экономические науки
Султанова Екатерина Владимировна, Анкудинова Анастасия Михайловна ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...
УДК 334.024
DOI: 10.26140/anie-2019-0801-0012
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТА РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
© 2019
Султанова Екатерина Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики и управления Анкудинова Анастасия Михайловна, бакалавр 4 курса, кафедра экономики и управления Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: Ankudinova.Anm@gmail.com)
Аннотация. Всё большую актуальность в России набирает проектная деятельность и не исключение сфера государственного управления. За последние два года создаются проектные офисы, отделы и целые подразделения в федеральных, региональных и муниципальных органах власти. Нас заинтересовала эта сфера с точки зрения развития человеческого капитала, то есть развития каждого участника проектной деятельности в ходе реализации проекта. Основным критерием развития мы определили лидерские качества, поскольку это один из важнейших критериев отбора кандидатов на должность руководителя проекта, кроме того этот критерий подойдет к любому проекту, поскольку он общий. В ходе изучения литературы в данной области, мы обнаружили, что многие авторы ссылаются на лидерские качества только руководителей проектов, а трактование самих лидерских качеств у каждого автора свое. В ходе исследования мы вывели унифицированную модель распределения лидерских качеств, которая на наш взгляд более эффективна для их исследования в проектной деятельности. Для доказательства нашей гипотезы, мы рассматривали приоритетные лидерские качества государственных служащих, исследовали инструменты их оценки и создали собственную систему оценки лидерских качеств в рамках жизненного цикла проекта.
Ключевые слова: проект, проектная деятельность, проектное управление, государственный служащий, лидерские качества, оценка, эффективность проектной деятельности, государственные проекты, команда проекта, развитие лидерских качеств.
EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE PROJECT ACTIVITIES AS A TOOL FOR LEADERSHIP DEVELOPMENT PUBLIC SERVANT
© 2019
Sultanova Ekaterina Vladimirovna, candidate of sociology science, associate Professor
of «Economics and management» Ankudinova Anastasia Mikhailovna, bachelor, 4 year, department of «Economics and management» Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol street, 41, e-mail: Ankudinova.Anm@gmail.com)
Abstract. Increasingly important in Russia is gaining project activity and is no exception to the sphere of public administration. Over the past two years, project offices, departments and entire units have been established in Federal, regional and municipal authorities. We are interested in this area from the point of view of human capital development, that is, the development of each participant of the project activities in the course of the project. The main criterion of development, we have identified leadership as it is one of the most important criteria for the selection of candidates for the position of project Manager in addition, this criterion will match any project, as it is common. During the study of literature in this area, we found that many authors refer to the leadership qualities of only project managers, and the interpretation of the leadership qualities of each author has its own. In the course of the research, we have developed a unified model of leadership qualities distribution, which in our opinion is more effective for their research in project activities. To prove our hypothesis, we considered the priority leadership qualities of civil servants, studied the tools of their evaluation and created our own system of leadership evaluation within the project life cycle.
Keywords: project, project activity, project management, public servant, leadership, evaluation, efficiency of project activities, government project, project team, leadership development.
Учитывая сложившуюся ситуацию на мировом рынке, перед Россией стал актуальным вопрос выхода на лидирующие позиций.
При этом, задачи у государственной политики такие: «Россия не должна «догонять» уже существующих лидеров в различных направлениях производства, потому что в таком случае наша позиция всегда будет отстающей. Необходимо сформировать свои условия и «правила игры» на международных рынках» [1].
Для успешной и быстрой реализации этой задачи в 2016 году по Указу Президента Российской Федерации началось официальное внедрение проектного управления в государственный сектор [2].
Проект - как инструмент реализации проектной деятельности представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на получение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений [3].
На сегодняшний день, это самый эффективный инструмент управления процессами для достижения максимальных результатов в любой деятельности [4, 5, 6].
Управление проектом - это сложнейший комплекс мероприятий, которым руководит один менеджер, а профессиональная команда позволяет достигать эффек-
тивных результатов в различных функциональных областях.
При этом в обществе существует мнение, что лидерские качества в рамках проектной деятельности развиваются лишь у менеджеров проектов.
Что противоречит концепции проектной деятельности, где каждый субъект имеет свое направление развития, в перечне которого обязательно будут числиться лидерские качества.
Поэтому очень важно выявить и оценить развитие лидерских качеств у субъектов - это показатель роста сотрудников, а значит, и гарант благоприятного развития проектной деятельности.
Например, в своей статье Е.А. Соколова говорит о лидерских качествах менеджера государственного и муниципального управления, но совсем не упоминает участников проекта, не являющихся руководителями, что означает упущение из вида развития лидерских качеств других субъектов [7].
В жизненном цикле проекта существует совокупность процессов: инициации, планирования, организации исполнения, контроля и завершения проекта.
Каждый из которых обладает индивидуальными функциональными областями:
Sultanova Ekaterina Vladimirovna, Ankudinova Anastasia Mikhailovna economic
EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE PROJECT ... sceinces
- управление содержанием проекта;
- управление сроками проекта;
- управление затратами в проекте;
- управление рисками проекта;
- управление персоналом проекта;
- управление заинтересованными сторонами проекта;
- управление поставками проекта;
- управление качеством в проекте;
- управление обменом информацией в проекте;
- управление интеграцией проекта [8].
Для эффективной реализации всего цикла проекта и каждой отдельной функциональной области требуются люди, обладающие знаниями процессов и принципов проектного менеджмента.
Кроме того, в составе команды необходимо иметь специалистов в той области, в которой реализуется проект.
А команде проекта постоянно приходится развиваться для непрерывного роста профессионализма, улучшения взаимодействия между членами команды и результативности совместной работы.
Некомпетентность команды - один из главных рисков, который требует принятия управленческих решений по его устранению.
Таким образом, в жизненном цикле проекта принимает участие множество субъектов, для их гармоничного взаимодействия существуют границы полномочий при принятии решений каждого из них.
Кроме того, под каждый проект может создаваться своя организационная структура в зависимости от специфики проекта.
Но особенностью государственных проектов является то, что обязательно должны существовать следующие роли:
- заказчик проекта (владеет результатом проекта),
- руководитель проекта (осуществляет управление проектом и несет ответственность за его результаты),
- куратор проекта (обеспечивает проект ресурсами и осуществляет административную, финансовую и иную поддержку проекта),
- команда проекта (временная организационная структура, выполняющая работы по проекту). Структура взаимодействия субъектов проектной деятельности представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Основные роли и понятия проектного менеджмента и их взаимосвязь [9]
В Приморском крае существует практика привлечения внутренних и внешних участников команды регионального проекта, где внутренние - это сотрудники разных органов исполнительной власти, занимающие роль в соответствии с их должностями и направлениями деятельности, а внешние - это люди, приглашенные в проект по согласованию [10].
Привлечение специалистов происходит из проектного резерва, который формируется на основе модели развития компетенций в сфере проектной деятельности в Приморском крае [11].
Данная модель позволяет поэтапно оценить компе-
тенции сотрудников и присвоить им проектный рейд, с помощью которого определяется приоритетность назначения этих сотрудников на проектные роли (проектный исполнитель, проектный администратор, проектный руководитель).
По итогу реализации проекта есть возможность пройти переоценку своего рейда и повысить статус. На первом этапе проходит оценка личностных компетенций, который заметно картелируются с лидерскими качествами.
Лидерские качества - это набор характеристик, помогающих грамотно взаимодействовать с проектной группой для достижения общих целей, включающих в себя выполнение лидерских задач и функций.
Существует обширный перечень лидерских качеств, который каждый из ученых трактует по-своему [12-19]. Но в ходе исследования у нас получилось выделить три группы: личностные, организационные, социальные.
Личностные включают в себя внутренние установки субъекта такие как: умение оценивать ситуацию, мотивация, готовность к риску, стрессоустойчивость и т.п.; организационные включают в себя качества, которые помогают субъекту организовывать и мотивировать команду (например, умение находить индивидуальный поход, умение ставить задачи, нестандартность и гибкость мышления, креативность и т.д.), социальными являются коммуникационные качества (коммуникабельность, исполнительность, умение дискутировать и т.п.).
Основываясь на эту простую классификацию, можно сделать вывод, что лидерские качества не всегда проявляются у руководителя проекта. Вполне возможно, что лидерские качества как сферы ответственности разделят участники проекта
В своей статье «Комплексная оценка лидерских качеств специалиста» Н.Н. Иванова пишет, что в ходе эксперимента субъекты, использовавшие и согласившиеся на командный (проектный) стиль управления являются потенциальными лидерами, что говорит нам о важности лидерских качеств не только у руководителя проекта [20].
В настоящий момент нет единой оценки лидерских качеств человека. Существует большое количество тестов и кейсов, которые призваны помочь определить уровень приобретенных качеств. Приведем пример некоторых из них:
1. В своей работе кандидат психологических наук, сертифицированный тренер и HR-менеджер, старший партнёр и ведущий тренер КPG Тшт^ СеШег Светлана Владимировна Иванова делит лидерские компетенции на две части обязательные компетенции и желательные (развиваемые) компетенции. В части обязательных компетенций речь идет о тех, которые не представляется возможным изменить (это мотивация, ценностные установки и т.п.), другими словами, это личностные лидерские качества. В части желательных (развиваемых) речь идет о компетенциях, которые в течении жизни можно изменять и улучшать [21].
2. Авторами Е.Жариковым, Е.Крушельницким приводится тест «Диагностика лидерских способностей» включающий в себя 50 вопросов с двумя вариантами ответа: «да» и «нет». Сами вопросы сводятся к внутренней мотивации, собственной оценке себя, умению делегировать и т.п. [22]. Анализируя этот тест, можно сделать вывод, что наводящие вопросы и невозможность уйти от ответа почти в полной мере помогают в оценке лидерских качеств человека.
Таким образом, можно сказать, что оценка лидерских качеств осуществляется в основном двумя инструментами: кейсы (техника обучения и контроля, целью которой служит погружение в реальную экономическую, психологическую, социальную ситуацию) и тесты.
Помимо инструментов оценки не маловажно понимать, как именно участие в проектной деятельности изменило уровень развития лидерских качеств. Это
экономические науки
Султанова Екатерина Владимировна, Анкудинова Анастасия Михайловна ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...
значит, что контроль входных и выходных данных необходим для оценки состоянии лидерских компетенций сотрудников.
Для выявления минимально важных качеств необходимых на государственной службе мы провели опрос среди управленцев государственного и муниципального сектора.
Респонденты из предложенного списка лидерских качеств выбирали 6 наиболее приоритетных качеств, необходимых государственному служащему для исполнения своих обязанностей на высоком уровне. В опросе приняли участие 53 респондента, результаты представлены на рисунке 2.
Из опроса нами были определен порядок приоритетности 6 лидерских качеств важных для государственного служащего.
1. Ответственность в принятии решений - особо важное качество, когда речь идет о федеральных и региональных проектах. Спецификой государственного управления является то, что в большинстве своем проекты отличаются общественной значимостью.
2. Высокий уровень коммуникации - качество человека, которое позволяет добиваться успеха при общении с людьми: хорошо выступать с речью перед публикой, решать конфликты, вести переговоры с партнерами и др.
3. Умение эффективно организовать работу коллектива - позволяет максимально использовать человеческий ресурс и мотивировать сотрудников на качественное выполнение целей.
4. Высокая профессиональная и общеобразовательная подготовка - на наш взгляд основополагающее качество, без которого сложно добиться успехов в профессиональной деятельности, но и только с одним этим качеством (без остальных), вероятность успешности низка.
5. Высокий уровень самодисциплины - качество, позволяющее ставить в приоритет задачи, в связи с определенными требованиями.
6. Ориентация на результат - качество, позволяющее индивидууму самому контролировать процесс деятельности для достижения поставленной цели и отвечать за полученный результат.
Рисунок 2 - Приоритетные профессиональные качества государственных служащих
Технология оценки эффективности развития приведенных выше качеств тоже выстроена новым способом.
Тесты и кейсы даются команде на 1-3 день работы над проектом. А второй (контрольный) отдельно человеку также на 1-3 день при работе уже над новым проектом.
На данном этапе будет использовать уже существующие материалы для оценки (тесты и кейсы) из соответствующих источников. Таким образом, можно будет проверить саму технологию оценки, а в ближайшем будущем позволит составить собственные материалы для оценки.
Подводя итог, можно сделать вывод, что лидерские качества являются важным элементом для каждого из участников проекта.
Особенно, если речь идет о государственных служащих, ведь именно проекты федерального и регионального уровня требуют максимального проявления профессионализма.
Поэтому развитие лидерских качеств, их оценка и контроль - это ядро развития личности посредством проектной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Султанова Е.В., Анкудинова А. М. Реализация дополнительного образования школьников Приморского края на примере создания детского технопарка // Интеллектуальный потенциал вузов - на развитие Дальневосточного региона России и стран АТР. 2017. Т 1. С. 8 -11.
2. О Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам: Указ Президента РФ от 30.06.2016№ 306 (ред. от 19.07.2018). [Электронныйресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200363/
3. Положение об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 (ред. от 03.01.2019) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_310151/
4. Гринев С.Я. Аспекты формирования профессиональной культуры у будущих специалистов управления проектами // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1 (6). С. 19-22.
5. Цветкова И.В. Реализация проектов внедрения инноваций // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 266-269.
6. Гнатышина Е.А., Иванова О.Э. Методологический потенциал сократического диалога как инновационного подхода к управлению проектами //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 59-62.
7. Соколова Е.А. Лидерские качества в профессиональной деятельности менеджера государственного и муниципального управления // Сибирский педагогический журнал. 2011. №8. С. 243-248.
8. ГОСТ Р ИСО 21500-2014 Руководство по проектному менеджменту. Введ. 01.03.2015.
9. ГОСТР 54869— 2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом. Введ. 01.09.2012.
10. Об утверждении Положения об управлении проектами в органах исполнительной власти Приморского края: Постановление Администрации Приморского края от 25.04.2016 №160-па [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Приморского края - Режим доступа: https://www.primorsky.ru/ authorities/executive-agencies/departments/departament-proektov/ normativnye-pravovye-akty/160_new.pdf
11. Модель развития компетенций в сфере проектной деятельности в Приморском крае. - Утверждено Губернатором Приморского края 11.05.2017 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Приморского края - Режим доступа: https://www.primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/ departament-proektov/normativnoe-obespechenie-proektnoy-deyatelnosti-v-primorskom-krae.php
12. Афонин Ю.А., Орлова Л.В. Профессиональные качества современного лидера-управленца: социологический анализ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 59-62.
13. Санникова Е.А. Лидерство. Психология лидерства. Лидерская эффективность в управлении // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 24-26.
14. Вострокнутов Е.В., Прошин И.А., Устино С.С. Развитие лидерских качеств бакалавров направления подготовки «профессиональное обучение (по отраслям)» средствами учебных дисциплин // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 71-74.
15. Филиогло Л.Д., Власенко И.А. Особенности формирования молодёжного сообщества // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4 (9). С. 113-116.
16. Бендас Т.В., Трифонова Е.А. Этнические особенности системы ценностей и стереотипов лидеров общественных организаций города Оренбурга: гендерный аспект // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 313-315.
17. Овсянников В.П., Якунин В.Н. Постиндустриальный переход и его лидеры //Карельский научный журнал. 2014. № 1 (6). С. 30-33.
18. Сивак А.Н. Особенности представлений о качествах лидера у выпускников вуза войск национальной гвардии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 196-198.
19. Иванова Т.Н. Деятельность профсоюзных лидеров в студенческой среде //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 165-168.
20. Иванова Н.Н. Комплексная оценка лидерских качеств специалиста // Вестник ФГОУ ВПО Московский государственный агроин-женерный университет им. В.П. Горячкина. 2010. №3. С 47-48.
21. Центр дополнительного образования Элитариум. [Электронный ресурс] // Ивaнoва С.В. Оценка лидерских компетенций - Режим доступа: http://www.elitarium.ru/ocenkajiderskikh_
Sultanova Ekaterina Vladimirovna, Ankudinova Anastasia Mikhailovna
EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE PROJECT ...
economic sceinces
kompetencij.
22. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие /Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов — Издательство Института Психотерапии, 2002. - С. 222-227.
Статья поступила в редакцию 02.02.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019