Удк 336.76
модернизация региональных
финансовых систем: инструменты и приоритеты
л. в. Болдырева,
старший преподаватель кафедры экономики предприятий и предпринимательства E-mail: blw75@mail. ru Филиал Всероссийского заочного финансово-экономического института
в г. Краснодаре
Под влиянием кризисных явлений в российской экономике проблема создания адекватного финансового обеспечения экономического развития регионов приобрела в последнее время еще большую актуальность. Проанализированы различные аспекты трансформации региональной финансовой системы, выявлены причины, препятствующие эффективному формированию и распределению финансовых ресурсов каждым структурным звеном финансовой системы, обозначены инструменты и приоритетные направления модернизации региональной финансовой системы.
Ключевые слова: региональная финансовая система, финансовые ресурсы, экономика региона, инструменты и приоритетные направления модернизации.
На современном этапе рыночных отношений повышению уровня экономического благосостояния российских регионов препятствует ряд проблем, которые заключаются:
- в усилении региональной дифференциации;
- в отсутствии единой концепции взаимодействия финансовой системы и экономики субъекта Российской Федерации;
- в недостаточно эффективной политике выравнивания экономического развития регионов и в «отходе» от социальных гарантий;
- в острой потребности в создании условий, стимулирующих регионы к мобилизации имею-
щихся территориальных ресурсов экономического роста.
В этой связи необходима модернизация региональной финансовой системы, которая заключается:
- в реформировании развития основных звеньев субфедеральной финансовой системы;
- в создании современных организационно-экономических условий, обеспечивающих повышение мобилизации финансовых ресурсов, что, безусловно, будет способствовать ускорению темпов общего экономического развития региона.
Анализ трансформации финансовой системы Краснодарского края за период с 2005 по 2009 г. подтверждает вывод о неготовности финансовой системы региона самостоятельно обеспечить формирование и перераспределение финансовых ресурсов.
До 2008 г. консолидированный бюджет Краснодарского края был профицитным, под воздействием кризисных процессов с 2008 г. бюджет исполняется с дефицитом: в 2008 г. - 4 143 млн руб., в 2009 г. -2 010 млн руб. Вследствие опережающего роста доходов над расходами дефицит бюджета края в 2009 г. сократился в 2 раза по сравнению с 2008 г. (табл. 1).
За анализируемый период доходы консолидированного бюджета с учетом безвозмездных поступлений из федерального бюджета возросли в
финансы и кредит
37
Примечание: составлено автором на основании данных департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края. URL: http://www. depfinance. га.
*До 2008 r. расходы на дорожное хозяйство были включены в расходы по транспорту.
Таблица 1
Структура доходов и расходов консолидированного бюджета Краснодарского края
в 2005-2009 гг., млн руб.
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009
Сумма В % к ВРП Сумма В °% к ВРП Сумма В °% к ВРП Сумма В °% к ВРП Сумма В °% к ВРП
Доходы, всего Из них: 61 558 16,5 81 018 16,7 106 476 16,4 140 021 17,3 152 407 18,4
- налог на прибыль организаций 10 597 2,8 16 554 3,4 22 217 3,4 26 483 3,3 22 731 2,7
- налог на доходы физических лиц 16 699 4,5 21 587 4,5 29 095 4,5 39 871 4,9 41 842 5,1
- налоги на товары и услуги 4 242 1,1 4 788 1,0 5 536 0,9 5 814 0,7 7 999 1,0
Из них акцизы 4 242 1,1 4 788 1,0 5 536 0,9 5 814 0,7 7 999 1,0
- налог на имущество 7 501 2,0 9 052 1,9 12 420 1,9 15 818 2,0 18 744 2,3
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 4 474 1,2 4 877 1,0 7 470 1,2 7 847 1,0 7 312 0,9
- безвозмездные поступления 11 857 3,2 15 385 3,2 19 269 3,0 30 609 3,8 41 184 5,0
Расходы, всего Из них: 60 033 16,1 75 884 15,7 104 550 16,1 144 164 17,8 154 418 18,6
- на общегосударственные вопросы 5 311 1,4 6 786 1,4 9 342 1,4 12 899 1,6 12 855 1,6
- на национальную безопасность и правоохранительную деятельность 4 336 1,2 4 955 1,0 5 425 0,8 7 282 0,9 7 208 0,9
- на топливо и энергетику 70 0,0 65 0,0 24 0,0 28 0,0 30 0,0
- на сельское хозяйство и рыболовство 1 652 0,4 2 482 0,5 3 544 0,5 5 963 0,7 6 926 0,8
- на транспорт 3 884 1,0 4 989 1,0 6 439 1,0 642 0,1 977 0,1
- на связь и информатику 11 0,0 9 0,0 59 0,0 101 0,0 173 0,0
- на дорожное хозяйство* - - - - - - 6 289 0,8 11 861 1,4
- на жилищно-коммунальное хозяйство 6 119 1,6 8 354 1,7 13 906 2,1 22 208 2,7 15 817 1,9
- на образование 14 493 3,9 19 215 4,0 25 173 3,9 33 337 4,1 35 566 4,3
- на культуру, кинематографию и средства массовой информации 2 665 0,7 2 899 0,6 3 995 0,6 4 991 0,6 5 212 0,6
- на здравоохранение и физическую культуру (до 2008 г. - здравоохранение и спорт) 11 984 3,2 15 314 3,2 20 968 3,2 21 282 2,6 22 963 2,8
- на социальную политику 8 166 2,2 9 582 2,0 13 106 2,0 18 783 2,3 23 134 2,8
Профицит (+), дефицит (-) +1525 0,4 +5133 1,1 +1925 0,3 -4 143 - -2 010 -
2,5 раза и составили 152 407,3 млн руб. В сложных экономических и финансовых условиях важная роль отводилась администрированию налогов и неналоговых доходов бюджета. В результате целенаправленной работы по повышению собираемости доходов налоговые и неналоговые доходы увеличились с 43 513 млн руб. в 2005 г. до 111 223,0 млн руб. в 2009 г., по их объему Краснодарский край является одним из лидеров среди субъектов Российской Федерации. В структуре налоговых поступлений наибольший удельный вес занимают налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций. Расходы консолидированного бюд-
жета возросли в 2,6 раза, увеличившись до 154 418 млн руб. в 2009 г. против 60 033 млн руб. в 2005 г. В структуре расходов наибольший удельный вес приходится на образование, социальную политику, здравоохранение и физическую культуру.
Исполнение бюджетных назначений как по расходам, так и по доходам осуществлялось в самых сложных за последнее десятилетие условиях. Бюджетные параметры подверглись оптимизации за счет пересмотра сроков и объемов реализации, ранее заявленных проектов и программ, отказа от непервоочередных расходов, сокращения ассигнований на органы управления. В ходе реализации
политики «жесткого режима экономии» расходы краевого бюджета в 2009 г. были оптимизированы на сумму 111 246 млн руб.
Банковский сектор региона по итогам де -ятельности 2009 г. представлен 1 546 кредитными организациями и их подразделениями, в том числе: 17 действующими кредитными организациями с 6 филиалами на территории края, 99 филиалами «иногородних» кредитных организаций (из них 30 организаций являются филиалами Сбербанка России и 8 - являются филиалами самостоятельных инорегиональных банков). Для обеспечения доступности банковских услуг на территории края действуют 1 128 дополнительных офисов, 158 операционных касс, 40 кредитно-кассовых офисов, 77 операционных офисов и 3 обменных пункта. По количеству действующих кредитных организаций и филиалов в Южном федеральном округе Краснодарский край занимает 2-е место после Ростовской области (131 кредитная организация и филиалы). Динамика развития банковского сектора за период с 2005 по 2009 г. представлена в табл. 2.
За период с 2005 по 2009 г. банковская система региона незначительно изменилась: прекращена деятельность 4 кредитных самостоятельных организаций; закрыты 1 инорегиональный банк и 16 филиалов, расположенных в регионе вместе с головной кредитной организацией; открыты 18 филиалов, головные банки которых находятся за пределами региона (см табл. 2).
Ключевым фактором риска для банковского сектора региона в 2009-2010 гг. стало снижение качества кредитного портфеля и увеличение объема просроченных кредитов, обусловленное ухудшением финансового положения заемщиков и
Институциональная структура банк
в 2005-2
их способности обслуживать кредиты. В большей степени отягощены проблемными кредитами ино-региональные банки (6,6 %), филиалы Сбербанка России (3,8 %), региональные банки (3,2 %).
Нарастание проблем в 2009-2010 гг. было характерно и для функционирования других звеньев финансовой системы Краснодарского края: страхового сектора, фондового рынка, финансов предприятий.
Краснодарский край занимает лидирующее положение по степени концентрации страховых компаний в Южном федеральном округе (на 01.01.2010 в регионе действовали: 6 краевых страховых организаций; 137 филиалов страховых компаний-нерезидентов, представляющих 81 страховую организацию; более 500 агентств и представительств (табл. 3).
Анализ изменения численности страховых компаний позволяет сделать вывод о преимущественном развитии филиальной сети рынка страховых услуг региона. Однако не во всех муниципальных образованиях развита филиальная сеть. Страховые компании предпочитают открывать филиалы, агентства, представительства в крупных перспективных городах. В таких муниципальных образованиях, как г. Анапа, Гулькевичский, Динской, Новопокровский, Северский районы, концентрация страховщиков составляет менее 1,5 страховых компаний на 10 тыс. населения (однако данный показатель в соответствии со стратегией социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 г. должен составлять не менее 2 страховых организаций на 10 тыс. населения).
Наиболее существенными факторами, препятствующими развитию страхового сектора, являются:
Таблица 2
¡ской системы Краснодарского края >9 гг., ед.
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009
Количество кредитных организации и филиалов 132 127 132 132 130
В том числе количество региональных банков 21 18 18 16 17
Количество инорегиональных банков и филиалов В том числе: 106 103 106 109 105
- расположенных в регионе вместе с головной кредитной организацией 22 19 18 10 6
- филиалы Сбербанка России 30 30 30 30 30
- филиалы инорегиональных банков 54 54 58 69 69
Количество филиалов действующих самостоятельных инорегиональных банков 5 6 8 7 8
Примечание: составлено автором на основании данных Управления лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ГУ ЦБ РФ по Краснодарскому краю.
Примечание: составлено автором на основании данных департамента по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края за период с 2005 по 2009 г. URL: http://www. depfinance. га.
Таблица 3
Основные показатели деятельности страховых компаний Краснодарского края
в 2005-2009 гг.
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009
Число страховых организаций, ед. 8 9 8 7 6
Число филиалов, ед. 113 117 128 116 137
Число заключенных договоров страхования, тыс. шт. 517 247 143 112 126
В том числе договоров добровольного страхования 486 214 131 107 116
Страховые взносы, млн руб. 10 334 13 068 17 316 22 078 24 645
Страховые выплаты, млн руб. 7141 7038 11781 16854 18266
Страховая сумма по договорам добровольного страхования, млрд руб. 3 6 23 52 84
Страховые взносы по договорам, переданным в перестрахование, млн руб. 24 181 1293 909 876
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн руб. 12 14 -12 1 3
- несовершенство законодательной и нормативной базы в области страхования;
- низкая страховая культура;
- ограниченное количество медицинских услуг гражданам по программам добровольного медицинского страхования.
Отличительным признаком трансформации региональных финансовых систем является развитие рынков региональных ценных бумаг.
За период с 2005 по 2009 г. предприятиями региона зарегистрированы и размещены 1 234 выпуска ценных бумаг на общую сумму в 161,84 млрд руб., в том числе для привлечения долгосрочных инвестиций - на сумму в 82,36 млрд руб. В 2009 г. на российских и зарубежных торговых площадках обращались более 102 ценных бумаг 48 предприятий Краснодарского края.
Негативное влияние мирового финансового кризиса привело к падению котировок на ценные бумаги региональных компаний, к снижению общего уровня ликвидности, к росту стоимости привлечения инвестиций (табл. 4).
Реальный сектор экономики Краснодарского края в настоящее время представлен 15 128 предприятиями, в том числе 2 084 крупными и средними предприятиями, 13 044 малыми предприятиями, способными обеспечить в определенных условиях экономический рост региона. Количество предприятий в 2009 г. по сравнению с 2005 г. сократилось на 26,4 %, или на 5 420 ед.
Изменение экономической конъюнктуры в 2008 г. привело к ухудшению финансового положения предприятий, что проявилось в существенном снижении темпов накопления активов, в недостаточности собственного капитала в качестве инвестиционного ресурса, в уменьшении объема полученной выручки от продаж и в ухудшении обеспеченности накопленного объема обязательств (табл. 5).
В условиях нестабильной ситуации в 2009 г. сохранялся низкий темп роста инвестиционной активности (107,6 %) по сравнению с предшествующими годами: 2008 - 140,0 %; 2007 - 151,0 %; 2006 -133,5 %; 2005 - 118,2 %. Изменилась стратегия
Таблица 4
Инвестиционная активность фондового рынка Краснодарского края в 2005-2009 гг.
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009
Объем эмиссии, млрд руб. 10,04 20,18 57,53 33,99 40,10
Объем эмиссии, в % к предыдущему году 186,18 200,99 284,09 59,08 117,97
Количество эмитентов, ед. 15 48 90 76 48
Количество эмитентов, в % к предыдущему году 270,56 320,00 187,50 84,44 63,15
Объем привлечения долгосрочных инвестиций, млрд руб. 7,60 9,93 19,30 23,23 22,30
Объем привлечения долгосрочных инвестиций, 126,40 130,65 194,36 120,36 95,99
в % к предыдущему году
Количество эмиссий, ед. 288 201 241 317 187
Количество эмиссий, в % к предыдущему году 128,90 69,79 119,90 131,53 58,99
Примечание: составлено автором на основании данных департамента по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края за период с 2005 по 2009 г. URL: http://www. depfinance. га.
Таблица 5
Основные показатели финансовой деятельности крупных и средних предприятий
Краснодарского края в 2005-2009 гг.
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009
Объем произведенных товаров, работ, услуг, млн руб. 178 109 232 140 298 632 364 762 329 522
Убыток, млн руб. 20 086 7846 5 838 30 575 20 457
Удельный вес убыточных предприятий, % 26,6 25,0 18,7 22,0 23,0
Кредиторская задолженность, млн руб. 106 570 130 692 191 160 235 300 263 870
Дебиторская задолженность, млн руб. 80 111 118 239 185 927 212 090 230 060
Оборотные активы, млн руб. 220 877 276 745 463 623 660 168 660 874
Уровень рентабельности активов, % 3,8 7,0 8,7 5,2 5,1
Рентабельность продукции, % 11,5 11,5 11,9 11,2 11,1
Примечание: данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю. Финансы Краснодарского края. 2005-2009: Стат. сборник / Краснодарстат. 2010 (электронная версия).
инвестиционной деятельности предприятий: усилилось значение такого мотива, как получение дохода от финансовых инвестиций; снизилось значение поддержания существующих производственных мощностей. Предприятия, осуществлявшие модернизацию за счет кредитных ресурсов, столкнулись с нарастающими проблемами роста инвестиционных затрат, связанных с обслуживанием кредита и обесцениванием предоставленных в обеспечение кредита собственных ценных бумаг.
Динамика показателей, отражающих уровень жизни населения региона и финансы домохозяйств в 2009 г. по сравнению с 2005 г., характеризуется ростом реально располагаемых денежных доходов и заработной платы (табл. 6).
Формирование положительной динамики доходов было обусловлено ростом заработной платы во всех основных видах экономической деятельности.
Необходимо отметить, что серьезными барьерами для эффективного функционирования субфедеральных финансовых систем и устойчивого подъема
экономики регионов является несовершенство действующего законодательства и наличие несогласованных, иногда противоречащих друг другу положений, что существенно замедляет модернизацию структуры и функций финансовой системы. Для устранения значительных пробелов в регулировании финансов на федеральном и региональном уровнях необходимо создание мегарегулятора, обеспечивающего объективный надзор и профессиональное регулирование. По мнению ряда экспертов, в Российской Федерации созданы все необходимые предпосылки для перехода в ближайшее время на более высокий, отвечающий общепризнанным принципам и международным стандартам уровень управления общественными финансами.
Таким образом, необходимость модернизации региональной финансовой системы обусловлена текущим состоянием экономики региона и требованием решения его социально-экономических проблем. Социально-экономические проблемы Краснодарского края заключаются:
Таблица 6
Основные показатели, отражающие уровень жизни населения Краснодарского края
в 2005-2009 гг.
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2009 к 2005, %
Среднедушевые денежные доходы, 5 358,7 7 059,2 9 483,7 12 168 13 680 255,3
руб. в месяц
Среднедушевые денежные доходы, в % 106,5 131,7 134,3 128,3 112,4 +5,9
к предыдущему году
Среднемесячная заработная плата, руб. 6 551,8 8 065,2 10 339,2 13 340 15 128 232,9
Среднемесячная заработная плата, в % 124,9 123,1 128,2 129,0 113,4 -11,5
к предыдущему году
Прожиточный минимум на душу населения, руб. 2 739 3 278 3 832 4 458 5 227 190,8
Прожиточный минимум на душу населения, в % 100,9 119,7 116,9 116,3 117,2 +16,3
к предыдущему году
Примечание: составлено автором на основании данных Управления наличного денежного обращения ГУ ЦБ РФ по Краснодарскому краю с 2005 по 2009 г.
- в сохранении высокого уровня инфляции;
- в уменьшении объема промышленного и сельскохозяйственного производства;
- в ухудшении финансового состояния предприятий;
- в снижении спроса предприятий на банковские услуги;
- в замедлении роста кредитования реального сектора экономики и населения;
- в росте числа официально зарегистрированных безработных и т. д.
Наиболее эффективными инструментами модернизации региональной финансовой системы, по мнению автора, являются:
- внедрение бюджетирования, ориентированного на результат;
- бюджетная поддержка (инвестирование) ключевых отраслей и стратегических (для региона) предприятий;
- перенос рыночных принципов финансирования в социальную среду;
- информационно-технологическое обеспечение процесса управления финансовыми потоками.
Каждый из инструментов модернизации региональной финансовой системы имеет соответствующее функциональное значение.
Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), имеет важное значение для повышения эффективности использования общественных финансов. Модель БОР можно определить как систему бюджетного планирования, связывающую произведенные расходы с ожидаемой отдачей от их расходования, социальной и экономической эффективностью. Отличительной чертой модели БОР является применение программно-целевого метода планирования, к преимуществам которого относятся:
- осуществление контроля за реализаций программ и расходованием бюджетных средств на основе установления показателей результативности, сравнения фактических результатов с запланированными;
- возможность установления взаимосвязи между ожидаемыми результатами программ и объемом требуемых для этого ресурсов;
- повышение эффективности распределения бюджетных средств между конкурирующими статьями расходов в соответствии с приоритетами социально-экономической политики государства;
- повышение прозрачности бюджета, способс-
твующей привлечению инвесторов и повышению доверия граждан.
Бюджетная поддержка (инвестирование) ключевых отраслей и стратегических (длярегиона) предприятий характеризуется разработанным механизмом государственной поддержки реализации инвестиционных проектов. При отборе инвестиционных проектов для бюджетного инвестирования необходимо руководствоваться такими основными критериями, как социальная и народнохозяйственная значимость проекта для экономики региона, ожидаемый экономический и бюджетный эффект от его реализации.
Формы государственной поддержки инвестиционных проектов включают:
- совместное финансирование инвестиционного проекта на договорных условиях;
- субсидирование процентных ставок;
- предоставление инвестиционного кредита на льготных условиях;
- участие в уставном капитале создаваемых юридических лиц - операторов инвестиционных проектов;
- предоставление налоговых льгот;
- использование компенсационных механизмов (например гарантирование минимального объема выручки на создаваемых инвестором объектах инфраструктуры).
Перенос рыночных принципов финансирования в социальную среду необходим для обеспечения современной и эффективной социальной политики.
Для реализации целей социальной политики требуются значительные финансовые ресурсы, величина которых определяется уровнем развития экономики. Организатором решения социальных проблем выступает государство. В условиях рыночной экономики источники финансирования могут быть различными. Как показывает мировой опыт, финансовые ресурсы для социальной сферы формируются не только за счет государства, но и за счет работодателей, работников, а также других источников, среди которых доля государства составляет всего 25 %.
Таким образом, повышение эффективности использования финансовых ресурсов в социальной сфере необходимо реализовывать в следующих направлениях:
- совершенствовать структуру и порядок формирования бюджетных расходов на социальную политику на основе использования системы государственных минимальных стандартов;
- обеспечить приоритетное финансирование расходов на социальную политику и не допускать сокращения финансирования по этим статьям бюджетов всех уровней;
- обеспечить расходование финансовых ресурсов с ориентацией на получение максимально возможного результата.
Вместе с тем, отмечая важность переноса рыночных принципов в социальную среду, необходимо помнить, что сформировать «...хорошо продуманную и динамическую социальную политику можно лишь в том случае, если она опирается на высокоэффективную рыночную экономику1».
Информационно-технологическое обеспечение процесса управления финансовыми потоками включает использование аналитических технологий, разработку и внедрение единой федеральной информационной системы, обеспечивающей усиленный контроль за расходованием бюджетных средств.
В настоящее время региональные системы государственного финансового контроля в подавляющем большинстве случаев требуют довольно серьезного реформирования для адаптации к новым условиям. Остро встает вопрос проверки конечных результатов в количественных и качественных показателях выполнения государственных заданий, а также контроля за обоснованностью расчетов нормативных затрат. В рамках решения задачи совершенствования финансового контроля ведущее значение приобретает, на взгляд автора, нормативно-правовое обеспечение, предполагающее разработку и принятие законодательных и нормативно-правовых актов, инструктивных и методических документов. Информационно-технологическое обеспечение процесса управления финансовыми потоками позволит получить следующие результаты:
- создать современную эффективную систему функционирования контрольно-ревизионных органов как основного элемента в системе финансового контроля за использованием бюджетных средств;
- сформировать единое информационное пространство финансового контроля;
- снизить количество нарушений и укрепить финансовую дисциплину в бюджетной сфере.
Для преодоления кризисных последствий и стимулирования экономического роста региона, на взгляд автора, необходимо определить приоритетные направления модернизации финансовой
1 Экономические основы социальной политики / под ред. Т. В. Игнатовой. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС. 2005. С. 7.
системы Краснодарского края на 2010-2012 гг., являющейся базой проведения в жизнь любых социально-экономических программ и проектов.
Первоочередные задачи, стоящие перед органами исполнительной власти Краснодарского края в 2010-2012 гг., будут направлены на совершенствование бюджетной политики по двум основным направлениям, которыми являются реформирование бюджетного процесса и совершенствование межбюджетных отношений.
В целях обеспечения сбалансированности бюджета и компенсации потерь, связанных с принятием на федеральном уровне новых подходов по предоставлению межбюджетных трансфертов, проведена реструктуризация расходов краевого бюджета. Краевой бюджет на 2010-2012 гг. разработан с учетом социально-экономического развития региона на среднесрочную перспективу (табл. 7).
Доходы краевого бюджета на 2010 г. должны были составить 100 660,2 млн руб., на 2011 г. -91 315,8 млн руб., а на 2012 г. они должны составить 91 497,7 млн руб. Налоговые и неналоговые доходы в общем объеме бюджета должны были составить: на 2010 г. - 76,7 %, на 2011 г. - 91,6 %, а на 2012 г. они должны составить 100,0 %. Расходная часть бюджета в 2010-2011 гг. должна была корректироваться в сторону увеличения с учетом безвозмездных поступлений из федерального бюджета.
Учитывая высокий уровень расходов на социальную сферу в общих расходах бюджета, обозначим основные механизмы повышения эффективности расходов на социальную сферу, заложенные в бюджете на 2010 г. и плановый период до 2012 г. К ним относятся:
- отраслевая система оплаты труда в социально-культурных учреждениях;
- оптимизация сети и штатных расписаний бюджетных учреждений;
- адресное предоставление мер социальной поддержки различных категорий граждан;
- создание автономных учреждений на базе действующих бюджетных;
- формирование государственных и муниципальных заданий на выполнение услуг учреждениями.
Исполнение краевого бюджета на 2010 г. с дефицитом в размере 729,5 млн руб. означает, что налоговых и неналоговых поступлений недостаточно для решения тех задач, которые определены в законе о краевом бюджете. Следовательно, для сокращения
Источник: О краевом бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг.: закон Краснодарского края от 15.10.2010 №№ 205 9-КЗ // Кубанские новости. 2010. № 180.
Таблица 7
Доходы и расходы краевого бюджета Краснодарского края в 2010-2012 гг., млн руб.
Показатель 2010 (прогноз) 2011 (прогноз) 2012 (прогноз)
Доходы В том числе: 100 660,2 91 315,8 91 497,7
- налоговые и неналоговые доходы 77 283,0 83 681,1 91 497,7
- безвозмездные поступления 23 377,2 7 634,7 -
Темп роста доходов, % 89,4 90,7 100,2
Расходы В том числе: 101 389,8 91 121,5 86 737,5
- жилищно-коммунальное хозяйство 1 941,8 1 690,1 911,0
- национальная экономика и охрана окружающей среды 11 053,6 8 191,9 7 436,7
- национальная оборона и безопасность 6 586,1 7 017,4 7 025,1
- общегосударственные вопросы 5 935,5 5 708,5 5 195,2
- социальная сфера 17 833,3 16 501,6 13 074,0
- условно утвержденные расходы - 6 653,9 9 525,7
- межбюджетные трансферты 39 002,1 28 669,0 27 010,1
- здравоохранение 11 219,7 8 806,8 8 742,3
- культура, СМИ 1 323,6 1 358,8 1 317,5
- образование 6 493,7 6 523,1 6 499,6
Темп роста расходов, % 88,9 89,9 95,2
Профицит (+), дефицит (-) -729,5 +194,2 +4 760,1
бюджетного дефицита необходимо стимулировать приток доходов от всех отраслей и всех сфер хозяйственной деятельности региона, усилить контроль за собираемостью налогов, целевым и экономичным использованием бюджетных средств.
Таким образом, к приоритетным направлениям бюджетной системы региона следует отнести:
- стабильное и сбалансированное исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы Краснодарского края;
- обеспечение уровня доходов консолидированного бюджета Краснодарского края, достаточного для гарантированного выполнения задач и функций государства и местного самоуправления;
- приоритетность исполнения социальных обязательств и развития бюджетной сферы;
- сохранение оптимального уровня инвестиционной составляющей бюджета;
- повышение эффективности управления бюджетными ресурсами;
- обеспечение условий для эффективного выполнения полномочий органами местного самоуправления;
- совершенствование межбюджетного регулирования.
Прежде чем перейти к рассмотрению приоритетных направлений развития банковской системы
и фондового рынка региона, необходимо отметить важность преобразования финансового рынка в один из главных механизмов реализации инвестиционных программ национальных проектов, повышения благосостояния населения, создания условий для эффективного инвестирования частных накоплений и средств обязательных накопительных систем в экономику Краснодарского края. Достижение этой цели будет способствовать: динамичному экономическому росту региона; повышению инвестиционной активности предприятий; обеспечению эффективного межотраслевого перетока капитала; развитию малого и среднего бизнеса; эффективной реализации в регионе приоритетных национальных проектов; повышению финансовой грамотности населения и бизнес-среды.
В соответствии со Стратегией развития финансового и фондового рынка Краснодарского края от 21.06.2008 определены основные направления развития финансового сектора, утвержден план поступлений налоговых платежей от организаций финансового рынка на 2010-2012 гг. при условии динамичного развития финансового и фондового рынка региона. Так, в 2010 г. плановые поступления налоговых платежей должны были составить 4 122 млн руб., прирост налоговых платежей должен был составить 127 млн руб. Прогнозируемая сумма
налоговых поступлений в 2012 г. должна составить 4 239 млн руб. (темп прироста - 102,8 %)2
В 2010 г. по размеру активов банковский сектор Краснодарского края занимал лидирующее место в Южном федеральном округе (активы составляли 45 % от общего объема, что составляет 449 млрд руб., собственные средства самостоятельных кредитных организаций увеличились до 14,5 млрд руб., объем совокупного кредитного портфеля составил 353 млрд руб.).
Следует отметить заметное сокращение величины задолженности по межбанковским кредитам, депозитам и иным размещенным средствам, предоставленным кредитным организациям на 15,6 % (до 4,8 млрд руб.).
Осторожная кредитная политика банковских организаций в определенной мере повлияла на их финансовый результат: сальдированная балансовая прибыль по итогам деятельности в I квартале 2010 г. составила 543 млрд руб., превысив аналогичный показатель 2009 г. на 10,14 %3
В соответствии с прогнозными значениями Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 г.4, Стратегии развития финансового и фондового рынка Краснодарского края до 2020 г. к 2020 г. капитал региональных банков должен достигнуть 30,5 млрд руб., объем кредитных ресурсов, привлеченных в экономику региона, должен составить 1 200 млрд руб., объем кредитов малому и среднему бизнесу - 450 млрд руб.
Приоритетными направлениями развития региональной банковской системы на среднесрочную перспективу являются:
- повышение устойчивости банковской системы и эффективности функционирования банковского сектора;
- внедрение новых современных банковских услуг;
- развитие банковской инфраструктуры в регионе;
2 Стратегия развития финансового и фондового рынка Краснодарского края до 2020 г.: утверждена приказом руководителя департамента по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края от 21.06.2008 года № 30/а.
3 Данные Управления лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ГУ ЦБ РФ по Краснодарскому краю.
4 Стратегия социально-экономического развития Краснодар-
ского края до 2020 г.: закон Краснодарского края от 29.04.2008 № 1465-КЗ // Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края. 2008. № 6.
- увеличение объемов кредитования отраслей реального сектора экономики и населения региона;
- формирование благоприятных условий для участия банков в финансовом посредничестве;
- удовлетворение потребностей всех категорий клиентов в универсальном комплексе банковских услуг.
Безусловно, достижение приоритетных направлений в развитии банковского сектора Краснодарского края будет способствовать обеспечению потребности экономики региона в кредитных ресурсах.
В 2010 г. Краснодарский край занимал 7-е место в рейтинге среди 81 региона Российской Федерации по собранным страховым премиям. Сумма собранных страховых премий составляла 5,9 млрд руб., сумма страховых выплат - 4,6 млрд руб.
По мнению автора, потенциал развития страхового рынка региона достаточно велик, однако воздействие последствий кризиса на страховой рынок России оказывает непосредственное влияние и на страховую отрасль Краснодарского края. Нельзя оставить без внимания беспокойство страховых компаний региона по поводу отсутствия нормативных документов, регулирующих порядок банкротства страховщиков и передач страховых портфелей.
К приоритетным направлениям развития страхового рынка на территории Краснодарского края относятся:
- развитие инфраструктуры страхового рынка за счет расширения филиальной (представительской) сети продаж;
- развитие добровольных видов страхования, в первую очередь приоритетных для экономики региона;
- развитие долгосрочного накопительного страхования жизни;
- повышение страховой культуры населения;
- совершенствование системы государственного надзора за страховой деятельностью.
Реализация системы мер по развитию инфраструктуры страхового рынка Краснодарского края будет способствовать стимулированию здоровой конкуренции между поставщиками страховых услуг, защите интересов страхователей и регионального страхового капитала, позволит создать условия для реализации интересов конкретных потребителей, запустить механизмы широкого включения страхования в процессы диверсификации экономики, обеспечения равномерного развития страхового рынка и
органичного вхождения регионального страхования в систему международных страховых отношений.
Учитывая ужесточение требований к уставному капиталу страховых компаний, а также развитие конкуренции на страховом рынке, можно прогнозировать, что к 2012 г. среднекраевой показатель охвата населения розничной сетью страховых компаний составит 3 страховые компании на 10 тыс. населения. При этом в целях повышения конкуренции и качества обслуживания, а также снижения стоимости страховых продуктов в каждом муниципальном образовании должно быть представлено не менее 4 страховых организаций (филиалы, представительства, дополнительные офисы, страховые агенты).
В связи с осуществлением мер по развитию добровольных видов страхования, долгосрочного страхования жизни и с введением новых страховых продуктов ожидается рост числа страхователей и заключаемых страховых договоров, рост объема страховых премий и выплат. По прогнозным значениям, к 2012 г. объем страховых премий должен достигнуть 41,1 млрд руб., к 2020 году - 100,7 млрд руб.5
Таким образом, достижение приоритетных направлений развития страхового сектора обеспечит повышение прозрачности законодательства Российской Федерации о страховании, формирование конкурентной среды, повышение уровня финансовой грамотности участников страхового рынка и информированности общественности о деятельности субъектов страхового дела, постепенный переход к осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела на качественно новой основе.
Рассмотрим далее приоритетные направления развития фондового рынка Краснодарского края.
В настоящее время инфраструктура фондового рынка региона способна в полной мере удовлетворять потребности предприятий, выходящих и планирующих выход на фондовый рынок, оказывать качественные услуги гражданам, заинтересованным в совершении операций на фондовом рынке.
По состоянию на 01.04.2010 в Краснодарском крае было зарегистрировано и размещено более 187 выпусков ценных бумаг на общую сумму 40,1 млрд руб. Для этого были использованы такие инструменты фондового рынка, как корпоративные облигации, еврооблигации - кредитные ноты, пер-
5 Стратегия развития финансового и фондового рынка Краснодарского края до 2020 г.: утверждена приказом руководителя департамента по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края от 21.06.2008.
вичное и вторичное биржевое размещение акций (ОАО «Магнит» и ОАО «НМТП»).
В связи с последствиями финансово-экономического кризиса у региональных эмитентов возникли проблемы с платежеспособностью. В 2010 г. некоторыми компаниями было отложено размещение собственных облигационных займов, среди них ЗАО «Русская Лоза» и ОАО «Кубаньэнерго».
Одновременно отмечается повышенный интерес населения к совершению операций на фондовом рынке. На 01.04.2010 жителями Краснодарского края было открыто более 3,5 тыс. брокерских счетов.
В этих условиях приоритетными направлениями развития рынка региональных ценных бумаг, по мнению автора, будут являться:
- совершенствование и реализация системы государственного стимулирования хозяйствующих субъектов, применяющих инструменты фондового рынка для реализации инвестиционных проектов;
- увеличение объема инвестиций, привлекаемых в реальный сектор экономики при помощи инструментов фондового рынка;
- развитие инфраструктуры фондового рынка;
- обеспечение защиты прав инвесторов на фондовом рынке;
- развитие срочных инструментов фондового и товарного рынков;
- развитие рынка коллективных инвестиций;
- увеличение числа профессиональных участников фондового рынка и высококвалифицированных специалистов.
Успешное развитие фондового рынка Краснодарского края будет способствовать притоку капитала в реальный сектор экономики, что в свою очередь позволит заметно оживить его экономическую активность.
Результаты анализа, проведенного в рамках мониторинга предприятий Краснодарского края, показывают, что финансовое положение хозяйствующих субъектов в 2010 г. по сравнению с 2009 г. ухудшилось. Прибыль была получена 72 % предприятий, ее общая сумма составила 16,8 млрд руб. Удельный вес убыточных предприятий составляет 27,2 %. Убытки неэффективных собственников составили 4,1 млрд руб. Ухудшение финансового результата отмечается в производстве строительных материалов, в распределении газообразного топлива6 .
6 Данные отдела информационно-аналитической работы и мониторинга предприятий Экономического управления ГУ ЦБ РФ по Краснодарскому краю.
В 2010 г. на производственную деятельность предприятий усилилось ограничивающее влияние таких факторов, как недостаточный спрос на продукцию предприятий, недостаток денежных поступлений для финансирования текущей деятельности, недостаток денежных средств для финансирования инвестиций.
Для улучшения результативности финансовой деятельности предприятий Краснодарского края приоритетными направлениями развития должны стать:
- улучшение финансового положения предприятий;
- повышение экономической эффективности производства (автоматизация, механизация, внедрение новых технологий, экономия энергоресурсов);
- обеспечение межотраслевого перетока капитала в высокотехнологичные секторы обрабатывающей промышленности, развития науки и инновационных технологий;
- использование прибыли предприятий внутри региона;
- расширение позиций предприятий на внутреннем рынке за счет повышения конкурентоспособности продукции;
- совершенствование нормативно-правовой базы, упорядочение деятельности контролирующих и надзорных органов;
- развитие малого и среднего бизнеса во всех сферах экономики региона;
- кластерный подход в развитии предприятий базовых отраслей региона;
- повышение уровня квалификации рабочей силы.
Финансовые ресурсы домашних хозяйств, по данным Краснодарстата, в I квартале 2010 г. состави-
ли 190,6 млрд руб., увеличившись на 18 % по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. (табл. 8).
Доля средств, направленных на покупку товаров и оплату услуг, снизилась на 4,5 п. п., составив 90,2 %, в то время как доля средств, направленных на сбережения, возросла на 2,6 п. п. и достигла 13,0 %. В условиях укрепления курса национальной валюты и снижения прибыльности сбережений в иностранной валюте снизилась доля средств, направленных на ее приобретение (с 8,9 до 3,4 %). Следовательно, склонность населения к сбережению в I квартале 2010 г. по-прежнему сохранялась.
Заметим, что в I квартале 2010 г. повысился и размер заработной платы, составив в среднем 14 995,2 руб. в месяц на одного работника, что на 12,8 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. (в I квартале 2009 г. размер среднемесячной заработной платы составлял 13 294,2 руб.). Несмотря на замедление темпов роста цен и тарифов, инфляционный процесс по-прежнему оказывал влияние на уровень жизни населения. Так, размер среднемесячной заработной платы увеличился всего на 0,6 %, а располагаемые денежные доходы населения - на 11,3 %.
Просроченная задолженность по заработной плате, оказывающая сдерживающее влияние на уровень доходов населения, существенно уменьшилась. Суммарная задолженность по заработной плате на 01.04.2010 составила 3,5 млн руб., сократившись по сравнению с началом года в 3,8 раза, а в сопоставлении с I кварталом 2009 г. - в 25 раз.
Способность использовать знания и навыки управления личными финансовыми ресурсами для обеспечения собственного благосостояния и финансовой безопасности - это один из важных способов для борьбы с бедностью и снижения экономических
Таблица 8
Использование денежных доходов населением Краснодарского края в I квартале 2010 г.
Показатель 01.04.2009 01.04.2010 Темп изменения (2009 г. к 2005 г.), %
Денежные доходы, млн руб. 161 459,9 190 592,2 118,0
Денежные расходы, млн руб. 201 323,14 220 225,8 109,4
В том числе (в % к денежным доходам): - покупка товаров (потребительские расходы) 72,5 68,9 -3,6
- оплата услуг (потребительские расходы) 22,2 21,3 -0,9
- сбережения 10,4 13,0 2,6
- обязательные платежи и взносы 10,7 9,0 -1,7
- расходы населения на приобретение иностранной валюты 8,9 3,4 -5,5
Прирост (+), уменьшение (-) наличных денег на руках у населения -24,7 -15,6 9,1
Источник: данные Управления наличного денежного обращения ГУ ЦБ РФ по Краснодарскому краю.
рисков региона. Финансовая грамотность позволит не только улучшить социальное благополучие в обществе, но и позволит решить проблему повышения эффективности инвестирования частных накоплений в экономику региона, что окажет значительный мультипликативный эффект на его общее экономическое развитие. Поэтому в Краснодарском крае в 2009 г. была утверждена долгосрочная целевая программа «Повышение финансовой грамотности населения Краснодарского края на 2009-2012 гг.». Основной акцент программы - это разъяснительная работа (краевые власти совместно с представителями бизнеса обеспечивают население региона доступной информацией о способах сохранения и инвестирования личных сбережений).
На взгляд автора, к приоритетным направлениям развития финансов домашних хозяйств следует отнести:
- повышение уровня и качества жизни населения;
- совершенствование политики регулирования труда и стабилизации занятости;
Приоритетные направления модерниз;
- формирование правовой базы вовлечения сбережений населения в инвестиционный процесс, обеспечение финансовой безопасности;
- повышение стимулирования интереса граждан к использованию своих сбережений в инвестиционном процессе;
- повышение уровня финансовой грамотности населения.
Таким образом, автором определены приоритетные направления модернизации финансовой системы Краснодарского края в разрезе ее взаимосвязанных звеньев, а также предложен комплекс мероприятий, направленных на совершенствование регулирования развития региональных финансовых систем в целях повышения мобилизации финансовых ресурсов (табл. 9).
Успешная реализация приоритетных направлений каждым звеном региональной финансовой системы, а также эффективное государственное регулирование концентрации и расходования финансовых ресурсов позволят посткризисной экономике Краснодарского края преодолеть ряд
Таблица 9
ии региональной финансовой системы
Приоритетные направления развития звеньев региональной финансовой системы Мероприятия по сбалансированному развитию звеньев региональной финансовой системы
Консолидированный бюджет региона - развитие социально-культурной сферы; поддержка реального сектора экономики; повышение эффективности управления бюджетными ресурсами; сохранение оптимального уровня инвестиционной составляю-щей бюджета Продление политики ограничения непервоочередных расходов; проведение мониторинга финансово-экономического состояния бюджетообразующих предприятий, своевременности выплаты заработной платы; активизация работы, направленной на повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности
Банковский сектор - повышение устойчивости и эффективности функционирования банковского сектора; наращивание объемов кредитования отраслей реального сектора; внедрение новых современных банковских услуг Повышение уровня капитализации региональных банков; осуществление разработки и реализации подходов, направленных на принятие упрощенных процедур кредитования малого бизнеса в целях развития системы кредитования малого и среднего бизнеса; дальнейшее развитие ипотечного кредитования в регионе
Страховой сектор - совершенствование системы государственного надзора за страховой деятельностью; развитие инфраструктуры страхового рынка; повышение страховой культуры населения Совершенствование форм и методов страхового надзора за деятельностью субъектов страхового дела; популяризация системы страхования и повышение уровня финансовой грамотности участников страхового рынка; расширение перечня медицинских услуг гражданам по программам добровольного медицинского страхования; включение страхования жизни в социальный пакет работников организаций
Фондовый рынок - развитие инфраструктуры фондового рынка; обеспечение защиты прав инвесторов на фондовом рынке; развитие рынка коллективных инвестиций Создание эффективной инфраструктуры рынка и развитие деятельности биржевых площадок; увеличение филиалов профессиональных участников фондового рынка, субъектов рынка коллективных инвестиций на территориях муниципальных образований; снижение рисков для инвесторов и стоимости долгосрочного привлечения капитала
Финансы предприятий - повышение экономической эффективности производства; развитие малого и среднего бизнеса во всех сферах экономики; кластерный подход в развитии предприятий базовых отраслей Автоматизация, механизация, внедрение новых технологий, экономия энергоресурсов; развитие сети объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, включающей бизнес-инкубаторы, агентства, промышленные парки, фонды и центры поддержки предпринимательства; оказание содействия предприятиям, заинтересованным в сотрудничестве в рамках кластера
Окончание табл. 9
Приоритетные направления развития звеньев региональной финансовой системы Мероприятия по сбалансированному развитию звеньев региональной финансовой системы
Финансы домохозяйств - повышение уровня финансовой грамотности; стимулирование интереса граждан к использованию сбережений в инвестиционном процессе Создание образовательных сайтов, «горячей линии» для консультации: по вопросам продолжения образования; по вопросам законодательства в области финансов; о способах сохранения и инвестирования личных сбережений; по вопросам целевого расходования средств (вложение средств в высокорентабельные проекты, обеспеченные реальными ресурсами). Обеспечение государственных гарантий
Примечание: авторская разработка.
ограничений и сдерживающих факторов развития, а также добиться существенного роста в перспективе.
Список литературы 1. О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 г.: закон Краснодарского края от 29.04.2008 № 1465-КЗ // Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края. 2008. № 6.
2. Стратегия развития финансового и фондового рынка Краснодарского края до 2020 г.: утверждена приказом руководителя департамента по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края от 21.06.2008 J№ 30/а // Официальный сайт департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края. URL: http://www. depfinance. ru.
3. Финансы Краснодарского края 2005-2009: Стат. сборник / Краснодарстат. 2010 (электронная версия).
¡ШШШШ
ШШ
ШШ.
13-18 февраля 2012 года Республика Башкортостан, ДЦ «Юбилейный»
www.ib-bank.ru
ОРГАНИЗАТОРЫ
ABISS
лссоциддея
РОССИЙСКИХ
ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА
ПРИ УЧАСТИИ
t
Комитат Госдумы РФ ФСБ России ФСТЭК России
(ф) Роскомнадэор
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА
шмц*™ А<§И
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Комплекс документов Банка России по стандартизации «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации» в сопоставлении с!52-ФЗ «О персональных данных» и 161 -ФЗ «О национальной платежной системе. Вопросы практической реализации требований по информационной безопасности в организациях банковской системы Российской Федерации».
2. Обеспечение информационной безопасности Национальной платежной системы. Опыт обеспечения информационной безопасности международных платежных систем (Стандарт PCI DSS).
3. Саморегулирование в области обеспечения информационной безопасности в кредитно-финансовых и других организациях-участниках национальной платежной системы Российской Федерации.
4. Построение системы обеспечения информационной безопасности в кредитных организацияхи дальнейшая организация деятельности. Практические аспекты.
5. Обеспечение непрерывности деятельности кредитной организации.
6. Вопросы обеспечения безопасности и совершенствования систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Проект «Универсальная электронная карта».