Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 8 (299). Экономика. Вып. 40. С. 5-13.
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
М. А. Пестунов, Д. В. Валько
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА РОССИЙСКОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ
Предлагается методика оценки эффективности институционального механизма российского рынка электронной торговли. Данный подход увязывает условия и факторы функционирования институционального механизма российского рынка электронной торговли с качественной оценкой его эффективности.
Ключевые слова: институциональный механизм, рынок электронной торговли, эффективность, методы оценки.
Необходимость реализации основных функций институционального механизма и тот факт, что институциональный механизм рынка электронной торговли призван обеспечить регулярность, четкость, предсказуемость и надежность функционирования отношений, торговых трансакций и их участников, порождают проблематику, связанную с эффективностью институционального механизма рынка.
Эффективность институционального механизма представляется нам многоаспектным и многоуровневым понятием. С точки зрения институционального механизма, который выполняет ряд базисных институциональных функций, она складывается из эффективностей исполнения последних и, следовательно, включает две основные составляющие.
Во-первых, это полнота и сбалансированность исполнения функций, касающихся институтов и формирования институциональной среды рынка. Под полнотой и сбалансированностью понимается степень минимизации на соответствующем субъектном уровне совокупности затрачиваемых механизмом ресурсов и централизации результатов.
Во-вторых, эффективность институционального механизма можно определить через эффективность действующих в рамках механизма институтов, базисная цель которых — снижение трансакционных издержек субъектов рынка.
Поскольку интенсивность и результативность трансакций в известной мере определяется уровнем трансакционных издержек, минимизация трансакционных издержек и ресурсов на предупреждение оппортунизма во взаимодействии рыночных субъектов, действующих в качестве институциональных агентов, определяет меру эффективности
соответствующих рыночных институтов и институционального механизма в целом.
В конечном счете так как институциональный механизм рынка является структурной составляющей рыночного механизма, от эффективности его работы зависит и эффективность реализации рыночных взаимоотношений. Следовательно, изменение эффективности рыночного механизма как результат институциональных изменений во многом отражает эффективность институционального механизма рынка. При этом в целях локализации оценки эффективности институционального механизма следует разделять эффективность механизма собственно рынка электронной торговли следующим образом: 1) эффективность рыночных трансакций (их динамика, плотность, интенсивность, непрерывность и др.); 2) эффективность ценового механизма (уравновешивание цен и их дисперсия, структура и соотношение спроса и предложения и т. п.). Обобщенно систему направлений оценки эффективности институционального механизма можно представить в виде схемы (см. рис. 1).
По мнению С. В. Истомина [1], институциональный механизм выступает как средство получения блага различными субъектами в трансформируемой экономике в результате взаимодействия институциональных секторов. Институциональные сектора в данном случае представлены субъектами государственного управления, домашних хозяйств, корпораций и некоммерческими организациями. Главной целью их взаимодействия является получение блага и его максимизация.
Следовательно, критерием эффективности институционального механизма С. В. Истомин признает уровень благосостояния субъектов
трансформируемой экономики, что выявляется через следующие показатели:
— темп роста сальдо первичных доходов институциональных секторов;
— доход от размещения финансовых активов и нефинансовых непроизводственных материальных активов институциональными секторами;
— доля институциональных секторов в формировании валового национального дохода;
— коэффициенты демографии институциональных сегментов институционального механизма;
— темп роста социальных трансфертов.
Рассмотренный подход, по нашему мнению, не позволяет дифференцировать эффективность институционального механизма и эффективность хозяйственного механизма, а помогает лишь оценить их взаимовлияние на результат приобретения блага институциональными секторами. В рамках данной статьи нам представляется необходимым дополнить указанную методику качественной оценкой и адаптировать рассмотренный подход к институциональному механизму электронной торговли.
Рис. 1. Направления оценки эффективности институционального механизма рынка
электронной торговли
Поскольку функционирование институционального механизма рынка электронной торговли происходит в определенных технологических, организационных и институциональных условиях, эффективность его работы определяется динамикой изменений данных условий и связанных с ними факторов. В этой связи в целях наиболее полной оценки эффективности институционального механизма рынка электронной торговли следует обратиться к комплексу доступных динамических показателей, касающихся прежде всего институциональных, организационных, инфраструктурных и технологических параметров рынка электронной торговли в разрезе институциональных секторов,
и затем рассмотреть их взаимосвязь с приобретением блага институциональными секторами. При этом в качестве базовых индикаторов избраны доступные показатели, характеризующие в динамике условия осуществления торговых трансакций на рынке электронной торговли (см. табл. 1).
Расчет интегрального показателя по каждому институциональному сектору осуществляется на основе средней геометрической. Характеристика эффективности институционального механизма рынка электронной торговли в разрезе секторов определяется путем сопоставления интегрального показателя с темпом роста сальдо первичных доходов в данном институциональном секторе.
Таблица 1
Показатели оценки условий осуществления торговых трансакций институциональных секторов рынка электронной торговли
Институциональный сектор Динамический показатель
G (Government) — государство, органы власти Рост числа проведенных аукционов в электронной форме через Интернет Рост доли заключенных контрактов в числе проведенных аукционов в электронной форме Рост стоимости заключенных контрактов в электронной форме Рост доли затрат заказчика на организацию размещения заказов в стоимости заключенных контрактов в электронной форме
B (Business) — фирмы, предприятия, организации Рост использования специализированных программных средств в организациях для решения организационных, управленческих и экономических задач Рост использования специализированных программных средств в организациях для осуществления финансовых расчетов в электронном виде Рост использования Интернета в организациях для связи с потребителями и поставщиками Рост доли организаций имеющих собственные web-сайты Рост использования Интернета в организациях для создания новых рынков сбыта Рост доли организаций осуществляющих свыше 50 % продаж через Интернет юридическим лицам Рост числа участников межкорпоративных электронных торгов
C (Consumer) — домохозяйства, конечные потребители, частные лица, индивиды Рост числа интернет-пользователей Рост средней суммы покупок в интернет-магазинах Рост среднемесячного числа посетителей интернет-магазинов Рост доли организаций осуществляющих свыше 50 % продаж через Интернет физическим лицам
Сопоставление динамики изменения интегральных показателей институциональных секторов и валового внутреннего продукта (ВВП) в рыночных ценах, по нашему мнению, позволяет определить соответствие условий функционирования механизма институционального сектора общеэкономической динамике и, таким образом, выявить характеристику эффективности институционального механизма рынка электронной торговли в данном институциональном секторе.
Отдельного внимания заслуживает рассмотрение подходов к анализу рынка электронной торговли и оценке его эффективности.
Неразвитость в отечественной экономической науке прикладных подходов к электронной торговле как рынку обусловливает проблему оценки и анализа рынка электронной торговли и в свою очередь затрудняет оценку эффективности его институционального механизма.
Рынок электронной торговли — это рынок, механизм функционирования которого
предусматривает специфические условия взаимодействия рыночных субъектов:
— заключение торговых сделок в электронной форме;
— наличие специальной технологической платформы и доступа к глобальным и локальным информационным сетям;
— полноценная информатизация бизнес-процессов субъектов рынка;
— доступ к электронным системам осуществления расчетов, деловой коммуникации и др.
Анализ и оценка российского рынка электронной торговли встречают трудности как на этапе сбора и обработки данных (ввиду отсутствия государственной статистики), так и на этапе анализа (ввиду отсутствия адекватных методик). В этой связи общая методология анализа и оценки рынка требует адаптации к современному состоянию российского рынка электронной торговли. В частности необходимо разрешение следующих основных проблем:
1) трудность идентификации основных источников информации о рынке электронной торговли;
2) отсутствие методик дополнения и валидации данных из разрозненных источников;
3) отсутствие наиболее полной системы показателей, характеризующих рынок электронной торговли;
4) отсутствие адекватных комплексных методик оценки и мониторинга уровня развития рынка электронной торговли.
Основные элементы общей методологии анализа рынка товаров и услуг, рассматриваемые современной теорией и практикой, показаны на рис. 2.
Субъекты
Объекты
Организационная
структура
Информационная
структура
Среда, механизм
Спрос, предложение
Рис. 2. Основные элементы анализа рынка товаров и услуг
Рассмотрим указанные элементы более подробно.
I. Анализ структуры рынка товаров и услуг предполагает выявление основных структурных соотношений сегментов потребителей и секторов рыночной активности. Кроме того, при анализе структуры рынка важно изучить следующие его характеристики:
1) открытость / закрытость (открытый рынок
— это рынок, на который легко зайти; на закрытом рынке конкуренты занимают устойчивое положение, существуют финансовые и технологические барьеры);
2) раздробленность / концентрированность (раздробленный рынок — это рынок, который поделен между многочисленными торговыми марками, каждая из которых занимает скромную долю; на концентрированном рынке господствует несколько марок или одна торговая марка);
3) жизненный цикл (аналогичен жизненному циклу товара и включает следующие этапы: формирование рынка; рост рынка; зрелость рынка; насыщение и гибель).
II. Одним из важнейших показателей в рамках анализа функционирования рынка товаров и услуг является интенсивность товарооборота (объема оказанных услуг).
С одной стороны, динамика товарооборота отражает основные закономерности покупательского спроса и тенденции его удовлетворения. С другой стороны, изменение товарооборота определяет потенциальные возможности получения валового дохода, а затем и прибыли. Динамика товарооборота является проявлением действия рыночного механизма, следствием фактически сложившихся пропорций спроса и предложения.
Помимо анализа товарооборота важным является изучение факторов эволюции рынка, среди которых экономическая и социальная конъюнктура, сезонные и другие цикличные колебания, влияние конкуренции, воздействие предложения (замена товаров, инновации) и др. Анализ конъюнктуры рынка товаров позволяет:
— определить интегральные и дифференцированные оценки состояния рынка, типологии рыночной ситуации и градацию состояния рынка;
— определить характеристики и масштаб рынка;
— произвести оценку и анализ основных пропорций развития и тенденций устойчивости рыночных процессов;
— оценить цикличность и сезонность развития;
— определить степень монополизации рынка и уровень конкуренции.
Показатели оценки конъюнктуры рынка обычно систематизируются по следующим группам:
1) динамика производства, основные фирмы-продуценты, появление новых товаров, загрузка производственных мощностей, динамика инвестиций в данную отрасль, движение портфеля заказов, динамика издержек производства и т. д.;
2) динамика и структура спроса и предложения, влияние достижений научно-технического прогресса на уровень потребления и требований к качеству товаров, динамика оптовой и розничной торговли, емкость рынка (объем товара, реализуемого на нем в течение определенного времени), размеры продаж в кредит, движение товарных запасов, ассортимент товаров и т. д.;
3) состояние международной торговли, ее динамика, основные страны-экспортеры и импортеры, новые формы и методы торговли и послепродажного обслуживания и т. д.
Помимо этого, экономическая теория называет четыре основных фактора, определяющие эффективность рынка:
— уровень цен;
— ценовая эластичность;
— издержки меню (menu costs);
— ценовая дисперсия.
III. Инфраструктура рынка товаров характеризует совокупность всех предприятий и организаций данного рынка, видов их деятельности, призванных обеспечить и создавать условия для нормального функционирования товаропроизводителей и сферы обращения товаров, а также обслуживания всех групп покупателей.
Инфраструктура рынков как совокупность субъектов материального, технологического, организационного, информационного и правового характера, обеспечивающих бесперебойное функционирование рыночного механизма и непрерывность воспроизводственного процесса, подразделяется на объединения (базы) инфраструктурных элементов, сходных по основным задачам, направленным на обеспечение жизнеспособности и эффективности экономики рыночного типа.
Как правило, инфраструктура рынка характеризуется системой инфраструктурных показателей, наиболее важными из которых можно признать те, которые отражают состояние и потенциал следующих основных баз:
— организационной (биржи, оптовые, брокерские, дилерские и другие посреднические организации);
— материальной (складское и тарное хозяйство, транспортные системы);
— информационной (информационные и справочные системы, систему маркировки и сертификации товара);
— кредитно-расчетной (банковские и страховые учреждения, кредитно-сберегательные структуры, обеспечивающие бесперебойность расчетов при реализации товаров и услуг);
— кадровой (специалисты различной квалификации в количествах по каждой специальности, достаточных для комплектования предприятий и организаций, составляющих комплекс субъектов рыночной инфраструктуры; образовательные структуры, осуществляющие подготовку и переподготовку специалистов);
— нормативно-правовой (нормы и правила, регламентирующие отношения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации товаров и услуг; учреждения и организации судебно-правовой системы, обеспечивающие правопорядок в сфере рынка).
Комплексный и системный анализ указанных элементов позволяет дать обобщенную оценку уровню развития и эффективности рынка товаров и услуг, выстроить обоснованные прогнозы и сформировать результативные управленческие решения на всех уровнях взаимодействия субъектов рынка.
Адаптация данного комплексного подхода (общей методологии) к современному российскому рынку электронной торговли обусловливает выделение системы показателей. В этом случае удобно использовать систему показателей, предложенную С. Б. Шапошником [2] для целей индексного анализа «электронного бизнеса» (см. рис. 3).
В указанной системе блок показателей «Доступ предприятий и организаций к ИКТ» формирует оценку ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) инфраструктуры бизнеса. В свою очередь, блок «Электронная коммерция» формирует оценку электронной торговли и, по нашему мнению, при рассмотрении в динамике может характеризовать уровень и тенденцию развития рынка электронной торговли.
Рис. 3. Система показателей оценки индекса развития «электронного бизнеса»
С учетом всего вышесказанного представляется ных источников и статистических показателей, в
возможным произвести анализ и оценку российско- том числе предусмотренных государственной ста-
го рынка электронной торговли на основе доступ- тистикой (табл. 2).
Таблица 2
Система показателей анализа и оценки российского рынка электронной торговли
Этап анализа Показатели
I. Анализ структуры рынка электронной торговли Количество организаций торговли Доля организаций использующих программные средства для связи с контрагентами, управления продажами, закупками Доля организаций торговли, имеющих собственные web-сайты Доля интернет-покупателей в общем числе интернет-пользователей Количество товарных категорий (приобретаемых, имеющихся на рынке) Ассортимент товаров и емкость сегментов
II. Анализ функционирования и эффективности рынка электронной торговли Оборот электронной торговли Доля электронной торговли в ВВП Среднесуточное число заказов по категориям (сегментам) Затраты интернет-пользователей на покупки Ценовая дисперсия
III. Анализ инфраструктуры рынка электронной торговли Доля организаций, использующих ИКТ Доля организаций, имеющих локальные вычислительные сети Количество компьютеров с выходом в Интернет на 100 работников Доля организаций, использующих программные средства для электронных расчетов Количество доменных имен в сегментах .ги и .рф Количество специализированных сервисов (интернет-каталогов, агрегаторов прайс-листов и др.) Количество интернет-площадок для торговли (магазинов, аукционов и др.) Количество интернет-пользователей Доля интернет-пользователей в общей численности населения
Анализ и оценка российского рынка электронной торговли позволяют сделать обоснованное заключение об эффективности рынка, однако для качественной характеристики эффективности собственно институционального механизма рынка электронной торговли следует произвести также оценку уровня трансакционных издержек. С этой целью следует проанализировать воздействие рассмотренных выше факторов (оппортунизм, факторы ИКТ, соотношение формальной и неформальной среды), влияющих на трансакционные издержки российского рынка электронной торговли, прежде всего на издержки безопасности, поскольку уровень издержек безопасности,
как наиболее актуальных для России, во многом определяет эффективность институционального механизма рынка электронной торговли в целом.
Характерная особенность издержек безопасности проявляется в том, что их уровень определяется влиянием факторов, оценка которых может напрямую производиться субъектами рынка. При этом, по нашему мнению, заключение о том, какие факторы превалируют, может в достаточной мере свидетельствовать о качественном уровне издержек безопасности и тенденции его изменения и, следовательно, характеризует эффективность институционального механизма (рис. 4).
Трансакционные издержки (издержки безопасности)
Эффективность рынка Развитие ИКТ
институционного
механизма
институционного
механизма
Рис. 4. Взаимосвязь уровня издержек безопасности, эффективности рынка электронной торговли
и его институционального механизма
Помимо качественной характеристики уровня трансакционных издержек для их количественной оценки, по нашему мнению, допустимо использовать результаты социологических исследований. При этом количественную оценку можно получить в виде доли числа опрошенных, прекращающих торговые трансакции в подавляющем большинстве случаев.
С учетом данной взаимосвязи качественные характеристики данных факторов для определения
эффективности институционального механизма во взаимосвязи с эффективностью рынка электронной торговли можно представить в следующем виде (см. рис. 5).
Таким образом, предполагается, что алгоритм оценки эффективности институционального механизма российского рынка электронной торговли в рамках рассмотренной методики может быть представлен следующим образом (см. рис. 6).
100%
ю
2
со
а
х
0)
2
А
С
З-
н
5
Л
н
о
о
Ё
о
«■
■8-
о
Интенсивный рост (развитие) рынка
Низкие трансакционные издержки Нет оппортунизма Достаточное развитие ИКТ
Слабый рост рынка Высокие трансакционные издержки Частный оппортунизм Слабое развитие ИКТ
Интенсивный рост(развитие) рынка
Низкие трансакционные издержки Нет оппортунизма Высокое развитие ИКТ
Экстенсивный рост рынка Высокие трансакционные издержки Частный оппортунизм Высокое развитие ИКТ
Эффективность рынка электронной торговли
100%
Рис. 5. Качественные характеристики факторов во взаимосвязи эффективности институционального механизма и эффективности рынка электронной торговли
1. Подготовка и сбор информации
4. Оценка уровня трансакционных издержек безопасности
Рис. 6. Алгоритм оценки эффективности институционального механизма российского рынка электронной торговли
Выделенные в рамках алгоритма взаимосвязи можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, перманентное преобладание нефор-
мальной среды в характеристике функционирования институционального механизма свидетельствует о снижении его эффективности по интериоризации
(легитимизации) неформальных норм, превалирующих на рынке. С другой стороны, прогрессивные неформальные нормы могут обеспечивать рост рынка электронной торговли и его эффективность.
Во-вторых, выявленный рост и развитие рынка электронной торговли, безусловно, свидетельствуют в пользу эффективности сложившегося институционального механизма в силу рассмотренных выше причин.
В-третьих, влияние институционального механизма на уровень трансакционных издержек позволяет сделать обоснованное заключение о его эффективности, в случае если снижение трансакционных издержек не обусловлено сни-
жением активности субъектов рынка, которая не связана с функционированием институционального механизма.
Список литературы
1. Истомин, С. В. Особенности институционального механизма в трансформируемой экономике России : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Челябинск, 2011. С. 12.
2. Шапошник, С. Б. Роль человеческого капитала в электронном развитии регионов России [Электронный ресурс] // Наука. Инновации. Образование. М. : Парад, 2006. С. 368-377. иЯЬ: http://www.gosbook.ru/node/25151