Секция ««Маркетинг и коммерциализация космоса»
УДК 339.138
ОЦЕНКА ФАКТОРОВ И ИНСТРУМЕНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
М. А. Семенова, Н. В. Федорова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассматриваются факторы и инструменты формирования конкурентных преимуществ промышленных предприятий. Основной причиной низкого уровня конкурентного статуса многих предприятий является отсутствие практики формирования эффективных маркетинговых стратегий конкурентоспособного развития предприятия.
Ключевые слова: стратегия, промышленное предприятие, маркетинг, эффективность, инструменты формирования конкурентных преимуществ, структура, сбыт.
EVALUTAION OF FACTORS AND INSTRUMENTS OF MAKING MARKETING STRATEGY IN THE INDUSTRIAL ENTERPRISES
M. A. Semenova, N. V. Fedorova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
This article shows factors and tools of making competitive advantages in the industrial enterprises. Lack of practice of creation of effective marketing strategy of competitive development in enterprises is considered as the main reason for low level competitive status of many enterprises.
Keywords: strategy, industrial enterprise, marketing, efficiency, tools of making of competitive advantages, structure, sales.
Основой стабильного развития любого промышленного предприятия в долгосрочном периоде является наличие стратегического плана действий, составленного с учетом ожидаемых требований потребителей в отношении качества продукции и предполагаемых объемов потребления.
Опыт показывает, что одной из причин низкого уровня конкурентного статуса многих предприятий и их неспособности активно противостоять влиянию экономического кризиса является отсутствие методологии формирования эффективных стратегий развития.
В результате этого имеет место уменьшение рыночной доли, потеря зарубежных рынков, дефицит финансовых ресурсов, нарастание задолженности перед поставщиками, высокий уровень себестоимости продукции, снижение показателей рыночной капитализации компаний. В свою очередь, такие хозяйствующие субъекты являются градообразующими, что предопределяет их особую экономическую и социальную роль [2, с. 8].
Для выявления проблем промышленному предприятию необходимо решить следующие задачи:
- определить факторы и инструменты формирования конкурентных преимуществ промышленных предприятий;
- предложить методику оценки их конкурентоспособности;
- сформировать альтернативные стратегии их развития.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3
По мнению экспертов, конкурентоспособность промышленных предприятий на современном этапе определяется инвестиционной привлекательностью и способностью наладить сотрудничество с зарубежными лидерами отрасли.
Использование современных подходов и инструментов делает возможным адаптацию отечественных компаний к усилению конкуренции со стороны мировых лидеров отрасли.
Предприятие промышленного комплекса без ясной и эффективной стратегии развития — это не бизнес, а набор активов, отягощенных обязательствами. Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке, необходимо заниматься стратегическим планированием на профессиональном уровне. Стратегическое планирование — это выработка стратегии с помощью комплекса формализованных процедур, которые направлены на построение как модели будущего компании («как хочется»), так и программы перехода из текущего состояния в планируемое [3, с. 118].
В случае, когда предприятие работает на развивающемся рынке с сильной конкуренцией, то для него наилучшей будет комбинированная стратегия, нацеленная на решение своих конкурентных преимуществ и предусматривающая более глубокое проникновение и географическое развитие рынка.
Библиографические ссылки
1. Долгов Д.И. Формирование стратегии повышения конкурентоспособности промышленной продукции / Д.И. Долгов // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - № 22 (151). -С. 40-42.
2. Ефремова, Л. Совершенствование стратегического управления предприятием Л. Ефремова // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - № 8. - С.2
3. Проскуряков В.В. Разработка маркетинговых стратегий конкурентоспособного развития предприятия // Наука и бизнес: пути развития. 2011. № 4. С. 118.
4. Семенова М. А., Федорова Н. В. Методы разработки маркетинговой стратегии на предприятиях промышленного комплекса // Решетневские чтения Материалы XVI Международной научной конференции, посвященной памяти генерального конструктора ракетно-космических систем академика М. Ф. Решетнева (7-9 ноября 2012, г. Красноярск) В 2-х частях. Часть 2, с. 740.
© Семенова М. А., Федорова Н. В., 2017