выше роста экономики страны за этот же год;
3. Полученные модели с достаточной точностью (рис.3) отражают исходные данные за пять лет (20082012гг.), что позволяет использовать модель предыдущего периода для предварительного прогнозирования развития рекламы в будущем периоде;
4. Кривая модели за 2012г. была рассчитана по данным за 9 месяцев. Будет интересно сравнить ре-
библиограф
1. http://uamconsult.com/book_202_chapter_15_7_ТЕ1_ЕРЕК LAMA.html
2. http://xreferat.ru/53/968-1-istoriya-razvitiya-televizionnoiy-reklamy-v-rossii.html
3. http://economicarggu.ru/2009_1/strelkov.pdf
4. Калеев Р.В. Институты российского регионального телевизионного рекламного рынка: особенности становления и функционирования // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Т.5, № 1. http://www.ref.by/refs/47/9637Z1
5. http://artvision-pnz.narod.ru/rek_rus.html
6. http://nebosvet.ru/conte nt/view/7/6/
7. http://www.grandars.ru/student/marketing/istoriya-reklamy.html
8. http://www.akarussia.ru/download/Veselov.pdf «Видео
альные показатели по четвертому кварталу 2012г. с данными, которые мы получили по модели за три квартала (строки10-12, табл. 2);
5. Предложенная модель, как нам кажется, может быть использована для отражения развития практически любого сектора экономики, конечно если есть хотя бы приблизительные оценки бюджетов в течение года (но об этом подробнее в следующей статье).
ский список
Интернешнл» Автор: Веселов С.В. Медиарекламный рынок и телереклама в России. Текущее состояние и прогноз.
9. Тенденции развития рынка рекламы в России за 2012г. http://comagency.ru/trends-of-advertising-market-2012/
10. http://www.dv-
reclama.ru/russia/analytics/reclama/stock/detail.php?ELEMENT _ID=25638
11. http://art-com.ru/pages/news/market_news/41/
12. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?fromsearch=cf4f48d7-fb13-4d94-b6c7-cb3ce30c3f11 &docsid=1485023
13. http://mediarevolution.ru/advertiser/markets/2352.html
14. http://mediarevolution.ru/advertiser/markets/1225.htm
15. 21 Февраль 2012 http://www.akarussia.ru/press_centre/ news/id1864
УДК 338.49
ИНФРАСТРУКТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СПЕЦИФИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
л
© Е.Б. Хоменко1
Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, 426069, Россия, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Студенческая, д. 7.
Рассмотрены современные тенденции трансформации инфраструктуры организации. Автором выделены этапы развития инфраструктурного обеспечения производственной и предпринимательской деятельности в процессе становления организации предпринимательского типа; обоснованы ключевые факторы формирования инфраструктуры предпринимательства в условиях становления постиндустриального общества (качество, комплемен-тарность, координация, креативность, конкурентоспособность). Ил. 2. Табл. 1. Библиогр. 12 назв.
Ключевые слова: предпринимательская организация; инфраструктура предпринимательства; инфраструктура предпринимательской организации.
INFRASTRUCTURE OF PROFIT ORIENTED BUSINESS: FEATURES AND DEVELOPMENT TRENDS E.B. Chomenko
Izhevsk State Technical University named after M.T. Kalashnikov, 7 Studencheskaya St., Izhevsk, Udmurt Republic, Russia, 426069.
The paper deals with the contemporary trends of company infrastructure transformation. The author distinguishes development stages of infrastructural provision for industrial and undertaking activities under the profit oriented business formation. The key factors of building the infrastructure of entrepreneurship are justified in the context of the post-industrial society (quality, complementarity, coordination, creativity, competitiveness). 2 figures. 1 table. 12 sources.
Key words: profit oriented business; infrastructure of entrepreneurship; infrastructure of profit oriented business.
Среди новых тенденций в развитии науки и практики управления, появившихся накануне XXI в., особый интерес представляет подход, получивший название «предпринимательское управление». В 80-е
годы ХХ века, когда крупные зарубежные фирмы осознали, что условием их выживания и сохранения выступает гибкость, заметно усилилась тенденция к децентрализации управления внутри компании, созда-
1Хоменко Екатерина Борисовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, тел.: 89068171242, email: [email protected]
Chomenko Ekaterina, Candidate of Economics, Professor of the Department of Economic Theory, tel.: 89068171242, e-mail: [email protected]
нию предпринимательских подразделений, «центров прибыли», распространению дивизиональных структур [8, с.116]. Помимо традиционного предпринимательства (антрепренерства), в эти годы возникло так называемое внутреннее предпринимательство (интрапре-нерство) [9], под которым понимается следующее:
1. Традиционное предприятие (фирма, организация) работает в устойчивом режиме, в установившихся управленческих и организационно-производственных структурах и консервативно относится ко всем возможным изменениям.
2. Предприятие предпринимательского типа (предпринимательская организация) работает на принципах интрапренерства, то есть активно идет на реализацию всех возможных предпринимательских идей. В предпринимательской организации формируется новый тип менеджера - менеджер-предприниматель вместо менеджера-администратора. Философия управления предпринимательской организации гласит: «меньше менеджмента, больше предпринимательства». Также происходит изменение состава ресурсного обеспечения организации. Наряду с применением традиционных ресурсов повышается востребованность предпринимательских, информационных и интеллектуальных ресурсов и соответствующее инфраструктурное обеспечение их вовлечения в производственную и предпринимательскую деятельность.
Современный взгляд на производство стал более широким. Появился термин «интегрированное производственное предприятие», им обозначают организацию, в которой все службы участвуют в процессе принятия решений и выработке стратегии развития бизнеса. Все подразделения и службы организации должны работать сообща на достижение конечного результата. При этом предполагается устранение границ между функциональными службами (производства, маркетинга, НИОКР, финансов и кадровых служб и др.) [11]. Таким образом, происходит взаимопроникновение перерабатывающей и инфраструктурной подсистем организации, производственной и организационно-управленческой инфраструктур, формируется производственно-предпринимательская инфраструктура организации. Цель ее функционирования заключается не только в создании условий для удовлетворения потребностей развития бизнеса, но и в реализации возможностей замещения внутренних инфраструктурных операций внешними. Например, взаимодействие с организациями торговли, складского хозяйства, привлечение заёмных ресурсов, получение имущества в лизинг, участие в сети и т. д.
Идея выделения этапов перехода к внутреннему предпринимательству и становления предпринимательской организации рассмотрена в работе А.О. Блинова, а также приведена в исследовании авторского коллектива - В.В. Томилов, А.А. Крупанин, Т.Д. Ха-кунов.
Так, А.О. Блинов подчеркивает, что организация в бизнесе имеет собственную логику развития, свои закономерности, свою статику и динамику. Для бизнеса при этом чрезвычайно важным является возмож-
ность сохранять баланс между происходящими в организации качественными изменениями и необходимостью устойчивости в каждый период времени. Автор выделяет четыре стадии развития предпринимательской организации: «тусовка», «механизация», внутреннее предпринимательство и управление качеством [1].
Авторский коллектив Томилов В.В., Крупанин А.А., Хакунов Т.Д. предлагает исследовать процесс становления интрапренерства на основе изучения трансформации традиционного предприятия в предприятие предпринимательского типа. С этой целью осуществляется анализ: целей интерпренерства; предпосылок становления интерпренерства; процесса формирования условий для интрапренерства; процесса создания предпринимательской структуры; завершающей фазы становления интерпренерства. В процессе становления интрапренерства учеными выделяются следующие фазы развития базового предприятия [11]:
1-я - предприятие традиционного типа;
2-я - предприятие, на котором есть условия для создания предпринимательской структуры;
3-я - предприятие, на котором создана предпринимательская структура;
4-я - предприятие, функционирующее на основе внутреннего предпринимательства.
По нашему мнению, становление организации предпринимательского типа предполагает последовательное изменение инфраструктурного обеспечения производственной и предпринимательской деятельности, которое можно представить в виде ряда этапов:
1. Организация традиционного типа.
Одной из центральных причин кризиса традиционной организации становится неоправданный рост расходов, прежде всего, за счет создания большого количества инфраструктурных подразделений и «разбухания» всех отделов и служб. Поэтому в целях повышения экономической эффективности деятельности организации необходимы изменения в организационно-управленческой инфраструктуре.
2. Организация, на которой созданы условия для совершенствования организационно-управленческой инфраструктуры.
Обычно организации данного уровня представляют собой группу отдельных бизнесов, каждый из которых курируется кем-то из учредителей. При этом принципиальное отличие от предыдущего этапа состоит в том, что учредители, которые отвечали за результаты бизнеса в традиционной организации, а потому находились в позиции менеджеров, начинают осваивать новую для себя позицию инвесторов. Центральным моментом, характеризующим позицию инвестора в бизнесе, становится принятие решения относительно целесообразности развития того или иного направления деятельности, а также вложения в него финансовых и других ресурсов[1]. В результате осуществляется трансформация организационно-управленческой инфраструктуры посредством выделения интерпренерских подразделений, совершенствования инфраструктурных связей и перераспределения ответственности за результаты бизнес-
Инфраструктура предпринимательства
Характер инфраструктурной подсистемы
3. Надфирменная
Доминирующие инфраструктурные функции
Интеграционная Регулирующая
Регулирующая Стимулирующая
Стимулирующая Коммуникационная
Организационно-
предпринимательская
инфраструктура
Коммуникационная Стимулирующая
Стимулирующая Интеграционная
Рис.1. Пирамида инфраструктуры предпринимательства в условиях перехода к системе внутреннего предпринимательства
Источник: составлен автором
процессов. Начинается формирование инфраструктуры поддержки внутреннего предпринимательства, которая призвана содействовать становлению интер-пренерства. Ее ключевая инфраструктурная функция - стимулирующая.
3. Предпринимательская организация, применяющая технологию внутреннего предпринимательства, где создана и действует организационно-предпринимательская инфраструктура.
Активность в этот период смещается из сферы реальных действий в сферу стратегического анализа и планирования. Делегирование ответственности и делегирование полномочий - основа системы внутреннего предпринимательства. Предпринимательская организация на этом этапе может стать системой из нескольких бизнесов, которые могут, работая на разных рынках, иметь общую организационно-предпринимательскую инфраструктуру, получающую возможность продавать свои услуги бизнесам, зарабатывая себе средства самостоятельно. С учетом инфраструктурных изменений в предпринимательской организации модифицируется и пирамида инфраструктуры предпринимательства (рис. 1).
В результате на внутрифирменном уровне формируется организационно-предпринимательская инфраструктура, призванная создать благоприятные условия для рыночного взаимодействия интерпренер-ских подразделений, как в рамках предпринимательской организации, так и на рынках ресурсов и товаров.
4. Предпринимательская организация инновационного типа, в которой создана и функционирует единая производственно-предпринимательская инфраструктура.
В условиях рыночной экономики развитие инновационного предпринимательства зависит от спроса со стороны потребителей на инновации, наличия развитого научно-технического потенциала национальной
экономики, функционирования венчурных фирм и инвесторов, финансирующих рисковую инновационную деятельность. Многие экономисты связывают инновационное предпринимательство со способностью продвижения инноваций посредством рискового бизнеса, а к субъектам инновационного предпринимательства относят малые рисковые фирмы, способные реализовать коммерчески привлекательные новшества и получить на этой основе прибыль. Высокая эффективность малых инновационных предприятий объясняется оперативным реагированием на новые научные идеи и на решение конкретных проблем, связанных с получением конечного результата от реализации инновационного продукта. Однако помимо малых форм инновационного предпринимательства (типичными представителями являются венчурные предприятия, создаваемые для апробации, доработки и доведения до промышленной реализации рисковых нововведений), функционируют и крупные организационные формы инновационного предпринимательства^], также обладающие рядом преимуществ (таблица).
На этапе предпринимательской организации инновационного типа предпринимательская структура делает мощный качественный скачок в своем развитии, внутренняя инфраструктура которой приобретает производственно-предпринимательский характер и функционирует как единая подсистема организации, ориентируемая рынком и ориентированная на рынок. При этом появляется возможность использовать преимущества как малых инновационных предприятий, так и крупного инновационного бизнеса в рамках единой предпринимательской структуры. В итоге инфраструктура предпринимательства, являясь частью внешней среды традиционной организации, в предпринимательской организации инновационного типа проникает в ее внутреннюю среду, охватывая все инфраструктурные процессы (рис. 2).
Особенности малого и крупного инновационного предпринимательства
Преимущества малых инновационных предприятий Преимущества крупного инновационного бизнеса
- применение стратегии, ориентированной на малые ниши рынков - возможность масштабного использования инноваций
- отсутствие жесткой конкуренции и сложных барьеров на рынке - наличие жесткой конкуренции на уже освоенных рынках, требующей крупных вложений для продвижения инноваций при высоких начальных издержках в производстве инновационного продукта
- невысокая капиталоемкость производства и продвижения товара на рынок
- возможность прямых контактов с потребителями
- использование результатов базисных, пионерных НИОКР в пограничных областях науки и техники - необходимость использования сложных технических систем при проведении длительных процедур испытания, апробации, лицензирования и сертификации инновационного продукта
- возможность многовариантного использования результатов выполненных НИОКР, приложение их к различным потребностям
Источник: таблица составлена автором
В результате ключевыми факторами формирования инфраструктуры предпринимательства в условиях становления постиндустриального общества, по нашему мнению, являются: качество, комплементар-ность, координация, креативность, конкурентоспособность, что можно обозначить как правило «5К».
1. Качество и система управления качеством является основой перехода инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности организаций на новый уровень организационного развития, который практически не встречается в отечественных предпринимательских структурах. Стратегией развития предпринимательской организации становится захват стратегических приоритетов на рынке через задание своих стандартов качества, то есть количественное наращивание организационно-экономического потенциала и финансовой устойчивости становится для предпринимательской структуры естественным следствием приоритетной задачи выхода на рынок с продукцией высшего качества, отвечающей всем требованиям клиентов. В результате предпринимательской организации инновационного типа удается совместить в себе все лучшее, что создано на предыдущих этапах организационного развития, формируя
соответствующее инфраструктурное обеспечение.
2. Комплементарность инфраструктуры предпринимательства основывается на эффекте взаимодействия институтов (институции как комплементарные блага, институциональное равновесие, институция катализатор) [5, с. 26]. Институциональная комплементарность инфраструктуры предпринимательства как явление, отражает целостность инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности и может быть рассмотрена с позиции синерге-тического подхода. Форма и функция элемента любой, в том числе инфраструктурной, системы является примером дополнительности, единства разноплановых противоположностей, лишь в совокупности обеспечивающих саму возможность осуществления инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности. С одной стороны, функция есть способ существования институциональной формы инфраструктуры, с другой - институциональная форма инфраструктуры оправдывает свое существование лишь как носитель определенной функции. Лишь в своем единстве они формируют целостный институциональный элемент, блок, подсистему, систему. Они комплементарны, оказываются взаимозависимыми и допол-
Инфраструктурапредприншаательстеа
Характер инфраструктурной подсистемы
3. Надфирменная
1. Межфирменная 0. Внутрифирменна
Доминирующие инфраструктурные функции
Интеграционная Регулирующая
Регулирующая Стимулирующая
Стимулирующая Коммуникационная
Коммуникационная
Стимулирующая
Интеграционная
Рис. 2. Пирамида инфраструктуры предпринимательства в условиях формирования предпринимательской организации инновационного типа
Источник: составлен автором
няют друг друга. Относительность взаимозависимости институциональных функций и форм, их существование как открытых систем, в том числе инфраструктуры предпринимательства, проявляется, во-первых, в том, что она может выполнять несколько функций (обеспечивающую, регулирующую, интеграционную и др.). Во-вторых, разные формы инфраструктуры могут выполнять одну и ту же функцию. Например, обеспечивающую функцию выполняют и производственная инфраструктура, и социальная, и инфраструктура предпринимательства. В-третьих, одни и те же функции в инфраструктуре предпринимательства в разное время могут выполнять разные подсистемы (регулирующая функция осуществляется институциональной инфраструктурой, и она же присуща инфраструктуре поддержки предпринимательства).
3. Координация взаимодействия субъектов инфраструктуры предпринимательства, согласование и упорядочение их взаимодействия с региональными органами власти и предпринимательскими структурами является важнейшей составляющей в обеспечении материальных и организационных условий развития предпринимательской деятельности, как в национальном масштабе, так и на региональном уровне. Эти условия определяются, в первую очередь, такими элементами инфраструктуры предпринимательства, как информационные базы, технические средства, обеспечивающие сбор, обработку, передачу информации, системы связи, а также организационные формы, поддерживающие кооперацию предпринимательских структур крупного, среднего и малого бизнеса, стимулирующие предпринимательскую активность в обществе.
4. Креативность инфраструктуры предпринимательства означает ее направленность на обеспечение реализации креативных способностей индивидов и организаций в предпринимательской деятельности. При этом уровень креативности формируется под влиянием среды, а спады в креативности связаны либо с уменьшением ее востребованности, либо со стрессовыми и кризисными ситуациями. Согласно методу Кайдзен, креативность организации резко возрастает при вовлечении всех работников в непрерывное ее совершенствование. Улучшая стандартизованные действия и процессы, цель кайдзен - производство без потерь (бережливое производство) [12]. Инновация предполагает резкое улучшение действующего процесса и требует крупных инвестиций для покупки новых технологий, оборудования и других необходимых составляющих, нуждаясь в инфраструктурной поддержке. Кайдзен означает малые улучшения, достигаемые в результате скоординированных постоянных усилий со стороны всех сотрудников организации, что предполагает применение соответствующих инфраструктурных инструментов со стороны производственно-предпринимательской инфраструктуры. При этом креативность инфраструктурного обеспечения предпринимательства достигается не только посредством поддержки инновационной деятельности и ее внутрифирменного инфраструктурного стимулирования, но и путем формирования соответствующей ин-
ституциональной инфраструктуры, а также развития инфраструктурного обеспечения рынков, в том числе рынка научно-технической продукции.
5. Конкурентоспособность как результат функционирования инфраструктуры предпринимательства определяется ее способностью обеспечивать реализацию конкурентных преимуществ предпринимательских структур. «Конкурентоспособность объекта» отражает состояние, характеризующее реальную либо потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия соперников [2]. Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества [6].
В настоящее время, для того чтобы фирма была конкурентоспособной в борьбе с ведущими фирмами, требуются совершенно новые подходы к организации производства и управления, чем те, на которые руководители ориентировались в прошлом. И прежде всего новые подходы нужны в инвестиционной политике, при проведении на предприятии технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и технологии. Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов, которые можно считать компонентами конкурентоспособности. Их можно разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие и нормативно-правовые [4]. Реализация указанных компонентов в процессе предпринимательской деятельности осуществляется при активном участии инфраструктуры предпринимательства.
Технико-экономические компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и пр.
Коммерческие компоненты определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу); предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).
Нормативно-правовые компоненты отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты).
В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период нормам, требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке.
Важно подчеркнуть, что конкурентоспособность как характеристику функционирования инфраструктуры предпринимательства можно рассматривать не только на микроэкономическом уровне, но и в национальном и глобальном масштабе. Проблема конкурентоспособности в мировом экономическом пространстве крайне важна для экономики любой страны, особенно в условиях глобализации мирового хозяйства, когда значение для национальных экономик различных форм внешнеэкономических связей, степень открытости национальных экономик для зарубежных товаров, услуг и капиталов резко возрастают. Конкурентоспособность выступает универсальным требованием, предъявляемым открытой хозяйственной системой к любой национальной экономике [7]. С этой позиции национальная инфраструктура предпринимательства может рассматриваться как совокупность институтов, учреждений и организаций, обеспечивающих благоприятные общие условия для предпринимательской деятельности национальных предпринима-
тельских структур в условиях конкуренции с иностранными бизнес-структурами, при повышении уровня жизни населения и соблюдении международных экологических стандартов.
Постиндустриальная экономика, создание которой является целевым ориентиром для большинства развитых стран, предполагает в качестве важнейшей основы развития формирование информационной, инновационной и социогуманитарной инфраструктур [3, с. 32-34], способствующих росту эффективности вовлечения в предпринимательскую деятельность знаний, новых технологий и высококвалифицированной рабочей силы. Фундаментальные исследования, новые разработки, креативные кадры, взаимодействие с вузовской наукой обеспечивают развертывание инновационного процесса в стране и конкурентоспособность субъектов экономики и предпринимательства. При этом инновации и инновационная деятельность являются базисными условиями формирования государства инновационного типа и соответствующей инновационно активной системы предпринимательства, где создана сбалансированная инфраструктура предпринимательства, в полной мере реализующая свои инфраструктурные функции в развитии бизнеса.
Библиографический список
1.Блинов А.О. Формирование систем инновационного предпринимательства в Российской Федерации // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета [Электронный ресурс]. URL: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2006/2006-3/4.htm (Дата обращения 21.08.2012).
2. Богомолова И.П., Хохлов Е.В. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. №1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dis.rU/library/market/archive/2005/1/3548.html (Дата обращения: 02.11.2012).
3. Григорьева О.Н., Хоменко Е.Б. Эволюция национальной экономической системы: технологические уклады, инфраструктурное обеспечение и роль инноваций // Математические модели и информационные технологии в организации производства. Научно-практ. журнал. 2010. №2(21). С. 3240.
4. Конкурентоспособность предприятия [Электронный ресурс]. URL: http://www.inventech.ru/lib/predpr/predpr0041/ (Дата обращения: 02.11.2012).
5. Липов В.В. Институциональная комплементарность как фактор формирования социально-экономических систем // JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) 2012. Т. 4, №1. С. 25-42.
6. Основные понятия конкуренции и конкурентоспособности
предприятий сферы предоставления услуг. Образовательный сайт Кучеровой Е.Н. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kycherova.ru/osobennocti/index.html (Дата обращения: 02.11.2012).
7. Осьмова М.Н., Бойченко A.B. Глобализация мирового хозяйства. Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: ИНФРА-М, 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://knigi-uchebniki.eom/ekonomika-mirovaya/132-konkurentosposobnost-rossiyskoy-ekonomiki.html (Дата обращения: 02.11.2012).
8. Смирнова В.Г. Формирование концепции предпринимательского управления // Проблемы теории и практики управления. 1998. №4. С. 116-119.
9. Томилов В.В., Крупанин А.А., Хакунов Т.Д. Маркетинг и интрапренерство в системе предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: http://enbv.narod.ru/text/Econom/ marketing/mark_and_intrap/str/04.html (Дата обращения 21.08.2012).
10. Шабуришвили М.В. Содержание и формы инновационного предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn04/13.shtml (Дата обращения 01.12.2012).
11. http://bbest.ru/management/reshenie/obekt/sistem/ (Дата обращения: 14.08.2012)
12. http://ru.wikipedia.org/wiki/Кайдзен (Дата обращения: 18.02.2012).