ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ ЮНЫХ ГИМНАСТОВ В ХОДЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
®2010 Пронина Л.В., Рагимханова Ф.К.
Дагестанский государственный педагогический университет
Контроль за нагрузкой юных гимнастов в первую очередь основывается на результатах тщательного изучения функциональных возможностей организма. Сведения о функциональном состоянии организма занимающихся гимнастикой учитываются при постановке цели и задач тренировки, при составлении индивидуального плана занятий для юных спортсменов. Изучение индивидуальных особенностей составляет основу управления тренировочными и соревновательными нагрузками и способствует достижению запланированного спортивного результата.
The control over young gymnasts’ loadings first of all is based on the results of the careful studying of the organism functionality. The data on gymnasts’ functional organism state are considered at the statement of the training purpose and problems, at making the individual plan of young sportsmen’s training. The study of their specific features makes a basis for managing the training and competitive loadings and promotes the achieving the planned sport result.
Ключевые слова: юные гимнасты, кардиореспираторная система,
функциональное состояние, учебная нагрузка, учебно-тренировочное занятие, внешние признаки утомления.
Keywords: young gymnasts, cardiorespiratory system, functional state, training loading, training lesson, external signs of tiredness.
Необходимость контроля
функционального состояния
организма юных гимнастов (7-9 лет) в ходе учебно-тренировочных занятий вызвана тем, что в данном возрастном периоде функции организма у детей, потенциальные возможности отдельных органов, как и организма в целом неодинаковы. У одних эти возможности значительно больше, у других - меньше. Во время спортивных занятий могут обнаружиться существенные
различия в проявлении и других индивидуальных свойств. Из-за этих различий одна и та же физическая
или психологическая нагрузка может быть для одних детей чрезмерной, для других - безразличной, для третьих - явно недостаточной. Поэтому необходима система комплексного контроля, включающая в себя учет объема, интенсивности нагрузки и степени утомляемости юных гимнастов во время учебно-трениро-вочных занятий [1].
За время тренировочного урока (занятия) большие нагрузки испытывают сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
Следовательно, педагогу-тренеру важно знать реакции данных систем
организма юного спортсмена на предлагаемые физические нагрузки, а также уметь определять степень утомления юных гимнастов по внешним признакам [4].
При планировании нагрузки результаты комплексного контроля позволяют осуществить
индивидуальный подход к ребенку: укрепить здоровье, повысить физическую работоспособность, интерес к занятиям и исключить травматизм [3].
С учетом актуальности проблемы нами была поставлена следующая цель исследования: оценить
функциональное состояние
кардиореспираторной системы юных гимнастов в ходе учебно-
тренировочных занятий.
Методика исследования
Исследование проводилось на базе кафедры спортивно-
педагогических дисциплин ДГПУ и СОШ № 46 г. Махачкалы (мальчики 7-9 лет, занимающиеся в секции гимнастики и акробатики (всего 112 детей).
О функциональном состоянии
кардиореспираторной системы юных спортсменов [2, 4] мы можем судить по наиболее информативным величинам, исследование которых представляет наименьшие трудности и за динамикой которых можно проследить в процессе занятий:
1) показатели сердечно-
сосудистой деятельности (частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), пульсовое давление (ПД), время восстановления пульса после физической нагрузки);
2) показатели внешнего дыхания (частота дыхания - ЧД).
Частота сердечных сокращений до и после тренировки измерялась в течение 1 минуты в положении сидя.
Артериальное давление
измерялось тонометром по методу Н. С. Короткова на правой руке в положении сидя после 5-минутного отдыха (до тренировки) и сразу
после тренировки. Пульсовое давление рассчитывалось с помощью расчетной формулы по методу Н. С. Короткова.
Частота дыхания подсчитывалась за 1 минуту в состоянии покоя, сидя. Для подсчета частоты дыхания ладонь прикладывалась к нижней части грудной клетки и верхней части живота [5].
Кроме того, нами проведены основные антропометрические
измерения роста, веса, окружности (ОГК) и экскурсии грудной клетки до тренировки и повторное взвешивание после тренировки.
Рост измеряли при помощи деревянного ростомера. Массу тела (вес) определяли путем взвешивания. Замер окружности грудной клетки проводили в покое (пауза между вдохом и выдохом), на вдохе и
выдохе. Общие показатели грудной клетки определяли по разнице между величинами окружностей грудной
клетки на вдохе и выдохе [5].
При проведении исследования нами использовалось следующее оборудование: секундомер - для
замера ЧСС и ЧД; медицинский тонометр - для замера АД; ростомер
- для измерения роста;
сантиметровая лента - для измерения ОГК; весы - для определения массы тела; компьютер
- для сбора, хранения и обработки полученных результатов.
Само тренировочное занятие
состояло из трех частей:
1) подготовительная, во время
которой дети выполняли
общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп (ходьба,
дозированный бег, прыжки, подскоки, наклоны и повороты туловища и пр.);
2) основная, в ходе которой дети выполняли упражнения на ловкость и быстроту реакции (упражнения со скакалкой, прыжки с поворотами, различные эстафеты);
3) заключительная, состоящая в основном из дыхательных
упражнений с выдохом через рот и нос.
На первом этапе исследования (до начала тренировочного занятия) были определены основные
антропометрические и
физиометрические показатели.
Немаловажными показателями, дополняющими общую картину
исследований, являются
субъективные ощущения
занимающихся и внешние признаки утомления, на что мы также обращали внимание на каждом этапе работы.
Следующим этапом нашего
исследования была оценка
функционального состояния
кардиореспираторной системы детей после подготовительной части
Основные антропометрии
тренировочного занятия, которое мы определяли по внешним признакам утомления детей (по субъективным показателям).
После основной и заключительной части, т.е. после тренировочного занятия мы вновь производили физиометрические измерения, а также повторное взвешивание детей. Результаты и обсуждение Данные, полученные в результате исследования, были математически обработаны [6] и на их основе составлены соответствующие
таблицы.
Основные антропометрические показатели юных гимнастов соответствуют возрастным нормам, что отражает таблица 1.
Таблица 1 показатели юных гимнастов
Рост (см) Вес (кг) Окружность грудной Экскурсия грудной
До тренировки После тренировки клетки (см) клетки
132,0±2,1 33,2±1,0 33,0±1,1 57,1 ±2,1 3,6±0,2
и = 1,6% г) = 3,01% г) = 3,3% и = 3,7% и = 5,5%
Примечание: и - коэффициент вариации
Однако после повторного взвешивания была обнаружена потеря веса у детей (в среднем 200 гр.), что свидетельствует о средней степени сложности нагрузки.
Таблица 2 Сравнительная характеристика динамики физиометрических показателей юных гимнастов
Таким образом, в рамках физиологических исследований были определены следующие показатели (табл. 2). Общеизвестно, что подготовительная часть учебнотренировочного занятия направлена на подготовку опорно-двигательного аппарата (мышц, связок, суставов), нервной и сенсорной систем к дальнейшей интенсивной работе, требующей больших мышечных
напряжений, быстроты и
выносливости.
Внешние признаки утомления
отсутствовали: упражнения
выполнялись детьми легко, с
энтузиазмом; нарушения ритма движений и их синхронность, одышка и покраснение кожных покровов также не наблюдались;
присутствовали признаки
незначительной испарины; даже в перерывах между выполнением упражнений дети были активны и подвижны [3].
Физиометрические До После
показатели тренировки тренировки
Пульс (уд/мин) 86,1 ±1,1 137,4±2,1
г) (%) 1,3 1,5
Систолическое
давление (мм.рт.ст.) 101,2±1,2 116,3±1,1
г) (%) 1,2 1,0
Диастолическое
давление (мм.рт.ст.) 59,4±1,3 71,2±0,1
г) (%) 2,2 0,1
Пульсовое давление 41,2±1,4 43,2±1,2
г) (%) 3,4 3,0
Частота дыхания
(цикл/мин) 27,0±1,3 35,0±0,1
г) (%) 4,8 0,3
Следовательно, подготовительная часть занятия оказала
тренировочное воздействие на организм занимающихся и
подготовила их к предстоящим
нагрузкам в основной его части. В результате исследования
обнаружены существенные различия в состоянии кардиореспираторной системы юных гимнастов до и после учебно-тренировочного занятия (р > 1,01). Однако в целом величина сдвигов в вегетативных функциях организма детей предельных
значений не достигла. Так, например, частота дыхания не превысила 35,0±0,1 дыхательных движений в минуту, восстановление частоты дыхания до исходного показателя
произошло уже на 2 минуте; сердцебиение, увеличившееся до 137,4 уд/мин, восстановилось уже в течение 1,5 минуты после окончания занятия.
Степень потоотделения у детей средняя, покраснение кожи (в частности лица) от среднего до
незначительного. Жалоб со стороны детей на боль в отдельных частях тела, на трудность выполнения отдельных упражнений и на весь цикл учебно-тренировочного занятия также нет, скованности движений и пошатывания при ходьбе не
наблюдалось. Все дети после
окончания учебно-тренировочного занятия находились в состоянии
эмоционального подъема,
Примечания
отличались высокой двигательной активностью и желанием продолжить тренировку.
Полученные данные
свидетельствуют о том, что
упражнения во время учебнотренировочного занятия были
средней степени сложности, без
перенапряжений, с постепенным
увеличением нагрузки и
соответствующей адаптацией к ней. В ходе всего учебно-тренировочного занятия правильно распределялось время на работу и отдых, что, в свою очередь, обеспечило высокую работоспособность детей и повысило интерес к занятиям.
Выводы
В состоянии вегетативных функций кардиореспираторной
системы занимающихся в ходе учебно-тренировоч-ного занятия предельных сдвигов не
наблюдалось.
Полученные данные определили среднюю степень учебной нагрузки и эффективность тренировочного занятия.
Результаты исследования могут быть положены в основу индивидуальных рекомендаций по планированию учебной нагрузки в спортивных секциях с целью обеспечения оптимального
функционального состояния
кардиореспираторной системы
занимающихся.
1. Аркаев Л. Я., Плоткин А. Б., Рубин В. С. Совершенствование физических качеств гимнастов // Научно-спортивный вестник. 1983. № 1. С. 1-6. 2. Душанин С. А., Шигаловский В. В. Функция сердца у юных спортсменов. Киев : Здоровье, 1988. 118 с. 3. Журавин М. Л., Загрядская О. В., Казакевич Н. В. Гимнастика: Учебное пособие. М. : Академия, 2002. 444 с. 4. Катрич Л. В. Адаптация сердечно-сосудистой системы при занятиях различными видами спорта // Проблемы физиологии произвольных движений и функциональных основ физического воспитания: Сб. научных трудов 1995-1996 гг. Краснодар, 1996. С. 82-88. 5. Ланда X. Д. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. М. : Советский спорт, 2004. 192 с. 6. Начинская С. В. Спортивная метрология: Учебное пособие. М. : Академия, 2005. 239 с.
Статья поступила в редакцию 18.11.2010 г.