Библиографический список
1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. М.: Воронеж: «МОДЭК», 1999. 224 с.
2. Иванцова Н.А., Лазицкая Е.Д. Особенности и этапы педагогического взаимодействия в становлении студента // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. №1 (72). С. 221-225.
3. Изотова Е.И., Никофорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 288 с.
4. Кристал Г. Интеграция и самоисцеление. Аффект, травма и алекситимия. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2006. 800 с.
5. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект. Исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78-86.
6. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М.: «КСП +», 2003. 272 с.
7. Практический интеллект / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд [и др.] СПб.: Питер, 2002. 272 с.
8. Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект. М.: Лик Пресс, 1998. 246 с.
9. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: М.: «Барс», 1997. 392 с.
10. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наукова Думка, 1984. 208 с.
УДК 796.012:572
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПРИБАЙКАЛЬЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Л о
© М.М. Колокольцев1, Р.А. Амбарцумян2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Приведены результаты мониторингового наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью российских и иностранных студенток, обучающихся в микстнациональных группах технического вуза Прибайкалья. Установлены отличия в значениях показателей физического развития и двигательных качеств девушек с учетом региона прибытия на обучение. Положительная динамика физической подготовленности к концу учебного года регистрируется у славянских девушек в 4 из 7 двигательных тестов, у представительниц стран Юго -Восточной Азии в 1, а у студенток из стран Центральной Азии улучшения двигательных качеств не отмечено. Установлено, что учебные занятия по физическому воспитанию не обеспечивают в полной мере прироста двигательных качеств у зарубежных студентов, что требует устранения или компенсации выявленных отстающих компонентов их физической подготовленности. Выявленные особенности физического здоровья студенток необходимо учитывать при планировании и организации учебных занятий по физической культуре в условиях поликультурной образовательной среды. Табл. 1. Библиогр. 11 назв.
Ключевые слова: российские и иностранные студентки; физическое развитие; физическая подготовленность; физическая культура.
COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL FITNESS OF BAIKAL REGION TECHNICAL UNIVERSITY FEMALE STUDENTS UNDER CONDITIONS OF MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
M.M. Kolokoltsev, R.A. Ambartsumyan
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The paper presents the results of monitoring physical development and fitness of Russian and foreign female students being trained in multinational groups at a Baikal region technical university. It is determined that the girls' indices of ph ys-ical development and motor qualities differ in values depending on the region they arrived from for training. By the end of the academic year Slavic girls demonstrate the positive dynamics of physical fitness in 4 from 7 motor tests, the girls from the countries of South-East Asia in 1 motor test, while the female students from the countries of Central Asia do not show any improvement of motor characteristics. This may indicate that physical training classes do not provide the full increase in motor characteristics of foreign students, which requires the elimination or compensation of the identified lagging components of their physical fitness. The identified features of female students physical health are to be considered when planning and organizing lessons on physical education under conditions of multicultural learning environment. 1 table. 11 sources.
Key words: Russian and foreign female students; physical development; physical fitness; physical education.
1 Колокольцев Михаил Михайлович, доктор медицинских наук, профессор кафедры физической культуры, тел.: (3952) 405024, 89149450800, e-mail: [email protected]
Kolokoltsev Mikhail, Doctor of Medicine, Professor of the Department of Physical Education, tel.: (3952) 405024, 89149450800, e-mail: [email protected]
2Амбарцумян Рима Агасовна, аспирант, тел.: (3952) 405024, 89246010203, e-mail: rima.ambarcumyan@mail Ambartsumyan Rima, Postgraduate, tel.: (3952) 405024, 89246010203, e-mail: rima.ambarcumyan @ mail
История обучения иностранных граждан в России насчитывает свыше 150 лет. Начиная в середины XIX столетия университеты Российской империи открывали свои двери для студентов более чем десяти стран мира.
Система обучения в нашей стране имеет хорошую традицию и всегда была открыта для талантливой молодёжи, независимо от сословного, материального положения, религии, национальной принадлежности.
По данным Федеральной службы государственной статистики, за последнее десятилетие число обучающихся иностранных студентов в России возросло с 58992 (в 2001-2002 учебном году) до 158400 человек (в 2011-2012 учебном году), т.е. более чем в 2,6 раза
[5].
Современное социально-экономическое положение России и высшего образования предъявляет новые требования к качеству обучения зарубежных студентов. Оптимизация данного процесса, помимо решения материально-технических и педагогических задач, предусматривает изучение адаптации учащихся на различных уровнях их жизнедеятельности и возможности её коррекции. Успешное освоение образовательных программ в российских вузах определяется состоянием их физического здоровья, включающего в себя физическое развитие организма и физическую подготовленность [10]. Поэтому интеграция иностранных студентов в новые условия жизни и учебы в значительной мере зависит от объема и характера использования средств и методов физической культуры [2, 4].
Одним из вузов, предлагающих современные образовательные услуги, является Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, в котором в настоящее время обучается 1270 иностранных граждан из 30 стран. Интернационализация современного высшего образования затрагивает и проблемы адаптации иностранных студентов, которая определяется в первую очередь задачами дальнейшего эффективного их обучения как будущих специалистов [6].
Разработка методов оценки, прогноза и коррекции адаптации зарубежных студентов к физическим нагрузкам, воздействию комплекса психосоциальных факторов иноязычной среды является актуальной проблемой. Её решение позволит в значительной мере уменьшить негативное влияние ряда факторов на адаптированность иностранных учащихся.
В современном обществе одной из главных задач, стоящих перед государством, является решение проблем обеспечения здоровья студентов, в том числе прибывших на обучение из-за рубежа.
В этом плане физическая активность рассматривается как один из естественных, генетически запрограммированных, немедикаментозных и эффективных факторов оздоровления молодежи. В настоящее время на занятиях по физической культуре необходима более индивидуальная оценка физического развития и физической подготовленности студентов, с которыми проводятся занятия по дисциплине «Физическая культура». Подобные наблюдения позволяют четко
выявить слабые стороны в развитии его двигательных и функциональных качеств, внести корректировки в учебные программы по физическому воспитанию в вузах и тем самым снизить негативные моменты адаптации иностранных студентов к обучению в новой для них поликультурной образовательной среде, в частности, в условиях Прибайкалья.
Анализ литературных данных показал, что физическое здоровье иностранных студентов, обучающихся в вузах Прибайкальского региона, стало изучаться лишь в последние годы [1]. Подобные наблюдения необходимы для внесения корректировок в учебные программы по физическому воспитанию в вузах, что позволит снизить негативные моменты адаптации иностранных студентов к обучению в новой для них поликультурной образовательной среде.
Цель работы. Дать сравнительную характеристику динамики показателей физического развития и физической подготовленности иностранных и российских студенток, обучающихся в техническом вузе Прибайкалья.
Материал и методы. В течение 2011-2012 учебного года, в начале (сентябрь 2011 г.) и повторно в конце (май 2012 г.), обследовано 586 девушек - студенток ИрГТУ, отнесенных по состоянию здоровья к первой функциональной группе. Из них 455 славянок, уроженок Прибайкалья, (группа 1 Пр), 57 студенток, прибывших из стран Юго-Восточной Азии (группа 2ЮВ), и 74 - из Центральной Азии (группа 3ЦА).
Мониторинговое наблюдение включало в себя: антропометрическое исследование - это соматомет-рические (рост, вес, окружность грудной клетки) и фи-зиометрические (динамометрия силы мышц кистей рук), а также функциональные тесты (дыхательные пробы Штанге и Генче, проба с 20 приседаниями (Мартине-Кушелевского). Определение тотальных размеров тела проводилось по общепринятой методике В.В. Бунака (1941) [3]. Измерения проводились на основе принципов добровольности утром, перед занятием, в помещении медицинского кабинета вуза, с соблюдением прав и свобод личности, гарантированных ст. 21 и 22 Конституции.
Для оценки основных двигательных качеств студенток использовались тесты, разработанные Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры [9]: на скоростную выносливость и ловкость (челночный бег 10 раз х 5 м, с); тест на быстроту (бег 20 м с хода, с); на скоростно-силовую выносливость мышц сгибателей туловища (подъем туловища из положения лежа, количество раз за 30 с); тесты на силу и силовую выносливость мышц верхнего плечевого пояса (вис на перекладине, с); тест на динамическую силу мышц нижних конечностей (прыжок в длину с места, см); тест на активную гибкость позвоночника и тазобедренных суставов (наклон вперед сидя, см) и тест на общую выносливость (бег 1000 м, мин, с).
Студентки межнациональных учебных групп посещали занятия по физической культуре 2 раза в неделю, продолжительностью 90 мин каждое, которые проводились согласно требованиям ГОС второго по-
коления (Примерная учебная программа для высших учебных заведений по дисциплине «Физическая культура», 2000) - преимущественно общефизическая подготовка с использованием упражнений, направленных на воспитание всех основных двигательных способностей [7].
Статическая отработка полученных данных осуществлялась общепринятыми методами. В случае нормального распределения изучаемых количественных признаков были использованы параметрические методы обработки материала (вычисление коэффициента достоверности Фишера-Стьюдента), а при отличном от нормального - непараметрические методы обработки полученных данных с использованием критерия Вилкоксона-Манна-Уитни [8]. Различия считались достоверными при уровне значимости Р<0,05.
Результаты исследования. Как видно из таблицы, в начале наблюдения длина тела студенток-славянок (1 Пр группы) превышает значение этого показателя для 2ЮВ группы на 2,8 см, а девушек из группы 3ЦА на 2,1 см (Р<0,05). К концу наблюдения отмечена та же зависимость, что и в начале наблюдения: длина тела девушек-славянок больше, чем у девушек 2ЮВ группы на 3,4см, а из стран Центральной Азии на 2 см (Р<0,05).
Масса тела девушек из групп 2ЮВ и 3 ЦА как в начале, так и в конце наблюдения выше, чем у студенток-славянок.
Окружность грудной клетки в покое (ОГК) девушек-славянок на 1,6 см меньше, чем у девушек из 2ЮВ, и на 2,9 см, чем у студентов из 3ЦА группы (Р<0,05). При этом между студентками из группы 2ЮВ и 3 ЦА различий в показателях ОГК не установлено. К концу наблюдения отмечается та же зависимость, что и в начале наблюдения.
В пробе «20 приседаний за 30 секунд» в начале работы до нагрузки у студенток-славянок установлен наибольший показатель ЧСС (15,3±0,2). У студенток из стран Юго-Восточной и Центральной Азии ЧСС не отличалась между собой и составляла 14,6 ударов за 10 с. После физической нагрузки в виде 20 приседаний за 30 с установлено увеличение показателя ЧСС во всех группах наблюдения. При этом у российских студенток значение ЧСС оказалось выше, чем у девушек из 2ЮВ и 3ЦА (Р<0,05).
Признаком адаптации сердечно-сосудистой системы организма студенток к физической нагрузке в процессе занятий физической культурой служит уменьшение значения показателя ЧСС и времени восстановления её после физической нагрузки с пробой «20 приседаний» к концу наблюдения. Такая адаптация выявлена лишь у российских студенток, о чем свидетельствует урежение ЧСС до и после нагрузки в конце наблюдения (май 2012 года). Среди иностранных студентов такой зависимости не отмечено. Сокращение времени восстановления ЧСС после физической нагрузки установлено также в группе 1 Пр. Если в начале эксперимента не было выявлено достоверного различия времени восстановления во всех группах наблюдения, то в конце наблюдения лишь в 1 Пр группе отмечается уменьшение времени восстановле-
ния с 1,4±0,01 до 1,05 ± 0,2 мин (Р<0,05).
Важным показателем, характеризующим физическое развитие человека, является динамометрия кистей рук. До начала работы наибольшие значения показателей силы кистей рук зарегистрированы у девушек-славянок (26,06±0,4 левая и 28,2±0,4 кг - правая кисти) и студенток, прибывших на обучение из стран Центральной Азии (28,6±2,8 и 29,6±3,3 кг, соответственно). Эти значения достоверно превышают показатели силы кистей рук у девушек из стран Юго-Восточной Азии (Р<0,05).
В конце учебного года не установлено достоверного прироста силы мышц кистей рук девушек ни в одной из наблюдаемых групп, что можно объяснить недостаточным использованием в учебном процессе по физической культуре силовых упражнений на эти группы мышц.
Результаты показателей в тестах с задержкой дыхания в пробе Штанге у зарубежных студенток оказались ниже, чем у российских, как в начале, так и в конце наблюдения. В начале учебного года время задержки дыхания на вдохе (проба Штанге) у девушек 1 Пр группы оказалось больше, чем у их сверстниц из регионов Юго-Восточной и Центральной Азии на 22,1 и 14,1% соответственно.
В пробе Генче в начале наблюдения у студенток из групп 2ЮВ и 3ЦА результаты были ниже, чем у группы 1 Пр на 19,1 и 14,0% соответственно.
В процессе занятий студенток физической культурой в вузе установлена положительная динамика результатов в двух тестах задержки дыхания (пробы Генче и Штанге) к концу наблюдения (Р<0,05) только у студенток - славянок, что свидетельствует об улучшении у них функциональных показателей дыхательной системы.
Характеристика основных двигательных качеств у студенток из разных стран имеет значительные отличия.
В начале наблюдения (сентябрь 2011 года) значения показателей в тесте «челночный бег» у девушек групп 1 Пр и 3ЦА оказались примерно одинаковыми и достоверно ниже, чем у студентов из группы 2ЮВ. В конце учебного года не установлено достоверного улучшения результата в тесте на скоростную выносливость и ловкость у студенток ни в одной из наблюдаемых групп. Это может свидетельствовать о недостаточном использовании в учебном процессе по физической культуре упражнений, направленных на формирование этих двигательных качеств.
Значения показателей теста на быстроту «бег 20 м с хода» оказались примерно одинаковыми у российских и студенток из Центральной Азии и были достоверно выше по сравнению с показателями девушек из стран Юго-Восточной Азии, как в начале, так и в конце наблюдения. При этом к концу учебного года, по сравнению с началом, улучшение значения показателя в тесте на быстроту отмечены только у студенток-славянок (Р<0,05). Российские студентки характеризуются большей выносливостью, чем их зарубежные сверстницы из стран Центральной и Юго-Восточной Азии, о чем свидетельствуют результаты значений
Годовая динамика показателей физического развития и физической подготовленности российских _и иностранных студенток с учетом региона прибытия (М±т)_
Показатели Результаты обследования (сентябрь 2011 г.) Результаты обследования (май 2012 г.)
Уроженки Прибайкалья 1Пр группа Уроженки стран Юго-Восточной Азии 2ЮВ группа Уроженки стран Центральной Азии 3ЦА группа Достоверность Уроженки Прибайкалья 1Пр группа Уроженки стран Юго-Восточной Азии 2ЮВ группа Уроженки стран Центральной Азии 3ЦА группа Достоверность
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Антропометрия, физиометрия и функциональные тесты
Длина тела, см 165,4±0,4 162,6 ±0,8 163,3 ±2,1 Pl-P2 <0,05 Pl-P3 >0,05 P2-P3 >0,05 165,9 ± 0,4 162,5 ± 0,7 163,9 ± 2,07 Pl-P2 <0,05 Pl- pз <0,05 P2-Pз >0,05
Масса тела, см 55,1±0,4 57,04±1,0 57,5 ± 1,5 Pl-P2 <0,05 Pl-P3 <0,05 P2-P3 >0,05 55,5 ± 0,5 56,5 ± 1,08 57,8 ± 1,5 Pl-P2 >0,05 Pl-Pз <0,05 P2-Pз >0,05
ОГК, см 83,8±0,5 85,4 ± 0,6 86,7 ± 2,1 Pl-P2 <0,05 Pl-P3<0,05 P2-P3 >0,05 83,9 ± 0,4 85,8 ± 0,7 86,4 ± 0,1 Pl-P2 <0,05 Pl-Pз <0,05 P2-Pз >0,05
ЧСС за 10 с (20 приседаний за 30 с) до нагрузки 15,3±0,2 14,6 ±0,3 14,6±0,3 Pl-P2 <0,05 Pl-Pз <0,05 P2-Pз >0,05 14,1 ± 0,1 14,7± 0,3 14,6±0,3 Pl-P2 <0,05 Pl-Pз >0,05 P2-Pз >0,05
после нагрузки 22,01 ±0,2 20,4± 0,5 20,2± 0,5 Pl-P2 <0,05 Pl-Pз <0,05 P2-Pз >0,05 20,2 ± 0,2 21,8 ±0,3 20,1 ±1,6 Pl-P2 <0,05 Pl-Pз >0,05 P2-Pз>0,05
Время восстановления ЧСС после нагрузки, мин 1,4±0,01 1,4±0,08 1,2±0,1 Pl-P2 >0,05 Pl-Pз <0,05 P2-Pз <0,05 1,05 ± 0,2 1,3 ±0,08 1,1 ± 0,09 Pl-P2 <0,05 Pl-Pз <0,05 P2-Pз <0,05
Динамометрия левой руки, кг 26,06±0,4 24,8 ± 0,9 28,6 ± 2,8 Pl-P2 <0,05 Pl-Pз >0,05 P2-Pз <0,05 27,2 ± 0,5 23,2±0,6 25,7 ± 1,9 Pl-P2 <0,05 Pl-Pз >0,05 P2-Pз <0,05
Динамометрия правой руки,кг 28,2±0,4 25,7 ± 0,9 29,6 ± 3,3 Pl-P2 <0,05 Pl-Pз >0,05 P2-Pз <0,05 28,6 ± 0,4 24,8 ± 0,7 29,2 ± 1,8 Pl-P2 <0,05 Pl-Pз >0,05 P2-Pз <0,05
Проба Штанге, с 43,8±1,3 34,1 ± 2,8 37,6±3,4 Pl-P2 <0,05 Pl-Pз <0,05 Р2^з >0,05 47,3±1,2 35,9 ± 2,4 42,4±2,3 Pl-P2 <0,05 Pl-Pз <0,05 P2-Pз <0,05
Проба Генче, с 29,4±0,5 23,8 ± 0,8 25,3±2,8 Pl-P2 <0,05 Pl-Pз <0,05 P2-Pз >0,05 32,7±0,8 25,4 ± 1,1 28,4±1,7 Pl-P2 <0,05 Pl-Pз <0,05 P2-Pз >0,05
Физическая подготовленность
Челночный бег 10 раз х 5м, с 19,31 ±0,07 20,74 ± 0,6 18,23 ± 1,7 Pl-P2<0,05 Pl-Pз>0,05 P2-Pз<0,05 21,12±0,04 21,04 ± 0,64 20,03 ± 0,97 Pl-P2>0,05 Pl-Pз>0,05 Р2^з>0,05
Бег с хода 20м (с) 3,46±0,02 3,86 ±0,05 3,44 ± 0,1 Pl-P2<0,05 Pl-Pз>0,05 P2-Pз<0,05 3,40±0,02 3,89 ± 0,05 3,48 ± 0,14 Pl-P2<0,05 Pl-Pз>0,05 P2-Pз<0,05
Бег 1000м (мин, с) 5,1±0,03 5,8± 0,1 5,5± 0,4 Pl-P2<0,05 Pl-Pз<0,05 P2-Pз>0,05 5,02 ± 0,03 5,7 ± 0,1 5,2 ± 0,26 Pl-P2<0,05 Pl-Pз>0,05 P2-Pз<0,05
Вис, с 11,3 ±0,3 5,7 ±0,8 10,5±1,9 Р1-Р2<0,05 Р1-РЗ>0,05 р2-рз<0,05 13,3±0,3 5,3 ± 1,2 10,6 ± 1,3 Р1-Р2<0,05 Р1-РЗ>0,05 р2-рз<0,05
Подъём туловища за 30 с, раз 21,6 ± 0,2 17,4 ±0,7 19,4±2,1 Pl-P2<0,05 Pl-Pз>0,05 P2-Pз>0,05 24,5±0,2 17,6 ± 0,6 21,1 ± 2,2 Pl-P2<0,05 Pl-Pз<0,05 P2-Pз<0,05
Наклон вперёд, см 10,2±0,2 16,4± 0,8 11,9±1,3 Pl-P2<0,05 Pl-Pз>0,05 P2-Pз<0,05 10,8±0,2 19,2 ± 0,9 13,7 ± 2,0 Pl-P2<0,05 Pl-Pз<0,05 P2-Pз<0,05
Прыжок в длину с места, см 158,5±6,6 157,7 ±5,8 152,0 ± 10,4 Pl-P2>0,05 Pl-Pз>0,05 P2-Pз>0,05 159,6±6,6 158,7 ± 5,9 159,2 ± 10,5 Pl-P2>0,05 Pl-Pз>0,05 P2-Pз>0,05
показателей в тесте «бег 1000 м». Время прохождения дистанции 1000 м в начале исследования оказалось у девушек 1 Пр группы достоверно меньше на 13,2 и 8,5%, чем у студенток из групп 2ЮВ и 3ЦА (соответственно). К концу исследования установлена тенденция улучшения результатов в данном тесте в сравнении с началом работы в трех выделенных группах девушек (Р >0,05). Характеристика скоростно-силовой выносливости мышц сгибателей туловища «подъем туловища из положения лежа», а также силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса «вис на перекладине» свидетельствуют о том, что значения показателей у студенток 1 Пр и 3ЦА групп в начале исследования примерно одинаковые и выше, чем у девушек 2 ЮВ группы (Р<0,05). Достоверный прирост силовых качеств в этих тестах к концу наблюдения имеют лишь студентки 1 Пр группы.
Наибольшая гибкость тела регистрируется у девушек из стран Юго-Восточной Азии (2ЮВ), на что указывают достоверные результаты, полученные в тесте «наклон вперед» как в начале, так и в конце наблюдения. При этом прирост значения показателя в этом тесте у них составил более 17%.
Результаты теста на динамическую силу мышц нижних конечностей «прыжок в длину с места» у студенток 1 Пр 2ЮВ и 3ЦА групп оказались примерно одинаковыми как в начале, так и в конце учебного года (Р >0,05).
При тестировании в мае 2012 г. установлено, что за учебный год российские студентки улучшили свои показатели в 4 из 7 двигательных проб (за исключением тестов «Челночный бег», «Наклон туловища» и «Прыжок в длину с места»).
Девушки из стран Юго-Восточной Азии улучшили свои двигательные показатели в 1 из 7 тестов («Наклон туловища»), а у студенток из стран Центральной Азии положительной динамики не отмечено ни в одном из двигательных качеств.
Выводы. 1.Длина тела, некоторые функциональные показатели (дыхательные пробы) и адаптация сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке у российских студенток выше, чем у их сверстниц из зарубежных стран. В свою очередь, студентки из стран Центральной и Юго-Восточной Азии, относительно студенток Прибайкалья, обладают более высокими показателями массы тела и ОКГ.
2.Значения показателей в тестах на выносливость свидетельствуют о более низких их характеристиках у иностранных студенток, по сравнению со славянскими девушками. Скоростная выносливость и ловкость, сила верхнего плечевого пояса и мышц сгибателей туловища у российских студенток достоверно выше, чем у их сверстниц из стран Центральной и Юго-Восточной Азии. Однако у последних (2ЮВ) значения в тестах на гибкость оказались выше, чем у российских студенток и девушек из Центральной Азии. Динамическая сила мышц нижних конечностей у девушек из всех стран примерно одинакова и достоверно не отличается друг от друга.
3.Положительная динамика физической подготовленности к концу учебного года регистрируется у славянских девушек в 4 из 7 тестов, у представительниц стран Юго-Восточной Азии в 1, а у студенток из стран Центральной Азии улучшения двигательных качеств не отмечено. Это может свидетельствовать о том, что учебные занятия по физическому воспитанию не обеспечивают в полной мере прироста показателей в двигательных тестах у зарубежных студентов, что требует устранения или компенсации выявленных отстающих компонентов их физической подготовленности .
4. С учетом выявленных особенностей двигательных качеств у иностранных и российских студенток необходима разработка и коррекция технологий их физического воспитания с использованием индивидуально-дифференцированного обучения как на занятиях в вузе, так и во внеучебное время.
1. Амбарцумян Р.А., Колокольцев М.М. Физическое здоровье иностранных студентов технического вуза Прибайкалья //Совершенствование боевой и физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений силовых ведомств: материалы международной научно-практической конференции. Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2012. Т. 2, С. 122-127.
2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. № 5. С. 7-9.
3. Бунак В.В. Антропометрия. М.: Учпедгиз, 1941. 367 с.
4. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физ. культ.: восп., образ., тренировка. 1996. № 1. С. 27-32.
5. Каталог публикаций: Федеральная служба государственной статистики. Российский статистический ежегодник. 2012 С. 247-262: URL http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_11350873420 78 (дата обращения: 07.02.2013).
6. Кузнецова Т.Е., Перфилова И.Л., Соколова Т.В. [и др.]
Библиографический список
Особенности обучения китайских студентов в вузах РФ // Подготовка иностранных абитуриентов в вузы Российской Федерации. СПб.: Изд. Политехнического Университета, 2010. С. 238-236.
7. Примерная учебная программа для высших учебных заведений по дисциплине «Физическая культура» / М-во образования Рос. Федерации. М., 2000. 35 с.
8. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ БТАТСТЮА. М.: МедиаСфера, 2002. 305 с.
9. Тяпин А.Н., Пузырь Ю.П., Захаров Л.А. [и др.] Физкультурный паспорт // Методическое руководство по тест-программе. М., 1998. 25 с.
10. Ушакова И.А. Системообразующие факторы в обеспечении адаптации иностранных студентов к обучению в российских вузах. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. 308 с.
11. Фомина Т.К. Иностранные студенты в медицинском вузе России: интериоризация профессиональных ценностей: автореф. дис....док. соц. наук. 2008. 47 с.