ЗЕМЛЯНУХИН Э.П., ТАРАСОВ Н.И.
МУЗ Городская клиническая станция скорой медицинской помощи,
г. Кемерово
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ТЕЛЕФОННЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ ПРИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ
Больные с хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями, в т.ч. артериальной гипертензией (АГ), ежедневно сталкиваются с необходимостью контроля своего состояния. Это обусловило появление новой проблемы в лечении хронических заболеваний, в основе которой лежат обучение больных самоконтролю и тесное сотрудничество больных и медицинских работников в процессе лечения.
Телефонные контакты используются как одно из средств поддержания больными практики самоконтроля. Тем не менее, вопрос об эффективности и безопасности использования телефона в процессе наблюдения за больными с сердечно-сосудистыми заболеваниями продолжает дискутироваться. Роль телефонных контактов в организации медицинской помощи возросла, однако существует ряд вопросов, связанных с их использованием в медицинской практике. Насколько допустимо для общества и медицинских работников осуществление медицинской помощи с помощью телефона? Каковы допустимые границы консультативной помощи, осуществляемой по телефону, при острых и хронических заболеваниях? Как обеспечить высокое качество и безопасность телефонных консультаций?
Для ответа на эти вопросы был выполнен обзор исследований, в которых изучалась эффективность консультаций по телефону. В нескольких исследованиях отмечались положительное отношение больных к возможности связаться с врачом по телефону и удовлетворенность подобными контактами. Преимуществами консультаций по телефону являются меньшее время ожидания, отсутствие потерь времени на транспортировку, снижение стоимости, а также возможное увеличение частоты контактов. Особое значение телефонные консультации приобретают для больных, проживающих в сельской местности, а также для лиц, у которых ограничена возможность посещений врача из-за состояния здоровья или социальных условий. В одном из исследований 33 % больных сообщили, что в случае отсутствия врачебной консультации по телефону им пришлось бы обращаться в отделение неотложной помощи.
Опыт работы скорой медицинской помощи города Кемерово и статистический анализ показали, что 10 % пациентов, вызывавших бригаду СМП, не нуждались в экстренной помощи и интенсив-
ном лечении. Этим пациентам требовалась консультация врача для уточнения правильности приема лекарственных препаратов или оценки состояния. Такие вызовы (с выездом бригад СМП) отвлекают силы и средства ССМП от оказания скорой медицинской помощи действительно нуждающимся в ней пациентам. Вместе с тем, обратиться с такими вопросами пациентам некуда, особенно в выходные, праздничные дни, вечернее и ночное время. Учитывая эти обстоятельства, и считая, что профессиональная медицинская консультация для населения необходима, с начала 2002 года на базе ССМП создан консультативный отдел. Основными условиями создания отдела были следующие:
- в качестве врача-консультанта должен дежурить только врач, имеющий высшую квалификационную категорию и стаж практической работы не менее 15 лет;
- основная и единственная обязанность врача-консультанта — консультация;
- во всех случаях, когда в результате диалога с консультируемым пациентом у врача возникает подозрение на экстренную ургентную патологию, с согласия обратившегося пациента, записывается вызов на исполнение бригаде СМП.
Врач-консультант не рекламирует лекарственные препараты и аптеки, а так же ЛПУ, их методы лечения, не назначает препараты лечебными курсами и не обсуждает обоснованность назначений, сделанных лечащим врачом. Для оптимизации консультаций по телефону пациента с АГ врачам предложен следующий набор правил:
1. Незамедлительный ответ по телефону с представлением фамилии и должности врача.
2. Выяснение Ф.И.О., номера телефона звонящего.
3. Телефонный диалог, по возможности, должен быть непосредственно с человеком, имеющим проблемы со здоровьем.
4. Время телефонного звонка должно быть зафиксировано.
5. Выяснить возраст, пол, получить (по возможности) данные анамнеза больного: жалобы; время ухудшения самочувствия; длительность АГ; диспансерное наблюдение; цифры АД; название и дозы принимаемых препаратов.
6. Предоставить план действий или совет.
7. Предоставить информацию о наблюдении и времени обращения к врачу: при ухудшении
19 ИЮНЯ -
ДЕНЬ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА
либо при отсутствии улучшения самочувствия обратиться повторно; при появлении новых симптомов обратиться в скорую помощь или поликлинику; при улучшении продолжить лечение в поликлинике.
8. Ответить на дополнительные вопросы звонившего пациента.
9. Потребовать от звонившего пациента повторения полученных рекомендаций.
10. Врачу-консультанту суммировать ключевые слова: ведущие симптомы, АГ, гипотензивные препараты, контактный телефон.
11. Звонивший больной должен прекратить телефонную связь первым.
Анализу подвергнуто 492 зарегистрированных обращений в ССМП с поводом «высокое артериальное давление». 92 % обратившихся имели длительный анамнез АГ и установленный диагноз, у остальных 8 % АГ отмечена впервые. Возраст пациентов варьировал от 32 до 90 лет. Из всех обратившихся с установленным диагнозом АГ и рекомендованными врачебными назначениями лишь 32 % следовали этим рекоменда-
циям. От общего числа исследуемой группы, в 48 % случаев было достаточно рекомендации по телефону врача-консультанта о необходимых лечебных мероприятиях, эффективность которых отмечали по контрольному звонку по истечении 30-40 мин. Лишь в 34 % случаев потребовался выезд врачебной или фельдшерской (18 %) бригады СМП в связи с отсутствием эффекта от полученных рекомендаций врача-консультанта.
Результат статистического анализа показал, что в течение года число обращений в консультативный отдел возросло от 80 до 100 в сутки, за 2003 год всего обращений было 17286, а за 2004 год уже 30764. Благодаря организации консультативного телефона, стало возможным сократить количество вызовов бригад СМП, в среднем, на 20 тысяч в год, без ущерба для здоровья пациентов, при себестоимости одного вызова 460 рублей, что дало экономический эффект 629,3 тыс. рублей в год. Таким образом, обращаемость населения на консультативный телефон доказывает его необходимость в условиях больших промышленных городов, с развитой телефонной сетью.
КОБЕЛЕВА Г.В., КОПЫЛОВА И.Ф., БАЙБОРОДОВА Т.И.
Кемеровская государственная медицинская академия, г. Кемерово
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ БОЛЬНЫХ В ЛЕТАЛЬНЫХ ИСХОДАХ ОТ ТУБЕРКУЛЕЗА
Смертность от туберкулеза — очень важный показатель, объективно отражающий ситуацию по туберкулезу. Влияние на смертность социальных и медицинских факторов изучено в некоторых территориях страны. В Кемеровской области смертность от туберкулеза превышает среднюю по Сибири и России в 1,5 и 2 раза, соответственно.
Цель исследования — анализ факторов, влияющих на летальные исходы от туберкулеза в условиях Кемеровской области.
Изучены результаты обследования 162 умерших от туберкулеза в 2004 году в стационарных отделениях облтубдиспансера, в том числе результаты вскрытия 109 больных. Преобладали мужчины — 72,2 % (117 чел.) и лица в возрасте 30-60 лет — 82,7 %. По социальному статусу более половины (55,7 %) составили неработающие в трудоспособном возрасте и не имеющие инвалидности. 1/3 пациентов были инвалидами II группы по туберкулезу. Лишь 4 человека были заняты трудом. Имели свою семью менее 1/3 (30,6 %). Проживали с другими родственниками 19,4 %, в одиночестве — 35,8 %. Лица без определенного места жительства составили
14,2 %. Пребывание в исправительно-трудовых учреждениях в анамнезе отмечено в 1/3 случаев, в том числе у каждого седьмого неоднократное или со сроком пребывания более 10 лет. 2/3 больных злоупотребляли алкоголем и каждый восьмой был наркоманом.
При выявлении, почти в 1/3 случаев диагностированы запущенные формы туберкулеза: фиб-розно-кавернозная (49 чел.) и эмпиема (1 чел.), в 14,7 % — остро текущие формы в виде казеоз-ной пневмонии. Наблюдались случаи (12 чел.), когда больные при наличии признаков заболевания не обращались за врачебной помощью от 34 мес. до 1 года и более.
К позднему выявлению приводило также нерегулярное профилактическое обследование. Во многих случаях (46 чел.) предыдущая флюорография органов дыхания проводилась в сроки более двух лет, в том числе: до 5 лет — 13 чел., 6-10 лет — 19 чел., свыше 10 лет — 14 чел. При выявлении патологии на флюорографии больные нередко уклонялись от дообследования. И все же более половины больных (53,6 %) выявлены первоначально с потенциально излечимым процессом, чаще всего в виде инфильтра-