оно функционирует. Если образованием пренебрегают или оно не отвечает нуждам предприятия, как это часто случается, у компании не будет конкурентоспособной рабочей силы.
Оценивая потенциал и возможности формирования экономической политики муниципального образования, можно сделать выводы:
- успех экономического развития муниципального образования зависит от его способности организовать партнерские отношения со всеми заинтересованными группами муниципального сообщества (в первую очередь - с представителями бизнеса);
- для местных бизнес-структур становится очевидным, что устойчивое развитие компаний, сочетающее экономические и социальные факторы, ведет к снижению предпринимательских рисков и создает позитивные условия на территории своего присутствия;
- в условиях развития концепции социальной ответственности бизнеса основным партнером в развитии муниципального образования должен стать местный бизнес.
Библиографический список
1. БСЭ. Полн. собр. - М., 1975. - С. 608.
2. Власова Н.Ю., Силин Я.П. Развитие механизмов социального партнерства и формирование экономической политики на уровне муниципальных образований // Чиновник. - № 5 (51).
3. Государственное управление. Словарь-справочник: по материалам «International Encyclopedia of Public Politic and Administration»). - СПб., ИД «Петрополис», 2001. - С. 575-581.
4. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. - М., 2003. - С. 37.
5. Палацци М., Старчер Дж. Корпоративная социальная ответственность и успех в бизнесе // Менеджмент: Век XX - век XXI. - М., 2004.
6. Рохчин В.Е., Знаменская К.Н. Проблемы научного обеспечения стратегического планирования развития муниципальных образований. - ФГНУ «Российский научный центр местного самоуправления» [Северо-Западный филиал]. - СПб., 2000.
7. Рюли Э. Политика предприятия // Проблемы теории и практики управления. - 1997.
8. Economist. - 2007. - 5 May. - P. 8-12.
А.Р. Гареев
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье описывается применение системы оценки эффективности регулирования процессов несостоятельности и финансового оздоровления в Российской Федерации на базе сведений, полученных автором в ходе проведения социологического опроса арбитражных управляющих.
Ключевые слова: арбитражный управляющий, банкротство, финансовое оздоровление.
Весной 2013 года автором было проведено исследование состояния института несостоятельности и финансового оздоровления в России в форме социологического опроса, в котором приняли участие 170 арбитражных управляющих. Данные такого опроса, с одной стороны, позволяют провести оценку эффективности регулирования процессов банкротства, а также заложить основы для создания целостной системы оценки эффективности регулирова-
© Гареев А.Р., 2013
ния процессов несостоятельности и финансового оздоровления в Российской Федерации.
В опросе приняли участие в основном специалисты, обладающие опытом работы в сфере арбитражного управления более 10 лет (47 %), при этом 22 % респондентов имели стаж работы в качестве арбитражного управляющего менее трех лет. Относительно равномерная выборка позволяет получить репрезентативные данные об исследуемом объекте. В части количества процедур данные показывают, что арбитражные управляющие чаще всего ведут в среднем пять-шесть процедур в году (85 % респондентов), соответственно чрезмерная загруженность арбитражных управляющих не подтверждается результатами опроса.
Что касается соотношения реабилитационных и ликвидационных процедур, то данные опроса близки по значениям с данными Высшего арбитражного суда РФ за 2012 год. Результаты опроса показывают, что в течение последних четырех лет процедуры конкурсного производства доминируют в общем количестве процедур (59 %), доля процедур наблюдения составила 39 %, процедур финансового оздоровления - 0,22 %, процедур внешнего управления - 1,5 %. При этом нельзя выделить какую-либо взаимосвязь между общим количеством назначений на процедуры банкротства и количеством назначений на реабилитационные процедуры, также отсутствует концентрация таких назначений у отдельных арбитражных управляющих. Следовательно, по-видимому, отсутствует какая-либо специализация на проведении реабилитационных процедур.
При этом респонденты отметили 332 случая сохранения бизнеса (задолженность перед кредиторами погашена силами должника - 89, задолженность перед кредиторами погашена благодаря действиям арбитражного управляющего - 104, на базе имущественного комплекса должника функционирует новое предприятие - 105, погашение задолженности третьими лицами, иные случаи эффективного антикризисного управления - 34). Таким образом, большинство участников опросам отметили, что за последние четыре года они имели опыт сохранения бизнеса должника. Но что представляется более любопытным - доля случаев сохранения бизнеса должника (322 случая) в общем количестве назначений на процедуры участников опроса (3678 назначений) составляет 8,75 %, тогда как по статистике ВАС РФ за 2003-2009 гг. из всего количества завершенных процедур в результате реабилитационных процедур было завершено не более 0,5 % дел о банкротстве.
Что касается эффективности системы регулирования несостоятельности, то предлагается трехступенчатая модель оценки. На первом этапе анализируются показатели эффективности процессов антикризисного регулирования (см. табл. 1), в которой представлены значения соответствующих показателей как среднее арифметическое взвешенное по количеству проведенных респондентами процедур в случае, если специально не указан иной источник данных.
Таблица 1
Выявленные значения показателей оценки эффективности процессов антикризисного
регулирования
№ Раздел Наименование показателя Значение
1. Работники 1.1. Процент погашения задолженности по заработной плате, в т.ч.: - доля объема погашенной текущей задолженности по заработной плате в общем объеме такой задолженности; - доля объема погашенной реестровой задолженности по заработной плате в общем объеме такой задолженности 81,86 % 61,89 %
2. Кредиторы 2.1. Процент погашения задолженности по налогам и
№ Раздел Наименование показателя Значение
иным обязательным платежам, в т.ч.: - доля объема погашенной задолженности по текущим налогам и иным обязательным платежам в общем объеме такой задолженности; - доля объема погашенной задолженности по налогам и иным обязательным платежам в общем объеме такой задолженности; - доля денежных средств, направляемых в конкурсном производстве на погашение текущих налогов и иных обязательных платежей 51,9 % 11,69 % 21,13 %
2.2. Процент погашения задолженности перед конкурсными кредиторами около 3 % (1)
2.3. Объем ущерба, нанесенного кредиторам и иным лицам менеджментом, собственником предприятия должника, арбитражным управляющим, подтвержденный вступившим в законную силу решением суда
2.3.1 Объем средств, направленных на возмещение ущерба, нанесенного в ходе процедур банкротства, в т.ч.: - объем средств, взысканных с арбитражного управляющего; - объем средств, взысканных в ходе привлечения к ответственности менеджмента предприятия 32,4 млн руб. (2) 18,4 млн руб. (3)
3. Процедура в целом 3.1. Срок проведения процедуры нет данных
3.2. Затраты на проведение процедуры (доля в общем объеме конкурной массы или средств) нет данных
1 - значение ожиданий банков по возврату задолженности (за исключением случаев дефолта заемщика при наличии залогового обеспечения) по результатам опроса экспертных мнений специалистов в банковской сфере;
2 - по данным за 2011 г. по результатам анализа статистики ВАС РФ (всего в 2011 году было выявлено 73 случая взыскания убытков с арбитражных управляющих за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязанностей в деле о банкротстве;
3 - по данным 63 респондентов, обращавшихся с исками о привлечении к субсидиарной ответственности на основании статьи 10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в 2009-2012 гг.
На втором этапе предлагается рассмотреть влияние механизмов антикризисного регулирования на экономику в целом (см. табл. 2).
Таблица 2
Оценка влияния механизмов антикризисного регулирования на экономику в целом
№ Раздел Наименование показателя Источник сведений
1. Изменение эффективности использования активов 1.1. Изменение объемов продукции, отгруженной предприятием должника, а также в ходе использования имущественного комплекса должника новыми собственниками Нет данных
№ Раздел Наименование показателя Источник сведений
1.2. Изменение производительности труда на активах предприятия должника Нет данных
2. Влияние на рынок труда 2.1. Изменение количества рабочих мест на территории расположения активов предприятия Нет данных
2.2. Объем просроченной задолженности по заработной плате по отрасли 3,2 млрд руб. (1)
3. Влияние на рынок кредита 3.1. Доля рисков на взыскание задолженности с заемщиков, закладываемая в процентную ставку банками Финансовые организации
4. Влияние на структуру экономики 4.1. Распределение предприятий в процедурах банкротства по размеру активов; См. рис. 1
4.2. Распределение предприятий в процедурах банкротства по отраслевой принадлежности См. рис. 2
1 - по официальным данным сайта Федеральной службы государственной статистики на 1 октября 2013 года [4].
В целом порядок распределения отраслей, приведенный на рис. 2, достаточно точно соответствует распределению предприятий и организаций по видам экономической деятельности (по данным Федеральной службы государственной статистики в 2011-м году). При этом выявленные расхождения позволяют выделить две группы отраслей:
- отрасли с вероятностью банкротства выше среднего - «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», «Строительство», «Обрабатывающие производства», «Представление прочих коммунальных, социальных, персональных услуг», «Добыча полезных ископаемых», «Рыболовство, рыбоводство»;
- отрасли с вероятностью банкротства ниже среднего - «Операции с недвижимым имуществом», «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», «Гостиницы и рестораны».
На третьем этапе необходимо сопоставить текущие результаты применения механизмов антикризисного регулирования и актуальной для конкретных экономических условий вида экономической политики.
Исходя из представленных экспертами в январе 2013 года на Всемирном экономическом саммите в Давосе сценариев развития [5], а также исходя из мнений экспертов по поводу политики Центрального банка РФ [3] представляется наиболее вероятным, что правительство будет придерживаться типа экономической политики, который по классификации В.А. и А.В. Богомоловых называется стабилизационной [2, с. 19]. В рамках такого вида экономической политики параметры системы антикризисного регулирования предприятий должны обеспечивать ориентацию на сохранение предприятий и активное вмешательство государства в процедуры банкротства (экстренные меры поддержки предприятий, налоговые послабления, льготные кредиты, субсидии, содействие в достижении мировых соглашений с кредиторами, гарантии и т.п.).
Такое направление политики будет направлено на преодоление стоящих в настоящее время препятствий на пути восстановления платежеспособности предприятий (см. рис. 3).
Предложенный подход к системе оценки эффективности регулирования процессов несостоятельности и финансового оздоровления в Российской Федерации позволяет на раз-
ных уровнях осуществить оценку такой системы и выделить направления воздействия на систему в целях решения имеющихся проблем. Выше представлена попытка применения предложенного подхода с применением данных социологического опроса. Для подтверждения точности оценки представляется целесообразным обеспечить сбор данных в автоматическом режиме с применением программно-аппаратных средств Единого федерального реестра сведений о банкротстве (http://bankrot.fedresurs.ru/).
Рис. 1. Распределение предприятий по объему основных средств, средние взвешенные значения
Федеральный закон от 02.07.2013 № 189-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» [1] предусматривает, что с 1 июля 2014 года арбитражный управляющий будет обязан включать в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сообщение о результатах соответствующей процедуры с указанием, в том числе, следующих сведений (при наличии):
- стоимость выявленного в результате инвентаризации имущества должника;
- сумма расходов на проведение процедуры;
- балансовая стоимость имущества должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате начала процедуры банкротства.
В целях создания системы автоматизированной оценки эффективности системы антикризисного регулирования, на наш взгляд, целесообразно также обязать арбитражных управляющих вместе с отчетом размещать следующие сведения о результатах процедур банкротства:
Рис. 2. Количество упоминаний отраслей, к которым относятся предприятия-должники,
в процедурах банкротства
- процент погашения задолженности по заработной плате;
- процент погашения задолженности по налогам и иным обязательным платежам;
- процент погашения задолженности перед конкурсными кредиторами;
- объем ущерба, нанесенного кредиторам и иным лицам менеджментом, собственником предприятия должника, арбитражным управляющим, подтвержденный вступившим в законную силу решением суда на момент завершения процедуры;
- срок проведения процедуры.
Также целесообразно предусмотреть возможность получения (при наличии) следующих сведений от арбитражных управляющих:
- изменение объемов продукции, отгруженной предприятием должника, за период проведения процедуры, в том числе с учетом продукции, произведенной в ходе использования имущественного комплекса должника новыми собственниками;
- изменение производительности труда на активах предприятия должника в ходе проведения процедуры;
- изменение количества рабочих мест на предприятии;
- отраслевая принадлежность предприятия.
Внедрение подобной системы оценки позволит обеспечить корректную оценку эффективности системы антикризисного регулирование, а также создаст базу для принятия обоснованных политических решений на различных уровнях государственной власти в рамках реализации экономической политики.
Рис. 3. Ключевые препятствия восстановлению платежеспособности предприятий,
количество упоминаний
Библиографический список
1. Федеральный закон от 02.07.2013 № 189-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».
2. Богомолов В.А. Антикризисное регулирование экономики. Теория и практика: учеб. пособие для вузов / В.А. Богомолов, А.А. Богомолова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 271 с.
3. Кудрин А.Л. Влияние доходов от экспорта нефтегазовых ресурсов на денежно-кредитную политику России // Вопросы экономики. - 2013. - № 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.akudrin.ru/upload/iblock/51f/kudrin.pdf
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gks.ru
5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lenta.ru/articles/2013/01/23/davos