Научная статья на тему 'Оценка динамики и структуры финансовых результатов ОАО "АвтоВАЗ"'

Оценка динамики и структуры финансовых результатов ОАО "АвтоВАЗ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
715
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / FINANCIAL RESULT / ПРИБЫЛЬ / PROFIT / ВЫРУЧКА / REVENUE / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / PROFITABILITY / ЕBIT / ROE / ROA / ROCE / EVT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артемьев Андрей Васильевич

ОАО «АВТОВАЗ» является крупнейшим производителем автомобилей в России и восточной Европе. Производственные мощности, которыми располагает предприятие, позволяет ему производить более 1 млн. автомобилей в год. Однако, несмотря на лидирующее положение в России финансовое состояние автогиганта циклически изменяется. Для объективной оценки финансового состояния ОАО «АВТОВАЗ» является актуальным проведение в том числе оценки динамики и структуры финансовых результатов ОАО «АВТОВАЗ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSING THE DYNAMICS AND STRUCTURE OF FINANCIAL RESULTS "AVTOVAZ"

JSC AVTOVAZ is the largest car manufacturer in Russia and Eastern Europe. Production capacity available to the company, allows him to produce more than 1 million cars per year. However, despite the leading position in the Russian financial condition of the giant pulses. For an objective assessment of the financial status of JSC "AVTOVAZ" is actual conduct including assessment of the dynamics and structure of the financial results of OJSC "AVTOVAZ".

Текст научной работы на тему «Оценка динамики и структуры финансовых результатов ОАО "АвтоВАЗ"»

УДК 338.24.01

ОЦЕНКА ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОАО «АВТОВАЗ»

> 2014

А.В.Артемьев, дирекция по экономике и планированию

ОАО «АВТОВАЗ», Тольятти (Россия)

Аннотация: ОАО «АВТОВАЗ» является крупнейшим производителем автомобилей в России и восточной Европе. Производственные мощности, которыми располагает предприятие, позволяет ему производить более 1 млн. автомобилей в год. Однако, несмотря на лидирующее положение в России финансовое состояние автогиганта циклически изменяется. Для объективной оценки финансового состояния ОАО «АВТОВАЗ» является актуальным проведение в том числе оценки динамики и структуры финансовых результатов ОАО «АВТОВАЗ».

Ключевые слова: финансовый результат, прибыль, выручка, рентабельность, EBIT, ROE, ROA, ROCE.

Проведенный анализ динамики и структуры финансовых результатов ОАО «АВТОВАЗ» позволил выявить следующее. Динамика изменения выручки на протяжении периода с 2011 по 2013 год показывала разнонаправленную тенденцию см. таблицу 1.

Таблица 1 - Структура и динамика финансовых результатов ОАО «АВТОВАЗ», млн. руб.

Показатель 2013 %к выручке в2013 2012 %к выручке Б 2012 2011 %к выручке в 2011 2013/ 2012 2013/ 2011

Выручка 175152 100 183217 100 174846 100 95,6 100,2

продаж -163012 -93,07 -165517 -90,34 -154654 -88,45 98,5 105,4

Валовая прибыль 12140 6,9 17700 9,66 20192 11,55 68,58 60,12

Коммерческие расходы -5997 -3,4 -7050 -3,85 -6720 -3,84 35,06 59,2

Упр авленческие расходы -9640 -5,5 -8804 -4,8 -SS13 -5,04 109,5 109,4

Прибыль {убыток) 01продаж -3497 -2 1846 1 4659 2,66 -159,44 -75,1

Доходы ох участия вдр. орг. 1550 0,9 579 0,32 283 0,16 267,7 547,7

Пр одейты к 501 0,28 833 0,45 1105 0,63 60,14 45,34

Пр одейты к уплате -1403 -0,8 -234 -0,13 -337 -0,19 599,6 416,3

Прочиедоходы 5137 2,93 3088 1,7 1S639 10,66 166,35 27,6

Прочиерасходы -10263 -5,56 -5594 -3,05 -20S73 -11,94 153,46 49,2

Прибыль {убыток) ДО -7975 -4,55 518 0,28 3476 2 -1540 -229,4

Текущий налог на прибыль

б т.ч. постоянные 421 0,24 215 0,12 -72 -0,04 195,8 -584,7

обязательства

Изменение нал.обязательств -1145 -0,65 -1205 -0,66 -244 -0,14 95,02 469,3

Изменение 2319 1,22 886 0,48 -379 -0,22 261,74 -611,9

нал. активов

пр0чсе -98 -0,06 12 0,007 253 0,14 -816,7 -38,74

Чистая прибыль (убыток) -6S99 -3,94 211 0,12 3106 1,78 -3270 -222,1

Рис. 2 - Динамика себестоимости продукции ОАО

«АВТОВАЗ» млн. руб. Валовая прибыль предприятия за период с 2011 по 2012 гг уменьшилась практически в два раза с 20 192 тыс. руб. до 12 140 тыс.руб. см. рис. 3._

I Валовая прибыль

2013 2012 2011

Рис. 3 - Динамика валовой прибыли ОАО «АВТОВАЗ» млн.руб.

Что касается динамики управленческих расходов, то она отражает их значительный рост по сравнению с 2011 годом. Общеизвестно, что управленческие расходы относятся к категории постоянных т.е. не зависящих от объемов продаж продукции и являющимися своеобразным «паразитами» в составе расходов предприятия. Это позволяет сделать вывод о том, что предприятию необходимо проводить широкую работу по сокращению управленческих расходов, которые застут опережающими выручку темпами [2. с. 121._

Рис. 1 - Динамика выручки ОАО «АВТОВАЗ» млн. руб.

Динамика себестоимости продукции ОАО «АВТОВАЗ» также имеет негативную тенденцию [1, с.86].

Несмотря на значительное снижение выручки в 2013г себестоимость продукции осталась на уровне 2012г, когда объем выручки был значительно больше. Следовательно, имеет место негативная тенденция экстенсивного роста расходовнаряду со снижением выручки предприятия см. рис.2.

9800

I I

Управленчес кис расходы

2013 2012

2011

Рис.4 - Динамика управленческих расходов ОАО «АВТОВАЗ» млн.руб.

По итогам хозяйственной деятельности за 2013г, впервые за три года получен убыток от продаж, что позволяет сделать вывод о том, что предприятие испытывает значительные проблемы по обеспечению эффективности финансово-хозяйственной деятельности [3, с.394].

Доходы от участия в других организациях значительно возросли, что положительно характеризует политику управления дочерними обществами предприятия. Эффективность деятельности предприятия в этом направлении в среднем возросла почти в три раза см. рис. 5.

Рис. 5 - Динамика изменения доходов ОАО «АВТОВАЗ» от участия в других организацияхмлн.руб.

Анализируя динамику показателя «проценты к уплате» можно сделать вывод о том, что расходы предприятия на обслуживание долгов в банках в 2013 году значительно возросли см. рис. 6.

Рис. 7 - Динамика изменения чистой прибыли ОАО

«АВТОВАЗ» млн.руб. По итогам 2013г чистый убыток составил 6,8 млрд.

руб. что приблизило ОАО «АВТОВАЗ» по результатам хозяйственной деятельности к кризисному периоду с 2008-2010гг.

Как видно из «Отчета о финансовых результатах», за 2013 г. организация получила убыток от продаж в размере 3 497 млн. руб., что составило 2% от выручки. В прошлом периоде, напротив, была получена прибыль в сумме 1 846 млн. руб. Тогда как в 2012 году организация получила прибыль от продаж в размере 2 736 млн. руб., что составило 1,5% от выручки.

На основании проведенного анализа структуры и динамики финансовых результатов можно сделать следующие выводы.

По сравнению с прошлым периодом в текущем снизилась как выручка от продаж, так и расходы по обычным видам деятельности (на 8 065 и 2 722 млн. руб. соответственно). Причем в процентном отношении изменение выручки (-4,4%) опережает изменение расходов (-1,5%).

Убыток от прочих операций за 2013 год составил 4 478 млн. руб., что на 3 150 млн. руб. (в 3,4 раза) больше, чем убыток за аналогичный период прошлого года. При этом величина убытка от прочих операций составляет 128,1% от абсолютной величины убытка от продаж за анализируемый период.

Сопоставление убытка по данным отчетности предприятия показало, что в 2013 г. организация погашала убытки прошлых лет либо отражала прибыль, не связанную с результатом от продаж и прочих операций в сумме 658 млн. руб. Это видно по разнице показателей двух последних строк приведенной выше таблицы.

Таким образом ОАО «АВТОВАЗ» опять оказался в тяжелом финансом состоянии и следовательно предприятию требуется эффективная программа модернизации и развития которая позволит предприятию выйти из данного кризиса [5, с.322].

Для более глубокой оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности ОАО «АВТОВАЗ» проведем оценку рентабельности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Анализ основных показателей рентабельности деятельности ОАО «АВТОВАЗ» показан в таблице 2.

Таблица 2 - Динамика изменения показателей рентабельности ОАО «АВТОВАЗ» в 2012 и 2013 гг.

Рис. 6 - Динамика изменения расходов ОАО «АВТОВАЗ» по уплате процентов млн.руб.

Следовательно, предприятию необходимо сократить объем «дорогих» кредитных ресурсов и использовать более дешевые источники финансирования.

На фоне негативной динамики большинства показателей формирующих прибыль ОАО «АВТОВАЗ» также отрицательна и динамика основного показателя характеризующего эффективность хозяйственной деятельности - чистой прибыли ОАО «АВТОВАЗ» [4, с.133].

Показатели рентабельности (в %, или в копейках с рубля)

2012 2013 Отклонение показателя

Рентабельностьпродаж (величина прибыли от продаже каждом руол е выручки, нормальное значение для данной отрасли: 7% и ЬШМ)Б%" 1 -2 -3

Рентабельностьпродаж по EBIT (величина прибыли от продаждо уплаты процентов и налогов в каждомрублевыруч£и)в %. 0,4 -3,8 А2

Рента б ельно сть продаж по чистой пр ибыл и (величина чист ой прибыли в каждом рубле выручки). 0,1 -3,9 -4

Прибыль от продажна рубль, вложенный в производство и реализацию продукции {работ,услуг) 1 -2 -3

Прибыль от продажна рубль, вложенный в производство и реализацию продукции (работ,услуг) 1 -2 -3

Коэффициент покрытия процентовк уплате (1СR), коэфф. Нормальное значение: 1,5 н более. Ъ2 -4,7 -7,9

Рентабельность собственного капитала (ROE) 0,6 -23,5 -24,1

Рентабельность активов (ROA) од -4,7 -4,9

Прибыльна инвестированный капитал (ROCE) 0,7 -6,2 -6,9

Рентабельность производственных фондов 3,3 -3,9

Фондо отдача, коэ фф. 3 2,6 -0,4

Все показатели рентабельности за 2013 год, приведенные в таблице 2, имеют отрицательные значения, поскольку организацией получен как убыток от продаж, так и в целом убыток от финансово-хозяйственной деятельности.

В 2012 году показатели рентабельности имели положительные значения как следствие прибыльной деятельности ОАО "АВТОВАЗ". Прибыль от продаж составля-ла1,5% от полученной выручки. Тем не менее, имела место отрицательная динамика рентабельности продаж по сравнению с данным показателем за 2011 год (-1,2%).

Рентабельность продаж за 2013 год составила(-2)%, по сравнению с 2012 годомзначение этого показателя

сократилось на 3 % см. рис. 8.

2013

значение для

отрасли

2012

I Нормативное значение для отрасли

Рис. 8 - Динамика изменения рентабельности продаж в %

Динамика изменения рентабельности продаж, показанная на рис. 8 показывает значительные проблемы в финансово-хозяйственной деятельности предприятия -даже когда предприятие получает прибыль, рентабельность продаж остается ниже нормативного отраслевого значения.Таким образом, конкуренты предприятия получают прибыль больше, чем ОАО «АВТОВАЗ» в процессе своей финансово-хозяйственной деятельности.

Показатель рентабельности, рассчитанный как отношение прибыли до процентов к уплате и налогообложения (ЕВ1Т) к выручке организации, за год составил (-3,8) %. Это значит, что в каждом рубле выручки ОАО "АВТОВАЗ" содержалось (-3,8) коп. убытка до налогообложения и процентов к уплате [6. с. 11._

0,5 0

-0,5 -1 "1,5 -2

-2,5 -3 -3,5 -4 -4,5

2012 2013

I Рентабельность продаж по LBIT

Рис.8 - Динамика изменения рентабельность продаж по ЕВ1Тв % Значение показателя рентабельности продаж по чистой прибыли также значительно снизилась см. рис. 9.

1

0,5 0

-0,5 -1 -1,5

-2 -2,5 -3 -3,5 -4 -4,5

2012 2013

Рентабельность продаж по чистой прибыли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно из рис. 10 динамика изменения коэффициента покрытия процентов к уплате ниже нормативного значения и имеет отрицательную динамику.

Рис.10 - Динамика изменения коэффициента покрытия процентов к уплате

Проведенный анализ рентабельности ОАО «АВТОВАЗ» позволил выявить следующее.

На протяжении трехлетнего периода финансовые результаты и рентабельность ОАО «АВТОВАЗ» показывают отрицательную динамику. Наблюдается экстенсивная динамика развития когда рост затрат опережает рост выручки. Это делает необходимым реализацию плана мероприятий по повышению эффективности финанан-сово-хозяйственной деятельности ОАО «АВТОВАЗ».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Курилова А.А. Риск-ориентированный финансовый механизм управления затратами и теория активных систем // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1 (12). С. 85-88.

2. Курилов К.Ю. Повышение рыночной капитализации как цель финансовой стратегии коммерческого предприятия // Карельский научный журнал. 2012. № 1. С. 11-15.

3. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Финансовый инжиниринг и использование его инструментов на предприятиях автомобильной промышленности // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 6. С. 392-398.

4. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Хеджирование валютных и товарных рисков с использованием опционов предприятиями автомобильной промышленности // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 2. С. 132-137.

5. Курилова А.А. Использование теории активных систем в принятие решений по хеджированию рисков предприятиями автопрома // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 1. С. 320-326.

6. Годовой отчет ОАО «АВТОВАЗ» за 2013 год // Официальный сайт ОАО «АВТОВАЗ» [сайт]. URL: http:// http://www.lada.ru/ (дата обращения: 29.09.2014).

Рис. 9 - Динамика изменения рентабельность про_даж по чистой прибыли_

ASSESSING THE DYNAMICS AND STRUCTURE OF FINANCIAL RESULTS «AVTOVAZ»

© 2014

A.V. Artemiev, Directorate for economy and planning

JSC AVTOVAZ, Togliatti (Russia)

Annotation: JSC AVTOVAZ is the largest car manufacturer in Russia and Eastern Europe. Production capacity available to the company, allows him to produce more than 1 million cars per year. However, despite the leading position in the Russian financial condition of the giant pulses. For an objective assessment of the financial status of JSC "AVTOVAZ" is actual conduct including assessment of the dynamics and structure of the financial results of OJSC "AVTOVAZ".

Keywords: the financial result, profit, revenue, profitability, EVT, ROE, ROA, ROCE.

УДК 658.3:331.

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИЙ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В УКРАИНЕ

© 2014

Т.А. Беляк, аспирант кафедры экономики и организации производства

Кировоградский национальный технический университет, Кировоград (Украина)

Аннотация: Раскрыта сущность корпоративной культуры. Предложена схема формирования корпоративной культуры. Выявлены особенности корпоративной культуры в условиях трансформаций социально-трудовых отношений в Украине. Определены условия формирования прогрессивной корпоративной культуры на предприятиях.

Ключевые слова: корпоративная культура, ценности, социально-трудовые отношения, трансформации, социальное партнерство, менталитет.

Мировой опыт убеждает в том, что миссия бизнеса в XXI веке выходит за рамки узкокорпоративных целей получения прибыли: корпоративная культура предприятий все больше ориентируется на достижение баланса интересов в обществе, гармонизацию социально-трудовых отношений, социальный мир и стабильность [1-3]. Для украинских предприятий корпоративная культура в таком понимании пока не сформирована. Поиск путей становления прогрессивной корпоративной культуры приобретает особую значимость в условиях системного кризиса в Украине, когда на первый план выходят задачи активного социального взаимодействия, ценности социального мира, социальной ответственности за настоящее и будущее страны.

Изучению проблем формирования корпоративной культуры посвятили свои исследования многие ученые дальнего и близкого зарубежья. Среди них - Т.Дж. Питерс, Р. X. Уотермен, Г. Хофстед и др. В Украине аспекты этой проблематики исследуют А. Колот, М. Семикина, Г. Дмитренко, И. Петрова, Е. Гришнова, Е. Балыка, А. Вязанкина, Т. Кицак и др. Однако в литературе все еще наблюдаются неоднозначные представления о корпоративной культуре, ее задачах и роли.

Статья ставит целью раскрыть сущность корпоративной культуры, особенности ее развития в Украине на фоне трансформаций социально-трудовых отношений, обосновать необходимость качественного обновления.

Теоретический анализ показывает, что большинство исследователей характеризуют сущность корпоративной культуры как совокупность материальных и нематериальных артефактов организации, которые базируются на системе ценностей, норм, правил и принципов поведения, усваиваемых и разделяемых подавляющим большинством работников.

Исследования Е. Шейна убеждают в том, что «корпоративная культура - это, прежде всего, система базовых представлений, которые не просто описаны и зафиксированы в документах и которых придерживается группа, но и таких, которые существуют в головах людей, в соответствии с которыми осуществляется их деятельность в данной организации» [1]. По мнению К. Голд, такая культура воплощает уникальные характеристики особенностей организации (предприятия), которые выделяют ее среди других [2].

Представления М. Пула, М. Уорнера и других современных зарубежных ученых отражают понимание того, что современное социальное управление должно быть нацелено на формирование прогрессивной корпоратив-

ной культуры [3]. Характерной особенностью развития успешных кампаний становится формирование такого типа корпоративной культуры, которая будет способна обеспечить партнерские отношения, высокую социальную ответственность за результаты своей деятельности, взаимодействие с социумом, улучшение жизни общества и окружающей среды.

На эти важнейшие особенности корпоративной культуры украинские исследователи обратили внимание значительно позднее, чем западные коллеги. Это обусловило определенное отставание в изучении феномена корпоративной культуры в Украине.

Как результат, в литературе часто преобладает неоправданное сужение роли корпоративной культуры до функций инструмента увеличения дохода, недостает понимания корпоративной культуры как открытой социокультурной системы, которая отражает взаимовлияние корпоративной и национальной культур. Наблюдается также отождествление корпоративной и организационной культур предприятия, хотя более правильно, на наш взгляд, считать корпоративную культуру составляющей культуры организационной. В связи с этим, представляется целесообразной точка зрения М.В. Семикиной, которая обобщает наиболее прогрессивные взгляды в литературе на суть и предназначение предмета исследования: «Корпоративную культуру можно трактовать как подсистему организационной культуры предприятия, которая отображает совокупность определенных ценностей, норм и моделей поведения, которые декларируются, разделяются и реализуются на практике руководителями предприятий и их подчиненными (персоналом), доводя свою эффективность в процессе адаптации к потребностям внутреннего развития организации и требований внешней среды» [1, с.345].

Разделяем также позицию Хаета Г.Л. и Сськова О.Л., которые считают, что корпоративная культура должна рассматриваться в качестве мощного инструмента управления персоналом, который обеспечивает долговременный успех предприятия на рынке, способствует гуманизации всех сфер деятельности, формированию высокой национальной идеи [2, с.3].

Развивая научные взгляды, полагаем, что корпоративная культура является очень динамичной системой. Такая система предполагает, как формирование определенной иерархии ценностей, которая доминирует среди руководителей и персонала организации, так и создание совокупности способов их реализации, которые преобладают на определенном этапе развития предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.