Научная статья на тему 'Вопросы разработки конкурентной стратегии предприятий ракетно-космической отрасли'

Вопросы разработки конкурентной стратегии предприятий ракетно-космической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / COMPETITION / ENTERPRISE / INTERNATIONAL MARKET / STRATEGIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Н. В.

С момента перехода экономики к рыночным отношениям самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность стремительно повышаются. Конкуренция становится основным механизмом регулирования процесса ведения бизнеса. Предприятие больше не может ограничиваться текущим планированием и управлением своей деятельностью. Возникла острая необходимость стратегического мышления, разработки программы действий, постановки четких целей и определения средств для выбранного пути развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF DEVELOPMENT OF COMPETITIVE STRATEGY OF ENTERPRISES OF THE ROCKET AND SPACE INDUSTRY

Since the transition of the economy to market relations, the independence of enterprises, their economic and legal responsibility is rapidly increasing. Competition becomes the primary mechanism of regulation of process of doing business. The enterprise can no longer be limited to the current planning and management of its activities. There was an urgent need for strategic thinking, the development of a programme of action, the setting of clear goals and the identification of means for the chosen path of development.

Текст научной работы на тему «Вопросы разработки конкурентной стратегии предприятий ракетно-космической отрасли»

УДК 339.138

ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Н. В. Федорова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

С момента перехода экономики к рыночным отношениям самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность стремительно повышаются. Конкуренция становится основным механизмом регулирования процесса ведения бизнеса. Предприятие больше не может ограничиваться текущим планированием и управлением своей деятельностью. Возникла острая необходимость стратегического мышления, разработки программы действий, постановки четких целей и определения средств для выбранного пути развития.

Ключевые слова: конкуренция, предприятие, международный рынок, стратегическое развитие.

ISSUES OF DEVELOPMENT OF COMPETITIVE STRATEGY OF ENTERPRISES OF THE ROCKET AND SPACE INDUSTRY

N. V. Fedorova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

Since the transition of the economy to market relations, the independence of enterprises, their economic and legal responsibility is rapidly increasing. Competition becomes the primary mechanism of regulation of process of doing business. The enterprise can no longer be limited to the current planning and management of its activities. There was an urgent need for strategic thinking, the development of a programme of action, the setting of clear goals and the identification of means for the chosen path of development.

Keywords: competition, enterprise, international market, strategic development.

Еще несколько лет назад целью стратегического маркетинга являлось определение общего направления деятельности фирмы, разработка возможных вариантов реагирования на изменение внешних условий. Теперь же задача стратегического маркетинга -формирование эффективной, ориентированной на условия рынка, организационной и управленческой системы, распределение в соответствие с этим, ресурсов фирмы, что означает создание объединенной системы организации работы всего предприятия.

Разработка стратегии, наилучшим образом учитывающей специфику условий рынка, возможностей и ресурсов компании позволит определить фирме цели, к которым ей необходимо стремиться, посредством чего развиваться, незамедлительно реагировать в усиливающейся конкурентной борьбе [1].

Многие известные фирмы имеют хорошо проработанную и прозрачную стратегию, постоянно придерживаются установленного пути развития, в конечном итоге это привело их к успеху, но и после того, для дальнейшего процветания фирма должна прибегать к стратегическому планированию. Разработка конкурентной стратегии - не разовый процесс, а непрерывная работа топ-менеджеров.

На современном этапе мировой экономики, в эпоху развитых коммуникационных технологий и транспортных средств, расстояния между географическими регионами теряют значение, формируется единый глобальный рынок. Вступление России в ВТО принесло предприятиям не только доступ к новым рынкам сбыта, но и усиление конкуренции с зарубежными компаниями на отечественном рынке. Лучший выход в данных условиях - непрерывное улучшение качества услуг, расширение географии деятельности [2].

Формирование и реализация конкурентной стратегии позволит обеспечить предприятиям долгосрочные конкурентные преимущества в глобальной экономике. Разработка стратегии с учетом особенностей ведения международного бизнеса вносит большую степень неопределенности для компании, в научной литературе существует масса подходов к процессу формирования международной стратегии, но данные подходы не ориентированы на малые предпринимательские структуры, разработки носят теоретический, а не практических характер, который позволил бы субъектам малого предпринимательства использовать методы стратегического управления для повышения конкурентоспособности и эффективной деятельности на внешнем рынке.

Решетневские чтения. 2018

Миссия н общекорпоративная цель предприятия

Постановка целей на основании предыдущего шага

Сбор и анализ информации о внешней и внутренней среде

Разработка конкурентной стратегии

Анализ полученный результатов

Корректировка существующей

стратегии, с учетом реакции конкурентов

Алгоритм диагностики, адаптированный под РКО

Возможно, кому-то данное направление покажется очень специфичным и неинтересным, однако следует помнить о том, что предприятия РКО могут если не иметь много общего, то поучиться на опыте друг друга точно. Особенно если их продукция обладает одинаковыми потребительскими и классификационными свойствами.

Каждое предприятие должно эффективно строить систему маркетинга внутри компании, для наиболее полного и эффективного достижения конечных целей предприятия. От того, насколько грамотно происходит управление маркетингом на предприятии, будет зависеть и конечный финансовый результат компании.

В целом принципы маркетинга на предприятиях реализуются с использованием той или иной маркетинговой стратегии. Выбор конкурентной стратегии будет актуален для любой компании в период определения целей компании, в первую очередь - долгосрочных. На сегодняшний день в условиях жесткой локальной и глобальной конкурентной борьбы за деньги покупателя, за прочное место на рынке одним из главных направлений коммерческой организации является стратегический маркетинг.

Общей идеей разработки конкурентной стратегии является программа действий, которая позволяет получить положительный экономический эффект за счет того, что компания оказывается в более сильной позиции. На рисунке предложен алгоритм разработки и реализации конкурентной стратегии, адаптированный под ракетно-космическую отрасль.

Сформулированные ключевые особенности формирования конкурентной стратегии предприятий ракетно-космической отрасли, задействованных в создании космических аппаратов связи и предложенный алгоритм проведения комплексной диагностики предприятия с учетом отраслевых особенностей, внутренней и внешней маркетинговых сред компании, позволит сформировать Рекомендации на базе маркетинговых целей и критериев для совершенствования конкурентной стратегии.

В результате выполненного исследования было определено, что решение изучаемой проблемы осложняется высокой конкуренцией на глобальном рынке производства рассмотренной наукоемкой продукции - коммерческих геостационарных космических аппаратах связи, политическим давлением на РФ со стороны других государств, нехваткой опыта российских предприятий в части реализации международных проектов и низкой долей собственных работ [2; 3].

Предложенный перечень мероприятий не является унифицированным для промышленного маркетинга в целом но, тем не менее, может быть задействован для анализа деятельности предприятий других сегментов ракетно-космической отрасли РФ.

Библиографические ссылки

1. Кочеткова А. А. Основные проблемы в развитии промышленного маркетинга в России [Электрон-

ный ресурс]. URL: https://research-journal.org/econo-mical/osnovnye-problemy-v-razvitii-promyshlen-nogo-marketinga-v-rossii/. Загл. с экрана (дата обращения: 14.02.2018).

2. Макарова Д. Ю. Хрусталёв, Е. Ю. Концептуальный анализ мирового и российского ракетно-космических производств и рынков // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 28 (427). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/ n/kontseptualnyy-analiz-mirovogo-i-rossiyskogo-raketno-kosmicheskih-proizvodstv-i-rynkov (дата обращения: 01.03.2018).

3. Аленкина Д. В., Федорова Н. В. Возможные пути решения проблемы высокой конкуренции // Решетневские чтения : материалы XXI Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти генерального конструктора ракетно-космических систем академика М. Ф. Решетнева (08-11 нояб. 2017, г. Красноярск) : в 2 ч. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; СибГУ им. М. Ф. Решетнева. Красноярск, 2017. Ч. 2. С. 455-456.

References

1. Kochetkova A. A. Osnovnye problemy v razvitii promyshlennogo marketinga v Rossii. Available at: https:// research-journal.org/economical/osnovnye-problemy-v-raz-vitii-promyshlennogo-marketinga-v-rossii/ (accessed: 14.02.2018).

2. Makarova D. Yu., Hrustalyov E. Yu. Konceptu-al'nyj analiz mirovogo i rossijskogo raketno-kosmicheskih proizvodstv i rynkov // EHkonomicheskij analiz: teoriya i praktika. 2015. № 28 (427). Available at: https:// cyber-leninka.ru/article/n/kontseptualnyy-analiz-mirovogo-i-rossiyskogo-raketno-kosmicheskih-proizvodstv-i-ryn-kov (accessed: 01.03.2018).

3. Alenkina D. V., Fedorova N. V. Vozmozhnye puti resheniya problemy vysokoj konkurencii/ Reshetnevskie chteniya: materialy XXI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashch. pamyati general'nogo konstrukto raraketno-kosmicheskih sistem akademika M. F. Reshetneva (08-11 noyab. 2017, g. Krasnoyarsk) : v 2 ch. / pod obshch. red. Yu. Yu. Loginova ; SibGU im. M. F. Reshetneva. Krasnoyarsk, 2017. Ch. 2. Р. 455-456.

© Федорова Н. В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.