Научная статья на тему 'ОЦЕНКА БИЗНЕСА В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ: РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОБОСНОВАНИЯ СТОИМОСТИ'

ОЦЕНКА БИЗНЕСА В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ: РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОБОСНОВАНИЯ СТОИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

281
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНЫЙ БИЗНЕС / ОЦЕНКА / БИЗНЕС-ОКРУЖЕНИЕ / МЕТОДЫ АНАЛИЗА / ПРОФИЛЬ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ / ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симионова Нина Евгеньевна, Симионов Радомир Юрьевич

Актуальность темы исследования предопределена постоянно возрастающими требованиями к повышению обоснованности расчетов по определению рыночной стоимости бизнеса. Эта тенденция прослеживается в стандартах, регламентирующих оценку в целом и оценку бизнеса в частности. Важная роль при этом отводится правильной оценке факторов стоимости. Поскольку оценочные технологии во многом строятся на прогнозировании показателей доходности бизнеса, вполне логично применять для анализа внешней среды бизнеса методы стратегического анализа с соответствующей адаптацией к сфере применения. Исследования показали, что такие методы как SWOT-анализ, метод Мак-Кинзи и другие широко применяются в практике управления, но не рассматривались в контексте проблем оценки бизнеса. Нами проанализированы методы анализа факторов внешней среды, которые согласуются с методами оценки бизнеса, среди которых: метод балансовой модели состояния микро и макросреды, метод стратегического профиля компании, динамическая модель SWOT-анализа. Изученные подходы и методы взяты за основу при разработке предложений авторов статьи по формированию аналитического инструментария, соответствующего цели и задачам оценки. К полученным авторами научным результатам, в частности, относится адаптация к целям оценки метода построения профиля внешней среды, который основан на системе факторов, способных отражать специфику деятельности строительной компании-объекта оценки и рынка, на котором он функционирует. Предложена модель SWOT-анализа для целей оценки в формате «сильные стороны - слабые сторона - возможности - угрозы» как система факторных признаков, способных характеризовать сильные и слабые стороны компаний, а также возможности и угрозы внешней среды. Предложены факторы, способные влиять на их доходность строительного бизнеса в прогнозном периоде. Предложенные методы отражают современные тенденции развития методологии стратегического анализа, учитывают специфику деятельности строительных компаний и рынка недвижимости. Их применение в оценке бизнеса способно повысить обоснованность расчетов стоимости объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUATION OF BUSINESS IN THE CONSTRUCTION INDUSTRY: THE DEVELOPMENT OF ANALYTICAL TOOLS COST JUSTIFICATION

Relevance of the research topic is predetermined by increasing requirements to the validity of the market value of the business. These requirements are set out in the standards of the evaluation for business. An important role is given to the correct assessment of the cost factors. Methods of evaluation are based on the forecast profitability figures. This suggests that it is logical to apply methods of strategic analysis to identify the environmental factors of market price business. Application of these techniques requires the some adaptation. Studies have shown that SWOT-analysis, the method of Mc-Kinsey and other used in the strategic management practices, but not studied their application in the field of business valuation. We consider the point of view of scientists on the methods of analysis of the external business environment, that are consistent with the methods of evaluation of the business, including: the balance model state of micro and macro, the method of strategic profile of the company, the dynamic model of the SWOT-analysis. Explore approaches and methods form the basis for the formation of the own proposals analytical instruments, reflecting the specifics of construction business assessment. To these author's research results, in particular, to adapt to the objectives of evaluation of the profile of the environment method, which is based on a system of factors that can reflect the specifics of the construction company and construction market. Possibilities of the SWOT-analysis model for evaluation purposes in the format of «strengths - weaknesses - opportunities - threats» proposed as a system of indicators that can characterize the strengths and weaknesses of the companies, as well as the opportunities and threats of the environment. It was suggested some factors that could which may affect the profitability of the construction business in the forecast period. The proposed methods reflect current trends in the development of methodology for strategic analysis, take into account the specifics of the construction companies and business valuation problem. Their use in valuing a business is able to increase the validity of the calculations value of the objects.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА БИЗНЕСА В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ: РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОБОСНОВАНИЯ СТОИМОСТИ»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА и ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

УДК 69.003

Оценка бизнеса в строительной отрасли: развитие аналитического инструментария обоснования стоимости

Симионова Н.Е., Донской государственный технический университет,

Симионов Р.Ю., Российская таможенная академия (Ростовский филиал)

Ключевые слова: строительный бизнес, оценка, бизнес-окружение, методы анализа, профиль внешней среды, динамическая модель.

Актуальность темы исследования предопределена постоянно возрастающими требованиями к повышению обоснованности расчетов по определению рыночной стоимости бизнеса. Эта тенденция прослеживается в стандартах, регламентирующих оценку в целом и оценку бизнеса в частности. Важная роль при этом отводится правильной оценке факторов стоимости. Поскольку оценочные технологии во многом строятся на прогнозировании показателей доходности бизнеса, вполне логично применять для анализа внешней среды бизнеса методы стратегического анализа с соответствующей адаптацией к сфере применения. Исследования показали, что такие методы как SWOT-анализ, метод Мак-Кинзи и другие широко применяются в практике управления, но не рассматривались в контексте проблем оценки бизнеса. Нами проанализированы методы анализа факторов внешней среды, которые согласуются с методами оценки бизнеса, среди которых: метод балансовой модели состояния микро и макросреды, метод стратегического профиля компании, динамическая модель SWOT-анализа. Изученные подходы и методы взяты за основу при разработке предложений авторов статьи по формированию аналитического инструментария, соответствующего цели и задачам оценки. К полученным авторами научным результатам, в частности, относится адаптация к целям оценки метода построения профиля внешней среды, который основан на системе факторов, способных отражать специфику деятельности строительной компании-объекта оценки и рынка, на котором он функционирует. Предложена модель SWOT-анализа для целей оценки в формате «сильные стороны - слабые сторона - возможности - угрозы» как система факторных признаков, способных характеризовать сильные и слабые стороны компаний, а также возможности и угрозы внешней среды. Предложены факторы, способные влиять на их доходность строительного бизнеса в прогнозном периоде. Предложенные методы отражают современные тенденции развития методологии стратегического анализа, учитывают специфику деятельности строительных компаний и рынка недвижимости. Их применение в оценке бизнеса способно повысить обоснованность расчетов стоимости объектов.

Valuation of business in the construction industry: the development of analytical tools cost justification

Simionova N.E., Don State Technical University, Engineering, Simionov R. Y., Russian Customs Academy (Rostov Branch)

Keywords: building business, valuation, business environment, methods of analysis, the profile of the external environment, dynamic model.

Relevance of the research topic is predetermined by increasing requirements to the validity of the market value of the business. These requirements are set out in the standards of the evaluation for business. An important role is given to the correct assessment of the cost factors. Methods of evaluation are based on the forecast profitability figures. This suggests that it is logical to apply methods of strategic analysis to identify the environmental factors of market price business. Application of these techniques requires the some adaptation. Studies have shown that SWOT-analysis, the method of Mc-Kinsey and other used in the strategic management practices, but not studied their application in the field of business valuation. We consider the point of view of scientists on the methods of analysis of the external business environment, that are consistent with the methods of evaluation of the business, including: the balance model state of micro and macro, the method of strategic profile of the company, the dynamic model of the SWOT-analysis. Explore approaches and methods form the basis for the formation of the own proposals analytical instruments, reflecting the specifics of construction business assessment. To these author's research results, in particular, to adapt to the objectives of evaluation of the profile of the environment method, which is based on a system of factors that can reflect the specifics of the construction company and construction market. Possibilities of the SWOT-analysis model for evaluation purposes in the format of «strengths - weaknesses - opportunities - threats» proposed as a system of indicators that can characterize the strengths and weaknesses of the companies, as well as the opportunities and threats of the environment. It was suggested some factors that could which may affect the profitability of the construction business in the forecast period. The proposed methods reflect current trends in the development of methodology for strategic analysis, take into account the specifics of the construction companies and business valuation problem. Their use in valuing a business is able to increase the validity of the calculations value of the objects.

По мере развития оценочного инструментария возрастают требования к информационному обеспечению оценки, что находит отражение в нормативных актах, регламентирующих оценку бизнеса. В частности, в соответствии с Федеральным стандартом «Оценка бизнеса» (ФСО №8), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 июня 2015 г. N 326, в процессе оценки необходимо представить информацию о состоянии и перспективах развития отрасли, в которой функционирует организация, о положении организации, ве-

дущей бизнес, что позволит повысить обоснованность последующих расчетов по установлению рыночной стоимости объекта оценки. Здесь подчеркивается значимость информации, характеризующей состояние бизнес-среды, включая ретроспективную, текущую и прогнозную информацию.

Исследуя бизнес-среду, необходимо исходить из потребности в информации стандартных подходов и методов оценки бизнеса. Несмотря на то, что инструментарий анализа бизнес-среды достаточно обширен, из-за относительной новизны проблемы в той ее постановке, которую требует развитие методов оценки, необходимо продолжить исследования по адаптации существующих методик анализа. Построение аналитического инструментария, который способен обеспечить обоснованную оценку бизнеса, должно быть ориентировано на решение двух проблем: удовлетворение запросов в качественной информации при применении стандартных подходов к оценке и отражение специфики строительного бизнеса.

Способность создавать стоимость предопределяется рынком, на котором работает предприятие, характером и силой конкуренции, возможностью получения доходов и их нормы, что на разных рынках не может быть одинаковым. Ввиду сложности рынков, их специфичности, опасны любые обобщения, но при обоснованном выборе аналитических инструментов погрешности можно свести к минимуму.

В рамках доходного подхода стоимость объекта оценки определяется на основе ожидаемых будущих денежных потоков или прогнозных показателей прибыли. Для этой цели недостаточно оперировать данными финансовой отчетности, а нужна информация, способная обеспечить прогноз доходности бизнеса. Особенно важно иметь такую информацию, если оценивается нестабильный, убыточный или малодоходный бизнес.

В процессе оценки необходимо обосновать продолжительность периода прогноза денежных потоков или иных финансовых показателей деятельности организации, ведущей бизнес. Продолжительность прогнозного периода зависит от ожидаемого времени достижения организацией, ведущей бизнес, стабилизации результатов деятельности, необходима информация о возможных тенденциях развития конкретного рынка, присущих данной сфере деятельности циклических колебаний, возможных рисков.

Рыночная практика накопила достаточно обширный список методов, с помощью которых анализируют бизнес-среду предприятия, но сложившаяся система, во-первых, не ориентирована на оценочную деятельность, а во-вторых, строится на фактическом, а не на прогнозном состоянии.

Изначально следует обратить внимание на факторы внешней среды, способные влиять на стоимость бизнеса и важные для строительной отрасли. М. Скотт [1] рассматривает ряд факторов стоимости, большинство из которых актуальны и для строительства, в частности:

- интенсивность нововведений как источник обновления продуктов, что требует выявить промежутки времени между полными замещениями технологий или их ступенчатыми изменениями;

- степень влияния покупателя на характеристики продукции и спрос, которая предопределяется демографическими показателями, уровнем доходов и возможностями вторичного рынка строительной продукции;

- степень влияния поставщика, предопределяемая развитостью рынка ресурсов для строительства;

- политика государства относительно развития строительной отрасли;

- макроэкономическая среда, формирующая условия отведения участков под строительство, стоимость участков, экологические требования к строительству и эксплуатации объектов.

Учитывая, что в доходности бизнеса важную роль играет его местоположение, что мы видим и в требованиях к выбору компаний-аналогов объекту оценки при применении сравнительного подхода, важная роль должна отводиться анализу конкретного сегмента бизнеса. Е.В.Смирнова и И.Ю.Цыганова [2] сегментный анализ рассматривают как совокупность процедур по оценке привлекательности отдельных сегментов бизнеса. При этом предлагается ряд показателей, ориентируясь на достигнутый уровень которых в процессе оценки можно обосновать метод оценки, правильно дать прогноз показателей, выявить будущие риски. К таким показателям, отражающим внешние условия бизнеса и силу конкурентных позиций, относят:

- темпы роста рынка в среднесрочной перспективе (1-5 лет), %;

- темпы роста рынка в краткосрочной перспективе (до 1года), %;

- темпы роста производительности труда в отрасли, %;

- стадия жизненного цикла выпускаемой продукции;

- степень стабильности рыночной конъюнктуры;

- рыночная доля предприятия;

- темп роста рыночной доли;

- качество продукции;

- лояльность потребителей.

Балансовая модель внешней среды предложена О.В. Баженовым [3]. Модель структура микросреды включает активы и пассивы. Активы состоят из двух групп: надкорпоративные активы (система управления отраслью, отраслевая инфраструктура, трудовые ресурсы отрасли, инвестиционная привлекательность отрасли, рынок сбыта) и корпоративные активы (производители, продавцы сырья и продукции, обслуживающие хозяйства, отраслевой целевой финансовый сектор). К пассивам отнесен надкорпоративный и корпоративный капитал. Рассматривая факторы макро и мезосреды, автор выделяет системообразующие активы и пассивы. Это позволяет рассмотреть в формате балансы факторы внешней среды в процессе применения затратного подхода, отражающего имущественное состояние предприятия, в котором пересматриваются балансовые оценки активов предприятия, включая объекты недвижимости, земельные участки, оборудование, объекты незавершенного строительства, что требует информации о состоянии рынков указанных активов.

Оценка нестабильного бизнеса методом дисконтированного денежного потока строится на гипотезе, что в течение прогнозного периода бизнес может выйти на стабильные доходы путем реализации определенных мер стратегического характера. Вполне логично, что для анализа бизнес-среды в данном случае могут быть применены методы стратегического анализа, апробированные рыночной практикой, в частности, SWOT-анализ, STEP-анализ, метод Мак-Кинзи, основные положения и сущностные характеристики которых раскрыты в работах М.Портера, Ф.Котлера, Ж. Ламбена. Эти методики способны отвечать на вопросы о состоянии внешней среды, факторах стоимости, но при условии их наполнения показателями, отражающими специфику конкретного вида деятельности, выпускаемой продукции, рынка.

SWOT-анализ является одним из основных инструментов стратегического анализа, способным оценить сильные и слабые стороны предприятия, возможности и угро-

зы внешней среды. В методике SWOT-анализ условно принимается следующее:

- сильные и слабые стороны представлены факторами, которые могут контролироваться самим предприятием;

- возможности и угрозы находятся вне контроля предприятия, но могут повлиять на процессы и результаты его деятельности.

Применяя данный метод к конкретной сфере бизнеса, необходимо определить перечень характеристик, по которым следует дать экспертную оценку. Опираясь на накопленный рыночный опыт, теоретические разработки в привязке к различным сферам экономики, учитывая отраслевые особенности строительства, можно предложить следующую классификацию факторов для применения в оценке строительного бизнеса.

1. Сильные стороны:

- хорошая кредитная история, обеспечивающая привлечение средств из заемных источников;

- деловая репутация;

- высокие потребительские свойства строительной продукции;

- наличие производственных мощностей;

- наличие прогрессивных ресурсосберегающих технологий;

- доступность дешевых сырьевых ресурсов;

- наличие мобильных средств производства;

- опыт организации строительного производства;

- положительный опыт участия в торгах;

- наличие надежных поставщиков ресурсов для строительства;

- высокий кадровый потенциал.

2. Слабые стороны:

- ограничения в производственных мощностях для выполнения крупных заказов;

- износ основных средств;

- ограниченные возможности привлечения трудовых ресурсов;

- высокие издержки производства;

- длительный период организационно-технической подготовки строительства каждого объекта;

- отсутствие качественных строительных материалов;

- отсутствие надежных поставщиков.

1. Возможности:

- положительные изменения демографической ситуации;

- рост уровня доходов населения;

- воздействие государственных социальных жилищных программ на спрос;

- развитие отраслей, обеспечивающих строительство ресурсами;

- развитие финансового рынка;

- законодательные изменения в поддержку строительного бизнеса;

- ограничения для появления новых предприятий на рынке;

- ужесточение условий получения заказов иностранными подрядчиками.

3. Угрозы:

- замедление темпов роста рынка;

- изменение требований потребителей к качеству строительной продукции;

- рост инфляции;

- изменение силы и вида конкуренции;

- снижение доходов населения;

- демографический спад.

Учитывая нестабильность бизнес-среды, а также изменчивость самой организации, может быть применена динамическая модификация SWOT- анализа как инструмент структурирования информации о текущей бизнес-ситуации и ее возможных тенденциях [4]. Применение классических инструментов SWOT-анализа для выявления наиболее благоприятных сочетаний "сильные стороны - возможности» не позволяет учитывать в явном виде динамику изменения этого соответствия. Методика модифицированного SWOT-анализа представляет собой расчет средней скорости изменения соответствия конкретной пары «сильные стороны - возможности», «взвешенной» уровнем информационной неопределенности.

Отличительной особенностью предлагаемого подхода к оценке соответствия «сильные стороны - возможности» является использование динамической переменной - скорости нарастания или снижения этого соответствия в текущий период анализа. Вторая особенность состоит в учете степени информационной неопределенности в представлениях компании (среднеквадратического разброса мнений группы экспертов) о текущем значении оцениваемого динамического параметра. Применение взвешенных динамических оценок, учитывающих расхождение взглядов экспертов, позволяет сконцентрировать внимание на наиболее достоверных характеристиках изменений внутренней и внешней среды предприятия.

Качество информации определяет обоснованность оценки. Динамический анализ ситуации предполагает пошаговый априорный учет изменения влияния характеристик внешней среды, исходя из возможных стратегических действий анализируемого предприятия, что позволит реализовать в оценке сценарный подход, когда в процессе оценки моделируется один или несколько сценариев выхода бизнеса на стабильный уровень.

В соответствии со стохастическим подходом к применению SWOT-анализа в качестве количественной меры соответствия сильных сторон бизнеса, даже если на дату оценки он утратил стабильность, возможностям бизнес-среды, предлагается применять коэффициент адаптации организации к изменениям внешней среды [4]:

а = V2^/q,

где: ц - среднее значение скорости достижения соответствия сильных сторон компании возможностям внешней среды; q - среднеквадратическое отклонение экспертных оценок;

При этом экспертная шкала, кроме нулевой оценки (при отсутствии динамики), может иметь следующие оценки:

+2 - максимальная положительная динамика;

+1 - средняя положительная динамика;

-1 - средняя отрицательная динамика;

-2 - максимальная отрицательная динамика;

Опираясь на такой подход можно построить матрицу SWOT-анализа соответствия сильных сторон компании возможностям внешней среды, дав перечень тре-

бующих оценки сторон деятельности, которые способны раскрыть специфику бизнеса. Особенностями данного подхода к выявлению соответствия сильных сторон возможностям является использование динамической переменной - скорости нарастания или снижение этого соответствия в текущий период.

К проблеме построения динамической модели SWOT-анализа обращаются Н.Н.Данилов и Л.П.Иноземцева [5], рассматривая ее как инструмент позиционного управления предприятием в создавшейся ситуации, позволяющий найти оптимальный сценарий развития в условиях неопределенности. Объектом рассмотрения является предприятие, которое принимает план своей деятельности на некоторый долгосрочный период. Предполагается, что SWOT-анализ дает возможность текущей оценки состояния предприятия для регулирования управляющих параметров, создания путем управляющих воздействий оптимального сценария на заданном отрезке планового периода. Когда мы обращаемся к проблеме оценки бизнеса, такая ситуация моделируется самим оценщиком в рамках оценочного сценария выхода бизнеса на стабильный уровень путем расширения, модернизации и других мер стратегического характера с включением в денежный поток всех расходов выбранного сценария.

Качество информации определяет обоснованность оценки. Динамический анализ ситуации предполагает пошаговый априорный учет изменения влияния характеристик внешней среды, исходя из возможных стратегических действий анализируемого предприятия, что позволит реализовать в оценке сценарный подход, когда в процессе оценки моделируется один или несколько сценариев выхода бизнеса на стабильный уровень.

Для анализа факторов макро и микроокружения с позиций их влияния на прогнозные показатели деятельности предприятия может быть применена методика построения профиля внешней среды для конкретного предприятия [6]. Такой подход позволяет более четко идентифицировать факторы внешней среды, как положительного, так и отрицательного направления. Профиль внешней среды предприятия может быть построен, как для уровня макроокружения, так и микроокружения. Рассматривая возможности применения метода построения профиля внешней среды применительно к оценочной деятельности, необходимо включать следующие этапы:

- выявить основные факторы внешней среды, способные оказывать влияние на стоимость строительного предприятия;

- каждому фактору дать количественную оценку по степени важности для строительной отрасли (А), степени влияния на предприятие - объект оценки (В), направленности влияния (С) (положительной или отрицательной);

- определяется интегральная оценка влияния каждого фактора D = АВС.

Полученные результаты (как позитивные, так и негативные) позволяют в процессе оценки предприятия составить прогноз доходов, затрат, обоснованно установить премии за риск на масштаб бизнеса, финансовую структуру, диверсификацию продукта и рынка. Шкала оценивания факторов, которую можно применить, может быть следующая (табл. 1) [6].

Построение профиля внешней среды предполагает наличие некоторого набора факторов, способных эту среду идентифицировать. Предложенный нами набор факторов применен для построения профиля ООО «Донская строительная компания» (табл. 2).

Анализ показал, что наиболее существенными факторами, влияющими на деятельность предприятия, являются: ужесточение условий отведения участков и рост

Таблица 1 Шкала экспертных оценок, балл

Основание Влияние Оценка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сильное 3

Влияние на отрасль Умеренное 2

Слабое 1

Сильное 3

Влияние на организацию Умеренное 2

Слабое 1

Отсутствует 0

Направленность влияния Положительное 1

Отрицательное -1

Таблица 2

Профиль внешней среды ООО «Донская строительная компания»

Факторы Влияние факторов Важность для отрасли (А) Влияние на предприятие (В) Направленность влияния (С) Интегральная оценка D = A*B*C

1 2 3 4 5 6

Ужесточение условий отведения участков под строительство Увеличение сроков строительства 2 3 -1 -6

Рост затрат, связанных с отчуждением собственности при строительстве Увеличение стоимости строительства 2 3 -1 -6

Усиление контроля за качеством строительства Увеличение сроков строительства. Увеличение стоимости строительства 3 1 -1 -3

Окончание Таблицы 2

1 2 3 4 5 6

Усиление требований к регулированию деятельности строительных подрядчиков Увеличение затрат на материально-техническую базу строительства 3 3 -1 -9

Рост доли рынка, занимаемой иностранными подрядчиками Снижение объемов работ. Увеличение стоимости строительства 3 1 -1 -3

Ужесточение требований конкурсного отбора подрядчиков Увеличение затрат на материально-техническую базу строительства 2 3 -1 -4

Появление новых технологий строительства Рост затрат на обновление строительного производства с последующей экономией затрат, снижением сроков строительства и ростом качества продукции 2 1 +1 +2

Рост цен на энергоносители Рост затрат на строительное производство 2 3 -1 -6

связанных с этим затрат; усиление требований к регулированию деятельности подрядчиков; рост цен на энергоносители. Все перечисленные факторы негативны, имеют высокую интегральную оценку, и их влияние не в полной мере может компенсироваться поиском внутренних резервов организации, что повлияет в процессе оценки на прогнозные показатели доходности.

Библиография

1. Скотт М. Факторы стоимости. Руководство для менеджеров по выявлению рычагов создания стоимости /

Пер. с англ.-М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000-432 с.

2. Смирнова Е.В., Цыганова И.Ю. Анализ сегментов бизнеса как инструмент стратегического управления организацией // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - №37 (388). - с.16-25.

3. Баженов О.В. Балансовая модель внешней экономической среды промышленной организации // Экономи-

ческий анализ: теория и практика. -2013. - №23 (326). - с.42-48.

4. Михненко П.А. Динамическая модификация SWOT - анализа // Экономический анализ: теория и практика.

- 2015. - №18 (417). - с.60-67.

5. Данилов Н.Н., Иноземцева Л.П. Математическая модель динамического SWOT - анализа и методика ее применения в экономике // Экономический анализ: теория и практика. - 2016. - №9 (456). - с.185-196.

6. Хорин А.Н., Керимов В.Э. Стратегический анализ: Монография - М.: Эксмо, 2006. - 352 с.

References

1. Skott M., Cost factors. Guide for managers to identify the levers of value creation. Per. s angl. Moscow. 2000. 432 p. (in Russ.).

2. Smirnova E.V., Tsyganova I.Y., Analysis of business segments as a strategic management tool оrganization. Ekonomicheskij analiz: teoriya i praktika [The economic analysis: theory and practice]. 2014, no. 37 (388), pp.1625 (in Russ.).

3. Bazhenov O.V., Balance model of the external economic environment of industrial organization. Ekonomicheskij analiz: teoriya i praktika [The economic analysis: theory and practice], 2013, no.23 (326). pp. 42-48 (in Russ.).

4. Mikhnenko P.A., Dynamic modification of the SWOT - analysis // Ekonomicheskij analiz: teoriya i praktika [The economic analysis: theory and practice], 2015, no.18 (417), pp.60-67 (in Russ.).

5. Danilov N.N., Inozemtseva L.P., Mathematical model of dynamic SWOT - analysis and methodology of its application in the economy // Ekonomicheskij analiz: teoriya i praktika [The economic analysis: theory and practice], 2016, no.9 (456). pp.185-196 (in Russ.).

6. Khorin A.N., Kerimov V.E., Strategic analysis. Moscow, 2006. 352 p. (in Russ.).

Авторы

Симионова Нина Евгеньевна, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики и управления проектами Донского государственного технического университета (площадь Гагарина 1, г. Ростов-на-Дону, 344000, Россия); e-mail: [email protected];

Симионов Радомир Юрьевич, доктор экономических наук, доцент, декан экономического факультета Российской таможенной академии (Ростовский филиал), (просп. Буденновский, д. 20, г.Ростов-на-Дону, 344002, Россия); e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.