С.А. Шарапова
Оценка эффективности управления сбытовыми каналами страховой компании на рынке промышленного страхования
Разработаны некоторые вопросы методологического подхода к оценке эффективности функционирования сбытовых каналов страховой компании. Исследованы методы и способы определения эффективности бизнес-процессов, оценены возможность и границы применимости их в сфере страховых отношений на рынке промышленного страхования. Предложено использование эталонного и экспертного подходов для построения структур и схем бизнес-моделей страховых процессов на основе имитационного моделирования.
Ключевые слова: вертикально интегрированные системы; рынок промышленного страхования; эффективность функционирования сбытовых каналов.
Современные рыночные отношения страхового рынка диктуют новые требования к методологической базе организации сбытовых процессов страховщика, заставляя его искать способы оптимизации данных процессов. Эффективность организации и управления потоковыми процессами в страховой компании напрямую влияет на конкурентоспособность страховой организации и страховых продуктов.
Эффективность функционирования сбытовых каналов — это относительная характеристика результативности деятельности страховой компании как управляющей системы, отражающейся в различных показателях как посреднической структуры (объекта управления сбытового канала), так и собственно сбытовой деятельности (субъекта управления). Так как организация сбытовой системы (типы, виды и уровни каналов продаж, применяемые технологии) значительно различается у страховых компаний, особенно в зависимости от их размера и сегмента промышленного рынка, можно предполагать, что эффективность сбытовой системы у страховщиков будет колебаться в значительных пределах [12: с. 30].
Является бесспорным тот факт, что функционирование сбытовой системы страховщика направлено на достижение главной стратегической цели — постоянное и возрастающее повышение прибыльности на основе оказания страхователям качественных страховых услуг и рациональности использования финансовых, материальных и информационных ресурсов. Поэтому применительно к поставленной задаче формирования модели определения эффективности системы сбыта страховых продуктов необходимо определить и обосновать параметры, критерии и важнейшие показатели эффективности основной деятельности страховщика.
Из предложенного выше определения эффективности сбытовой деятельности страховых компаний следует, что для представления параметров и критериев эффективности в математическом выражении необходимо определить соотношение в соизмеримом виде полученной за определенный период прибыли и затрат на ресурсы, вовлеченные в процессы деятельности по организации и управлению сбытом страховых продуктов.
Одним из способов расчета данного отношения с учетом соизмеримости текущих поступлений прибыли и понесенных страховой компанией затрат может быть использование методологии чистой приведенной стоимости денежных средств страховщика, участвующих в данных операциях за рассматриваемый и предшествующий периоды.
Соответственно, представляется возможным привести стоимость вложенного в построение и управление сбытовой системой капитала к уровню текущих затрат страховщика путем умножения этой стоимости на внутреннюю норму доходности страховой организации [6: а 33]. Внутренняя норма доходности при этом может рассчитываться страховщиком на основе показателя общей прибыли и средней стоимости основного и оборотного капитала за предшествующий период (или, для обеспечения меньшей погрешности, за несколько предшествующих периодов). В качестве внутренней нормы доходности при отсутствии накопленных статистических данных для расчета страховой компании может быть рекомендовано использование в течение некоторого времени таких данных, как ставка рефинансирования ЦБ РФ или ставка по банковским кредитам.
Данный способ определения эффективности является одним из хорошо исследованных и широко применяемых в финансовом менеджменте и управлении проектами, где большинство процессов изначально носит целостный, завершенный характер и подобный системный подход может быть реализован довольно просто.
Однако при переходе к процессному управлению, при определении эффективности сбыта многие страховщики сталкиваются с целым рядом затруднений методологического и статистического характера. Часто отдельные страховые процессы и операции не могут быть четко соотнесены с долями прибыли и затрат, а процесс усреднения сильно снижает точность определения параметров эффективности и, самое главное, смещает акценты. Многие затратные вспомогательные процессы становятся необоснованно важными, и управленческие мероприятия ставят целью дальнейшее сокращение затрат на основные процессы, что зачастую приводит к серьезным сбытовым проблемам страховщика.
В условиях процессного подхода для оценки эффективности сбытовой деятельности страховщика возможно применение моделирования. Практика страхового менеджмента показывает, что использование экономических и организационных моделей позволяет описать деятельность страховой компании на всех этапах ее логистического цикла (в том числе сбыта), а также отдельные
функциональные сферы. Принимая во внимание возможности постоянного изменения в процессах организации сбытовых каналов и предпочтениях страхователей, требуется интегрированный подход к построению моделей всех элементов управления страховой компанией и процессов, протекающих в ней [7].
В рамках сбытовой бизнес-модели отображаются все объекты, процессы, правила выполнения сбытовых операций, приоритетная сбытовая стратегия страховщика, а также критерии оценки эффективности функционирования сбытовой системы. Одной из важных составляющих бизнес-модели является информационная модель, описывающая все существующие и проектируемые информационные потоки по взаимодействию страховщика, посреднической сети и страхователей, правила обработки информации и алгоритмы маршрутизации всех элементов внешнего и внутреннего информационного поля страховой компании.
Эффективность бизнес-модели обеспечивается за счет ее соответствия внешним возможностям и внутренним ресурсам страховой компании, ее стратегическим сбытовым целям и согласованности взаимодействия основных ее участников и компонентов.
Бизнес-модель страховщика включает в себя следующие элементы:
- стратегические цели и корпоративные сбытовые и инвестиционные стратегии, определяющие на входе модели ресурсы страховщика и функции, преобразующие на выходе ресурсную базу в страховые продукты, дополнительные услуги и информацию [1: с. 38];
- финансовые, информационные и материальные ресурсы, необходимые страховой компании для достижения сбытовых целей;
- организационная структура управления страховой компанией (ее сбытовыми и сопряженными с реализацией сбыта подразделениями);
- система посреднических структур, экономически заинтересованных в интенсификации процессов сбыта страховых продуктов;
- собственно сбытовые бизнес-процессы и функции страховщика;
- пакеты страховых продуктов и отдельные страховые услуги, имеющие ценность для производственных предприятий-страхователей и некоторых других элементов внешней среды (государственных органов регулирования страхового рынка, местных сообществ, деловых партнеров производственных предприятий и других).
Всю систему сбыта страховых продуктов можно представить состоящей из отдельных деловых организационных мероприятий и технологических операций, т. е. бизнес-процессов: построение логистической цепи сбыта страхового продукта, оценка страховых рисков конкретного предприятия-страхователя и андеррайтинг, формирование пакета страховых продуктов для предприятия и дополнительных услуг сопровождения договора, организация продажи, расчет и выплата посреднических вознаграждений цепи посредников, урегулирование убытков в случае их возникновения, организация прерывания / продления договора страхования. На практике данные процессы
пересекаются, накладываются друг на друга по времени и участникам, повторяются, поэтому не всегда удается четко их разграничить. Однако видится возможным выделить основную их последовательность и условно разделить на составляющие, которые затем можно будет четко оценить с помощью эталонного или экспертного подходов.
Суть эталонного подхода сводится к сравнению с параметрами и показателями, характеризующими эффективность организационной структуры вертикально интегрированного сбыта страховых продуктов как эталонного варианта системы управления страховыми процессами. Требуемые характеристики работы сбытовых подразделений принимаются в качестве нормативных. В качестве эталонного варианта может приниматься как проектируемая система сбыта, так и реально функционирующие подразделения страховщика. Тогда в первом случае сравнительная эффективность исследуемой системы определяется на основе сопоставления нормативных и устанавливаемых параметров сбытовой системы (с преимущественным акцентом на количественные методы сравнения). Во втором случае сравнивают с показателями эффективности и характеристиками функционирующей сбытовой вертикально интегрированной системы.
Экспертный подход позволяет оценивать эффективность как комплексно, для всей вертикально интегрированной системы сбыта, так и для отдельных ее процессов и их функциональных совокупностей.
Экспертная оценка эффективности сбытовых процессов основана на использовании как количественного, так и качественного подходов, позволяющих оценивать эффективность управления по целому ряду групп параметров и показателей [8].
Вертикально интегрированная система сбыта страховых продуктов должна создавать и поддерживать возможность активного контакта страхователя со страховщиком, как это происходит в традиционной системе сбыта страховых услуг. Кроме того, может потребоваться организация прямого взаимодействия предприятия-клиента с андеррайтерами, специалистами по рассмотрению и урегулированию страховых убытков, экспертами, бухгалтерами, сюрвейерами, аудиторами и юристами. Все перечисленные специалисты, сопровождая договор страхования, непосредственно воздействуют на качество и, в конечном итоге, на эффективность процессов страхования. Именно они формируют конкретные потребительские свойства страховой услуги, которые субъективно оценивает страхователь. Посреднические структуры, выполняя функции определения условий заключаемого договора страхования и урегулирования размеров страхового возмещения или выплаты, также участвуют в дополнительном обеспечении потребительских качеств страхового продукта.
Результат разграничения отдельных бизнес-процессов сбыта страховых продуктов существенно влияет на построение цели и взаимосвязи данных и сопутствующих бизнес-процессов и на их финансовый результат.
Хотя сбыт страховых продуктов направлен на увеличение поступления к страховщику объемов страховой премии (входящий финансовый поток), некачественно осуществляемый андеррайтинг страховых рисков может привести к непрогнозируемому росту страховых выплат и тем самым существенно снизить ожидаемый финансовый результат и даже поставить под угрозу финансовую устойчивость отдельных видов страхования (инвестиционная функция страховой компании частично нивелирует подобные ошибки андеррайтинга). Особенно это актуально для сектора крупного промышленного страхования.
Данный аспект представляется важным в современных условиях организации интернет-канала по продаже страховых продуктов, в котором страховщики и страхователи проявляют серьезную заинтересованность. Привлекательность данного канала для страховых компаний обусловлена возможностью экономии на аквизиционных расходах, а также привлечения страхователей из среды пользователей Интернета, а руководителям производственных предприятий, являющихся потенциальными страхователями, интернет-продажи позволяют существенно сократить время на приобретение страхового полиса.
Однако при процессном подходе к сбыту страховых продуктов разработка соответствующих сервисов интернет-ресурсов по онлайн-калькуляции страховых тарифов и организация консультирования страхователей представляют собой серьезную задачу для страховщика [5: с. 42].
Для получения положительного финансового результата системы сбыта страховых услуг необходимы как правильный расчет стоимости страховой услуги (тарифной ставки), осуществляемый исходя из статистической оценки предлагаемого на страхование промышленного риска, так и отбор на страхование таких промышленных объектов (и выбор страховых рисков), для которых убыток по страховому портфелю в целом будет ниже суммарного тарифного убытка. Например, прием на страхование производственного оборудования не старше определенного возраста. Отобранные с соблюдением данного условия объекты страхования и страховые риски можно определить как качественные (рентабельные), а соответствующая им сумма выплаченного страхового возмещения по страховым случаям является рентабельным убытком. Положительное значение разницы между тарифным и рентабельным убытками свидетельствует о положительном финансовом результате работы сбытовой системы по определенному виду страхования.
Среди задач, позволяющих повысить эффективность работы сбытовых подразделений страховщика, должны быть не только маркетинговые и рекламные мероприятия, стимулирующие сбыт, но и целый ряд мероприятий, направленных на снижение вероятности наступления страховых случаев по принимаемым на страхование рискам промышленных организаций. К ним традиционно относят:
- формирование портфеля принимаемых на страховую защиту рисков конкретных страховых объектов;
- разработку, организацию, оценку и корректировку спектра предупредительных мероприятий по снижению вероятности наступления типовых для данных объектов рисков;
- уменьшение кумуляции убытков;
- соблюдение законодательно установленного ограничения лимитов ответственности страховщика по отдельному риску;
- организацию и реализацию системы перестрахования.
Выполнение перечисленных мероприятий требует от сети страховых посредников специальных знаний, интуиции и умения прогнозировать результат договора страхования. Можно с уверенностью утверждать, что их проведение в практике сбыта страховых продуктов, на первый взгляд, неизбежно ограничивает продажи страховых полисов, и цели страховщика вступают в противоречие с целями страховых посредников.
Разрешение данного противоречия может быть реализовано путем разделения страховщиком страховых продуктов на массовые виды страхования (объектами которых являются однородные и относительно простые объекты и риски, не требующие тщательной индивидуальной оценки и сопровождения) и страхование сложных объектов и опасных рисков (где необходимы индивидуальный андеррайтинг и детальное обсуждение условий договора страхования). При сбыте массовых видов страховых продуктов условия страхования необходимо стандартизировать, что существенно упрощает вертикальную интеграцию сбыта и организацию финансового и информационного взаимодействия участников сбытовых каналов.
Эффективная организация вертикально интегрированного сбыта представляется возможной и в случае заключения договоров страхования сложных производственных объектов и опасных рисков. Однако в данных условиях от страховщика потребуется четко составленное моделирование не только сбытовых процессов, но и процессов сопровождения и обслуживания индивидуальных страховых предложений.
Вертикально интегрированная сбытовая система страховых продуктов на рынке промышленного страхования может быть построена по схеме, представленной на рисунке 1.
Практика формирования сбытовой системы в российских страховых компаниях требует совершенствования с учетом интересов страхователей и посредников. Среди основных современных тенденций данного процесса исследователи выделяют: расширение ассортимента страховых продуктов (особенно пакетируемых), повышение интереса страховых посредников к упрощенным и стандартизированным продуктам, рост сходства продуктовых предложений разных страховых компаний, повышение актуальности для корпоративных страхователей индивидуализированных форм и рост степени влияния посреднических структур на процессы проектирования и изменения ассортимента страховых продуктов [4: с. 79].
Рис. 1. Схема системы сбыта страховых продуктов с участием вертикально интегрированных посреднических структур
Основной бизнес-процесс оказания страховой услуги, на который существенно влияет сбытовая система страховщика, — продажа страхового полиса (подписание договора и организация перечисления страховой премии). Данный процесс продолжается весь срок действия договора и может быть разбит на следующие операции:
- формирование договора страхования по конкретным его условиям;
- организация подписания и передачи страхового полиса;
- ввод и хранение договора в базе данных страховщика;
- отражение операций и отчислений по ним в системе бухгалтерского учета;
- контроль за своевременностью и полнотой поступления страховой премии (или страховых взносов при уплате их в рассрочку);
- расчет страховых резервов и организация их инвестирования в соответствии с действующими правилами, прописанными в приказе Министерства Финансов РФ от 02.07.2012 № 100н (данная операция находится за пределами работы системы вертикально интегрированного сбыта страховых продуктов) [9];
- контроль за состоянием застрахованного объекта (для промышленных объектов внимание должно быть сконцентрировано на условиях эксплуатации, хранения, наличии или отсутствии модернизаций, ремонтных работ и т. п., для человеческих ресурсов — на производственных условиях) в целях своевременного отслеживания изменений в динамике страховых рисков и внесения соответствующих корректировок в размеры страховых сумм и премий;
- внесение требуемых страхователем изменений в договор страхования;
- отслеживание сроков окончания страхового договора для своевременного предложения страхователю его пролонгации или перезаключения;
- предоставление страхователям дополнительных экономических и юридических услуг, возможных по данному типу договора страхования.
Важнейшим завершающим процессом сопровождения договора страхования является расчет и осуществление страховой выплаты при наступлении страхового случая. Традиционно данные бизнес-процессы находятся преимущественно в ведении страховщика. Однако брокерские посреднические структуры также участвуют в урегулировании страховых случаев. Важность данного бизнес-процесса обусловлена его непосредственным влиянием на формирование показателя качества обслуживания страхователя и во многом определяет эффективность будущего развития как сбытовой системы, так и всей страховой деятельности компании.
Важно отметить, что для руководителя промышленного предприятия-страхователя страховой продукт становится реальным только при наступлении страхового случая и проявляется в виде выплаты страхового возмещения.
Из всех бизнес-процессов именно андеррайтинг и урегулирование убытков являются исключительно страховыми, при этом последний имеет наиболее выраженный имиджевый и маркетинговый характер.
Полная или частичная компенсация материальных и финансовых потерь является существенным критерием качества страхования и отражается как на мнении страхователя о страховой организации, так и на решении взаимодействовать с посреднической системой и даже принимать дальнейшее участие в добровольном страховании.
В среднем страховые компании теряют до 6 % (по автострахованию — до 20 %) клиентов из-за недовольства страхователей сроками и размерами страховых выплат [2].
С учетом серьезности последствий проявления присущих бизнес-процессам рисков страховщику необходимо предусматривать возможность их бизнес-моделирования в целях минимизации финансовых и организационных последствий.
Еще одной целью разработки бизнес-модели сбытовой системы страховой компании может быть выявление и согласование противоречивых целей и требований к построению и организации сбытовой функции страховщика. Проектирование бизнес-модели позволяет провести анализ и определить причины, препятствующие достижению страховщиком своих целей, осуществить координацию и выработать рекомендации по устранению несоответствий.
В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть метод имитационного моделирования, который, согласно ряду исследований, может быть успешно применен в рамках процессного подхода [11].
На основе типовых понятий имитационной модели: потоков, уровней и темпов — возможно построение и оценка показателей эффективности
бизнес-процессов. При построении имитационной модели в сфере управления традиционно используют три потока: информационный, финансовый и кадровый.
Процедуры построения существенно зависят от типа и размера страховщика, специфики проведения им информационной, финансовой и кадровой деятельности. Тем не менее обобщенно их можно представить в виде системы дифференциальных уравнений, связывающих уровни и темп (скорость изменения уровней сбытовой системы) [3]:
Ш- A(f)-X+F(f) + g(f),
W) = + At■ [А+ (t, JT0) - A- (t, JT0)] + F{0) + Д£ где X (t) — вектор уровней сбытовой системы страховщика, A (t) — матрица темпов (индексы «+» и «-» обозначают рост и сокращение темпов соответственно), F (t) — заданная вектор-функция внешних воздействий (статистика производственных аварий, природных катастроф, пожаров, аварий; изменение ставки рефинансирования ЦБ РФ, требуемых объектов страховых резервов, политики перестрахования и т. п.), At — шаг моделирования, £ (t), Д£ — параметры оценки случайных воздействий на сбытовую систему (в большинстве сфер применения имитационного моделирования описывается Марковским процессом («белый шум») с хорошо прогнозируемыми вероятностными характеристиками) [10: с. 49]. В данной модели его могут составлять усредненные колебания конкретных значений параметров страхового договора: страховых сумм застрахованных производственных объектов, сроков действия договоров страхования, установления франшиз и т. п.
Целью моделирования бизнес-процессов вертикально интегрированной сбытовой системы страховщика является анализ эффективности и обеспечения качества управления сбытовой системой по следующим ключевым ее характеристикам: периоду неустойчивой работы и периоду устранения искажений и сбоев в работе системы, что, несомненно, отражается на финансовых потоках страховщика.
Таким образом, эффективность создания и управления вертикально интегрированной системой сбыта страховых продуктов необходимо определять по трем следующим направлениям:
- экономическая эффективность работы сбытовой системы для страховой компании и предприятий посреднической сети, оцениваемая по широкому спектру финансово-экономических показателей движения финансовых средств в сбытовой системе;
- управленческая эффективность вертикальной интеграции сбыта страховщика, определяемая степенью реализации его рыночных целей: с данных позиций наиболее эффективным является не управление, приводящее к максимальному результату при минимальных затратах, а управленческая деятельность, в максимальной степени реализующая поставленную сбытовую цель [8];
- социально-экономическая эффективность сбытовой деятельности для производственных предприятий-страхователей, позволяющая им чувствовать финансовую целесообразность и постоянную защищенность их хозяйственной и коммерческой деятельности от рисков в результате заключения страховых договоров.
Литература
1. АкоповаЕ.С., АндрееваЛ.Ю. Глобализациястраховогорынка: информационно-сетевая парадигма. Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ РИНХ, 2004. 407 с.
2. Архипов А.П. Основные бизнес-процессы страхования // Финансовый менеджмент в страховании / А.П. Архипов. М.: ИНФРА-М, 2010. URL: ^1р://бизнес-учебники.рф/finance/osnovnyie-biznes-protsessyi.html
3. Борщёв А. От системной динамики и традиционного ИМ — к практическим агентным моделям: причины, технология, инструменты // Имитационное моделирование систем: Портал. 2004. URL: http://www.gpss.ru/paper/borshevarc.pdf
4. Жилкина М.С. Управление бизнес-процессом разработки страховых продуктов // Страховой менеджмент: Альманах. 2010. С. 77-84.
5. Интернет-технологии в страховании: настоящее и будущее // Страховой бизнес. 2010. № 3. С. 40-45. URL: http://www.insurebiz.ru/article/27.
6. Косов В.В., Лившиц В.Н., Шахназаров А.Г. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. М.: Экономика, 2000. 421 с.
7. Кугушева Т.В. Особености бизнес-модели страховой организации // Кафедра «Теории и технологий в менеджменте» ЮФУ: Сайт. URL: http://management61.ru/ index.php?do=static&page=kugushevastat1 (дата обращения: 05.05.2014).
8. Пивнев Е.С. Теория управления: учебное пособие. Томск: ТМЦДО, 2005. 246 с. URL: http://vse-uchebniki.com/teoriya-upravleniya-besplatno/111-ponyatie-effek-tivnosti-upravleniya-22617.html
9. Приказ Минфина России от 02.07.2012 № 100н «Об утверждении Порядка размещения страховщиками средств страховых резервов» (зарегистрирован Минюстом России 03.08.2012 г. 25102).
10. Снетков Н.Н. Имитационное моделирование экономических процессов: учебно-практическое пособие. М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. 228 с.
11. Созинов А.С. Моделирование процессного подхода обеспечения качества управления маркетингом предприятия // Энциклопедия маркетинга [Электронный ресурс]. URL: http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/strategy/sozinov/2.htm (дата обращения: 25.01.2013).
12. Шихов А.К. Об определении эффективности системы продаж и деятельности страховой компании // Страховое дело. 2008. № 5. С. 28-46.
Literatura
1. Akopova E.S., Andreeva L.Yu. Globalizaciya straxovogo ry'nka: informacionno-setevaya paradigma. Rostov n/D: Izd-vo RGE'U RINX, 2004. 407 s.
2. Arxipov A.P. Osnovny'e biznes-processy' straxovaniya // Finansovy'j menedzh-ment v straxovanii / A.P. Arxipov. M.: INFRA-M, 2010. URL: http://biznes-uchebniki.rf/ finance/osnovnyie-biznes-protsessyi.html
3. Borshhov A. Ot sistemnoj dinamiki i tradicionnogo IM — k prakticheskim agentny'm modelyam: prichiny', texnologiya, instrumenty' // Imitacionnoe modelirovanie sistem: Portal. 2004. URL: http://www.gpss.ru/paper/borshevarc.pdf
4. Zhilkina M.S. Upravlenie biznes-processom razrabotki straxovy'x produktov // Straxovoj menedzhment: Al'manax. 2010. S. 77-84.
5. Internet-texnologii v straxovanii: nastoyashhee i budushhee // Straxovoj biznes. 2010. № 3. S. 40-45. URL: http://www.insurebiz.ru/article/27.
6. Kosov V.V., Livshicz V.N., ShaxnazarovA.G. Metodicheskie rekomendacii po ocen-ke e'ffektivnosti investicionny'x proektov. M.: E'konomika, 2000. 421 s.
7. Kugusheva T. V. Osobenosti biznes-modeli straxovoj organizacii // Kafedra «Teorii i texnologiy' v menedzhmente» YuFU: Sajt. URL: http://management61.ru/index.php?do= static&page=kugushevastat1 (data obrashheniya: 05.05.2014).
8. PivnevE.S. Teoriya upravleniya: uchebnoe posobie. Tomsk: TMCDO, 2005. 246 s. URL: http://vse-uchebniki.com/teoriya-upravleniya-besplatno/111-ponyatie-effektivnosti-upravleniya-22617.html
9. Prikaz Minfina Rossii ot 02.07.2012 № 100n «Ob utverzhdenii Poryadka razmesh-heniya straxovshhikami sredstv straxovy'x rezervov» (zaregistrirovan Minyustom Rossii 03.08.2012 № 25102).
10. Snetkov N.N. Imitacionnoe modelirovanie e'konomicheskix processov: uchebno-prakticheskoe posobie. M.: Izd. centr EAOI, 2008. 228 s.
11. Sozinov A.S. Modelirovanie processnogo podxoda obespecheniya kachestva upravleniya marketingom predpriyatiya. URL: http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/strat-egy/sozinov/2.htm (data obrashheniya: 25.01.2013).
12. Shixov A.K. Ob opredelenii e'ffektivnosti sistemy' prodazh i deyatel'nosti straxovoj kompanii // Straxovoe delo. 2008. № 5. S. 28-46.
S.A. Sharapova
Evaluation of Efficiency of Management of Sales Channels of Insurance Company in the Market of Industrial Insurance
Some questions of methodological approach to an evaluation of efficiency of functioning of sales channels of an insurance company are developed. Methods and ways of determination of efficiency of business processes are investigated, opportunity and limits of their applicability in the sphere of the insurance relations in the market of industrial insurance are estimated. The author offers the use of reference and expert approaches for creation of structures and schemes of business models of insurance processes on the basis of imitating modeling.
Key words: vertically integrated systems; the market of industrial insurance; efficiency of sales channels functioning.