Научная статья на тему 'Оценка демографического потенциала коренного населения предгорий Северного Алтая (XIX - начало XXI вв. )'

Оценка демографического потенциала коренного населения предгорий Северного Алтая (XIX - начало XXI вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СЕВЕРНЫЙ АЛТАЙ / КОРЕННОЙ ЭТНОС / ТРАДИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ / DEMOGRAPHIC POTENTIAL / NORTH ALTAI / NATIVE ETHNIC GROUPS / TRADITIONAL BEHAVIOR PATTERN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Николаев Василий Владимирович

Доклад представляет собой попытку оценить естественное и механическое движение коренных этносов Северного Алтая кумандинцев, челканцев, тубаларов на протяжении XIX начала XXI вв. Опираясь на широкий круг источников, автор приходит к выводу, что развитие демографической ситуации на Северном Алтае в XIX начале XX вв. было обусловлено контактами коренного населения с русскими и масштабами христианизации. Естественное движение автохтонного населения в XX в. было сопряжено с изменением традиционных моделей демографического поведения и оттоком населения из районов традиционного проживания. Но в сложных социально-экономических условиях XX в. малочисленным этносам Северного Алтая удалось сохранить значительный демографический потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMOGRAPHIC POTENTIAL OF NORTH ALTAI FOOTHILL NATIVES (19th - EARLY 21st CC.)

The paper is an attempt to appraise North Altai ethnic groups (Kumandin, Chekan, Tubular) migration during the 19th early 21st cc. period. A wide variety of sources allows the author to conclude that the demographic situation in North Altai of the indicated period was determined by the natives contacts with Russians and by a wide spread of Christianity. Natural migration of autochthonous population in the 20th century was due to a change in traditional demographic behavior patterns and to mass exodus from the habitat. Notwithstanding complicated social and economic conditions of the 20th c., North Altai ethnic minorities managed to retain considerable demographic potential.

Текст научной работы на тему «Оценка демографического потенциала коренного населения предгорий Северного Алтая (XIX - начало XXI вв. )»

КУЛЬТУРА ЭТНОЛОГИЯ

Круглый стол*

«Региональные факторы формирования демографических, этнических и социальных рисков развития человеческого потенциала» в рамках международного семинара «Север и юг: диалог культур и цивилизаций» (14—16 мая 2009 г., Новосибирск)

Часть II

© 2009

В.В. Николаев

ОЦЕНКА ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ ПРЕДГОРИЙ СЕВЕРНОГО АЛТАЯ (XIX - НАЧАЛО XXI вв.)

Доклад представляет собой попытку оценить естественное и механическое движение коренных этносов Северного Алтая — кумандинцев, челканцев, тубаларов на протяжении XIX — начала XXI вв. Опираясь на широкий круг источников, автор приходит к выводу, что развитие демографической ситуации на Северном Алтае в XIX — начале XX вв. было обусловлено контактами коренного населения с русскими и масштабами христианизации. Естественное движение автохтонного населения в XX в. было сопряжено с изменением традиционных моделей демографического поведения и оттоком населения из районов традиционного проживания. Но в сложных социально-экономических условиях XX в. малочисленным этносам Северного Алтая удалось сохранить значительный демографический потенциал.

Ключевые слова: демографический потенциал, Северный Алтай, коренной этнос, традиционная модель поведения.

Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. в «Официальный единый перечень коренных малочисленных народов России» были включены кумандинцы, тубалары и челканцы (северные алтайцы) — коренное население предгорий Северного Алтая. С этого момента этносоциальные процессы в их среде стали предметом специальных исследований российской этнологии

Настоящая работа представляет собой попытку оценить естественное и механическое движение этих этносов на протяжении XIX — начала XXI вв. Ее ис-

* Часть I см.: ПИФК. 2009. № 3. С. 301-373.

точниковой базой являются материалы Территориальных органов Федеральной службы государственной статистики по Республике Алтай и Алтайскому краю, архивные документы Центра хранения архивных фондов Алтайского края (метрические книги, документы Алтайской духовной миссии и др.), опубликованные данные переписи 1926 и 2002 гг., а также полевые сборы автора.

Согласно имеющимся данным, в течение XIX — первых десятилетий XX в. численность коренного населения предгорий Северного Алтая постоянно возрастала. Положительная динамика прироста аборигенного населения была прервана политическими процессами 1920-1930-х гг. и Великой Отечественной войной. С середины XX в. начались существенные демографические и социокультурные трансформации. Во второй половине XX в. демографические потери уже не перекрывались естественным приростом.

В XIX — начале XX вв. для автохтонного населения предгорий Северного Алтая был характерен традиционный тип воспроизводства, сопряженный с высокими смертностью и рождаемостью. Рождаемость на рубеже XIX—XX вв. колебалась в пределах 20—70 %, наиболее высоким данный показатель был в Тайнинском приходе — в 1905 г. он составлял 90,2 %. Уровень смертности варьировался в пределах 5—60 %. Значительную группу умерших (до 30 %) составляли младенцы до года; до 5-летнего возраста доживало только 4 ребенка от общего числа родившихся. Смертность носила цикличный характер: достигая «высшей точки» (возможно, в период эпидемий), она снижалась в последующие годы, а затем вновь повышалась. Соответственно, естественный прирост населения в отдельные годы сменялся регрессом, но в целом имел незначительную положительную динамику.

В первой половине XX в. на Северном Алтае формировалась сельская медицинская сеть, охватившая к концу 1930-х гг. значительное количество сел. Но дисперсный характер расселения аборигенного населения обусловливал ограниченность и периодичность медицинской помощи. Даже в 1950-х гг. сохранялось влияние шаманов на старшее поколение, роды принимали в основном повивальные бабки 1.

Влияние внешних факторов дополнялось недоверием коренного населения к врачам. Так, в 1930-е гг. в Красногорском районе в ходе эпидемии, возникшей в результате употребления в пищу перезимовавших колосков при изъятии

зерна в ходе коллективизации, кумандинцы скрывали от врачей больных

„2 детей ..

Несмотря на социокультурные перемены первой половины ХХ в. в России, в структуре и уровне смертности коренного населения региона существенных изменений не произошло. Это было обусловлено общим ухудшением социально-экономических условий, коллективизацией и репрессиями. Так, в зоне проживания северных алтайцев в 1930-е гг. только по Турочакскому району (нынешней Республики Алтай) было репрессировано 147 алтайцев, по Чойскому — 97 3.

Потери в годы Великой Отечественной войны, в отличие от Первой мировой войны, когда «инородцев» призывали только на тыловые работы, существенно отразились на демографии коренных этносов. На фронте погибло 199 солтон-ских и 99 красногорских кумандинцев, 313 алтайцев из Чойского и 417 из Туро-

212

НИКОЛАЕВ

чакского районов 4. Половозрастная структура населения деформировалась, обусловив распространение межэтнических браков, внебрачных связей и абортов 5(ПМА, 2007, Солтон; 2008, Красногорское, Турочак).

В то же время среди коренного населения Северного Алтая во второй половине XX в. шло снижение уровня смертности, в первую очередь, за счет сокращения уровня младенческой и детской смертности. Данный процесс прослеживается по материалам похозяйственных книг сельских советов в границах Северного Алтая. Если в 1940-е гг. летальные случаи среди детей до 5 лет фиксировались неоднократно, то в начале 1970-х гг. в похозяйственных книгах 9 сельсоветов, не было зарегистрировано ни одного умершего младенца. Таким образом, первый этап демографического перехода у коренного населения предгорий Северного Алтая состоялся в 1950 — 1960-е гг. Его суть заключалась в снижении уровня смертности.

Второй этап демографического перехода — снижение уровня рождаемости — относится к 1970-м гг. На этот период, по данным похозяйственных книг, приходится резкое уменьшение количества деторождений. Статистические сведения подтверждаются полевыми материалами, свидетельствующими о произошедшем во второй половине XX в. изменении демографического поведения автохтонного населения Северного Алтая. Дальнейшее распространение получили аборты. Информаторы отмечали, что основной причиной прерывания беременности являлись бедность и незнание других средств регулирования рождаемости. Если раньше высокая детская смертность выступала регулирующей силой детности семей, то успехи медицины в 1950-е гг. обусловили применение новых средств ограничения рождаемости, среди которых наиболее доступным стал аборт. Один из информаторов отметил: «Раньше дети сами умирали, вот и не делали аборты» 6.

Вплоть до 1970-х гг. в среде коренного населения Северного Алтая продолжает сохраняться установка на ранние браки, но большинство информаторов, родившихся в 1920-1930-е гг., вступали в брак уже после 20 лет. Причиной откладывания свадьбы становится учеба в высшем учебном заведении, служба в армии.

Снижение численности коренных народов Северного Алтая было сопряжено с возрастанием их миграционной активности. В XIX — первой половине XX вв. население перемещалось в основном в пределах региона исконного обитания. На рубеже XIX—XX вв., в ходе увеличения притока переселенцев, граница расселения коренного населения продолжала сужаться.

Перепись 1897 г. зафиксировала существенные изменения в расселении коренного населения, произошедшие в течение XIX в. Наиболее значительные изменения имели место в черневых волостях (за исключением Кергежской волости) и прилегающей Верхне-Кумадинской волости. Более половины населения указанных волостей сменили место проживания. Население Кергежской и Кондомо-Шелкальской волостей осталось не вовлеченными в миграционные потоки.

Межэтнические браки, трудовая и учебная миграция и другие факторы способствовали расширению географии миграций. Особенно массовыми были переселения 1960-1970-х гг.; они были вызваны практикой укрупнения совхозов,

ликвидаций «неперспективных сел» и нарастающей миграцией в города. В результате большая часть (57 %) кумандинцев к 2002 г. проживала в городах (в основном в г. Бийске). Темпы урбанизации остальных этносов (особенно челкан-цев) предгорий Северного Алтая уступали кумандинцам. Основная часть чел-канцев проживала в г. Горно-Алтайске.

До середины XX в. для коренного населения предгорий Северного Алтая был характерен традиционный тип воспроизводства населения. Xотя уже с конца XIX в. начался процесс модернизации демографического поведения под влиянием деятельности миссионеров и пришлого населения. Нуклеаризация семей, миграционная активность населения свели на нет социальный контроль, осуществлявшийся со стороны родителей. Исчезли (фактически за ненадобностью) традиционные обычаи: левират, ранние браки и т. д. (ПМА, 2008, Красногорское, Турочак). В 1950 — 1970-е гг. процесс демографического перехода завершился утверждением рационального типа воспроизводства.

В целом, особенности естественного движения населения у кумандинцев, тубаларов и челканцев были обусловлены степенью интенсивности их этнокультурных контактов с русскими и масштабами христианизации в XIX — начале XX вв., что накладывало отпечаток на динамику демографических процессов в течение XX — начала XXI вв. Естественное движение автохтонного населения в XX в. во многом было сопряжено с изменением традиционных моделей демографического поведения и оттоком населения из районов традиционного проживания. Но в условиях сложных военно-политических и социально-экономических событий XX в. малочисленным этносам предгорий Северного Алтая удалось выжить и сохранить значительный демографический потенциал.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Полевые материалы автора (ПМА) 2007: с. Солтон; с. Красногорское, с. Турочак.

2. ПМА, 2008: с. Красногорское.

3. Книга памяти. — Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1993. Т. 3. С. 243.

4. Книга памяти. 1993. С. 187-294; Книга памяти. Барнаул, 1994. Т. 5; Книга памяти. Т. IV. Горно-Алтайск, 1996. С. 174.

5. ПМА, 2008: с. Солтон; с. Красногорское, с. Турочак.

6. Там же.

DEMOGRAPHIC POTENTIAL OF NORTH ALTAI FOOTHILL NATIVES (19th — EARLY 21st CC.)

V.V. Nikolayev

The paper is an attempt to appraise North Altai ethnic groups (Kumandin, Chekan, Tubular) migration during the 19th — early 21st cc. period. A wide variety of sources allows the author to conclude that the demographic situation in North Altai of the indicated period was determined by the natives contacts with Russians and by a wide spread of Christianity. Natural migration of autochthonous population in the 20th century was due to a change in traditional demographic behavior patterns and to mass

214

ВОЛЖАНИНА

exodus from the habitat. Notwithstanding complicated social and economic conditions of the 20th c., North Altai ethnic minorities managed to retain considerable demographic potential.

Key words: demographic potential, North Altai, native ethnic groups, traditional behavior pattern.

© 2009

Е.А. Волжанина

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЧИСЛЕННОСТЬ НЕНЦЕВ ЯМАЛА

В XX — НАЧАЛЕ XXI вв.

Динамика численности ненцев Ямало-Ненецкого автономного округа демонстрирует устойчивый характер этнодемографической ситуации на протяжении ХХ в. Мероприятия, предпринятые государством, прежде всего улучшение медицинского обслуживания, оказали благоприятное действие на улучшение положения народов Севера. Значительное снижение прироста населения приходится на вторую половину 1940-х — начало 1950-х, 1970-е и вторую половину 1990-х гг. К условиям, обеспечивавшим высокий абсолютный прирост, необходимо отнести многочисленность ненцев Ямала, устойчивость их общности и компактность расселения в рамках административной территории при сохранении традиционного кочевого образа жизни.

Ключевые слова: численность населения, ненцы, этнодемографическая ситуация, народы Севера, прирост населения.

По данным переписей населения за 1939-2002 гг. прирост ненцев Ямало-Ненецкого округа составил 1,07 %, Таймыра — 1,09 %, Ханты-Мансийского округа — 0,66 %, Ненецкого округа — 0,52 %. При общей положительной направленности демографических процессов в существовании этого этноса, динамика численности ненцев Ямала, обусловленная характером естественного движения и действиями социально-экономических факторов, имела неустойчивый характер. Снижение показателей численности приходится на межпереписные периоды 1939 — 1959 и 1970 — 1979 гг.1.

Существенное увеличение численности ненцев Ямала фиксируется в 1930-е гг. В 1926 г. ненцы, проживающие на территории Обдорского района, насчитывали 7994, а в 1939 г. — в границах Ямало-Ненецкого национального округа — 13454 чел. Их численность выросла более чем в 1,5 раза после присоединения к Обдорскому району верховьев р. Пур из Сургутского района в ходе организации Ямальского (Ненецкого) национального округа.

С образованием национального округа вместо экзонима «самоед» стал использоваться этноним «ненец», распространенный на группы остяко-самоедов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.