Научная статья на тему 'Оценка эффективности инвестиционного проекта как инструмент эколого-экономического регулирования инвестиционно-строительной деятельности в регионе'

Оценка эффективности инвестиционного проекта как инструмент эколого-экономического регулирования инвестиционно-строительной деятельности в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1039
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЩЕРБ / ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нужина И. П.

В статье рассмотрены теоретические аспекты и разработана методика оценки эколого-экономической эффективности инвестиционных проектов на региональном уровне, предложена схема основных этапов оценки. Сделан вывод о том, что оценка эколого-экономической эффективности инвестиционных проектов является важнейшим инструментом инвестиционного проектирования и регулирования инвестиционно-строительной деятельности, позволяющей согласовать экономические интересы инвесторов и экологические приоритеты региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нужина И. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности инвестиционного проекта как инструмент эколого-экономического регулирования инвестиционно-строительной деятельности в регионе»

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ

И. П. НУЖИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика строительства» E-mail: [email protected] Томский государственный архитектурно-строительный университет

Рассмотрены теоретические аспекты и разработана методика оценки эколого-экономическойэффективности инвестиционных проектов на региональном уровне, предложена схема основных этапов оценки. Сделан вывод о том, что оценка эколого-экономической эффективности инвестиционных проектов является важнейшим инструментом инвестиционного проектирования и регулирования инвестиционно-строительной деятельности, позволяющей согласовать экономические интересы инвесторов и экологические приоритеты региона.

Ключевые слова: инвестиционный проект, региональная эколого-экономическая эффективность, инвестиционно-строительная деятельность, ущерб, денежный поток.

Ключевым направлением перехода российской экономики к инновационному социально ориентированному типу развития является развитие человеческого потенциала, важнейшим условием которого является экологически безопасная и комфортная среда жизнедеятельности. Качество окружающей среды становится важнейшим фактором, определяющим не только здоровье нации, но и конкурентоспособность бизнеса, региона, страны. Не требует доказательств тот факт, что определяющую роль в достижении стратегических целей выполняет инвестиционно-строительная деятельность (ИСД) в регионе, в результате которой создается и преобразуется архитектурно-градостроительная среда, изменяются экологические условия жизнедеятельности человека, состояние региональной эколого-экономической системы

в целом. Следовательно, возможности развития человеческого потенциала зависят в том числе от того, насколько экологически приемлемой является ИСД в регионе. Для достижения заданных параметров развития региона и обеспечения реализации экологических приоритетов в процессе создания законченной строительной продукции необходимо совершенствовать механизм эколого-экономичес-кого регулирования ИСД на основе использования системы экологически ориентированных методов и инструментов воздействия на процессы и поведение субъектов ИСД и их взаимоотношения.

Одним из таких инструментов является оценка эффективности инвестиционного проекта. Известно, что процесс проектирования имеет предопределяющее значение для строительства и эксплуатации объекта. Именно на стадии разработки проектной документации закладываются технические, технологические, ресурсные, экономические, социальные и экологические параметры объекта строительства, определяющие технологию и организацию выполнения строительных работ, эксплуатационные характеристики зданий и сооружений. От качества разработки проектных решений зависит в конечном итоге экологическая безопасность объекта в процессе его строительства и эксплуатации, эффективность текущей производственной деятельности создаваемого предприятия и инвестиций в целом.

Акценты в оценке эффективности инвестиционных проектов смещены в пользу показателей коммерческой эффективности. Основными критериями эффективности как производственной

деятельности, так и инвестиционных проектов остаются уровни прибыли и рентабельности. Возможные экологические последствия реализации проектов не учитываются. Между тем обеспечение устойчивого развития территории обязывает разработчиков и заказчиков проектов учитывать все составляющие последствий градостроительной деятельности — экономические, экологические, социальные. Следовательно, обоснование экономической целесообразности и оценку эффективности реализации инвестиционных проектов создания объектов, обеспечивающих производство продукции (работ, услуг), необходимо производить с учетом влияния процессов строительства, эксплуатации и утилизации этих объектов на эколо-го-экономическую систему региона. В этой связи актуальной задачей является разработка методики оценки региональной эколого-экономической эффективности инвестиционных проектов создания законченной строительной продукции.

Несмотря на активное обсуждение проблем оценки эколого-экономической эффективности инвестиционных проектов на страницах научных изданий, разработку отдельных предложений, официальные методические рекомендации по данной процедуре в настоящее время отсутствуют [1, 5, 8, 11]. Вместе с тем необходимость такого документа очевидна, так как, во-первых, экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду предусматривается Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 14); во-вторых, согласно ст. 35 этого закона при размещении объектов наряду с другими требованиями в области охраны окружающей среды (ООС) необходимо принимать во внимание ближайшие и отдаленные экологические, экономические, демографические и иные последствия эксплуатации объектов, учитывать соблюдение «приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов». При проектировании объектов (ст. 36) должны предусматриваться применение ресурсосберегающих технологий, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов. Реализация этих требований возможна в процессе осуществления инвестиционного проектирования на условиях вариантности с оценкой эколого-экономической эффективности разрабатываемых решений. В-третьих, оценка основывается на анализе воздействия на окружающую среду и позволит посредством исчисления в денежном выражении последствий данного воздействия

определить показатели эффективности проекта и сделать вывод о целесообразности и возможности их реализации с учетом экологических факторов. В-четвертых, использование данной методики на практике позволит оценить и проранжировать инвестиционные проекты, а также их варианты, в зависимости от уровня эколого-экономической эффективности, определить оптимальный вариант финансирования проектов.

Экологические последствия реализации отдельных инвестиционных проектов выходят далеко за пределы локального предприятия, имеют региональное, общенациональное, а иногда и мировое значение. На региональном уровне — это, как правило, крупномасштабные общественно значимые проекты, осуществляемые в различных отраслях экономики, реализация которых оказываетсущественное влияние на состояние региональной эколого-экономической системы. Таким образом, показатели региональной эколого-экономической эффективности (РЭЭЭ-ИП) отражают эффективность инвестиционного проекта с точки зрения соответствующего региона с учетом влияния результатов реализации проекта на состояние региональной эколого-экономической системы (РЭЭС). Оценка РЭЭЭИП учитывает как непосредственные результаты и затраты проекта, так и «внешние» экологические эффекты, которые возникают и учитываются в рамках региона.

В соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов учет «внешних» эффектов следует осуществлять через стоимостную оценку экологических последствий реализации проекта для региона как дополнение к денежному потоку от операционной деятельности [9, с. 140]. Вместе с тем полное представление о стоимостной оценке экологической составляющей проекта формируется на основе компонентов как операционной, так и инвестиционной деятельности. Действительно, инвестиции на реализацию природоохранных мер — это элемент денежного потока от инвестиционной деятельности, а текущие затраты по эксплуатации природоохранного оборудования — элемент денежного потока от операционной деятельности. Учитывая сказанное, целесообразно стоимостную оценку экологической составляющей проекта представить в виде отдельного экопотока. Аккумуляция в одном денежном потоке затрат на экологическое сопровождение проекта с последующим стоимостным выражением экологических последствий (как положительных, так и отрицательных) позволит: выявить существующую зависимость между объемом экозатрати экорезуль-

татом; определить оптимальный уровень соотношения вышеуказанных показателей для достижения требуемого уровня экологической безопасности проекта; определить интегральные показатели, отражающие эффективность экозатрат.

Рассмотрим методику формирования эко-потока инвестиционного проекта в оценке региональной эколого-экономической эффективности. Экопоток ) определяется как разница между притоком и оттоком средств.

Ф?р = П ?р - 0?р, где П^ — экологическая составляющая притока

денежных средств;

^ — номер шага расчета, меняется от 0 до Т;

О— отток средств.

Рассматриваются выгоды (В^) проекта, обусловленные положительным влиянием проекта на состояние РЭЭС. Например, увеличивается выпуск продукции в связи с созданием производств по утилизации и переработке отходов; расширяется рынок экологических работ и услуг, повышается инвестиционная привлекательность региона. В результате реализации проекта строительства ГЭС появляется возможность организации рыбного хозяйства, создания мест отдыха. Выгоды являются характеристикой внешних эколого-экономических эффектов реализации инвестиционного проекта.

В составе экологической составляющей оттока средств Озр следует выделить инвестиционные и текущие затраты на реализацию мер природоохранного характера, предусмотренных проектом. Этот отток средств можно назвать реальным О** , поскольку мероприятия реально предусмотрены проектными документами и будут реализованы в ходе осуществления проекта. Наряду с реальным оттоком средств необходимо выделить условный отток денежных средств, который является стоимостной оценкой неблагоприятных (отрицательных) экологических последствий реализации инвестиционного проекта для РЭЭС, уменьшающих общий денежный поток. В качестве стоимостной оценки неблагоприятных экологических последствий реализации на региональном уровне следует принимать стоимостную оценку условно предполагаемого ущерба У^пр.

Теоретической основой содержания категории «условно предполагаемый ущерб» являются понятия «ущерб», «фактический (реальный) ущерб», «предполагаемый ущерб», «экологический ущерб», которые в настоящее время широко используются в научном и правовом аспектах наряду с такими понятиями, как «убытки» и «вред». Понятие убытков раскрывается в п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Рос-

сийской Федерации и объединяет понесенные расходы, утрату или повреждение имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы (упущенную выгоду) [6]. Анализируя представленные дефиниции, можно сделать вывод, что в определенной степени экологический ущерб — это убытки, представленные в денежном выражении (экономическом) и учитывающие фактические потери. В результате свершившегося факта (например, повреждения имущества, поломки очистного оборудования) предприятие несет убытки в связи с приостановкой производства и неполучением выручки, а также выплатой штрафов, компенсацией вреда окружающей среде. При этом ущерб причинен не только предприятию, но и всему региону (рост заболеваемости, разрушение экологических систем и др.).

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» регламентируется «возмещение вреда окружающей среде» в случае нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 77, 78, 79). Вред окружающей среде — негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Определение размера вреда осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды [10]. По сути дела возмещение вреда — это расходы физических или юридических лиц, в том числе субъектов хозяйственной или иной деятельности, возникновение которых обусловлено нарушением законодательства. Данные расходы осуществляются добровольно либо по решению суда. Для тех кто причинил вред, эти расходы уменьшают финансовый результат деятельности и, следовательно, их можно отнести к убыткам. Таким образом, с точки зрения экономической оценки понятия «убытки», «возмещение вреда», «реальный ущерб» можно рассматривать как синонимы.

Рассмотрев ключевые термины, перейдем непосредственно к методике оценки региональной эколого-экономической эффективности инвестиционных проектов создания объектов с экологическими последствиями для окружающей среды. Основное назначение методики — это оценка РЭЭЭИП создания объектов намечаемой производственно-хозяйственной деятельности в целях определения допустимости и целесообразности реализации проектов и предупреждения возможных негативных последствий воздействия этой деятельности на состояние РЭЭС. Последствия реализации

проектов, имеющих скрытые негативные экологические проявления, могут привести к потерям, в том числе экономическим, социальным, экологическим. Отсюда следует, что речь идет не о реальном, а об условно предполагаемом (или возможном) ущербе, который может проявиться в потерях различной формы выражения. В случае отсутствия надлежащих мероприятий, а также в результате низкого качества проектных работ условно предполагаемый ущерб может стать реальностью.

Таким образом, обобщение содержания анализируемых понятий позволило выявить, что смысловой основой данных категорий являются потери, возникающие в результате негативных изменений в окружающей среде под влиянием антропогенного воздействия. В случае, когда негативное воздействие уже произошло, имеют место фактические потери или фактический (реальный) ущерб. Если же такое воздействие еще не произошло, но может произойти, например по причине отсутствия превентивных мер, ошибок в проектировании, тогда имеют место предполагаемые (возможные) потери, предполагаемый (возможный) ущерб.

Итак, ущерб окружающей среде — это фактические или предполагаемые (возможные) потери, возникающие в результате негативных изменений в ОС под влиянием антропогенного воздействия. Условно предполагаемый ущерб на региональном уровне — это потери региона, которые могут быть вызваны экологическими последствиями реализации инвестиционного проекта. Приставка «условно» означает, что предполагаемый ущерб по своей сущности является квазиущербом в отличие от категории «вреда», используемой в рамках экономико-правовых отношений. Вред подлежит возмещению в денежной форме в случае нарушения законодательства в области ООС, а условно предполагаемый ущерб рассчитывается для оценки возможных экологических последствий реализации проекта, прогнозной оценки возможных экономических потерь в результате реализации инвестиционных проектов без должного экологического сопровождения. Условный ущерб можно рассматривать как скрытую форму вреда.

Уровень предполагаемых потерь (^упр) зависит от различных факторов. К их числу следует отнести:

• назначение объекта инвестирования, отраслевые особенности строительной продукции; региональные особенности экологических систем;

• уровень детализации и широту охвата учитываемых экологических последствий;

• наличие в проекте соответствующих мер природоохранного характера; применение инноваций, современных научно-технических достижений;

• эффективность природоохранного оборудования;

• величина и эффективность экозатрат;

• применяемую методику для стоимостной оценки ущерба;

• согласованность взаимодействий и интересов участников инвестиционно-строительной деятельности;

• участие общественности в процессе выработки и принятия решения о реализации инвестиционного проекта;

• использование инструмента добровольно принятых экологических инициатив. Действие факторов обусловлено характером

эколого-экономических взаимодействий, возникающих в процессе создания и эксплуатации строительной продукции (природно-ресурсных, техногенных, социальных, экономических, институциональных). Кроме того, величина Ууп?, рассчитанная по одному и тому же инвестиционному проекту, но с интервалом во времени, может отличаться в связи с появлением новых научных достижений в этой сфере, применение которых позволяет более точно и полно спрогнозировать и оценить возможные экологические последствия и связанные с ними потери.

Определение условно предполагаемого ущерба основывается на анализе эколого-экономических взаимодействий, выявлении и оценке последствий реализации инвестиционного проекта для РЭЭС (см. рисунок). Эти последствия могут проявляться в виде потерь ресурсов (природных, трудовых, материальных, финансовых) и ухудшения социально-экологических условий проживания населения. Следовательно, в зависимости от формы выражения потерь и объекта, принимающего воздействия, можно выделить экологические, экономические, социальные и социально-экономические последствия реализации инвестиционного проекта. Эти последствия формируют условно предполагаемый ущерб соответственно: экологический, экономический, социально-экономический и социальный.

Условно предполагаемый экологический ущерб (Уупрэко) имеет отношение к состоянию экологических систем, экологических и природных ресурсов. Это основополагающее понятие, отражающее потери и негативное изменение качества средооб-разующих компонентов и природных ресурсов под

влиянием производственных процессов создания и эксплуатации строительной продукции. Выражается уупрэко с ПОМОщЬЮ натуральных показателей, отражающих эти изменения. Например, сокращение площади зеленых насаждений; площадь нарушенных земель и земель, загрязненных отходами и свалками; изменение состояния экосистем, ландшафтов, состояния водоемов и атмосферы; изъятие из оборота земель; объем загрязненных сточных вод; потери природных ресурсов, исчезновение биологического вида, снижение запасов питьевой воды, и т.д.

Условно предполагаемый экономический ущерб (>упрэ) имеет отношение к потерям субъектов хозяйствования в регионе. Это потери продукции, имущества, услуг, сырья, топлива, энергии, других материалов в результате образования отходов, нерационального использования и изъятия ресурсов. Это дополнительные затраты, обусловленные возможными последствиями загрязнения для ОС, ликвидация которых требует проведения специальных мероприятий и, следовательно, вложений (затрат).

Условно предполагаемый социально-экономический ущерб (>упрсэ). Это дополнительные затраты в здравоохранении, в социальном обеспечении в связи с ростом заболеваемости, вызванным загрязнением окружающей среды; затраты на дополнительный отдых, потери и затраты вследствие миграции населения.

Не секрет, что качество окружающей среды является одним из определяющих факторов здоровья населения, благоприятной демографической ситуации. По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье населения в среднем на 50 % зависит от экономической обеспеченности и образа жизни людей, на 21 % — от наследственных факторов, на 10% — от уровня медицинского обслуживания и на 18—20 % — от состояния окружающей среды. Существуют и другие оценки, которые 40—50% причин заболеваний относят за счет качества среды [2, с. 92]. По оценкам экспертов МГУ, экономические издержки для здоровья человека в России, вызванные загрязнением воздуха и воды, приблизительно составляют от 3 до 6 % ВВП. Для особо загрязненных регионов страны (Свердловская и Челябинская области) экономический ущерб от загрязнения окружающей среды доходит до 8 % ВРП, что значительно выше прироста ВРП в этих регионах. Для Новосибирской и Томской областей приводятся следующие показатели соответственно: общий ущерб по заболеваемости и смертности — 648 и

241 млн евро; на душу населения — 238,2 и 227,3 евро: доля ущерба в ВРП — 5иЗ %[3,с. 32—33].

Условно предполагаемый социальный ущерб (^упрс) — это эстетические потери вследствие нарушения ландшафтов, исторических и архитектурных памятников; повышение психологических нагрузок на население (например, из-за близости объекта особой опасности); снижение качества и продолжительности жизни. Стоимостная (денежная) оценка социальных потерь, вызванных влиянием последствий реализации проекта, вызывает значительные трудности. Но не учитывать их нельзя, так как прямо или косвенно последствия социального характера оказывают влияние на здоровье и, следовательно, на продолжительность жизни и качество жизни. Сегодня отсутствуют какие-либо оценки ущерба, вызванные ухудшением самочувствия людей вследствие снижения эстетического вида окружающей природной среды, вызываемого свалками мусора, распространяемыми запахами, разрушением природных рельефов местности.

Таким образом, общую величину условно предполагаемого ущерба (потерь) можно представить как сумму условно предполагаемого экологического, экономического, социально-экономического и социального ущербов. Условно предполагаемый ущерб — это стоимостная оценка возможных потерь и негативных изменений в окружающей среде, обусловленных реализацией инвестиционного проекта создания строительной продукции. Посредством стоимостной оценки ущерб выражает экологические нарушения. Использование этого показателя позволит «... перевести отрицательное воздействие проектов на окружающую среду из разряда экологических характеристик проекта в разряд его экономических характеристик» [1, с. 19]. Чтобы иметь возможность суммирования, необходимо дать соответствующую оценку всех составляющих условно предполагаемого ущерба. Для этого используются методики, разра-ботанныевразноевремя [4, 10].

Чем выше уровень развития региона, тем интенсивнее идет процесс истощения природного капитала. Поданным исследования, проведенным Е. В. Рюминой и А. М. Аникиной в 2003г., в 10% регионов Российской Федерации с наименее развитой экономикой величина ущерба была сопоста-вимас 4% ВРП. В 10 % наиболее развитых регионов этот показатель более чем в 4 раза выше — 17 % от ВРП. Наибольший ущерб от загрязнения отмечался именно в тех регионах, промышленная продукция которых более чем на 60 % состояла из продукции топливной и металлургической отраслей. Так, в

Кемеровской области ущерб составлял 33,42% к ВРП, доля сырьевых отраслей в промышленном выпуске — 69,9%. По расчетам специалистов, ущерб в целом по стране составил 0,3% от ВВП. Столь низкая оценка объясняется ограниченностью статистической информации [12].

Наиболее сложным, как уже отмечалось ранее, является выражение в денежной форме социального ущерба. По нашему мнению, наиболее приемлемым с точки зрения практического применения является экспертный метод оценки значимости социальных и социально-психологических потерь. Экспертам предлагается составить перечень и оценить значение коэффициента социальных потерь (^сп). Значение коэффициента меняется от 1 до 2:

1 — данный фактор не имеет значения для социальных последствий проекта;

1,25 — данный фактор имеет несущественное значение для социальных последствий проекта;

1,5 — о влиянии данного фактора ничего определенного сказать нельзя;

1,75 — данный фактор имеет существенное значение для социальных последствий проекта;

2 — значение данного фактора очевидно и имеет существенное значение для социальных последствий проекта.

Общий по проекту (или варианту проекта) определяется по формуле:

N --М

I К™ _ £ Рш

глСП _ I=1 ттСП _ т=1

где — среднее значение коэффициента социальных потерь по /-му фактору; / —от1до количество факторов;

Рш — оценка значения /-го фактора экспертом т(т — от1до М)\ М— количество экспертов. В качестве экспертов привлекаются специалисты, имеющие отношение к инвестиционно-строительной сфере региона, опыт выявления и оценки социальных последствий реализации инвестиционных проектов, а также представители общественных организаций, в том числе экологических. В дальнейшем значение данного коэффициента используется для корректировки социально-экономического ущерба. Это обусловлено характером влияния проявлений социального ущерба. Прежде всего, последствия социального ущерба значительно влияют на состояние здоровья а, следовательно, на продолжительность и качество жизни в целом.

Итак, методические трудности в определении ущерба не исключают необходимости использовать показатель условно предполагаемого ущерба при обосновании проектных решений, а общую величину условно предполагаемого ущерба (потерь) в результате реализации инвестиционного проекта можно представить в виде:

уупр _ (уупрэко ) + (уупрэ ) + (уупрсэ )р-сп

Для обеспечения устойчивого развития региона объем природоохранных мер и соответствующих затрат, предусмотренных проектом, должен гарантировать экологическую безопасность объекта строительства, сохранение и защиту природной среды, сокращение уровней антропогенного воздействия на окружающую среду. Это значит, что в идеальном варианте величина Уупр не должна превышать условно предполагаемого нормативного ущерба уупр, норм. (У УПР < у УПР, норм.^ который рассчитывается

с учетом соблюдения нормативных (допустимых) показателей воздействия и показателей качества окружающей среды. В противном случае, когда (Уупр > Уупр' норм.^ проект направляется на доработку. После доработки производится повторная оценка проекта. Естественно, доработка проекта с целью достижения Уупр- н°рм- предполагает планирование дополнительных экологически ориентированных инвестиционных и операционных затрат.

Необходимо отметить, что с переходом экологического нормирования на технологическое в качестве экологических нормативов воздействия на окружающую среду предполагается использовать показатели «наилучших существующих технологий» (ВАТ-технологий). Это направление совершенствования экологического нормирования в настоящее время широко обсуждается. Использование технологических нормативов предусмотрено Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 23) и предусматривает использование наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. В соответствии с законом наилучшая существующая технология — технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов [10].

Следует учесть, что задача разработки проекта, соответствующего по всем параметрам воздействия требованиям (Уупр < Уупр' н°рм-> или экологическим показателям наилучших существующих технологий, не всегда может быть решена по объективным

причинам, например, отсутствие технических, технологических или экономических возможностей осуществления соответствующих мер. А это значит, что для некоторых проектов может быть ситуация (в отдельных случаях — временная), когда Ууп? > уупр, норм.^ для учета соотношения нормативного (допустимого) и условно предполагаемого ущерба в оценке РЭЭЭИП предлагается рассчитывать эко-индекс проекта (/1эко):

гЭКО

У,

УПР

у-УПР, норм

Если значение данного коэффициента более 1, это означает превышение допустимого ущерба. Следовательно, реальный отток денежных средств должен быть увеличен в связи с реализацией дополнительных мероприятий по повышению экологической безопасности объекта. С учетом этого модель экопотока может быть представлена в виде:

Ф?р = П?р - О? = - УПР + О? х 1?ко].

Далее на основе денежных потоков от инвестиционной, операционной деятельности и экопотока можно определить показатели РЭЭЭИП. Система показателей включает:

1. Интегральный региональный эколого-эко-номический эффект (5РЭЭ) определяют методом дисконтирования суммарного денежного потока:

Эрээ = Ксэп

Ф,

= К

сэп £ ф- + Ф" + Ф; о (1 + Е У

о 41 + Е У

Проект является эффективным, если Эрээ имеет положительное значение.

Как уже отмечалось, реализация общественно-значимых инвестиционных проектов оказывает существенное влияние на экономическую, социальную и экологическую обстановку в регионе. Поэтому одним из приоритетов развития региона должна стать экологически приемлемая инвестиционно-строительная деятельность в регионе, стратегическая цель развития — создание экологически безопасной и комфортной среды проживания населения, мест его работы и отдыха. Основными целевыми ориентирами экологически приемлемой ИСД в регионе являются следующие показатели:

• минимальное негативное воздействие на ОС в течение всего жизненного цикла строительной продукции;

• положительная динамика в снижении ресурсоемкое™ строительной продукции;

• энергоэффективность строительных объектов;

• архитектурно-градостроительная среда, не разрушающая естественных экологических систем, благоприятная для развития человека и общества;

• биопозитивные здания;

• комфортность жилой среды;

• наилучшие технологии строительства;

• экологичные материалы;

• экологические инновации в сопровождении процессов создания, эксплуатации и утилизации строительной продукции;

• институт добровольных экологических инициатив;

• доступность и достоверность информации о социально-экологических характеристиках строительной продукции. Инвестиционный проект в первую очередь

должен соответствовать задачам экологически приемлемой ИСД. В связи с этим целесообразно в формулу расчета 5РЭЭ ввести коэффициент соответствия проекта целевым ориентирам экологически приемлемой ИСД в регионе (Хсэп). Использование данного коэффициента позволит исключить возможность реализации проектов, не соответствующих задачам экологически приемлемого развития ИСД, а значит, и социально-экологическим приоритетам развития региона. Таким образом, соответствующим целевым ориентирам экологически приемлемой ИСД в регионе следует считать инвестиционный проект, который при достижении требуемого уровня коммерческой эффективности для инвестора не увеличивает антропогенной нагрузки на РЭЭС и способствует достижению стратегической цели развития инвестиционно-строительной сферы региона — формированию архитектурно-градостроительной среды жизнедеятельности, благоприятной для развития человека и общества. Предлагается Ксэп оценивать экспертным методом на основе следующей системы критериев (см. таблицу).

2. Индекс региональной эффективности интегральных затрат по проекту (И?эз) определяют отношением суммарных притоков средств по проекту (П. = П, + П° + П,) к абсолютной сумме оттока средств (О, = О^ + 0° + О,) с учетом дисконтирования:

П ,

И РЭЗ _ £ сэп

т

?(1 + Е У

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

у О., о (1 + Е У

= К'

сэп

о

т о

I

Значение коэффициента соответствия инвестиционного проекта целевым ориентирам экологически приемлемой ИСД в регионе

Критерий оценки Коэффициент

Инвестиционный проект в полной мере соответствует целевым ориентирам экологически приемлемой ИСД в регионе 1

Целевые ориентиры экологически приемлемой ИСД реализуются на 75 % 0,75

Целевые ориентиры экологически приемлемой ИСД реализуются на 50 % 0,5

Целевые ориентиры экологически приемлемой ИСД реализуются на 25 % 0,25

Инвестиционный проект не соответствует целевым ориентирам экологически приемлемой ИСД в регионе 0

XФ° + £-[у™ + (С/> х1;

ха,

, ха,

^*/?Ш)ха,

К

эпз

1 -

У

упр л

,пр

1 -

У

упр

Л

(К т + С т )

которой 5РЭЭ = 0. ВНЭ находится путем решения уравнения относительно Е™

" = к сэп £ Ф" + < + ф; = 0,

3 рээ _ р- сэп

V фг о (1 + Е У

Критерием эффективности затрат является соотношение — Нрэз > 1.

3. Индекс региональной эффективности инвестиций (И?эи) определяют отношением интегральной величины денежного потока от операционной деятельности, атакже экопотока (за исключением инвестиционных затрат природоохранного характера) к абсолютной сумме интегральных инвестиций (с учетом природоохранных), скорректированных на экоиндекс проекта:

Ирэи = Ксэп х

т

I ф\

о

Критерием эффективности инвестиций является соотношение — Йрэи > 1.

4. Для оценки региональной ЭЭЭ ИП большое значение имеет соотношение планируемых природоохранных затрат (инвестиционных и операционных) и величины условно предполагаемого ущерба. Чем больше затрат (Зпр, в базовом уровне цен), тем меньше должна быть величина Уупр при условии использования инновационных технологий и прогрессивного оборудования. Для характеристики данного соотношения введем коэффициент эффективности экозатрат (^эпз):

Чем выше эффективность природоохранных затрат, тем больше значение данного коэффициента. При сравнении вариантов природоохранных мероприятий предпочтение следует отдать проекту с большим значением коэффициента.

5. Внутренняя норма эффективности проекта {ВНЭ) соответствует такой норме дисконта, при

о (1 + Е )г

где Ева — внутренняя норма эффективности (десятичное выражение).

В качестве дополнительных показателей региональной ЭЭЭИП могут выступать показатели, характеризующие: соотношение природоохранных затрат и стоимости произведенной продукции проекта; структуру природоохранных затрат; долю природоохранных инвестиций в общем объеме инвестиций по проекту.

Итак, оценка РЭЭЭИП проводится в пять этапов (см. рисунок).

За выполнение оценки РЭЭЭИП должен отвечать, как правило, инициатор строительной деятельности — инвестор (заказчик). Для проведения такой оценки специально подбираются люди (команда), обладающие соответствующими научными и экономическими знаниями, социальным опытом. Как уже отмечалось ранее, процесс оценки совмещается с выполнением проектных работ. Безусловно, выполнение оценки РЭЭЭИП потребует дополнительных затрат. Но это не должно явиться поводом для отказа от оценки. Иногда для принятия решения о необходимости проведения оценки РЭЭЭИП целесообразно оценить возможные потери инвестора от возмещения вреда в результате нарушения законодательства в экологической сфере. Предусмотренные в проекте природоохранные меры могут оказаться недостаточными для обеспечения нормативных показателей качества окружающей среды. Если экологические проблемы первоначально не рассматривались и не были решены, то в дальнейшем они потребуют своего разрешения, а, следовательно, и увеличения затрат. И, наоборот, если все затраты произведены своевременно и эффективно реализованы природоохранные мероприятия, то обеспечивается устойчивое, экологически приемлемое развитие. Затраты на реализацию природоохранных мероприятий признаются в настоящее время экономически выгодными: при величине 1—2 % от ВНП они предотвращают ущерб в 3—5 % объема ВНП [7, с. 39].

Таким образом, оценка РЭЭЭИП — важный инструмент инвестиционного проектирования и регулирования ИСД. Располагая такой оценкой, субъекты строительного бизнеса и региональные органы власти обеспечивают устойчивое экологически приемлемое развитие территории путем

1-й этап

Анализ эколого-экономических взаимодействий

При родно-ресурсные

Техногенные

Социальные

Экономические

Институциональные

Идентификация последствий реализации проекта для РЭЭС

2-эт -й ап

3-й этап

Оценка условно предполагаемого ущерба

I

Экологические

Экономические

Социально-экономические

Социальные

Оценка выгод проекта

4-и этап

Стоимостная оценка условно предполагаемого ущерба

Стоимостная оценка выгод проекта для РЭЭС

Определение коэффициента социальных потерь

Расчет эко-потока

Инвестиционные и операционные эко-затраты

Расчет эко-индекса проекта

Денежный поток от инвестиционной деятельности

Денежный поток от операционной деятельности

Определение коэффициента соответствия целевым ориентирам экологически приемлемой ИСД в регионе

5-й

этап

Расчет показателей РЭЭЭ ИП

Интегральный региональный эколого-экономический эффект

Индекс региональной эффективности инвестиций

Коэффициент эффективности эко-затрат

Срок окупаемости

Внутренняя норма региональной эффективности проекта

Этапы оценки региональной эколого-экономической эффективности инвестиционного проекта

ограничения или устранения неблагоприятного воздействия последствий реализации инвестиционных проектов на население, экономику и экологические системы. Использование такой оценки в качестве инструмента экономического регулирования ИСД позволяет согласовать экономические интересы инвесторов и экологические приоритеты региона.

Список литературы

1. Абрамян С. И., Лучшева В. В., Рюмина Е.В. Эко-лого-экономическая эффективность инвестиционных проектов // Экономика природопользования. 2002. № 2. С. 17-28.

2. Акимова Т. А., Белякова А. В. Методы эколого-экономического анализа территорий // Экономика природопользования. 2005. № 1. С. 89-11.

3. Бобылев С.Н. Российские экономические реформы и формирование «антиустойчивого» развития // Экономика природопользования. 2006. № 4. С. 31—41.

4. Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды. М.: Экономика, 1986. 96 с.

5. ВыварецК.А. Механизм оценки эколого-экономической эффективности инвестиционных проектов по использованию промышленных отходов: Автореф. дис. канд. экон. наук. Челябинск, 2008. 25 с.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

7. Матвеев М. В. Экология, биотехнология, прибыль // Экономика природопользования. 2000. № 4. С. 2-94.

8. Медведева O.E. Методические рекомендации по оценке стоимости земли. Методические рекомендации по осуществлению оценки эколо-го-экономической эффективности проектов намечаемой хозяйственной деятельности. М.: Союзэкспертиза. 2004. 83 с.

9. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: (Вторая редакция). Министерство экономики РФ. Министерство финансов РФ. Государственный комитет по строительству,

архитектуре и жилищной политике. М.: ОАО «НПО Изд-во «Экономика». 2000. 421 с.

10. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

11. Основы природоохранной деятельности. Методика определения предотвращенного экологического ущерба. Санкт-Петербург. Ленкомэкология. 2000. 114 с.

12. Подуст А. Н., Черняев А. М., Дальков М. П. и др. Методологические подходы к учету фактора времени при интегральной эколого-экономической оценке инвестиционных проектов в области природопользования и охраны окружающей среды // Экономика природопользования. 2001. № 3. С. 60-71.

13. Рюмина Е.В., Аникина A.M. Оценка ущерба от загрязнения окружающей среды по регионам России // Экономика природопользования. 2006. № 5. С. 89—95.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.