УДК 316.334.2(476)
Э. М. ЩУРОК,
Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ В МАГИСТРАТУРЕ НАН БЕЛАРУСИ
В данной статье представлена динамика подготовки кадров в магистратуре НАН Беларуси за период деятельности с 2007 по 2016 г. Рассмотрены основные проблемы подготовки магистрантов в разрезе специальностей, а также вопросы трудоустройства выпускников магистратуры и дальнейшего поступления в аспирантуру НАН Беларуси. Данные проведенного анализа могут быть использованы для принятия мер, направленных на совершенствование системы послевузовского образования страны и кадровой политики в научной сфере.
Ключевые слова: магистратура, подготовка научных кадров, эффективность магистратуры, аспирантура, воспроизводство кадров высшей квалификации.
Президентом Республики Беларусь поставлена задача совершенствования организационной и научной структуры Национальной академии наук путем ее трансформации в мощную научно-производственную корпорацию, выполняющую весь спектр работ - от фундаментальных и прикладных исследований до опытного и серийного производства наукоемкой продукции. Для повышения конкурентоспособности академической науки необходимо обеспечить формирование новой генерации исследователей и специалистов, обладающих набором профессиональных компетенций, соответствующих мировому уровню. Необходимо также осуществить концентрацию интеллектуального потенциала на прорывных научных исследованиях и разработках, обеспечивающих устойчивое развитие экономики Республики Беларусь и реализацию ее национальных интересов.
Анализ деятельности научных организаций НАН Беларуси, осуществляющих подготовку научных кадров в магистратуре, аспирантуре и докторантуре, показывает наличие существенных проблем в академической системе подготовки научных кадров высшей квалификации.
Одной из острых проблем деятельности аспирантуры НАН Беларуси последнего десятилетия явилось уменьшение численности аспирантов, свидетельствующее о снижении привлекательности аспирантуры среди талантливых молодых ученых, магистрантов и студентов. Так, за период с 2005 по 2015 г. численность аспирантов в научных организациях НАН Беларуси уменьшилась с 720 до 527 человек, или на 26,8 %. Соответственно уменьшился и прием в аспирантуру на 29,4 % - с 221 человека в 2005 г. до 156 человек в 2015 г.
Особо следует отметить, что за период 2005-2015 гг. значительно сократилась численность аспирантов по таким приоритетным научным направлениям и областям науки, как естественные и физико-технические науки. Например, если в 2005 г. численность аспирантов научных организаций Отделения физики, математики и информатики составляла 97 человек, то в 2015 г. - всего 36 человек, включая соискателей. Аналогичная картина наблюдается в научных организациях Отделения биологических наук. Так, если в 2005 г. численность аспирантов в научных организациях этого отделения наук составляла 95 человек, то в 2015 г. - 60 человек, включая соискателей. В Отделении гуманитарных наук и искусств численность аспирантов за этот же период уменьшилась на 21,5 % и составила в 2015 г. 128 человек, включая соискателей. Значительное уменьшение численности аспирантов наблюдается и в других отделениях наук.
Показатели эффективности деятельности академической аспирантуры, такие как защита диссертации в срок обучения и проведение предварительной экспертизы диссертации, также не очень высокие. В 2015 г. только 7,3 % из общего числа выпускников окончили обучение с защитой диссертации и 4,6 % -с проведением предварительной экспертизы диссертации.
В целях повышения уровня подготовленности научных кадров, сокращения сроков подготовки к защите кандидатских диссертаций, а также лучшего отбора молодых выпускников высших учебных заведений для дальнейшего обучения в аспирантуре в 2007 г. в Институте подготовки научных кадров НАН Беларуси была открыта магистратура.
Магистратура - вторая ступень высшего образования, обеспечивающая формирование знаний и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы. Основная цель академической магистратуры заключается в обеспечении аспирантуры и научных организаций специалистами, подготовленными для дальнейшей успешной научной деятельности. Магистранты НАН Беларуси, принимая непосредственное участие в научных исследованиях, наряду с получением общетеоретических и специальных знаний приобретают важнейшие специфические навыки, компетенции и, что наиболее важно, имеют реальные научные результаты, которые можно назвать «диссертационным заделом». У магистрантов, которые поступили в аспирантуру, появляется реальная возможность за счет уже сданных кандидатских экзаменов и подготовленной магистерской диссертации увеличить срок аспирантуры до четырех лет, а также повысить уровень научных исследований на всех этапах подготовки диссертационной работы. Это особенно важно для аспирантов в области естественных, технических и физико-технических наук.
Обучение в академической магистратуре осуществляется в виде очной формы на бюджетной и платной основах на основании лицензии № 02100/0112260, выданной Министерством образования Республики Беларусь. Срок обучения - один год.
Первый набор магистрантов был осуществлен в 2007 г. на бюджетной основе по 5 специальностям: «Экономика и управление народным хозяйством»,
«Биология», «Физика», «Химия», «Прикладная математика и информатика». В настоящее время подготовка будущих магистров ведется по 10 специальностям: «Агрономия», «Биология», «Искусствоведение», «Математика», «Машиностроение и машиноведение», «Прикладная математика и информатика», «Социология», «Физика», «Химия», «Экономика и управление народным хозяйством».
Динамика ежегодной численности магистрантов за период 2007-2016 гг. представлена на рис. 1.
50
40 Н-1-1-1-1-1-1-1-1-1
2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Рис. 1. Динамика численности магистрантов за период 2007-2015 гг. (на конец года)
Как видим, за рассматриваемый период численность обучающихся в академической магистратуре выросла на 30,4 % и составила на 31 декабря 2015 г. 73 человека.
Пик численности магистрантов в НАН Беларуси пришелся на 2012/13 учебный год, когда она составляла 92 человека. В последующие годы наблюдалось уменьшение численности магистрантов: в 2015/16 учебном году по сравнению с 2012/13 учебным годом она уменьшилась на 20,7 % (19 человек).
Академическая магистратура оказалась привлекательной не только для выпускников вузов, но и для лиц, имеющих стаж работы по специальности. В наборе на 2007/08 учебный год выпускники вузов составляли 70,0 %; молодые специалисты, отработавшие 1 год по распределению, - 3,3 %; лица, имеющие стаж работы 2 года и более, - 26,7 %. В приеме на 2016/17 учебный год доля поступивших специалистов значительно сократилась и составила только 17,2 % от общего числа приема, что на 12,8 п. п. меньше относительно приема на 2007/08 учебный год. Наибольшее количество магистрантов, имеющих опыт работы, было зафиксировано в приеме на 2008/09 учебный год (32,8 %). Ежегодно в академическую магистратуру поступают лица, имеющие стаж работы более 1 года (около 20-30 %). В наборе на обучение в магистратуру на 2016/17 учебный год доля выпускников вузов была максимальной и составила 82,8 % от всех поступивших на обучение. Качественный состав поступивших магистрантов представлен на рис. 2.
Рис. 2. Качественный состав лиц, поступивших в магистратуру за период 2007-2016 гг.
Среди магистрантов, имевших на момент поступления стаж работы по специальности, достаточна высока доля представителей НАН Беларуси. Однако относительной стабильности в численности магистрантов, имеющих опыт работы в организациях НАН Беларуси, не наблюдается. На 2007/08 учебный год среди зачисленных на обучение магистрантов, имеющих стаж работы, около 90,0 % составили молодые ученые академических организаций. За весь период деятельности академической магистратуры это была максимальная доля представителей НАН Беларуси среди магистрантов, имеющих опыт работы (рис. 3).
За весь период деятельности магистратуры НАН Беларуси ее структура в разрезе специальностей значительно менялась. Самой востребованной специальностью на 2007/08 учебный год была «Физика» - 36,7 % магистрантов проходили обучение по данной специальности. Однако количество магистрантов, обучающихся по специальности «Физика», к 2016/17 учебному году сократилось на 31,6 %.
Не менее востребованной специальностью в академической магистратуре является «Биология». В первый год деятельности магистратуры набор на специальность «Биология» составил 25,0 % от всех поступивших, а на 2016/17 учебный год уже каждый третий зачисленный на обучение был магистрантом-биологом.
Распределение принятых в магистратуру по специальностям выглядит следующим образом (рис. 4).
Рис. 3. Соотношение лиц, поступивших в магистратуру и имеющих стаж работы за период
2007-2016 гг.
Рис. 4. Распределение магистрантов по специальностям за период 2007-2016 гг.
Ежегодно около 15 % от всех зачисленных на обучение в магистратуру составляют магистранты, поступившие на специальность «Химия».
Незначительный набор на обучение в магистратуру происходит по специальности «Прикладная математика и информатика». На 2007/08 учебный год было зачислено 8 человек на данную специальность, что составило 13,3 % от общей численности поступивших, а на 2016/17 учебный год доля магистрантов, поступивших на обучение по специальности «Прикладная математика и информатика», составила 5,4 % от общего приема. При этом на 2011/12 учебный год набора на «Прикладную математику и информатику» не было вообще, а на 2014/15 учебный год всего лишь 1 магистрант был принят на эту востребованную для развития экономики страны специальность.
По специальности «Экономика и управление народным хозяйством» на 2007/08 учебный год было зачислено 8,3 % магистрантов от всего приема. Набор на 2016/17 учебный год составил 7,5 % от всех поступивших в магистратуру.
В 2008/09 учебном году магистранты по специальности «Искусствоведение» составляли 8,6 % от всех принятых на обучение. Максимальный прием на данную специальность был осуществлен на 2013/14 учебный год, где эта категория магистрантов составляла 16,2 % от всех поступивших. В последующие годы прием на эту специальность несколько уменьшился и на 2016/17 учебный год составил 5,4 % от общего числа поступивших.
По специальности «Социология» наблюдаются низкие показатели приема за весь период деятельности академической магистратуры. На 2016/17 учебный год численность магистрантов-социологов упала на 37,5 % по сравнению с набором на 2008/09 учебный год.
В 2009 г. в академической магистратуре была открыта специальность «Математика», однако прием магистрантов на эту специальность на 2015/16 и 2016/17 учебные годы не состоялся.
Прием на специальность «Агрономия» впервые был осуществлен на 2013/14 учебный год в количестве 2 человек, в 2014/15 учебном году всего лишь 1 человек проходил обучение по этой специальности. В последующие годы прием на специальность «Агрономия» не осуществлялся.
В 2016 г. завершили обучение и получили дипломы магистра 70 человек. По сравнению с 2015 г. выпуск магистрантов в 2016 г. незначительно уменьшился. Отрицательная динамика наблюдалась в выпуске 2014 г., где, по сравнению с 2013 г., количество выпускников с дипломами магистра сократилось на 27,1 %. Наибольшее число магистров было выпущено из академической магистратуры в 2013 г. - 85 человек (таблица).
Динамика выпуска из магистратуры НАН Беларуси за период 2008-2016 гг.
Учебные годы Выпуск из магистратуры Динамика выпуска, А Динамика выпуска, %
2007/08 48 - -
2008/09 62 +14 +29,2 %
2009/10 68 +6 +9,7 %
2010/11 74 +6 +8,8 %
Окончание таблицы
Учебные годы Выпуск из магистратуры Динамика выпуска, А Динамика выпуска, %
2011/12 61 -13 -17,6 %
2012/13 85 +24 +39,3 %
2013/14 62 -23 -27,1 %
2014/15 71 +9 +14,5 %
2015/16 70 -1 -1,4 %
Важным показателем деятельности магистратуры является соотношение выпуска магистрантов к приему в магистратуру. К сожалению, не все поступившие в магистратуру заканчивают обучение с получением диплома. По причинам различного характера значителен отсев из академической магистратуры. Доля выпускников-магистров от поступивших за период 20072016 гг. представлена на рис. 5.
100 95 90 85 % 80 75 70 65 60
7 Ч 100 Щ
-8,1 —
-11,4 \ -12,4 _
-13,6
-20,0 -19,7
1 Р 1 1 1 1 1 I 1
„Л45 # ч\° \\ч 4v>
Рис. 5. Соотношение выпускников магистратуры от поступивших за период 2007-2016 гг.
В среднем около 80-90 % поступивших в академическую магистратуру успешно завершают обучение и получают дипломы. Наименьший показатель соотношения численности выпуска магистрантов к приему наблюдался в 2007/08 и 2011/12 учебные годы, где данный показатель составил около 80,0 %. Наиболее результативным оказался 2014/15 учебный год, в котором количество выпускников магистрантов полностью соответствовало приему.
Как уже упоминалось выше, магистратура в НАН Беларуси была открыта с целью повышения уровня подготовки кадров высшей квалификации, сокращения сроков подготовки к сдаче кандидатских экзаменов, а также повышения качества отбора выпускников высших учебных заведений для
дальнейшего обучения в аспирантуре. Последнее является основной задачей академической магистратуры, которая состоит в обеспечении научных организаций НАН Беларуси высококвалифицированными научными кадрами. Динамика ежегодного распределения выпускников магистратуры представлена на рис. 6.
Рис. 6. Распределение выпускников магистратуры на работу за период 2008-2016 гг.
Анализ показывает, что основная масса специалистов, защитивших диплом магистра, направляется на работу в организации НАН Беларуси. Вместе с тем значительное число выпускников магистратуры НАН Беларуси получают возможность свободного распределения. За рассматриваемый период деятельности академической магистратуры доля выпусников, получивших право самостоятельного трудоустройства, составила 11,5 % от всех окончивших данное учреждение образования. В среднем ежегодно около 19,0 % выпускников академической магистратуры распределяются в государственные организации министерств и ведомств и иные организации республики.
Эффективность деятельности академической магистратуры важно оценивать исходя из того, насколько она выполняет возложенную на нее воспроизводственную функцию - подготовку будущих аспирантов научных организаций НАН Беларуси.
Динамика доли выпускников магистратуры, ежегодно поступающих в аспирантуру НАН Беларуси, за период 2008-2016 гг. представлена на рис. 7.
2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008
шштшшшштшттшшшшшшт
ж шшшшшшшшшшш /А''///.'', 'ШШ/ ШШШШШШ/ШШШШШ \
\
V///A шшшшшшшшш 45,2%
\
хт 'шшттшшшшш ^/У/уУ/у
L
ш шшшшшшшшш 39,1 %
хт У/У'УУ/А ШШ/, | 44.6%
t_
хт Y/S/y/S/S/SSM шш> Ys/S/У/. У/АУ/'/У '"ШШШШШШШШШ Е
\
хт 'ШШШШШШШ/ШШ& 'ШШ WM ШЖЖ 54,8%
\
Хт шшшшшшшшш 'mm V/УУАуУ ШШШ 52.1%
Рис. 7. Динамика доли магистрантов, поступивших в аспирантуру НАН Беларуси за период
2008-2016 гг.
В среднем ежегодная доля выпускников магистратуры, поступивших в аспирантуру НАН Беларуси, за рассматриваемый период составляет 54,5 %. Самый высокий показатель поступивших в аспирантуру магистрантов был отмечен в 2015 г. - 70,4 % от всего выпуска из магистратуры. В 2016 г. в аспирантуру НАН Беларуси было зачислено 60,0 % специалистов, окончивших академическую магистратуру.
Создание конкурентоспособной инновационной экономики требует существенного изменения системы подготовки научных кадров как на уровне второй ступени вузовского образования (магистратуры), так и в системе послевузовского образования (аспирантуры и докторантуры). Одной из главных проблем деятельности академической магистратуры является отсутствие преемственности между магистратурой и аспирантурой НАН Беларуси.
В условиях продолжающегося снижения качества подготовки выпускников высшей школы и вузовской магистратуры, а также структур послевузовского образования (аспирантура, докторантура) залогом решения важнейшей задачи воспроизводства кадров высшей научной квалификации для Беларуси является развитие академической системы образования.
В настоящее время в Беларуси разработана и реализуется Программа совершенствования научной сферы Республики Беларусь на 2014-2020 годы, в рамках которой предусматривается принятие комплекса мер, направленных на развитие академической системы образования. Среди основных мероприятий к 2020 г. планируется создание на базе государственного учреждения
образования «Институт подготовки научных кадров НАН Беларуси» и отдельных научных организаций республиканского научно-образовательного центра в формате Академического университета. Меры по созданию Академического университета предусматривают несколько этапов.
Первый этап - организация целевой подготовки кадров для НАН Беларуси путем создания «академических» профильных групп (продвинутых студентов по приоритетным направлениям науки и технологий) в ведущих университетах страны. Целевая подготовка кадров для НАН Беларуси будет осуществляться путем организации тесного взаимодействия между учебными группами и профильными научно-исследовательскими организациями НАН Беларуси (чтение курсов ведущими учеными НАН Беларуси, систематическая организация учебной практики в академических лабораториях, подготовка курсовых, дипломных работ с использованием теоретико-методологической базы, оборудования организаций НАН Беларуси, а также создание системы совместных профильных учебно-исследовательских лабораторий в вузах страны).
Последующие этапы предполагают создание собственно академического университета, который в своей деятельности объединяет вуз (студенты с 3-го курса и магистратура) и структуры послевузовского образования (аспирантура, докторантура). Задачей Академического университета станет целенаправленная подготовка исследовательских кадров для научной сферы Республики Беларусь и ведущих научных организаций НАН Беларуси по приоритетным направлениям науки и технологий. Причем ставится задача максимально приблизить деятельность создаваемого академического научно-образовательного центра к условиям подготовки научных кадров в наиболее известных зарубежных научно-образовательных центрах.
Академическая магистратура в системе Академического университета должна стать основным механизмом привлечения перспективных выпускников вузов к науке и основным источником пополнения научно-исследовательских организаций НАН Беларуси и их аспирантур высококвалифицированными кадрами.
е. M. SHcHUROK
PROBLEMS OF TRAINING OF SCIENTISTS IN THE MASTER'S PROGRAMME
OF NAS OF BELARUS
Summary
The article presents dynamics of the training of scientists in the master's programme of the National Academy of Sciences of Belarus from 2007 to 2016. The main problems of training of undergraduates in the context of specialties as well as employment issues of graduates of the master's programme and further postgraduate study of NAS of Belarus are considered. Data of the carried-out analysis can be used for taking measures, which are directed to enhancement of system of postgraduate education of the country and personnel policy in the scientific sphere.
Keywords: magistracy, preparation of the scientific shots, efficiency of the magistracy, postgraduate study, reproduction of researcher training of the top skills.
Поступила 08.11.2016 г.