Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №3, Том 8 / 2020, No 3, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-3-2020.html URL статьи: https ://mir-nauki. com/PDF/52PDMN320.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Чалова О. А. Оценка готовности студентов заочного отделения неязыкового вуза к самостоятельной работе по иностранному языку в рамках Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (3++) // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3,
https://mir-nauki.com/PDF/52PDMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. For citation:
Chalova O.A. (2020). Assessment of the readiness of students of the correspondence Department of a non-linguistic University to work independently in a foreign language within the framework of the Federal state educational standard of higher education (3++). World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/52PDMN320.pdf (in Russian)
УДК 378 ГРНТИ 14.35.09
Чалова Ольга Александровна
ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», Москва, Россия
Доцент кафедры «И-14 Иностранный язык для технологических специальностей»
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=718011
Оценка готовности студентов заочного отделения неязыкового вуза к самостоятельной работе по иностранному языку в рамках Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (3++)
Аннотация. Статья посвящена вопросу готовности студентов Московского авиационного института (национально исследовательского университета) к самостоятельной работе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (3++) в процессе обучения иностранному языку. В соответствии с данным образовательным стандартом учащиеся должны овладеть набором определенных компетенций: универсальных, общепрофессиональных и профессиональных. Автор выделяет универсальную компетенцию 4 (коммуникацию), которая соответствует дисциплине «Иностранный язык». Проанализированы индикаторы освоения компетенции; расписаны уровни сформированности компетенции, которые могут служить для проверки готовности к новым образовательным стандартам. Целью данного исследования явилась оценка степени готовности студентов заочного отделения неязыкового вуза к самостоятельной работе на иностранном языке в рамках Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (3++). В результате проведенного эксперимента были определены уровни владения иностранным языком у студентов 1-3 курсов заочного отделения, основные критерии готовности к самостоятельной работе, дидактические условия для самостоятельной работы, проведена оценка готовности студентов к самостоятельной работе в рамках ФГОС ВО (3++).
Ключевые слова: самостоятельная работа; универсальная компетенция; уровни готовности; критерии готовности; дидактические условия; новые образовательные стандарты; иностранный язык; коммуникация
Введение
В последние годы все большее число студентов, особенно технических вузов, сталкиваются с проблемой выражения своих мыслей, как устно, так и письменно. Специалист нового формата, которого ждут на рынке труда, должен обладать не только определенным набором профессиональных навыков и умений, но и обладать коммуникативными навыками, только в этом случае он будет конкурентоспособен. В настоящее время проблема разрыва между теоретическими знаниями, которые студенты получают в университете, и практическими навыками, которые хотят работодатели и рынок труда, остается актуальной. Перед высшей школой стоит ряд задач, одной из которых является организация обучения на таком уровне, где будущий инженер сможет самостоятельно совершенствоваться в овладении различными видами иноязычной деятельности, а также участвовать в межкультурной коммуникации на родном и иностранном языках.
Таким образом, вопросы подготовки высококвалифицированных специалистов, способных самостоятельно принимать решения и обладающих навыками самостоятельной работы на иностранном языке, особенно актуальны и являются предметом научных исследований.
Целью данного исследования является оценка степени готовности студентов заочного отделения неязыкового вуза к самостоятельной работе на иностранном языке в рамках Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (3++) (ФГОС ВО(3++)). Цель исследования определила необходимость решения следующих задач:
• раскрыть сущность понятий «самостоятельная работа», «учебная автономия», «автономия» на основе анализа педагогической и методической литературы;
• выявить уровень владения иностранным языком у студентов 1-3 курсов заочного отделения;
• определить основные критерии готовности к самостоятельной работе в процессе изучения иностранного языка (ИЯ);
• определить дидактические условия для самостоятельной работы;
• разработать учебные раздаточные материалы в качестве методического обеспечения при формировании готовности к самостоятельной работе для экспериментальной группы с учетом педагогических принципов и использования современных технологий при обучении иностранному языку;
• определить степень готовности к самостоятельной работе будущих инженеров в процессе обучения ИЯ в соответствии с ФГОС ВО (3++).
Обзор литературы
Интерес к самостоятельной работе рассматривался и изучался различными исследователями (Гальскова Н.Д. и Гез Н.И. [1], Корнилова Л.И. [2], Артамонова Г.В. [3], Тамбовкина Т.Ю. [4], Воротилкина И.М. [5], Есипов Б.П. [6], Коряковцева Н.Ф. [7], Пидкасистый П.И. [8], Зимняя И.А. [9], Соловова Е.Н. [10], Bimmel P. [11], Rubin J. [12], Wenden A. [13], Holec H. [14], Oxford R.I. [15] и др., при этом организация и качество самостоятельной работы студентов остались все еще на низком уровне. Многие студенты не владеют приемами самостоятельной работы и не в состоянии усвоить программу вуза, а с сентября 2021 года вузы Российской Федерации будут заниматься актуализацией образовательных программ в
соответствии с требованиями ФГОС ВО (3++) и требования к уровню владения дисциплинами значительно возрастет.
Рассмотрим основные понятия, которые актуальны для современного высшего образования и методики преподавания ИЯ. Итак, большинство исследователей сходятся во мнении, что «самостоятельная работа» в педагогическом процессе должна быть под наблюдением [16, с. 28], а иногда и под руководством преподавателя [17, с. 112].
Определение «автономия» в области обучения иностранному языку данное X. Холеком понимается как «способность брать на себя ответственность за свою учебную деятельность относительно всех аспектов этой учебной деятельности: установление целей, определение содержания и последовательности, выбор используемых методов и приемов, управление процессом овладения, оценка полученного результата» [14, с. 77]. Большой интерес вызывает интерпретация понятия «автономия», предложенная Л. Дикинсоном, где основное место занимает понятие ответственности студента за изучение нового и определение сферы распределения этой ответственности в учебном процессе [18, с. 9].
Очень емкое и точное определение понятия «автономия» представлено отечественным методистом Коряковцевой Н.Ф., которая трактует образование как способность личности сознательно осуществлять продуктивную образовательную деятельность, направленную на создание личностного образовательного продукта, отражать и оценивать эту деятельность путем накопления эффективного опыта, конструктивно и творчески взаимодействовать с образовательной средой и образовательной деятельностью, брать на себя ответственность за процесс и продукт этой деятельности, в результате самоопределения и саморазвития личности [7, с. 83].
Материалы и методы
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретические - изучение и анализ научной литературы по психологии, педагогике, методике преподавания; эмпирические - наблюдение, тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты; статистическая обработка результатов эксперимента.
В данной статье обращается внимание на готовность студентов заочного отделения Московского авиационного института (национального исследовательского университета) к самостоятельной работе и ее организацию в техническом вузе на базе гуманитарной дисциплины «Иностранный язык». Во всех направлениях подготовки «Иностранный язык» является обязательной дисциплиной, а в новом образовательном стандарте за данной дисциплиной закрепили универсальную компетенцию (коммуникацию), так, благодаря общению (письменному и устному, аудиторному и внеаудиторному) с помощью информационных технологий и без, учащиеся смогут быстрее погрузиться в профессиональную среду и в будущем будут иметь возможность решать поставленные перед ними задачи.
Объектом исследования выступали студенты 1-3 курсов заочного отделения 3 и 5 институтов Московского авиационного института (национального исследовательского университета). В эксперименте участвовало 88 человек.
Следует отметить, что высшая школа осуществляет образовательные услуги на основе соответствующего Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 1 и
1 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273 - ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения 02.04.2020).
образовательных стандартов, в данные стандарты включены обязательные дисциплины, практики, элективные и факультативные дисциплины. Иностранный язык включен в обязательные дисциплины (модули), а значит направлен на формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
В соответствии с ФГОС ВО (3++) программы бакалавриата по направлениям подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника (3 институт МАИ)2, 38.04.02 Менеджмент (5 институт МАИ) должны устанавливать следующие универсальные компетенции (УК), представленные в таблице 1:
Таблица 1
Универсальные компетенции
Наименование категории (группы) универсальных компетенций Код и наименование универсальной компетенции выпускника
Системное и критическое мышление УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
Разработка и реализация проектов УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
Командная работа и лидерство УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
Коммуникация УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
Межкультурное взаимодействие УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение) УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
Безопасность жизнедеятельности УК-8. Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций
Согласно ФГОС ВО (3++) у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой бакалавриата или магистратуры. Компетенции могут быть универсальные, общепрофессиональные и профессиональные. В качестве примера рассмотрим одну из самых важных универсальных компетенций - коммуникация, которая относится к дисциплине «Иностранный язык» и отвечает за способность выпускника осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах).
Очевидно, что для работы с данной компетенцией (УК-4) необходим ряд условий. Московский авиационный институт (научный исследовательский университет) предлагает следующие дидактические условия для самостоятельной работы бакалавров, в том числе и в рамках ФГОС ВО (3++):
• наличие и доступность необходимого учебно-методического и справочного материала (печатного и электронного);
2 http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/090303_B_3_17102017.pdf (Дата обращения 22.06.2020).
• доступ в сеть Интернет;
• система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
• консультационная помощь, в том числе взаимодействие в сети Интернет на платформе Microsoft Teams.
Таблица 2
Универсальные компетенции, соответствующие ФГОС ВО 3++ программе бакалавриата подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника, 38.04.02 Менеджмент, разработана автором с использованием материалов3'4
Наименование категории (группы) универсальных компетенций Код и наименование универсальной компетенции выпускника Код и наименование универсальной компетенции выпускника МАИ Индикатор освоения УК для бакалавра
Коммуникация УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) 4.1. Организация коммуникации / взаимодействия Выбирает стиль общения в зависимости от цели и условий партнерства; адаптирует речь, стиль общения и язык жестов к ситуациям взаимодействия
4.2. Деловая коммуникация на иностранном языке Ведет деловую переписку на иностранном языке с учетом особенностей стилистики официальных писем и социокультурных различий
4.3. Перевод Выполняет для личных целей перевод официальных и профессиональных текстов с иностранного языка на русский, с русского языка на иностранный
4.4. Публичное выступление на иностранном языке Устно представляет результаты своей деятельности на иностранном языке, может поддержать разговор в ходе их обсуждения
Материально-техническая база и информационно-техническое обеспечение самостоятельной работы студентов Московского авиационного института включает в себя:
• библиотеку с читальным залом;
• компьютерные классы с возможностью работы в Интернете;
• аудитории для консультационной деятельности;
• учебную и учебно-методическую литературу.
В системе высшего образования до настоящего времени результаты обучения представляли собой определенный набор знаний, умений и навыков. В представленной таблице 3 автор соотносит знания, умения и навыки с показателями уровня сформированности компетенции и предлагает 3 уровня освоения компетенции (пороговый, средний и высокий).
3 https://knastu.ru/media/files/page_files/teachers/Bershadskaya_UK_-_indikatory_opyt_razrabot..tsenivaniya_Seminar_AKUR_05.2018.pdf (Дата обращения 22.06.2020).
4 https://www.sgu.ru/sites/default/files/education/programs/2019/44.03.01_po_angl_yaz.pdf (Дата обращения 22.06.2020).
Таблица 3
Уровни готовности студентов к самостоятельной работе по иностранному языку в рамках ФГОС ВО (3++), разработана автором с использованием материалов5'6
Дисциплина (наименование и шифр дисциплины) Результаты обучения (знать, уметь, владеть) Уровни сформированности компетенций Основные индикаторы освоения компетенции Этапы формирования компетенции (указать семестры) Средства оценки сформированности компетенции
Иностранный язык • Знать лексический минимум в объеме 1000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера; общую техническую терминологию на иностранном языке; основные грамматические конструкции. • Уметь использовать не менее 300 терминологических единиц и терминоэлементов, основные грамматические конструкции в устной и письменной речи. • Владеть иностранным языком в объеме, необходимом для возможности устной и письменной коммуникации и получения информации из иностранных источников со словарём. Пороговый • Делает короткие, заранее отрепетированные доклады, сообщения, подкрепляя их примерами и кратко аргументируя собственную точку зрения. • Высказывается в ситуациях с соблюдением необходимых норм культуры языка, используя элементарные синтаксические структуры с заученными конструкциями, словосочетания и стандартные обороты для того, чтобы передать ограниченную информацию по темам курса. • Ведет деловую переписку, учитывая особенности стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурные различия в формате корреспонденции на ИЯ имеется большое количество грамматических, лексических, орфографических ошибок либо корреспонденция оформлена неправильно. • Выполняет перевод основного объема профессиональных тексов с ИЯ на государственный язык и обратно, имеются значительные погрешности в стилистической окраске и в речевом узусе. 1-2 семестры Контрольная работа 1
5 http://www2.bigpi.biysk.ru/umu/doc/pasport_kompetencii/pk_UK_4_A_19.pdf (Дата обращения 22.06.2020).
6 http://www.samsmu. ru/files/news/2019/1207/op_pharm_p2_3.pdf (Дата обращения 22.06.2020). Страница 6 из 14
Дисциплина (наименование и шифр дисциплины) Результаты обучения (знать, уметь, владеть) Уровни сформированности компетенций Основные индикаторы освоения компетенции Этапы формирования компетенции (указать семестры) Средства оценки сформированности компетенции
• Знать лексический минимум в объеме 2000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера; общую техническую терминологию на иностранном языке. • Уметь использовать не менее 600 терминологических единиц и терминоэлементов; правила образования глагольных форм в устной и письменной коммуникации. • Владеть иностранным языком в объеме, необходимом для возможности устной и письменной коммуникации и получения информации из иностранных источников со словарём и без словаря. Средний • Делает ясные, логично построенные доклады, сообщения, подкрепляя их примерами и детально аргументируя собственную точку зрения. • Высказывается в ситуациях с соблюдением необходимых норм культуры языка, используя развернутые синтаксические структуры с заученными конструкциями, словосочетания и стандартные обороты для того, чтобы передать ограниченную информацию по темам курса. • Ведет деловую переписку, учитывая особенности стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурные различия в формате корреспонденции на ИЯ, имеется небольшое количество грамматических, лексических, орфографических ошибок. • Выполняет полный и точный перевод профессиональных тексов с ИЯ на государственный язык и обратно, но имеются незначительные погрешности в стилистической окраске и в речевом узусе. 3-4 семестры Контрольная работа 2
Страница 7 из 14
World of Science. Pedagogy and psychology 2020, No 3, Vol 8 https://mir-nauki.com
Дисциплина (наименование и шифр дисциплины) Результаты обучения (знать, уметь, владеть) Уровни сформированности компетенций Основные индикаторы освоения компетенции Этапы формирования компетенции (указать семестры) Средства оценки сформированности компетенции
• Знать лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера; общую техническую терминологию на иностранном языке; основные грамматические конструкции и правила образования глагольных форм. • Уметь использовать не менее 900 терминологических единиц и терминоэлементов; основные грамматические конструкции и правила образования глагольных форм в устной и письменной коммуникации. • Владеть иностранным языком в объеме, необходимом для возможности устной и письменной коммуникации и получения информации из иностранных источников. Высокий • Делает ясные, логично построенные доклады, сообщения, подкрепляя их примерами, детально аргументируя собственную точку зрения и обсуждая противоречивые моменты. • Высказывается в ситуациях с соблюдением необходимых норм культуры языка, используя различные функциональные стили. • Ведет деловую переписку, учитывая особенности стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурные различия в формате корреспонденции на ИЯ. • Выполняет точный и полный перевод профессиональных тексов с ИЯ на государственный язык и обратно, используя адекватные средства передачи объективной информации. 5-6 семестры Контрольная работа 3
Страница 8 из 14
Результаты исследования
В соответствии с проблемой формирования готовности студентов-заочников к самостоятельной работе был проведен педагогический эксперимент на кафедре «Иностранный язык для технологических специальностей» МАИ (научного исследовательского университета).
В процессе эксперимента студенты были разделены на 2 группы: контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ). Будущие инженеры обеих групп (ЭГ и КГ) принимали участие в одних и тех же учебных проектах, количество часов, отведенных на аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу; и объем усваиваемого материала одинаков, учебная работа в режиме аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы проводилась одним преподавателем (автором исследования). Отличие заключалось в том, что в ЭГ при реализации подготовки к занятиям применялась разработанная нами система формирования готовности к самостоятельной работе, на основе специально созданного раздаточного материала.
В результате проведенного тестирования студенты 1-3 курсов заочного отделения показали следующие уровни владения языком (таблица 4), а именно, лишь 13 % от общего числа тестируемых владеют ИЯ на уровне pre-intermediate, при котором учащиеся способны понять смысл знакомых выражений, могут задавать простые вопросы и знают основные правила грамматики; при этом «рабочим» уровнем, который требует работодатель считается intermediate, данным уровнем владеет лишь 2 % опрошенных. Оставшиеся испытуемые показали низкие уровни владения языком - elementary и beginner.
Таблица 4
Уровни владения иностранным языком студентов 1-3 курсов заочного отделения
группа Уровень владения иностранным языком, %
beginner elementary pre-intermediate intermediate
ЭГ+КГ 40 % 45 % 13 % 2 %
Разработано автором
Следующим этапом работы со студентами должно было стать выполнение заданий самостоятельно без участия преподавателя, которые соответствуют индикаторам достижения УК-4:
1. Подготовить презентацию на тему: «Моя будущая профессия и ее роль в современном обществе».
2. Написать ответ на электронное письмо.
3. Написать резюме и сопроводительное письмо.
В таблице 5 приведены результаты констатирующего эксперимента, который показал низкий уровень организации и выполнения самостоятельной работы. Были выявлены основные недостатки организации проведения самостоятельной работы:
• отсутствие материалов, позволяющих зафиксировать в письменном виде весь процесс презентации и четко увидеть собственную раскрутку;
• были значительные языковые и речевые трудности при проведении презентаций на иностранном языке.
Эти недостатки были учтены в формирующем эксперименте.
Таблица 5
Уровень организации самостоятельной работы студентов КГ и ЭГ на этапе констатирующего эксперимента
Не выполнили, Выполнили Выполнили
№ Задание % частично, % полностью, %
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
1 Подготовить презентацию на тему: «Моя будущая профессия и ее роль в современном обществе» 60 53 28 29 12 18
2 Написать ответ на электронное письмо 40 54 36 16 24 30
3 Написать резюме и сопроводительное письмо 76 73 10 11 14 16
Разработано автором
В основу формирующего эксперимента был положен принцип единственного различия, которое заключалось в том, что в экспериментальной группе (ЭГ) при организации самостоятельной работы будущих инженеров в дополнении к имеющемуся учебному пособию «Английский язык для инженеров» авт. Полякова Т.Ю. использовался раздаточный материал с образцами: электронных писем, резюме, сопроводительных писем, рефератов, эссе, статей; основные правила: перевода, ведения переговоров, деловой переписки, проведения презентаций, а в контрольной группе (КГ) самостоятельная работа осуществлялась на основе существующей системы самостоятельной подготовки студентов заочного отделения также на базе учебного пособия «Английский язык для инженеров» авт. Полякова Т.Ю., но без дополнительных материалов.
Таким образом, по окончанию 2 семестров студентам КГ и ЭГ было предложено выполнить задания на ИЯ самостоятельно. При предъявлении заданий для ЭГ на внеаудиторную самостоятельную работу использовался дифференцированный подход. Перед выполнением самостоятельной работы преподаватель проводил инструктаж по выполнению задания, который включал цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.
Самостоятельная работа осуществлялась индивидуально, вне занятий. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов использованы обмен информационными файлами, защита творческих работ и электронных презентаций.
Таблица 6
Уровень организации самостоятельной работы студентов КГ и ЭГ на этапе формирующего эксперимента
Не выполнили, Выполнили Выполнили
№ Задание % частично, % полностью, %
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
Подготовить презентацию на тему: «Роль
1 информационных технологий в современном мире на примере...» 58 23 17 47 15 30
2 Написать ответ на электронное письмо 36 2 39 11 25 87
3 Написать резюме и сопроводительное письмо 74 43 10 23 16 34
Разработано автором
Реализация поставленной цели, а именно, определение уровня готовности студентов к самостоятельной работе в соответствии с новыми стандартами в высшей школе проходила в рамках дисциплины «Иностранный язык». Студентам ЭГ и КГ было предложено подготовить презентацию и выступить на иностранном языке с использованием информационных технологий на тему: «Роль информационных технологий в современном мире на примере...». С подготовкой презентации и выступлением справилось 30 % участников ЭГ (таблица 5), большинство (70 %) студентов не смогли презентовать свою работу. Из 30 % выступивших,
лишь 10 % справились с эмоциями и свободно владели материалом, оставшиеся 90 % очень сильно волновались и практически всю презентацию читали со слайдов.
Наблюдения за деятельностью студентов во время участия в исследовании показали, что будущие инженеры сталкиваются с большим количеством трудностей на всех этапах выполнения самостоятельной работы. Самыми большими проблемами были отсутствие опыта в постановке целей и задач для предстоящих мероприятий, особенно при проведении презентаций.
Затем студенты ЭГ должны были ответить на электронное письмо. 87 % участников эксперимента смогли ответить на электронное письмо, но не все студенты (45 %) владеют нормами вежливости при написании электронных писем.
Следующее задание было - написать резюме и сопроводительное письмо [19-21], на основе предложенных образцов и отправить по электронной почте. Лишь 34 % респондентов ЭГ смогли написать резюме и сопроводительное письмо на иностранном языке и отправить по электронной почте.
При оценивании результатов внеаудиторной самостоятельной работы использовались следующие критерии:
• уровень освоения студентами учебного материала;
• умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
• сформированность общеучебных умений;
• умения студента активно использовать электронные ресурсы;
• обоснованность и четкость изложения ответа;
• оформление материала в соответствии с требованиями;
• умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное [22].
Исходя их данных, полученных в ходе формирующего эксперимента и таблицы 6, можно сказать, что большинство студентов имеют высокий и средний уровни сформированности УК-4, что касается КГ, то здесь в основном студенты показали низкий уровень подготовленности.
Обсуждение результатов
Анализ данных, полученных в ходе педагогического эксперимента, а также ряд других работ [23; 24] показывает следующее: студенты ЭГ показывают более высокую готовность к самостоятельной деятельности в рамках УК-4; студенты, обучающиеся с раздаточными материалами, демонстрируют широкий объем используемых речевых и грамматических средств. Комплексная оценка уровня готовности к самостоятельной работе и иноязычному общению позволила подтвердить высокую продуктивность раздаточного материала, а также установить, что сформированный уровень готовности студентов ЭГ к самостоятельной работе значительно выше, чем у студентов КГ.
Самостоятельная работа в системе высшего образования заочной формы обучения рассматривается как основная форма организации учебного процесса, несмотря на частое изменение стандартов высшего образования. Поэтому одной из наиболее актуальных проблем остается вопрос о готовности к самостоятельной работе. Приоритетным направлением в решении данного вопроса является осознание студентами собственных целей, постановке
конкретных задач, использованию разнообразных методик, выбору наиболее эффективных из них, осуществлению самоконтроля и регуляции процессов собственной учебной деятельности и самостоятельной работы.
Заключение
Будущие инженеры в подавляющем большинстве своем не обладают достаточными навыками и умениями при выполнении самостоятельной работы. Оказалось, что практически каждый студент испытывает трудности при выполнении самостоятельной работы в процессе изучения иностранного языка, которые выражаются в отсутствии опыта самостоятельной деятельности и пассивно относятся к собственному обучению. Студенты постоянно нуждаются в руководстве в своей самостоятельной деятельности.
В заключение отметим, что согласно выполненным заданиям, уровень коммуникативной компетентности студентов КГ технического вуза достаточно низок, поэтому, с введением новых ФГОС в (3++), необходимо больше внимания уделять процессу выполнения самостоятельной работы, что в будущем поможет вузам выпускать конкурентоспособных специалистов средствами иностранного языка, а также повысит общий уровень грамотности будущих инженеров. Выпускник сможет поддерживать и совершенствовать профессиональную подготовку на высоком уровне, самостоятельно выполняя аудиторные и внеаудиторные задания, которая впоследствии даст высококвалифицированного специалиста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидакти-ка и методика: Учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.
2. Корнилова Л.И. Обучение студентов неязыковых вузов словообразовательным моделям имен существительных с помощью программированных пособий: на материале текстов на немецком языке по автомобилестроению: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Москва, 1977. - 207 с. с табл.
3. Артамонова Г.В. Формирование профессионально-ориентированной самостоятельной деятельности студентов языкового вуза: На материале оригинального художественного текста: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. - Тольятти, 2002. - 313 с.
4. Тамбовкина Т.Ю. Самообучение иностранным языкам: проблемы и перспективы / Т.Ю. Тамбовкина; Российский гос. ун-т им. И. Канта. - Калининград: Изд-во Российского гос. ун-а им. Иммануила Канта, 2007. - 319, [1] с.: ил., табл.; 21 см.
5. Воротилкина И.М. Самостоятельность студентов в учебном процессе // Высшее образование в России. - №3. - 2012. - С. 92-97.
6. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М.: Учпедгиз, 1961. - 239 с.
7. Коряковцева, Н.Ф. Автономия учащегося в процессе изучения иностранного языка и культуры // Автономность в практике обучения иностранным языкам и культурам: сб. науч. тр. МГЛУ; вып. 461. - М., 2001. - С. 16-17.
8. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М, 1980. - 240 с.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.
10. Соловова, Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителей иностранного языка. - М., 2004. - С. 83.
11. Bimmel, P. Lernerautonomie und Lernstrategien, Fernstudieneinheit 23. Langenscheidt. / P. Bimmel, U. Rampillon. München, 1999. - 208 S.
12. Rubin, J. How learner strategies can inform language teaching // Proceedings of LULTAC / V. Bickley (dir.) Hong Kong: Institute of Language in Education, Department of Education, 1989. - 108 p.
13. Wenden, A. Learner Strategies in Language Learning / A. Wenden, J. Rubin. - New Jersey: Prentice Hall, 1987. 321 p.
14. Holec, H. Autonomy in Foreign Language Learning / H. Holec. - Oxford: Pergamon, 1981. - 87 p.
15. Oxford, R. Language Learning Strategies: what every teacher should now / R. Oxford. London: Newbury House, 1990. - 137 p.
16. Микельсон Р.М. О самостоятельной работе учащихся. - М.: Учпедгиз, 1993. -176 с.
17. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / Инге Унт. - М.: Педагогика, 1990. - 188 с.
18. Dickinson, l. Self-instruction in language learning / L. Dickinson. - Cambridge: Cambridge University Press, 1987. - 200 p.
19. Лукашевич О.А. К вопросу о формировании письменной речи в процессе обучения деловой переписке студентов экономической специальности (на примере сопроводительного письма) Материали за 7-а международна научна практична конференция, «Achievement of high school», - 2011. Том 17. Педагогически науки. София. «Бял ГРАД-БГ» ООД - С. 14-16.
20. Лукашевич О.А. К вопросу о преподавании спецкурса «Деловая переписка и деловые переговоры на английском языке» студентам экономических специальностей Materialy VII Mi^dzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Perspektywiczne opracowania s^ nauk^ i technikami - 2011» Volume 24. Pedagogiczne nauki.: Przemysl. Nauka i studia - С. 82-85.
21. Артюшина Г.Г., Шейпак О.А. Организация и контроль самостоятельной работы в языковом образовании студентов экономических специальностей для авиационно-космической отрасли // 17-я Международная конференция «Авиация и космонавтика - 2018». 19-23 ноября 2018 года. Москва. Тезисы. - Типография «Люксор», 2018. - 740 с. - С. 560-561.
22. Положение о самостоятельной работе обучающихся ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В. Терешкина». - г. Лесной. - 2019. - 13 с.
23. Тельтевская Н.В. Оптимизация самостоятельной работы студентов с позиции компетентностного подхода // Известия Саратовского ун-та. Нов. серия. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2013. - Т. 13, вып. 3. - С. 118-122.
24. Казакова Е.И., Тарханова И.Ю. Оценка универсальных компетенций студентов при освоении образовательных программ // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 5. - С. 127-135.
https:// mir-nauki. com
Chalova Olga Alexandrovna
Moscow aviation institute (national research university), Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Assessment of the readiness of students of the correspondence Department of a non-linguistic University to work independently in a foreign language within the framework of the Federal state educational standard of higher education (3++)
Abstract. The article is devoted to the question of readiness of students of the Moscow aviation Institute (national research University) to independent work within the framework of the Federal state educational standard (3++) in the process of teaching a foreign language. In accordance with this educational standard, students must master a set of certain competencies: universal, General professional and professional. The author highlights the universal competence 4 (communication), which corresponds to the discipline "Foreign language". Indicators of competence development are analyzed; the levels of competence formation that can be used to test readiness for new educational standards are described. The purpose of this study was to assess the degree of readiness of students of the correspondence Department of a non-linguistic University to work independently in a foreign language within the framework of the Federal state educational standard of higher education (3++). As a result of the experiment was to determine the levels of foreign language proficiency among students of 1-3 courses of the correspondence Department, the main criteria of readiness for independent work, didactic conditions for independent work, assess the readiness of students to independent work in the framework of the FSES HE (3++).
Keywords: independent work; universal competence; readiness levels; readiness criteria; didactic conditions; new educational standards; foreign language; communication
52PDMN320