УДК 338.22
Shvakov E.E., Klepikova N.I. ASSESSMENT OF THE ECONOMIC ENTITIES IN THE CREATION OF THE CLUSTER: A SYSTEM OF INDICATORS AND А METHODOLOGICAL APPROACH TO ITS IMPLEMENTATION. In the present work the offered system of indicators for the evaluation of business entities when making a decision on their inclusion in a regional economic cluster and a methodical approach to its implementation. Their application in the practical activity of the establishment of regional economic clusters let include in the cluster effective and economically sustainable enterprises and provide reinforcement for the cluster leading force in the industry, defining the competitiveness of the industry and the region as a whole.
Key words: cluster, the system of indicators for the evaluation of the enterprises of the cluster, a methodological approach.
Е.Е. Шваков, д-р эконом. наук, проф. каф. экономической теории и национальной экономики,
Горно-Алтайский гос. университет, г. Горно-Алтайск, Е-mail: [email protected];
Н.И.Клепикова, аспирант каф. экономической теории национальной экономики, Горно-Алтайский
гос. университет, г. Горно-Алтайск, Е-mail: [email protected]
ОЦЕНКА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ПРИ СОЗДАНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КЛАСТЕРА: СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
В настоящей работе предложены система показателей оценки хозяйствующих субъектов при принятии решения об их включении в региональный экономический кластер и методический подход к ее осуществлению. Их применение в практической деятельности по созданию региональных экономических кластеров позволит включить в кластер действующие и экономически устойчивые предприятия и обеспечит закрепление за кластером ведущей силы в отрасли, определяющей конкурентоспособность отрасли и региона в целом.
Ключевые слова: кластер, система показателей оценки предприятий кластера, методический подход.
На сегодняшний день создание кластеров является одной из очевидных тенденций развития национальных экономик. Мировая практика свидетельствует, что в последние два десятилетия процесс формирования кластеров происходил довольно активно. В целом, по оценке экспертов, к настоящему времени кластеризацией охвачено около 50% экономик ведущих стран мира. В США в рамках кластеров работает более половины предприятий, а доля ВВП, производимого в них, превысила 60%. В ЕС насчитывается свыше 2 тыс. кластеров, в которых занято 38% его рабочей силы [1].
Количество кластеров, созданн
Не является исключением и Российская Федерация. В нашей стране создание кластеров является одним из направлений перехода к инновационному типу экономического развития. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р и методическим рекомендациям по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации развитие территориальных кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономи-
Таблица 1
: в ведущих экономиках мира [1]
Количество кластеров Количество кластеров
Великобритания 168 Нидерланды 20
Германия 32 США 380
Дания 34 Франция 96
Италия 206 Финляндия 9
Индия 106
ки и интенсификации механизмов частно-государственного партнерства. В настоящее время использование кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Так, проведенный в лаборатории конкурентоспособности и кластерных инициатив Астраханского государственного университета анализ стратегий развития всех российских регионов выявил, что в 85,9% проанализированных стратегий упоминается термин «кластер» как инструмент повышения уровня социально-экономического развития и конкурентоспособности региона. На сайте Министерства экономического развития РФ размещена база данных кластеров, сформированная на основе материалов, предоставленных региональными органами власти. В базе данных отражены более 200 существующих и зарождающихся кластеров.
Вместе с тем успешность кластера определяется тем, насколько тщательно были проработаны вопросы по его функционированию на стадии создания. Одним из сложных вопросов создания кластера является вопрос структуры. Существенно важным является определение перечня предприятий и организаций, входящих в кластер. Создаваемый кластер должен иметь существенный вес в экономике региона, или региональной отрасли, должен быть экономически устойчивым и финансово стабильным экономическим образованием. Поэтому в основе от-
бора предприятий региона, предполагаемых для вхождения в кластер должна лежать научно обоснованная методика. Составной частью этой методики является система показателей, на основе которой осуществляется отбор предприятий, входящих кластер, т.е. формирование его структуры.
По-нашему мнению система показателей должна отвечать следующим критериям:
- соответствие особенностям кластера, его виду и целям (не может существовать универсальной методики формирования кластеров при наличии различных целевых установок и задач их создания);
- простота расчета и интерпретации показателей (утяжеление методики отбора предприятий, предполагаемых для вхождения в кластер, не имеет экономического смысла, так как данный этап является предварительным);
- достоверность и доступность сведений для расчета показателей (обеспечивается имеющейся в распоряжении региональных органов власти статистической и ведомственной информации, без запроса дополнительной информации от хозяйствующих субъектов и организаций).
Таким образом, система показателей призвана, во-первых, обеспечить быстрое и экономически целесообразное принятие региональными органами власти решений относительно отдельных предприятий об их вхождении в кластер, и, во-вторых, не
Показатели оценки хозяйствующего субъекта
Показатели рыночной позиции хозяйствующего _субъекта_
Показатели финансового состояния _хозяйствующего субъекта_
о
с
S
S
>
:
о
.
с
ш
m
н
о
:
о
m
го
s
о
.
с
5
ш
ю
о
m
s
к
S
н
к
.
с
:
ш
. S
с н
о
S о
S X
_fl
> : с ш н
о к
. а>
с :
к ^
с :
о
ч m
к ш ч:
I 1
* g
а. ■=
8?
о р
га §
га ^
н х
£ 3
х 2
0 (D
-О £
1 Ш
(D -О
CQ 00
и
>
:
s
m
о
с
ш
X
S
т
S
с
ш
m
ш
io
о
m
s
к
s
H
к
s
.
с
:
Ш
.
с
m
о
:
X
о
■&
X
л S
X н
m о
о о
X X
о .0
о с
к ш н
с к
о а>
ч ч:
s
н
о
о
X
X
ш
с
о
S
т
ш
ю
о
m
К
S
н
к
.
с
: ш . с ь о
m X
о .0
^ с
s ш
X н
н к
о ш
ю :
га . > :
о S
ш m
m
о
с
.0 X
X л с .0 н к
(D : X га
> го
к
S
а. с
:
ш
.
3 о 5 х .0
Н ч
[Iii
■е- ~
к
.
с
:
ш
.
? к
:
о
X
* £
£ I
Ш D;
а ш
> g
Оценивают текущую состоятельность предприятий и кластера
Оценивают перспективную состоятельность предприятий и кластера
Рис. 1. Система показателей оценки хозяйствующих субъектов при принятии решения об их включении в отраслевой кластер
требовать формирования и обработки существенно большого массива информации.
Что касается первого критерия, то система показателей строится в соответствии с особенностями формируемого кластера. В первую очередь она должна учитывать вид кластера. В целом различаются 3 наиболее общих вида кластеров, каждый из которых подчеркивает основную черту его функционирования:
- кластеры, основанные на регионально ограниченной форме экономической активности внутри родственных секторов:
- кластеры, создаваемые на основе вертикальных производственных цепочек; (например, цепочка «поставщик - производитель - сбытовик - клиент»);
- кластеры на основе отдельных отраслей промышленности, при условии их высокого уровня агрегации (например, «химический кластер») или совокупности секторов на еще более высоком уровне агрегации (например, «агропромышленный кластер») [2].
Во- вторых, система показателей должна отвечать целевым ориентирам кластера. В качестве целей кластера традиционно называют:
- повышение конкурентоспособности участников кластера за счёт внедрения новых технологий;
- снижение затрат и повышение эффективности соответствующих наукоемких услуг за счет эффекта синергии и унификации подходов в логистике, инжиниринге, информационных технологиях, менеджменте качества и т.д.;
- обеспечение занятости в условиях реформирования крупных предприятий;
- консолидированное лоббирование интересов участников кластера в различных органах власти [3].
После проведения анализа приведенных наиболее общих характеристик кластеров становиться очевидным, что первых
два вида кластера относятся к региональным кластерам, а последний вид является отраслевым. Соответственно цели их создания требуют уточнения. Так при создании достигаются не только выше обозначенные цели, но также и: в первых двух случаях - повышение конкурентоспособности региональной экономики в целом, а в последнем случае - повышение конкурентоспособности отдельной отрасли региона. Поэтому система показателей для оценки предприятий, предполагаемых для включения в тот иной вид кластера будет существенно разниться.
В соответствии со вторым критерием показатели должны быть просты для расчета и интерпретации, но и в то же время информационны. Считаем, что этим целям в большей степени соответствуют относительные показатели. К таким показателям, по-нашему мнению, можно отнести показатели, характеризующие место хозяйствующего субъекта на рынке и показатели его финансового состояния, причем и в относительно отдаленной перспективе.
Третий критерий призван обеспечить снижение трудозатрат на формирование необходимой информации и ее обработку. Так как считаем, что на предварительном этапе формирования кластера нет необходимости в проведении глубокого анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, предполагаемых для включения в формирующийся кластер. Включение хозяйствующего субъекта в кластер призвано существенно улучшить его положение на рынке, поэтому глубокий анализ деятельности предприятия на текущий момент времени не имеет экономического смысла. Важным лишь является доказательство того обстоятельства, что хозяйствующий субъект является финансово устойчивым как в текущий момент, так и в относительно отдаленной перспективе, и его включение в кластер негативно не повлияет на финансовое состояние вновь создаваемого интеграционного объединения.
Таблица 2
Подходы к расчету показателей оценки хозяйствующих субъектов при принятии решения об их включении в региональный отраслевой кластер
Показатели Методика расчета Назначение показателя
Индивидуально по хозяйствующем у субъекту По группе предприятий/ организаций, входящих в кластер
Показатели рыночной позиции хозяйствующего субъекта /группы хозяйствующих субъектов Позволяют оценить вес предприятия(-ий) в отрасли и подтверждают достоверность этой оценки
Доля продукции предприятия (-ий) в общем производстве продукции по виду деятельности + + Показывают вес предприятия(-ий) в отрасли
Уровень охвата ассортиментной линейки производимой продукции (оказываемых услуг) по виду деятельности + +
Доля основных фондов предприятия (-ий) в общей величине по виду деятельности + +
Удельный вес работников предприятия (-ий) в общей численности занятых по виду деятельности + +
Коэффициент использования производственных мощностей предприятия (-ий) по виду деятельности + + Подтверждают вес предприятия(-ий)в отрасли
Показатели финансового состояния хозяйствующего субъекта/группы хозяйствующих субъектов Позволяют оценить текущее финансовое состояние предприятия(-ий) и тенденции его изменения
Тип финансовой устойчивости предприятия (определяется путем сопоставления обязательств и источников их покрытия) + Показывает текущее финансовое состояние предприятия
Коэффициент срочной ликвидности + - Подтверждают финансовую устойчивость в перспективе
Коэффициент автономии + -
Удельный вес инвестиций, приходящихся на предприятие (-ия) по виду деятельности + +
С учетом приведенных критериев система показателей оценки хозяйствующих субъектов при формировании отраслевого кластера должна иметь следующую структуру (рис. 1).
Отличительной особенностью предлагаемой системы показателей является то, что она позволяет оценить не только текущее экономическое состояние предприятия, но и получить перспективную оценку хозяйствующего субъекта общего характера. Общий характер перспективной оценки предприятия является более чем достаточным, так как осуществляется на стадии создания кластера. При успешном функционировании кластера деятельность хозяйствующего субъекта существенно измениться, как и его предварительная оценка. Вместе с тем предлагаемый подход позволяет избежать включения в калстер заведомо проблемных предприятий и тем самым предопределить успешность кластерного новообразования.
Применение приведенной системы показателей также обеспечит достижение следующих результатов:
- образуемый кластер будет выступать определяющей силой в отрасли, способной лоббировать и обеспечивать реализацию принимаемых решений (обеспечивается за счет включения в кластер наиболее значимых игроков рынка по объему и ассортименту выпускаемой продукции, доли основных фондов);
- создаваемый кластер будет экономически состоятельным и устойчивым образованием, как в текущий момент времени, так и в перспективе (обеспечивается за счет включения в кластер финансово устойчивых предприятий и организаций, обладающих существенным запасом ликвидности и инвестиционно привлекательных).
Расчет приведенных выше показателей осуществляется как индивидуально по каждому хозяйствующему субъекту, предполагаемого к включению в кластер, так и по совокупности хозяйствующих субъектов, при возможности расчета такого показателя (таблица 2).
Смысл расчета показателей по отдельным предприятиям очевиден. Что касается расчета показателей по совокупности предприятий, предполагаемых для включения в кластер, то в данном случае оценивается значение и вес нового интеграционного образования на отраслевом рынке и его экономическая состоятельность. При создании кластера важно обеспечить его конкурентоспособность. Достижение этой цели возможно только в том случае, если новый участник рынка может на него повлиять, включая ценовую, ассортиментную политику и качество
продукции. В противном случае успешность функционирования кластера остается под большим вопросом.
Помимо этого предлагаемая система показателей призвана обеспечить соответствие проведенной оценки фактическому положению дел на предприятия. Данное обстоятельство является существенно важным, так как оценка имеет предварительный характер и не сопровождается глубоким анализом финансово-хозяйственной деятельности предприятий, предположительно включаемых в кластер. Поэтому вся совокупность показателей подразделяются на две группы: информационные (показывают отдельные аспекты финансово-хозяйственной деятельности предприятия) и проверочные (подтверждают информационные показатели). Так к первой категории показателей относятся:
- из числа показателей рыночной позиции: доля продукции предприятия(-ий) в общем производстве продукции по виду деятельности, уровень охвата ассортиментной линейки производимой продукции (оказываемых услуг) по виду деятельности, доля основных фондов предприятия(-ий) в общей величине по виду деятельности, удельный вес работников предприятия(-ий) в общей численности занятых по виду деятельности;
- из числа показателей финансовой устойчивости: тип финансовой устойчивости предприятия (определяется путем сопоставления обязательств и источников их покрытия).
К числу проверочных показателей соответственно относятся:
- из числа показателей рыночной позиции: коэффициент использования производственных мощностей предприятия(-ий) по виду деятельности;
- из числа показателей финансовой устойчивости: коэффициент срочной ликвидности;
коэффициент автономии и удельный вес инвестиций, приходящихся на предприятие(-ия) по виду деятельности.
Совпадение характеристик предприятия в интерпретации информационных и проверочных показателей позволяет считать произведенную оценку хозяйствующих субъектов, предполагаемых для включения в кластер, реальной, то есть отражающей реальное состояние дел на предприятии. Не совпадении интерпретации данных групп показателей свидетельствует об обратном.
Таким образом, предлагаемая система показателей по оценке хозяйствующих субъектов при принятии решения об их включении в региональный отраслевой кластер, во-первых, обеспе-
чит включение в кластер действующих и экономически устойчивых предприятий и позволит тем самым избежать заведомой недееспособности кластера, во-вторых, является предпосылкой
Библиографический список
для закрепления за кластером ведущей силы в отрасли, и наконец, в-третьих, реализует принцип достоверности процедуры оценки хозяйствующего субъекта.
1. Ленчук Е.Б. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран / Е.Б. Ленчук, Г.А. Власкин [Э/р]. - Р/д: http:// institutiones.com/strategies/1928-klasternyj-podxod-v-strategii-innovacionnogo-razvitiya-zarubezhnyx-stran.html
2. Цихан, Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. - 2003. - № 5.
3. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт / сост. С.Ф. Пятинкин, Т.П. Быкова. - Минск, 2008.
Bibliography
1. Lenchuk E.B. Klasternihyj podkhod v strategii innovacionnogo razvitiya zarubezhnihkh stran / E.B. Lenchuk, G.A. Vlaskin [Eh/r]. - R/d: http:// institutiones.com/strategies/1928-klasternyj-podxod-v-strategii-innovacionnogo-razvitiya-zarubezhnyx-stran.html
2. Cikhan, T.V. Klasternaya teoriya ehkonomicheskogo razvitiya // Teoriya i praktika upravleniya. - 2003. - № 5.
3. Razvitie klasterov: suthnostj, aktualjnihe podkhodih, zarubezhnihyj opiht / sost. S.F. Pyatinkin, T.P. Bihkova. - Minsk, 2008.
Статья поступила в редакцию 02.11.12
УДК 331
Miljaeva L.G., Bavykina E.N. METHODICAL ASPECTS OF THE ANALYSIS OF CAREER STRATEGY OF YOUNG SPECIALISTS - GRADUATES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS. In the technique of an assessment of level of use of career potential and a level of development of professional career of graduates is presented; types of career strategy of young specialists - graduates of higher education institutions are proved.
Key words: Career, career growth, professional career, career potential, career strategy.
Л.Г. Миляева, д-р эконом. наук, проф. БТИ АлтГТУ им. И.И. Ползунова, г. Бийск, E-mail: [email protected],
Е.Н. Бавыкина, аспирант каф. экономики предпринимательства БТИ АлтГТУ им. И.И. Ползунова,
г. Бийск, E-mail: [email protected]
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА КАРЬЕРНЫХ СТРАТЕГИЙ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ - ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ
В статье представлена методика оценки уровня использования карьерного потенциала и уровня развития профессиональной карьеры выпускников; обоснованы типы карьерных стратегий молодых специалистов - выпускников вузов.
Ключевые слова: карьера, карьерный рост, профессиональная карьера, карьерный потенциал, карьерные стратегии.
Не секрет, что конкурентоспособность учебных заведений высшего профессионального образования во многом определяется востребованностью выпускников на рынке труда и уровнем развития их профессиональной карьеры. Отмеченное обстоятельство, подтверждая актуальность проблематики анализа карьерных стратегий молодых специалистов - выпускников вузов, указывает на необходимость разработки профильного методического инструментария.
В контексте с отмеченным представляется целесообразным акцентировать ряд моментов:
1. Карьера рассматривается с позиции интегрированного объективно-субъективного подхода. Множество определений карьеры, встречающихся в профильной отечественной литературе, правомерно разграничить на два подхода: объективный (достижение, получающее социальную оценку в виде признания в сообществе) и субъективный (эмоциональный компонент, мо-тивационный компонент, отношение к карьере как соотношение ожиданий достижениям и самооценка).
2. Карьера - поступательный процесс продвижения по должностным этапам профессионального развития, обусловленный повышением конкурентоспособности работника, сопряженный со степень качественных изменений в профессиональной деятельности (увеличением заработной платы, уровнем должностных прав и обязанностей, степенью самостоятельности и ответственности) и степень удовлетворение данным развитием.
3. Результат развития карьеры характеризуется понятием уровень развития карьеры - степень результативности качественных изменений, происходящих в профессиональной деятельности специалиста.
Отличительные аспекты авторской позиции сводятся к «привязке» этапов профессиональной карьеры не к возрасту, а к статусно-квалификационной градации («молодой специалист», «специалист», «квалифицированный специалист» и т.д.);
Поскольку современное российское трудовое законодательство не содержит определения молодой специалист, под данной статусной градацией условимся понимать лицо, удов-
летворяющее двум основным критериям: 1) окончившее учебное заведение начального, среднего или высшего профессионального образования; 2) работающее по полученной специальности в течение трех лет со дня окончания образовательного учреждения.
Представляется, что статусная категория «молодой специалист» по содержанию совпадает с типовым этапом «становление», по возрасту - может варьироваться от 18 до 30 лет.
Необходимость для анализа карьерных стратегий информации о карьерном потенциале и уровне развития профессиональной карьеры молодых специалистов [1].
Для оценки уровня развития профессиональной карьеры молодых специалистов - выпускников вузов и уровня использования их карьерного потенциала правомерно рекомендовать авторскую методику, предполагающую последовательное выполнение следующих этапов:
1. Формирование перечня показателей, отражающих уровень развития профессиональной карьеры (УРПК) и уровень использования карьерного потенциала (Уикп) молодого специалиста (таблица 1).
2. Выделение по каждому показателю трех градаций, соответствующих трем уровням (ступеням) развития профессиональной карьеры и, соответственно, использования карьерного потенциала: низкого, оцениваемого в 1 балл; среднего (в 2 балла); высокого (в 3 балла).
3. Разработка опросной анкеты, состоящей из двух частей. Первая часть - это параметрические характеристики респондента: Ф.И.О; год окончания ВУЗ; полученная специальность; место трудоустройства; занимаемая должность. Вторая часть, представляющая перечень диагностируемых показателей профессиональной карьеры молодого специалиста, предназначенная для выявления диагностируемых уровней (УРПК Уикп).
4. Целевой опрос респондентов - выпускников ВУЗа 3 последних лет.
5. Разграничение анализируемых выпускников на два типа - профильно трудоустроенных и прочих.