УДК 614.2
Н.Ю. Алексеева, Г.М. Гайдаров
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Иркутский государственный медицинский университет (Иркутск)
Необходимость прекращения финансирования неэффективных расходов в современных условиях способствует, внедрению в практику методик оценки, эффективности, расходования ограниченных бюджетных средств, в том. числе консолидированного бюджета региона. В статье представлены результаты, анализа неэффективных расходов в сфере здравоохранения Иркутской области за период 2007—2009 гг. и. предложены, меры., направленные на их минимизацию.
Ключевые слова: здравоохранение, консолидированный бюджет, неэффективные расходы
ESTIMATION OF EFFICIENCY OF USE OF MEANS OF THE CONSOLIDATED BUDGET IN SPHERE OF PUBLIC HEALTH SERVICE AT REGIONAL LEVEL
N.Y. Alekseeva, G.M. Gaydarov Irkutsk State Medical University, Irkutsk
Necessity of the termination of financing of inefficient charges in modern conditions promotes introduction in practice of techniques of an estimation, of efficiency of expenditure of the limited, budgetary means, including consolidated, budget of region. The authors in the article present the results of analysis of inefficient charges in sphere of public health, service of Irkutsk region for 2007—2009 years and. suggest the measures aimed, at their minimization.
Key words: public health service, consolidated budget, inefficient charges
Для успешной и эффективной деятельности субъектов любого вида отрасли необходимы соответствующее ресурсное обеспечение и определение путей рационального использования имеющихся в распоряжении кадровых и финансовых ресурсов и материально-технической базы. Это относится и к одной из наиболее значимых сфер деятельности — системе здравоохранения. Наряду с оценкой состояния ресурсного обеспечения, очень важным является вопрос об эффективности системы здравоохранения. Для данной отрасли вопрос об эффективности приобретает особую сложность в связи с ее неоднозначностью и отношением к социальной сфере. Одной из составляющих эффективности является экономическая эффективность, выражающая степень влияния системы здравоохранения на экономику страны за счет улучшения показателей здоровья через снижение значительных расходов на наиболее затратные виды медицинской помощи [3].
Сложный выбор в определении приоритетов финансирования конкретных статей расходов, с которыми сталкиваются исполнительные органы власти, заключается в задаче оптимального распределения сократившихся в связи с кризисом объемов доходов бюджета между получателями бюджетных средств в системе здравоохранения [1].
Необходимость прекращения финансирования неэффективных расходов и повышения эффективности отрасли здравоохранения в целом способствует использованию новых методов работы, включая внедрение в повседневную практику методики оценки эффективности расходования
ограниченных бюджетных средств [1]. Правовое регулирование системы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ основано на Федеральном законе № 184 от 06.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов» (ст. 21 «Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации»).
Указом Президента РФ № 825 от 28.06.2007 г. «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» был определен перечень основных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Постановлением Правительства РФ № 322 от 15.04.2009 г. «О мерах по реализации Указа Президента РФ № 825 от 28.06.2007 г. «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» утверждены: 1) перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе показателей эффективности использования средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации; 2) единая методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ [2, 4].
В соответствии с утвержденными нормативноправовыми документами Министерством здравоохранения Иркутской области по итогам работы за трехлетний период (2007 — 2009 гг.) была проведена
оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти, в том числе анализ эффективности расходования ими бюджетных средств в сфере здравоохранения региона.
В целом по итогам работы за 2008 г. по оценке Минрегионразвития РФ Иркутская область в сфере здравоохранения заняла по достигнутому уровню 49 место среди всех субъектов РФ и по динамике показателей (в 2008 г. к уровню 2007 г.) — 43 место.
Среди всех источников финансовых средств сферы здравоохранения Иркутской области бюджетные средства составляют значительную, наравне со средствами ОМС, часть. Доля бюджетного финансирования здравоохранения области в 2008 и 2009 гг. была на уровне 44 и 43 % соответственно (доля ОМС составила 48 и 47 % соответственно).
Одними из основных показателей, используемых при анализе эффективности расходования консолидированного бюджета в сфере регионального здравоохранения органами исполнительной власти, являются критерии, представленные в таблице 1.
Как известно, суммы неэффективных расходов в любой сфере деятельности формируются в случае превышения целевых показателей, что, соответственно, приводит к неэффективному использованию имеющихся финансовых средств или необходимости привлечения дополнительного объема финансирования. В здравоохранении неэффективные расходы складываются из трёх составляющих:
1) неэффективные расходы на управление объемами и стоимостью стационарной круглосуточной медицинской помощи;
2) неэффективные расходы на управление объемами и стоимостью скорой медицинской помощи;
3) неэффективные расходы на управление кадровыми ресурсами.
При оценке эффективности управления кадровыми ресурсами органами исполнительной власти Иркутской области были получены следующие результаты.
Численность работающих в сфере здравоохранения в 2007 г. составляла 210,1 на 10 тыс. человек населения и находилась ниже норматива по РФ (223,76 на 10 тыс. чел.), отклонение от норматива для Иркутской области составило —11,5 %. По итогам 2008 — 2009 гг. показатель обеспеченности работниками в сфере здравоохранения на 10 тыс. жителей имеет тенденцию к увеличению, в 2008 г. он составил 212,1 на 10 тыс. населения, в 2009 г. — 216,6 (табл. 2).
Объем неэффективных расходов при управлении кадровыми ресурсами в год (Рк) рассчитывается по формуле:
Р = Ч - Ч ) х V х ЗП х 12 мес.,
к ' ф ц н ср. '
где Чф - фактическая численность работников в сфере здравоохранения (чел. на 10 тыс. населения); Чц — нормативное значение численности работников в сфере здравоохранения — 223,76 человек на 10 тыс. чел. населения (с учетом корректирующего коэффициента для Иркутской области — 1,092); V — численность населения области на начало года (тыс. чел.); ЗПср.
— среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения (руб.). В результате значительного отклонения в меньшую сторону от норматива численности работающих в здравоохранении по РФ консолидированный бюджет Иркутской области не несет за период 2007—2009 гг. неэффективных расходов, связанных с управлением кадровыми ресурсами (табл. 2).
С целью улучшения показателя обеспеченности и повышения эффективности управления
Таблица 1
Некоторые показатели финансовой обеспеченности в сфере здравоохранения Иркутской области
за период 2007-2009 гг.
Показатель 2007 2008 2009 Темп прироста (2009 г. к 2008 г.)
Доля расходов на здравоохранение в общем объеме расходов консолидированного бюджета Иркутской области (%) 17,3 13,7 12,2 -1 %
Расходы консолидированного бюджета Иркутской области на здравоохранение в расчете на 1 жителя (руб.) 5708 7469 7633 +2,2 %
Динамика финансирования территориальной программы госгарантий Иркутской области (млн. руб.) 12563 17355 17413 +0,33 %
Таблица 2
Показатели эффективности управления кадровыми ресурсами в сфере здравоохранения в Иркутской области
за период 2007-2009 гг.
Показатели Целевые значения показателей для Иркутской области 2007 2008 2009
Численность работников в сфере здравоохранения Чф (чел. на 10 тыс. жителей) 237,4 210,1 212,1 216,6
Численность врачебного персонала (чел. на 10 тыс. жителей) 44,8 31,5 31,6 31,1
Численность среднего медицинского персонала (чел. на 10 тыс. жителей) 124,8 90,1 90,3 89,7
Объем неэффективных расходов на кадровое обеспечение Рк (млн. руб.) - 0 0 0
кадровыми ресурсами в здравоохранении области были разработаны следующие мероприятия:
1. Совершенствование системы подготовки кадров здравоохранения (совершенствование программ обучения студентов, переход на систему субсидирования студентов, совершенствование единой национальной системы контроля качества подготовки специалистов на всех этапах непрерывного образования и др.).
2. Улучшение охраны труда и социальной защиты работников здравоохранения (создание системы государственного социального страхования профессиональной ответственности, аттестация рабочих мест и др.).
3. Совершенствование системы оплаты труда работников здравоохранения.
По данным анализа за период 2007—2009 гг. при оценке эффективности управления объемами и стоимостью стационарной медицинской помощи происходит постепенное снижение на 4,6 % объема оказанной стационарной медицинской помощи в расчете на 1 жителя в год в рамках территориальной программы государственных гарантий: с 3,480 до 3,321 койко-дней (табл. 3). При этом уменьшение процента отклонения фактического объема стационарной помощи от нормативного показателя (3,070 койко-день на 1 жителя в год) произошло на 5,1 % и достигло на конец 2009 г. уровня на 8,2 % выше норматива. Прогнозируемое значение данного показателя в 2010 г. составляет 3,222 койко-дней на 1 жителя в год, что выше нормативного показателя на 5 %. Это свидетельствует о сохраняющемся на высоком уровне показателе госпитализации и разработке и принятии дальнейших мер, направленных на снижение объема оказываемой в условиях круглосуточного стационара медицинской помощи за счет переноса основного объема на амбулаторно-поликлиническое звено.
Расходы на содержание 1 койко-дня в рамках территориальной программы государственных гарантий в 2008 г. по сравнению с предыдущим годом увеличилось практически в 2 раза (темп прироста составил 44 %). Основной причиной этого является увеличение в 3 раза федеральных средств на финансирование территориальной программы государственных гарантий обязательного
медицинского страхования граждан Иркутской области.
Объем неэффективных расходов при управлении объемами и стоимостью стационарной медицинской помощи в год Рст рассчитывается по формуле:
Р = (ОСА — ОС ) х С х V,
ст ' ф н’ кд н'
где ОСф — фактический объём стационарной медицинской помощи, оказанной в рамках территориальной программы государственных гарантий (на 1000 жителей в год); ОСн — нормативное значение объема стационарной помощи — 3070 койко-дней на 1000 жителей в год (с учетом корректирующего коэффициента для Иркутской области — 1,092); Скд — средняя стоимость 1 койко-дня (руб.).
Таким образом, объем неэффективных расходов органов исполнительной власти области на управление объемами стационарной медицинской помощи по итогам 2009 г. составил 692 млн. руб. (с учетом корректирующего коэффициента — 339 млн. руб.). В сравнении с предыдущим 2008 годом данный показатель уменьшился на 36 %. Показатель удельного веса неэффективных расходов от общего объема расходов на управление стационарной помощью имеет четкую тенденцию к снижению — 12, 11 и 7,6 % в 2007, 2008 и 2009 гг. соответственно (табл. 3).
При проведении оценки эффективности управления объемами и стоимостью стационарной медицинской помощи используются также такие дополнительные показатели, как число коек (на 10 тыс. населения), среднегодовая занятость койки, уровень госпитализации (на 100 чел. населения) и продолжительность лечения на круглосуточной койке.
Число коек, развернутых в государственных (муниципальных) учреждениях стационарного типа Иркутской области, составило, по данным 2009 г., 92,8 на 10 тыс. жителей (в 2007 г. — 96,5, в 2008 г. — 96,6) при целевом региональном значении показателя 96,5. При среднем нормативе работы койки — 330 дней — койка перерабатывала за период 2007—2009 гг. в среднем 7 дней в году: с уменьшением показателя с 341 дня в году, по данным 2007 г., до 330 дней в году, по данным 2009 г. Длительность стационарного лечения с 13,2 койко-дня в 2007 г.
Таблица 3
Показатели эффективности управления объемами и стоимостью стационарной медицинской помощи
в Иркутской области за период 2007-2009 гг.
Показатели 2007 2008 2009
Объём стационарной медицинской помощи, оказанной в рамках территориальной программы государственных гарантий ОСф (койко-дней на 1000 жителей в год) 3480 3454 3321
Отклонение от целевого значения для Иркутской области ОСн = 3070 койко-дней на 1000 жителей в год (%) 13,3 % 12,5 % 8,2 %
Средняя стоимость 1 койко-дня Скд (руб.) 782 1123 1177
Объем неэффективных расходов на управление объёмами стационарной медицинской помощи / с учетом корректирующего коэффициента стоимости 1 койко-дня для Иркутской области Рст (млн. руб.) 762 / 350 1079 / 496 692 / 339
Доля неэффективных расходов от общего объема расходов на управление стационарной медицинской помощи (%) 12 11 7,6
снизилась до 12,4 койко-дня в 2009 г. (отклонение от норматива составило —5,6 %).
В связи с этим неэффективные расходы, связанные с превышением норматива числа развернутых коек, недостаточной занятостью больничных коек и высокой длительностью пребывания на койке, по итогам 2007 — 2009 гг., в Иркутской области отсутствуют.
В отличие от рассмотренных выше показателей, уровень госпитализации в 2008 — 2009 гг. в сравнении с данными 2007 г. (24,1 на 100 человек) не изменился и остался на высоком уровне — 24,2 на 100 человек населения, что на 12 % выше целевого значения показателя.
Проведенная по итогам 2007 — 2009 гг. оценка эффективности управления объемами и стоимостью скорой медицинской помощи в Иркутской области свидетельствует о том, что объемы оказанной скорой медицинской помощи остаются в среднем на уровне 400 вызовов на 1000 жителей в год и превышают нормативный для Иркутской области показатель (347 вызовов на 1000 жителей в год) в среднем на 15 % (табл. 4).
Увеличение общих расходов на скорую медицинскую помощь в 2008 — 2009 гг. по сравнению с 2007 г. объясняется значительным повышением стоимости 1 вызова бригады скорой медицинской помощи — с 862 руб. в 2007 г. до 1404 руб. в 2009 гг. (табл. 4).
Объем неэффективных расходов при управлении скорой медицинской помощи в год Рск рассчитывается по формуле:
Р = (ОСМПА — ОСМП ) X С X V ,
ск ' ф н выз н'
где ОСМПф — фактический объём оказанной скорой медицинской помощи (на 1000 жителей в год); ОСМПн — нормативное значение объема скорой медицинской помощи — 347 вызовов на 1000 жителей в год (с учетом корректирующего коэффициента для Иркутской области — 1,092); Свыз — средняя стоимость 1 вызова скорой медицинской помощи (руб.).
При расчете объема финансирования скорой медицинской помощи на целевой показатель числа вызовов на 1000 жителей, доля неэффективных расходов на управление объемами скорой медицинской помощи от общего объема расходов на управление данным видом медицинской помощи
составила в 2007 г. 15 %, в 2008 г.— 12 %, в 2009 г.
— 13,9 %. Однако абсолютный размер неэффективных расходов при управлении скорой медицинской помощью по итогам работы в 2009 г. значительно увеличился в сравнении с 2007 — 2008 гг. и составил 145 млн. руб. (с учетом корректирующего коэффициента — 29 млн. руб.) (табл. 4).
Достаточно высокий уровень потребления стационарной и скорой медицинской помощи объясняется наличием ряда региональных особенностей Иркутской области:
1) медико-демографические: смертность, заболеваемость, инвалидизация, старение населения;
2) климатогеографические: отдаленность и разбросанность населенных пунктов в ряде районов, сезонность и ограниченность транспортного сообщения;
3) социально-экономические: наличие исправительных учреждений, расширение вредных для здоровья населения производств, низкий уровень жизни населения муниципальных образований на периферии области, дефицит кадров в системе здравоохранения (в особенности в амбулаторном звене), необходимость сохранения больничных коек в связи со значительными расстояниями до других учреждений здравоохранения.
Таким образом, проведенный анализ неэффективных расходов консолидированного бюджета в сфере здравоохранения Иркутской области по основным трем составляющим за период 2007 — 2009 гг. показал, что:
1. Размер неэффективных расходов на управление объемами и стоимостью стационарной круглосуточной медицинской помощи в 2009 г. составляет 339 млн. руб. (сокращение на 32 % к уровню 2008 г. (496 млн. руб.)). Снижение связано с сокращением объемов ресурсоёмкой стационарной круглосуточной медицинской помощи на 381 тыс. койко-дней.
2. Неэффективные расходы на управление объемами и стоимостью скорой медицинской помощи по отношению к уровню 2008 г. возросли на 21 % и, по предварительным итогам 2009 г., составили 29 млн. руб.
3. Неэффективные расходы на управление кадровыми ресурсами в Иркутской области в 2007—2009 гг. отсутствуют.
Таблица 4
Показатели эффективности управления объемами и стоимостью скорой медицинской помощи в Иркутской области за период 2007-2009 гг.
Показатели 2007 2008 2009
Объём оказанной скорой медицинской помощи ОСМПф (вызовов на 1000 жителей в год) 410 394 403
Отклонение от целевого значения показателя объема скорой медицинской помощи для Иркутской области ОСМПн = 347 вызовов на 1000 жителей (%) 18,1 13,5 16,1
Средняя стоимость 1 вызова скорой медицинской помощи Сш (руб.) 862 1035 1404
Объем неэффективных расходов на управление объёмами скорой медицинской помощи / с учетом корректирующего коэффициента стоимости 1 койко-дня для Иркутской области рс„ (млн. руб) 129 / 26 121 / 24 145 / 29
Доля неэффективных расходов от общего объема расходов на управление скорой медицинской помощи (%) 15 12 13,9
Таблица 5
Суммы неэффективных расходов в консолидированном бюджете в связи с превышением целевых показателей
по Иркутской области в 2007-2009 гг. (млн. руб.)
Показатели 2007 2008 2009
Объём неэффективных расходов консолидированного бюджета в сфере здравоохранения (с учетом корректирующего коэффициента) (млн. руб.) 376 521 369
Доля неэффективных расходов консолидированного бюджета Иркутской области на здравоохранение (%) 3 4,2 2,8
По итогам работы в 2009 г. сумма неэффективных расходов в сфере здравоохранения Иркутской области ориентировочно составляет 369 млн. руб., таким образом, достигая снижения на 29,2 % к уровню 2008 г. Прогнозируемая доля неэффективных расходов в сумме консолидированного бюджета субъекта в 2009 г. составит 2,8 % (табл. 5).
По объему неэффективных расходов Иркутская область в 2008 году заняла 43 место среди всех субъектов РФ. Доля неэффективных расходов в сумме консолидированного бюджета субъекта в Иркутской области составила 4,2 % в 2008 г. и 2,8 % в 2009 г., что ниже среднероссийского показателя (4,8 %) (табл. 5).
В связи с вышесказанным с целью снижения неэффективных расходов консолидированного бюджета здравоохранения Иркутской области необходима реализация в 2010 — 2011 гг. ряда мер, направленных на:
1) оптимизацию объёмов медицинской помощи с целью сокращения затратных видов помощи (стационарная и скорая медицинская помощь) и усиление контроля за реализацией муниципальных заданий в части их выполнения;
2) организацию рационального распределения больничных коек по уровням оказания медицинской помощи (муниципальный и областной) и планомерной работы по передаче учреждений, оказывающих специализированные виды помощи, в областную собственность и их реорганизация;
3) обеспечение перевода в систему ОМС отдельных видов медицинской помощи в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Реализация данных мероприятий в сфере здравоохранения Иркутской области позволит:
• сократить неэффективные расходы и повысить качество и объемы предоставляемых услуг;
• высвободить внутренние резервы для повышения заработной платы работников и модернизации инфраструктуры;
• расширить возможности учреждений здравоохранения по оказанию дополнительных услуг.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гайдаров Г.М., Каневский А.Б. Методы повышения эффективности бюджетных расходов в системе здравоохранения // Актуальные проблемы здоровья населения и здравоохранения Иркутской области : сб. статей науч.-практ. конф., посв. 85-летию кафедры общественного здоровья и здравоохранения ИГМУ (1924 — 2009). — Иркутск, 2009. - Вып. 6. - С. 283-288.
2. Постановление Правительства РФ № 322 от 15.04.2009 г. «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 28.06.2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ».
3. Стародубов В.И., Флек В.О., Обухова О.В., Базарова И.Н. и др. Оценка эффективности программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи // Менеджер здравоохранения. — 2010. — № 2. — С. 4-15.
4. Указ Президента РФ от 28.06.2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ».
Сведения об авторах
Алексеева Наталья Юрьевна - к.м.н., доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ИГМУ, заместитель главного врача по организации деятельности в системе медицинского страхования «Клиники ГОУ ВПО ИГМУ Росздрава» (664003, г. Иркутск, б. Гагарина, 18; тел: 8 (3952) 24-34-73, 8 (3952) 20-39-42, 8 (950) 130-80-22; e-mail: [email protected]) Гайдаров Гайдар Мамедович - д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГОУ вПо «Иркутский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»