ESTIMATION OF ADAPTATION OF THE ORGANISM OF STUDENTS TO LIFE IN EXTREME CONDITIOUS (WITH REFERENCE TO THE MIDDLE OB REGION). The article studies adaptation processes of students organisms to the extreme conditions and the investigation of vital functions of the body. The work shows complexes of indexes most sensible to the influence on part of the environment. By authors present a vast study on the dynamics of the physical development of students, the features of how respiratory and cardiovascular systems function in extreme conditions, and how indexes of physical preparedness of students change in time. The research is conducted with the reference to the territory of the middle zone of the Ob RIver for the period of their education in a university. The authors' work shows the complex of indexes which are most sensible to the influence of the environment. Question about the development of health-saving methods of perfection of physical preparedness, functional state and health of organism of students continue to be debatable.
Key words: female students, adaptation, research, the Middle Ob Region.
Н.Л. Иванова, канд. пед. наук, доц. каф. естественных наук и гуманитарных дисциплин, Тюменский государственный нефтегазовый университет, филиал, г. Сургут, E-mail: [email protected]
О.А. Цепко, канд. пед. наук, доц. каф. теории физической культуры, Сургутский государственный университет, г. Сургут, Е-mail: [email protected]
ОЦЕНКА АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СРЕДНЕГО ПРИОБЬЯ)
Статья посвящена изучению процессов адаптации организма студентов к экстремальным условиям жизнедеятельности, выявлению комплексов показателей, наиболее чувствительных к воздействию среды. Авторами были проведены достаточно обширные исследования, направленные на изучение процессов адаптации организма студенток, проживающих в экстремальных условиях жизнедеятельности. Выявлены: динамика физического развития, особенности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, а также изменения показателей физической подготовленности студенток, проживающих на территории среднего Приобья, за период обучения в вузе. Проведённые исследования позволили авторам обосновать комплекс показателей, наиболее чувствительных к воздействию среды. Дискуссионным продолжает оставаться вопрос о разработке оздоровительной методики совершенствования физической подготовленности, функционального состояния и здоровья организма студенток вуза, расположенного на территории среднего Приобья. Ключевые слова: студенты, адаптация, среднее Приобье.
Использование богатейших природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа занимает в экономике России ведущее место, в частности, в обеспечении топливно-энергетического комплекса страны. Проблема сохранения здоровья человека в округе крайне актуальна. Ханты-Мансийский автономный округ является типичным примером экстремальной зоны. Эволюционное развитие человека как биологического вида тесно взаимосвязано с окружающей средой, обусловлено взаимодействием различных климатических, географических, и геохимических условий, поэтому изучение механизмов адаптации к изменяющимся факторам среды является одной из основных проблем экологии человека [1].
Адаптация позволяет не только переносить значительные и резкие изменения окружающей среды, но и активно перестраивать свои физиологические функции и поведение в соответствии с этими изменениями, иногда даже опережая их.
На занятиях по физической культуре проводились исследования, направленные на изучение особенностей морфофункци-онального состояния и физической подготовленности студенток
1 - 5 курсов среднего Приобья. В динамическом эксперименте приняло участие 119 студенток факультета психологии.
В процессе исследований проведена оценка массивности скелета по величине окружности запястья [2]. По средним значениям на всех курсах преобладают девушки с нормокостным массивом скелета (табл.1). Вместе с тем, на курсах встречались примерно по 15-25% девушек с узкокостным типом телосложения и 10-15% с ширококостным массивом скелета.
Результаты антропометрических исследований студенток, проживающих в условиях Крайнего Севера, были сопоставлены с уровнем физического развития студенток обучающихся в ВУЗах юга Сибири [3]. Сопоставление результатов исследования позволяет заключить, что студенческий массив девушек юга Сибири и Крайнего Севера (среднее Приобье) по физическому развитию достоверных различий не имеет. Различие заключается в том, что на юге Сибири имеется больший процент девушек с ширококостным типом скелета (до 20%). Вместе с тем на юге Сибири и в условиях Крайнего Севера Сибири наиболее часто встречаются девушки со средним возрастным уровнем
Таблица 1
Динамика физического развития студенток за период обучения в ВУЗе (Х±ст)
Показатели Курс Достоверность различий
1 курс (n=40) 2 курс (n=49) 3 курс (n=38) 4 курс (n=32) 5 курс (n=34)
Длина тела, см 164,0±5,0 164,8±4,1 165,0±6,0 165,0±5,12 165,1±6,2 P>0,05
Масса тела, кг 54,4±7,7 54,1±4,9 55,6±3,7 54,7±6,4 59,5±7,0 1-5, 2-5,
Обхват груди, см 84,7±5,2 85,3±4,3 86,4±3,7 87,3±4,1 88,5±3,5 1-4, 1-5
Весо-ростовой индекс 333,9±54,2 328,5±28,7 333,3±5,0 330,6±37,0 360,9±37,8 1-5, 2-5,
Росто-весовой индекс, см/г -2,8±10,0 -3,9±5,2 -2,9±5,0 -2,43±6,9 1,95±6,33 1-5, 2-5
Обхват запястья, см 14,7±0,4 15,3±0,5 14,9±0,6 15,0±0,5 14,8±0,5 P>0,05
Тип конституции Нормо-кост-ный Нормо-кост-ный Нормо-кост-ный Нормо-кост-ный Нормо-кост-ный
Примечание: Различия достоверны между группами при P< 0,05
развития длины тела, массы тела, окружности грудной клетки и т. д. [4].
Анализ полученных данных показал, что длина тела девушек 1 - 5-х курсов не имеет достоверных различий и колеблется в пределах 164-165 ± 5см, отражая, на наш взгляд, завершение ростовых (длинотных)процессов.
Масса тела, к хяпому к^вуудевушес увеличиоаетсяое средних величин 54,0±5кгдо59,7±У,2 кг. Дгстявуреыарвусичио по массе тела у первокурсниц прослеживаются с массой тела пя-тикурсниц.
Весоростовой индекс с 333,9±54,2 г/см у первокурсниц к пятому курсу возрастантт0 36р,9в3д , 0 г/им.Кчнволу уурсуизменя-ются величины росте-восигооосндекса.
Результаты и анализ исследований показал, что у студенток (1-5 курсов) среднегс ПувнЧие поигядчгмпчличнвам досгенер-но снижены показатели функции дыхания (жизненной ёмкости лёгких, жизненного индепсд пдсоотношнчиюк рилияиЛ ЖЕЛ, ДЖЕЛ (рис.1).
Ближе к средним возрастным нормам показатели гипоксиче-ских проб (Генчи, Штанге), что является, на наш взгляд, компенсаторной адаптацией организма к кислородной недостаточности среды. Изменения показателей сердечно-сосудистой системы по среднегрупповым возрастным значениям более выражены только у студенток старших курсов (рис. 2). Вместе с тем, индивидуальные значения были неоднородны: у 50-55% студенток удовлетворительный уровень приспособления к кислородной недостаточности, у 20-25% уровень приспособленности к гипоксии хороший,у30-20%-неудовлетворительный (рис. 3).
Уровень физической подготовленности студенток имел следующую тенденцию в развитии: положительная ее динамика отмечалась на втором курсе, стабилизировались показатели к третьему и достоверно снижались к 1У-У курсам, но темпы снижения были различны: низкие темпы (2-9%) по быстроте; средние (20-35%) по силе, гибкости, координации; высокие (4751%) по общей аэробной выносливости и анаэробной выносливости.
4 3,5 3 2,5 2 1,5 1
0,5 0
-Ь
I
I
1 1.
1 курс 2 курс
3 курс
4 курс 5 курс
Н норма □ исследуемые
Рис. 1. Сравнительныеданныежизненнойемкостилегкихудевушеквпроцессе обучения в ВУЗе
50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
к -35-*
Ii шн i й -r-i 1 i н щ
1курс
2курс
3курс
4курс
5курс
И Приба Штанге □ Приба Генои
Рис. 2. Показатели гипоксических проб у девушек в процессе обучения в ВУЗе
20%
55%
Ю удовлетворительный
□ хороший
□ неудовлетворительный
л
с
Рис. 3. Уровень приспособления к кислородной недостаточности
Проведённые исследования позволили нам обосновать комплекс показателей, наиболее чувствительных к воздействию среды:
- с позиции долговременной адаптации (период обучения в ВУЗе) у студенток значительно снижается функция внешнего дыхания и в меньшей степени сердечно-сосудистой системы. Из показателей физической подготовленности на 47% снижается аэробная выносливость и на 51% анаэробная выносливость;
Библиографический список
- с позиции «срочной» адаптации (процесс в течение одного учебного дня) снижается зрительная функция, возрастает психоэмоциональное напряжение, устают мышцы брюшного пресса, нижних конечностей, т. е. опорно-двигательного аппарата.
Выявленный комплекс показателей, был взят нами за основу разработки оздоровительной методики совершенствования физической подготовленности, функционального состояния и здоровья организма студенток вуза, расположенного на территории среднего Приобья.
1. Зуевский В.П. Окружающая среда и здоровье населения Ханты-Мансийского округа: монография. В.П. Зуевский, В.А. Карпин, В.Н. Катюхин, С.В. Соколов, А.Г. Гиновкер. Сургут: СурГУ, 2001.
2. Московченко О.Н. Компьютерные технологии тестирования физического и психофизиологического состояния школьников и студентов. Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования: материалы межрегиональной научно-практической конференции: 2-я часть. Омск,1998: 50 - 52.
3. Казначеев В.П., Казначеева. С.В. Адаптация и конституция человека. Новосибирск: Наука, 2006.
4. Иванова Н.Л. Комплексная оздоровительная методика и её влияние на показатели морфофункционального состояния и физической подготовленности студенток в условиях среднего Приобья. Мир науки, культуры, образования. 2013; 3 (40).
References
1. Zuevskij V.P. Okruzhayuschaya sreda i zdorov'e naseleniya Hanty-Mansijskogo okruga: monografiya. V.P. Zuevskij, V.A. Karpin, V.N. Katyuhin, S.V. Sokolov, A.G. Ginovker. Surgut: SurGU, 2001.
2. Moskovchenko O.N. Komp'yuternye tehnologii testirovaniya fizicheskogo i psihofiziologicheskogo sostoyaniya shkol'nikov i studentov. Sostoyanie iperspektivy sovershenstvovaniya fizicheskojkul'tury vsisteme obrazovaniya: materialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii: 2-ya chast'. Omsk,1998: 50 - 52.
3. Kaznacheev V.P., Kaznacheeva. S.V. Adaptaciya ikonstituciya cheloveka. Novosibirsk: Nauka, 2006.
4. Ivanova N.L. Kompleksnaya ozdorovitel'naya metodika i ee vliyanie na pokazateli morfofunkcional'nogo sostoyaniya i fizicheskoj podgotovlennosti studentok v usloviyah srednego Priob'ya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 3 (40).
Статья поступила в редакцию 24.10.15
УДК 378
Kanbekova R.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Sterlitamak branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia),
E-mail: [email protected]
PERSONAL PROFESSIONAL FORMATION OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A NEW TYPE. The
article is devoted to a topical problem, as the process of professional and personal development of students is influenced by a variety of reasons and factors caused by internal contradictions, the chaotic behavior of the educational environment, the influence of its components and external unpredictable social impacts. This article discusses theoretical and practical aspects of the problem of professional and personal development of students in educational environment of a university based on the ideas of the synergetic approach. Educational environment of a university is considered in conjunction with the process of professional and personal development of students. Professional development is caused both by external conditions created by certain positions and relationships of people in the educational environment, and internal conditions, such as abilities that involve needs, objectives, actions, resources, as well as the improvement and updating of knowledge. Considerable attention is paid to the basic elements and conditions for professional and personal development of students.
Key words: professional and personal development, components of educational environment, synergetic approach in education.
Р.В. Канбекова, д-р пед. наук, проф. Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный
университет», г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ НОВОГО ТИПА
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме, поскольку на процесс профессионального и личностного становления студентов вузов влияют разнообразные причины и факторы, обусловленные внутренними противоречиями, хаотическим поведением самой образовательной среды, взаимоперекрещивающимся воздействием её компонентов и внешними непредсказуемыми социальными воздействиями. В данной статье рассматриваются теоретические и практические аспекты проблемы профессионально-личностного становления студентов в образовательной среде вуза, основанной на идеях синергетического подхода. Образовательная среда вуза рассматривается нами во взаимосвязи с процессом профессионально-личностного становления студентов. Профессиональное становление складывается из внешних условий, создающихся определенными позициями и отношениями образовательной среды, и внутренних условий: способностей, предполагающих наличие потребностей в целях, действиях, средствах, а также самосовершенствовании и обновлении знаний. Значительное внимание уделяется основным элементам и условиям профессионально-личностное становление студентов вузов.
Ключевые слова: профессионально-личностное становление, компоненты образовательной среды, синергетиче-ский подход в образовании.
Образовательная среда вуза рассматривается нами во взаимосвязи с процессом профессионально-личностного становления студентов. Профессиональное становление складывается из внешних условий, создающихся определёнными позициями и отношениями образовательной среды, и внутренних условий:
способностей, предполагающих наличие потребностей в целях, действиях, средствах, а также самосовершенствовании и обновлении знаний.
Согласно философскому словарю, термин «становление» указывает на переходные состояния, ведущие к формированию