УДК 378.005
Н. П. Чурляева
ОЦЕНКА ДИСЦИПЛИНАРНЫХ И МОДУЛЬНЫХ ВКЛАДОВ В ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ МНОГОШАГОВОГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для расчета интегрального коэффициента компетентности выпускников необходимо провести сложную экспертную процедуру с участием экспертов-представителей рытка труда [4]. Рассмотрена возможность оценки основных составляющих интегрального коэффициента компетентности уже в стенах вуза без использования экспертных оценок.
Вопросы оценки качеств будущих специалистов, способствующих формированию их компетентности, остаются малоисследованными [1-4]. В работе [4] приводится методика расчета интегрального коэффициента компетентности К = К , • К • К , опре-
инт проф.уровень личн.кач искусст.упр7 А
деляемого через семь основных квазинезависимых показателей, каждый из которых дает вклад в интегральный коэффициент К с весом, равным коэффициенту его относительной значимости, умноженному на число баллов, определенных в ходе экспертной оценки (рис. 1).
Хотя только рынок труда может быть «истиной в последней инстанции» в деле оценки компетентности выпускника, анализ показывает, что возможен и априорный внерыночный расчет основных составляющих интегрального коэффициента компетентности уже в стенах вуза без использования экспертных оценок. При этом, строго го-
воря, речь идет не об интегральном коэффициенте компетентности выпускника, а об аддитивной функции компетентности студента, лишь на выходе из конечного модуля (дипломного проектирования) совпадающей со значение интегрального коэффициента компетентности выпускника.
Схема образовательного процесса в техническом вузе может быть в определенном смысле сведена к процедуре многошагового процесса принятия решений [5]. В этом представлении учебный процесс определяется некоей траекторией на графе, заданном множеством учебных модулей, соответствующей выбранной учебной стратегии. При движении студента по этой траектории от начального модуля общеобразовательных дисциплин вплоть до конечного модуля дипломного проектирования аддитивным образом происходит постепенное накапливание
Уровень КОМПЕТЕНТНОСТИ выпускника ТЕХНИЧЕСКОуО унивЕрситЕта
ИнтЕурированый КОЭФФИЦИЕНТ КОМПЕТЕНТНОСТИ
К р • К р
ПрОф.урОВЕНЬ Л1
• КИ
УрОВЕНЬ ТЕХНИЧЕСКИХ знанИЙ
0,391- к
5/
УрОВЕНЬ
фуНКЦИО-
нальных
знанИЙ
0,317 • К 5,
УрОВЕНЬ
ИнИЦИа-
ТИвнОСТИ
0,292 • К 5,
УрОВЕНЬ
насТОЙ-
ЧИвОСТИ
0,514 • К 5/
УрОвЕнЬ
ОбязаТЕЛЬ-
0,486 • К 5/
УрОвЕнЬ ПрОФЕССИОнаЛЬныХ УрОвЕНЬ СПОСОбнОСТЕЙ в УрОвЕНЬ ЛИЧНОСТНЫХ
КачЕСТв искусстве уПравлЕНИя ХараКТЕрИСТИК
X, К/Овп К/ X, К/Овл К5/ , КЬеуК5;
УрОвЕнЬ
ОбщИХ
знанИЙ
0,516 • К 5/
УрОвЕнЬ ТЕХнИЧЕСКИХ СПОСОбнОСТЕЙ
0,484 • К 5/
Рис. 1. Вклад основных составляющих в уровень компетентности выпускника технического вуза. Числа соответствуют весам составляющих при расчете интегрального коэффициента компетентности, умножаемым на количество полученных при экспертной оценке баллов
его компетентности. При движении по этому своеобразному графу, ориентированному на повышение уровня компетентности, изучая одну дисциплину за другой, студент шаг за шагом переходит от модуля к модулю, наращивая при этом значение / уровня своей компетентности. Приращение к значению при переходе от модуля г к модулю у равняется длине дуги (г, у) перехода и определяет локальный (модульный или дисциплинарный) вклад в аддитивную функцию компетентности студента, на выходе из конечного модуля совпадающую со значение интегрального коэффициента компетентности выпускника.
Таким образом, интегральный коэффициент компетентности можно попытаться оценить вне рынка уже в стенах вуза на основании анализа его семи основных составляющих, выявленных рынком: технических знаний, функциональных знаний, инициативности, настойчивости, обязательности, технических способностей, общих знаний. При этом, чем ближе студент к финалу учебного процесса, тем более внерыночная оценка должна приближаться к рыночной оценке.
Внерыночную оценку компетентности начнем с уровня общих знаний (03). Если соотнести его со средним баллом выпускника, то на основании этого можно вычислить, сколько баллов этой составляющей, оцениваемой экспертами по стобалльной шкале, приходится на один балл принятой в российских вузах пятибалльной оценочной шкалы. Для определения коэффициента пропорциональности двух шкал проследим тенденцию изменения среднего балла у выпускников той специальности (160403), для которой проводилась экспертиза [4]. Эта тенденция схематически представлена на рис. 2.
5.0 -4,8 -4,6 -4,4 -4,2 -
4.0 -
Средний балл СТудЕНТа
действующей при расчете интегрального коэффициента компетентности выпускника.
Перейдем к оценке уровня технических знаний (Т3). Как показывает анализ, он оказывается достаточно жестко привязан к значению среднего балла, полученного на выпускном междисциплинарном экзамене. Для выбранной специальности этот показатель оставался практически неизменным в течение последних восьми лет (рис. 3).
5,0 -4,8 -4,6 -4,4 -4,2 -400 -
Средний балл МЕЖдисциПлинарнОуО ЭКзамена
1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 г, уОды выПусКа
Рис. 2. Изменение значения среднего балла у студентов выбранной специальности: О - фактические значения;
У - линейный тренд
3ависимость среднего балла выпускников от времени укладывается на следующую прямую:
У = 4,33 - 0,016 г(год) . (1)
Темп изменения среднего балла составляет всего 0,34 % от среднего значения этого показателя. В то же время общие знания выпускников этой специальности оцениваются экспертами на уровне 75 баллов по стобалльной шкале. Полагая, что экспертные оценки также не подвержены существенным временным изменениям и что усредненное значение (4,33) показателя «средний балл» соответствует 75 баллам показателя «общие знания» в шкале экспертов, получаем коэффициент пропорциональности шкал, равный 75/4,33 = 17,62. Таким образом, прибавляя единицу к своему среднему баллу, студент получает прибавку к составляющей «общие знания» в размере 17,62 балла по стобалльной шкале экспертов,
1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 г, уОды выПусКа Рис. 3. Изменение значения среднего балла по выпускному междисциплинарному экзамену у студентов
выбранной специальности: 0 - фактические значения,
У - линейный тренд
Положительный темп роста среднего балла, полученного на выпускном междисциплинарном экзамене составляет всего 0,046 % от его среднего значения, немного увеличиваясь со временем в соответствии с линейным трендом следующего вида:
У = 4,7 + 0,002 г(год) . (2)
Коэффициент корреляции между показателями общие знания и технические знания равен 0,111 при уровне существенности, равном 0,631 9, что свидетельствует об их независимости между собой. Таким образом, эти два показателя характеризуют две существенно различные образовательные составляющие уровня компетентности, т. е. можно считать, что на междисциплинарном итоговом экзамене по большому счету выявляются именно технические знания. Если уровень компетентности выпускников выбранной специальности по составляющей «технические знания» оценивать не с помощью экспертов (с оценкой на уровне 80-ти баллов), а исходя из среднего балла, получаемого на итоговом экзамене из года в год на протяжении последних восьми лет и равного 4,7, то при пересчете из одной шкалы в другую оказывается, что на один балл обычной пятибалльной шкалы приходится 17,5 балла экспертной шкалы. Таким образом, прибавляя единицу к своему баллу, полученному на итоговом экзамене, студент получает прибавку к составляющей «технические знания» в размере 17,5 балла по стобалльной шкале, действующей при расчете интегрального коэффициента компетентности выпускника.
Поскольку уровень компетентности по составляющей «обязательность» (0) невозможно напрямую связать с оценками, получаемыми студентами в период обучения, введем коэффициент обязательности:
ка= [ф-^ж+ф2-^ж2+...+
+ Фп^)Кп] / + D2к2+...+ Dnкn], (3)
где D1, D2, ..., Dn- нормативный срок отчета (дней) по видам учебной деятельности (экзамен, курсовая работа
и т. д.); g1, g2 ... gn- отставание от принятого (нормативного) срока исполнения (дней) соответствующего вида учебной деятельности (при досрочном исполнении величины g¡ обнуляются), а К1 К2,..., Кп - коэффициенты, особым образом характеризующие виды учебной деятельности. Их значения рекомендуется выбирать, ориентируясь на значения, приведенные в табл. 1.
Практика свидетельствует о том, что значения Ко находятся в интервале от 0,82 до 0,85, а экспертная оценка этого показателя равна 84 баллам. Таким образом, оказывается, что экспертная стобалльная шкала по уровню показателя «обязательность» вся укладывается в интервал [0.1] особой шкалы, определяемой выражением (3) для этого показателя, поэтому можно считать, что
0,01 балла введенной для обязательности шкалы соответствует одному баллу экспертной шкалы, и, таким образом, обязательность О = К • 100.
о
Для внерыночного определения составляющей компетентности «настойчивость» (Н) введем еще один коэффициент:
Кнс = Ус / Усп, (4)
где ус - средний фактический процент выпускников, имеющих диплом с отличием; у - среднепрогрессивный уровень выпускников, имеющих диплом с отличием. Если вопрос с определением величины ус достаточно ясен, то для определения величины у целесообразно обратится к данным экспертизы по составляющей «настойчивость». Согласно мнению экспертов, этот показатель у выпускников выбранной специальности составляет 83 балла. Фактический же уровень ус при анализе за восемь последних лет составил величину, равную 17,5 %. Отсюда следует, что прогрессивный уровень, исходя из мнения экспертов должен быть не ниже 21 %. В этом случае Кнс = 17,5 / 21 ~ 0,83, что точно соответствует 83 баллам в стобалльной шкале экспертов. Таким образом, оказывается, что, как и в случае с составляющей «обязательность», для составляющей «настойчивость» 1 балл шкалы экспертов соответствует значению 0,01 внерыночной шкалы, и поэтому Н = К • 100.
нс
При оценке уровня составляющей «технические способности» (ТС) следует учитывать то, что наиболее ярко они проявляются на завершающем этапе обучения, в особенности во время дипломного проектирования. С другой стороны, при наличии у студента технических знаний и одновременном отсутствии технических способностей на отличную оценку диплом защитить практически невозможно. Отсюда следует, что именно по результатам защиты дипломных проектов лучше всего выявлять эту составляющую компетентности выпускников технического вуза (рис. 4).
Уравнение линейного тренда для данной зависимости У = 4,65 - 0,003 г (5)
свидетельствует о том, что показатель ТС остается с годами почти на одном и том же уровне, а темп его изменения со временем составляет всего 0,066 % от своего среднего значения. Пренебрегая изменением этого показателя со временем, можно соотнести его со средним уровнем экспертных оценок соответствующего показателя при определении интегрального коэффициента компетентности. В результате такого же типа рассуждений, как для рассмотренных ранее случаев, имеем 1 балл, полученный на защите дипломов, соответствующий величине, равной 14,4 балла по стобалльной шкале экспертных оценок технических способностей.
5.0 -4.8 -4.6 -4.4 -4.2 -
4.0 -
Средний балл на защиТе диПлОма о о
-о------о-----------------о------------
1997 98 99 00 01 02 03 04
г, уОды выПусКа
Рис. 4. Изменение с годами значения среднего балла защиты диплома: 0 - фактические значения, У - линейный тренд
Такая важнейшая составляющая компетентности студента, как «функциональные знания» (Ф), хорошо проявляется в том, насколько у него теория связана с практикой, т. е. насколько он ориентирован на создание проектов, имеющих практическую значимость, или таких проектов, которые могут быть без доработки (или после незначительной доработки) использованы на производстве. Введем коэффициент функциональной ориентированности:
К = О / О , (6)
ф.н с сп7 4 '
где О - средний фактический процент дипломов (работ), рекомендованных к внедрению в производство; Осп - среднепрогрессивный процент внедряемых в производство дипломных разработок (при условии О < О ). Дипломы выпускников технического вуза должны иметь практическую направленность. Это значит, что параметр Осп должен стремиться в идеале к 100 %. Однако в реальности следует сделать поправку на величину статистической ошибки, и поэтому эта величина не будет превышать 95 %. Фактически при анализе положения дел в этом вопросе за последние восемь лет оказывается, что в среднем Кф н равен 72/95 ~ 0,75. Если принять во внимание экспертную оценку интегрального коэффициента компетентности по составляющей «функциональные знания» (75 баллов), то и для этой составляющей 1 балл экспертной шкалы будет соответствовать 0,01 шкалы введенного выражением (6) коэффициента функциональной ориентиро-
Таблица 1
Значения коэффициентов К. в зависимости от вида учебной деятельности
Виды учебнОЙ деятельности КОЭФФИЦИЕНТ Значение
ЭКзамен К1 1,0
КурсОвая рабОта К2 0,9
КурсОвОЙ проект Кз 0,8
РасчетнО-урафичесКОЕ задание К4 0,75
ЛабОратОрная рабОта К5 0,7
ПрОЧие виды деятельности (коллоквиум, ПраКТичесКОЕ занятие, реферат и т. д.) Кб 0,6
ванности. Таким образом, функциональные знания определяются формулой
Ф = К. • 100.
ф.н
Инициативность студента как субъекта педагогического исследования может быть отслежена в проявлениях его самостоятельности при решении чисто учебных задач. В ходе учебного процесса для проявления самостоятельности такого рода имеются ограниченные возможности, однако они возрастают по мере продвижения к концу обучения и достигают максимума во время. Самостоятельность студента выявляется боле всего в формулировке темы дипломного проектирования на базе предварительного выбора объекта исследования и анализа существующих задач на выбранном объекте. Результаты анализа прохождения стадии дипломного проектирования за период с 1997 по 2004 гг. свидетельствуют о том, что от 38 до 44% дипломников самостоятельно определяют тему дипломного проектирования, проявляя тем самым свою инициативность. В среднем этот показатель за истекший период составляет величину, равную 40,06 %. Так как экспертная оценка для этой составляющей интегрального коэффициента компетентности дает около 40 баллов, то представляется вполне разумным приравнять один балл стобалльной экспертной шкалы к одному проценту шкалы инициативности, определяемой как самостоятельность, проявленная в ходе дипломного (курсового) проектирования. В этом случае внерыночный уровень инициативности И можно подсчитать по формуле
И = Рс / Ро • 100%, (7)
где Р - количество работ (дипломных, курсовых и т. п.), в которых темы были предложены самими студентами; Ро - общее количество выполненных дипломных, курсовых и других работ.
Суммируя все вышесказанное, сведем отдельные составляющие уровня компетентности, оцениваемого по
приблизительным расчетным формулам до того, как это сделал рынок труда (табл. 2).
Применение приведенных выше расчетных формул к студентам выбранной специализации (160403) дает внерыночное значение интегрального коэффициента их компетентности на заключительном этапе обучения, равное 0,445. Это значение мало отличается от оценок экспертов (НПО ПМ) (0,437) того же контингента, оцениваемого ими в качестве выпускников. Некоторое увеличение этого показателя свидетельствует о выборе траектории обучения, близкой к оптимальной.
Библиографический список
1. Борисов, И. В. Критерии и методы оценки профессиональной подготовки специалистов / И.В. Борисов // Сб. науч. тр. Казань : Изд-во ин-та сред. проф. обр. РАО, 2003. С. 68-85.
2. Зданович, Ю. И. Критерии оценки качества подготовки специалистов в вузе / Ю. И. Зданович // Сб. науч. тр. Челябинск : Изд-во Южноуральского госуниверсите-та, 2003. С. 135-142.
3. Похолков, Ю. Обеспечение и оценка качества высшего образования / Ю. Похолков, А. Чучалин, С. Могиль-ницкий, О. Боев // Высшее образование в России. 2004, №2. С. 88-97.
4. Чурляева, Н. П. Воздействие педагогических технологий на уровень компетентности выпускников технического Вуза / Н.П. Чурляева // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2006. N° 3. С. 50-61.
5. Чурляева, Н. П. Многошаговый процесс обучения, как движение в направлении увеличения компетентности студента по траектории, заданной учебными модулями / Н. П. Чурляева // Вестник Сиб. гос. аэрокосмич. ун-та им. акад. М. Ф. Решетнева : сб. науч. трудов / под ред. проф. Г. П. Белякова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. красноярск, 2005. Вып. 3.
Таблица 2
Внерыночная оценка составляющих уровня компетентности
Составляющие компетентности Расчетная формула
Технические знания Т = 17 • балл междисциПлинарноуо экзамена
ФункционалЬные знания Ф = Процент дипломов, рекомендованный к внедрению/95 • 100
ИнициативностЬ И = количество работ, в который темы были предложены самими студентами / общее количество выполненных работ • 100
ОбязателЬностЬ О = X (Д - gi)Кl / X ДК • 100
НастоЙчивостЬ Н = фактическиЙ процент выпускников, имеющих диплом с отличием / среднепроурессивныЙ уровенЬ выпускников, имеющих диплом с отличием • 100
Технические СПособности ТС = 14,4 • средниЙ балл защиты дипломов
Общие знания ОЗ = 17,6 • средниЙ балл
N. P. Churlyaeva
THE EVALUATION OF MODULE AND DISCIPLINARY CONTRIBUTIONS INTO STUDENTS’ MAIN COMPONENTS OF COMPETENCY DURING MULTISTADIAL EDUCATIONAL PROCESS
For calculation of integrated factor of competence of graduates it is necessary to lead complex expert procedure with participation of experts-representatiyes of a labour market. It is considered the possibility of an estimation of the basic components of integrated factor of competence within the precincts of high school without use of expert estimations. Принята к печати в октябре 2006 г.