Научная статья на тему 'Формирование отраслевого кластера как фактор повышения конкурентоспособности туристско-рекреационного комплекса региона'

Формирование отраслевого кластера как фактор повышения конкурентоспособности туристско-рекреационного комплекса региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шваков Евгений Евгеньевич, Клепикова Наталья Ивановна, Зяблицкая Татьяна Сергеевна

В современных условиях для обеспечения положительной динамики регионального развития необходимо повышение конкурентоспособности отдельных отраслей региона. Одним из инструментов повышения отраслевой конкурентоспособности является создание региональных кластеров. В статье авторами предлагается алгоритм создания регионального туристско-рекреационного кластера, определяются его цели и задачи, предлагается научно обоснованный подход к отбору предприятий для включения в кластер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование отраслевого кластера как фактор повышения конкурентоспособности туристско-рекреационного комплекса региона»

УДК 338.48.571.151

Евгений Евгеньевич Шваков

(доктор экономических наук, директор Международного института экономики, менеджмента и информационных систем Алтайского государственного

университета, г. Барнаул) Наталья Ивановна Клепикова (кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, туризма и экономической теории Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск) Татьяна Сергеевна Зяблицкая (кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, туризма и экономической теории Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск)

ФОРМИРОВАНИЕ ОТРАСЛЕВОГО КЛАСТЕРА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

Ключевые слова: туристско-рекреационный комплекс, региональный кластер, конкурентоспособность региональной отрасли.

Современный этап развития российской экономики характеризуется не только стремлением обеспечить ее конкурентоспособность в национальном масштабе, но и межрегиональной конкуренцией за рынки сбыта. Данное обстоятельство обуславливает активный поиск на уровне субъектов РФ механизмов повышения конкурентоспособности отдельных отраслей или секторов экономики региона. Одним из инструментов достижения данной цели является создание отраслевых кластеров, обеспечивающих повышение конкурентоспособности региональных отраслей посредством эффективной пространственной организации экономики региона и синерге-тического эффекта, достигаемых в результате существенного улучшения межхозяйственных коммуникаций.

В настоящее время создание кластеров как форма пространственной организации производства является одной из очевидных тенденций развития национальных экономик. Мировая практика свидетельствует, что в последние два десятилетия процесс формирования кластеров происходил довольно активно. В целом, по оценке экспертов, к настоящему времени кластеризацией охвачено около 50% эконо-

мик ведущих стран мира. В США в рамках 380 кластеров работает более половины предприятий, а доля ВВП, производимого в них, превысила 60%. В ЕС насчитывается свыше 2 тыс. кластеров, в которых занято 38% его рабочей силы [1].

Сегодня и ведущие экономисты РФ признают кластер как наиболее действенный способ повышения конкурентоспособности отраслей, входящих в кластер, и обеспечения экономического роста [2; 3].

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. развитие территориальных кластеров является одним из условий повышения конкурентоспособности экономики. В стратегиях социально-экономического развития многих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований используется кластерный подход. На федеральном уровне проводится значительная работа по поддержке имеющихся кластерных инициатив и распространению положительного опыта по регионам РФ.

Для формирования отраслевого кластера на уровне субъекта Федерации предлагаем использовать следующий алгоритм (см. рис.).

6 этап Разработка кластерных инициатив и их реализация

5 этап Прогнозная оценка эффективности создания кластера

4 этап Определение состава потенциальных участников

3 этап Определение целей, задач формирования кластера

2 этап Оценка кластерного потенциала региональной экономики

1 этап Анализ конкурентных преимуществ региона

Алгоритм формирования регионального отраслевого кластера

Данный алгоритм включает в себя перечень действий по созданию кластера в субъекте РФ, а также содержание процедур и работ на различных этапах.

Предложенный алгоритм формирования регионального отраслевого кластера позволяет провести целостное исследование возможности реализации кластерных инициатив в регионе.

Рассмотрим формирование регионального кластера на примере одного из регионов Российской Федерации - Республики Алтай. В Республике Алтай значительное развитие получила отрасль туризма. По данным органов государственной статистики вклад туристско-рекреационной отрасли в экономику региона составляет около 12,5%. Именно такая доля ВПР приходится на предприятия туристско-рекреационного комплекса региона.

Вместе с тем по приблизительным оценкам доля туризма в российском ВВП в 2013 г. составила только 1,2%, с учетом сопутствующих отраслей - 6,9% [4]. Значение приведенного показателя дает основание утверждать, что туризм для экономики республики является одним из ведущих направлений хозяйственной деятельности. И учитывая перспективы развития туризма в регионе, целесообразно рассмотреть вопрос о создании в республике туристско-рекреационного кластера.

Целью создаваемого кластера является повышение конкурентоспособности туристско-рекреационного комплекса региона. Его задачи определяются исходя из особенностей функционирования данной сферы в Республике Алтай.

Давая краткую характеристику туристско-рекреационного комплекса региона, следует отметить многократное увеличение стоимости регионального туристского продукта за последние 12 лет. За этот период он увеличился более чем в 5 раз. Однако темпы его прироста имеют неустойчивый характер. При общей положительной динамике роста стоимости регионального туристского продукта, за исключением 2003 г., следует отметить их неравномерность. В период с 2007 по 2013 г. темпы роста туристско-рекреационной отрасли замедлились. Такое положение дел можно объяснить тем, что к 2007 г. сформировался стандартный турпродукт, который предлагается сегодня на рынке.

Также к числу основных критериев, характеризующих развитие туристско-рекреационной отрасли региона, относятся средняя продолжительность пребывания туристов в регионе и количество туристов, приходящихся на одного жителя региона.

Показатели средней продолжительности пребывания на территории республики после значительного снижения в 2009 г. до 3,5 суток вернулись к показателям 2008 г. и составляют по данным за 2013 г. 5,7 суток. Данная продолжительность пребывая туристов в регионе может быть охарактеризована как крайне недостаточная. Ежегодно количество туристов увеличивается, хотя и темп роста количества посещений заметно снижается, и в 2013 г. составил 1,45 млн человек, что в расчете на одного жителя составляет 6,9 человека.

Проведенный краткий анализ количественных параметров развития туристско-

рекреационного сектора экономики Республики Алтай свидетельствует о необходимости принятия мер по его развитию. Для дальнейшего развития туристско-рекреационной сферы и увеличения показателей ее деятельности необходимо качественное изменение предлагаемых услуг, формирование соответствующей инфраструктуры и решение ряда целого ряда других проблем.

Исходя из этого, задачами формирования туристско-рекреационного кластера в Республике Алтай следует считать:

- повышение качества предоставляемых услуг (на основе обеспечения согласованных действий предприятий туристско-рекреационного комплекса и улучшения логистики в организации туристских потоков);

- увеличение количества населения, избравшего местом своего отдыха Горный Алтай, в том числе и за счет согласованной и единой маркетинговой политики субъектов хозяйствования в туристско-рекреационной сфере;

- увеличение продолжительности пребывания туристов в Республике Алтай (за счет организации экскурсионной и развлекательной программы, организации отдыха на разных турбазах с учетом пожеланий отдыхающего и пр.).

Решение данных задач позволит еще более увеличить вклад туристско-рекреационного комплекса региона в валовой региональный продукт.

Существенно важным моментом при формировании туристко-рекреационного кластера является отбор субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в туристско-рекреационной сфере региона. Остановимся на данном моменте более подробно. При формировании кластера необходимо обеспечить полноценное представительство в его составе предприятий и организаций, формирующих региональный турпродукт, т.е. осуществляющих следующие виды деятельности: туроператорскую; турагентскую; экскурсионную; предоставление средств размещения и пр.

Общее количество зарегистрированных в регионе коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, занимающихся туристской и санаторно-курортной деятельностью, с каждым годом растет. Так, по данным налоговых органов Республики Алтай, в

2013 г. их количество составило 663 организации. Однако согласно реестру туристских предприятий, который ведется профильным министерством Республики Алтай, общее количество туристских предприятий, занимающихся туристской деятельностью, составляет 220, что значительно меньше данных, представленных налоговыми органами, так как в этом реестре присутствуют только субъекты, ведущие реальную финансово-хозяйственную деятельность.

Проведенный на основе данных, имеющихся в реестре, анализ структуры предприятий, работающих на территории Республики Алтай, в зависимости от вида деятельности позволяет сделать вывод, что наибольший процент (57%) в общем числе субъектов туристско-рекреационной деятельности занимают субъекты - средства размещения.

Средства размещения туристско-рекреационного комплекса региона представлены в основном базами отдыха, туркемпин-гами, турбазами, небольшими гостиницами, пансионатами, палаточными лагерями. По данным за 2013 г., в республике действовало 228 предприятий, предоставляющих услуги размещения, на которых за сезон отдыхает порядка 160 тыс. плановых туристов. Вместимость этих предприятий составила 11705 койко-мест в 2013 г., из них круглогодичных 4500 койко-мест, сезонных 7205 койко-мест. Это свидетельствует о высокой сезонности туристской индустрии в регионе. Большинство отдыхающих приходится на летний период времени, что является одной из проблем развития туристско-территориального комплекса республики.

Несмотря на существенный прирост средств размещения, большинство туристских организаций до настоящего времени предлагает туристам некомфортабельные номера. В 2013 г. доля комфортабельных средств размещения в общем объеме средств размещения составила 40%.

Кроме услуг размещения, многие турбазы самостоятельно занимаются организацией активных туров, экскурсий. Некоторые субъекты туристско-рекреационной деятельности имеют оздоровительные программы, в большей степени предлагающие обычный массаж, пантовые ванны, фитобочки. Только шесть предприятий

из 125 имеют лечебно-оздоровительную направленность.

Активно развивающимся направлением туризма в Горном Алтае является сельский туризм (зеленые дома), занимающий 25% от общего числа туристских предприятий в регионе. И это только официальные данные по тем жителям, которые зарегистрировали свою деятельность. Почти столько же сельчан сдает свое жилье внаем туристам без регистрации в налоговых органах.

Предприятия, предоставляющие экскурсионные услуги, занимают 5% от общего числа туристских предприятий, функционирующих на территории республики. Основным направлением экскурсионной деятельности является организация пеших, конных, автоэкскурсий к известным достопримечательностям. Еще одной популярной экскурсией являются кратковременные сплавы по рекам Горного Алтая на рафтах.

Количество туроператоров также составляет 5%. Все туроператоры специализируются на организации активных туров.

Учитывая разнообразие предприятий, работающих в туристско-рекреационной сфере региона, их многочисленность, проблема определения состава потенциальных участников регионального отраслевого кластера приобретает существенное значение. Вместе с тем успешность кластера определяется тем, насколько тщательно были проработаны вопросы по его функционированию на стадии создания. По нашему мнению, создаваемый кластер должен иметь существенный вес в экономике региона и туристско-рекреационной сфере, должен быть экономически устойчивым и финансово стабильным экономическим образованием. Поэтому в основе отбора предприятий региона, предполагаемых для вхождения в кластер, должен лежать научно обоснованный подход. В основу отбора предприятий для их включения в региональный туристско-рекреационный кластер предлагается положить систему специальных показателей.

Эта система показателей должна отвечать следующим критериям:

- соответствие особенностям кластера, его виду и целям (не может существовать универ-

сальной методики формирования кластеров при наличии различных целевых установок и задач их создания);

- простота расчета и интерпретации показателей (утяжеление методики отбора предприятий, предполагаемых для вхождения в кластер, не имеет экономического смысла, так как данный этап является предварительным);

- достоверность и доступность сведений для расчета показателей (обеспечивается имеющейся в распоряжении региональных органов власти статистической и ведомственной информацией, без запроса дополнительной информации от хозяйствующих субъектов и организаций) [5].

Таким образом, система показателей призвана, во-первых, обеспечить быстрое и экономически целесообразное принятие региональными органами власти решений относительно отдельных предприятий об их вхождении в кластер и, во-вторых, не требовать формирования и обработки существенно большого массива информации.

Учитывая то, что целью кластера является повышение конкурентоспособности отдельной отрасли региона, а именно туристско-рекреационной, показатели должны позволять отобрать не только наиболее значимых участников отрасли по всем видам деятельности, участвующих в формировании туристского продукта региона, но и имеющих хорошие перспективы развития.

В соответствии со вторым критерием показатели должны быть просты для расчета и интерпретации, но и в то же время информационны. Считаем, что этим целям в большей степени соответствуют относительные показатели. К таким показателям, по нашему мнению, можно отнести показатели, характеризующие место хозяйствующего субъекта на рынке, и показатели его финансового состояния, причем и в относительно отдаленной перспективе.

С учетом приведенных критериев система показателей оценки хозяйствующих субъектов при формировании кластера в туристско-рекреационной сфере региона может иметь следующую структуру (см. табл.).

Система показателей оценки хозяйствующих субъектов при принятии решения об их включении в региональный туристско-рекреационный кластер

Способ расчета

Показатель индивидуально по хозяйствующему субъекту по группе предприятий/ организаций, входящих в кластер Назначение показателя

Показатели рыночной позиции Позволяют оценить вес пред-

хозяйствующего субъекта / приятия (-ий) в туристско-

группы хозяйствующих субъ- - - рекреационной сфере и

ектов подтверждают достоверность этой оценки

Доля услуг предприятия (-ий) в общем объеме услуг + +

туристско-рекреационного

комплекса региона

Уровень охвата ассорти-

ментной линейки оказы- + +

ваемых услуг туристско-

рекреационного характера Показывают вес пред-

Доля основных фондов предприятия (-ий) в их об- + + приятия (-ий) в туристско-рекреационной сфере

щей величине туристско-

рекреационного комплекса

Удельный вес работников

предприятия (-ий) в об-

щей численности занятых в + +

туристско-рекреационном

комплексе

Коэффициент использования Подтверждают вес пред-

производственных мощностей + + приятия (-ий) в туристско-

предприятия (-ий) рекреационной сфере

Показатели финансового со- Позволяют оценить текущее

стояния хозяйствующего субъ- финансовое состояние пред-

екта/группы хозяйствующих субъектов приятия (-ий) и тенденции его изменения

Тип финансовой устойчивости предприятия (определяется путем сопоставления обяза- + Показывает текущее финансовое состояние предприятия

тельств и источников их по-

крытия)

Коэффициент срочной ликвид- +

ности

Коэффициент автономии + -

Удельный вес инвестиций, приходящихся на предприятие (-ия) в их общем объеме по + + Подтверждают финансовую устойчивость в перспективе

туристско-рекреационному

комплексу региона

Расчет приведенных выше показателей осуществляется как индивидуально по каждому хозяйствующему субъекту, предполагаемого к включению в туристско-рекреационный кластер, так и по совокупности хозяйствующих субъектов, при возможности расчета такого показателя.

Смысл расчета показателей по отдельным предприятиям очевиден. Что касается расчета показателей по совокупности предприятий, предполагаемых для включения в кластер, то в данном случае оценивается значение и вес нового интеграционного образования на отраслевом рынке и его экономическая состоятельность. При создании кластера важно обеспечить его конкурентоспособность. Достижение этой цели возможно только в том случае, если новый участник рынка может на него повлиять, включая ценовую, ассортиментную политику и качество оказываемых услуг. В противном случае успешность функционирования кластера остается под большим вопросом.

Отличительной особенностью предлагаемой системы показателей является то, что она позволяет оценить не только текущее экономическое состояние предприятия, но и получить перспективную оценку хозяйствующего субъекта общего характера. Общий характер перспективной оценки предприятия является более чем достаточным, так как осуществляется на стадии создания кластера. При успешном функционировании кластера деятельность хозяйствующего субъекта существенно изменится, как и его предварительная оценка. Вместе с тем предлагаемый подход позволяет избежать включения в кластер заведомо проблемных предприятий и тем самым предопределить успешность кластерного новообразования.

Применение приведенной системы показателей также обеспечит достижение следующих результатов:

- образуемый кластер будет выступать определяющей силой в туристско-рекреационной

Библиографический список

сфере, способной лоббировать и обеспечивать реализацию принимаемых решений (обеспечивается за счет включения в кластер наиболее значимых игроков рынка по объему и оказываемых услуг, доли основных фондов);

- создаваемый кластер будет экономически состоятельным и устойчивым образованием как в текущий момент времени, так и в перспективе (обеспечивается за счет включения в кластер финансово устойчивых предприятий и организаций, обладающих существенным запасом ликвидности и инвестиционно привлекательных).

Таким образом, предлагаемый подход отбора хозяйствующих субъектов туристско-рекреационной деятельности на основе системы показателей по оценке хозяйствующих субъектов при принятии решения об их включении в туристско-рекреационный кластер, во-первых, обеспечит включение в кластер действующих и экономически устойчивых предприятий и позволит тем самым избежать заведомой недееспособности кластера, во-вторых, является предпосылкой для закрепления за кластером ведущей силы в отрасли, и наконец, в-третьих, реализует принцип достоверности процедуры оценки хозяйствующего субъекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кластерная форма пространственной организации экономики региона в виде регионального туристско-рекреационного кластера позволит не только повысить конкурентоспособность отдельных предприятий, в него входящих, но и увеличит долю добавленной стоимости от туристско-рекреационного комплекса в структуре ВРП и, соответственно, обеспечит его рост. Указанное достижимо благодаря си-нергетическому эффекту [6], вследствие создания единой системы обмена информацией, технологиями приема и обслуживания туристов, решения общих проблем, сочетания конкуренции и кооперации, увеличения финансового, производственного потенциала предприятий туристско-рекреационного кластера путем объединения их ресурсов.

1. Ленчук, Е.Б. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран / Е.Б. Ленчук, Г.А. Власкин. - URL: http://institutiones.com/strategies/1928-klasternyj-podxod-v-strategii-innovacionnogo-razvitiya-zarubezhnyx-stran.html.

2. Голубева, А.И. Обоснование и предпосылки создания отраслевых кластеров в АПК (На примере Ярославской области) / А.И. Голубева, В.И. Дорохова, А.Н. Дугин, Ю.В. Шуматбаева // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2013. - №2 (100). - С. 146-153.

3. Терешин, Е.М. Современная дефиниция понятия «кластер» и подходы к формализации этого явления / Е.М. Терешин, В.М. Володин // Экономические науки. - 2010. - №63. - С. 164-167.

4. Сводные статистические данные за 5 лет (с 2009 по 2013 гг.) по субъектам Российской Федерации. - URL : http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140724.

5. Шваков, Е.Е. Оценка хозяйствующих субъектов при создании регионального кластера: система показателей и методический подход к ее осуществлению / Е.Е. Шваков, Н.И. Клепикова // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - №6 (37). - С. 114-117.

6. Пугачева, Н.Б. Отраслевая кластеризация как механизм взаимодействия сопряженных социально-экономических институтов / Н.Б. Пугачева, Ю.А. Баранов // Общество: политика, экономика, право. - 2013. - №2. - С. 32-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.