УДК 364.442 ББК 60.991.3
Вагина Лариса Валерьевна
соискатель
кафедра управления образованием и прикладной психологии Алтайская государственная педагогическая академия г. Барнаул Bagina Larisa Valerievna Applicant for a degree Chair of Education Management and Applied Psychology Altai State Pedagogical Academy Barnaul Оценка эффективности
деятельности органов опеки и попечительства по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей Evaluating the Effectiveness of the Orphan Children’s Family Guardianship
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты разработки и реализации критериального аппарата, используемого при оценке результативности управления семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особое внимание уделено обоснованию состава и структуры критериального аппарата. Статья предназначена для специалистов органов опеки и попечительства, служб сопровождения замещающего семейного устройства, детских домов.
The article shows some theoretical and practical aspects of designing and implementing the criteria used for evaluating the family management effectiveness of the orphan children and children left without parental support. The special attention is given to the criteria structure and components. The article can be helpful for the guardianship experts, replacing family escort services and orphanage homes.
Ключевые слова: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения
родителей; органы опеки и попечительства.
Key words: the orphan children; children left without parental support; replacing family escort services and orphanage homes.
Анализ и обобщение научных источников свидетельствуют о том, что существуют различные подходы к определению состава критериев оценки новшеств, инноваций, инновационных процессов. Разница подходов определяется, на наш взгляд, предметной ориентацией исследователей - в
качестве предмета оценки может выступать новшество (результат, продукт деятельности); инновация (продукт и процесс его внедрения); инновационный процесс - совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных этапов и компонентов; управление инновационными процессами.
В данной статье нами обоснованы состав (совокупность критериев и показателей) и структура (внутренняя взаимосвязь критериев и показателей, их непротиворечивость) критериального аппарата, используемого при оценке результативности управления семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Критерий результативности часто используется в научной литературе в контексте понятий «эффективность» и «оптимальность». Понятие «эффективность», может быть представлено с нескольких точек зрения: как отношение результата к затратам - чем выше результат и меньше издержки, тем эффективность выше; как отношение между заданными и достигаемыми результатами, то есть между заданной целью и реальным результатом. При этом эффективность характеризует уровень приближения результата к основной цели; как мера достижения субъектами управления оптимального уровня целостной совокупности определённых показателей [4].
Управление семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относится к области управления социальными системами, где достижение более значимых результатов предполагает значительные материальные, финансовые, интеллектуальные, физические и психологические затраты [1, 2, 3].
Подбор критериев позволяет определить эффективность управления семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на различных этапах: организации подбора и подготовки
кандидатов в замещающие родители, подготовки граждан и ребёнка к созданию замещающей семьи, а также социально-педагогического сопровождения замещающего семейного устройства в целях, содержании, формах, методах, технологиях.
На основе исходной методологической базы исследования, а также эмпирических данных были выделены критерии и показатели эффективного управления семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Оценка эффективности управления семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на основе совокупности качественных и количественных критериев. Более того, мы исходили из положения, что критерии фиксируют не только состояние каждой из перечисленных подсистем и элементов, но и характер связей между ними, иллюстрируют действие механизмов управления; констатируют реализацию принципов управления семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Нами выделены качественные (управленческие, мотивационноценностные) и количественные критерии, определены их показатели.
Управленческие критерии (нормативное правовое обеспечение, программно-методическое и информационное обеспечение, кадровое обеспечение, обеспечение социально-педагогического сопровождения замещающего семейного устройства).
Мотивационно-ценностные критерии (подготовка граждан к приему детей, лишённых родительского попечения, на воспитание в свои семьи; готовность детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, к их передаче замещающие семьи).
Количественные критерии (возврат детей из замещающих семей в интернатные учреждения в связи с отменой решений о передаче их на воспитание в семью; устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в замещающие семьи; устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью из учреждений интернатного типа).
Количественные критерии фиксируют эффективность деятельности системы семейного устройства в целом: количество случаев возврата детей из
замещающих семей в интернатные учреждения в связи с отменой решений о передаче их на воспитание в семью; соотношение числа детей, лишённых родительского попечения, переданных на воспитание в замещающие семьи, к общему числу выявленных таких детей; количество детей, устроенных в семью из учреждений интернатного типа.
Факторами (существенными обстоятельствами), определяющими состояние и развитие системы, влияющими на состав и структуру критериального аппарата управления семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются: организационный, географический и социальный факторы.
При этом географический фактор характеризует удалённость или близость населённых пунктов друг от друга, от органов опеки и попечительства, Центров сопровождения замещающего семейного устройства определяет значимость критериев/показателей, фиксирующих приближение качественных, услуг к непосредственным заказчикам - гражданам, принявшим или планирующим принять в свою семью детей, лишённых родительского попечения.
Организационный фактор актуализирует имеющийся внутренний потенциал системы, акцентирует состояние и тенденции развития системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает включение в критериальный аппарат критериев/показателей, фиксирующих динамику содержания системы замещающего семейного устройства с учётом тенденций состояния и развития территориальных органов опеки и попечительства и системы психологопедагогического сопровождения замещающего семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Социальный фактор подразумевает равные возможности реализации права на подготовку кандидатов в замещающие родители, а также социальнопедагогического сопровождения приёма в семью и воспитания подопечного ребёнка в условиях доступности качественных услуг.
Нами выявлены следующие управленческие критерии:
Нормативное правовое обеспечение определяет наличие локальных актов, обеспечивающих деятельность создаваемых новых структур управления семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Необходим ежегодный системный анализ нормативной правовой базы, оценка его соответствия законодательству. Определяется достаточность (недостаточность) разработанности нормативной базы, обеспечивающей деятельность вновь созданных новых структур управления семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Программно-методическое и информационное обеспечение констатирует методическое сопровождение управления семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, информационное сопровождение процессов семейного устройства детей. Критерий позволяет определить степень наличия методической обеспеченности процесса семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (наличие соответствующих программ, планов). При его оценке определяется разработанность методического и информационного обеспечения сопровождения на всех этапах семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Критерий «кадровое обеспечение» определяет соотношение числа специалистов (по опеке и попечительству, Центров психолого-медико-социального сопровождения, уполномоченных органами опеки и попечительства организаций), прошедших повышение квалификации, к общей численности специалистов, занимающихся вопросами семейного устройства детей. Критерий рассчитывается как доля специалистов, прошедших повышение квалификации, к общей численности специалистов, занимающихся вопросами семейного устройства детей, лишённых родительского попечения.
Критерий «социально-педагогическое сопровождение замещающего семейного устройства». Оценивается доступность услуг в области замещающего семейного устройства, наличие уполномоченных органами опеки
и попечительства организаций и рассчитывается как доля муниципальных образований, имеющих организации, осуществляющие отдельные полномочия органов опеки и попечительства, в их общем числе.
Низкий уровень достижения показателя характеризуется отсутствием территориальных уполномоченных органами опеки и попечительства организаций, процессом создания условий социально-педагогического сопровождения замещающих родителей и детей, воспитывающихся в их семьях. Средний уровень (территориальные уполномоченные органами опеки и попечительства организации функционируют, но профессиональная деятельность в них реализуется специалистами, не имеющими специальную подготовку по данному направлению деятельности (нет структуры, обеспечивающей их подготовку). Условия для осуществления социальнопедагогического сопровождения замещающих семей созданы. Стабильное функционирование территориальных уполномоченных органами опеки и попечительства организаций со специалистами, прошедшими соответствующую подготовку, обеспечение взаимодействия всех субъектов семейного устройства детей при социально-педагогическом сопровождении замещающего семейного устройства характеризуют высокий уровень достижения показателя «обеспечение социально-педагогического сопровождения замещающего семейного устройства».
Нами определены мотивационно-ценностные критерии.
Критерий «Подготовка граждан к приёму детей, лишённых родительского попечения, на воспитание в свои семьи» характеризует обеспеченность населения данной услугой органами опеки и попечительства либо уполномоченными ими организациями и рассчитывается как соотношение количества граждан, которые до приёма детей на воспитание прошли установленную процедуру социально-педагогической подготовки (показатель за год) к общей численности граждан, принявших детей на воспитание в течение года.
Критерий «Готовность детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, к их передаче в замещающие семьи» рассматривается как соотношение количества детей, прошедших подготовку по программам, к числу детей, переданных в замещающую семью.
К количественным мы отнесли следующие критерии: возврат детей из замещающих семей в интернатные учреждения в связи с отменой решений о передаче их на воспитание в семью характеризует ситуацию обеспечения защиты прав детей, воспитывающихся в замещающих семьях. Изменения критерия позволяют оценить эффективность организации работы по социально-педагогическому сопровождению замещающего семейного устройства, выявить наиболее проблемные районы, нуждающиеся в оценке применяемых технологий работы с замещающими семьями, определить удовлетворённость потребителей услуг, запланированных мер повышения базового потенциала и компетенций участников семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Расчёт критерия производится, исходя из количества детей, поступивших в интернатные учреждения, в результате отмены опеки и общей численности подопечных детей;
устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в замещающие семьи определяет общую ситуацию, связанную с демографическими процессами в части семейного устройства детей, лишившихся родительского попечения. Для его определения необходима численность детей, переданных на семейные формы воспитания и общая численность выявленных детей, лишившихся родительского попечения за определенный период времени.
При определении эффективности достижений количественных критериев рассматривается сравнение их в динамике исходной и итоговой ситуацией, либо в сравнении с показателями других рассматриваемых объектов в соответствии с логикой эксперимента.
Данные критерии могут быть взяты за основу при оценке результативности деятельности органов опеки и попечительства, служб сопровождения замещающего семейного устройства, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Библиографический список
1. Внедрение инновационных моделей устройства детей-сирот в семьи
граждан [Текст] / Под редакцией Т. П. Васильевой, С. С. Гайдуковой, Н. И. Перемогорской, Л.К. Трухановой. - Архангельск: Издательско-
полиграфическое предприятие «Правда Севера», 2003. - 176 с.
2. Гусарова, Г. И., Шашарина, Е. Б. Опыт Самарской области по решению проблем социального сиротства детей [Текст] : научно-методическое пособие / Г. И. Гусарова, Е. Б. Шашарина. - Самара, 2002. - 159 с.
3. Инновационные процессы в региональной системе защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: опыт, проблемы, перспектива [Текст] / Под редакцией А. В. Гаврилина. - Владимир: Издательство ИУУ, 2002. - 188 с.
4. Лазаренко, И. Р. Инновационные процессы в системе дополнительного
профессионального образования управленческих кадров - основа развития управленческой компетенции современного руководителя [Текст] : сб.
материалов междунар. науч.-практ. конф. / И. Р. Лазаренко // Проблемы и перспективы развития профессиональной компетентности организаторов образования. - М., 2006. - С. 302-306.
Bibliography
1. Gusarova, G.I., Shasharina E.B. Experience in the Samara Region to Address the Problems of Social Orphanhood of Children [Text] / G.I. Gusarova, E.B. Shasharina. - Samara, 2002. - 159 p.
2. Innovation Processes in the Regional System of Protection of Orphans and Children Left Without Parential Care: Experiences, Problems, Challenges, Perspective [Text] / Ed. by A.B. Gavrilin. - Vladimir: ICC Publishing. - 188 p.
3. Lazarenko, I.R. Innovation Processes in the System of Continuing Professional Education Administrative Staff Is the Basis of Managerial Competence of Modern Manager [Text]: Collected Materials of International Scientific-Practical Conference / I.R. Lazarenko // Problems and Prospects of Professional Competence Development of Education Organizers. - Moscow, 2006. - P. 302-306.
4. The Introduction of Innovative Models of Orphan Children Placement into the Families of [Text] / Ed. by T.P. Vasilieva, S.S. Gaidukova, N.I. Permogorskaya , L.K. Trukhanova. - Arkhangelsk: Pravda Severa, 2003. - 176 p.