оплата населения услуг ЖКХ: вопросы теории и практики // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - № 30 (123). - С. 3-87.
10. Комиссарова Лариса Алексеевна. Природа жилищно-коммунальных услуг как социально значимого общественного блага //Вестник НГИЭИ. - 2014. - № 11 (42). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/priroda-zhilischno-kommunalnyh-uslug-kak-sotsialno-znachimogo-obschestvennogo-blaga (дата обращения: 14.06.2018), свободный. - Загл. с экрана.
11. Мамбетова Ф. А., Созаева А. М.. Проблемы развития системы управления инфраструктурой мак-рорегиональной экономики в сфере ЖКХ // Региональные проблемы преобразования экономики. -
2015. - № 6 (56). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-sistemy-upravleniya-infrastrukturoy-makroregionalnoy-ekonomiki-v-sfere-zhkh (дата обращения: 11.04.2018) , свободный. - Загл. с экрана.
12. Матыс Е. Г. Меры по снижению задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2014. - № 3. - С. 85-91.
13. Павленко М. Д. Сущность жилищно-коммунальных услуг как общественно важного социального блага // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 17. - С. 207-211. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/46220.htm, свободный. - Загл. с экрана.
14. Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. - № 442.
15. Седаков Д. А. Развитие жилищно-коммунального хозяйства: зарубежный опыт // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2015. - № 1(11). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-zhilischno-kommunalnogo-hozyaystva-zarubezhnyy-opyt (дата обращения: 02.08.2018), свободный. - Загл. с экрана.
16. Способы взыскания задолженности за ЖКУ // Городское хозяйство и ЖКХ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gkh.ru/about/news/79125/, свободный. - Загл. с экрана.
17. Статистический ежегодник РД. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dagstat.gks.ru, свободный. - Загл. с экрана.
18. Хаванова Н. В., Литвинова Е. В. Пути повышения эффективности взыскания задолженности с граждан за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Сервис в России и за рубежом. -2015. - № 3 (59). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-povysheniya-effektivnosti-vzyskaniya-zadolzhennosti-s-grazhdan-za-uslugi-v-sfere-zhilischno-kommunalnogo-hozyaystva (дата обращения: 02.08.2018), свободный. - Загл. с экрана.
19. Luchina L. The housing sector in the post-socialist countries of Europe / L. Luchina // World Economy and International Relations/ 2004/. No. 3. P. 89-95.
20. Salama Yu. Reforming of housing and communal services in East Germany / Yu. Salama // Housing reform. 2004. No. 2. P. 67-69.
21. Yampolskaya I. Organization and reform of housing and communal services in Europian countries /1. Yampolskaya [An electronic resource]. Access mode: http:www.jurenergo.kiev.ua/statti/yampgkh.doc, free. Heading from the screen.
References:
1. Bucko. C. housing utilities infrastructure Systems. Ekaterinburg: Phi-ekonomiki Uro ran, 2009. - 249 p.
2. Drencova K. V. Utility and maintenance payments current payments in bankruptcy case // Humanitarian, socio-economic and social Sciences. - 2016. - №1-2. [Electronic resource.] Mode of access: https:// cyberleninka.ru/article/n/kommunalnye-i-ekspluatatsionnye-platezhi-kak-tekuschie-platezhi-v-dele-o-bankrotstve (date accessed: 14.06.2018), free. The title. from the screen.
3. Woodpecker E. P., E Bodyline. F., Golomolzin-N. V., Silin, Y. P. Economic nature of housing services /news of the Ural state economic University. - 2011. - Vol. 34. - № 2. - P. 67-76.
4. In Elisha. N., And Yermishin. Factors and prospects of modernization of the municipal economy of Russia // Terra Economicus. - 2011. - Vol. 9. - №3-2. - P. 43-47.
5. Zakharova E. V. Consumer properties and quality of housing and communal services // Modern trends in Economics and management: a new look. - 2010. - № 2. - P. 159-163.
6. Zakharova E. V. role of Housing and communal services in solving social problems of society. Bulletin of Irkutsk state technical University. - 2009. - № 3 (39). - Pp. 107-111.
7. Ivanov A. R. Housing and communal services (housing): problems and ways to solve them // Business in law. - 2011. - № 6. [Electronic resource.] Mode of access: https://cyberleninka.ru/article/n/zhilischno-kommunalnoe-hozyaystvo-zhkh-problemy-i-puti-ih-resheniya (date accessed: 14.06.2018), free. The title. from the screen.
8. The investment program of JSC Makhachkalain "to bring drinking water quality into line with established requirements 2.1.4.107401 SanPiN drinking Water'for the years 2018-2022. - 171 p.
9. About Kachura. B. Payment for housing services: issues of theory and practice // Regional economy: theory and practice. - 2009. - № 30 (123). - P. 3-87.
10. Komissarova Larisa Alekseevna. The nature of housing services as socially important public goods // journal of NGIEI. - 2014. - № 11 (42). [Electronic resource.] Mode of access: http://cyberleninka.ru/article/n/ priroda-zhilischno-kommunalnyh-uslug-kak-sotsialno-znachimogo-obschestvennogo-blaga (date accessed: 14.06.2018), free. The title. from the screen.
11. Mambetova F. A., And Sozayeva. Mmm.. Problems of development of the infrastructure management system of the macro-regional economy in the sphere of housing and communal services / / Regional problems of economic transformation. - 2015. - № 6 (56). [Electronic resource.] Mode of access: https://cyberleninka.ru/ article/n/problemy-razvitiya-sistemy-upravleniya-infrastrukturoy-makroregionalnoy-ekonomiki-v-sfere-zhkh (date accessed: 11.04.2018) , free. The title. from the screen.
12. Ye Matys. G. Measures to reduce the debt of the population for housing and communal services // Bulletin of Omsk University. Economy Series. - 2014. - № 3. - P. 85-91.
13. Pavlenko M. D. the Essence of housing and communal services as a socially important social good / / Scientific and methodological electronic journal Concept" - 2016. - Vol. 17. - P. 207-211. [Electronic resource.] Access mode: http://e-koncept.ru/2016/46220.htm, free. The title. from the screen.
14. Rules of full and (or) partial restriction of the mode of consumption of electric energy. Resolution of the Government of the Russian Federation of may 4, 2012 - № 442.
15. Sedakov D. A. Development of housing and communal services: in-boundary experience // Bulletin of the Ufa state petroleum technological University. Science, education, Economics. Series: Economy. - 2015. - № 1 (11). [Electronic resource.] Mode of access: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-zhilischno-kommunalnogo-hozyaystva-zarubezhnyy-opyt (date accessed: 02.08.2018), free. The title. from the screen.
16. Methods of debt collection for housing and communal services / / urban economy and housing. [Electronic resource.] Access mode: http://www.gkh.ru/about/news/79125/, free. The title. from the screen.
17. Statistical YearbookRD. [Electronic resource.] Access mode: http://dagstat.gks.ru, free. The title. from the screen.
18. Khavanova N. V., Litvinova E. V. Ways to improve the efficiency of debt collection from citizens for services in the field of housing and communal services // Service in Russia and abroad. - 2015. - № 3 (59). [Electronic resource.] Mode of access: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-povysheniya-effektivnosti-vzyskaniya-zadolzhennosti-s-grazhdan-za-uslugi-v-sfere-zhilischno-kommunalnogo-hozyaystva (date accessed: 02.08.2018), free. The title. from the screen.
19. Luchina L. housing sector in post-socialist countries of Europe / L. Luchina / / world economy and international relations/ 2004/. No. 3. P. 89-95.
20. Reformation of housing and communal services in the GDR //Housing reform. 2004. No. 2. P. 67-69.
21. Yampolskaya I. organization and Reform of housing and communal services in European countries /1. Yampolskaya [Electronic resource]. Mode of access: http:www.jurenergo.kiev.ua/statti/yampgkh.doc free. Heading for the screen.