УДК 336.5
И. С. КОРНЕЕВА, Ю. Н. ТЕТЕРИН
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013-2020 ГОДЫ» ПО ИТОГАМ 2013 ГОДА
Ключевые слова: государственная поддержка АПК, зона рискованного земледелия, индикаторы целей программы, областная целевая программа, особенности технологических процессов, оценка производства и эффективности сельскохозяйственной продукции, финансирование.
Аннотация. В статье дана оценка эффективности реализации Областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2013-2020 годы» в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы по итогам 2013 года.
Областная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2013-2020 годы» утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 04 декабря 2012 года № 882. Программа разработана в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 14.07.2012 № 717.
Программа разработана в целях обеспечения населения области высококачественными продуктами питания, создания условий для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе инновационного развития агропромышленного комплекса Нижегородской области, для устойчивого развития сельских территорий, а также для сохранения и повышения эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов [1] .
© Корнеева И. С., Тетерин Ю. Н., 2014
70
По итогам 2013 года на реализацию программы было направлено 25,9 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета -2,2 млрд рублей (8,4 % от общего объема финансирования), 3,5 млрд рублей из областного бюджета (13,5 %), 0,05 млрд рублей из местного бюджета (0,2 %), 20,2 млрд рублей - средства организаций и кредитные ресурсы (77,9 %).
Всего фактическое финансирование составило 99,7 % от плановых значений программы, в том числе из федерального бюджета -98,9 %, из областного - 99,7 %, из местного бюджета - 95,2 %, прочие источники - 100 %.
Из общей суммы финансовых средств капитальные вложения составили 694,0 млн рублей. По итогам работы введено в эксплуатацию: газовых сетей - 167,3 км, водопроводов - 39,5 км., ввод и приобретено жилья - 12,1 тыс.кв.м. [2].
Проведем анализ достижения индикаторов целей областной целевой программы. Для этого мы рассмотрим показатели эффективности и причины невыполнения запланированного значения [1].
Таблица 1 - Оценка эффективности и причины невыполнения запланированного значения
Показатель эффективности (экономической, общественной, общественно- экономической либо альтернативной методики) Плано- вое значение Факти- ческое значение Причина невыполнения
Затраты областного бюджета на реализацию программных мероприятий, млн руб. 3 494,678 3 490,12 В соответствии с фактическими расчетами, предоставленными сельскозтоваропроиз-водителями и организациями
Стоимость валовой сельскохозяйственной продукции в действующих ценах, млн руб. 5 3600,0 5 2902,1 По причине недополучения планируемого объема сельскохозяйственной продукции (картофеля, сахарной свеклы, рапса)
Продолжение таблицы 1
Расходы областного бюджета на сельское хозяй-
ство в расчете 0,065 0,066
на один рубль произведенной сельскохозяйственной продукции
Расход областного бюджета в расчете на один рубль производства сельскохозяйственной продукции составляет 6,6 копейки, что почти на уровне запланированного значения.
Производство валовой продукции сельского хозяйства (в действующих ценах) составило 52,9 млрд рублей, или 110,4 % к уровню 2012 года.
Индекс физического объема в сопоставимых ценах составил 100,1 %. Снижение уровня ИФО к плановому значению обусловлено снижением производства продукции растениеводства (зерна, картофеля, сахарной свеклы, рапса).
В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, уровень самообеспечения (отношение производства к внутреннему потреблению) Нижегородской области по прогнозу в 2013 году основными видами сельскохозяйственной продукции составил:
- продовольственным и фуражным зерном - 82,7 %;
- картофелем - 108,1 %;
- овощами - 95,8 %;
- яйцом куриным - 138,9 %;
- молоком и молочным продуктами (в пересчете на молоко) -
69,7 %;
- мясом и мясопродуктами (в пересчете на мясо) - 36,8 %;
- сахарным песком (с учетом сахара сырца) - 17,7 %.
Всеми категориями хозяйств Нижегородской области в 2013 году произведено скота и птицы на убой в живом весе 129,6 тыс. тонн, что составляет 105,2 % к уровню 2012 года.
В сельскохозяйственных организациях произведено на убой в живом весе мяса скота и птицы 98,3 тыс. тонн (108,2 %), в том числе
мяса КРС 23,0 тыс. тонн (102,2 %), мяса свиней - 11,8 тыс. тонн (109,2 %). Всеми категориями хозяйств Нижегородской области в 2013 году произведено 611,8 тыс. тонн молока, что составляет 100,0 % к уровню предыдущего года, или + 121,3 тонны [1].
За 2013 год в рамках программы стабилизации и увеличения поголовья КРС введено в эксплуатацию 96 животноводческих объектов, из них 23 объекта - новое строительство, 73 объекта -реконструкция [2].
За период действия программы переведено на современные условия содержания 89,6 тысяч голов скота, сохранены и улучшены условия труда работников более чем в 250 населенных пунктах, ликвидирован спад производства молока и повышено его качество. Удельный вес реализованного молока первого и высшего сортов в 2013 году составил 98 процентов. Валовое производство зерна во всех категориях хозяйств в 2013 году составило 918,6 тыс. тонн, что составляет 98,4 % к 2012 году. Снижение сбора зерновых обусловлено неблагоприятными погодными условиями в период уборки урожая, сложной зимовкой и гибелью части озимых. Область в полной мере обеспечена мукой для хлебопекарного производства. Собрано картофеля 829,3 тыс. тонн (94,5 %), овощей 358,2 тыс. тонн (99,9 %), сахарной свеклы 280,7 тыс. тонн (96,4 %), льна-долгунца 3,8 тыс. тонн (104,9 %), рапса 33,8 тыс. тонн (49,8 %). Основной причиной неисполнения ряда индикаторов является недостаток финансовых средств, в связи с ростом цен на материально-технические ресурсы, используемые в сельскохозяйственном производстве (ГСМ, удобрения, электроэнергия и др.).
К причинам неисполнения непосредственных результатов областной целевой программы можно отнести:
- сокращение числа занятых в сельскохозяйственном производстве;
- рост цен на материально-технические ресурсы;
- неблагоприятные погодные условия в период посевных и уборочных работ.
Министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов принимаются следующие меры:
- повышение качества производства сельскохозяйственной продукции, путем обновления машинно-тракторного парка, модернизация оборудования;
- расширение посевных площадей;
- строительство новых помещений для содержания скота и птицы и др. [1].
Мероприятия, включенные в программу, охватывают все направления деятельности агропромышленного комплекса области и позволяют сделать полноценную оценку производства и эффективности сельскохозяйственной продукции.
Невыполнение ряда мероприятий связано с особенностями технологических процессов (область расположена в зоне рискованного земледелия) и длительностью реализации (от 6 месяцев до 3 лет) [1].
Финансирование мероприятий из областного и федерального бюджетов осуществляется на основании утвержденных положений и нормативных документов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Нижегородской области. Финансовая поддержка охватывает более 3 тыс. сельхозтоваропроизводителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Нижегородской области URL: http://www.mcx-nnov.ru/gos_podderzhka_apk/ (дата обращения: 13.05.2014).
2. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации URL: http://docs.cntd.ru/document/465500117(дата обращения: 03.09.2014).
ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF REALIZATION OF THE REGIONAL TARGET PROGRAM «PROGRESS OF AGROINDUSTRIAL COMPLEX OF THE NIZHNIY NOVGOROD AREA FOR 2013-2020» ON RESULTS OF 2013
Keyword: The state support of agrarian and industrial complex, zone of risky agriculture, indicators of objectives of the program, the regional target program, assessment of manufacture and efficiency of agricultural production, feature of technological processes, financing.
Annotation. In the article the assessment of efficiency of realization of the Regional target program «Progress of agriculture of the Nizhniy Novgorod area for 2013-2020» within the limits of realization of the State program of progress of an agriculture and regulation of the markets of agricultural production, raw material and the foodstuffs for 2013-2020 on results of 2013 is given.
КОРНЕЕВА ИРИНА СЕРГЕЕВНА - преподаватель кафедры «Гуманитарные науки», Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, соискатель ученой степени, Россия, Княгинино, ([email protected]).
KORNEEVA IRINA SERGEEVNA - the teacher of the chair «Humanities», Nizhniy Novgorod State engineering-economic institute, Russia, Knyaginino, ([email protected]).
ТЕТЕРИН ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ - к.э.н., доцент кафедры «Организация и менеджмент», Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино, ([email protected]).
TETERIN JURIY NIKOLAEVICH - the candidate of economic sciences, the senior lecturer of the chair «Organization and management», the Nizhniy Novgorod state engineering-economic institute,
Russia, Knyaginino, ([email protected])___________________________