представляется не только получение данных о ИНППВ, но и ГИС-данных, поскольку только при условии работы обоих этих компонентов вся система работоспособна. Однако, с учетом современных тенденций развития мобильных устройств, несомненно, что в ближайшем будущем следует уделить большое внимание развитию приложений адаптированных для работы на мобильных устройствах.
Список использованной литературы
1. Карта гидрантов [Эл. ресурс]. URL: http://karta01.ru/main_content/info /instruction/fire_hydrant (дата обращения: 01.12.2015).
2. Программное обеспечение для пожарной охраны [Эл. ресурс] //Презентация программы FWS версии 3.0. URL://http://firesoft.ipb.su/ index.php?showtopic=109 (дата обращения: 01.12.2015).
3. Пожару - нет! [Эл. ресурс] //Эффективное использование персонального компьютера в ПО URL: http://pojaru.net.ru/forum/20-902-19 (дата обращения: 05.12.2015).
4. Социальная сеть ВКонтакте [Эл. ресурс] //Группа ЭСУ 1111В, URL: https://vk.com/esu_ppw (дата обращения: 08.12.2015).
ОЦЕНКА АВАРИЙНОСТИ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ПО КОСВЕННЫМ ПРИЗНАКАМ
П.В. Орехов, адъюнкт, Воронежский институт МВД России, г. Воронеж
Основной характеристикой автомобильной дороги является безопасность дорожного движения (БДД). Вопрос повышения БДД и уменьшения числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП), количества пострадавших в ДТП людей на автомобильных дорогах в Российской Федерации очень актуален. Безопасность дорожного движения - это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения. Законодательные и нормативно-правовые акты трактуют БДД как состояние процесса, отражающего степень защищённости участников дорожного движения от ДТП и их последствий.
Для снижения аварийности Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Российской Федерации используются электронные средства контроля безопасности дорожного движения. С началом их применения возникает проблема правильного выбора местоположения этих средств, так как от этого зависит эффективность их функционирования [1, 2]. Например, в статье [3] описана модель выбора оптимального местоположения сил и средств контроля БДД. Основным показателем оптимизации в данной модели является значение величины аварийности, согласно которому
выполняется расстановка сил и средств контроля безопасности дорожного движения по потенциальным местам размещения (ПМР) сил и средств контроля БДД. При этом возникает проблема значительной неполноты исходных данных, которая связанна с отсутствием статистических данных для каждого из потенциально возможных мест.
В данной статье предлагается подход к решению данной проблемы, заключающейся в обосновании факторов, позволяющих проводить оценку величины аварийности по значениям величин, влияющих на аварийность.
Статистический анализ ДТП показал, что в 90 % случаев человеческий фактор является основной причиной аварий [4], причем значительная их часть происходит при маневрировании транспортных средств в рядах и при пересечении проезжей части пешеходами [5]. Наибольшее количество аварий, происходит в конфликтных точках, т.е. в местах пересечения на одном уровне траекторий движения автотранспортных средств или автотранспортных средств и пешеходов или в местах слияния или отклонения транспортных потоков. Стоит обратить внимание на то, что чем больше транспортных средств проходит через конфликтную точку, тем больше вероятность возникновения в ней дорожно-транспортного происшествия. Таким образом, можно сделать вывод, что величина показателя аварийности напрямую зависит от сложности участка, определяемой по количеству и виду конфликтных точек. Поэтому участки с большим количеством конфликтных точек преимущественно являются ПМР сил и средств контроля БДД.
Также, одной из основных характеристик безопасности дорожного движения является коэффициент загруженности автодороги. Согласно статистическим исследованиям, при увеличении значения загруженности дорог увеличивается и количество аварий, что можно проследить на графике (рис.), полученным по данным, опубликованным в [6].
1.6
0,2 Н---1--1-1-1
0,15 0,25 0,35 0,45 0,55 0,65 0,75 0,85 Коэффициент загруженности дороги
Рис. Изменение аварийности с ростом загрузки дороги
Обратим внимание, что на ПМР, со схожими значениями показателя сложности и коэффициента загруженности, зачастую применяются однотипные силы и средства контроля БДД. Данный факт объясняется особенностью функционирования данных сил и средств контроля, а также целесообразностью
их применения на ПМР.
Учитывая схожесть условий возникновения аварий на участках с близкими значениями показателя сложности и коэффициента загруженности, логичным является принятие допущений:
- о близости значения показателя аварийности на данных ПМР;
- о схожести влияния сил и средств контроля на изменение аварийности для этих ПМР.
Обозначим и = Ц,••••,и ] - множество ПМР. Каждое щ еиг оценивается
двумя показателями, косвенно влияющими на величину показателя аварийности:
т(и.) - сложность щ;
g(и.) - коэффициент загруженности участка дороги, на котором размещён щ,
Учитывая этот факт, оценка показателя аварийности в данной работе для каждого конкретного ПМР осуществляется на основе косвенных показателей.
Взаимодействие транспортных средств на дорогах является сложным явлением, и упрощенные оценки соответствующих конфликтных точек дают возможность лишь приблизительно представить себе сложность того или иного участка автомобильных дорог. В опубликованных отечественных и зарубежных работах приводятся различные подходы к оценке сложности, как отдельных участков дороги, так и дорожной сети в целом. В России наиболее часто применяется следующая методика оценки сложности по конфликтным точкам: точка отклонения оценивается одним условным баллом, слияния - тремя и пересечения - пятью баллами [7]. Величина загруженности участка автомобильной дороги определяется как отношение величины интенсивности движения к пропускной способности дороги. Введём обозначения:
т°(и.) - количество точек отклонения на и. ;
(и.) - количество точек слияния на и.; тр (и.) - количество точек пересечения на и.; п(и.) - интенсивность движения и; р(и.) - пропускная способность и.
Тогда каждое ПМР характеризуется следующими показателями: т(и■) = т° (и.) + 3т* (и.) + 5тр (и.); g (и[) = п(и[)/ р(и[).
Принятые допущения позволяют оценить показатель аварийности как для отдельного ПМР, так и для всей группы мест. Данное обстоятельство позволяет снизить неопределённость исходных данных за счёт возможности замены экспертных оценок аварийности заведомо более точными оценками,
полученными на основе статистических данных для других ПМР данной группы.
Список использованной литературы
1. Меньших В.В. Моделирование способов контроля безопасности дорожного движения / В.В. Меньших, П.В. Орехов // М.: Труды Академии управления МВД России. 2015. - № 3(35). - С. 68-71.
2. Орехов П.В. Методы оценки аварийности участков дорожной сети // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС: Сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. / ВИ ФСИН России. - Воронеж: Науч. кн., 2015. - С. 286-289.
3. Меньших В.В. Оптимизационная модель контроля безопасности дорожного движения с возможностью использования фоторадарных комплексов / В.В. Меньших, П.В. Орехов // Воронеж: Вестник ВИ МВД России, 2015. - № 1. - С. 21-30.
4. Федеральная служба государственной статистики [Эл. ресурс]. 19992015. URL: http://www.gks.ru (Дата обращения:17.10.2015).
5. Меньших В.В. Математическое моделирование размещения средств контроля безопасности дорожного движения / В.В. Меньших, П.В. Орехов // Математическое моделирование явлений переноса: Сб. науч. тр. Воронеж: ВГТУ, 2015. - № 1. - С.107-112
6. Свод правил по проектированию геометрических элементов транспортных пересечений автомобильных дорог. Росавтодор. Москва. 2015 -212 с.
7. Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах. Росавтодор. Москва. 2002 - 115 с.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЦУКС МЧС РОССИИ
Н.В. Остудин, адъюнкт, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России,
г. Санкт-Петербург
Залогом успешного предотвращения, прогнозирования и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС), расчета оптимального состава сил и средств (СИС), адекватной помощи пострадавшим и защиты населения от ЧС природного и техногенного характера является эффективная организация деятельности органов управления МЧС России.
Основные задачи, связанные с организацией управления в МЧС России, возложены на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).
В соответствии с задачами, возложенными на РСЧС [1], для