УДК 330.16
оценка эффективности социальных инвестиций с применением корреляционно-регрессионного анализа
трегуб илонА влАдиМировнА, доктор экономических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой «Моделирование экономических и информационных систем» Финансового университета E-mail: [email protected]
аннотация. Необходимость оценки эффективности социальных инвестиций в контексте ограниченных финансовых ресурсов имеет большое значение для реализации любой социальной программы. Корпоративные благотворительные и социальные программы не направлены на получение дополнительной прибыли, но их реализация приносит пользу компании. Эта дополнительная выгода называется социальным бизнес-эффектом. На основе корреляционного анализа показателей деятельности компании показано, что феномен бизнес-эффекта существует и может быть измерен количественно. В статье приведены значения соответствующих коэффициентов корреляции, рассчитанные с применением данных о финансово-экономической деятельности компании. Проанализированные показатели входят в перечень «базовых индикаторов результативности», разработанных Российским союзом промышленников и предпринимателей, и рекомендованы для использования компаниями при подготовке социальной отчетности по международному стандарту GRI, который отражает экономическую, экологическую и социальную результативность организации. Эффективность социальных инвестиций предложено оценивать по величине возникающего бизнес-эффекта. Количественное измерение величины бизнес-эффекта продемонстрировано с помощью разработанной математической модели, отражающей влияние социальных инвестиций на показатель деловой репутации компании. Приведенные результаты могут быть использованы как убедительный мотив для более активного участия российского бизнеса в решении социальных проблем.
Ключевые слова: социальные инвестиции, социальный бизнес-эффект, показатель деловой репутации, математическая модель, эффективность социальных инвестиций.
Evaluation the effectiveness of social investment using regression analysis
TREGuB ILoNA v., ScD. in Economics, Professor, Deputy Head of the Department «Modelling of the Economic and Information Systems», Financial University E-mail: [email protected]
abstract. The need of estimating the effectiveness of social investments in the context of limited financial resources is important for realization any social program. Corporate charitable and social programs are not aimed at obtaining additional profits, but their implementation brings a favor to a company. This additional benefit is named social business effect. Based on the correlation analysis of the company indicators it is shown that the phenomenon of business effect exists and can be measured quantitatively. The article presents the values of the corresponding correlation coefficients calculated using data on the financial and economic activity of the company. The analyzed parameters are included in the list of «basic indicators of effectiveness «developed by the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs, and are recommended for use by companies in the preparation of social reporting under the international standard GRI, which reflects the economic, environmental and social performance of the organization. Quantitative measurement of the business effect is demonstrated by the developed mathematical model, which reflects the impact of social investments on the business reputation index. These results can be used as a motive power for the increased involvement of Russian business in solving social problems. Keywords: social investment, social business effect, goodwill, mathematical model, the effectiveness of social investment.
И. В. Трегуб Оценка эффективности социальных инвестиций
63
В настоящее время развитие корпоративной социальной ответственности (КСО) в деятельности российских компаний в целом согласуется с мировой тенденцией постепенного внедрения принципов КСО в программы устойчивого развития компаний, призванных обеспечить долгосрочные интересы общества.
Для обеспечения экономической эффективности в современных условиях компаниям уже недостаточно реализовывать свой потенциал посредством производства качественной продукции и квалифицированного оказания услуг. Остро встает вопрос инвестиционного участия бизнеса в решении социальных проблем, вопросов кадровой политики, защиты окружающей среды.
Как было отмечено на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей 20 марта 2014 г. [1], большая часть социально ответственного бизнеса готова активно участвовать в реализации политики, направленной на повышение общей конкурентоспособности страны.
На прибыль компании, как и на другие ее экономические показатели, существенное влияние могут оказывать факторы, на первый взгляд не имеющие прямого отношения к хозяйственной деятельности фирмы, например инвестиции в развитие своего персонала, в экологические проекты, социальные программы развития местного сообщества. Подобные инвестиции напрямую не направлены на получение дополнительной прибыли, однако могут принести пользу основной деятельности компании, увеличив ее прибыль.
Впервые влияние на прибыль социальной ответственности корпораций, финансирования ими социальных проектов отметил американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1976 г. М. Фридман (1912-2006) в работе «Социальная ответственность бизнеса заключается в увеличении своей прибыли») [2]. Позднее данная тематика широко освещалась в работах П. Самуэльсона, А. Макуильямса, М. Розенберга и др. [3-6].
Для любого проекта эффективность выражается отношением полученного результата к произведенным затратам. Экономическая эффективность, как конечный результат хозяйственной деятельности, может характеризоваться
стоимостными или натуральными показателями. Применительно к социальным инвестициям экономическая эффективность отражает только одну часть общих показателей эффективности. Другую часть отражают показатели социальной эффективности социальных инвестиций и возникающий при этом положительный бизнес-эффект.
Для того чтобы вложения в социальные программы дали положительный бизнес-эффект, их нужно рассматривать не как единичные мероприятия, цель которых — ослабить негативное восприятие сообществом последствий деятельности компаний, а как проекты, проводимые на постоянной основе. К сожалению, инвестирование отечественного бизнеса в социальные проекты носит пока эпизодический характер. К тому же практически нет информации о величине таких инвестиций, поэтому проанализировать влияние социальных инвестиций на основные показатели компаний довольно трудно [7].
Одна из немногих компаний, осуществляющих социальные проекты и регулярно размещающих об этом информацию в виде нефинансовых отчетов в сети Интернет, — нефтяная компания «ЛУКОЙЛ». Ниже представлены результаты исследования, проведенные на примере этой компании. Рассмотрены возможности оценки социальной эффективности по величине возникающего положительного бизнес-эффекта при прогнозировании одного из основных финансово-экономических показателей компании — ее деловой репутации.
Деловая репутация — показатель, представляющий нематериальные активы компании. Как и прочие нематериальные активы, он входит в финансовый отчет, отражается в консолидированной финансовой отчетности как часть оборотных активов компании1 и в итоге является составной частью стоимости компании.
Чем выше деловая репутация компании, тем выше ее инвестиционная привлекательность, финансовые показатели, цена акций и капитализация. Компании с высокой деловой репутации проще получить кредиты на развитие бизнеса, она занимает более высокое положение в рейтинге кредитоспособности, списке
1 ОАО «ЛУКОЙЛ». Консолидированная финансовая отчетность [Электронный ресурс] URL: http://www.lukoil.ru/new/finreports/ (дата обращения: 27.06.2014).
социально ответственных компаний. Повышаются доверие и степень лояльности к ней в регионе и стране в целом.
Исследуя взаимосвязь показателя деловой репутации с объемом корпоративных социальных инвестиций, в первую очередь необходимо определить наличие функционального характера данной зависимости, что можно сделать путем корреляционно-регрессионного анализа [8].
В таблице представлены значения коэффициентов корреляции показателей деятельности компании, рассчитанные на основе данных о деятельности компании. Эти показатели входят в перечень «базовых индикаторов результативности», разработанных Российским союзом промышленников и предпринимателей и рекомендованных для использования компаниями при подготовке социальной отчетности по международному стандарту GRI, который отражает экономическую, экологическую и социальную результативность организации. При этом все эти три аспекта должны рассматриваться во взаимосвязи.
В таблице представлены коэффициенты корреляции индексов социальных инвестиций сырьевого сектора (К, Щ 1Р) с показателями основной деятельности компании. Индексы рассчитываются по агрегированным показателям для всех компаний сырьевой отрасли России на основе статистики Ассоциации менеджеров России.
Коэффициент корреляции К — индекс удельных социальных инвестиций, представляет собой величину социальных инвестиций, приходящуюся на одного работника:
п п
Ц = Хс/хЦ,
,=1 ,=1
где С1 — объем социальных инвестиций г-й компании (включая добровольные и обязательные затраты на социальные программы); Ц — среднесписочная численность работников г-й компании; п — число компаний отрасли.
Коэффициент корреляции К — доля социальных инвестиций компаний отрасли к суммарному объему их продаж. Формула данного индекса имеет следующий вид:
^ = (¿с / )*100%,
,=1 ,=1
где С1 — объем социальных инвестиций г-й компании (включая добровольные и обязательные
затраты на социальные программы); S — валовый объем продаж г-й компании; n — число компаний отрасли.
Коэффициент корреляции IP — доля социальных инвестиций компаний отрасли к суммарному объему их прибыли до налогообложения, определяемая по формуле
ip = (LLC / ¡tp )*ioo%,
i=1 ¿=1
где Cl — объем социальных инвестиций г-й компании (включая добровольные и обязательные затраты на социальные программы); P — валовая прибыль г-й компании; n — число компаний отрасли.
Анализ коэффициентов корреляции позволяет предположить наличие сильной положительной линейной зависимости показателя деловой репутации от величины инвестиции в сообщество, чистой прибыли и выручки компании, а также от доходов в результате использования активов, от операционных затрат, выплат поставщикам капитала и налогов, поскольку значения соответствующих коэффициентов корреляции близки к единице. Вместе с тем, анализируя показатель «деловая репутация» как часть нематериальных активов компании, следует помнить, что его значение не может превышать величину основных активов компании.
Таким образом, математическая модель, отражающая влияние социальных инвестиций на показатель деловой репутации, представлена логистической функцией, коэффициенты которой могут быть найдены методом наименьших квадратов, например, в Excel [9, 10].
Особый интерес представляют не абсолютные значения показателей величины социальных инвестиций, а влияния доли выручки, идущей на социальные инвестиции, поскольку данный относительный показатель наиболее презента-тивный.
Применяя метод наименьших квадратов для определения коэффициентов, получим следующую модель, отражающую влияние доли социальных инвестиций в общей выручке компании на показатель деловой репутации Yt компании:
rt = 9,76 Xf + et
(0,56) Xt (62,9) . (1)
R2 = 0,96 F = 287,8
И. В. Трегуб оценка эффективности социальных инвестиций
65
взаимосвязь основных показателей развития компании
Показатель И £ о ь л 2 ю ^ о; а а к г а. 2 г использования активов •а т а ^ т а з е 2 X н о ы поставщикам ;апитала гы государству налоги) и я и а т Ф р 1Б 1Р
** £ т и о ч о X о ч а е О тк а л ы СО л ы СО я а в о лое ч
Инвестиции в сообщество 1,00
Чистая прибыль 0,93 1,00
Выручка 0,95 0,92 1,00
Доход от использования активов 0,95 0,99 0,96 1,00
Операционные затраты 0,97 0,88 0,98 0,92 1,00
Выплаты поставщикам капитала 0,98 0,90 0,98 0,93 0,99 1,00
Выплаты государству (налоги) 0,93 0,91 1,00 0,96 0,97 0,97 1,00
Деловая репутация 0,97 0,87 0,98 0,92 0,99 0,99 0,97 1,00
^ 0,94 0,93 0,99 0,96 0,98 0,98 1,00 0,98 1,00
1Б 0,98 0,87 0,96 0,90 0,99 0,99 0,95 0,99 0,95 1,00
1Р -0,16 -0,51 -0,24 -0,42 -0,12 -0,18 -0,27 -0,11 -0,29 -0,09 1,00
В модели Хзп — величина социальных инвестиций; Х( — выручка компании; R2 — коэффициент детерминации; F — статистика Фишера; е1 — случайное возмущение.
Как видно из результатов оценок стандартных отклонений коэффициентов, приведенных в круглых скобках формулы (1), все коэффициенты модели значимы. Значение коэффициента детерминации, равное 0,96, позволяет сделать вывод о том, что 96% общей дисперсии признака У объясняется значениями доли выручки, идущей на социальные инвестиции, в рамках построенной модели. Оценку качества спецификации модели можно осуществить с помощью F-теста [11], который позволяет сделать вывод об объясняющей способности независимой переменной (в нашем случае — отношение величины социальных инвестиций к выручке компании) в рамках линейной регрессионной модели.
При выбранном уровне надежности а = 0,05 тест пройден. Это указывает на то, что разработанная модель обладает высоким качеством спецификации, и показатель деловой репутации хорошо объясняется отношением величины социальных инвестиций к выручке компании в рамках линейной регрессионной модели (1). Возникающий при этом положительный бизнес-эффект позволяет сделать вывод об эффективности социальных инвестиций компании.
В заключение отметим, что модель (1) является адекватной и хорошо аппроксимирует исходные данные. Кроме того, показатель средней ошибки равен 8,9%, что свидетельствует о достаточно высокой точности модели.
Анализ модели позволяет сделать вывод: увеличение доли социальных инвестиций в выручке компании «ЛУКОЙЛ» на 1,0% повышает показатель ее деловой репутации на 9,8%.
66
и. в. трегуб оценка эффективности социальных инвестиций
В отличие от инвестиций в реальный сектор экономики, социальные инвестиции влияют на экономические показатели компании не столь очевидно. Используя практические данные, можно построить модель, позволяющую количественно оценить влияние социальных инвестиций. Такая модель может быть использована для прогнозирования бизнес-эффекта, т. е. изменения значений основных экономических показателей в зависимости от объема социальных инвестиций. Данная методика универсальна и может быть применена для любых компаний.
Литература
1. Съезд Российского союза промышленников и предпринимателей. 20 марта 2014 г. [Электронный ресурс] URL: http://news. kremlin.ru/transcripts/20618/print (дата обращения: 27.06.2014).
2. Friedman M. The Social Responsibility of Business is to Increase its Profits // The New York: Times Magazine, 1970.
3. McWilliams А., Siegel D. Corporate social responsibility: A theory of the firm perspective // The Academy of Management Review. 2001. Vol. 26, N. 1, Jan., P. 117-127.
4. McWilliams А., Siegel D. Wright, Patrick M. Corporate Social Responsibility: International Perspectives. Working Papers. Troy, New York: Department of Economics, Rensselaer Polytechnic Institute. 2006.
5. Samuelson S. Introduction to Business Law / Cengage Learning. 2009.
6. Rosenberg M.J. Review of Misguided Virtue: False Notions of Corporate Social Responsibility / International Affairs. 2002.
7. Трегуб И. В. Финансирование инвестиционных проектов: классификация и оценка риска // Финансы. 2008. № 9. С. 71-72.
8. ТрегубИ.В. Имитационное моделирование. М.: Финансовая академия, 2007. 44 с.
9. Трегуб И. В. Методика прогнозирования показателей стохастических экономических систем // Вестник Московского государственного университета леса — Лесной вестник. 2008. № 2. С. 144-151.
10. Трегуб И. В. Особенности инвестирования в инновационные проекты // Экономика. Налоги. Право. 2013. № 3. С. 28-32.
11. Трегуб И.В. Математические модели динамики экономических систем. М.: Финансовая академия, 2009. 120 с.
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ
руденко А.М., кулагина М.Е.
организационно-экономические аспекты управления инвестиционным потенциалом организаций промышленности региона: монография. М.: Финансовый университет, 2014. 116 с.
В монографии рассматриваются вопросы нормативно-правового регулирования инвестиционной и инновационной деятельности организаций, исследуется сущность инвестиционно-инновационной системы региона, приводится комплексная оценка инновационного и инвестиционного потенциала промышленности края, предлагаются направления развития инновационного и инвестиционного потенциала промышленности в субъекте Российской Федерации на основе совершенствования организационно-экономических аспектов управления региональными инвестициями.
Издание предназначается для практикующих работников в области экономики и финансов, работников в области государственного и муниципального управления, преподавателей, аспирантов и студентов экономических вузов.