УДК 612.8/159.91.
ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕФИЦИТОМ ВНИМАНИЯ
Н.Н. Гребнева, М.В. Смирнова
ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
Аннотация. На базе муниципальных детских дошкольных учреждений города Тюмени проведено исследование морфофункционального и психоэмоционального состояния практически здоровых детей 6—7 лет и детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Регрессионный анализ антропометрических показателей показал, что процент физически гармонично развитых детей с СДВГ даже выше по сравнению с контролем, как и некоторые показатели функционального состояния организма, особенно у детей мужского пола. В то же время анализ выполнения субтестов М. Люшера указывает на большее разнообразие цветового ряда и отклонения от аутогенной нормы преимущественно у детей с СДВГ. Характер цветовых предпочтений детей с СДВГ свидетельствует о психоэмоциональной незрелости, проявлении дезадаптивных внутриличностных тенденций, повышении уровня тревожности.
Ключевые слова: дети 6—7 лет; дефицит внимания; гиперактивность; физическое развитие; функциональные показатели; психоэмоциональное состояние.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в мировой детской популяции распространен повсеместно. Однако эпидемиология синдрома весьма разнообразна, а зачастую противоречива, что, возможно, обусловлено разными критериями и методами диагностики, спецификой подхода к оценке [2]. Лишь некоторые исследователи используют комплексный подход в оценке морфофункционального и психоэмоционального состояния детей, у которых диагностирован СДВГ. Большую озабоченность у медицинских работников, педагогов и психологов вызывает растущая распространенность СДВГ. В детском возрасте это наиболее часто встречающаяся форма нервно-психических нарушений [1—3]. Значительная распространенность СДВГ, высокая степень социальной, в т. ч. школьной дезадаптации, возникающая на его фоне, определяют актуальность проведенного исследования.
На базе муниципальных автономных детских дошкольных учреждений города Тюмени методами
антропометрии, спирометрии, регистрации основных показателей кардиореспираторной системы с применением кардиографии, нагрузочного тестирования, расчета индексов физического развития, индекса функциональных изменений Р.М. Баев-ского, определения психоэмоционального состояния с использованием теста М. Люшера, было обследовано 50 детей 6—7 лет, в том числе с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), из них 24 мальчика и 26 девочек. Контролем для детей с СДВГ служили данные 30-ти практически здоровых сверстников. Исследование включало оценку уровня гармоничности физического развития, анализ динамики параметров системы кровообращения с определением типа ее реакции на дозированную физическую нагрузку. Экспериментально по 18 пробам [7] у детей определяли также профиль функциональной межполу-шарной асимметрии. Исследуемые группы формировались на основе предварительного обследования детей и заключения комиссии в составе вра-
----—-
ча-невролога, психолога, дефектолога, ведущих педагогов в соответствии с критериями МКБ-10.
Сравнительная оценка основных показателей физического развития — длины и массы тела, окружности грудной клетки не выявила значимых различий между детьми разного пола с СДВГ и детьми контрольной группы. Значения индекса стении (Вервека-Воронцова) соответствовали диапазону величин, характеризующих пропорции тела детей как мезоморфные, скорость ростовых процессов характеризовалась практически одинаковыми параметрами. Анализ распределения антропометрических показателей обследованных детей по сигмальным интервалам, дающий возможность индивидуальной оценки степени гармоничности физического развития, показал, что дети с отклонениями в физическом развитии встречались, как в группе детей с СДВГ, так и в группе контроля, причем в последней даже чаще.
Изучение регистрируемых величин кардио-респираторной системы показало, что жизненная емкость легких (ЖЕЛ) у большинства обеих групп обследованных детей оказалась ниже по сравнению с рассчитанными должными значениями для детей этого возраста. При этом самые высокие значения ЖЕЛ регистрировались у детей мужского пола с СДВГ.
По данным литературы у значительной части гиперактивных детей наблюдается недостаточность мелкой моторики [3,4], но увеличение общей физической активности, в том числе и неорганизованной, может, на наш взгляд, способствовать адекватному физическому развитию, которое отмечалось нами у большинства детей с СДВГ.
Анализ показателей системы кровообращения в условиях физиологического покоя показал, что частота сердечных сокращений (ЧСС) мальчиков в группе контроля превышала показатели детей экспериментальной группы, что может свидетельствовать о более напряженном функциониро-
Таким образом, полученные нами данные о морфофунциональном развитии детей 6—7 лет
вании системы кровообращения, обусловленном сниженным уровнем физического развития. Известно, что при оптимальном уровне функционирования сердечнососудистой системы прирост ЧСС у детей после нагрузки умеренной интенсивности не должен превышать 30—50%. По нашим данным, в ответ на дозированную физическую нагрузку (функциональная проба 20 приседаний за 30 с), прирост ЧСС не составлял более 20%.
Исследование динамики показателей системы кровообращения до и после нагрузочного тестирования позволило оценить степень адекватности ее реакции на умеренное увеличение физической активности. Оптимальной, то есть нормотонической, была реакция сердечнососудистой системы на нагрузку у большинства девочек с СДВГ. Но более половины мальчиков этой группы продемонстрировали неблагоприятный — гипотонический тип реагирования, сопровождающийся ростом ЧСС на фоне практически не меняющегося уровня артериального давления (АД).
Изучение динамики системного АД в процессе нагрузочного тестирования показало, что ни у одного из обследованных детей с СДВГ она не носила характера гипертонической реакции, которая прогностически наиболее неблагоприятна. Но именно такой тип динамики показателей ЧСС и АД отмечен у 10% детей в контрольной группе. При этом девочки в этой группе реагировали на физическую нагрузку более адекватно по сравнению с мальчиками, что, по-видимому, связано с более высоким уровнем морфофункциональной зрелости. Соответственно и показатели индекса функциональных изменений (ИФИ) чаще оказывались в диапазоне значений, характеризующих состояние механизмов адаптации как «норма», у детей с СДВГ. Напротив, встречаемость значений ИФИ, которые можно трактовать как «напряжение механизмов адаптации», была более высокой у детей контрольной группы (табл. 1).
свидетельствуют о том, что по уровню физического развития дети с СДВГ мало отличаются от детей
Таблица 1
Индекс функциональных изменений дошкольников 6—7 лет с СДВГ, %
Степень адаптации Дети с СДВГ Контроль
n = 20 n = 30
мальчики девочки мальчики девочки
Нормальная адаптация 76,9 57,1 45,4 36,8
Напряжение механизмов адаптации 23,1 42,9 54,6 63,2
Гребнева Н.Н., Смирнова М.В. Оценка функционального и психоэмоционального состояния детей.
---—
контрольной группы, а по некоторым физиологическим параметрам даже опережают их.
В то же время по психофизиологическим показателям наблюдались явные различия. Известно, что высшие психические функции тесно связаны с проявлениями функциональной асимметрии мозга и интегративными процессами, вовлекающими в реализацию личностные и интеллектуальные когнитивные функции. В старшем дошкольном возрасте латерализация функций еще продолжает формироваться. Учитывая, что особенности меж-полушарных взаимоотношений во многом определяют индивидуальные черты психоэмоционального поведения и стратегию адаптации растущего организма [6; 7], мы провели оценку результатов распределения обследованных дошкольников по группам, изучив профиль функциональной асимметрии каждого из них. Среди обследованных нами дошкольников в результате экспериментального определения доминантности полушарий 80% детей с СДВГ было отнесено к декстралам.
В литературе имеются сведения, что изменения в ЦНС, способствующие развитию СДВГ, приводят к увеличению выраженности асимметрии при передаче сигналов. По статистике СДВГ встречается у мальчиков почти в 5 раз чаще, чем у девочек. Зная, что мозг девочек менее специализирован, делается вывод о том, что лица с меньшей специализацией мозга, лучше компенсируют любые поражения ЦНС [7]. По нашим данным встречаемость фенотипа с наименьшими проявлениями специализации полушарий оказалась выше в контрольной группе обследованных нами детей.
Оценка психоэмоционального состояния обследуемых проводилась нами на основе анализа
Полученные нами данные свидетельствуют, что цветовые предпочтения у детей с СДВГ были более разнообразными, чаще по сравнению с контролем, не соответствуя норме цветовых предпочтений Люшера, которая, как известно, является эталоном нервно-психического благополучия [8].
результатов теста М. Люшера. Изучение гаммы цветовых предпочтений позволило выявить особенности, присущие детям с СДВГ, 25% которых на первую позицию выдвигали красный цвет, что, как известно, отражает активность, эксцентричность и является наступательно агрессивным, двигательным, соперничающим и несет аффективные аспекты — возбудимость и доминирование. Но именно красный цвет дети с СДВГ чаще, чем дети контрольной группы смещали на 3—4 позиции. Чуть реже в обеих исследуемых группах на первой позиции оказывался желтый цвет. Его смысловая нагрузка — это спонтанность, эксцентричность, активность. Цвет является проективным на экспансивность, честолюбие, любознательность и несет такие аффективные аспекты как изменчивость, оригинальность, веселость. При обследовании детей с СДВ в 18% случаев первую позицию занимал фиолетовый цвет. Являясь дополнительным, в данной ситуации он указывал на психоэмоциональную незрелость и неустойчивость детского организма.
Среди детей с СДВГ более высоким по сравнению с контролем было и количество встречаемости случаев постановки на первые четыре позиции коричневого и черного цветов, что связано с повышением уровня тревожности, дезадаптивными внут-риличностными тенденциями.
Опираясь на понятие аутогенной нормы цветовых предпочтений по Вальнефферу, мы провели анализ степени удаленности цветовых предпочтений испытуемых от нормы. Мерой удаленности служили рассчитанные нами величины суммарного отклонения (СО) и вегетативного коэффициента (ВК) (табл. 2).
ЛИТЕРАТУРА
1. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. 2-е изд. М.: Издательский дом «Школа-Пресс 1», 2001.
2. Канбекова Р.И., Гребнева Н.Н., Смирнова М.В. Комплексная диагностика синдрома дефицита внимания
Таблица 2
Показатели суммарного отклонения и вегетативного коэффициента у дошкольников 6—7 лет
СО ВК
дети с СДВГ П = 20 контроль П = 30 дети с СДВГ П = 20 контроль п = 30
14,8 ± 1,4 13,2 ± 1,0 1,2 ± 0,1 1,5 ± 0,2*
Примечание: достоверность различий: * Р < 0,05; ** Р < 0,01; *** Р < 0, 001.
с гиперактивностью у младших школьников // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т. 13. № 5. С. 231.
3. Левина И. Л. Программы психопрофилактики нервно-психических расстройств у детей и подростков // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2004. № 3. С. 75—77.
4. Чимаров В.М., Левитина Е.В., Ноговицина О.Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. Научное издание. Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2005.
5. Калюжная Р. А. Актуальные вопросы возрастной кардиологии // Вопросы физиологии сердечнососудистой системы школьников / Под редакцией И. О. Ту-пицина. М., 1980. С. 24—30.
6. Гребнева Н.Н., Канбекова Р.И., Смирнова М.В. Морфофункциональные показатели детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 5. С. 149—154.
7. Леутин В.П., Николаева Е.И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. Новосибирск: Наука, 1998.
8. Люшер М. Цветовой тест Люшера / Пер. с англ. А. Никоновой. СПб.: Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
EVALUATION OF PHYSICAL
AND PSYCHO-EMOTIONAL STATE IN CHILDREN
OF PRESCHOOL AGE WITH ATTENTION DEFICIT DISORDER
N.N. Grebneva, M. V. Smirnova
Tyumen State University
Annotation. The article contains the results of evaluation of the children's (6—7 years old) morphology, function, mental and emotional state of healthy, included children with attention deficit hyperactivity disorder (ADHD). It was based on the municipal pre-school institutions of the city of Tyumen. Regression analysis of anthropometric indicators showed that the percentage of physically harmonious development of children with ADHD is even higher compared to the control, as well as some indicators of the functional state of the organism, especially in male children. At the same time analysis of performance subtests M. Lusher indicates a greater variety of color range and deviations from the norm autologous mainly in children with ADHD. Character color preferences of children with ADHD suggests psychological and emotional immaturity, the manifestation of maladaptive intrapersonal tendencies, raising the level of anxiety.
Key words: children 6—7 years old; attention deficit; hyperactivity; physical development; functional indicators; psycho-emotional state.
REFERENCES
1. Zavadenko N.N. Kak ponyat' rebenka: deti s giper-aktivnost'yu i deficitom vnimaniya. 2-e izd. Moscow, Iz-datel'skij dom «SHkola-Press 1», 2001.
2. Kanbekova R.I., Grebneva N.N., Smirnova M.V. Kompleksnaya diagnostika sindroma deficita vnimaniya s giperaktivnost'yu u mladshih shkol'nikov. EHlektronnyj nauchno-obrazovatel'nyj vestnik Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke, 2011, vol. 13, no. 5, p. 231.
3. Levina I.L. Programmy psihoprofilaktiki nervno-psihicheskih rasstrojstv u detej i podrostkov. Sibirskij vestnik psihiatrii i narkologii, 2004, no. 3, pp. 75—77.
4. CHimarov V.M., Levitina E.V., Nogovicina O.R. Sindrom deficita vnimaniya s giperaktivnost'yu u detej. Nauchnoe izdanie. Tyumen', Izdatel'stvo "Vektor Buk", 2005.
5. Kalyuzhnaya R.A. Aktual'nye voprosy vozrastnoj kardiologii. Voprosy fiziologii serdechnososudistoj sistemy shkol'nikov. Ed. I.O. Tupicina. Moscow, 1980. pp. 24—30.
6. Grebneva N.N., Kanbekova R.I., Smirnova M.V. Morfofunkcional'nye pokazateli detej mladshego shkol'nogo vozrasta s sindromom deficita vnimaniya s giperaktivno-st'yu. Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo pedago-gicheskogo universiteta, 2015, no. 5, pp. 149—154.
7. Leutin V.P., Nikolaeva E.I. Psihofiziologicheskie mekhanizmy adaptacii i funkcional'naya asimmetriya mozga. Novosibirsk, Nauka, 1998.
8. Lyusher M. Cvetovoj test Lyushera. Transl. engl. A. Nikonovoj. St. Petersburg, Sova; Moscow, Ehksmo-Press, 2002.