УДК 330.322
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
© 2016
Юсупова Гузель Фаридовна, старший преподаватель кафедры «Экономика предприятий и организаций» Казанский федеральный университет, Набережночелнинский институт (филиал) (423810, Россия, Набережные Челны, проспект Мира, 68/19, e-mail: [email protected])
Аннотация. На основе проведенных исследований в области государственной природоохранной политики и подходов к оценке эффективности инвестиционных проектов в области экологической деятельности была выявлена необходимость формирования новых подходов к оценке эффективности инвестиционных проектов в области экологической (природоохранной) деятельности, учитывающих «внешние» экологические эффекты реализации проектов. В современных теориях оценки эффективности инвестиционных проектов прослеживается тенденция к преобладанию многофакторного, народнохозяйственного подхода. Понятие «эффективность» все реже употребляется в контексте «экономическая эффективность». Появление в практике инновационной деятельности особого вида инноваций, а именно, экологических инноваций, привело к появлению нового вида инвестиционных проектов — эколого-ориентированных инновационно-инвестиционных проектов. Это потребовало разработки новых подходов к оценке эффективности, позволяющих учитывать параметры, которые все больше и больше становятся актуальными в современном мире. Цель работы - разработать авторскую методику оценки эффективности эко-лого-ориентированных инновационных проектов с применением функции желательности. Методика предлагается как альтернатива традиционной методике, основанной на стоимостной концепции и методе «cash flow». В работе предложены частные параметры оценки эффективности эколого-ориентированных инновационно-инвестиционных проектов. При этом во внимание принимаются не только экономические параметры, но и внеэкономические как количественные параметры оценки, так и качественные.
Ключевые слова: инвестиционный проект, инновации, инновационный проект, качество окружающей среды, окружающая среда, эколого-ориентированный проект, экологические инновации, частные параметры оценки, функция желательности, эффективность.
ASSESSMENT OF ECO-ORIENTED INNOVATION PROJECTS EFFICIENCY
© 2016
Yusupova Guzel Faridovna, assistant professor of the chair «Economics of companies and organizations» Kazan (Volga region) Federal University, Naberezhnye Chelny Institute (branch) (423810, Russia, Naberezhnye Chelny, st. Mira Мира, 68/19, e-mail: [email protected])
Abstract. On the basis of research in the field of state environmental policy and approaches to assessment the efficiency of investment projects in the field of environmental activities has been identified the need to create new approaches to assessment the efficiency of investment projects in the field of ecological (environmental) activity, taking into account the «external» ecological effects of projects. Modern theories of assessment the effectiveness of investment projects have a tendency to the domination the multi-factor, public approach. The concept of «efficiency» is used less and less in the «economic efficiency» context. The appearance in the practice of innovations special kind of innovation, namely, environmental innovation, led to the emergence of a new type of investment projects — eco-oriented innovation and investment projects. This required the development of new approaches to the assessment of efficiency, allowing to consider the parameters that are becoming increasingly important in the modern world. The aim of the article — to develop a methodology to assess the efficiency of the eco-oriented innovative projects using the desirability function. The methodology is an alternative to the traditional method based on the cost concept and the method of «cash flow». The article suggests the private parameters of the assessment of the eco-oriented innovation and investment projects efficiency. At the same time takes into consideration the economic and non-economic parameters, quantitative and qualitative assessment parameters.
Keywords: investment project, innovations, innovative project, environmental quality, environment, eco-oriented project, eco-innovations, private valuation parameters, desirability function, efficiency.
Проблеме учета экологических факторов при оценке эффективности экологических и эколого-ориентированных инвестиционных проектов (ИП) в последние десятилетия посвящено множество исследований. Многие авторы предлагают для оценки эффективности природоохранных инвестиций адаптировать существующие формулы расчета показателей эффективности проекта в соответствии с Методическими рекомендациями [1] для учета его экологической составляющей. Появление в практике инновационной деятельности особого вида инноваций, а именно, экологических инноваций, привело к появлению нового вида ИП — эколого-ориентированных инновационно-инвестиционных проектов [2]. Ранее нами была показана необходимость совершенствования существующих подходов к оценке эффективности эколого-ориентированных инновационных проектов с целью учета их специфических экологических и инновационных параметров [2—5].
Одним из важнейших принципов оценки эффективности ИП является принцип учета общественных интересов. Интересы общества могут выражаться интересами отдельных слоев или всего общества, интересами развития отдельного региона, территории, отрасли и т.д. и в целом связаны с необходимостью обеспечения безопасности, стабильности, благополучия и устойчивого
развития. Эколого-ориентированные ИП направлены, прежде всего, на улучшение качества окружающей человека среды, поэтому носят социальный и общественно значимый характер. Из первого принципа оценки эффективности проектов вытекает второй: обязательность учета всех экологических параметров проекта, т.е. его влияния на все компоненты окружающей среды. В Методических рекомендациях [1, с.16] одним из принципов оценки эффективности ИП является «учет всех наиболее существенных последствий проекта». Т.е. речь идет о внешних эффектах, к которым относятся, в том числе, и экологические эффекты. Однако конкретных способов учета этих параметров в денежных потоках или каким-либо другим образом не приводится. Этот принцип по нашему мнению является наиболее важным и требует разработки процедуры оценки экологических параметров при определении эффективности ИП.
На основе проведенного анализа наиболее важных факторов, влияющих на процесс оценки эффективности эколого-ориентированных инновационно-инвестиционных проектов региона и принятие решения об их реализации, разработаны частные параметры оценки (ЧПО) эффективности проектов. Формирование ЧПО произведено в соответствии с современными тенденциями государственной политики, сформулированными
в ряде важнейших документов, таких как: Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Экологическая доктрина Российской Федерации, Указ Президента РФ «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации».
Для оценки эффективности эколого-ориентирован-ных инновационных проектов нами предлагаются следующие группы количественных и качественных ЧПО.
Группа экологических параметров оценки, которая включает параметры воздействия проекта на компоненты окружающей среды, приводящих к изменению ее качества. При формировании ЧПО экологической группы значительную роль играет существующая законодательная база в области охраны окружающей среды, в частности нормируемые показатели качества окружающей среды.
Реализация любого ИП в той или иной степени оказывает влияние на качество окружающей среды. Всем природным объектам присущи свойства, характеризующие его качество и определяющие его потребительскую ценность для человека. Негативные последствия воздействия на природную среду создали в современном обществе проблему оценки и регулирования качества окружающей человека среды с целью поддержания его на уровне, обеспечивающем благоприятные для жизнедеятельности человека и функционирования биологических систем. В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» «качество окружающей среды — состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью» [6, ст.1]. Критериями оценки качества является система количественных показателей, характеризующих свойства изучаемых объектов и используемых для их классифицирования или ранжирования. Т.е качество окружающей среды является интегральным показателем. ЧПО экологической группы включают показатели воздействия проекта на качество окружающей среды. Определение экологических ЧПО осуществляется на этапе инвестиционного проектирования. Проектная документация включает разработку мероприятий по охране окружающей среды, в том числе результаты оценки воздействия на окружающую среду [7, 8].
1.1. Показатель воздействия на атмосферный воздух, который выражается величиной предельно допустимого выброса (ПДВ) загрязняющего вещества. Значения ПДВ по каждому загрязняющему веществу для конкретного хозяйствующего субъекта определяются с учетом фонового уровня загрязнения при условии непревышения действующих критериев качества атмосферного воздуха в результате совокупного воздействия выбросов всех субъектов территории на атмосферный воздух. Величина предельно допустимого выброса рассчитывается в проекте нормативов ПДВ в соответствии с [9].
1.2. Показатель воздействия на водные объекты, который выражается величиной норматива допустимого сброса (НДС) загрязняющего вещества. Значения НДС по каждому загрязняющему веществу для конкретного хозяйствующего субъекта определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта для отдельной категории водопользования с учетом фонового уровня загрязнения на водохозяйственном участке. Величина НДС рассчитывается в проекте НДС в соответствии с [10].
1.3. Показатель воздействия на почвы и земли. Как подчеркивается исследователями [11, с.8], «основная проблема в развитии системы экологического нормирования почв и земель заключается в том, что до настоя-
щего времени в стране не разработана единая научная концепция по установлению взаимосвязи между допустимым экологическим состоянием окружающей среды, в частности, почв и земель, и допустимым уровнем антропогенного воздействия на них». Исследователями предлагаются разные способы измерения уровня воздействия на почвы [11—15]. Представляется целесообразным для оценки уровня воздействия на почвы при реализации проекта применить пятиуровневую шкалу оценки состояния почв и окружающей среды [16], как наиболее известную и применимую в практике природопользования [11, с.14].
1.4. Показатели физического воздействия на окружающую среду (шума, вибрации, магнитных полей, излучений, температурных воздействий), к которым относятся предельно допустимый уровень шума, допустимый уровень ультразвука, предельно допустимый уровень инфразвука, предельно допустимый уровень ионизирующего излучения, предельно допустимый уровень воздействия вибрации, предельно допустимый уровень воздействия магнитных и электрических полей, предельно допустимый уровень радиоактивного воздействия, предельно допустимый уровень температурного воздействия (отклонения температуры).
Группа параметров изъятия природных ресурсов, к которым относятся нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды, а именно водных ресурсов из поверхностных и подземных водных объектов, земельных участков, лесных (древесных и недревесных), биологических ресурсов, ресурсов недр. Такого рода нормативы определяются соответственно водным, земельным, лесным законодательством, законодательством о животном мире, законодательством о недрах и иным законодательством в области охраны окружающей среды [6, ст.26].
2.1. Показатель изъятия водных ресурсов. Расчет нормативов допустимого воздействия по изъятию водных ресурсов из водных объектов проводится в соответствии с [17]. Забор (изъятие) водных ресурсов характеризуется общим объемом безвозвратного изъятия воды на участке за определенный период в зависимости от преобладающих видов использования воды (орошение, питьевое водоснабжение и др.). Для конкретных водопользователей устанавливаются лимиты забора воды на основании общего норматива допустимого воздействия. Оценка ИП по данному ЧПО проводится в зависимости от объема забранной воды из водного объекта в пределах установленных лимитов (либо сверх лимита).
2.2. Показатель изъятия земельных ресурсов. Для реализации ИП может потребоваться выделения земельного участка. Но также проект может быть направлен на уменьшение использования земельных ресурсов. Например, эколого-ориентированные проекты по переработке складируемых на полигонах отходов.
2.3. Показатель изъятия лесных ресурсов. В соответствии с Лесным кодексом в области лесопользования осуществляется нормирование в зависимости от целевого назначения лесов и вида лесопользования. Оценка ИП по данному ЧПО проводится в зависимости от количества используемого лесного сырья в пределах установленных лимитов (либо сверх лимита).
2.4. Показатель изъятия биологических ресурсов. В соответствии с Федеральным законодательством [18,19] осуществляется нормирование в виде установления нормативов изъятия объектов животного мира (лимита добычи для охотничьих биоресурсов), а также других нормативов и норм в области использования и охраны животного мира и среды его обитания. Нормирование в области пользования водными биологическими ресурсами регулируется федеральным законом [20] и заключается в установлении долей квот добычи в пределах общих допустимых уловов отдельных видов биоресурсов. Оценка ИП по данному ЧПО проводится в зависимости от количества добытого биологического сырья в пределах уста-
Юсупова Гузель Фаридовна экономические
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ... науки
новленных нормативов (либо сверх нормативов).
2.5. Показатель изъятия ресурсов недр. Порядок недропользования определяется Федеральным законом «О недрах», который предусматривает установление согласованного уровня добычи минерального сырья (ст.12), а также другие требования по рациональному использованию недр (ст.23). Оценка ИП по данному ЧПО проводится в зависимости от уровня комплексности переработки ресурсов недр.
3. Уровень безотходности производства. Для оценки данного параметра исследователями предлагаются разные подходы [21, 22], поскольку определение уровня безотходности производства является задачей сложной, что приводит к невозможности установления единых для разных отраслей критериев безотходности промышленности. Нам представляется целесообразным для определения уровня безотходности производства использовать показатель, предложенный Склянкиным Ю.В. и Стычинским С.Л. [23]. Уровень безотходности предлагается определять по коэффициенту безотход-ности производства Кб, рассчитываемому на основе показателя замкнутости, скорректированного на коэффициент экологичности, что дает возможность определить степень сбалансированности материально-сырьевых потоков на «входе» и «выходе» производства с учетом уровня его безопасности по отношению к окружающей среды [Там же].
4. Параметр техногенного риска, связанный с опасностью возникновения резких негативных изменений качества окружающей среды в результате возникновения техногенной чрезвычайной ситуации. При этом под техногенной чрезвычайной ситуацией понимается такое «состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и ОПС» [24].Параметр уровня техногенного риска показывает вероятность возникновения техногенной чрезвычайной ситуации. К чрезвычайным ситуациям относятся физический взрыв, авария, сопровождаемая выбросами или сбросами химических, радиоактивных и биологически опасных веществ, пожар, гидродинамическая авария на гидротехнических сооружениях. Примерами проектов, направленных на снижение уровня техногенного риска, являются проекты по повышению надежности технологического оборудования, создание защитных ограждений, дренажных систем, позволяющих в случае возникновения чрезвычайной ситуации уменьшить масштаб распространения воздействия на окружающую среду.
Оценка проекта по данному ЧПО проводится в зависимости от того, к какому классу опасности относится объект, на котором реализуется проект. Классификация производственных объектов производится в соответствии с федеральным законом [25] в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них.
5. Показатель экологического состояния территории реализации проекта. Данный ЧПО необходим для учета региональной экологической ситуации территории реализации проекта, поскольку каждая территория характеризуется разным уровнем экологических нарушений экосистем. Как подчеркивается в работе [15], «единого интегрального показателя состояния экосистемы в настоящее время не существует и вряд ли таковой когда-либо появится, однако число наиболее представительных показателей может быть сведено к оптимальному минимуму». В научной литературе исследователи выделяют следующие уровни экологических нарушений экосистем в зависимости от глубины и необратимости нарушений: норма (Н), риск (Р), кризис (К) и бедствие (Б) [15, 26—27]. Проекты, реализуемые на территориях с уровнем экологической ситуации «бедствие» или «кризис», будут иметь приоритет по данному 414
ЧПО при выборе из числа альтернативных ИП.
Срочность реализации проекта. Темпы развития современного общества постоянно возрастают, что привело к осознанию времени в качестве ресурса, имеющего ценность, и перевода его в категорию «экономических благ» [28]. Появился термин «экономическое время». Исследованиями подчеркивается также важность данного параметра применительно к инновациям [29]. Необходимость учета временного параметра при оценке эколого-ориентированных инновационных проектов обусловлена спецификой таких проектов. Накопившиеся экологические проблемы отдельных территорий требуют принятия незамедлительных решений, и этот параметр может оказаться наиболее важным в конкретной экологической ситуации. Для инноваций данный параметр также является критическим, т.к. необоснованное промедление в запуске инноваций может привести к появлению конкурентов или альтернативных технологий и, соответственно, потере рынка. По ЧПО «срочность реализации проекта» рекомендуется оценивать ИП в зависимости от предполагаемого срока реализации ИП.
Параметр статуса территории реализации проекта. При реализации инвестиционных проектов, особенно тех, которые претендуют на финансовую поддержку государства, немалое значение имеет правовой статус территории реализации проекта. Действующее законодательство предусматривает различные типы территорий с особым статусом: особая экономическая зона (промышленно-производственная, технико-внедренческая, туристско-рекреационная, портовая), моногород, территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), инновационный территориальный кластер. Привлечение инвестиций и реализация инновационных ИП на территориях с особым статусом является одной из приоритетных задач развития регионов, поэтому такие ИП будут иметь приоритет из числа альтернативных.
Параметр неопределенности и риска проекта. Неопределенность является одним из основных признаков инновационного проекта, поскольку если нет риска, то нет и ничего нового. Оценку уровня риска и неопределенности рекомендуется проводить методом балльных оценок с привлечением экспертов. Для оценки уровня риска проекта рекомендуется учитывать следующие показатели, оцениваемые экспертно в баллах:
- макроэкономические риски, учитывающие инфляцию, рост тарифов, изменение налогового и валютного законодательства, колебания рыночной конъюнктуры и т.п.;
- риски, связанные с поставками сырья, материалов, комплектующих и др.;
- производственные риски связаны непосредственно с производством продукции и могут возникнуть, например, в связи с увеличением себестоимости сырья и материалов или возникновением проблем его использования, с возникновением сложностей при освоении техники, с увеличением потерь рабочего времени, простоев оборудования, ростом доли брака, несоблюдением экологических норм и т.д.;
- риск срыва сроков проекта;
- риски, связанные с неопределенностью сбыта (риск отторжения рынком), например, наличие аналогичных товаров, ошибки маркетинговой стратегии, неготовность потребителей;
- риск недостаточного финансирования проекта возникает, если фирма не может реализовать проект своими средствами.
Также необходимо учитывать специфические инновационные риски ИП:
- риск передачи инновации между участниками инновационного проекта;
- риск старения инновации;
- возможность коммерциализуемости, т.е. оценка инновации с точки зрения рынка;
- риск технологической проработанности инновации, от которой зависит верность оценки результата исследований. По данному виду риска следует различать следующие виды инновационных проектов: проекты, связанные с продвижением готового инновационного продукта, проекты с незавершенной стадией внедрения, проекты с незавершенной стадией НИР, проекты с незавершенной стадией поисковых исследований.
9. Прочие внеэкономические частные параметры оценки, связанные со специальными требованиями инвестора. В данную подгруппу ЧПО можно отнести особые требования конкретного ИП, отражающие его специфику.
10. Группа экономических параметров оценки. К данной группе ЧПО относятся показатели, предусмотренные утвержденной методикой оценки эффективности ИП [1], а также ограничение по сумме инвестиций в проект. По данным параметрам ограничения устанавливаются лицом, принимающим решение, которое может быть в виде строгих ограничений. К группе экономических параметров относятся:
10.1. Чистый дисконтированный доход проекта (ЧДД или NPV), руб.
10.2. Внутренняя норма доходности проекта (ВНД или IRR), %.
10.3. Период окупаемости инвестиций (дисконтированный), лет.
10.4. Сумма инвестиций в проект (KV), руб.
10.5. Прочие экономические параметры, обусловленные спецификой проекта, например, доля собственных инвестиций, если проект предполагает софинансирова-ние государством.
Оценка эффективности эколого-ориентированных инновационных проектов проводится с применением функции желательности Харрингтона и осуществляется в следующей последовательности.
Первый этап. Формирование комплекса ЧПО эффективности проекта. В комплекс ЧПО входят как экономические, так и внеэкономические параметры, как количественные, так и качественные. Если существуют различные варианты реализации проекта или необходимо выбрать проект из числа альтернативных, то необходимо проверить варианты проекта или альтернативные проекты на сопоставимость сформированному комплексу ЧПО. Т.е. все варианты должны оцениваться по одинаковому комплексу параметров. Если все варианты имеют значения по оцениваемым ЧПО, то они сопоставимы, и их можно сравнивать между собой по результатам оценки. В противном случае проекты не являются тождественными.
Второй этап. Для каждого ЧПО устанавливают ограничения (желательности), их статус и значения ограничений (желательностей). Ограничения могут устанавливать заказчик, ЛПР, инвестор, государственные надзорные органы в рамках своих полномочий. Ограничения могут быть строгими или желательными, максимальными или минимальными.
Третий этап. Необходимо оценить допустимость вариантов проекта или альтернативных проектов по трем группам внекономических ЧПО, а именно: экологических, изъятия природных ресурсов, безотходности производства. Каждый из параметров 1—3 групп имеет заданную шкалу оценки функции желательности d от 0 до 1. Для перевода значений параметров в шкалу желательности удобно использовать разработанную таблицу [30, с.36; 31 с.106;]. По всем ЧПО инвестор или ЛПР устанавливает ограничения. Для ЧПО групп 1— 3 рекомендуется устанавливать строгие ограничения в виде максимального или минимального значения в зависимости от параметра оценки. Такие ограничения могут предусматриваться в инструктивных документах, стандартах, нормах и правилах, например, в виде максимальной величины ПДК в атмосферном воздухе, воде или почве, ПДУ физических воздействий или лимитов
потребления природных ресурсов в соответствии с договором (например, договором водопользования). Для ЧПО «уровень безотходности производства» рекомендуется устанавливать строгое ограничение в виде минимального значения. Для различных вариантов проекта или альтернативных проектов проводят процедуру отбора путем оценки допустимости по тому или иному параметру со строгим ограничением по критерию d¡3 0,37. Если какой-то проект (вариант проекта) не соответствует требованиям допустимости по параметрам, имеющим строгие ограничения, то для данного проекта по г-му параметру значение функции желательности d¡ присваивается нулевое значение (^=0). Обобщение всех параметров в единый критерий оценки (оптимизации) D проводится по формуле:
D = * d2 * d3 *... * dn
(1)
Соответственно, если даже один г -ый параметр имеет d=0, то обобщенный критерий оценки D=0. Такой проект исключается из дальнейшего рассмотрения, т.е. признается неэффективным.
Четвертый этап. Варианты проекта или альтернативные проекты, допущенные по 1—3 группам параметров, оцениваются по остальным внеэкономическим параметрам, т.е. с 4 по 9 группы. Для проведения оценки все ЧПО приводят в единую безразмерную шкалу измерения [Там же]. По всем ЧПО инвестор или ЛПР устанавливает желательные либо строгие уровни ограничения. Т.е. получают частные функции желательности всех групп ЧПО для каждого альтернативного проекта (вариантов проекта). Затем приведенные к безразмерной величине -ые частные функции желательности параметров с 1 по 9 группы сворачивают в обобщенный критерий оценки (обобщенную функцию желательности) D, и сравнивают с критерием допустимости (D>0,37).
Пятый этап. Проекты (варианты проекта), допущенные по внеэкономическим группам ЧПО оцениваются по группе экономических параметров (группа 10). Расчет параметров ведется в соответствии с методом «потока платежей» [1]. Если оценке подвергается единственный проект, «отфильтрованный» и допустимый по всем внеэкономическим группам ЧПО, то решение о признании проекта эффективным принимается на основе установленных критериев метода потока платежей.
Шестой этап. В случае необходимости выбора лучшего проекта из числа альтернативных, если два и более проекта оказались эффективны по экономическим параметрам, то необходимо провести процедуру перевода параметров экономической группы в шкалу желательности Харрингтона по аналогии с переводом по остальным группам параметров. Ограничения по ЧПО экономической группы могут быть как строгими, так и желательными. Например, инвестором может устанавливаться строгое ограничение максимальной суммы инвестиций и срока окупаемости, минимальной величины ВНД и уровня доли собственных инвестиций. Затем провести свертывание всех ЧПО 10 групп в единый обобщенный критерий (обобщенную функцию желательности). Наиболее эффективным вариантом признается ИП с наибольшим значением обобщенного критерия D^1.
Разработанная методика оценки эффективности эко-лого-ориентированных инновационно-инвестиционных проектов позволяет учесть не только их экологическую составляющую, но и их инновационную направленность. При этом во внимание принимаются не только экономические параметры, но и внеэкономические как количественные параметры оценки, так и качественные. Методика предусматривает возможность на начальном этапе отсеивать проекты, не соответствующие концепции устойчивого развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: (Вторая редакция)
/ М-во экон. РФ, М-во фин. РФ, ГК по стр-ву, архит. и жил. политике; рук.авт.кол.: Косов В.В., Лившиц В.Н., Шахназарова А.Г. М.: ОАО «НПО «Изд-во «Экономика», 2000. 421 с.
2. Юсупова Г.Ф. Экологический инновационно-инвестиционный проект: особенности и определение // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. № 3 (16). С.220-223.
3. Юсупова Г.Ф. Оценка эффективности экологических проектов // Казанский экономический вест-ник.2014. №2 (10). С.42-47.
4. Юсупова Г.Ф. Проблема дисконтирования при оценке эффективности природоохранных проектов // Казанский экономический вестник. 2015. № 3 (17). С.36-41.
5. Юсупова Г.Ф. К вопросу применения процедуры дисконтирования при оценке экономической эффективности эколого-ориентированных инвестиционных проектов // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация (электронный научный журнал). 2016.№ 3 (70). С.111-120.
6. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]: фед. закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ: в ред. фед. закона от 29.12.2015 № 404-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию [Электронный ресурс]: утверждено постановлением Правительства Рос. Федерации от 16.02.2008 № 87. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации [Электронный ресурс]: утверждено приказом Госкомэкологии Рос. Федерации от 16.05.2000 N 372. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (доп. и перераб.). С-Пб.: ОАО «НИИ Атмосфера»,
2012. 223 с.
10. Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей [Электронный ресурс]: утверждена приказом МПР России от 17.12.2007 N 333: ред. от 29.07.2014. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Экологическое нормирование и управление качеством почв и земель / Под общ. ред. С.А. Шобы, А.С. Яковлева, Н.Г. Рыбальского. М.: НИА-Природа,
2013. 310 с.
12. Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия. М.: 1992. 68с.
13. Управление природоохранной деятельностью в Российской Федерации: Учеб. пособие // Под редакцией проф. Ю.Б. Осипова, доц. Е.М. Львовой. М.: Литературное агентство «Варяг», 1996. 268 с.
14. Чернышов В.И. Системные основы экологического менеджмента: Учеб. пособие / Под ред.Ю.П. Козлова. М.: Изд-во РУДН, 2001. 341 с.
15. Касьяненко А.А. Современные методы оценки рисков в экологии: Учеб. пособие. М.: Изд-во РУДН 2008. 271 с.
16. Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба [Электронный ресурс]: утв. Госкомэкологией России 09.03.1999. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
17. Методические указания по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты [Электронный ресурс]: утв. Приказом Министерства природных ресурсов Рос. Федерации от 12.12.2007
N 328. Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс».
18. О животном мире [Электронный ресурс]: фед. закон от 24.04.1995N 52-ФЗ: в ред. фед. закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
19. Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ: в ред. фед. закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
20. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов [Электронный ресурс]: фед. закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ: в ред. фед. закона от 03.07.2016 № 349-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
21. Рекус И.Г., Шорина О.С. Основы экологии и рационального природопользования: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУП, 2001. 146 с.
22. Арбузов В.В., Грузин Д.П., Симакин В.И. Экономика природопользования и природоохраны: Учебное пособие. Пенза: Пензенский государственный университет, 2004. 251с.
23. Склянкин Ю.В., Стычинский С.Л. Безотходная переработка сельскохозяйственного сырья: эколого-эко-номический аспект. Киев: Урожай, 1988. 168 с.
24. Ветошкин А.Г., Таранцева К.Р. Техногенный риск и безопасность. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2001. 171 с.
25. О промышленной безопасности опасных производственных объектов [Электронный ресурс]: фед. закон от от 21.07.1997 N 116-ФЗ: в ред. фед. закона от 02.06.2016 № 170-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
26. Управление природоохранной деятельностью в Российской Федерации: Учеб. пособие // Под редакцией проф. Ю.Б. Осипова, доц. Е.М. Львовой. — Москва: Литературное агентство «Варяг», 1996. 268 с.
27. Чернышов В.И. Системные основы экологического менеджмента: Учеб. пособие / Под ред.Ю.П. Козлова. М.: Изд-во РУДН, 2001. 341 с.
28. Мифтахутдинова А. М. Время в системе экономических отношений / А. М. Мифтахутдинова, В. Ю. Кузнецов // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. 2010. № 1. С. 119-124.
29. Баскин А.И. Время в системе экономических ресурсов постиндустриального общества: автореф. дис... канд. экон. наук: 08.00.01 Эконом. теория / С.-Петерб. гос. ун-т экон. и финансов. СПб., 2006. 19 с.
30. Адлер Ю.А., Маркова Е.В., Грановский Ю.В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1976. 280 с.
31. Пуряев А.С. Теория и методология оценки эффективности инвестиционных проектов в машиностроении / А.С.Пуряев; ГОУ ВПО «Камская госуд. инж.-экон. акад.» Набережные Челны: Изд-во Камской госуд. инж.-экон. акад., 2007. 180 с.