ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
АЛИЕВ М.А.
ОЦЕНКА АДАПТИВНОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ К ПРИНЯТИЮ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ В КОНТЕКСТЕ АКТИВИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Движение стран к региональной экономической интеграции становится одной из доминирующих тенденций современного этапа развития мировой экономики. Влияние процесса глобализации формирует новые характеристики данного процесса, обостряя конкуренцию между интеграционными объединениями. Автором раскрыта сущность региональной экономической интеграции, дана характеристика ее форм и места в общем процессе международной экономической интеграции; выявлены особенности функционирования национальных экономик в современных условиях глобализации мировой экономики; выработана авторская позиция в отношении содержания понятия «механизм региональной экономической интеграции». Ключевые слова: региональные интеграционные процессы, Евразийское экономическое сообщество, тран-сакционные издержки, институциональные трансформации, инновации.
Аи!ЕУ MA.
EVALUATION OF ADAPTATION OF THE ECONOMY OF RUSSIA TO ADOPTING INSTITUTIONAL INNOVATIONS IN THE CONTEXT OF ACTIVATION OF PROCESSES OF REGIONAL ECONOMIC INTEGRATION
The movement of countries to the regional economic integration is becoming one of the dominating traditions of the modern stage of development of the world economy. The impact of the process of globalization forms new characteristics of this process aggravating the competition between integrational unions.
The author revealed the nature of economic integration, gave characteristics of its forms and place in the common process of international economic integration, exposed the peculiarities of functioning of national economies in modern conditions of globalization of world economics, developed his own author's opinion towards the subject of the notion «the mechanism of regional economic integration».
Keywords: regional integrational processes, Eurasian economic community, transaction expenses, institutional transformations, innovations.
В процессе эволюции любая система выходит на следующий виток и обретает новые качественные характеристики, которые характеризуют ее адаптивность к внешним воздействиям. В рамках данного исследования под адаптивностью экономики России к принятию институциональных инноваций в контексте активизации процессов региональной экономической интеграции нами будет пониматься способность принимать или отторгать институциональные изменения, оцененная исходя из эффективности управления интеграционным объединением.
Таблица 1 содержит обобщенный и выборочный анализ основных показателей адаптации национальной экономики к процессам региональной интеграции: они определяют стандарты и практику, которым предполагается соответствовать, и это соответствие должно поддаваться проверке.
Основным критерием оценки степени адаптивности экономики к институциональным инновациям в ходе региональной интеграции является соотношение сил поддержки и противодействия социальных групп или слоев, соответственно заинтересованных или противодействующих в усвоении и укоренении новых институтов.
Данный критерий обычно определяется объективными препятствиями, мешающими усвоению нового института, его некомплементарностью, несогласованностью со старыми институтами, разной направленностью в их действии. Зачастую мотивации сил поддержки и противодействия связаны со стремлением к получению выгод, причем в процессе изменения эти силы могут меняться местами. Ожидаемый интерес не всегда соразмерен, и возможны ситуации, когда требуется принуждение в интересах большинства.
Алиев М.А.
ОПЕНКА ДЦЛПТИБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ К ПРИНЯТИЮ ИНСТИТЩИОНЛЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ Б КОНТЕКСТЕ АКТИВИЗАЦИИ
Таблица 1
Показатели и инструменты оценки степени адаптивности экономики к процессу региональной экономической интеграции
Критерии оценки Инструменты
Прозрачность в управлении экономикой Четкость роли и функций — относится к структуре и функциям правительства, сферам ответственности внутри правительства и отношениям между правительством и экономикой в целом Гарантии достоверности — относится к необходимости независимой проверки информации по бюджетно-налоговым вопросам Информирование общественности в строго определенные промежутки времени Открытость подготовки исполнения бюджета и бюджетной отчетности
Стабильность и устойчивость экономики Использование резервных фондов для управления доходами от продажи сырьевых товаров Прогнозирование бюджетных параметров в рамках макроэкономической и денежно-кредитной политики Реалистичность и осторожность экономических прогнозов Уровень волатильности курса национальной валюты Общее сальдо бюджета Соотношение дефицита бюджета и ВВП Соотношение между величиной внешнего долга и ВВП Соотношение между объемом доходов бюджета и величиной ВВП Зависимость курса национальной валюты от цен на сырьевые товары
Мониторинг адаптации инноваций Необходимая информация в целях управления, контроля Прозрачные и не допускающие коррупции процессы Качество управления экономикой и финансами Независимый аудит с последующей проверкой органами законодательной власти Эффективный анализ и меры по обеспечению исполнения законодательных норм
Источник: разработано автором.
При этом обычно необходимо оценить, насколько новый институт необходимо заимствовать из лучших практик (например, из опыта ЕС), или же целесообразно не устанавливать высшую планку, а взять на первом этапе образец, меньше конфликтующий со средой. Кроме того, между силами активного противодействия и поддержки всегда стоят нейтральные силы, к которым во многих случаях относится большинство участников процесса.
Они могут быть нейтральны по двум причинам: либо новое правило не затрагивает их интересы, либо они избирают стратегию выхода. В последнем случае участники рынка не протестуют против новых порядков, а попросту их обходят или деформализуют новые правила, встраивая их в существующие деловые схемы. В результате такого «нейтралитета» происходит частичное выхолащивание или полное отторжение инновации. Но если удается пробудить лояльность нейтральных сил, то она принимается большинством.
Если силы поддержки превосходят силы противодействия и лояльное восприятие института становится нормой, то институт усваивается и входит в практику. Если же преобладают силы противодействия, то институт на уровне неформальных практик извращается или отторгается.
Сложность адаптации к внешним и внутренним трансформациям влияет на функциональные изменения организационных структур. Миссия национальных правительств интегрирующихся стран в условиях нарастающего влияния глобализации — обеспечить сбалансированность и устойчивость экономической системы как основы роста и повышения благосостояния и качества жизни населения. Благодаря интеграции происходит расширение размеров рынка, позволяющее снизить трансакционные издержки, увеличить конкуренцию и извлечь другие выгоды от использования экономии в масштабе производства.
Россия имеет достаточно сложную институциональную систему с многоуровневой государственной властью, что делает необходимым учитывать различия инструментов и механизмов трансформации каждого отдельного уровня, звена, элемента. При этом нельзя допускать институциональных разрывов, причиной которых может служить несовместимость уровня развития нового института и уже устоявшейся институциональной среды.
Эффективная экономическая организация основывается на сложных институтах (например, бюджетная система, фондовый рынок, страховые компании и т. д.), которые не
_Региональным ировлгмы прюьрлйо&лниу экономики, №2, 2014_
только снижают риски, минимизируют транзакционные издержки и обеспечивают эффективное распределение ресурсов, но и участвуют в развитии институциональной структуры экономики государства.
Для повышения эффективности сложных институтов и недопущения институциональных разрывов необходимо внедрить определенные навыки пользования ими и контроль их адаптации.
Поэтому для защиты институциональных инноваций необходимы специальные меры их защиты. К ним относятся:
1. Администрирование новых правил
Успех в решении ключевых вопросов эффективного и ответственного управления процессом региональной интеграции в значительной степени зависит от квалификации и компетентности государственных служащих, занимающихся управлением данным процессом. Однако этот важнейший вопрос выходит за рамки одного государства и должен решаться в рамках формирования наднациональных (региональных) стандартов государственной и муниципальной службы, ее структуры и административных процедур.
Так, в рамках Евразийского экономического сообщества функционируют Таможенный союз и Единое экономическое пространство, наднациональным органом которых выступала созданная в 2009 г. комиссия Таможенного союза, которую в июле 2012 г. заменила Евразийская экономическая комиссия. Основной задачей комиссии является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства и выработка предложений в сфере интеграции в рамках этих объединений. Механизм принятия решений в рамках комиссии исключает доминирование какого-либо государства и подразумевает два уровня — Совет комиссии и Коллегию комиссии [1].
Совет комиссии состоит из вице-премьеров правительств и осуществляет общее регулирование интеграционными процессами.
Коллегия комиссии — основной рабочий орган, куда все страны делегируют своих представителей в статусе международных независимых чиновников. Он должен вырабатывать предложения в сфере дальнейшей интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Параллельно с Таможенным союзом был создан Антикризисный фонд ЕврАзЭС, который приступил к работе в декабре 2009 г. Доля России в уставном капитале фонда составляет 7,5 млрд долл. США, Казахстана — 1 млрд долл. США, Белоруссии — $10 млн долл. США; Киргизия, Таджикистан и Армения (как ассоциированный член ЕврАзЭС) внесли по 1 млн долл. США. Правда, с учетом такого распределения взносов, а также того факта, что ни Россия, ни Казахстан пока не намерены использовать свои лимиты на получение помощи из средств фонда, Антикризисный фонд представляется не столько механизмом реализации совместных проектов, сколько инструментом оказания помощи отдельным странам ЕврАзЭС.
2. Мониторинг процессов институциональных трансформаций
Основной задачей проведения эффективного мониторинга институциональных трансформаций является отслеживание уровня сил поддержки и противодействия как основного условия благоприятного восприятия инновации или ее отторжения.
Интеграционный комитет ЕврАзЭС — постоянно действующий орган Евразийского экономического сообщества, подотчетный Межгосударственному совету ЕврАзЭС, в состав которого входят заместители глав правительств государств Сообщества. Интеграционный комитет рассматривает ключевые вопросы в различных областях интеграции, принимает решения в сфере своей компетенции и обеспечивает деятельность Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств и глав государств.
Основными задачами деятельности Интеграционного комитета ЕврАзЭС являются:
- анализ состояния и тенденции развития интеграционных процессов в Сообществе, а также выработка предложений по их продвижению;
- рассмотрение вопросов и внесение на Межгоссовете проектов решений по регулированию условий взаимной торговли и согласованию таможенной политики государств — членов Сообщества по отношению к третьим государствам;
- гармонизация национального законодательства и выработка правил взаимоотношений ЕврАзЭС с третьими государствами и международными организациями;
- осуществление функций депозитария договоров, заключенных в рамках ЕврАзЭС, принятых решений Межгоссовета и ведение постоянного контроля их выполнения и исполнения бюджета ЕврАзЭС.
В рамках ЕврАзЭС созданы и действуют вспомогательные органы (комиссии) (табл. 2).
Основной задачей деятельности данных институтов является мониторинг последствий введения институциональных инноваций на уровне национальных государств — членов интеграционного объединения. В рамках своей деятельности данные институты отслеживают уровень сил поддержки и противодействия.
Алиев М.А.
ОПЕНКА АДЛПТИБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ К ПРИНЯТИЮ ИНСТИТЩИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ Б КОНТЕКСТЕ АКТИВИЗАЦИИ
Таблица 2
Действующие вспомогательные комиссии ЕврАзЭС
№ п/п Наименование комиссии Основные задачи функционирования
1 Совет министров юстиции государств — членов ЕврАзЭС формирование согласованной правовой политики; участие в нормотворческой деятельности органов Сообщества; осуществление координации и взаимодействия министерств юстиции государств —членов ЕврАзЭС
2 Совет по финансово- экономической политике государств — членов ЕврАзЭС содействие в выработке стратегии и тактики развития Сообщества по ключевым вопросам экономики и финансов; обеспечение взаимодействия экономических и финансовых ведомств государств —членов ЕврАзЭС
3 Совет по пограничным вопросам государств — членов ЕврАзЭС обеспечение общей системы безопасности и охраны внешних границ ЕврАзЭС; осуществление координации и взаимодействия пограничных ведомств государств — членов ЕврАзЭС; проведение согласованной пограничной политики
4 Совет руководителей центральных (национальных) банков государств — участников Договора об учреждении ЕврАзЭС координация действий центральных (национальных) банков по вопросам национальных валютно-финансовых и банковских систем; развитие многосторонних и двусторонних платежно-расчетных отношений в рамках компетенции центральных (национальных) банков государств — членов ЕврАзЭС
Источник: составлено автором по данным сайта ЕврАзЭС. URL: http://www.evrazes.com/
3. Информационная поддержка инноваций
Обеспечение доступности для широкой общественности информации, а также наличие обязательств в отношении графика публикации тех или иных данных. Предоставление средствам массовой информации и широкой общественности соответствующих данных является естественным средством обеспечения подотчетности государственных органов.
Это способствует эффективному использованию общественных ресурсов. Помимо общей информации о процессе интеграции, широкая общественность должна быть проинформирована об имеющихся условных обязательствах. Это является весьма серьезной проблемой для многих развивающихся и даже развитых стран.
Одной из проблем развития регионального экономического сотрудничества стран ЕврАзЭС является недостаток программ и проектов исследований и информационного обмена, разрабатываемых и реализуемых с участием интеграционных институтов [2].
В июне 2009 г. главы правительств государств Сообщества подписали документы, учреждающие Центр высоких технологий ЕврАзЭС.
Деятельность Центра ориентирована на разработку научно-технических программ и инновационных проектов, анализ состояния нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере научно-технической и инновационной деятельности и развития национальных инновационных систем, научно-технического и образовательного потенциала государств ЕврАзЭС и Республики Армения в сфере разработки и применения высоких технологий.
Главные цели Центра высоких технологий:
- содействие разработке и реализации согласованной инновационной политики государств — участников Центра;
- координация работ по созданию Евразийской инновационной системы и развитию инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности в государствах, участвующих в создании и деятельности Центра;
- содействие созданию механизмов финансирования инновационных программ и проектов и создание условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу.
В настоящее время как в России, так и в странах ЕврАзЭС, несмотря на существование ряда программ и информационных ресурсов, обеспечивающих реальные процессы регионального экономического сотрудничества, реализация и взаимодействие с институтами интеграции остается на низком уровне.
Существуют различия между действующими в разных странах системами управления экономикой, их культурными, конституционными и правовыми условиями, а также между их техническими и административными возможностями повышения уровня прозрачности управления. Большинство стран располагают определенным потенциалом для совершенствования ряда аспектов прозрачности, предусмотренных стандартами и кодексами международных экономических организаций (МВФ, Всемирного банка, ВТО и т. д.).
Тем не менее существующие между странами различия с неизбежностью подразумевают, что далеко не все они имеют возможность достаточно быстро приступить к практической реализации совместного управления экономическими процессами.
_Региональным провлгмы прюьрлйо&лниу экономики, №2, 2014_
Международный опыт интеграционных объединений показывает, что наибольшие выгоды от интеграции получают те страны, где созданы специальные институты управления интеграционными процессами и сформированы целевые приоритеты развития интеграционного экономического и политического сотрудничества на долгосрочную перспективу. Конечным результатом совместных целей является создание наднациональных органов регулирования в рамках интеграционных объединений.
В современных условиях экономическое положение и безопасность России в глобализирующемся мире зависят от того, насколько успешно будет развиваться ее экономическое взаимодействие на постсоветском пространстве. Разная степень заинтересованности стран СНГ в интеграционных процессах привела к формированию субрегиональных экономических объединений посредством многоуровневой и разноскоростной экономической интеграции. Таким образом, на постсоветском пространстве были образованы субрегиональные интеграционные объединения, наиболее успешным из которых в настоящее время является Евразийское экономическое сообщество.
Успешными результатами деятельности данного объединения явились создание и функционирование Таможенного союза, а также формирование Единого экономического пространства на территории России, Белоруссии и Казахстана. Конечной целью интеграции ЕврАзЭС является формирование Евразийского союза как наднационального объединения, способного стать одним из влиятельных полюсов мировой экономики и при этом связующим звеном между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Этому будет способствовать наличие в странах-участницах ЕврАзЭС мощных природных ресурсов, капиталов, рабочей силы, что сделает данный союз конкурентоспособным наряду с другими ключевыми объединениями и региональными структурами мировой экономики.
Однако в настоящее время существуют сдерживающие факторы в развитии интеграционного объединения в рамках ЕврАзЭС, среди которых необходимо выделить следующие:
- существенные различия в экономическом потенциале стран — участниц интеграционного объединения;
- различия в подходах к защите внутреннего рынка, стимулированию развития внешней торговли;
- страны дополняют друг друга на межотраслевом уровне, что создает трудности в развитии взаимной торговли, формировании конкурентной среды и единого таможенного пространства;
- страны различаются налоговым, бюджетным и валютно-финансовым законодательством, что приводит к реализации разных моделей реформирования экономики.
В настоящее время на постсоветском пространстве не существует объективных предпосылок для создания устойчивого экономического образования, подобного Европейскому союзу. Главной причиной формирования Евразийского союза в настоящее время является полное экономическое и политическое доминирование России.
Россия является одним из инициаторов основных мероприятий и программ ЕврАзЭС, имеет высокую заинтересованность в развитии данного интеграционного объединения. Это позволяет укрепить роль России на постсоветском пространстве и развивать более тесные связи с государствами — членами ЕврАзЭС. Экономический интерес России способствует созданию таких условий в рамках данного интеграционного объединения, которые способствовали бы инвестиционному сотрудничеству между странами с участием государственного и частного капитала, обеспечению доступа российских хозяйствующих субъектов к природным ресурсам других стран — участниц ЕврАзЭС.
Итак, исходя из вышеизложенного, следует отметить, что Евразийское экономическое сообщество является наиболее успешной формой интеграционного объединения на постсоветском пространстве, сосредотачивающей большую часть совокупного экономического потенциала пространства СНГ. Таким образом, развитие данного интеграционного объединения способствует развитию более тесных связей между странами — участницами ЕврАзЭС, а также укрепляет позиции данных стран в мировой экономике в условиях усиления процессов глобализации и регионализации.
Литература
1. По данным«Википедии». URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C5%E2%F0%E0%E7%E8%E9%F1%EA%
E0%FF_%FD%EA%EE%ED%EE%EC%E8%F7%E5%F1%EA%E0%FF_%EA%EE%EC%E8%F1%F1%
E8%FF
. А. Д. Нефедьев. Проблемы кооперации информационных ресурсов в странах ЕврАзЭС. References
1. Provision of the Office of Inter-Parliamentary Assembly of Eurasian economic community on April 14, 2005. No. 10 «On recommendations on harmonization of the legislation of countries — members of EurAsEC in the
Алиев М.А.
ОПЕНКА АДЛПТИБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ К ПРИНЯТИЮ ИНСТИТЩИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ Б КОНТЕКСТЕ АКТИВИЗАЦИИ sphere of banking activity regulation».
2. Federal law of 10.07.2002 No. 86-FZ (12.06.2006 edition) «On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)» (adopted by the State Duma of the Russian Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation on 27.06.2002) (with amendments and additions in force from 01.01.2007)
3. Federal law of 18.07.1999 No. 183-FZ (18.07.2005 edition) «On export control» (adopted by the State Duma of the Russian Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation on 22.06.1999)
4. Federal law of 08.01.1997 No. 4-FZ «On ratification of an agreement on creating a payment union of countries-participants of the Commonwealth of Independent States " (adopted by the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation on 15.12.1996)
5. Federal law of03.06.2006 No. 69-FZ «On ratification of an agreement on establishing the Eurasian Bank of Development» (adopted on 19.05.2006), Agreement «On establishing the Eurasian bank of development» (signed in Astana on January 12, 2006)
6. Federal law of22.05.2001 No. 55-FZ (with amendments as of29.12.2004) «On ratification of an agreement about a customs union and one economic space» (adopted by the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation on 16.05.2001)
7. Libman A.M., Kheyfets B.A. Models of Economic Disintegration. Integration and Disintegration // Eurasian Economic Integration, 2010. - No. 2(11). Pp. 4-18.
8. International Economic Integration in Modern World Economic Conditions. Workbook / Under the editorship of V.B. Mantu et al. - M.: «Unity-Dana», 2011
9. Novikova D.O. Globalization of World Economy in the Context of the Evolution of Market Systems: the Main Trend and Perspectives of Former Soviet Countries // International Economy, 2011. - No. 1.
10. Nersesov K.A. The Role of Russia in the Development of Currency-financial Interaction of EurAsEC Countries //Russian Foreign Economy Herald (Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik), 2011. - No. 7. - pp. 51 -60.
11. Payment Balance and Foreign Debt of the Russian Federation for January-June 2012 // http://www.cbr.ru/ statistics/credit statistics/bp.pdf