УДК 334.01.32 Дюжева Марина Борисовна,
ст. преподаватель Омский институт (филиал) РГТЭУ e-mail: [email protected] 644009, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.195, кор.18
р.т. 8 (3812) 69-29-76
ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В ЖЕСТКИХ КОНКУРЕНТНЫХ УСЛОВИЯХ ПОСЛЕКРИЗИСНОГО
ПЕРИОДА
Современная практика менеджмента коммерческо-предпринимательских структур обусловлена необходимостью внедрения современных методов управления, основанных на строгой формализации процедур оценки деятельности, которая в свою очередь позволит на основании полученных результатов принимать адекватные решения в жестких конкурентных условиях.
Ключевые слова: коммерческая деятельность;
предпринимательство; коммерческо-предпринимательская
структура; оценка деятельности коммерческо-предпринимательских структур.
После известных событий 2008 г. российский рынок перешел к новой фазе развития, утратив стабильную позицию. В докризисный период у профессиональных участников российского рынка практически не было мотивов, побуждающих их активизировать свои действия по разработке и внедрению новых методов управления коммерческо-предпринимательскими структурами. В новых условиях, когда внешняя среда стала менее благоприятной, а конкуренция -более жесткой, роль иного, инновационного подхода в решении актуальных управленческих задач резко возрастает.
Актуальность статьи обусловлена необходимостью внедрения в практику работы профессиональных участников российского коммерческо-предпринимательского рынка современных методов управления, основанных на строгой формализации процедур оценки деятельности, которая в свою очередь позволит на основании полученных результатов принимать адекватные решения.
Любая хозяйственно-экономическая система,
обеспечивает удовлетворение потребностей людей и общества путем создания необходимых жизненных благ.
Коммерческо-предпринимательская деятельность,
осуществляемая в сфере торговли, является самой распространенной, т.к. торговля является одной из важнейших секторов экономики, в котором задействованы тысячи предприятий, от экономической деятельности которых зависит эффективность национальной экономики в целом.
Торговля оказывает производителям услуги по
продвижению товаров до потребителя: обеспечивает
непрерывность кругооборота ресурсов, возмещает общественно необходимые затраты производства и способствует получению прибыли [7, с.9].
Выступая в качестве организатора рынка и рыночных отношений, торговля осуществляет коммерческую деятельность и коммерческие операции. Благодаря торговле продажа населению товаров становится предметом хозяйственно-
экономической деятельности специальных торговых организаций и других субъектов предпринимательской деятельности. Предметами личного потребления торговля связана с удовлетворением личных потребностей всех членов общества. Она охватывает область взаимоотношений между фирмами различных форм собственности, с одной стороны, и населением - с другой.
Рыночная деятельность торговли как сектора экономики осуществляется посредством усилий множества ее конкурирующих субъектов. Эффективность торговой отрасли на федеральном и территориальном уровне напрямую зависит от экономических результатов деятельности отдельных торговых предприятий.
Определяющим фактором в системе рыночного хозяйствования выступает торгово-коммерческая деятельность. С переходом к свободным рыночным отношениям все большее значение приобретают торговая сфера и коммерческая деятельность с их потенциальными возможностями.
В жестких конкурентных условиях рыночной экономики коммерческо-предпринимательские структуры играют активную роль. С их помощью производители получают достоверную информацию о требованиях потребителей и изменениях спроса на продукцию, в результате чего стимулируется производство соответствующих товаров. И, наоборот, коммерческо-
предпринимательские структуры побуждают новый спрос, осуществляя рекламу новых изделий и их продвижение на рынке.
Рассуждая о коммерческо-предпринимательских структурах необходимо оговорить условия, при которых мы относим, то или иное торговое предприятие к коммерческо -предпринимательской структуре.
Разные толкования коммерческой деятельности определяются ее многоаспектностью. Категория коммерции может рассматриваться с позиции предпринимателя, бизнесмена, экономиста, финансиста и пр. Несмотря на отмеченные различия, тем не менее, многие экономисты сходятся во мнении, что суть коммерции в узком смысле сводится к купле-продаже товаров в сфере обращения с учетом рыночного (покупательского) спроса.
Купля-продажа товаров, работ, услуг, обусловленная смена форм собственности, представляется как важная составная часть коммерческой деятельности. Однако закупка товаров и обменные операции с поставщиками продукции не исчерпывают всего разнообразия коммерческих функций. Комплексный подход к коммерции сводится к охватыванию всех этапов прохождения продукции от производителя до потребителя. При этом коммерческий механизм должен быть направлен на удовлетворение спроса и интересов покупателей.
В основе формирующих условий коммерческой деятельности выступают рыночные отношения и технология продвижения продукции от производителя к потребителю. Коммерция является своеобразным барометром состояния экономики, а предпринимательство является инициативной деятельностью граждан. Она заключается в производстве товаров и оказании услуг, направляется на получение прибыли и осуществляется под их полную ответственность в рамках действующего законодательства и этических норм современного общества.
Существует множество определений
предпринимательства, но практически во всех подчеркивается его инициативный характер и личная ответственность предпринимателя за результаты своего труда. В его основе лежит естественное стремление человека реализовать свои возможности для достижения определенного положения в обществе и обеспечения своих социальных и материальных потребностей.
Многие авторы [1-6] предлагают рассматривать следующие виды предпринимательства: производственное,
коммерческое, финансовое, посредническое и другие виды предпринимательства. Все виды предпринимательства взаимосвязаны и взаимозависимы.
Коммерческое предпринимательство, как особый вид организационно-хозяйственной деятельности, обладает своеобразными характеристиками, выражающими его сущность. Назначения предпринимательской деятельности - поиск нового, улучшение или закрепление существующего положения, концентрирование на задачах извлечения максимальной прибыли из существующих в наличии ресурсов и достижения баланса в организационно-хозяйственной деятельности коммерческо-предпринимательских структур (КПС). Достичь это предприниматель может с помощью имеющихся ресурсов, которые позволяют ему создать новые потребительские стоимости.
Коммерческо-предпринимательская деятельность в России претерпела значительные изменения по формам, видам продажи, структуре и ассортименту товаров. Советская торговля была практически полностью монополизирована. Для нее характерными являлись четыре основных вида монополизма: государственный, территориальный, управленческий и монополизм на дефицит.
Рыночная деятельность в торговле как секторе экономики осуществляется посредством усилий множества конкурирующих субъектов торговли. Эффективность торговли на федеральном и территориальном уровне напрямую зависит от экономических результатов деятельности отдельных торговых предприятий.
В условиях рыночной экономики КПС принадлежит важная роль связующего звена между производством и потреблением. Формирование рынка потребителя, усиление конкуренции, трудности в сбыте продукции вынуждают их большое внимание уделять изучение конъюнктуры рынка.
В результате деятельности КПС происходит распределение и движение материальных ресурсов из сферы производства в сферу потребления. При этом важным для них становится организовать работу подразделений, чтобы было обеспечено своевременное предложение товаров в нужном месте, в достаточном количестве, необходимого ассортимента и надлежащего качества.
У правление коммерческо-предпринимательской
структурой представляет собой сложную систему, в которую входят, совокупные, взаимодействующие элементы, в числе которых и система оценки.
Оценка деятельности коммерческо-предпринимательских структур занимает особое место в механизме управления, и выполняет ряд функций, важнейшими из которых являются: измерительная, регулирующая, координирующая,
направляющая, организующая, стимулирующая, обучающая.
Каждая из перечисленных функций является значимой и оказывает на коммерческо-предпринимательские структуры соответствующее этой функции воздействие:
- измерительная функция позволяет определить инструмент, протяженность и величину измерения, его направление;
- регулирующая функция позволяет коммерческо-предпринимательские структуры приводить к порядку, к системе; координирующая функция - согласовывает и устанавливает целесообразное соотношение действий самого структурного подразделения, так и действия между коммерческо-предпринимательскими структурами;
- направляющая - позволяет направлять действия на целеустремленную деятельность коммерческо-предпринимательских структур;
- организующая - позволяет деятельность коммерческо-предпринимательских структур приводить к планомерным и упорядоченным;
- стимулирующая - дает возможность заинтересовывать коммерческо-предпринимательские структуры в результатах деятельности и позволяет активизировать их деятельность;
- обучающая - позволяет коммерческо-предпринимательским структурам приобретать опыт, изучать передовой опыт других коммерческо-предпринимательских структур, специализировать деятельность подразделения.
В связи с этим важным становится оценка состояния и возможностей улучшения деятельности коммерческо-предпринимательских структур за счет:
- совершенствования производственной, торговотехнологической структуры, т.е. совокупность технологических связей и отношений между структурными подразделениями;
- организационной структуры, т.е. совокупности взаимосвязей и отношений между структурными
подразделениями, выделяемых по признаку выполнения управленческих процессов (функций);
- организационно-технической составляющей системы управления, т.е. подсистемы распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав структурными подразделениями.
Литература
1. Блинов А. Малое предпринимательство. М.: Ось-89, 1997.
2. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: учеб. для вузов. М.: ИНФРА-М, 2009.
3. Кабаков B.C., Михайлушкж А.И., Шимко П.Д. Предпринимательство и менеджмент в малой фирме: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2008.
4. Крупанин А.А. Основы предпринимательства. СПб.: Питер, 2002.
5. Крупанин А.А. Основы регулирования предпринимательства. СПб.: Питер, 2010.
6. Лапуста М.Г., Мазурин Т.Ю. Предпринимательство: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2010.
7. Николаева Т.И. Экономика предприятий торговли общественного питания. М.: ИНФРА-М, 2009.