Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 3 (3), с. 272-276
УДК 336.131
© 2013 г.
ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ СУБЪЕКТОВ РФ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ
Н.И. Яшина, О.В. Емельянова, Н.Н. Прончатова-Рубцова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
pronat8 9 @mail. т
Поступила в редакцию 08.07.2013
Для эффективности господдержки развития инновационной деятельности в субъектах РФ и повышения качества управления региональными финансами предложена методика оценки финансового состояния субъектов РФ посредством расчета сводного стандартизованного показателя. Оценка позволит определить перспективу развития инновационной деятельности в отдельных регионах и может стать базой для создания и распределения Фонда поддержки инновационной деятельности регионов.
Ключевые слова: финансовое состояние субъекта РФ, бюджетные коэффициенты, сводный стандартизованный показатель, рейтинг субъектов РФ, инновационная деятельность.
Уникальность настоящего времени заключается в необходимости и неизбежности перехода на инновационный путь развития на фоне неоднозначности и высокого уровня неопределенности экономики страны. Особые требования предъявляются к совершенствованию финансово-бюджетных отношений между федеральными, региональными и местными органами власти, предполагая повышение эффективности управления государственными (муниципальными) финансами.
Признание инноваций важным инструментом государственной политики пока в недостаточной степени отражается в структуре бюджетных расходов на всех уровнях бюджетной системы. Прямые расходы на инновационное развитие в 2009 г. составили 1.5% ВВП, а к 2013 г. они уменьшатся до 1%. При сложившейся динамике бюджетных расходов доля инновационных расходов с 2014 г. по 2020 г. останется практически неизменной - около 1.3% ВВП [1].
Позиция России в большинстве инновационных рейтингов является относительно невысокой, а по некоторым международным индексам ухудшается с течением времени. Так, в соответствии с Международным инновационным индексом ^П), Россия в 2011 г. находилась на 56 месте среди 125 рассматриваемых стран. По значению индекса Европейского инновационного обследования (Е^) Россия отстает от среднего уровня по ЕС-27 примерно в три раза. По Международному индексу конкурентоспособности ^СГ) Россия в 2010-2011 гг. находилась на 63 месте (рейтинг составлен из 139 стран), а по отдельному компоненту данного
индекса - факторам инноваций - на 80 месте, пропуская вперед страны БИК (Бразилию, Индию и Китай). При ранжировании стран по Международному индексу инновативности (III) Россия в 2009 г. находилась на 49 месте из 110 возможных [2].
На данный момент поставлена задача не допустить дальнейшего отставания России по уровню инновационного развития, что уже привело к принятию ряда шагов по стимулированию инновационного развития экономики России:
- на конкурсной основе образовано 36 федеральных и национальных университетов с дополнительным финансированием из федерального бюджета;
- приняты законодательные акты по стимулированию взаимодействия вузов и предприятий, созданию при вузах малых инновационных предприятий, привлечению ведущих ученых в российские вузы;
- Минэкономразвития РФ софинансирует создание в регионах центров кластерного развития, инновационных бизнес-инкубаторов и др. [2].
Также в России по инициативе федерального центра создаются технопарки в сфере высоких технологий, особые экономические зоны технико-внедренческого типа, инновационно-технологические и нанотехнологические центры. Отдельно стоит выделить проект создания инновационного центра «Сколково», в котором статус резидентов могут получить инновационные компании из различных регионов страны.
Таблица 1
Методика оценки финансового состояния консолидированных бюджетов субъектов РФ на основе расчета сводного стандартизованного показателя
№ Наименование этапа Характеристика/пояснение
1 Количественная оценка структуры доходов и расходов бюджетов Отчеты об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ
2 Расчет индивидуальных бюджетных коэффициентов для каждого субъекта РФ Предлагается система общепринятых и дополнительно разработанных специальных бюджетных коэффициентов. Они отражают различные аспекты финансового состояния бюджета субъекта РФ
3 Расчет стандартизованных бюджетных коэффициентов для каждого субъекта РФ Стандартизация заключается в расчете степени отклонения величины /-го индивидуального бюджетного коэффициента (для г-го субъекта РФ) от величины /-го условно эталонного бюджетного коэффициента, соответствующего индивидуальному бюджетному коэффициенту по сгруппированным доходам и расходам консолидированных бюджетов субъектов по всем федеральным округам
4 Расчет укрупненных стандартизованных показателей Расчет по каждой из трех сформированных групп стандартизованных бюджетных коэффициентов
5 Определение сводного стандартизованного показателя для каждого субъекта РФ Расчет путем суммирования всех укрупненных стандартизованных показателей по всем группам стандартизованных бюджетных коэффициентов для каждого субъекта РФ
В стратегическом документе «Инновационная Россия 2020» указана необходимость разработки региональных стратегий инновационного развития или разделов по инновациям в рамках стратегий социально-экономического развития субъектов РФ. Региональным органам власти рекомендуется осуществлять бюджетные расходы для стимулирования инновационной деятельности (в том числе в форме государственно-частного партнерства) или применять инструменты налоговой политики. Инновационные компании, в зависимости от решения региональных властей, имеют возможность получать льготы по налогу на прибыль, на имущество организаций, или им может быть оказана поддержка через механизм инвестиционного налогового кредита [2].
Однако в большинстве своем перечисленные выше способы стимулирования инновационного развития экономики России являются инструментами, созданными на федеральном
уровне. Но дать толчок инновационному раз-
2
витию экономики страны могут регионы путем создания четко отлаженного механизма взаимодействия власти, бизнеса, науки, образования, финансовых институтов и др. Активизация инновационной деятельности требует существенного ресурсного обеспечения: кадрового, материально-технического, научного, информационного, организационного и, безусловно, финансового.
В целях обеспечения эффективности законодательно предусмотренных форм [3] господдержки инновационной деятельности, ее развития и повышения качества управления регио-
нальными финансами РФ с учетом Концепции межбюджетных отношений [4] предлагается предварительно оценивать финансовое состояние субъектов РФ. Результаты применения методики комплексной относительной оценки финансового состояния помогут определить перспективу развития инновационной деятельности в отдельных регионах.
Финансовое состояние субъекта РФ определяется структурами доходной, расходной частей консолидированного бюджета субъекта РФ и степенью покрытия бюджетных обязательств доходными поступлениями, поэтому необходим такой сводный стандартизованный показатель, который будет интеграцией количественной характеристики отдельных элементов консолидированного бюджета субъекта РФ. Для расчета показателя предлагается методика, включающая несколько этапов (табл. 1).
Этап 1. Производится группировка доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ (по действующей бюджетной классификации при составлении проектов законов о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год).
Этап 2. Финансовое состояние определяется по системе показателей, включающей 3 группы коэффициентов доходной и расходной частей бюджета [5]: коэффициенты финансовой
(не)зависимости (характеризуют степень реальной (де)централизации управления в сфере бюджетных доходов); коэффициенты, характеризующие направленность бюджетной политики органов власти в сфере бюджетных расходов; коэффициенты бюджетной устойчивости
(демонстрируют соотношение элементов доходной и расходной части бюджета). Экономический смысл коэффициентов определяет влияние изменения их значений (положительное / отрицательное) на общее финансовое состояние территорий.
Этап 3. Порядок расчета стандартизованного бюджетного коэффициента определяется характером влияния /-го бюджетного коэффициента на финансовое состояние г-го субъекта РФ. Если увеличение /-го коэффициента приведет к улучшению финансового состояния (положительное влияние), то формула расчета стандартизованного бюджетного коэффициента (1) примет вид:
СБКу = БК/ / БКрф, (1)
где СБК/ - стандартизованный /-й бюджетный коэффициент для г-го субъекта РФ, БКг/ - /-й бюджетный коэффициент для г-го субъекта РФ, БКРФ/ - /-й условно эталонный бюджетный коэффициент.
Если рост /-го коэффициента окажет негативное воздействие на финансовое состояние, стандартизацию следует выполнять по «перевернутой» формуле (2):
СБКу = БКрф/ / БКУ- . (2)
Стандартизация коэффициентов происходит относительно среднего значения аналогичного показателя по РФ и обусловлена следующими моментами: данные становятся сопоставимыми (могут использоваться для объединения и укрупнения вклада всех бюджетных коэффициентов); первоначальные бюджетные коэффициенты учитывают влияние двух компонент: первая определяется сложившейся в межбюджет-ных отношениях ситуацией, одинаковой для всех субъектов РФ (исключается); вторая зависит от факторов, действующих в отношении конкретного субъекта РФ.
Этап 4. Расчет укрупненных стандартизованных показателей по каждой из трех групп стандартизованных бюджетных коэффициентов осуществляется по формуле (3):
УСП* = 1СБКУ, (3)
где УСПгя - укрупненный стандартизованный показатель по g-й группе (§ = 1, 2, 3) стандартизованных бюджетных коэффициентов для г-го субъекта РФ.
Этап 5. Происходит определение сводного стандартизованного показателя (ССП) для каждого субъекта РФ по формуле (4):
ССПг = 1УСП(г (4)
где ССПг - сводный стандартизованный показатель для г-го субъекта РФ.
ССП можно положить в основу выделения трех классов регионов по финансовому состоя-
нию консолидированных бюджетов (табл. 2). Пороговые классовые значения устанавливаются экспертным путем на основании данных по наиболее успешно развивающимся и эффективно работающим субъектам РФ, с учетом наибольших и наименьших значений индивидуальных коэффициентов, а также особенностей социально-экономического положения и развития регионов. Целесообразно классифицировать совокупность исследуемых регионов:
I класс - финансово самостоятельные регионы (наибольшие значения ССП);
II класс - регионы с удовлетворительным финансовым состоянием, частично зависящие от финансовой помощи из федерального бюджета;
III класс - регионы с неудовлетворительным финансовым состоянием (наименьшие значения ССП), нуждающиеся в финансовой помощи больше, чем регионы второго класса.
Апробация описанной методики проведена на данных открытой отчетности Федерального казначейства РФ об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ за 2011 г. [6]. Результат представлен в виде рейтинга субъектов РФ по значениям ССП (табл. 2). Анализируемая совокупность субъектов РФ упорядочена по уровню финансового состояния консолидированных бюджетов (от наиболее устойчивого до неудовлетворительного).
Итак, по итогам 2011 г. проведена оценка консолидированных бюджетов субъектов РФ на основе ССП финансового состояния: финансо-
3
вое состояние лучше условно эталонного (ССПРФ > 14) у 30 субъектов РФ из 83; первоклассное финансовое состояние (ССПг > 18) у 16 регионов; к финансовому состоянию второго класса (13 < ССПг < 18) отнесены 22 субъекта РФ; с финансовым состоянием третьего класса (ССПг < 13) оказались все остальные 45 субъектов РФ.
Рассмотренный инструментальный аппарат позволяет определять финансовое состояние субъектов РФ с заданной периодичностью и в динамике; распределять по местам субъекты РФ по величине ССП. Ориентированность управления территорий, относящихся ко второму и третьему классам финансового состояния, на первоклассные регионы будет способствовать своевременному принятию мер к устранению негативных факторов, повлиявших на ухудшение финансового состояния. Методика на основании ССП нетрудоемка, прозрачна и требует данных, содержащихся в официально публикуемой отчетности. Относительные оценки финансового состояния делают возможным по-
Таблица 2
Рейтинг субъектов РФ по значениям сводных стандартизованных показателей, 2011 г.
Место по ССП Субъекты РФ ССП финансового состояния субъектов РФ Присвоенный субъекту РФ класс (экспертная оценка)
І 90 - Ямало-Ненецкий АО 6і.512 1 класс
l 8l - Ханты-Мансийский АО 4l.l0l 1 класс
З із - г. Москва 3l.li9 1 класс
іі З5 - Калининградская область il.639 2 класс
І8 15 - Астраханская область 16.595 2 класс
19 1б - Белгородская область 16.236 2 класс
З9 59 - Рязанская область 12.9l4 3 класс
40 бб - Тульская область 12.94l 3 класс
41 19 - Волгоградская облать 12.905 3 класс
8З 1 94 - Чеченская Республика | l.819 | 3 класс
строение рейтинга субъектов РФ по выбранному критерию с высокой степенью достоверности и объективности. Рейтинг финансового состояния может быть применен с целью оптимизации управления финансово-бюджетной системой региона, создания дополнительного стимулирования к улучшению финансового состояния регионов; кроме того, возможно его использование при принятии оперативных решений как федеральными властями, так и инвесторами и другими заинтересованными лицами.
В соответствии со Стратегией [1] формирование инновационной инфраструктуры будет происходить при поддержке, осуществляемой путем выделения на конкурсной основе субсидий из федерального бюджета на условиях со-финансирования со стороны регионов.
Принципиальным же является вовлечение в инновационный процесс, в формирование базовой инфраструктуры для инновационной деятельности всех субъектов РФ (не только самых перспективных) с учетом степени развития регионального научно-образовательного комплекса и инновационного предпринимательства. Поэтому в качестве меры, формирующей благоприятную почву для развития инновационной деятельности, предлагается по результатам оценки финансового состояния субъектов РФ на основании ССП создание Фонда поддержки инновационной деятельности регионов - ресурсного задела (базы) для «инновационного старта». Подкрепление финансовыми стимулами создаст условия для повышения активности проведения инновационной политики в регионах. Фонд может оказывать финансовую помощь «худшим, наименее инновационно способным и готовым» регионам и поощрять «лучших», тем самым расширяя возможности
инновационной деятельности в этих субъектах РФ, позволяя им выходить на новый, раннее недоступный межрегиональный и даже международный уровень проектов, требующий совсем иного порядка финансового обеспечения. В дальнейшем целесообразной и перспективной представляется разработка методики формирования самого Фонда и распределения средств в зависимости от присвоенного «класса» финансового состояния региона.
Примечания
І. Инновация, нововведение (англ. innovation) -это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
Термин «инновация» происходит от латинского слова novatio, что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки in, которая переводится с латинского как «в направлении». «Innovatio», если переводить дословно, - «в направлении изменений». Понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь оно получило в начале XX в. в научных работах австрийского и американского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Именно Й. Шумпетером был введен данный термин в экономику.
l. Потенциал региона в создании и коммерциализации инноваций отражает созданные в регионе предпосылки для разработки и вывода на рынок новой продукции, услуг или технологий производства. Однако экономика региона является подлинно инновационной, если результаты инновационной дея-
тельности достигают критического масштаба, когда они способны влиять на базовые характеристики экономической среды, вести к ее преобразованию. Так, например, по данным McKinsey & Company, в США свыше половины роста ВВП за период с 1990 по 2008 гг. стало следствием развития инноваций.
Результативность инновационной политики региональных органов власти можно измерить посредством ее воздействия на базовые характеристики экономической среды: структуру отраслей региональной экономики, институциональную среду, динамику малого и инновационного предпринимательства, темпы роста производительности труда в регионе.
Таким образом, критериями эффективной региональной инновационной политики являются наличие в экономике региона конкурентоспособных инновационных проектов, благоприятной среды для развития бизнеса, в том числе и инновационного (что предполагает высокую степень конкуренции на региональных рынках), современной отраслевой структуры экономики региона со значительной долей высокотехнологичных секторов, а также постоянное повышение эффективности использования ресурсов (рост производительности труда и снижение затрат энергоресурсов) [2].
2. Условно эталонный коэффициент - среднее значение индивидуального бюджетного коэффициента по всем федеральным округам (ССПРФ=14).
Список литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. - иКЬ: consultant.ru (дата обращения: 10.02.2013).
2. Отчет «Система оценки инновационного развития субъектов РФ» [Электронный ресурс]. - иКЬ: http://www.i-regions.org (дата обращения: 13.02.2013).
3. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О науке и государственной научно-технической политике» [Электронный ресурс]. - иКЬ: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.02.2013).
4. Распоряжение Правительства РФ от 08.08.2009 № 1123-р «О Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 года» [Электронный ресурс]. - ЦКЪ: http://www.consultant.ru (дата обращения: 08.05.2012).
5. Яшина Н.И., Емельянова О.В. Методика оценки консолидированных бюджетов субъектов РФ на основе определения сводного стандартизированного показателя // Финансы и кредит. 2008. № 40. С. 22-35.
6. Официальный сайт Федерального казначейства (Казначейства России). - ЦКЪ: http://www. roskazna.ru (дата обращения: 15.05.2012).
EVALUATION OF FINANCIAL CONDITION OF RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS FOR DETERMINING THE PROSPECTS OF INNOVATION IN THE REGIONS
N.I. Yashina, O.V. Emelyanova, N.N. Pronchatova-Rubtsova
To ensure the effectiveness of state support for the development of innovation in the subjects of the Russian Federation and to improve the quality of regional finance management, we propose a method for assessing the financial condition of the subjects of the Russian Federation by calculating the combined standardized index. This assessment will help to determine the prospects for the development of innovative activity in particular regions and can provide the basis for establishing the Fund for support of innovation in the regions and for distribution of its means.
Keywords: financial condition of Russian Federation subjects, budget factors, combined standardized index, Russian Federation subject rating, innovation activity.