ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ
В. В. Усова
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СЕМЕЙНОГО ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (на примере ГОУ Белгородский детский дом "Южный")
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся инновационных форм семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На примере регионального опыта описывается опыт работы с таких форм жизнеустройства.
The article dwells on the problems of innovation form'sfamily life arrangement child-orphan. The work with such form'sfamilies life arrangement in Belgorod region is described.
Ключевые слова: дети-сироты, формы семейного жизнеустройства, социально-психологическая служба, центры социально-психологической помощи, социально-психологическое сопровождение, замещающие семьи, инновационная программа.
Keywords: child-orphan, form's family life arrangement, social and psychological service, centre social and psychological help, social and psychological guidance, adopt families, innovation's program's.
В связи с развитием семейных форм устройства для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, планируется постепенная реорганизация детских домов в учреждения, предоставляющие услуги по развитию семейных форм устройства детей-сирот, подготовке и сопровождению приемных семей.
В настоящее время проводится политика деинституционализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения. Деинституционализация предполагает существенное сокращение численности детей, находящихся в учреждениях интернатного типа и развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без необходимого попечения родителей. Для реализации этих целей необходимо создание эффективных специализированных социально-психолого-педагогических служб помощи детям, оставшимся без родительского попечения, их замещающим и биологическим семьям, а также нужна подготовка и переподготовка кадров, способных оказывать эффективную помощь в новых условиях. В свою очередь хорошо подготовленные кадры способны осуществлять подготовку родителей и детей.
В январе 2010 г. на базе Центра социальной помощи семье и детям г. Белгорода созда-
на служба семейного устройства "София". Деятельность службы направлена на содействие укреплению семьи, установление гармоничных внутрисемейных отношений, оказание психологической, социальной и педагогической помощи. В центре проводят обучение и оказывают поддержку парам, желающим усыновить ребенка, юристы, врачи, педагоги, психологи, специалисты органов опеки и попечительства, а также супруги, которые уже являются приемными родителями.
Подобные центры открыты и в других муниципальных образованиях Белгородской области: служба сопровождения замещающих семей "Надежда" в г. Шебекино, школа замещающих родителей "Вера" в Грайворонском районе. В Старом Осколе в декабре 2009 г. на базе местного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних начала вести свою работу служба сопровождения семей "Любовь - детям".
В настоящее время увеличилось количество детей, воспитанников интернатных учреждений, передаваемых на воспитание в замещающие семьи. В Белгородской области накоплен значительный опыт, арсенал социальнопсихологических средств, обеспечивающих каждого осиротевшего несовершеннолетнего возможностью семейной адаптации. В связи с этим коллективы интернатных учреждений Белгородской области все больше делают акцент в своей работе на развитие новых форм семейного устройства воспитанников. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Белгородской области, как и по России в целом, на протяжении последних лет сохраняло стойкую тенденцию: ежегодно примерно 30% выявляемых детей направлялись в учреждения для детей-сирот, остальные 70% - в семьи [4].
Всего за 2009 г. и текущие месяцы 2010 г. из интернатных учреждений Белгородской области на воспитание в замещающие семьи было передано под опеку 1831 ребенок, на усыновление 458 детей. Развитие получил институт приемной семьи, теперь количество таких семей увеличилось до 100 [4].
Одним из лидеров в данном направлении является ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Белгородский детский дом "Южный". Коллектив детско-
го дома "Южный", начиная с 2006 г., когда стал победителем областного конкурса социальных и культурных инициатив (тема проекта "Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"), вплотную занимается проблемой семейного устройства детей-сирот. Так, в 2006 г. из детского дома в семьи граждан передано 2 ребенка, в 2007 г.
- 4, 2008 -3, в 2009 г. 4 ребенка и за текущие месяцы 2010 г. - 6 детей.
Однако в реализации новых направлений семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существует ряд трудностей. В итоге небольшой процент усыновления социальных сирот семьями, довольно большой процент возврата детей из замещающих семей в детские дома. В течение 2006-2010 гг. зафиксированы 3 случая отмены решений о передаче детей, оставшихся без попечения родителей, в семью (причем все 3 семьи - биологические). В интернатные учреждения возвращены из-под опеки 5 детей.
При этом большинство возвращенных детей, находились под опекой продолжительное количество времени. Причин много, но самая главная - обострение межличностных отношений, неумение детей и замещающих родителей эти отношения строить. Дети растут, подростковые проблемы накапливаются -замещающие родители оказываются, к этому не готовы.
Анализируя данные проблемы, можно сделать вывод, что вхождение ребенка-сироты в замещающую семью независимо от формы семейного устройства порождает множество проблем. Они обусловлены, с одной стороны, состоянием самой семейной системы, ее ре-сурсностью и готовностью к приему детей. С другой стороны, ребенок со сформированными в условиях жизни в семье "группы риска" и интернатном учреждении установками поведения и взаимодействия с окружающими, с нарушенным типом привязанности также вносит свои проблемы в становление и развитие замещающей семьи. Кроме того, важной проблемой является и профессиональная помощь семье на сложных этапах адаптации ребенка к семейной жизни.
Таким образом, выявленные проблемы говорят о недостаточном обеспечении процесса социального и психологического сопро-
вождения приемных детей и их семей специалистами учреждений социального обслуживания семьи и детей в Белгородской области. Исходя из этого, сегодня имеется острая необходимость содействия приемным детям и их потенциальным приемным родителям в процессе формирования замещающей семьи.
Все это требует комплексного, взвешенного анализа сложившейся ситуации, выявления наметившихся тенденций, поиска путей минимизации проблем.
Особенности замещающей семьи, приемных детей, многообразие их проблем диктует необходимость реорганизации работы интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем создания на их базе служб социально-психологического сопровождения, где должна вестись социально-психологическая подготовка будущих родителей и самого ребенка, а также работа по выявлению кризисных семей и оказанию им комплексной помощи. Создание служб социально-психологического сопровождения замещающих семей на базе детских домов позволит сохранить существующую сеть интернатных учреждений, использовать их кадровый потенциал и материально-техническую базу [2, с. 26].
Служба социально-психологического сопровождения будет являться структурным подразделением детского дома, и обеспечивать эффективное социально-психологическое сопровождение развития ребенка во время его проживания в детском доме, а также его последующее проживание в замещающей семье.
На базе Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом "Южный" действует инновационная программа "Дети-сироты". В рамках этой программы разрабатывается проект специализированной службы для детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условиях институционального или семейного жизнеустройства. Основная идея данной инновационной формы работы является создание технологических и нормативно-правовых условий для реализации системы профессионального социально-психолого-педагогического сопровождения.
Одной из серьезных проблем сегодня является неподготовленность специалистов к
работе с приемной семьей, нередко отсутствие самих служб, недостаточная разработанность технологии социально-психологического сопровождения семей, неинформированность специалистов.
В этой связи крайне важным представляется повышение профессиональной компетентности сотрудников учреждения по вопросам социально-психологического сопровождения семей. Необходимо проводить обучающие семинары, встречи, объединения с целью обогащения знаний участников сопровождения об их социально-педагогической и психологической готовности к деятельности в рамках данного проекта. Речь идет о формировании мотивации у дисциплинарной команды специалистов для самоанализа собственной психологической готовности к сопровождению приемной семьи.
Кроме того, как уже было отмечено ранее, успешная адаптация детей-сирот в приемных семьях во многом зависит от подготовки потенциальных приемных (замещающих) родителей принять на воспитание ребенка сироту, от уровня готовности самого ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью [1, с. 14].
Деятельность службы социально-психологического сопровождения, организуемой на базе Государственного образовательного учреждения детского дома "Южный", осуществляется на основе реализации специально разработанной программы "Социально-психологическое сопровождение замещающих семей", работу которой осуществляет четыре основных отдела:
- социально-психологическая подготовка потенциальных замещающих родителей;
- подготовка ребенка к переходу в новую семью, данный раздел включает в себя характеристику основополагающих моментов подготовки детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в государственном учреждении, к переходу в замещающую семью.
- содействие семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подразумевает первостепенность интересов ребенка и должно обеспечивать создание полноценной замещающей семьи, все члены которой гармонично сосуществуют друг с другом;
- сопровождение принимающих семей, т.к. создание замещающей семьи - первый этап на пути ее развития; в образовавшемся пространстве замещающей семьи происходит адаптация всех ее членов к новым условиям; и от того, как пройдет этот процесс, зависит дальнейший путь развития семьи, гармоничность ее функционирования.
В ходе анализа работы деятельности службы и ее отделов были выявлены недостатки. Как правило, это психологические и педагогические проблемы детей, воспитывающихся в замещающих семьях; внутренняя неготовность потенциальных замещающих родителей к приему детей в семью, незнание потенциальными приемными родителями особенностей развития депривированных детей-сирот, неготовность самих детей к проживанию в семье.
Исходя из этого, обучение родителей навыкам взаимодействия с приемными детьми целесообразно проводить, используя следующие рекомендации. Так, для лучшего привыкания ребенка к будущим замещающим родителям при встречах с ним они должны соблюдать следующие правила:
1) крайне желательно приходить на первое знакомство вместе, тогда у ребенка сразу закладывается ощущение что оба родителя -это семья;
2) знакомство должно состояться в интернате, в месте, где ребенок в большей степени ощущает себя на своей территории;
3) первые встречи должны проходить в присутствии воспитателя, которому ребенок доверяет;
4) необходимо учитывать его индивидуальные особенности;
5) нужно заинтересовать ребенка, расположить его к себе - ребенок должен почувствовать, что он вам не безразличен.
Для успешного последующего процесса адаптации ребенка в приемной семье, знакомства с будущими потенциальными родителями необходимо, чтобы он посещал приемную семью.
При первом посещении ребенком дома, замещающие родители должны помнить, что:
1) у ребенка в детском доме был жесткий режим, менять его надо не сразу и не сильно, поэтому необходимо выяснить, какой был режим для этого ребенка в этом учреждении;
2) нужно выяснить предпочтения, интересы, склонности и желания, создать для него домашнюю атмосферу;
3) не надо его перегружать эмоциональными впечатлениями, на первое время ограничить его встречи с другими взрослыми и детьми;
4) ребенок должен чувствовать себя защищенным, поэтому в первое время надо стараться быть вместе с ребенком как можно чаще, разговаривать с ним.
В замещающей семье, где есть родной ребенок, потенциальным родителям важно учесть и то, что вначале он может ревновать к приемному ребенку. Поэтому в семьях, где есть родные дети, лучше усыновлять (принимать) ребенка более младшего возраста. Тогда, беря пример с родителей, они сами начнут заботиться о малыше.
В любом доме есть свой темп, уклад, режим и правила, но их нельзя декларировать. Надо делать все так, как обычно, позволяя ребенку наблюдать за этим. Осваивая вместе новые этапы, нельзя подвергать поступки и качества ребенка сравнению или жесткой оценке [1, с. 8].
Во избежание возможных проблем во взаимоотношениях с приемным ребенком для замещающих родителей должны действовать следующие правила.
1) Необходимо учитывать личностные характеристики ребенка и особенности его поведение. Нет плохих детей, а есть неприемлемое поведения. Очень важно в общении с ребенком обращать внимание на малейшие достижения, успехи, хорошие слова, поступки, чтобы он поверил в доброе к нему отношение взрослых.
2) Рекомендуется говорить с ребенком о правилах поведения, потому что всем детям нужна дисциплина. Она помогает детям оставаться в разумных границах и поднимает самооценку, помогая ребенку соответствовать ожиданиям окружающих. Реакция на отрицательные проявления в поведении должна быть безэмоциональной. В подобной ситуации нужно дать ребенку почувствовать отсутствие внимания приемных родителей, которым он так дорожит, и пусть он убедится, что лучший способ заслужить доверие - хорошо себя вести. Если ребенок провинился, необходимо подчер-
кнуть, что не он сам вызвал недовольство, а его поведение. Совершенно неприемлемо оставлять ребенка одного или игнорировать его -он может подумать, что его отвергают. Самое важное здесь - донести для него, что его понимают и принимают его отрицательные чувства, но не одобряют плохого поведения.
3) Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, так как он - неповторимая личность. Сравнивать разных детей нельзя, можно сравнивать ребенка только с самим собой в различных ситуациях.
4) Необходимо помогать ребенку, если он начинает новое дело, стараться создавать благоприятные условия для достижения успеха и предвидеть возможные сложности. Ребенка надо поддерживать, чтобы он достиг цели. Важнее сразу провести ребенка через успех, чем реагировать потом на его неудачи и рассчитывать, что он научится на ошибках.
5) Нельзя давать ребенку обещаний, которые невозможно выполнить. Родителям надо держать данное ими слово [3, с. 17].
Таким образом, одним из главных качеств родителей в воспитании приемных детей должно стать принятие ребенка таким, какой он есть, необходимо учитывать его индивидуальные особенности.
Разрабатываемые в рамках программы "Дети-сироты" инновационные материалы являются методологическим и методическим основанием деятельности специализированной социально-психолого-педагогической
службы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, это обеспечит системный, целостный подход к процессу сопровождения детей в условиях институционального воспитания и замещающей семьи, позволят вооружить квалифицированных специалистов эффективными психолого-педагогическими технологиями.
Реализация данной программы и ее разделов должна способствовать подбору профессиональных кадров для подготовки приемных родителей; разработке специальных технологий и методик подготовки приемных родителей, а также успешной адаптации и взаимодействию ребенка в приемной семье. Кроме того, данная программа поможет обеспечить повышение уровня социально-психологической готовности данной категории приемных родителей и детей к жизнедеятельности в условиях замещающей семьи. А это, в свою очередь, снизит количество отказов от принятых в такие семьи детей и позволит избежать значительного количества проблем, обычно возникающих в приемных семьях.
Таким образом, служба социальнопсихологического сопровождения замещающих семей будет осуществлять отбор семей, подготовку родителей и детей, оказывать помощь по воспитанию приемных, усыновленных детей, а также осуществлять непрерывный мониторинг. Вместе с тем в обязанности службы должно войти обеспечение контроля за условиями проживания ребенка в замещающей семье.
Служба социально-психологического сопровождения замещающих семей, создаваемая на базе детского дома, гарантирует высокую эффективность семейного устройства де-тей-сирот в замещающие семьи на любом уровне (район, город, регион и т.д.) и грамотное использование наработанных технологий и методик.
В результате отметим, что такая форма семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как замещающая семья, является эффективной и нуждается в дальнейшем развитии в Российской Федерации.
Литература
1. Ослон В. Н. Проблемы сопровождения замещающей профессиональной семьи // Дефектология. 2006. № 1. С. 14-17.
2. Лобанова М. Ю., Савельева Е. В., Гринберг С. Н., Вараева Н. В. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги. СПб.: Речь, 2007. 352 с.
3. Орлова Н. Г. Социально-психологическое сопровождение ребенка в замещающей семье // Семья и школа. 2008. № 1. С. 18-23.
4. иИЬ: www.fvshop.ru/Rosstat/Belgorod-rosstat-2079.html