УДК 330
DOI 10.23672/o4372-0839-3307-l
Джалалова Татьяна Шейиховна
кандидат экономических наук, генеральный директор, ООО «Эскулап-М» [email protected]
Акавова Гозель Касымовна
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической географии, Дагестанский государственный педагогический университет [email protected]
Агасиева Магрифа Нугутдиновна
кандидат экономических наук, доцент кафедры социогуманитарных дисциплин, Дагестанский государственный педагогический университет [email protected]
Исмиева Замира Муъминовна
старший преподаватель кафедры социогуманитарных дисциплин, Дагестанский государственный педагогический университет [email protected]
Казибекова Наида Аликулиевна
доктор экономических наук, профессор кафедры социогуманитарных дисциплин, Дагестанский государственный педагогический университет [email protected]
Tatyana Sh. Dzhalalova
Candidate of Economic Sciences, General Director, «Aesculap-M» [email protected]
Gozel K. Akavova
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Geography, Dagestan State Pedagogical University [email protected]
Magrifa N. Agasieva
Candidate of Economic Sciences, AssociateProfessor of the Department of Socio-Humanitarian Disciplines, Dagestan State Pedagogical University [email protected]
Zamira M. Ismieva
Senior Lecturer of the Department of Socio-Humanitarian Disciplines, Dagestan State Pedagogical University [email protected]
Naida A. Kazibekova
Doctor of Economics, Professor of the Department of Socio-Humanitarian Disciplines, Dagestan State Pedagogical University [email protected]
Оценка эффективности
управления развитием туристских услуг в регионе
Assessment of the effectiveness
of the management of the development of tourist services in the region
Аннотация. В статье рассматривается процесс управления развитием туристической отрасли на примере Республики Дагестан. Авторами подчеркивается, что организация управления служит средством стабилизации и способом активизации процесса развития. Авторы считают, что для эффективного развития туристической отрасли в республике необходимо решить целый ряд проблем, связанных с финансированием муниципальных районов, развитием инфраструктуры. В статье предлагается определять расходы на производство (предоставление) туристских услуг в муниципальных районах в расчете на одного туриста в год.
Annotation. ^e article considers the process of managing the development of the tourism industry on the example of the Republic of Dagestan. The authors emphasize that the organization of management serves as a means of stabilization and a way to activate the development process. The authors believe that for the effective development of the tourism industry in the republic, it is necessary to solve a number of problems related to the financing of municipal districts, the development of infrastructure. The article proposes to determine the cost of production (provision) of tourist services in municipal areas per tourist per year.
Ключевые слова: туризм, туристские услуги, оценка эффективности, организация управления, туристская инфраструктура, рекреация, санатории.
Keywords: tourism, tourist services, efficiency assessment, management organization, tourist infrastructure, recreation, sanatoriums.
Республика Дагестан является самой южной из республик Российской Федерации. Она расположена на стыке Европы и Азии в восточной части Кавказа и имеет прямой выход к международным морским путям. Дагестан граничит по суше и Каспийскому морю с пятью государствами -Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном, а внутри Российской Федерации соседствует со Ставропольским краем, Калмыкией и Чеченской Республикой. С древнейших времен здесь пролегали крупные торговые пути, соединяющие восток с западом. В средние века через Дагестан проходил легендарный торговый караванный маршрут «Великий шелковый путь». Сейчас по территории республики пролегают важнейшие маршруты федерального значения: железнодорожные, автомобильные, воздушные, морские и трубопроводные маршруты [1].
Дагестан - это республика, обладающая, по истине, уникальными природными и рекреационными ресурсами. Туристов влечет сюда возможность увидеть архитектурные, природные красоты и поправить здоровье в санаториях и на туристических базах. К услугам отдыхающих -море, горы, леса, водопады, ущелья и пещеры, многочисленные достопримечательности, гостеприимное население, оригинальная национальная кухня и экологически чистые продукты. Тем не менее, несмотря на все потенциальные возможности, существуют проблемы, тормозящие развитие туризма в Дагестане.
Развитие туристских услуг предполагает определенную организацию управления этим процессом. С одной стороны, организация - это определенное состояние, существующий порядок развития, который задается действующей структурой, нормами и правилами управления; с другой, организация - это метод, при помощи которого активизируется совместная деятельность работников органов управления и сферы туристских услуг, повышается ответственность субъектов взаимодействия.
Организация управления служит средством стабилизации и способом активизации процесса развития. Следовательно, можно говорить об эффективной или неэффективной организации управления развитием сферы услуг туризма в регионе.
В основу оценки эффективности управления развитием туристских услуг нами положены следующие критерии ее оценки:
- исполнительность - организация управления развитием обеспечивает уменьшение числа помех в ходе управления, исключается ненужное, нерезультативное взаимодействие, повышаются
полнота, своевременность и качество исполнения решений;
- оперативность - организация управления развитием обеспечивает экономное и рациональное использование времени в процессе управления, сокращаются затраты времени на выполнение работ и управленческих решений;
- экономичность - организация управления развитием позволяет оптимизировать затраты материальных, трудовых и финансовых ресурсов [2].
Туризм является такой сферой деятельности, которая непосредственно влияет на социальную, культурную, образовательную, экономическую составляющие региона. Эффективность от туристской деятельности определяется количеством туристов или объемом деятельности коммерческих туристских структур, производящих туристский продукт. При этом, рассматривая понятие «эффективность развития туризма», необходимо помнить не только о прибыли и доходе, которые получит государство, но и о тех затратах, которые их обеспечили. Основой оценки эффективности является соотношение затрат и результатов [1].
Для эффективного развития туристической отрасли в республике необходимо решить целый ряд проблем, связанных с финансированием муниципальных районов, развитием инфраструктуры и др.
Во-первых, необходимо социально-экономическое выравнивание муниципальных районов (городских округов) и, исходя из действительных и объективно существующих различий в бюджетных расходах отдельных муниципальных образований, следует образовывать специальные группы, объединяющие районы по признаку однотипности бюджетно-формирующих обстоятельств.
Во-вторых, «нуждающимися» и «остро нуждающимися» являются не все поселения тех или иных районов, а их отдельные локальные местности, зоны, населенные пункты. Было бы полезно установить механизм передачи трансфертов или субсидий этим субъектам и перечислять их в бюджеты конкретных и действительно нуждающихся территориальных образований. Тем самым, был бы дополнительно подкреплен принцип целевого назначения трансфертов.
В-третьих, в систему главных оценок бюджетно-финансового состояния муниципальных образований мы предлагаем ввести критерий (показатель) бюджетной зависимости территорий, который определяет в структуре источников финансового обеспечения функционирования и развития
всего района долю именно бюджетных средств (федеральных, субфедеральных и местных), а также, поступлений из государственных внебюджетных фондов. Особенно важно учитывать фактор бюджетной зависимости при определении размеров финансовой помощи муниципальным образованиям на уровне местного самоуправления.
В качестве критерия финансовой зависимости к-го муниципального образования от бюджета высшего уровня (РЗК) предлагается использовать следующий показатель:
П т
Р - ^к. V
Рзк р
Рк ]=\
С.
\
Фкк
V Снк] ]
где к - индекс муниципального образования; /-индекс показателя минимальных социальных стандартов; Ок - средний размер дохода на душу населения в к-том муниципальном образовании за год, руб.; Рк - средняя величина прожиточного минимума в к-том муниципальном образовании за год, руб.; Сфк/ - величина фактического наличия минимальных социальных стандартов в к-том муниципальном образовании по /-тому показателю; Снк/ - величина необходимых по нормативам минимальных социальных стандартов в к-том муниципальном образовании по /-тому показателю.
Чем меньше величина показателя Гзк, тем соответствующий район (субъект) больше зависим в финансовом отношении от бюджета высшего уровня.
Для определения действительного социально-экономического состояния муниципальных образований следует рассмотреть отношение доходов на душу населения к прожиточному минимуму на одного человека за год, таким образом, станет ясно, что реально зарабатывает каждый гражданин и что требуется для выживания. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что чем меньше соотношение доходов и размера прожиточного минимума, имеющихся и необходимых минимальных социальных стандартов, тем хуже финансовое положение муниципального образования и тем больше средств потребуется для удовлетворения потребностей его населения. И уже в зависимости от величины Рзк следует законодательно закрепить за районами право на налоговые льготы, специальные налоговые режимы и трансферты.
Чем меньше ранг муниципального района (городского округа), тем соответствующее административно-территориальное образование больше зависит от бюджета высшего уровня, следовательно, тем меньшими возможностями располагает в развитии туристической отрасли на собственной финансово-экономической базе.
В этой связи, возникает проблема определения расходов на предоставление туристских услуг с учетом объективных факторов, влияющих на процесс предоставления таких услуг.
Расходы на производство (предоставление) туристских услуг в муниципальных районах (городских округах) в расчете на одного туриста в год мы предлагаем определить по формуле:
Тр = х О х Кгр,
где Тр - расходы на производство (предоставление) туристских услуг; Ыср - средний условно-нор-м ативный расход (норматив) в расчете на одного туриста на очередной финансовый год; О - прогнозируемая численность туристов за год в муниципальном районе (городском округе); Кгр -усредненный поправочный коэффициент по каждой группе муниципальных районов (городских округов).
При расчете расходов на реализацию туристских услуг поправочные коэффициенты определены экспертным методом на основе распределения муниципальных районов (городских округов) на группы с учетом структуры населения, климатических, географических, дорожных и иных объективных факторов, влияющих на предоставление туристских услуг.
Произведенные расчеты в разрезе муниципальных образований и отдельных видов туристских услуг позволят, с одной стороны, анализировать деятел ь ность органов местного самоуправления в районах (городах) по развитию услуг туризма; с другой стороны, выявить общие тенденции и направления развития сферы туризма в республике в целом. Это, в свою очередь, предоставит возможность внести коррективы в деятельность законодательных и исполнительных органов на всех уровнях, а также хозяйствующих субъектов сферы туризма.
В-четвертых, для дальнейшего развития отрасли и повышения эффективности имеющегося потенциала необходимо развитие туристской инфраструктуры, которое признается в качестве одной из приоритетных задач.
В состав инфраструктуры туристической отрасли принято включать:
- туристические агентства;
- туристические базы;
- гостиницы и пансионы;
- транспорт и связь;
- систему финансового обеспечения туризма (операции по обслуживанию дорожных чеков, обмену валюты и т.д.);
- культурно-зрелищные учреждения;
- систему рекламно-информационного обеспечения туризма;
- туристические маршруты;
- систему экскурсионного обслуживания;
- предприятия торгового обслуживания и общественного питания [3].
В последние годы туристская инфраструктура республики динамично развивается - строятся новые средства размещения, облагораживаются пляжи, развивается рекреационная сеть, создаются интересные объекты в сфере
экстремального туризма, строятся аквапарки, бассейны, фитнесс клубы, кафе и рестораны.
В республике открыты и действуют санатории, гостиницы, гостиничные комплексы и другие объекты туристской инфраструктуры европейского уровня (табл.1).
Таблица 1
Объекты размещения и отдыха, расположенные на территории Республики Дагестан
№ Название Адрес Инфраструктура объекта
1 Отель «Ак-Гель» г. Махачкала, пр. Петра I, 14 Ресторан, бар, бассейн, сауна, спутниковое телевидение, стоянка, служба безопасности
2 Комплекс «Джами» Побережье Каспийского моря, г. Махачкала, пос. Турали Бизнес-центр, конференц-зал, тренажерный зал, спортивный инвентарь, ресторан, дискотека, благоустроенный пляж
3 Гостиница «Золотая империя» г. Махачкала, ул. Богатырева, 4 Кафе, спорт-бар, ресторан «Золотая империя», скоростной интернет, охраняемая автостоянка
4 Аквапарк «Люксор» г. Махачкала, ул. Атаева, 1 Аквапарк, бассейн, каток, фитнесс- центр, студия красоты, ресторан, кафе, детский городок
5 Отель «Президент» г. Махачкала, ул. Автомобилистов, 7 Ресторан, банкетный зал, бильярд, кабельное телевидение
6 Гостиница «Золотая вилка» г. Махачкала, 3-й км Сулакской дороги Ресторан, банкетный зал, автостоянка, кабельное телевидение
7 Гостиничный комплекс «Пегас» г. Махачкала, 3-й км Сулакской дороги Ресторан, банкетный зал, кабельное телевидение, охраняемая автостоянка
8 Гостиница «Парнас» г. Кизилюрт, 2-й км по федеральной трассе «Кавказ» Ресторан, банкетный зал, русская баня, спортзал, детская площадка, футбольное поле
9 Гостиничный комплекс «Оазис» г. Дербент, ул. Приморская, 14 Ресторан, банкетный зал, бильярд, охраняемая автостоянка
10 Лечебно-оздоровительный комплекс «Лезет» Карабудахкентский район, п. Манас Бассейн, кафе, банкетный зал, ресторан, конференц-зал, бильярд, библиотека, танцевальный зал, автостоянка
11 Молодежный лагерь «Золотые пески» Дербентский район Кафе, спортивная площадка, охраняемая площадка, бассейн, благоустроенный пляж
12 Санаторий «Дагестан» Махачкала, ул. Насрутдинова, 14-й км Открытый и закрытый бассейны, сауна, бани, ресторан, бильярд
13 Санаторий «Каякент» Каякентский район, с. Новокаякент Крытый бассейн, автостоянка, бани, сауна, кафе
14 Санаторий «Каспий» пос. Манас Кафе, бассейн, ресторан, спортивная площадка, инфракрасная сауна
15 Санаторий «Ахты» Ахтынский район Лечебные бани, тренажерный зал, теннисный корт, футбольное поле, караоке, ночной клуб
16 Гостинично-оздоровительный комплекс «Белый медведь» Махачкала, ул. Лаптиева, 53а/2 Бани, сауна, охраняемая автостоянка, тренажерный зал, Wi-Fi
В основу создания практически всех санаториев легли минеральные источники и лечебные грязи, которые являются уникальными по своему составу.
По данным Министерства по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан за период с 2016 по 2020 год наблюдается положительная динамика в развитии инфраструктуры регионального туризма (табл. 2).
Таблица составлена авторами по данным Министерства по туризму и народным художественным промыслам, 2020.
Количество коллективных средств размещения неуклонно растет, общее количество в 2020 году составило 255 объектов, в том числе, пансионаты, санатории, сезонные лагеря и базы отдыха и оздоровления. Однако для развития инфраструктуры туризма на сегодняшний день необходимо придать «звездность» дагестанским отелям, привлечь гостиничные и туристические бренды, что поспособствует привлечению большего количества отдыхающих и возможности максимизировать прибыль.
Таблица 2
Динамика развития инфраструктуры туристической отрасли Республики Дагестан (2016-2020 гг.) [4]
Показатели Ед. измер 2016 2017 2018 2019 3 кв. 2020
Количество туристских 39 48 44 48 52
предприятий, / Ед.
туроператоров 5 3 4 10 9
Количество
коллективных средств Ед./ 231/ 246/ 242/ 255/ 255/
размещения, в т.ч. к/м 19100 19398 20770 21299 18032
Гостиницы Ед. 127 131 125 131 127
Турбазы Ед. 52 52 52 52 51
Санатории Ед. 24 25 25 25 23
Гостевые Дома Ед. 28 38 40 47 54
Санаторно-курортные организации Койко-мест 3148 3178 3178 3178 3188
Туристских баз и зон отдыха Койко-мест 12195 12195 12195 12285 8880
Гостиницы и аналогичные Койко-мест 3507 3693 5042 5226 5288
средства размещений
Литература:
1. Казибекова Н.А. Методика расчета оценки эффективности туристских услуг / Казибекова Н.А., М.Н. Агасиева, И.Л. Лукманова // Европейский журнал социальных наук. 2016. № 5. С. 69-74.
2. Румянцева З.П. Взаимодействие в процессе управления социалистическим производством /
3.П. Румянцева [и др.]. М., МИУ, 1986. С. 36-37.
3. Комаров М.П. Инфраструктура регионов мира. СПб., 2000. С. 36.
4. URL : http://dagtourism.com/turisticheskaya-deya telnost
Literature:
1. Kazibekova N.A. Methodology for calculating the effectiveness of tourist services / N.A. Kazibekova, M.N. Agasieva, I.L. Lukmanova // European Journal of Social Sciences. 2016. № 5. P. 69-74.
2. Rumyantseva Z.P. Interaction in the process of managing socialist production / Z.P. Rumyantseva [et al.]. M., MIU, 1986. P. 36-37.
3. Komarov M.P. Infrastructure of the regions of the world. CPb., 2000. P. 36.
4. URL : http://dagtourism.com/turisticheskaya-deya telnost